дуров а архитектурные формы каменные кирпичные и деревянные
Дуров а архитектурные формы каменные кирпичные и деревянные
25 июля Аукционный дом «Литфонд» представит коллекцию из 350 лотов редких книг, автографов, фотографий, плакатов, открыток, исторических бумаг и географических карт на общую сумму свыше 15 000 000 рублей.
Среди самых примечательных книжных лотов аукционной коллекции можно найти книгу стихотворений М.Ю. Лермонтова (1842-1844), экземпляр происходящий из собрания баронессы Наталии Дмитриевны Штейнгейм и впоследствии подаренный ею в библиотеку Лейб-Гвардии Гродненского Гусарского полка, где командиром взвода служил сам поэт — корнет Михаил Юрьевич Лермонтов.
В собрании торгов есть и уникальные автографы музейного уровня, например, книга Александра Блока «Ночные часы» с автографом, адресованным личному логопеду Ленина Сергею Мартиниановичу Доброгаеву. Не менее интересен и документ, связанный с деятельностью Дома литераторов, с автографами А. Блока, Н. Гумилева, А. Ремизова и еще 15 писателей, поэтов и журналистов (дат. 15 января 1921). В каталоге аукциона представлено множество инскриптов и дарственных надписей известных литераторов и политических деятелей, например, И. Бунина, А. Ахматовой, М. Горького, А. Деникина, В. Комиссаржевской, В. Качалова, Ф. Шаляпина, Ю. Мамлеева, М. Бахтина, И. Бродского, Д. Пригова, И. Холина, Л. Брежнева, М. Горбачева и др.
Среди множества редких книг русского авангарда выделяется экземпляр книги А. Крученых в коллекционном состоянии «Лакированное трико» (Юзги А. Крученых, запримечания Терентьева. Тифлис: Издательство «41°», 1919). Один из сохранившихся экземпляров этой книги находится в фонде Музея современного искусства в Нью-Йорке (MOMA). Также экземпляр издания был представлен на выставке «Ильязд & Пикассо. Страницы творчества и жизни», проходившей с 5 апреля по 23 июня 2019 г. в Малаге (Испания) в Выставочных залах Фонда Пикассо. Не менее редка и «записная библиофильская редкость», книга Д. Моора «Азбука красноармейца» (1921), уникальный экземпляр с дарственной надписью от дочери художника: «На память, за память о Д.С. Мооре. Моор».
Со всеми лотами аукциона можно ознакомиться на предаукционной выставке в офисе Аукционного дома «Литфонд» (Нижний Кисловский пер., д. 6, стр. 2) c 12 по 24 июля 2019 года (кроме воскресенья и понедельника). Аукцион состоится 25 июля в 19:00 там же.
По всем вопросам просьба обращаться по тел. +7 495.792.48.92; +7 985.969.77.45; e-mail: info@litfund.ru; каталог в Интернете: www.litfund.ru/auction/168, каталог и участие в онлайн-аукционе через систему Bidspirit: https://litfund.bidspirit.com/.
Аукционный дом «Литфонд» — безусловный лидер среди аукционных домов России, занимающий около 60% рынка, с доходностью более 120% (по материалам раздела «Аналитика» портала rus-auction.com). Кроме ключевого направления «Антикварная книга» в портфолио «Литфонда» торговля живописью, графикой и предметами декоративно-прикладного искусства (в том числе фарфором, стеклом и бронзой). Всего в Москве и Санкт-Петербурге организуется около 100 аукционов в год.
«Литфонд» — член Международной гильдии антикваров-книжников (ILAB). Все эксперты аукционного дома имеют большой опыт работы в сфере атрибуции антиквариата, являются сертифицированными экспертами Министерства культуры РФ. Для самых сложных экспертиз аукционный дом привлекает ведущих сотрудников крупнейших государственных музеев и библиотек.
«Литфонд» обладает закрытой базой данных по всем значимым продажам редких книг и предметов антиквариата как в стране, так и зарубежом, имеет обширную справочную библиографическую и книговедческую библиотеку, поэтому четко отслеживает все новости мира антиквариата и постоянно анализирует актуальные тренды современного искусства.
Вы можете ознакомиться с каталогами всех предстоящих аукционов на этой странице. Лоты, включенные в каталог аукциона, представлены на наших предаукционных выставках. Предаукционный показ открывается за 7-10 дней до даты торгов. Настоятельно рекомендуем вам перед участием в аукционе посетить выставку и внимательно просмотреть интересующие вас предметы.
Регистрация для участия в торгах:
Вам необходимо зарегистрироваться на те торги, в которых вы хотите принять участие. По вашему желанию вы можете участвовать в аукционе лично или онлайн, также возможно участие через представителя аукционного дома (телефонный звонок во время торгов), или через систему Bidspirit. На сайте Литфонда есть возможность оставить заочную ставку, пройдите, пожалуйста, процедуру регистрации, заполнив форму по ссылке.
Если вы регистрируетесь в первый раз, устроитель аукциона вправе по своему усмотрению затребовать выписки со счетов и другие финансовые документы, подтверждающие платежеспособность участника аукциона.
Способы участия в торгах:
Наши экcперты готовы провести первичную оценку предметов антиквариата, которые вы хотели бы выставить на торги.
Дуров а архитектурные формы каменные кирпичные и деревянные
21 декабря в 19:00 Литфонд проведёт торги, на которых представлены 418 лотов.
Со всеми лотами можно ознакомиться на предаукционной выставке в офисе Аукционного дома «Литфонд» (Нижний Кисловский пер., д. 6, стр. 2) c 17 по 20 декабря 2019 года. Аукцион состоится 21 декабря в 19:00 там же.
По всем вопросам просьба обращаться по тел. +7 495.792.48.92; +7 985.969.77.45; e-mail: info@litfund.ru; каталог в Интернете: на сайте Литфонда, каталог и участие в онлайн-аукционе через систему Bidspirit: https://litfund.bidspirit.com/. Приём заочных ставок до 18:00 21 декабря.
Аукционный дом «Литфонд» — безусловный лидер среди аукционных домов России, занимающий около 60% рынка, с доходностью более 120% (по материалам раздела «Аналитика» портала rus-auction.com). Кроме ключевого направления «Антикварная книга» в портфолио «Литфонда» торговля живописью, графикой и предметами декоративно-прикладного искусства (в том числе фарфором, стеклом и бронзой). Всего в Москве и Санкт-Петербурге организуется около 100 аукционов в год.
«Литфонд» — член Международной гильдии антикваров-книжников (ILAB). Все эксперты аукционного дома имеют большой опыт работы в сфере атрибуции антиквариата, являются сертифицированными экспертами Министерства культуры РФ. Для самых сложных экспертиз аукционный дом привлекает ведущих сотрудников крупнейших государственных музеев и библиотек.
«Литфонд» обладает закрытой базой данных по всем значимым продажам редких книг и предметов антиквариата как в стране, так и зарубежом, имеет обширную справочную библиографическую и книговедческую библиотеку, поэтому четко отслеживает все новости мира антиквариата и постоянно анализирует актуальные тренды современного искусства.
Вы можете ознакомиться с каталогами всех предстоящих аукционов на этой странице. Лоты, включенные в каталог аукциона, представлены на наших предаукционных выставках. Предаукционный показ открывается за 7-10 дней до даты торгов. Настоятельно рекомендуем вам перед участием в аукционе посетить выставку и внимательно просмотреть интересующие вас предметы.
Регистрация для участия в торгах:
Вам необходимо зарегистрироваться на те торги, в которых вы хотите принять участие. По вашему желанию вы можете участвовать в аукционе лично или онлайн, также возможно участие через представителя аукционного дома (телефонный звонок во время торгов), или через систему Bidspirit. На сайте Литфонда есть возможность оставить заочную ставку, пройдите, пожалуйста, процедуру регистрации, заполнив форму по ссылке.
Если вы регистрируетесь в первый раз, устроитель аукциона вправе по своему усмотрению затребовать выписки со счетов и другие финансовые документы, подтверждающие платежеспособность участника аукциона.
Способы участия в торгах:
Наши экcперты готовы провести первичную оценку предметов антиквариата, которые вы хотели бы выставить на торги.
Дуров а архитектурные формы каменные кирпичные и деревянные
«Классическая теория создала достаточно строгую и взаимосвязанную концепцию правил построения всех архитектурных деталей, оформлявших фасад здания. Существовали не только четкие правила рисования колонн, но и целая система построения фасада и его отдельных деталей» [1]. Предложенный анализ и обобщение относится только к зданиям, построенным по законам теории классических форм (классических, барочных, эклектичных), и ни в коем случае не относится к зданиям других стилей, например, функционализма. При этом рассматривается именно фасад, а не объемно-пространственная композиция здания в целом. Подобное рассмотрение фасада, в отрыве от общего решения здания, возможно только для сооружений, выполненных по законам классической теории.
Общее композиционное решение фасада
В эпоху классицизма ценились такие композиционные характеристики, как тектоническая устойчивость и соразмерность. Понятие «устойчивости» было основным. Классическое здание должно было быть уравновешенным и прочным, динамизм и устремленность вверх допускались в эпоху барокко и категорически отвергались классицизмом. Архитекторы классицизма стремились создать регулярную симметричную композицию с выделенным центром. Композиция фасада или скрывала реальную пространственно планировочную структуру, или, наоборот, вынуждала к симметрии функционально неоднородные помещения.
В общих чертах классическое композиционное решение подразумевало расчленение объема раскреповками и выступами на симметричную композицию, выделение центра (аттиками, фронтонами, куполами), акцентирование второстепенных центров и т. д. «Чувство удовлетворения, вызываемое впечатлением устойчивости, должно идти рука об руку с эстетичностью внешнего членения массой. Глаз требует прочного разделения при ясно выраженных середине и боковых частях..» [2, с. 2]. Основы композиционного построения фасада заложил А. Палладио. В труде «Четыре книги об архитектуре» он изобразил наиболее совершенные, по его мнению, архитектурные композиции. Отталкиваясь от древнеримских традиций, предлагались решения фасадов городских дворцов и загородных вил. Приведенные Палладио схемы стали основополагающими как для гражданских, так и для церковных зданий. Именно с рассмотрения книги А. Палладио начинали изучать архитектурную композицию в академиях Европы. Архитекторы каждого стиля XVII-XIX вв. и каждой страны формировали свои типы фасадных композиций. Но тенденции классицизма и влияние А. Палладио очевидны в архитектуре всех европейских стран и в России.
Тип ордерного построения фасада
На общее силуэтное решение фасада накладывалось оформление колонным ордером. Обязательной привязки между типом общего решения и ордерным построением фасада не было. Архитектор свободно выбирал способ ордерного решения фасада, ориентируясь не на функциональные особенности здания, а исключительно на классические традиции и эстетические предпочтения. Типы ордерного оформления фасада начали формироваться в Древнем Риме, окончательно были выработаны в эпоху Ренессанса и позднее сформировались в канонические схемы. В дальнейшем несколько видоизменялись отдельные элементы и акценты, нарушались некоторые правила и пропорции, но в целом традиционные правила соблюдались. Среди типов ордерного оформления фасадов следует выделить шесть основных способов: безордерная композиция, ордерная композиция одноэтажного здания, поэтажный ордер многоэтажного фасада, поэтажный ордер на цокольном этаже, колоссальный ордер, колоссальный ордер на цокольном этаже.
Поэтажный ордер могли поставить на цокольный этаж. Для придания зданию большей тектонической устойчивости зодчие Возрождения стали выделять первый этаж как цокольный. Для ощущения большей массивности нижний этаж освобождали от колонн, оставляя лишь обработку стены в виде кладки из крупных камней или рустов, ордера размещались только в верхних этажах. Такое решение первым дал зодчий Донато Браманте, построивший дворец папской канцелярии (Канчеллериа) в Риме.
Колоссальный ордер предполагал оформление фасада единым ордером на всю высоту здания, ордер охватывал несколько этажей. Большие колонны обычно имели пьедестал, высота которого не совпадала с поэтажным членением и могла доходить до середины окна первого этажа. Верхний этаж могли оформлять как аттиковый этаж. Этот прием возник из стремления архитекторов Возрождения придать зданию более грандиозный и торжественный вид. Такой ордер назывался колоссальным, или гигантским. Колоссальный ордер встречается во дворце Консерваторов в Риме, построенном Микеланджело, во дворце Вальмарана Андреа Палладио, а также во многих зданиях периода позднего Возрождения. Прием украшения фасадов колоссальным ордером принято называть применением крупных ордеров, в отличие от мелких поэтажных ордеров.
Колоссальный (или гигантский) ордер могли поставить на цокольный этаж. Первый этаж решался как пьедестал для колоссальных колонн, охватывавших все этажи здания. В этом случае здание получало наиболее лаконичное и вместе с тем торжественное решение.
Тип ордерного построения фасада определял расположение архитектурных деталей и форм, намечал основные горизонтальные и вертикальные членения, уточнял пропорции частей фасада, пропорции проемов окон и дверей. Именно на этом этапе решалось, каким будет оформление каждого из этажей здания. Цокольный этаж мог рассматриваться как пьедестал под здание или как единая часть стены. Верхний этаж мог встать под общий антаблемент, но мог в соответствии с классическими традициями и декорироваться как аттик и т. д. После выбора типа ордера переходили к оформлению фасада более мелкими декоративными элементами.
Оформление архитектурными декоративными элементами и правила их расположения на фасаде
Классические элементы подразделялись на следующие виды: горизонтальные членения стены, вертикальные членения стены, элементы обработки поля стены, верхние завершения стен, окна, двери, балконы. Вначале на фасаде выделялись горизонтальные и вертикальные элементы членения стены, и только позднее переходили к последующим видам: рисунку поля стены, обрамлениям окон и дверей и т. п.
Система вертикально-горизонтальных членений здания зрительно воспринимается неотрывно от его объемно-пространственной структуры, и их трудно отделить друг от друга. Но в классической теории архитектурных форм производили раздельный анализ построения вертикальных и горизонтальных членений. Считалось, что «господство на фасаде горизонтальных членений производит впечатление солидности и устойчивости здания; напротив, изобилие вертикальных членений придает фасаду легкость и стремление вверх» [2, с. 2]. Соответственно первыми рассматривали горизонтальные членения как определяющие для построения ордера на фасаде и всего фасада в целом. Выделяли горизонтальные членения в такой последовательности: цоколи; венчающие карнизы; межэтажные карнизы и тяги, подоконные пояса; второстепенные горизонтальные членения стены. Далее рассматривали вертикальные членения, такие как лопатки, столбы, контрфорсы, выступы, раскреповки. К вертикальным членениям, разумеется, относились колонны и пилястры, но о них говорилось особо и в первую очередь при определении типа ордерного построения фасада, до горизонтальных членений. Затем рассматривались элементы обработки поля стены (русты, виды декоративного покрытия стен, филенки, ниши, доски, картуши, мозаики) и верхние завершения стен (парапеты, фронтоны, аттики, купола и т. п.). Далее приступали к анализу и рисунку форм и обрамлений окон и дверей. Завершали рассмотрение балконы. Возможны были различные дополнения в виде оград, ворот и т. д.
Приведенный перечень элементов не только использовался при изучении теории архитектурных форм, но он до некоторой степени определял порядок проектирования фасада: от общего композиционного решения фасада, через выбор ордерного строя и далее по элементам производилось постепенное выстраивание фасада.
Архитектурные элементы классицизма давно утратили свою конструктивную основу и носили декоративный характер. В Древней Греции часть элементов выполняла конструктивную функцию: например, архитрав действительно был каменным блоком, передававшим тяжесть антаблемента с колонны на колонну. Со времен Древнего Рима архитектурные формы выполняли почти всегда только декоративную функцию, тем не менее при анализе построения архитектурных форм постоянно искали их конструктивное или функциональное обоснование, часто ссылаясь на первоначальную историческую конструктивную работу элемента.
Чрезвычайно важным было соблюдение ордерных правил. Для рисования фасадов иногда отступали от канона, что особо оговаривали, ссылаясь на великих мастеров Ренессанса. Расстояние между колоннами регулировалось шириной простенков между окнами. Размер пьедестала мог не соответствовать ордерным канонам и подгонялся под высоту оконного парапета. «На многих примерах можно убедиться, что высота пьедестала часто подвергалась значительному сокращению, и никогда не встречаются примеры излишнего увеличения высоты пьедесталов. Совершенно обратное явление наблюдается в размерах антаблементов, которые очень часто увеличивались и почти никогда не уменьшались против установленных правил» [4, с. 94]. При расположении элементов, кроме ордерных принципов, использовались дополнительные правила построения классических фасадов, например, правила тройного деления фасада, непрерывности горизонтальных членений и т. д.
Правило тройного деления подразумевало, что любой фасад должен был иметь три архитектурно выделенные части: цоколь, стену и карниз. Цоколь выражал собой опору здания, стена становилась средней частью, телом здания и общее завершение здания оформляли формами венчающего карниза. Тройное деление фасада совпадало с тройным делением колонного ордера.
Следующее правило предполагало, что на фасаде здания значение каждого этажа должно быть выделено архитектурными формами. Главный этаж, предназначенный для парадных залов, дорогих квартир в доходном доме, должен быть выделен архитектурными элементами, например, колоннами, особой обработкой окон и т. п.
Правило непрерывности горизонтальных членений указывало, что наиболее существенные горизонтальные членения, а также венчающие карнизы, не должны прерываться. Карнизные тяги должны идти по всему фасаду и по возможности охватывать здание вокруг. Выносы горизонтальных тяг могли быть не одинаковы, но всегда одинаковы их высоты. Так, горизонтальная тяга, идущая по фасаду, могла менять очертание: быть мало выступающим поясом над первым этажом, потом переходить в сильно выступающий карниз, расположенный над низкой стеной соседнего флигеля. «Всякие прерывания горизонтального гзимса, уступы и т. п. вызывают особое впечатление, характеризуемое обыкновенно словами: неспокойный фасад» [4, с. 81]. Требование известной непрерывности в горизонтальном направлении относится не только к горизонтальным тягам, но и к другим частям, например, к подоконникам и перемычкам окон. Окна одного этажа обычно имели перемычки на одной высоте. Исключением считался случай, когда на фасаде рядом с арочными окнами стояли прямоугольные окна, при этом допускалось делать прямоугольные окна высотой до импоста арочных окон.
Правило вертикальных осей. Стоящие одно над другими вертикальные членения (колонны, столбы и т. п.), а также окна и другие отверстия в стенах, должны быть расположены непременно на одних вертикальных осях. Это требование объясняли соображениями устойчивости и симметрии. Смещение вертикальных элементов сообщало зданию крайне неспокойный и негармоничный вид с точки зрения классицизма.
В результате прохождения трех последовательных уровней композиционного построения (общего композиционного решения, выбора типа ордерного построения, оформление фасада архитектурными декоративными элементами) создавался фасад, соответствующий принципам ордерной классической архитектуры. Подобный композиционный анализ позволяет реструктуризировать классический фасад и поэтапно решать задачи его построения.
Рецензенты:
Горюнов В.С., доктор архитектуры, профессор кафедры архитектурно-градостроительного наследия, «Санкт-Петербургский Архитектурно-строительный университет», г. Санкт-Петербург;
Семенцов С.В., доктор архитектуры, профессор, декан Архитектурного факультета, «Санкт-Петербургский Архитектурно-строительный университет», г. Санкт-Петербург.
Дуров а архитектурные формы каменные кирпичные и деревянные
Архитектурные детали и формы составляют важнейшую часть архитектурного образа исторического здания. Детали фасадов, такие как обрамления окон и дверей, вертикальные тяги, карнизы и т.п., постепенно изменялись в ходе исторического развития архитектуры. Выделив и проследив развитие отдельных элементов фасада, можно глубже и полнее понять историческое развитие архитектурной мысли. Между тем архитектурные детали того или иного стиля редко рассматривались в качестве отдельного предмета изучения, хотя такой анализ очень важен как для реставрации зданий, так и для изучения истории архитектуры в целом.
Построение архитектурных деталей европейских зданий XVII–XIX вв. основано на ордерной классической теории, базирующейся на трактатах М. Витрувия, Дж. Виньолы, А. Палладио, Н.-Ф. Блонделя [3, 2, 9, 13] и др. Эта теория архитектурных форм лежала в основе профессиональной подготовки всех архитекторов данного периода. Широко были распространены также труды по теории архитектурных форм (в современной терминологии – «деталей»), описывавшие не только построение ордеров, но и правила обрамления порталов и дверей, фронтонов и аттиков, балясин и парапетов. В России в XIX в. существовал особый раздел архитектурной науки, посвященный данной теме: труды А. Красовского, А. Дурова, Г. Кирштейна и Н. Султанова [7, 5, 6, 12] были широко известны общественности, однако в советский период уже практически не переиздавались. Единственным советским теоретиком типологии и построения архитектурных форм был И.Б. Михаловский [8]. В начале XX в. под влиянием идей функционализма классическая теория архитектурных форм была подвергнута критике, и с тех пор к ней более не возвращались.
Элементы фасадов исторических зданий, основанных на ордерной архитектуре, можно рассматривать до некоторой степени отдельно от функции: «. архитектурная декорация подчас маскировала в облике сооружений их функциональные различия» [1, с. 89]. Под влиянием местных условий и вкусов заказчика в прорисовке канонических архитектурных форм происходили изменения, которые и представляют собой характерные особенности каждого национального стиля в конкретный период.
Декоративные элементы фасадов сложно изучать из-за их многообразия. Простое перечисление или сравнение не дает целостной картины восприятия – необходимо выработать единый подход к анализу ордерных архитектурных форм, позволяющий не только рассмотреть каждый элемент фасада в отдельности, но и охватить всю систему элементов в целом. Для этого предлагается, отталкиваясь от созданной в XVII–XIX вв. системы классификации элементов фасадов, разработать классификацию, применимую для изучения деталей зданий любого стилевого периода, основанного на классической ордерной архитектуре. В данной статье приводится пример такой классификации, разработанной нами для зданий петровского барокко в Санкт-Петербурге.
Классическая ордерная теория рассматривала архитектурные формы фасада в определенной последовательности, исходя из месторасположения элемента на фасаде и сложности прорисовки его формы. Теория включала: основные типы форм (горизонтальные и вертикальные членения стен; элементы поля стен, верхнего завершения стен и обрамления проемов), подтипы (например, для горизонтальных членений – цоколи, венчающие карнизы, межэтажные и подоконные карнизы, второстепенные тяги и пр.), а также конкретные виды форм (для межэтажных карнизов – антаблементы, карнизы, гурты, пояса и пр.). Вначале на фасаде выделяли горизонтальные и вертикальные элементы членения стены и лишь затем переходили к элементам обработки поля, верхним завершениям стен и крыш, обрамлениям окон и дверей [12] (рис. 1).
Рис. 1. Систематизация классических архитектурных форм по месторасположению на фасаде
Прежде всего рассматривали горизонтальные членения стен как определяющие для построения ордера на фасаде и всего фасада в целом. Выделяли их в такой последовательности:
2) венчающие карнизы;
3) межэтажные карнизы и тяги, подоконные пояса;
4) второстепенные горизонтальные членения.
Затем переходили к вертикальным членениям: лопаткам, столбам, контрфорсам, выступам, раскреповкам. К вертикальным членениям относили также колонны и пилястры, но о них говорилось особо и в первую очередь – при определении типа ордерного построения фасада, до горизонтальных членений.
Система вертикально-горизонтальных членений здания визуально воспринимается без отрыва от его объемно-пространственной структуры, однако в классической теории архитектурных форм анализ построения вертикальных и горизонтальных членений производили раздельно. Считалось, что «. господство на фасаде горизонтальных членений производит впечатление солидности и устойчивости здания; напротив, изобилие вертикальных членений придает фасаду легкость и стремление вверх» [1, с. 2].
После членений рассматривались элементы обработки поля стены (русты, виды декоративного покрытия стен, филенки, ниши, доски, картуши, мозаики) и верхние завершения стен и крыш (парапеты, фронтоны, аттики, купола и пр.). Затем приступали к анализу и прорисовке форм и обрамлений окон и дверей. Завершали рассмотрение балконы. Возможны были также различные дополнения, например в виде оград, ворот и т.д.
Приведенный перечень элементов не только использовался при изучении теории архитектурных форм, но и до некоторой степени определял порядок проектирования фасада: выстраивание фасада производилось постепенно – от общего композиционного решения через выбор ордерного строя к рассмотрению конкретных элементов. Каждый элемент (окно, межэтажный карниз, ниши и пр.) имел несколько возможных, с точки зрения классической теории, видов прорисовки. Они рассматривались последовательно: от простых форм к сложным. Например, варианты обрамления прямоугольных окон основных этажей описывались в следующем порядке: простые окна (без наличников), с наличниками, с сандриками, ордерные формы окон (рис. 2).
Рис. 2. Классические архитектурные формы прямоугольных окон основных этажей
На основании вышеописанной классификации предлагается классификация ордеров петровского барокко – первого в России архитектурного стиля, основанного на ордерной архитектуре.
Санкт-Петербург с самого основания строился в основном западноевропейскими зодчими по законам классической теории. Ведущими архитекторами, работавшими в период петровского барокко в Санкт-Петербурге, были иностранцы, приглашенные Петром I, – итальянцы (Д. Трезини, Дж. Фонтана, Г. Киавери), немцы (Г. Шедель, А. Шлютер, И. Браунштейн, Г. Маттарнови, Н. Гербель, Т. Швертфегер), французы (Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти) и голландец Стефен ван Звитен. Молодые российские архитекторы М.Г. Земцов и И.К. Коробов, осваивавшие науку европейской архитектуры, в то время только начинали свою творческую деятельность.
Особенность этой эпохи состоит в том, что западные архитекторы, ориентируясь на европейское зодчество, создавали в Санкт-Петербурге уникальную и самобытную архитектуру. По мнению этих архитекторов, непревзойденными образцами для подражания были здания итальянского Возрождения и барокко. Сам Петр I предпочитал архитектуру, более близкую к голландской и немецкой традиции. Можно найти в архитектуре петровского барокко и отголоски московской традиции XVII в. Но с каждым годом складывались и все более оттачивались архитектурный вкус и уникальный стиль, сформированные новой для России европейской ордерной архитектурой.
Система классификации элементов фасадов зданий петровского барокко разработана на основе анализа архивных авторских и фиксационных чертежей архитекторов начала XVIII в., а также современных обмерных чертежей, выполненных реставрационными мастерскими и студентами СПбГАСУ, показана на рис. 3.
Рис. 3. Классификация архитектурных форм фасадов зданий петровского барокко
В классификационной таблице элементы фасада рассматриваются в последовательности, предложенной теорией классических архитектурных форм [8, 12]. Порядок рассмотрения определяется месторасположением элементов на фасаде: горизонтальные членения, вертикальные членения, элементы поля стены, верхние завершения зданий, окна, балконы, двери. Затем приводятся основные наиболее распространенные формы, характерные для данного периода. Так, например, прямоугольные окна основных этажей могли быть решены без наличника (чаще всего в рустованной стене), с наличником, с ушками характерных очертаний (не соответствующих классическим канонам), с сандриком и фронтоном, а также в виде больших витражных окон (особый вид, намного опередивший свое время). Наиболее характерные аттики петровского барокко, как показано на рис. 3, имели следующие виды: собственно аттик (несколько искаженных пропорций), аттик со сложно изогнутым фронтоном и аттик с треугольным фронтоном, превратившимся впоследствии в распространенную русскую фасадную форму – мезонин.
Предлагаемая в статье классификация, с одной стороны, охватывает всю систему фасадных элементов, с другой стороны, позволяет перейти к более подробному рассмотрению конкретных деталей.
Сравнивая данные, полученные в результате проведенного исследования, с классическими архитектурными формами, можно установить господствовавшие в период петровского барокко виды ордерных элементов, сделать выводы о барочном характере трактовки классических ордерных элементов и выявить элементы, характерные для определенных европейских архитектурных школ (в данном случае – немецкого и французского барокко начала XVII в.).
Появляется также возможность выявления форм, характерных только для определенного стилевого архитектурного периода, что немаловажно для изучения и реставрации конкретных памятников архитектуры, поскольку позволяет установить как датирующие их элементы, так и диссонирующие формы.