е в глаголах и отглагольных формах

Учебник «Грамоты»: орфография

Буквы «о» и «ё» после шипящих

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Правописание букв О и Ё после шипящих

Чтобы безошибочно написать сомнительную гласную (О или Ё) после шипящих (Ж, Ш, Ч, Щ) и не ЧОКНУТЬСЯ, нужно прежде всего выяснить, в какой части слова находится проверяемая гласная – в корне, суффиксе или окончании. Кроме этого, если гласная находится в суффиксе или окончании (иначе говоря, вне корня), то нужно еще знать, к какой части речи относится проверяемое слово (то есть является ли оно именем существительным, прилагательным, наречием, глаголом).

КАК ВЫБРАТЬ ГЛАСНУЮ В КОРНЕ СЛОВА?

1. В КОРНЕ СЛОВА под ударением нужно написать Ё в том случае, если в других формах этого слова или в однокоренных словах пишется буква Е: ШЁПОТ (потому что ШЕПЧЕТ), ПЧЁЛЫ (потому что ПЧЕЛА), ЧЁРНЫЙ (потому что ЧЕРНЕТЬ), ЖЁЛТЫЙ (потому что ЖЕЛТЕТЬ), ШЁЛ (потому что ПРИШЕДШИЙ) и т. д. Так пишется большинство корней.
2. Если же проверочное слово подобрать не удается, то после шипящих, в корне, под ударением следует писать О: ШОВ, ШОРОХ, ШОРЫ, ИЗЖОГА, КРЫЖОВНИК, ОБЖОРА, ЧОКАТЬСЯ, ТРУЩОБА. Таких слов не очень много, и их обычно запоминают как исключения.
3. Если перед вами иноязычное по происхождению слово, то необходимо писать О после шипящего согласного в корне под ударением, например: КАПЮШОН, ШОК, ЖОНГЛИРОВАТЬ.

КАК ВЫБРАТЬ ГЛАСНУЮ В СУФФИКСЕ И ОКОНЧАНИИ?

1. В СУФФИКСЕ существительного, прилагательного, наречия под ударением пишется буква О: СОБАЧ-ОНК-А, КАМЫШ-ОВ-ЫЙ, ГОРЯЧ-О.
2. В ОКОНЧАНИИ существительного и прилагательного под ударением пишется буква О: ВРАЧ-ОМ, БОЛЬШ-ОЙ.
3. В СУФФИКСАХ глаголов, причастий и всех слов, образованных от глаголов, под ударением пишется буква Ё: ПЕЧ-ЁТ, ВЫ-КОРЧ-ЁВ-ЫВА-ТЬ, ВЫ-КОРЧ-ЁВ-КА, ПЕРЕ-СЕЧ-ЁНН-ЫЙ, НОЧ-ЁВ-КА, ЛИШ-ЁНН-ЫЙ.

Обратите внимание, что существительные ТУШЁНКА, СГУЩЁНКА, НОЧЁВКА и некоторые другие пишутся через букву Ё. Буква Ё пишется в суффиксах этих слов, так как они соотносятся по смыслу с глаголами ТУШИТЬ, СГУЩАТЬ и НОЧЕВАТЬ.

Обратите внимание, что слова РЕЧОВКА, МЕЛОЧОВКА, ПЛАЩОВКА пишутся через О. Буква О пишется в суффиксах существительных по изложенному выше правилу.

Обратите внимание, что слово БЕЧЁВКА пишется с буквой Ё. Буква Ё пишется, поскольку эта гласная входит в состав корня и проверяется словом БЕЧЕВА.

Отдельно необходимо запомнить правило написания слов с корнем ЖОГ / ЖЕГ.
Если слово является существительным, то надо писать букву О. Например: СИЛЬНЫЙ ОЖОГ, СОВЕРШЕН ПОДЖОГ ДОМА. Но когда слово является глаголом, оно пишется с буквой Ё. Например: СИЛЬНО ОБЖЁГ РУКУ, НЕИЗВЕСТНЫЙ ПОДЖЁГ ДОМ, АВТОР ЖЖЁТ РУКОПИСИ.

Источник

Буквы Ё, О после шипящих

Буквы О/Ё (Е) после шипящих и Ц в корнях, суффиксах и окончаниях

В какой части слова эта буква?

В корне под ударением – ё (если чередуется с е): чёрн/ый – черн/е/ть, шёлк/ов/ый – шелк/а, печён/к/а – печень/

Искл.: шóв, шóрох, капюшóн, крыжóвник

В суффиксе или окончании в существительных, прилагательных, наречиях. Под ударением – о: трещ/óтк/а, реч/óнк/а, медвеж/óнок/, луч/óм, свеч/óй, парч/óв/ый, смеш/óн, горяч/ó, общ/ó, свеж/ó, гол/ыш/óм, наг/иш/óм

Без ударения – е: певучем, реченька, грешен, нужен, должен,

В суффиксе или окончании в глаголах и отглагольных образованиях (причастия, прилаг., существ.)

Под ударением – ё: печ/ёт, теч/ёт, жж/ёт, вз/беш/ён/, о/горч/ённ/ый, с/гущ/ённ/ый – с/гущ/ён/к/а,за/ноч/ёв/ыва/ть – ноч/ёв/к/а

В словах на – ёр: стаж/ёр/, дериж/ёр/, у/хаж/ёр/, комивояж/ёр/

Без ударения – е: со/жж/ен/а, о/горч/ен/а

Разнообразие написаний гласных после шипящих объясняется историческими причинами. После шипящих ж, ш, ч, щ не пишутся гласные ы, я, ю, а пишутся и, а, у: жил, шина, чиж, щипать, жать, шаг, час, щавель, журчит, шуршит, чудо, щупальца.

Гласные Е, Ё, О после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ

в корне под ударением пишется ё

в суффиксе сущ., прилаг., наречиях под ударением пишется о

в глаголах, глагольных формах и в отглагольных прилаг., сущ. под ударением пишется ё

Источник

Гласные после шипящих и «ц»

Гласные после шипя­щих и «ц» пишут­ся в соот­вет­ствии с пра­ви­ла­ми рус­ско­го язы­ка. Выясним, как опре­де­лить, что после шипя­щих и «ц» пишут­ся глас­ные «е», «ё» или «о». Составим алго­ритм пра­во­пи­са­ния глас­ных в сло­вах раз­ных частей речи.

В рус­ском язы­ке осо­бое вни­ма­ние заслу­жи­ва­ют глас­ные после шипя­щих и «ц». После букв «ж», «ч», «ш», «щ» и «ц» в одних слу­ча­ях пишет­ся бук­ва «о», в дру­гих — «е» или «ё», при­чём про­ве­роч­ное сло­во подо­брать невоз­мож­но, как в слу­чае с без­удар­ны­ми глас­ны­ми, кото­рые пишут­ся после дру­гих согласных.

Правописание гласных после шипящих

Гласные после шипя­щих и «ц» пишут­ся в соот­вет­ствии с несколь­ки­ми орфо­гра­фи­че­ски­ми правилами.

Таблица

е в глаголах и отглагольных формах

Написание букв «и», «ы» после шипящих и «ц»

Буквы «и» или «ы» пишут­ся в сло­вах зави­си­мо­сти от того, где нахо­дит­ся орфограмма:

1. в боль­шин­стве слу­ча­ев в корне слов после шипя­щих и «ц»:

е в глаголах и отглагольных формах

2. в заим­ство­ван­ных сло­вах с конеч­ным -ция:

1. в окон­ча­ни­ях существительных:

2. в окон­ча­ни­ях прилагательных

3. в суф­фик­се -ын- при­тя­жа­тель­ных прилагательных

Гласные «а», «у» после шипящих и «ц»

В рус­ских сло­вах после шипя­щих соглас­ных «ж», «ч», «ш», «щ» и бук­вы «ц» пишут­ся глас­ные «а» и «у»:

Запомним, что после все­гда мяг­ких соглас­ных «ч» и «щ», а так­же «ж» и «ш» бук­вы «я» и «ю» не упо­треб­ля­ют­ся, кро­ме заим­ство­ван­ных слов:

Гласные «е», «ё» и «о» после шипящих и «ц»

Рассмотрим вна­ча­ле пра­во­пи­са­ние этих глас­ных после «ц», так как оно зави­сит толь­ко от уда­ре­ния в сло­ве. Ударение опре­де­ля­ет напи­са­ние букв «о» и «е» в любой мор­фе­ме сло­ва: корне, суф­фик­се или в окончании.

После шипя­щих напи­са­ние букв «е», «ё» или «о» отли­ча­ет­ся в зави­си­мо­сти от место­на­хож­де­ния орфограммы.

1. В корне слов пишет­ся бук­ва «ё», хотя после «ш» и «ж» про­из­но­сит­ся [о], если мож­но подо­брать род­ствен­ное сло­во или дру­гую фор­му того же сло­ва, в кото­рой пишет­ся «е»:

Если тако­го сло­ва, в кото­ром пишет­ся бук­ва «е» нет, то в корне напи­шем бук­ву «о»:

2. В суф­фик­сах и окон­ча­ни­ях слов под уда­ре­ни­ем пишет­ся «о», без уда­ре­ния — «е»:

3. В гла­го­лах и отгла­голь­ных сло­вах после шипя­щих пишет­ся все­гда бук­ва «ё»:

Имеем в виду, что корень -жог- при­над­ле­жит род­ствен­ным суще­стви­тель­ным, а корень -жёг- ука­жем у гла­го­лов и причастий.

Сравним:

Слово «ожог» обра­зу­ет одно­ко­рен­ное прилагательное:

Алгоритм выбора букв «ё» и «о» после шипящих

Как отли­чить сло­ва, кото­рые пишут­ся с «ё» под уда­ре­ни­ем, от слов с удар­ной глас­ной «о» после шипящих?

Предлагаем исполь­зо­вать сле­ду­ю­щих алгоритм:

Образец рассуждения

Налетевший ветер игра­ет с при­бреж­ным камыш…м.

Камыш…м — это имя суще­стви­тель­ное «камыш», так как назы­ва­ет пред­мет. Слово име­ет фор­му тво­ри­тель­но­го паде­жа. Орфограмма нахо­дит­ся в окон­ча­нии. Поставим уда­ре­ние: камышо́м.

В окон­ча­нии сло­ва «камы­шом» после шипя­ще­го пишет­ся бук­ва «о».

Видеоурок

Источник

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ
о-е-ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И ц

Только что прочитала статью Е.Г. Шатовой «Формирование обобщенных знаний при обучении орфографии в системе урока. Новый подход» (Русский язык, № 19/2001). Совершенно согласна с автором статьи, так как я работаю примерно по такому принципу (формирование обобщенных знаний) уже лет 20. Просто живем мы сейчас в разных странах (к моему большому сожалению), меньше стало совместной методической работы. Выписываю постоянно вашу газету, но писать как-то не решалась, думая, что у вас и своих авторов хватает. Но теперь рискнула: может быть, пригодятся и мои разработки.
Я составила свою карточку с орфограммами как раз на основе обобщения материала. Не буду приводить вам ее полностью, хотя работаю по ней около 20 лет, теперь уже точно могу сказать, что с ее помощью сформировать грамотность письма гораздо проще. Мой опыт обобщен в Крыму, и по карточке работают другие учителя русского языка, а я систематически провожу семинары для них.
Итак, предлагаю свое видение той же самой темы – «Правописание гласных о–е–ё после шипящих и ц». Только это не план урока, а лишь набор необходимых заданий, а уж как их скомпоновать – дело учителя.

Для начала сообщаю ученикам, что шипящих в русском языке всего 4 – ж, ш, ч, щ.
Предлагаю упражнения-разминку на формирование фонематического восприятия и внимание. (Количество и необходимость таких упражнений определяет учитель.)

Эти специальные упражнения, воспринимаемые как игровые, направлены одновременно на развитие внимания, формирование навыков анализа, синтеза, классификации и обобщения, фонематического анализа. На эту работу отводится 3–5 минут урока.

После того как дети научились легко выполнять эти упражнения, т.е. фонематическое восприятие и внимание активизировано, можно приступать к работе над орфограммами.

Задание 1. Продиктовать предложения в темпе школьного диктанта. Выписать все шипящие.

1. Над ржаным полем, шелестящим жесткими ржаными колосьями, воздух горяч и неподвижен (ж ш щ ж ж ч ж).
2. Жаркие солнечные лучи и шепот морского прибоя зовут отдыхающих на пляжи (ж ч ч ш щ ж).
3. В лесной чаще стоит тишина, только жужжат пчелы над цветами шиповника да щебечут в вышине деревьев неугомонные птицы (ч щ ш ж ж ж ч ш щ ч ш).
4. Бывают чудеса:
Ужа ужалила оса,
Она ужалила в живот,
Ужу ужасно больно.
Вот. (ч ж ж ж ж ж ж)

5. А доктор Еж сказал Ужу:
«Я ничего не нахожу.
Но все же думается мне,
Что лучше ползать на спине,
Пока живот не заживет.
Вот». (ж ж ч ж ж ч ч ш ж ж)

6. Бывают в жизни чудеса:
Ужа ужалила оса,
Она ужалила в живот,
Ужасно больно.
Вот. (ж ч ж ж ж ж ж)

7. А доктор Еж сказал Ужу:
«Я ничего не нахожу.
Но все же думается мне,
Что лучше ползать на спине,
Пока живот не заживет.
Вот». (ж ж ч ж ж ч ч ш ж ж)

Задание 2. Укажите часть слова (корень – к или за корнемзк), в которой имеется орфограмма «оеё после шипящих и ц». Исключение обозначьте: искл, а глаголы и отглагольные формы – г.

Образец: Желтый пушокк, зк.

Черный, шов, испеченный, ночевка, желтый, шел, шоколад, бечевка, течет, кошелка, печенка, зайчонок, расческа, речонка, девчонка, крыжовник, шоссе, щелка, рассечет, медвежонок.

Ответ: к, искл, г, г, к, г, искл, к, г, к, к, зк, к, зк, зк, искл, искл, к, г, зк.

Познакомимся с орфограммой «о–е–ё после шипящих и ц».

№ 14. о–е–ё после шипящих и ц

Прочитать эту схему можно так:

а) в корне под ударением пиши ё, если слово можно изменить так, чтобы писалось е ёлтый – желтеть); остальные слова, которые пишутся с о в корне, назовем исключениями;
б) за корнем (в суффиксе и окончании) под ударением – о, без ударения – е;
в) ё – в глаголах и отглагольных формах, т.е. словах, которые образованы от глаголов: испечённый – испечь, ночёвка – ночевать, тушёнка – тушить, сгущёнка – сгустить;
г) слова с суффиксом -ёрдирижёр, тренажёр, но танцор.

Задание 3. В русском языке несколько десятков корней, в которых после шипящих стоит ё. Запишите слова, используя приведенные ниже корни. Составьте с ними словосочетания.

-жёлуд-
-жёлт-
-шёл-
-шёлк-
-чёрств-
-чёрн-

-жёлоб-
-жёрд
-щёлк-
-решёт-
-пчёл-
-чёс-

-жёрнов-
-жёст-
-щётк-
-шёрст-
-чёлк-
-чёрт-

-щёголь-
-щёк-
-шёпот-
-дешёв-
-бечёв-
-кочёв-

Задание 4. Чтобы лучше запомнить слова-исключения, в корне которых после шипящих пишется о, прочитайте юмористический рассказ, в котором собрано 24 таких слова. Нарисуйте иллюстрацию к этому рассказу.

По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном, жонглёр жонглировал крыжовником, нанизывая его на шомпол. Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Настроение у всех было мажорное. Будто ехали они на веселое шоу. Вдруг послышался шорох. Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы происшедшим.

К рассказу следует добавить такие слова, как трущобы и чащоба. (С ними дети сами охотно придумают последнее предложение.)

Предыдущие задания готовят учеников к отработке данной орфограммы. Рисунок выполняется учениками на доске попутно с чтением рассказа учителем. Заранее рассказ не читается. После того как рисунок выполнен, учитель еще раз читает рассказ, рисунок стирается с доски, а ученики пишут по памяти слова-исключения. Затем определяем, кто больше запомнил слов, какие слова не запомнились. Все это дает возможность еще раз их повторить. Прием рисования позволяет «включить» еще и эмоциональную память ученика. Это вообще очень хороший прием, я использую его и при работе над ошибками.

Теперь приступаем непосредственно к отработке написания о–е–ё после шипящих. Повторяем данную орфограмму. Обращаем внимание учащихся на то, что для данного правила нужно уметь видеть состав слова и отличать отглагольные формы и глаголы от других частей речи.
(Под термином «отглагольные формы» подразумеваются слова, которые образованы от глагола. Это и причастия, и отглагольные существительные, и прилагательные. Снимается необходимость определять часть речи, что упрощает выполнение действий.)

Задание 5. Заполните таблицу, воспользовавшись словами, перечисленными ниже. Какие слова вы не включили в таблицу? Почему?

За корнем под ударением

В корне под ударением

В глаголах и отглагольных формах

1. Размеж_вывать
2. Корч_вка
3. Орош_нный
4. Дириж_р
5. Сраж_нный
6. Долж_к
7. Ож_г руки
8. Ож_г руку
9. Волч_нок

10. Грош_вый
11. Виш_нка
12. Упрощ_нный
13. Беч_вка
14. Человеч_к
15. Камыш_вый
16. Выкорч_вывать
17. Заискивающ_
18. Точ_ный

19. Книж_нка
20. Ноч_вка
21. Певуч_
22. Груж_ный
23. Печ_нка
24. Ретуш_р
25. Туш_нка
26. Крюч_к
27. Холщ_вый

28. Дорож_нька
29. Деш_вый
30. Стаж_р
31. Кумач_вый
32. Горяч_
33. Ещ_
34. Затуш_вывать
35. Жж_ный
36. Кипяч_ное

37. Нож_вка
38. Ш_пот
39. Зловещ_
40. Обж_ра
41. Маж_рный
42. Копч_ный
43. Крыж_вник
44. Сраж_н
45. Ч_порный

1-й столбик: 6, 9, 10, 19, 26, 27, 31, 32, 37.
2-й столбик: 13, 23, 29, 38.
3-й столбик: 1, 2, 3, 5, 8, 12, 16, 18, 20, 22, 25, 34, 35, 36, 42, 44.
4-й столбик: 7, 40, 41, 43, 45.
5-й столбик: 4, 24, 30.
Никуда не вошли слова с написанием е (а не ё) после шипящих, слова с безударным суффиксом и наречие ещё (искл.).

Данное упражнение помогает сформировать сознательный подход к работе с правилом правописания (орф. № 14), вычленяет этапы умственной деятельности учащихся при выборе гласной.

Если ученик допустил много ошибок, ему можно предложить выполнить любое упражнение из учебника или пособия, а затем заполнить такую же таблицу словами из упражнения. Таблица наглядно покажет типичные ошибки каждого ученика: если в какой-то колонке больше ошибок, чем в другой, это значит, что данный этап правила ученик по какой-либо причине не усвоил. Например, многие слова неверно внесены в первый столбик или глаголы оказались не в первой колонке – значит, ученик забывает или не умеет выделять суффиксы, не видит глаголов.

Задание 6 (для самопроверки). Вставьте пропущенные буквы, укажите номер и букву орфограммы.

Щ_голь, беч_вка, ж_ваный, реш_тка, ж_лоб, бесш_вный, ж_рдочка, туш_нка, верблюж_нок, приш_л, испеч_нный, зач_т, прож_рливый, ч_рточка, девч_нка, наш_птывать, корч_вка, ш_ковый, ч_порный, печ_нка, галч_нок, переж_вывать, сгущ_нка, сокращ_н, ж_сткий, горяч_, дириж_р, шалаш_м, нож_м, лягуш_нок, ж_нглер, защ_лка, уч_ба, ш_рох, крыж_вник, сч_т, ж_рдочка, реч_нка, ноч_вка, жж_т, расч_ска, щ_лочь, ч_ткий, ш_ссе, кош_лка, пощ_чина, трущ_бы, ш_лковый, копч_ный, ч_рствый.

Посчитайте коэффициент усвоения данной орфограммы: каждое правильно написанное слово = 2%.

Достаточный уровень. Вставьте пропущенные буквы.

Быч_к, боч_нок, ноч_вка, бумаж_нка, плющ_м, копч_ности, нож_вка, напряж_нный, внуч_к, гараж_м, раскрепощ_нный, печ_нка, сгущ_нка, девч_нка, протяж_нный, свеч_й, ж_нглер, ж_луди, переш_л, ж_рдочка.

Средний уровень. Напишите текст под диктовку. Обозначьте орфограмму № 14.

В раннее весеннее утро, когда солнце еще не горячо и в воздухе свежо, ребята во главе со стажером провели в старом саду борьбу с листожором на грушевых и алычовых деревьях. В камышовом шалаше ребят ждет сторож. Голову Кузьмича покрывает шапчонка, из-под пиджака выглядывает холщовая рубашонка, на шее кумачовый платок. Кузьмич показывает ребятам самодельные щетки и трещотки, затем угощает всех спелым крыжовником. А ребята предлагают ему шоколадки.

(Из кн.: Д.Розенталь, И.Голуб. Русский язык. М.: Айрис, 1999.)

Высокий уровень. Найдите и исправьте ошибки. Объясните правописание слов с орф. № 14, указав рядом букву (14а, 14б. ). См. таблицу в начале раздела.

Дед рассказывает, как поймал в чащобе медвежёнка и научил его танцовать. Подражая медвежёнку, он выступает то в роли танцора, то дирижора. Затем мы ставим вместо стола бочёнок и садимся обедать. Из сумок достаём тушонку, сгущонку, пирожки с печонкой, копчоности. Девчёнки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох и показывается зайчёнок. Увлечонные обедом, мы не обращаем на него никакого внимания.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ ГРАМОТНОСТИ

1. Выпишите слова, в которых допущены ошибки на данное правило.
2. Разберитесь, почему именно так нужно было написать слово.
3. Еще раз поработайте с таблицей, заполняя ее, используя слова любого упражнения по данной теме.
4. Сами составьте аналогичное задание для одноклассника.
5. Выпишите из литературного произведения слова с орф. № 14, объясните графически их правописание (выделите часть слова, поставьте ударение или обозначьте: искл.).

На этапе контроля можно использовать и другие задания, предусматривающие комплексную работу с орфографией и пунктуацией.

Источник

Правописание суффиксов глаголов

е в глаголах и отглагольных формах

Понятие суффикса

Суффикс — часть слова, которая расположена обычно после корня.

У суффиксов есть две функции:

Знать особенности глагольных суффиксов нужно, чтобы правильно писать. Обычно затруднения вызывают безударные гласные в суффиксах и перед ними.

Словообразовательные суффиксы глаголов

Суффиксы -ова-/-ева- и -ыва-/-ива- образуют глаголы несовершенного вида:

Чтобы не ошибиться в выборе букв «о», «е» или «ы», «и», нужно запомнить правило правописания суффиксов глаголов.

Если в форме 1 лица единственного числа настоящего (будущего) времени глагол оканчивается на -ую/-юю, то в неопределенной форме и в прошедшем времени в нем пишется суффикс-ова- или -ева-.

Если в форме 1 лица глагол заканчивается на неударяемое -иваю/-ываю, то в неопределенной форме и в форме прошедшего времени пишется суффикс -ыва-/-ива-.

Как применить это правило:

Глаголы с древним корнем -вед- («знать») могут сочетаться с разными суффиксами:

Правописание суффикса -ва- не вызывает затруднений, потому что гласная в нем находится под ударением. Проблемы обычно возникают с безударной гласной основы, которая стоит перед суффиксом:

Перед суффиксом -ва- всегда пишется та гласная, которая слышится в корне производящего слова под ударением.

Буквы «е», «ё», «и» в суффиксах глаголов

В суффиксах глаголов после шипящих пишутся буквы «е», «ё»:

В безударных суффиксах пишутся буквы «и» или «е» у глаголов с приставками о-бес/о-без-. Переходные глаголы; пишутся с суффиксом -и-, а непереходные — с суффиксом -е-. Вот так:

Формообразующие суффиксы глаголов

Глаголы прошедшего времени изъявительного наклонения и условного наклонения имеют суффикс -л-, который присоединяется к основе неопределенной формы:

Перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что стоит перед -ть в неопределенной форме глагола.

Чтобы правильно написать безударный суффикс -я- перед формообразующим суффиксом -л-, запомним список глаголов:

Нулевой суффикс

Формообразующий нулевой суффикс можно встретить в нескольких глагольных формах:

С помощью постфикса -ся (-сь) образуются возвратные глаголы:

Морфема -ся пишется после согласных, а -сь после гласных основы.

Таблица с суффиксами глаголов

Словообразующие суффиксы глаголов — разнообразная группа, каждый из них используется в своем случае. Разобраться в правописании суффиксов глаголов поможет таблица.

Суффикс

Правила написания суффикса

балую — баловать, беседую — беседовать.

В глаголах после шипящих под ударением всегда пишется ё, без ударения — е:

Используются в тех глаголах, которые образованы от существительных:

лед — леденеть (стать как лед самому), леденить (покрывать льдом кого-то или что-то).

Эти суффиксы зависят от переходности или непереходности глагола. Если он переходный, то пишется суффикс и (обескровить), а если непереходный — то е (обескроветь).

Вот алгоритм, по которому можно проверить написание безударных гласных в суффиксах глаголов и перед ними.

е в глаголах и отглагольных формах

е в глаголах и отглагольных формах

е в глаголах и отглагольных формах

Бесплатный марафон: как самому создавать игры, а не только играть в них (◕ᴗ◕)

Записаться на марафон

Бесплатный марафон: как самому создавать игры, а не только играть в них (◕ᴗ◕)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *