дюркгейм элементарные формы религиозной жизни

Дюркгейм элементарные формы религиозной жизни

Целью данного исследования является «исследование наиболее простой и неразвитой религии, известных в настоящее время, проанализировать ее и попытаться ее объяснить».[стр.175]

В данном исследовании говорится о том, что религии присущи черты первобытности и для выполнения поставленной задачи необходимо два условия:

Во-первых, необходимо чтобы общество, в котором встречается данная религия, было наипростейшим.

Во-вторых, нужно чтобы для объяснения этой религии не было необходимости прибегать к элементам из предшествующих религий.

Дюркгейм говорит о том, что задачи, поставленные перед этнографами и историками, отличаются от задач, которые стоят перед социологами. Если этнографы и историки занимаются тем, что исследуют отживши формы цивилизации для того чтобы познать и реконструировать их, то социология этим не ограничивается. Для нее так же важно объяснение современной реальности, близкой к нам и способной повлиять на наши идеи и поступки. Этой реальностью выступает человек. Следовательно, если для данного исследования Дюркгейм выбрал именно архаичную религию, то это лишь потому, что она как никакая другая, дает нам представление о человеческой природе, о постоянном аспекте человеческой природы.

Но такой подход к исследованию вызывает резкое осуждение. Некоторые находят его странным, для того чтобы исследовать современное человеческое общество необходимо уйти от него и вернуться к первоначальному обществу. Существует представление того, что невозможно сравнивать формы наивысшей религии с формами низшей, не приравнивая первую ко второй.

Основной постулат социологии состоит в том «созданный человеком институт не может базироваться на заблуждении и обмане, иначе он не смог бы существовать достаточно долго». [стр.176] Это выражается в том, что если бы социолог не основывался на природе вещей, то он бы встретил сопротивление, с которым не смог бы справиться.

Автор говорит о том, что он выбрал объектом своего изучения первобытные религии, потому что «они укорены в реальности и выражают ее».[стр.176]

Дюркгейм считает, что именно с помощью символов можно выразить всякого рода человеческие потребности, какой-либо аспект индивидуальной или же социальной жизни. Под символами он понимает «представляемую реальность, которая придает ему его истинное значение»[стр. 177]

Таким образом, нет «религий, которые по своей сущности были бы ложными. Все они по своему истинны, все они, хотя и по-разному, соответствует данным условиям существования».[стр.177] Дюркгейм говорит о том что существуют более простые и более сложные религии с более высокими мыслительными функциями, но в действительности не одну из религий нельзя отнести к особому виду, так как «все они в равной степени являются религиями, как и все живые существа равным образом относятся к живым, начиная от низших пластид и кончая человеком».[стр.177]

В своем исследовании Дюркгейм обращается к анализу первобытных явлений так как считает, что первобытные религии «отвечают тем же нуждам, играют ту же самую роль, зависят от тех же самых причин».[стр.177]Поэтому они могут помочь в выявлении сущности религиозной жизни и решению рассматриваемых проблем.

Может возникнуть вопрос «Почему именно эти религии нужно взять в качестве исследования?». Причины данного выбора заключаются в методах. Суть данного метода в этом исследовании состоит в том, что для того чтобы понять развитие новейших религий нужно проследить исторический путь которым при помощи которого эти религии сформировались, так как «история составляет единственный метод объяснительного анализа, который можно к ним применить»[стр.178] Именно история разделяет на элементы определенный институт и эти элементы «она помещает в совокупность обстоятельств, в которых он возник, она дает нам в руки единственный возможный метод определения породивших его причин»[стр. 178] Для того чтобы объяснить какое-либо человеческое явление нужно вернуться к его простой, первобытной форме, понять особенности и черты характерные данному периоду, проследить дальнейшее его развитие, то как оно усложнилось, пройдя путь от простого к ныне рассматриваемому.

По мнению Дюркгейма, недостатком философского подхода к вопросу «что такое религия вообще?» является то, что « они ограничиваются лишь анализом идеи, формируемой ими по поводу религии, иллюстрируя результаты этого мыслительного анализа примерами, взятыми из религий наилучшим образом реализующий их идеал»[стр.179]

Так как все религии сопоставимы, составляют один вид рода и так как существуют элементы свойственные для каждой религии: внешние, видимые и все позволяющие черты. Дюркгейм предлагает следующий подход «в самом начале исследования дать им предварительное определение»[стр.179]

«постоянные элементы образующиеся в религии, то, что есть в ней вечного и человеческого: они составляют объективное содержание идеи, которую выражают когда говорят о религии вообще»[стр.180]

Этот подход связан с выбором первобытных религий в качестве главного объекта исследования Дюркгейма, так как в обществах которым была присуща эта религия существовало «незначительное развитие индивидуальностей, меньшие по размеру группы, однородность внешних условий – все это способствует сведению различий и изменчивости к минимуму»[стр.181]Но так же первобытные религии «позволяют выявить не только конститутивные элементы религии; но и обладают так же большим преимуществом, что облегчает их объяснение»[стр.182]

Таким образом, «первобытные цивилизации составляют для нас факты исключительного значения, потому что факты эти – просты» [стр.181] То есть, первобытное общество проще всего изучить и объяснить.

Как говорит сам Дюркгейм данное исследование « может заинтересовать не только науку о религиях.»[стр.184] Религия способна выходить за пределы собственных религиозных идей, таким образом изучение религиозных явлений дает нам возможность нового подхода к проблеме.

Первые человеческие представления о мире и о себе имели религиозное происхождение.«Философия и наука родились из религии, потому что религия изначально заменяла философию и науку»[стр.185] Однако религия способствовала тому что человеческий ум был не ограничен только числом идей, «религия внесла вклад в формирование самого этого ума»[стр.185]

Главный тезис данной книге заключается в том, что «религия – явление главным образом социальное.»[стр.186]

Так как «категории имеют религиозное происхождение, то они должны составлять часть общей сущности, свойственной всем религиозным фактам; они так же должны быть социальными явлениями, продуктами коллективного мышления»[стр.186] Это происходит потому что в данных категориях содержатся социальные элементы.

Далее Дюркгейм рассматривает необходимость категорий, которые носят социальный характер.Для чего же нужны категории, какаю функцию они выполняют? «Категории необходимы, потому что они нужны для функционирования мышления». [ c тр.195] Проще говоря, категории выполняют функцию регулирования общественной жизни.

Сам же Дюркгейм рассматривает категории «как первичные и не поддающиеся анализу факты, однако они сохраняют сложность, с которой не может справиться упрощенный анализ, которым довольствовался эмпиризм»[стр.199]

1. «представления, выражающие природу священных вещей и их отношений либо между собой или же со светскими вещами»[стр.222]

2. «правила поведения, предписывающие, как человек должен вести себя с священными вещами»[стр.222]

Дюркгейм так же отмечает, что понятия религия и магия являются родственными.

Общие черты магии и религии:
— состоят из верований и обрядов,
— есть мифы и догмы,
— в магии существуют демоны, а в религии Бог.

Источник

Дюркгейм элементарные формы религиозной жизни

Обзор работы Э. Дюркгейма « Элементарные формы религиозной жизни».

Эта работа посвящена основным аспектам элементарных форм религиозной жизни, социологии познания, а так же раскрытию понятия религия.

Во-первых, общества, в которых она встречается, не имела бы себе равных по простой организации.

Во-вторых, для объяснения религии нельзя прибегать к заимствованию элементов из предшествующих религий.

Он считал, в отличие от этнографов и историков, что только социология может объяснить данное явление. Приступая к изучению первобытной религии, он не отвергал других религий, не обвинял их в ложности, но существующие религии очень сложны и не поддаются исследованиям.

Методом исследования автор избрал, единственно правильный метод объяснительного анализа. Он доказательно утверждает, чтобы понять человеческое явление в текущий момент, будь то религиозное верование или иное, нужно обратиться к истокам, то есть к первобытной форме религии и проследить путь ее развития.

По ходу изложения материала Дюркгейм критикует философов, которые лишь иллюстрировали результаты мыслительного процесса, взятые из религий, считая их идеалами. И он вновь доказывает правильность своего избрания, что «первобытные цивилизации составляли для нас факты исключительного значения, потому что эти факты просты».(стр.180)

Как же возникла религия в обществе?

Она не возникла на пустом месте, она воздействует на умы, поведение, мышление людей в разных формах. И эти формы религиозного мышления наблюдать легче там, где общество менее сложно. Философия науки родилась из религии, потому что религия является их праматерью, сначала она заменила и науки, и философию, и внесла вклад в формирование ума людей. Главные категории религиозного верования-продукт религиозного мышления.

По утверждению Дюркгейма, время и пространство тоже относятся к категории социального происхождения. Это доказательство блестяще проводится Дюркгеймом на примере деления бесконечности времени на годы, месяцы, дни, часы и что время мыслится всеми людьми одной и той же цивилизации, а не отдельным индивидуумом, то есть организация времени должна быть коллективной. «факторы в соответствии с которыми, многие вещи квалифицируются со временем, взяты из социальной жизни».( стр.186)

Так же дело обстоит и с пространством. Оно, хоть и безразмерно, но деление его на стороны света, объем, высоту, длину свидетельствует, что пространственным сферам были приписаны различные эмоциональные ценности, а поскольку они принадлежат одной к одной и той же цивилизации, представляющей пространство одинаково, их можно отнести к социальному происхождению. Дюркгейм приводит примеры из жизни племен, использующих время, и ориентированных в пространстве.

Каким образом, возможно, познать существо явлений, как развивалось познание?

Эмпиристы сводят разум к опыту, априористы ратуют за то, что ум превосходит опыт, а индивидуальный разум создается божественным разумом. Но божественный разум не зыблем, а категории человеческого мышления постоянно создаются, разрушаются, то есть изменяются, следовательно, эти концепции не жизненны.

Далее, Дюркгейм развивает теорию двойственности человека. Он говорит, что в человеке существуют 2 существа: индивидуальное и социальное. Первое, имеет ограниченную сферу деятельности, зато, социальное существо-это самая высокая интеллектуальная и моральная реальность, которую можно познать путем наблюдения, имея в виду общество.

Тот же социальный характер позволяет понять, откуда происходит необходимость категорий. Они нужны людям, потому что они выражают наиболее общие отношения между видами, они господствуют над всеми сторонами интеллектуальной жизни общества, то есть регулируют всю совокупность общественной жизни, включая время, пространство, причины и.т.д Без категорий невозможно согласие между умами, и всякая совместная жизнь.

Природа дала жизнь человечеству, и она неотделима от общества. Социологическая природа познания гласит, что «общество, будучи специфической реальностью, не есть государство, оно составляет часть природы, оно является ее наивысшим проявлением»(стр.196)

Дюркгейм затронул в своем исследовании и область понятий и их роль в обществе. Они помогают осмысливать социальные явления в обществе. Он утверждает, что «понятия времени, пространства, рода, причины, личности сконструированы из социальных элементов и не лишены объективной реальности. Их социальное происхождение предполагает, что у них есть известное основание в природе вещей.( стр.147)

Дюркгейм, исследуя такие явления как религия, сразу определяет четко, какой метод применим при этом.

Прежде всего, начиная исследование, нужно освободить свой ум от всякой предвзятой идеи.

В основе религии лежит понятие сверхъестественного, таинственного, непознаваемого. Религия, стало быть, представляет собой, нечто вроде умозрительного размышления о всем том, что не поддается научному, строгому мышлению.

Прежде чем преступить к рассмотрению понятия религии, Дюркгейм, в своем труде, приводит трактовки религии таких социологов, как Спенсера, а так же Моллера.

В те времена доминировала церковь, естественные науки были слабо развитыми, не могли объяснить причинно-следственные явления в природе, такие как молния, движение планет, затмение солнца, законов всемирного тяготения…

Дюркгейм считает, что религия есть вроде неделимой догматической сущности. « в действительности она есть целое, состоящее из частей это более или менее сложная система мифов, догм, обрядов, церемоний. Но целое можно определить только по отношению к образующим его частям. Поэтому более методичным будет охарактеризовать элементарные явления, из которых всякая религия происходит и которые предшествуют возникновению системы, произведенной их соединением.»(стр.215)

Все известные религиозные верования классифицируют на 2 категории: светские и священные.

Теперь, необходимо разобраться, какими же признаками отличаются священные явления от светских?

Священные явления в иерархической лестнице занимают более высокое место, нежели светские, к которым относятся и люди.

Светские вещи-те, к которым эти запреты принимаются и которые должны быть отдалены на расстоянии от первых.

Религиозные верования- это представления, выражающие природу священных вещей и их отношения либо между собой, либо со светскими вещами.

«Когда известное число священных явлений поддерживает между собой отношения координации и субординации, так что они образуют более или менее единую систему, не входящую, однако, ни в какую другую систему того же рода, тогда совокупность соответствующих верований и обрядов составляет определенную религию».(стр.221)

В религиозном обществе наряду с истинно религиозными верованиями и обрядами существует и другое оккультное явление-магия. Она так же состоит из верований и обрядов, в ней есть свои мифы и догмы, они лишь более рудиментарны. У них существуют свои церемонии, жертвоприношения, молитвы, песни и танцы. Силы, к которым взывает колдун, те же, к которым обращается и религия. Но у магии нет церкви. Но определенная часть человечества увлекается магией и находит ней потребность.

Заканчивая исследование, Дюркгейм дает определение религии. «Итак, мы приходим к следующему определению: Религия – это единая система верований и действий, относящихся к священным, т. е. к отделенным, запрещенным, вещам; верований и действий, объединяющих в одну нравственную общину, называемую Церковью, всех тех, кто им привержен. Второй элемент, присутствующий, таким образом, в нашем определении, не менее важен, чем первый, ибо, показывая, что идея религии неотделима от идеи Церкви, он сразу готовит к пониманию того, что религия должна быть явлением главным образом коллективным»

Таким образом, труд Дюркгейма по истине раскрывает сущностное понятие религии,а так же социологию познания.

Источник

Дюркгейм элементарные формы религиозной жизни

Эмиль Дюркгейм. Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии. М.: Элементарные формы, 2018. Перевод с французского В. В. Земсковой; под редакцией Д. Ю. Куракина.

дюркгейм элементарные формы религиозной жизни

В некотором смысле этот труд подводит итог всем размышлениям Дюркгейма. В «Элементарных формах» французский социолог задавался важным вопросом: как вообще появляются и функционируют на начальном этапе так называемые коллективные представления, которые заставляют индивидов вести себя тем или иным образом? Для ответа на этот вопрос классик взялся за анализ этнографических материалов, в которых описывалась жизнь австралийских аборигенов. Тогда считалось, что аборигены находились на самой примитивной стадии развития в эволюции человечества. Значит, чтобы понимать сложные социальные формы современных обществ, необходимо понять элементарную форму.

С тех самых пор и творчество Дюркгейма, и особенно книга «Элементарные формы» стали вызовом для многих социальных теоретиков. Если вы вдруг претендуете на построение социальной теории, которая на основе одного или нескольких принципов объединит множество разрозненных фактов и случаев, то обойти глыбу «Элементарных форм» невозможно. Можно либо превратить Дюркгейма в союзника, как это, например, сделал культурсоциолог Джеффри Александер, либо попытаться уничтожить классика, как это сделал представитель акторно-сетевой теории Брюно Латур.

В то же время этнографические данные, которые использовал Дюркгейм для описания элементарного общества, существенно устарели. Так, сегодня очевидно, что тотемизм австралийских аборигенов не является элементарной религиозной и социальной формой.

Представители так называемого онтологического поворота в антропологии (Ф. Дескола, Э. Вивейрос де Кастро, М. А. Педерсен и Э. Кон) убедительно показали, что тотемизм должен рассматриваться как одна из возможных онтологий, как один из возможных способов отношений людей и нелюдей наряду с анимизмом, перспективизмом, аналогизмом и другими онтологиями.

Мне бы хотелось указать на одну отличительную особенность «Элементарных форм». Книга интересна тем, что она предлагает невероятно актуальную для сегодняшнего дня ирредукционисткую онтологию множественной и гетерогенной реальности, предвосхищая теоретические разработки объектно ориентированной онтологии, акторно-сетевой теории и новых материализмов всех мастей. В этой онтологии в реальности действует множество сил, или природ, и ни одна из них не является изначально определяющей для других. Отношения между этими силами имеют ситуативный характер.

Дюркгейма часто называли социологическим редукционистом. Речь идет о том, что многообразие форм реальности сводится к обществу. В этом ключе уже упомянутый Латур маркирует Дюркгейма как сторонника социального объяснения. По его мнению, Дюркгейм считал общество причиной, а не следствием и делал социальное самостоятельной силой. В этой связи Латур противопоставляет Дюркгейму забытого классика Габриэля Тарда, выбирая его в качестве отца-основателя акторно-сетевой теории. При этом сам Латур, с одной стороны, предлагает считать социальное результатом или следствием взаимодействия человеческих и нечеловеческих акторов, но, с другой стороны, вынужден признать, что ритуал, закон, идея, символ тоже имеют влияние.

При внимательном прочтении «Элементарных форм» и других работ автора становится ясно: Дюркгейм делал ставку на нечто принципиально иное, чем социологический редукционизм. Он хотел придать онтологический статус социальному; он хотел показать, что общество и его составляющие — социальные факты и что коллективные представления обладают силой, воздействующей на людей. Ритуалы, символы, идеалы и ценности существуют и имеют определенное влияние на индивидов.

дюркгейм элементарные формы религиозной жизниНаскальное искусство австралийских аборигенов в национальном парке Какаду на полуострове Арнемленд, Австралия Фото: public domain

Противники социального объяснения ссылаются на известные слова из интервью Маргарет Тэтчер: «Нет такой вещи, как общество. Есть индивиды — мужчины и женщины, а еще есть семьи». Дюркгейм же предлагал считать социальные факты и коллективные представления вещами (chose) sui generis. Дюркгейм доказывал, что социальное или социальные вещи обладают реальностью наряду с материальными вещами, данными в ощущениях. При этом ирредукционистская программа отказывается от того, чтобы сводить к социальному все остальные «природы». Наоборот, здесь социальное сталкивается с сопротивлением других сил, деформируется, само оказывает воздействие.

В «Правилах социологического метода» Дюркгейм писал: «Все, что реально, обладает определенной природой, которая навязывается, с которой надо считаться и которая, даже тогда, когда удается нейтрализовать ее, никогда не оказывается полностью побежденной. В сущности, это самое существенное в понятии социального принуждения». При этом классик явно отказывается от редукционистской программы. Он добавлял, что необходимо «не низвести высшие формы бытия до уровня низших форм, но, наоборот, востребовать для первых уровня реальности, по крайней мере равного тому, который все признают за вторыми». Более того, Дюркгейм показал, что социальные факты, при всей своей самостоятельности, нуждаются в материальном носителе — в предметах, словах, звуках, изображениях, движениях и так далее. Для культа чуринга австралийским аборигенам нужны дерево или камень, а для любви к родине патриотам нужно полотнище флага. Также Дюркгейм всегда подчеркивал, что индивиды могут не без успеха сопротивляться коллективным представлениям, могут не принимать, отрицать и изменять их.

Можно проиллюстрировать ирредукционистскую онтологию на примере учения о классификации в «Элементарных формах». Эту тему начинает совместный текст Дюркгейма и его племянника — антрополога Марселя Мосса «О некоторых первобытных формах классификации. К исследованию коллективных представлений».

Основной тезис следующий: то, как индивиды видят и классифицируют мир, существенно зависит от деления общества на группы. При этом логические функции не предзаданы, не являются априорными формами, а создаются в течение длительного времени; они «сформировались посредством мучительной, трудной сборки элементов, заимствованных из самых разных источников, которые весьма далеки от логики и тщательно организованы».

Кажется, что в большей степени, чем банальное признание социального происхождения классификации, для авторов важнее понять механизмы искажения логических функций в процессе усложнения общества. Дюркгейма интересует, из-за чего происходит искажение и усложнение форм классификации.

дюркгейм элементарные формы религиозной жизниЭмиль Дюркгейм Фото: emiledurkheim.org

В этом смысле немаловажно, что на изменение родов и видов влияют ландшафт и такие объекты как, например, солнце и луна. Группа, состоящая из двух подгрупп и располагающаяся лагерем на разных берегах реки, может начать отождествлять с подгруппой предметы и ориентиры, находящиеся на соответствующем берегу. Соответственно, вещи из природного окружения подмешиваются в социальное.

Кроме того, на искажения чистой социальной формы классификации влияют эмоции.

Как известно, иррациональное бурление (effervescence) сыграло ключевую роль в конструировании социального в концепции Дюркгейма. Эмоции принадлежат к сфере психического — у них другая онтологическая природа. В отличие от логических категорий, эмоция — «это явление, по существу, расплывчатое и неустойчивое. Ее заражающее влияние расходится за пределы места ее возникновения, распространяется на все, что ее окружает, так что невозможно сказать, где остановится сила ее распространения. Эмоциональные по природе состояния необходимо связаны с этим свойством. Невозможно сказать, где они начинаются и где они кончаются; они теряются друг в друге, смешивают свои свойства таким образом, что их невозможно распределить по строгим категориям».

В «Элементарных формах религиозной жизни» Дюркгейм говорил не только о том, что вещи мира делятся в соответствии с социальным делением на кланы и фратрии. Возможно и обратное влияние: сходства, подобия и различия в вещах определяют сходства, подобия и различия в группах; определенное предчувствие того, что в вещах присутствуют сходства и различия, сыграло роль в создании этих классификаций.

Например, социальный антагонизм имеет природное происхождение, противопоставление между вещами переносится в социальную оппозицию. Кроме того, природные трофические цепи тоже служат основой объединения. Тотемное животное может ассоциироваться со всем тем, что служит ему пищей.

В этой социологической рецепции первобытных религий у Дюркгейма классификация зависит не только и не столько от чистой социальной структуры, сколько от смешения людей и вещей. Дюркгейм отмечал в «Элементарных формах», что в клане «обычно видят только группу человеческих существ. Это просто часть племени, и кажется, что, как и само племя, она состоит только из людей. Но, рассуждая подобным образом, мы подменяем нашими, европейскими, представлениями те, которые составил себе о мире и об обществе первобытный человек.

дюркгейм элементарные формы религиозной жизниЛюди и рыба. Рисунок в рентгеновском стиле. Национальный парк Какаду на полуострове Арнемленд, Австралия Фото: ngorod.net

Для австралийского аборигена разные вещи сами по себе, все вещи вселенной, входят в племя; они являются его составными частями, или, говоря другими словами, его постоянными членами. Следовательно, все вещи точно так же, как и люди, занимают определенное место в рамках общества». Дюркгейм говорил о том, что сама идея объединения вещей в классы зависит от того, что общество является смещением людей и вещей. Согласно логике, представленной в «Элементарных формах», если простейшее общество представляет собой смешение людей и нечеловеков, то то же самое можно сказать и о спутанных современных обществах.

Таким образом, у Дюркгейма мы видим не дуальную редукционистскую, а реляционную онтологию, в которой акцент ставится на «мультиреальности». Эта онтология предполагает сложные отношения между различными типами вещей, а также гетерогенность реальности. Индивиды, эмоции, общества, представления, символы, ритуалы, материальные объекты скроены по разным онтологическим лекалам, но это не мешает им взаимодействовать, вступать в альянсы или предавать друг друга.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *