дыра в форме бога

The SCP Foundation

Russian Branch

Список объектов с их рассказами

Теги | Поиск

© SCP Foundation Russia
Возрастное ограничение: 18+
Авторство: объекты, ru-объекты, рассказы Библиотеки

дыра в форме бога

дыра в форме бога

Фотокарточка ГОК; контекст неизвестен. Надпись на обратной стороне: 19.01.2005 НАЙДЕН ПРЯЧУЩИМСЯ В ШКАФУ

Объект №: SCP-3117

Класс объекта: Евклид

Особые условия содержания: Сетевой бот Фонда (I/O-SPIRAL) занимается анализом интернет-сообществ на обсуждения, касающиеся SCP-3117. МОГ Фи-11 («Держатели слова») занимаются расследованием данных обсуждений и принятием надлежащих мер в каждом отдельном случае.

Любые материалы, подтверждённые в содержании компонентов SCP-3117, должны быть изолированы, если это будет возможно. В том случае если изоляция не представляется возможной, то стоит незамедлительно обращаться в Бюро Дезинформации Фонда для принятия незамедлительных мер. Субъекты, которые сталкивались с SCP-3117, должны быть изолированы для проведения исследований.

МОГ Йота-10 («Проклятые федералы») должны продолжать проводить расследования относительно местонахождения, упомянутого в Приложении 3117.1.

Описание: SCP-3117 – это повторяющийся сон, вызываемый воздействием определённых компонентов. Эти компоненты принимают форму конкретных идей, концепций, словосочетаний и изображений. В то время, как для срабатывания SCP-3117 необходимо воздействие всех компонентов, данные компоненты могут быть распределены по многочисленным видам носителей информации (в том числе фильмов, аудиозаписей, печатных изданий и статичных изображений). Следовательно, ни один из известных источников не содержит в себе все компоненты, провоцирующие появление SCP-3117.

Несмотря на то что, опыт субъектов, испытавших SCP-3117, разнится, все нижеперечисленные симптомы наблюдались среди всех тех, кому приснился или приснится SCP-3117:

Приблизительно в одном из семи случаев, вскоре после первого проявления SCP-3117 субъект пропадёт. Расследование данного феномена продолжается.

Приложение 3117.1: Обнаружение

В 2006 году, член отдела PSYCHE Глобальной Оккультной Коалиции обратился в Зону 95 с целью передачи ответственности за содержание «НУС-2639-Пигмалион Блит» Фонду. После переговоров, длившихся несколько месяцев, в ведение Фонда были переданы 378 предметов (в том числе несколько сотен документов, цифровых файлов, фотографий, и одну кассету «Бетамакс»). После всесторонней проверки действующим куратором HMCL, данные объекты были приобщены к имеющейся документации по SCP-3117.

РАСШИФРОВКА ИНТЕРВЬЮ

15 марта 2001 года

дыра в форме бога

СУБЪЕКТ:
НУС-2639-Пигмалион Блит

ЭКСПЕРТНАЯ ГРУППА:
761 ("МОГИЛЬНИЦА")

ЛИЦА ПРИНИМАВШИЕ УЧАСТИЕ
52841285/761 ("БОЖЬЯ КОРОВКА")
52883762/761 ("ВУДУ")
СУБЪЕКТ 2639-712 ("ГАММА")

БОЖЬЯ КОРОВКА: Расскажи нам о сне.

ГАММА: Я в лесу, или парке, ну или что-то вроде того. Я иду по дороге. Вроде бы как бетонной. Пешеходной. На ней что-то написано. Я продолжаю идти…

ВУДУ: Что написано…

ГАММА: …я продолжаю идти, и…

ВУДУ: Что написано на дороге?

ГАММА: Я не знаю. Что-то вроде "она приходит ночью"? Ну, такая стрёмная хрень.

ВУДУ: Хорошо.

БОЖЬЯ КОРОВКА: Пожалуйста, продолжай.

ГАММА: Я иду по этой дороге. Она начинает уходить в поворот вправо. Я продолжаю идти, и поворот начинает всё сильнее изгибаться вправо, пока я не замечаю, что иду— не по кругу. Скорее по спирали. Я иду к чему-то по этой спирали. Дорога начинает идти вниз под уклон.

БОЖЬЯ КОРОВКА: Зачем ты идёшь по этой дороге??

ГАММА: Не знаю. Я просто чувствую, что должен. Как будто я на автопилоте. Я не могу остановиться.

ВУДУ: И что потом?

ГАММА: Я дохожу до конца дороги.

ВУДУ: И?

ГАММА: Там — там ступеньки. Ведущие вниз. Закручивающиеся в спираль, в землю. Я смотрю вниз, но дна не вижу. Слишком глубоко.

БОЖЬЯ КОРОВКА: Продолжай.

ГАММА: Я спускаюсь по ступенькам. Что-то — что-то наблюдает…

ВУДУ: Что наблюдает за тобой?

ГАММА: … и, это — не знаю. Что-то наблюдает за мной. Что-то ждёт меня внизу. Но я не могу остановиться. Я начинаю идти всё быстрее и быстрее, и я дохожу до дна. Там яма. И свет, который выходит из неё. Я смотрю вниз.

ВУДУ: И?

БОЖЬЯ КОРОВКА: Ты можешь нам это рассказать. Всё в порядке.

ГАММА: Оно — что-то смотрит на меня оттуда. И тогда я просыпаюсь. Я просыпаюсь с криком.

ВУДУ: "Оно"?

ГАММА: Я — я не знаю. Мы можем прекратить? Я не хочу об этом говорить. Мы не должны об этом говорить.

ВУДУ: Ладно. Сделаем небольшой перерыв, хорошо?

Источник

Поговорим о Душе.

У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её, как может. Жан-Поль Сартр.

Каково вам жить с дырой внутри? Вы знакомы с ней или стараетесь не замечать?
Некоторые люди прямо так это и описывают: у меня внутри дыра. Они чувствуют ее физически. Наше тело – умный рассказчик нам о нас самих. Наши телесные ощущения и симптомы – это всегда и метафоры тоже, а не только простые «больно», «холодно», «тошно». Эта дыра может ощущаться как настоящая черная дыра, в которой рискует кануть всё что угодно. Страшащая тьма, готовая вас поглотить. Бездонный колодец.
Или это туннель насквозь, внутренний сквозняк, пустота: всё словно пролетает через, и тогда трудно удержаться внутри себя.

Или дыра дает о себе знать уже в своих последствиях. Например, когда вы постоянно нуждаетесь в человеке, который бы вас утешил. Для этого вы можете постоянно менять партнёров. Или оставаться в мучительных, не удовлетворяющих отношениях. Чего-то постоянно требовать и ждать от близких. И не получать, не получать, не получать.

Или дыра может проявляться в других зависимостях, не обязательно от человека. Например, в переедании. Кажется, что можно заполнить это посасывание внутри чем-то вкусным. Или даже не обязательно вкусным, а просто набить желудок, чтобы ощутить внутри тяжесть.
Или хочется выпить.
Или что-то обязательно купить.
Или кому-нибудь непременно позвонить.
Открывать сайт за сайтом, не успевая их толком прочитывать.
Зачем-то сидеть все вечера ВКонтакте или ФБ.
Смотреть сериалы серия за серией.
Подвисать на стрелялке.

В общем, с дырой жить неуютно. А иной раз и больно. И стыдно бывает тоже. И мы стараемся ее прятать, не замечать и другим не показывать. Так что обычно мы с ней не в ладу. Забываем о ней. Не знаем о ней. Стараемся ее не замечать. Боремся с ней. Сопротивляемся ей. Устанавливаем барьеры.
И тогда она начинает повелевать нами. Превращается во внутреннее зло, вездесущего Дарта Вейдера нашей души. Оставляя это постоянное ощущение пустоты, недовольства собой, неудовлетворенности чем-то или всем и вся.

Это все может длиться бесконечно. Всю жизнь. А у тех, кто верит в реинкарнации – и в последующие тоже. И единственное, что тут может спасти – радикальный шаг. Признать, что дыра существует. Признать и направить на нее своё внимание. Внимание — это как раз то, что ей и нужно прежде всего. «Каждый симптом нуждается в вашей заботе и внимании», — говорит психоаналитик Дональд Калшед.

Пушисто не получается, потому что в этой дыре огромное количество энергии (достаточно вспомнить ее размер – по Сартру). И она норовит просто утащить тебя внутрь, словно космическая, — в Ничто.
Между ними, кстати – той, что внутри и той, что в небе — наверняка есть что-то общее. Ведь Кант не шутил, и звезды над нашей головой – это проекция нашей души.
Кажется, шагнешь в дыру – и конец. Но нет. В конце концов станет очевидно, что двигаешься по проходу навстречу свету. Если удастся дойти до этого «конца концов». Если не сбежать. Не застыть. Не отвернуться.
На практике это означает продолжать осознавать, что происходит. Как откликается тело. Что с чувствами. Продолжать осознавать себя. И тогда придет понимание, что я – это нечто большее, чем всё остальное, и даже моя дыра. Всегда большее.

Это наблюдать своё переживание, трогать его, нюхать, слушать, смотреть. Ловить нюансы, как оно меняется прямо на глазах.
Это подержать его в руках. Может быть, вначале покажется слишком холодно и слишком горячо. Слишком тяжело или неустойчиво. Чувствовать, как привыкают к нему руки. Как внутри него что-то поддается тебе.
И так раз от разу. Встречать все свои неудовлетворённости и тревоги, все свои «плохие чувства». И окутывать их своим дружелюбием и любопытством. Привет, тоска. Привет, злость. Тем более, плохих чувств не бывает. Каждое, что возникает, говорит о каких-то важных наших потребностях. И, значит, открывает что-то ценное внутри. «Сдаться своим сильным сдерживаемым чувствам – это сделать шаг навстречу чему-то сокровенному внутри себя», — писал Александр Лоуэн. А еще и Кларисса Пинкола Эстес: «Каждую грубую и грязную эмоцию можно понимать как появление света, который кипит и клокочет энергией».
Как говорил об этом известный специалист по черным дырам (внешним, космическим) Стивен Хокинг: «Черные дыры не столь черные, как они всем представляются. Это не вечные тюрьмы, как думали раньше. Из них есть выход и, возможно, даже в другую Вселенную. Если вы чувствуете, что попали в черную дыру, не сдавайтесь — оттуда есть выход».

Так что пусть это непростая работа – встреча с Дырой. Еще бы – если она размером с Бога.
Как говорил Карл Густав Юнг, «кто-то должен быть способен вынести Бога. И это является задачей для наделенного даром мыслить».
И чувствовать – хочется добавить.
И — осознавать.
Так что когда вас тянет к холодильнику, телевизору, в магазин, в интернет, к телефону, когда вы не находите себе места, когда опять двадцать пять, когда грусть-тоска съедает – когда, когда, когда… Можно просто остановиться и обратиться внутрь. Не торопиться. Вглядываться, вслушиваться, что там, у меня внутри сейчас на самом деле. И может быть, это Бог так разговаривает со мной.

«Дикий бог – если он входит в нашу жизнь, он может перевернуть в ней всё. Он может потребовать всё, что мы имеем, потому что пожирает наше самодовольство и велит нам меняться целиком, против воли, против страха. Я думаю о глубинной терапии как о поиске дикого бога, — писал Джеймс Бьюдженталь. — Он в дуновении ветра. Он поет в безмолвии пустыни. Он лелеет нас в лучах солнца».

НЕлюбовь = ДЫРА В ЧЕЛОВЕКЕ, размером с самого человека.

А суть проста: сначала и изначально такому человеку просто НЕ хватило ЛЮБВИ.
Не болтовни «про любовь», не высоких фраз «с броневичков» О ЛЮБВИ..
У него, условно говоря, ДЫРА В ГРУДИ, РАЗМЕРОМ С НЕГО САМОГО.
И не хватило такому человеку простой, «житейской» действенной ЛЮБВИ, опираясь на которую можно ЖИТЬ, ЦВЕСТИ, ТВОРИТЬ.

Не умеем мы любить Другого, особенно ярко это наблюдается в отношениях родителей и детей. Мы не не любим, мы не умеем любить. Нам негде было этому научиться. Наша любовь спрятана под детскими травмами.
Мы относимся к себе и к своим детям так, как относились к нам наши родители.
Мы хорошо умеет выполнять родительские функции, что по отношению к детям, что по отношению к своим супругам: накормить, напоить, обуть, одеть, воспитать, проконтролировать.
И так мало умеем дать человеческое тепло.

«Нелюбовь — это когда нельзя мешать. Разговаривать, смеяться или лезть с объятиями. Нельзя рассказывать о своих переживаниях — это глупости, а не переживания. Нельзя что-то просить — надо понимать, что сейчас трудное положение. И вообще, зачем тебе это?

Нельзя рассчитывать на помощь, взрослые люди должны самостоятельно справляться. Даже если им пять лет. Это уже солидный возраст. А если тридцать пять — это вообще старость. И нечего так наряжаться в таком почтенном возрасте.

Нелюбовь — когда не ругают особо, но и не хвалят. Не замечают. Когда неудобно есть при близком человеке — он может сказать, что ты много ешь. А приготовленную тобой еду человек съест и ничего не скажет. И не заметит усилий, когда приберешься и цветочки в вазочку поставишь. Нелюбовь — когда ничего нельзя. Когда раздражаешь, мешаешь, лезешь, несешь чушь, выносишь мозг, сиди смирно в уголке и жди, когда тебя поведут гулять. И не скули, не ной, не реви, — смирно сиди и жди. Когда не заступаются и говорят: сам виноват! — это нелюбовь.

Когда ничего не дарят — нелюбовь. Когда жалко денег на тебя — это нелюбовь. Это не ненависть. Это иногда еще хуже, потому что ненавидят за что-то, из зависти, например. И можно уйти или сдачи дать. А не любят — просто так. Хотя говорят: «да люблю я тебя, только отвяжись, опять ты за свое!». Вот это и есть — нелюбовь. И от нее умирают. Особенно старики, дети и собаки. И взрослые люди, которые беззащитны и чувствительны.

Нелюбовь делает человека робким, неуклюжим, зажатым и некрасивым; он боится все испортить, помешать, раздражить. Тут ничего не поделаешь; если есть силы — надо уходить хоть с узелком на палочке. Или хотя бы ясно понять — это нелюбовь. Не любовь.

Источник: Психология личности.

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Дыра размером с Бога

дыра в форме бога

Хочешь гляди, а не хочешь, так не гляди:
Я уродилась с огромной дырой в груди.
И чтоб ночами от ужаса не кричать,
Все родные решили не замечать.

Доктор, порассмотрев на стене ковры,
Через меня, сообщил мне, что нет дыры.
Мама навешала елочной мишуры.
Папа велел мне стыдиться своей хандры.

Я лила в нее кофе, несла цветы,
Чтобы как-то спасаться от пустоты.
Я вставляла туда мужчин, подруг,
Книги, идеи, работу и все вокруг.

Складывала конфеты и шоколад
Тоннами. А потом листовой салат.
Мужа, ребенка, машину, свои мечты,
Яркие безделушки, смартфон, кресты.

Позже болезни. С надеждой смотря вокруг,
Преданным взглядом, искала, ну где тот друг,
Принц, целитель, гуру или святой,
Кто мне поможет справиться с пустотой.

Сразу была готова впустить любя
Первого встречного, но не саму себя.
Будто собака голодная в конуре,
Будто бы нищенка у проходных дверей.

Стыдно подумать, что делала, где спала
С кем ночевала, что ела, о чем врала.
Как наутро, сделав приличный вид,
Всем говорила, что вовсе и не болит…

В новеньких платьях, дыхание затая,
Тайно мечтала, что я, наконец, — не я.
Красила волосы в неисправимый цвет,
Рьяно старалась нарушить любой запрет.

Годы идут, и я снова ответ ищу.
Радуюсь разному, и о больном грущу.
Рая не будет. Но кажется, будто свет
Светит мне в душу. И в ней говорит поэт.

Ну а когда недостаточно света дня,
Луч пробивается будто бы из меня.
Через мою дыру, словно в лупу дней,
Люди рядом видят себя ясней.

Сами приходят и часто благодарят.
Вечно в нее мне что-нибудь говорят.
Дети целуют краюшки пустоты,
И доверяют мне тайно свои мечты.

Кто-то (вот это истинно удивил!)
Даже признался моей пустоте в любви.
Как-то художник пришел и, разинув рот,
Мне говорил, что не видел таких пустот.

Кто-то заметил, что тихая пустота
Всех принимает о объятия. И тогда
В ней происходит чудо. И если встать,
Не шевелясь, начинает нас исцелять.

Я бы хотела сказать вам, что все ништяк,
И что дыра затянется просто так.
Но вы простите, я точно не буду врать,
Я не знаю, как мне её залатать.

Мудрые говорят, к сорока годам,
Там, на месте дыры, остается шрам.
Если погода к нам, смертным, благоволит,
То он почти не ноет и не болит.

Может быть по прошествии многих дней
Я успокоюсь и стану чуть-чуть мудрей.
Даже однажды пойму, что дыра и грусть
Точно размером с Бога. И улыбнусь.

Точно размером с душу. И, не спеша,
Я осознаю, что это и есть душа.

Источник

Дыра размером с Бога

Дыра размером с Бога

— У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет ее чем может.
(Ж.П. Сартр)

— Путь к Богу: не могу не грешить, уже могу не грешить, не могу грешить.

— Человек на земле разучивает ту песню, которую будет петь на небесах.
(Виктор Гюго)

— Из математики: Бог – бесконечность, мы – цифры (чаще нули), Бог – прямая без начала и конца, мы – векторы, которым дана задача – выбрать за короткое земное время верное направление для жизни в вечности: в рай, к Свету, ко Христу.

— Большинство людей поклоняются своим удовольствиям, а не Богу.
Человеческое самолюбие и похоть, возведенная в последнее время в культ, изобретают все более и более изощренные формы угождения своим ненасытным желаниям, истребляя остатки добра, еще теплящиеся в человеческих душах.

— Удовольствия и наслаждения плотские – своего рода наркотик: подсевший на них становится зависимым и жить без них уже не может.

— Как часто из-за никчемных игрушек земных наслаждений взрослые дети проигрывают блаженство в вечности!

— «Чтобы гул мирского тления не заглушил гласа Божьего, зовущего в нетление» ( как в советские времена коммунисты глушили радиостанцию Голос Америки)

— Не могут приобрести настоящей любви к человекам и Богу те, которые любят блага мира сего вещественного.(преп. Исаак Сирин)

— Все мне позволительно, но не все полезно, все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор. 6, 12).

— Любовь к Богу проверяется любовью к людям.

— Настоящая любовь обнаруживается жертвой. Можно любить или всех, или никого, иначе это не любовь. (старец Паисий Святогорец)

— Если не любишь, не терпишь и не прощаешь, то ты уже неправ, какими бы благовидными самооправданиями ни прикрывался. (он же)

Греховным может быть действие (или бездействие), слово, мысль, желание, чувство.

— « Расслабленный» в Евангелии ( т.е. парализованный), излеченный по одному слову Христа – образ наших расслабленных грехом душ. Потому и косит инсульт с каждым годом все большее число людей– это материализация процессов, происходящих в духовном мире.
(Ежегодно в мире инсульт случается более чем у 6 миллионов человек, в России – почти у 500 тыс.чел. Каждые 1,5 минуты у одного из россиян развивается инсульт)

— Гниющая рана греха издает зловоние, часто весьма ощутимое (мат), и если не лечить душу покаянием и Причастием, то злокачественная опухоль греха дает метастазы и бессмертная душа становится « мертвой» в еще живом теле ( как у героев Гоголя в «Мертвых душах»).

Тайна Бога-Троицы велика и труднопостижима ограниченным человеческим умом.

— Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино (1Ин.5:7).
— И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины (Иоанна 1:14).

— Исповедь, установленная Иисусом Христом и порученная священникам Церкви (Мф 16:19), которым дана власть прощать и отпускать грехи (Ин 20,23)., дает возможность реализовать покаяние и постепенно исцелить волю, испорченную грехом. На исповеди Сам Бог через священника дает кающемуся Свою благодать.

Покаяние – это дар Божий тем верующим, кто не почитает себя за «нечто, и нечто немаловажное», кому нужен Врач душ и телес, но бесценный этот дар за долгое нерадение и промедление, пренебрежение исповедью и Причастием может быть отнят, так что и не успеешь покаяться, как свет померкнет над головою.

— Что-либо можно делать, пока есть свет, « приходит ночь, когда никто не может делать»( Ин 9:4).

Воля фиксируется в момент смерти, как на фотографии, и дальнейшие ее изменения ни в лучшую, ни в худшую сторону уже невозможны. « В чем застану – в том и сужу».

Спрятаться и убежать от Бога не удастся.

Источник

У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может (с)

дыра в форме бога

Я всегда могу выбрать, но я должен знать, что даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все-таки выбираю

Тот, кто в тревоге узнает, что обстоя¬тельства его жизни — это заброшенность в такую ответствен¬ность, которая ведет к полному одиночеству, тот больше ничего не знает об угрызениях совести, о раскаянии, о самооправда¬нии

Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния

Вот оно время в его наготе, оно осуществляется медленно, его приходится ждать, а когда оно наступает, становится тошно, потому что замечаешь, что оно давно уже здесь

Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет. Он представляет собой, следовательно, не что иное, как совокупность своих поступков, не что иное, как собственную жизнь

Мы выдумываем ценности. Apriori жизнь не имеет смысла. Это мы создаём ей смысл

История любой человеческой жизни есть история поражения.

Человек обречен на свободу

Жан-Поль Сартр родился в Париже и был единственным ребёнком в семье. Его отец Жан-Батист Сартр, офицер военно-морских сил Франции, мать — Анна-Мария Швейцер. По материнской линии Жан-Поль был двоюродным племянником Альберта Швейцера. Когда Жан-Полю было всего лишь 15 месяцев у него умер отец. Семья перебралась в родительский дом в Мёдоне.

Образование Сартр получил в лицеях Ла-Рошели, окончил Высшую нормальную школу («Эколь нормаль») в Париже с диссертацией по философии, стажировался во Французском институте в Берлине (1934). Преподавал философию в различных лицеях Франции (1929—1939 и 1941—1944); с 1944 целиком посвятил себя литературной работе. Ещё в студенческие годы познакомился с Симоной де Бовуар, ставшей не просто спутницей его жизни, но ещё и автором-единомышленником.

Сартр принял активное участие в Трибунале Рассела по расследованию военных преступлений, совершенных во Вьетнаме. В 1967 году Международный трибунал по расследованию военных преступлений провёл два своих заседания — в Стокгольме и в Роскилде, где Сартр произнёс свою нашумевшую речь о геноциде, в том числе французском в Алжире.

Сартр был участником революции во Франции 1968 года (можно даже сказать, её символом: бунтующие студенты, захватив Сорбонну, впустили внутрь одного только Сартра), в послевоенные годы — многочисленных демократических, маоистских движений и организаций. Участвовал в протестах против Алжирской войны, подавления Венгерского восстания 1956 года, Вьетнамской войны, против вторжения американских войск на Кубу, против ввода советских войск в Прагу, против подавления инакомыслия в СССР. В течение жизни его политические позиции достаточно сильно колебались, но всегда оставались левыми, и всегда Сартр отстаивал права обездоленного человека, того самого униженного «Самоучки», если цитировать роман «Тошнота».

Литературная деятельность Сартра началась с романа «Тошнота» (фр. La Nausée; 1938). Этот роман считается лучшим произведением Сартра, в нём он поднимается до глубинных идей Евангелия, но с атеистических позиций. В 1964 году Жан-Поль Сартр был удостоен Нобелевской премии по литературе «за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время». Он отказался принять эту награду, заявив о своём нежелании быть чем-либо обязанным какому-либо социальному институту и поставить под сомнение свою независимость.

В том же году Сартр заявил о своем отказе от литературной деятельности, охарактеризовав литературу как суррогат действенного преобразования мира.
Мировоззрение Сартра сложилось под влиянием, прежде всего, Бергсона, Гуссерля, Достоевского и Хайдеггера. Увлекался психоанализом.

Одним из центральных понятий для всей философии Сартра является понятие свободы. У Сартра свобода представлялась как нечто абсолютное, раз и навсегда данное («человек осужден быть свободным»). Она предшествует сущности человека. Сартр понимает свободу не как свободу духа, ведущую к бездействию, а как свободу выбора, которую никто не может отнять у человека: узник свободен принять решение — смириться или бороться за свое освобождение, а что будет дальше — зависит от обстоятельств, находящихся вне компетенции философа.

Концепция свободы воли развертывается у Сартра в теории «проекта», согласно которой индивид не задан самому себе, а проектирует, «собирает» себя в качестве такового. Тем самым, он полностью отвечает за себя и за свои поступки. Для характеристики позиции Сартра подходит им самим приведенная в статье «Экзистенциализм — это гуманизм» цитата Понжа: «Человек — это будущее человека».

«Экзистенция» и есть постоянно живой момент деятельности, взятый субъективно. Этим понятием обозначается не устойчивая субстанция, а постоянная потеря равновесия. В «Тошноте» Сартр показывает, что мир не имеет смысла, «Я» не имеет цели. Через акт сознания и выбора «Я» придает миру значение и ценность.

Именно человеческая деятельность придает смысл окружающему миру. Предметы — это знаки индивидуальных человеческих значений. Вне этого они — просто данность, пассивные и инертные обстоятельства. Придавая им то или иное индивидуально-человеческое значение, смысл, человек формирует себя в качестве так или иначе очерченной индивидуальности.

С понятием свободы связывается понятие «отчуждение». Современного индивида Сартр понимает как отчуждённое существо: его индивидуальность стандартизована (как стандартизован официант с профессиональной улыбкой и точно рассчитанными движениями); подчинена различным социальным институтам, которые как бы «стоят» над человеком, а не происходят от него, а, следовательно, лишена самого важного — способности творить свою историю.
Отчуждённый от себя человек имеет проблемы с материальными предметами — они давят на него своим навязчивым существованием, своим вязким и солидно-неподвижным присутствием, вызывая «тошноту».

Суть диалектики заключается в синтетическом объединении в целостность («тотализация»), поскольку лишь внутри целостности имеют смысл диалектические законы. Индивид «тотализирует» материальные обстоятельства и отношения с другими людьми и сам творит историю — в той же мере, в какой она — его. Объективные экономические и социальные структуры выступают в целом как отчужденная надстройка над внутренне-индивидуальными элементами «проекта». Требование тотализации предполагает, что человек раскрывается во всех своих проявлениях целиком.

Тотализация расширяет пространство человеческой свободы, так как индивид осознает, что история создается им самим.
Сартр настаивает на том, что диалектика исходит именно от индивидуума, потому что отсюда вытекает её принципиальная познаваемость, «прозрачность» и «рациональность», как результат непосредственного совпадения человеческой деятельности и познания этой деятельности (совершая какой-либо поступок, человек знает, для чего он его совершает). Поскольку же в природе ничего этого нет, Сартр выступает с отрицанием диалектики природы, выдвигая против неё целый ряд аргументов.

Жан-Поль Сартр умер в 1980 году, и в последний путь его провожали 50 000 человек.

• Тошнота (1938)
• Слова (1964)
• Фрейд — киносценарий
• Грязными руками (1948).
• Дороги свободы (Незавершённая тетралогия) (1945—1949)
«Возраст зрелости»
«Отсрочка»
«Смерть в душе»
«Странная дружба»
• Пьесы
Мухи
За закрытыми дверями [1]
Мёртвые без погребения
Почтительная потаскушка
Дьявол и господь бог
Только правда (Некрасов).
Затворники Альтоны
• Сборник новелл «Герострат»
Стена
Комната
Герострат
Интим
Детство хозяина

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *