духовно нравственное развитие и воспитание детей и подростков формы и методы
Формы и методы работы по духовно-нравственному воспитанию
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Направления работы классного руководителя
Классный руководитель — человек, на которого ложится одна из ведущих ролей в процессе воспитания нравственной личности учащегося. Для того, чтобы вести воспитательный процесс в этом направлении успешно, нужно иметь особые личностные качества, позволяющие создать продуктивную педагогическую среду.
Задачи работы классного руководителя:
развитие духовности, патриотизма и трудолюбия учеников
развитие коллектива школьников на основе нравственности и духовности
проведение внеклассной интеллектуальной и познавательной работы
исследование личностных качеств школьников, их интересов и склонностей
обучение внимательно относиться к здоровью как залогу истинной нравственности
взаимодействие школы и родителей с помощью совместных событий, индивидуальной работы, родительских собраний.
Функции классного руководителя при организации целостной программы духовно-нравственного воспитания школьников заключаются в:
создании духовно-нравственной среды воспитывающего характера
стимулировании здорового образа жизни
совместном творчестве воспитанников, предусматривающего многообразные формы работы
коррекции индивидуальные путей морального становления каждого отдельного ученика
стимулировании самопознания и самовоспитания воспитанника.
Большое значение в воспитательном процессе имеют дифференцированный и индивидуальный подходы.
Формы духовно-нравственного воспитания
Организовывая процесс воспитания духовно-нравственных качеств учеников, педагог может использовать самые разнообразные формы работы:
просветительская работа и много другое.
Хороший педагогический эффект даёт использование проблемных ситуаций, когда учащемуся предлагается поразмышлять, найти выход из предложенной ситуации, предложить решение проблемы. При работе со школьниками огромное значение имеет развитие их культуры общения: это учит гуманному отношению друг к другу, доверию, взаимопониманию.
При воспитании нравственности эффективно использование системно-деятельностного педагогического подхода. Его можно использовать, к примеру, при совместном чтении отрывка литературного произведения и его разбора с разных точек зрения. Изучение литературы — одна из основных форм воспитания духовности и нравственности. Обязательным элементом здесь является размышление учеников, обсуждение прочитанного.
Моделирование ситуаций — ещё она форма воспитания нравственности. Ученики включаются в обсуждение, делятся личным опытом, переживают, осознают ценности.
Учитель может быть инициатором тематических классных часов и концептуальных мероприятий патриотического, эстетического, духовного (религиозного), фольклорного характера.
Педагогическая культура родителей
Педагоги считают, что многих проблем воспитания можно было бы избежать, если бы все родители обладали хотя бы небольшими знаниями в области педагогики. Когда родители обладают педагогической культурой, они способствуют формированию духовной и нравственной личности ребёнка, создавая в семье благоприятный нравственный климат. Такие родители являют собой положительный моральный пример, который и будет образцом для ребёнка.
Духовно-нравственное воспитание — один их главных элементов образовательного и, в частности, воспитательного процесса не только в школе, но и в семье. Заботясь о духовности и нравственности, мы способствует тому, чтобы школьник вырос честным, добрым, заботливым, трудолюбивым человеком и смог найти своё уникальное место в жизни.
Современные формы работы по духовно – нравственному воспитанию
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Современные формы работы по
духовно – нравственному воспитанию
Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.
Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.
Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:
– Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
– труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
– искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
– природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Иными словами необходима интегративность всех программ духовно-нравственного развития личности.
Работа в нашей школе осуществляется по следующим направлениям:
Модуль «Я – гражданин».
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Модуль «Я и здоровье»
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Модуль «Я и природа»
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Модуль «Я и культура»
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
1. Наглядный (иллюстративный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы; проведение дидактических игр; экскурсии; работа с текстами..
2. Словесный (чтение литературных произведений, с последующим обсуждением и творческим заданием; беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; проведение сюжетно-ролевых, дидактических игр, разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров).
3. Практический (организация продуктивной деятельности обучающихся).
Формы работы с детьми:
– Индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания.
– Творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно-прикладного творчества
– Проведение праздников и мероприятий.
– Использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей, создание презентаций).
– Исследовательская деятельность обучающихся.
– Экскурсии (на природу, Монетный двор, Музей Иконы и другие)
– Организация выставок.
– Тематические и творческие вечера.
– Участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах.
Классный руководитель проводит эту работу в системе внеурочных мероприятий, то есть выступает как основной организатор духовно-нравственного воспитания обучающихся во внеурочное время. Перед ним стоит важнейшая задача по воспитанию у своих питомцев нравственных навыков и привычек, формированию у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого школьника в практическую, трудовую и культурно-массовую деятельность. Весьма важной задачей классного руководителя является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников.
Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Её преимущества: предоставление детям возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.
Школа даёт общее образование, очень важное и значимое, но развитию личности, раскрытию его способностей, ранней профориентации и духовно-нравственному воспитанию способствует именно дополнительное образование во внеурочной деятельности.
Простейшие арифметические подсчёты показывают, что не менее 150 дней в году ученик свободен от школьных занятий. Но ребёнок никогда не бывает свободен от самого себя. И мы, взрослые, не имеем права лишать ребёнка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя и овладеть способами разумной жизни. Достаточно учителю продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребёнка и можно развивать его способности в самых разных направлениях, причём делать это прямо в школе, не обрекая ребёнка и его родителей на поиск дополнительных услуг на стороне.
Эти занятия требуют творческого подхода и могут быть разных видов:
– беседы, включающие вопросы гигиены, питания и закаливания дают знания в области оздоровления; динамические паузы, деловые игры, игры-соревнования способствуют развитию позитивного отношения детей к базовым ценностям современного общества.
Художественно-эстетическое воспитание реализуется через занятия «Веселые краски». Эти занятия помогают детям по-новому увидеть и осмыслить мир вещей и предметов в повседневной жизни, будят их фантазию, подталкивают к активному творческому поиску и созиданию. На занятиях по внеурочной деятельности «Школа общения», «Умка» дети узнают друг друга, учатся определять черты своего характера, на доступном уровне они знакомятся с психологическими понятиями.
Гуманистическая педагогика отличается направленностью на принятие ребёнка как личности и индивидуальности, на защиту его права на саморазвитие и самоопределение.
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования внеурочной деятельности школьника уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.
Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.
Конспект по теме «Формы и методы воспитания нравственности подростков в образовательной организации».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЕГОРЛЫКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11
« Формы и методы воспитания нравственности подростков в образовательной организации».
постоянное ухудшение морально-нравственной среды
уменьшение объёмов культурной и досуговой работы с детьми
ухудшение физического развития молодого поколения
отсутствие действенных механизмов закладывания ориентиров здорового образа жизни
негативные факторы (наркомания, табакокурение, алкоголизм, ранние половые контакты)
отсутствие культуры поведения и речи (что демонстрируют СМИ в своих материалах)
гуманное (дружелюбное) отношения между детьми
чувство долга, ответственности за своё поведение
трудолюбие и потребность в труде
бережливое отношение к природе
ориентация на гармоничную и одобряемую в социуме семейную жизнь
самопознание и самовоспитание.
Формирование лучших духовно-нравственных качеств ребёнка заключается в усвоении им морально-этических понятий, в формировании и выражении отношения к тем или иным нравственным или же безнравственным поступкам.
Усвоение моральных норм осуществляется стихийно в повседневном общении людей. Нравственное воспитание придает этому процессу целевую направленность, систематичность с помощью этического просвещения.
Выделяют такие группы методов воспитания как:
В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как:
— упражнение и убеждение.
В процессе нравственного воспитания применяются и такие вспомогательные методы как:
— поощрение и наказание.
Они служат для одобрения положительного и осуждения отрицательных поступков и действий.
К методам нравственного воспитания относится так же личный пример, который оказывает огромное влияние на сознание и поведение, на формирование морального облика.
Во всех видах детской деятельности происходит сочетание методов.
— различают четыре вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд.
Педагог привлекает детей к совместному сотрудничеству к выполнению совместных поручений.
В труде у детей развивается самостоятельность, формируются навыки в самообслуживании. Выполняя несложные обязанности, связанные с накрыванием на стол, помогая подготовить все необходимое к занятиям, дети учатся быть полезными для других. Это формирует у них готовность приходить на помощь тому, кто в ней нуждается, охотно выполнять посильные трудовые поручения, формирует ответственное отношение к порученному делу, старательность и исполнительность.
Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Назначение и смена дежурных происходят ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение.
Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.
Нравственность старшеклассников — одна из самых актуальных тем сегодня. Почему она требует особого внимания? По причинам, всем нам знакомым: утрата духовно-нравственных идеалов и ценностей в обществе, проблематичность самоопределения и самореализации молодого человека.
Сегодня взрослые зачастую равнодушны к тому поколению, которое идёт им на смену. Смена ценностей сегодня происходит далеко не в лучшую сторону, дезориентируя детей, только открывающих для себя многогранность мира. Вполне нормальным считается гражданский брак, а не семья. Негативное окружение и медиабезграмотность уводит старшеклассников от понимания истинных ценностей. Учитывая эти проблемы, в старших классах нужно уделить особое внимание привитию настоящих ценностей, таких как: нравственность и духовность интеллектуальное развитие ценность семьи здоровый образ жизни.
Воспитывать гармоничную духовно-нравственную личность старшеклассников можно с помощью различных направлений работы:
-организация волонтёрской и благотворительной деятельности;
-обсуждение вопросов веры и смысла жизни;
-отношения между разными полами;
-воспитание здорового образа жизни;
-эстетическое воспитание — любовь к прекрасному;
-воспитание чувства самоуважения и достоинства;
-правильное отношение к труду;
Актуальны следующие формы работы : благотворительные акции, выставки, конкурсы, киносеансы, диспуты, круглые столы, экскурсии, беседы и многое другое.
Изучение литературы — одна из основных форм воспитания духовности и нравственности. Обязательным элементом здесь является размышление учеников, обсуждение прочитанного.
Моделирование ситуаций — ещё она форма воспитания нравственности. Ученики включаются в обсуждение, делятся личным опытом, переживают, осознают ценности.
Учитель может быть инициатором тематических классных часов и концептуальных мероприятий патриотического, эстетического, духовного (религиозного), фольклорного характера.
Духовно-нравственное воспитание — один их главных элементов образовательного и, в частности, воспитательного процесса не только в школе, но и в семье. Заботясь о духовности и нравственности, мы способствует тому, чтобы школьник вырос честным, добрым, заботливым, трудолюбивым человеком и смог найти своё уникальное место в жизни.
Методы и средства формирования духовно-нравственных ценностей детей и подростков
Содержимое разработки
Методы и средства формирования духовно-нравственных ценностей детей и подростков
Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины
Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность :
— нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения,
-выбор и принятие решений
Духо́вно-нра́вственное воспита́ние — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающим поколением и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей
Духовно-нравственное воспитание личности направлено на формирования её:
ответственности, гражданственности, патриотизма;
Основные задачи духовно-нравственного воспитания:
1. Формирование нравственного сознания;
2. Воспитание и развитие духовно-нравственных чувств;
Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств.
Метод (греч.)- путь исследования, способ достижения какой-либо цели.
Методы духовно-нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения.
Так, в процессе нравственного просвещения на первое место выдвигается убеждение;
в воспитании дисциплинированности и ответственности наряду с основными методами применяются также поощрение и наказание
Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств.
Как известно, средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания.
виды деятельности (труд, игра)
предметы, вещи (игрущки, ЭВМ)
произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь)
конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания)
Классификация методов воспитания (Ю.К. Бабанский)
деятельности и поведения
единство сознания и поведения
Методы организация деятельности,
единство сознания и поведения.
Методы организация деятельности,
деятельности и поведения
Методы нравственного воспитания-самовоспитания ( М.И. Рожков и Л.В. Байбородова) :
1.убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера),
2.стимулирование и мотивация (мотивационная сфера),
3.внушение и самовнушение (эмоциональная сфера),
4.требование и упражнение (волевая сфера),
5. коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции),
6.воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая сфера),
7. метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера).
Классификация методов воспитания (Г.И. Щукина)
Убеждение – это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств.
В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация.
Если мы хотим убедить воспитанника в истинности какого-то научного положения, то мы обращаемся к его разуму, и в этом случае необходимо выстроить логически безупречную цепочку аргументов, что и будет доказательством.
Если же мы хотим воспитать любовь к Родине, к матери, должное отношение к шедевру художественной культуры, то необходимо обратиться к чувствам воспитанника. В этом случае убеждение выступает как внушение.
Чаще всего педагог обращается одновременно и к разуму, и к чувствам воспитанника
а) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения;
б) для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен.
Лекция – это развернутое, продолжительное и систематическое изложение сущности той или иной учебной, научной, воспитательной или иной проблемы. Основа лекции – теоретическое обобщение, а конкретные факты, составляющие основу беседы, в лекции служат иллюстрацией или исходным отправным моментом.
Диспут – столкновение мнений с целью формирования суждений, оценок. Это отличает диспут от беседы и лекции и как нельзя лучше отвечает обостренной потребности подростков и молодых людей в самоутверждении, стремлению искать смысл в жизни, ничего не принимать на веру, обо всем судить самостоятельно.
Диспут учит умению защищать свои взгляды, убеждать в них других людей и в то же время требует мужества отказаться от ложной точки зрения, выдержки не отступать от этических норм и требований.
У рассказа на этическую тему несколько функций :
— служить источником знаний,
— обогащать нравственный опыт личности опытом других людей,
— служить способом использования положительного примера в воспитании.
К условиям эффективности этического рассказа относятся следующие :
Метод привлечения детей для обсуждения, анализа поступков и выработки нравственных оценок, и как форма разъяснения воспитанникам принципов нравственности и их осмысления, и как средство формирования системы моральных представлений и понятий, которые в свою очередь выступают в качестве основы для формирования нравственных взглядов и убеждений.
Главная функция этической беседы – привлечь самих воспитанников к оценке событий, поступков, явлений жизни и на этой основе сформировать у них желаемое отношение к окружающей действительности, к гражданским и нравственным обязанностям.
Поводом и сюжетной канвой беседы могут быть факты, раскрывающие социальное, нравственное или эстетическое содержание тех или иных сторон жизни.
Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий:
— беседа должна носить проблемный характер;
— нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов;
— нужно учить детей с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения;
— нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию.
Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников.
Пример как метод педагогического воздействия основывается на стремлении воспитанников к подражанию. Давно известно, что слова учат, а примеры влекут. Всматриваясь в других людей, наблюдая и анализируя живые образцы высокой нравственности, патриотизма, трудолюбия, мастерства, верности долгу и т.д., воспитанник глубже и нагляднее осмысливает сущность и содержание социально-нравственных отношений. Особое значение имеет личный пример педагога-воспитателя.
Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание детей на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном.
Упражнение – это планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности.
Приучение – это организация планомерного и регулярного выполнения определенных действий в целях формирования хороших привычек
Упражнения в полезной деятельности (имеют целью выработать привычки в труде, в общении со старшими, со сверстниками),
режимные упражнения (например, соблюдение оптимального режима в семье и учебном заведении приводит к синхронизации психо-физиологических реакций организма с внешними требованиями, что благотворно сказывается на здоровье, физических и интеллектуальных возможностях воспитанника),
специальные упражнения – это упражнения тренировочного характера, имеющие целью выработку и закрепление умения и навыков.
Стимулирование – это побуждение, толчок к мысли, чувству, действию.
Соревнование в учебных заведениях сродни лучшим образцам соперничества спортивного. Главная задача педагога – не дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к первенству любой ценой. Соревнование должно быть проникнуто духом товарищеской взаимопомощи и доброжелательности. Хорошо организованное соревнование стимулирует достижение высоких результатов, развитие ответственности и инициативы.
Поощрение – это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в нем содержится общественное признание того подхода, того образа действия и того отношения к действию, которые избраны и реализуются учащимся. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный воспитанник, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью.
Наказание – один из старейших методов воспитания. Обосновывая правомерность наказания как метода воспитания А.С. Макаренко писал:
«Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их». Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься, где и в чем он поступил неправильно, вызывает чувство неудовлетворенности, стыда, дискомфорта.
Педагогические требования к применению мер наказания :
нельзя наказывать за неумышленные поступки;
нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований, по подозрению: лучше простить десять виновных, чем наказать одного невиновного;
сочетать наказание с убеждением и другими методами воспитания;
строго соблюдать педагогический такт;
опираться на понимание и поддержку общественного мнения;
учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников
Как бы хороши ни были методы, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях:
2. Метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения.
3. Для использования метода должны быть заранее подготовлены условия и средства.
4. Метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации.
5. Методы воспитания следует применять тактично. Воспитанник не должен чувствовать, что его воспитывают.
6. При подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества.
7. Проектируя, подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка.
9. Методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основанием для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей.
В реальных условиях методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве.
Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично организованная их система.
Разумеется, на каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться в изолированном виде.
Но без соответственного подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение воспитательного процесса к намеченной цели.
Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.
Василий Андреевич Сухомлинский предлагал в целях нравственного воспитания учить детей азбуке морали.
Ты живешь среди людей. Помни, что каждый поступок, каждое желание отражается на окружающих тебя людях.
Знай, что существует граница между «хочу» и «можно».
Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.
Ты пользуешься благами, созданными другими людьми.
Люди создают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай людям в беде. Не причиняй людям зла.
Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
Не будь равнодушным. Борись против зла, обмана и несправедливости.