единица взимания налогов в 16 веке
СОХА (податная единица)
Смотреть что такое «СОХА (податная единица)» в других словарях:
Соха податная единица — была податной единицей в Московском государстве начиная с XIII в. (у Татищева в его Российской Истории кн. IV, стр. 4 говорится, что в 1275 г. великий князь Василий Ярославович привез дань хану по полугривне с С. или с двух работников ) и до… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Соха, податная единица — была податной единицей в Московском государстве начиная с XIII в. (у Татищева в его Российской Истории кн. IV, стр. 4 говорится, что в 1275 г. великий князь Василий Ярославович привез дань хану по полугривне с С. или с двух работников ) и до… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Алтын податная единица — в XVII столетии в межевых актах, в сошном письме встречается иногда в виде подразделения сохи (см. Соха) … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Соха (единица измерения) — У этого термина существуют и другие значения, см. Соха. Соха единица податного обложения на Руси с XIII по XVII века. Очень старое обозначение единицы оклада. Татары брали дань с действительной сохи, как земледельческого орудия при… … Википедия
Сошное письмо — Сошное письмо в России XV XVII веков описание земельных владений на селе и в городах Московского государства, кадастровая система, единицей которой служила соха; проводилось с целью последующего поземельного обложения, то есть сбора податей … Википедия
сошное письмо — описание городских и сельских земельных владений (включая угодья и промыслы) в России в XV XVII вв. с целью государственного налогового обложения (условная податная единица соха). * * * СОШНОЕ ПИСЬМО СОШНОЕ ПИСЬМО описание земельных владений в… … Энциклопедический словарь
тягло — а; мн. род. гол, дат. глам; ср. 1. В России 15 18 вв.: государственные повинности крестьян и посадских людей. Посадское т. Тянуть т. (работать на господина). 2. В России 18 19 вв.: повинность (барщина или оброк), взимавшаяся с трудоспособных… … Энциклопедический словарь
полоняничные деньги — в Русском государстве XVI XVII вв. налог для выкупа пленных, главным образом из Крыма. Взимался с окладной единицы сохи в зависимости от фактических расходов; с 1580 х гг. постоянный оклад. * * * ПОЛОНЯНИЧНЫЕ ДЕНЬГИ ПОЛОНЯНИЧНЫЕ ДЕНЬГИ, налог в… … Энциклопедический словарь
посоха — повинность тяглого населения в России XVI XVII вв. поставка посошных людей. * * * ПОСОХА ПОСОХА (посошная служба), повинность тяглового населения в России 16 17 веках, состоявшая в поставке с сохи (см. СОХА (податная единица)) как окладной… … Энциклопедический словарь
посошное — в Русском государстве XVI XVII вв. государственный поземельный налог с сохи, ямские, пятинные, полоняничные деньги и другие сборы. В 1697 заменено подворным обложением. * * * ПОСОШНОЕ ПОСОШНОЕ (посошное обложение, сошное), в Русском государстве… … Энциклопедический словарь
Налоговая система на Руси в 9-начале 16 века
Налоговая система на Руси в IX- начале XVI века
Сначала дань платили князю Олегу подвластные ильменские племена, кривичи и мери.
В 883- дань взимается с древлян ( чёрная куница с семьи)
884- с северян(один шляг с рала), затем радимичи
В то же время население Новгорода платило князю по 300 гривен( сбор был целевой- на содержание дружины для охраны северных границ)
Гривна – слиток серебра различной формы. Это самая крупная монета до 14 века
В Древней Руси было поземельное обложение, а также косвенные налоги- торговые и судебные пошлины.
Перевоз – провоз товара через реку
Гостиная – на право иметь склад
Торговая – на право устраивать рынок товаров
В 988 году князем Владимиром было принято христианство. Для поддержки церкви, строительства храмов введена специальная подать – десятина ( 10 часть с доходов).
Выход выплачивался с каждой души мужского пола и с головы скота
В это же время был вид тяготы- ям— то есть обязанность поставлять подводы ханским войскам
На самой Руси в это время остались только пошлины, которые шли в казну князя.
С воза или без воза, на лошади – бралась деньга( собирательное название серебряных монет)
С ладьи ( струга)- алтын( три копейки)
Множество других пошлин: с литья серебра, с соляных варниц, с рыбных промыслов, с клеймения лошади, медовая, гостиная, сторожевая, пошлина с браков и др.
В 12 веке сборщик пошлин назывался осьменик, осмничее— пошлина с торговли.
Главный прямой налог брался деньгами с черносошных крестьян и посадских людей.
Пищальные ( для производства пушек)
Сборы на развитие городов
На строительство засек ( укреплений на юге Московского государства)- засечные
Другой источник дохода казны- оброки. Им облагались пашни, реки, огороды, леса, сенокосы, мельницы.
Все сведения записывались в писцовые книги ( это делали писцы)
Только в 1679 году соха как единица измерения была отменена.
Единицей измерения стал двор.
Продолжали оставаться косвенные налоги в виде различных пошлин. Главные- таможенные и винные.
Только после свержения ига Иван III в конце 15-начале 16 века изменил сиcтему налогообложения
Введён прямой налог ( подушный ) и косвенные ( акцизы и пошлины).
О налоговой системе последующих веков готовится статья.
Следите за публикациями.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Налоговая система на Руси в 9-начале 16 века
Налоговая система на Руси в IX- начале XVI века
Сначала дань платили князю Олегу подвластные ильменские племена, кривичи и мери.
В 883- дань взимается с древлян ( чёрная куница с семьи)
884- с северян(один шляг с рала), затем радимичи
В то же время население Новгорода платило князю по 300 гривен( сбор был целевой- на содержание дружины для охраны северных границ)
Гривна – слиток серебра различной формы. Это самая крупная монета до 14 века
В Древней Руси было поземельное обложение, а также косвенные налоги- торговые и судебные пошлины.
Перевоз – провоз товара через реку
Гостиная – на право иметь склад
Торговая – на право устраивать рынок товаров
В 988 году князем Владимиром было принято христианство. Для поддержки церкви, строительства храмов введена специальная подать – десятина ( 10 часть с доходов).
Выход выплачивался с каждой души мужского пола и с головы скота
В это же время был вид тяготы- ям— то есть обязанность поставлять подводы ханским войскам
На самой Руси в это время остались только пошлины, которые шли в казну князя.
С воза или без воза, на лошади – бралась деньга( собирательное название серебряных монет)
С ладьи ( струга)- алтын( три копейки)
Множество других пошлин: с литья серебра, с соляных варниц, с рыбных промыслов, с клеймения лошади, медовая, гостиная, сторожевая, пошлина с браков и др.
В 12 веке сборщик пошлин назывался осьменик, осмничее— пошлина с торговли.
Главный прямой налог брался деньгами с черносошных крестьян и посадских людей.
Пищальные ( для производства пушек)
Сборы на развитие городов
На строительство засек ( укреплений на юге Московского государства)- засечные
Другой источник дохода казны- оброки. Им облагались пашни, реки, огороды, леса, сенокосы, мельницы.
Все сведения записывались в писцовые книги ( это делали писцы)
Только в 1679 году соха как единица измерения была отменена.
Единицей измерения стал двор.
Продолжали оставаться косвенные налоги в виде различных пошлин. Главные- таможенные и винные.
Только после свержения ига Иван III в конце 15-начале 16 века изменил сиcтему налогообложения
Введён прямой налог ( подушный ) и косвенные ( акцизы и пошлины).
О налоговой системе последующих веков готовится статья.
Следите за публикациями.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Система налогообложения в Московском государстве XVI-XVII вв.: принципы, формы и механизмы реализации
Вы будете перенаправлены на Автор24
Принципы и формы налогообложения в XVI-XVII вв.
Соха – налоговая единица Московского государства с XIII до середины XVII века, затем на смену ей пришла новая налоговая единица, именуемая «живущей четвертью». В разное время на отдельных территориях стоимость сохи варьировалась.
Со второй половины XVI века налоги и сборы взимались наличными. В военное время вводились чрезвычайные налоги, в 1555 г. появились «четвертовые деньги» – налог, взимаемый с населения на содержание чиновников. Их собирали чети – центральные государственные учреждения (XVI-XVII вв.), ответственные за сбор различных видов налогов. К XVII веку действовали шесть четей:
Еще со времен Золотой Орды появился термин «пошлинные люди», обозначающий знатных людей, бравших на откуп дань ханам. С 1556 г. проводились реформы государственного и местного управления, были ликвидированы кормления (система содержания государственных служащих за счет местного населения), упразднена власть наместников и волостелей, на их месте создавались губные и земские учреждения.
В период правления Михаила Федоровича (1596-1645 гг.) сбор налогов стал опираться на писцовые книги. Служилые люди, проживающие в посадах, облагались общегородским налогом (тяглом). Тягло взималось не с члена общины, а с определенной единицы, района, волости как группы хозяйств. Освобождались от налогов:
С XVII века эти привилегии стали ограничиваться.
Закрепление системы налогообложения по Соборному уложению 1649 г.
Готовые работы на аналогичную тему
Важнейшим сводом законов российского государства, регулирующих фискальные отношения, было Соборное уложение 1649 года. В нем отражались:
В Соборном уложении 1649 г. была сделана попытка расширить круг налогооблагаемого населения и обложить налогом ремесленников и торговцев. Тяглые крестьяне, ставшие крепостными, продолжали облагаться государственным налогом. За беглых крестьян хозяин платил налоги до следующей переписи. Большое внимание в Соборном кодексе было уделено оброку. В нем указано, что владельцы угодий, находящихся на государственной земле, особенно крестьяне этих собственников, которые продолжают владеть государственными угодьями на отхожей земле, по-прежнему обязаны платить государев оброк, то есть переход крестьян в частную собственность не должен сопровождаться освобождением их от платы за пользование оброчными землями. Все это указывает на то, что государство преследовало цель не только расширения налогооблагаемого слоя населения, но и не позволяло людям избежать уплаты налогов. При определении размеров податей использовались разные налоговые единицы.
Среди них можно выделить три категории:
Последняя категория предназначалась для налогообложения посадов, вотчинных, поместных, дворцовых земель и ряда монастырских земель. Налогооблагаемой единицей были 800 четвертей хорошей почвы, 1000 четвертей средней или 1200 четвертей худой земли; а для церквей и монастырей, соответственно, 600, 700 и 800 четвертей. Для дворцовых и обрабатываемых крестьянами черных земель – 500, 600 и 700 четвертей.
Размеры новгородской и московской сохи существенно различались по размерам, поскольку новгородская соха была намного меньше московской сохи. В Новгороде широкое распространение получила фискальная единица обжа, представляющая собой окладную единицу, состоящую из нескольких элементов. Содержание обжи зависело от местных условий и варьировалось как качественно, так и количественно. Она была основана на соотношении объема работы и используемых природных ресурсов, в основном, пахотных земель. На огромных площадях новгородских пятин пашня и сенокосы обычно были базой для обжи. Лук – как единица налогообложения, приравнивался к двум обжам. Лук использовался как налоговая единица, когда не было пахотных земель или они не были основной отраслью экономики. Лук как единица налогообложения построен по тому же принципу, что и обжа, но использовался для налогообложения некоторых неземледельческих хозяйств.
Финансовая система была несколько упорядочена во время правления Алексея Михайловича, который в 1655 году создал счетный приказ, деятельность которого позволяла довольно точно определять государственный бюджет.
Политическое объединение русских земель относится к концу XV века. Однако целостной системы управления государственными финансами долгое время не существовало. Прямые налоги собирал Приказ большого прихода. Но в то же время территориальные приказы также участвовали в налогообложении населения. По этой причине финансовая система России XV-XVII веков была чрезвычайно сложной и запутанной. Доходы казны состояли из доходов окладных и неокладных. Основные налоги были созданы за счет данных и оброчных денег. Этими деньгами или данью назывались различные прямые налоги, которые уплачивались налогоплательщиком и взимались в соответствии с количеством сох, указанным в писцовых книгах. Оброк имел двоякое значение: как частный акт, регулирующий отношения между физическим лицом и государством или владельцем земли, касающийся платы за пользование землей, угодьями или промыслом.
С конца XVII в. происходили изменения в налоговой системе России, появилась новая налоговая единица, двор, которая почти до начала XVIII века служила основой налоговой системы.
Краткая история налогов и налогообложения в России
Все основные вехи развития и возникновения налогов в России: от налогообложения в допетровскую эпоху (IX—XVII вв.), налоговых реформ Петра I и изменений в актах законодательства в дореволюционной России до налогов эпохи «военного коммунизма», НЭПа в 1922—1929 гг., налоговых реформ в СССР и становления современной налоговой системы России, в кратком изложении.
1. История возникновения и развития налогов и налогообложения в дореволюционной России
1.1. Общие положения
Среди юристов в той или иной мере указанные вопросы исследовали С.В. Зaвaдcкий, Б.П. Распопов, Г.Ф. Шершеневич, А.Ф. Кисляковский, Ф.В. Тарановский и др. Кроме того, из дошедших до нас дореволюционных книг по праву хронологически самой ранней является изданный в Киеве в 1624 г. сборник церковного права «Номоканон», который содержит среди прочего положения об обязательных платежах в пользу церквей.
В современной науке отдельные периоды истории налогообложения и налогового права рассматриваются в работах М. Буланже, А.В. Брызгалина, И.С. Зуйкова, Л.В. Зуйковой, А.Д. Meльника, А.А. Тедеева, В.А. Тимошенко, Ю.П. Титoвa, А.В.Толкушкина, И.В. Торопицына, Д.Г. Черника и др.
1.2. Налогообложение в допетровскую эпоху (IX—XVII вв.)
По мере роста и усиления Киевского феодального государства дань перестала быть контрибуцией и превратилась в подать. Единицей обложения данью в Киевской Руси был «дым», определявшийся количеством печей и труб в каждом домохозяйстве, рало или плуг (известное количество пашни). Обложение «по дыму» известно с давних времен.
При сборе некоторых прямых налогов счет «на дым» сохранялся в России до XVII в. (раскладка мирских повинностей, деньги на ратных людей, на выкуп пленных, стрелецкая подать), а в Закавказье — до начала XX в. Дань платили предметами потребления (мехами и пр.) или деньгами — «по шлягу от рала» (под ралом понималась единица обложения — плуг или соха, а шляг — арабские монеты, платежное средство того времени на Руси).
Дань взималась двумя способами: «повозом» и «полюдьем». Под «повозом» понималась система привоза дани князю (великому князю), а под «полюдьем» — система сбора дани путем снаряжения экспедиций. Первоначально дань собиралась при личном участии князя и его дружины (полюдье), позднее устанавливались места сбора дани и лица, ответственные за ее сбор. Дань как прямая подать существовала в XI—XII вв. и первой половине XIII в.
Во времена Золотой Орды (1243—1480) появились различного рода подати и сборы с податного населения, взимавшиеся преимущественно раскладочным способом. Известно 14 видов «ордынских тягостей», из которых главными были: «выход» («царева дань»), налог непосредственно монгольскому хану; торговые сборы («мыт», «тамка»); извозные повинности («ям», «подводы»); взносы на содержание монгольских послов («корм») и др.
В XIII в. дань взималась в пользу ханов Золотой Орды ( выход ордынский), платили ее князья начиная с Ярослава Всеволодовича (1191—1246), в 1236—1238 гг. княжил в Киеве, с 1238 г. — великий князь Bлaдимиpский) более 200 лет. В 1257 г. для сбора дани татарскими численниками были проведены первые переписи населения (Суздальской, Рязанской, Муромской, Новгородских земель). Выход взимался с каждой души мужского пола и со скота.
В XIV—XV вв. помимо ордынской дани со свободного населения взималась дань, которая направлялась прямо в княжескую казну — в виде натуральных сборов. При Иоанне III (1440—1505, великий князь Московский с 1462 г.) в 1480 г. уплата выхода была прекращена. Хотя в договорных и духовных грамотах и после 1480 г. встречаются упоминания о выходе ордынском, но эти средства шли на содержание татарских царевичей, живших в России. Кроме того, Иоанн III закрепил исключительное право казны перерабатывать хмель, варить мед и пиво — медовая дань. В XV—XVI вв. существовала пошлина за право продажи алкогольных напитков — яеуся.
К XIV в. в московском государстве сложилась система кормлений — предоставление права на управление определенной территорией за службу великому князю (князю). Формально полномочия кормленщика ограничивались уставными грамотами. Кормленщик назначал своих слуг сборщиками пошлин (пошлинники) и прямых налогов (тиуны).
Обжалование действий назначенных кормленщиком сборщиков осуществлялось путем подачи челобитной (жалобы) великому князю (князю). Кормленщик получал доходный список, «как ему корм и всякия пошлины сбирать», а населению предоставлялось право челобитья на злоупотребления наместников. Сборы приурочивались к определенному времени — сбору урожая.
С конца X в. взималась дорожная пошлина (сначала в пользу Золотой Орды, затем — князей и монастырей). Взималась в виде мыта (на перевозимые товары), годовщины (с торговых людей), мостовщины и перевоза (на людей и товары). Многочисленные дорожные пошлины были отменены только в 1654 г., а мостовщина и перевоз — в 1753 г.
В феодальный период (XIII—XIV вв.), кроме указанных видов налогообложения, появились судебные, торговые пошлины, а также пошлины с соляных варниц, серебряного литья и др. Гостиная пошлина взималась за право иметь склады, торговая — за право устраивать рынки. Судебная пошлина « вира» взималась за убийство, пошлина « продажа» — за другие преступления. К началу XVII в. данью или данными деньгами стали называть целую группу налогов (кроме дани — прямой государственной подати), взимавшихся с черносошных крестьян и посадских людей.
При Иоанне IV Грозном (1530—1584) в 1555 г. установлен сбор четвертовых денег (денег из чети), представлявших собой подать, взимавшуюся с населения для содержания должностных лиц. Сбор их осуществляли чети — центральные государственные учреждения (XVI—XVII вв.), ведавшие сбором разного вида податей (оборонные, стрелецкие, ямские, полоняничные деньги, таможенные и кабацкие пошлины). К XVII в. функционировало шесть четей: Bлaдимиpская, Галицкая, Костромская, Нижегородская, Устюгская и Новая.
Еще во времена Золотой Орды появился термин «пошлинные люди», означавший знатных лиц, которые брали на откуп дань ханам. При Иоанне IV пошлинные люди состояли при наместниках и собирали с городов и окружных жителей разного рода пошлины, это аналог западноевропейских откупщиков.
С 1556 г. проводились реформы государственного и местного управления, были ликвидированы кормления (система содержания должностных лиц за счет местного населения), упразднена власть наместников и волостелей, вместо них учреждены губные и земские учреждения.
В период царствования Михаила Фeдopoвича (1596—1645, царь с 1613 г., первый царь из рода Poмaнoвых) взимание податей стало основываться на писцовых книгах. Служилых людей, живущих в посадах, обложили общим посадским тяглом. Под термином «тягло» порой понимались все виды прямых налогов.
Тяглом облагался не член общины, а определенная единица, округ, волость как совокупность хозяйств. От тягла освобождала гражданская служба по назначению от правительства, военная служба, дворцовая, придворная и отчасти принадлежность к купеческому сословию. С XVII в. эти привилегии стали подвергаться ограничениям.
В XV—XVI вв. (период становления централизованного государства) распространение получила подать, поступавшая в казну Московского князя (впоследствии — царя), взимавшаяся в качестве посошного обложения. Данный вид налогообложения получил свое название от «сохи».
Соха — единица обложения в Московском государстве с XIII в. до середины XVII в., когда соха стала заменяться новой податной единицей — «живущей четвертью». В различные периоды на отдельных территориях значение сохи неоднократно менялось.
1.3. Налоговая реформа Петра I (XVIII в.)
В ходе реформы подворное налогообложение было заменено подушной податью, введены новые виды налогообложения — горная подать, гербовые сборы, пробирная пошлина, знаменитый налог на бороды. Реформирована организационная система сбора налогов: финансовые приказы заменены финансовыми коллегиями. Были заложены основы системы местного самоуправления и местных налогов и сборов. В эпоху Петра I широкое развитие получила система взимания налогов через откупщиков.
Подушная подать представляла собой вид прямого личного налогообложения, взимаемого с «души» (кроме привилегированных сословий) в размерах, не зависящих от величины дохода и имущества. Объектом налогообложения становится не двор, а ревизская (мужская) душа.
1.4. Налоговые реформы первой половины XIX — начала XX в.
Вводились новые обязательные платежи, например процентный сбор с доходов от недвижимого имущества; кибиточная подать; попудный сбор с меди.
Существенному пересмотру подвергалась система земских денежных и натуральных повинностей. Была реформирована система организации сбора налогов.
В связи с проведением крестьянской реформы 1861 г. была изменена система сбора промыслового налога, введено налогообложение земли, введены подомовый налог, земские налоги и сборы. Указом от 1 января 1863 г. винные откупа заменены акцизными сборами со спиртных напитков ( винным акцизом).
Важнейшими источниками государственной казны стали: подушный налог; питейный и таможенный сборы; соляной налог (в 1862 г. введен акциз на соль); акциз на дрожжи (введен в 1866 г.); акциз на керосин (введен в 1872 г.); акциз на табак.
2. Налоги и налогообложения в СССР. Становление налоговой системы современной России
2.1. Налоги Советской России в эпоху «военного коммунизма», налоговая система во время нэпа в 1922—1929 гг.
8 ноября (26 октября) 1917 г. в составе наркоматов учрежден Народный комиссариат финансов (Наркомфин) — центральный орган государственного управления отдельной сферой деятельности или отдельной отраслью народного хозяйства.
Одним из первых изменений налогового законодательства после Октябрьской революции стало принятие Декрета Совета Народных Комиссаров (Совнарком, СНК) от 24 ноября (7 декабря) 1917 г. «О взимании прямых налогов», устанавливавший налог на прирост прибылей с торговых и промышленных предприятий и доходов от личных промыслов». Декретом предусматривались твердые сроки уплаты налога и санкции за просрочку платежей или уклонение от уплаты «вплоть до расстрела».
В условиях диктатуры пролетариата налогообложение и налоговое право стали средством классовой борьбы. Так, Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) и СНКот 30 октября 1918 г. введен единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог с целью «изъять у паразитических и контрреволюционных элементов денежные средства и обратить их на неотложные нужды революционного строительства и оборону страны».
Взимался этот налог по раскладочной системе: общая сумма налога раскладывалась по губерниям, городам, уездам и волостям, а затем — по плательщикам. Согласно декрету эта раскладка должна была «производиться таким образом, чтобы всей своей тяжестью налог пал бы на богатую часть городского населения и богатых крестьян». Городская и деревенская беднота полностью от уплаты налога освобождалась. Впрочем, экономический и политический эффект налога был невелик — вместо 10 было собрано около 1,5 млрд. руб.
Главным источником доходов местных бюджетов в этот период стал разовый сбор за торговлю, первоначально установленный Положением о денежных средствах и расходах местных Советов от 3 декабря 1918 г. На основании принятых в 1919, 1921 и 1922 гг. декретов об изменении перечня местных налогов и сборов местным Советам предоставлялось право взимать в городских поселениях местный разовый сбор за подвижную торговлю с лиц, производящих не облагаемую промысловым налогом продажу товаров вразнос или вразвоз, а также сбор за продажу скота на рынке.
Новая экономическая политика (НЭП) начала осуществляться в 1921 г. В число основных мероприятий нэпа входили: замена продразверстки продналогом, разрешение частной торговли, мелких частных предприятий, аренды мелких промышленных предприятий и земли под строгим контролем государства; замена натуральной заработной платы денежной.
Переход к нэпу обусловил возрождение налоговой системы, повторившей в общих чертах налоговую систему дореволюционной России. В этот период снова взимались: промысловый налог; подворный налог; военный налог; квартирный налог; налог с наследств и дарений; акцизы; пошлины; гербовый сбор.
Вместе с тем были введены новые налоги: единый натуральный; сельскохозяйственный; подоходно-поимущественный; налог на сверхприбыль; сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства.
Кроме того, введен ряд «классовых налогов»: индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, налог на сверхприбыль, трудгужналог.
2.2. Налоговая реформа 1930—1932 гг.
Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимого на основе государственной монополии. В результате налоги и налогообложения во многом утратили значение для бюджета.
2.3. Изменения в налоговом законодательстве СССР в 1941—1965 гг.
Самый экзотический из применявшихся в СССР налогов — на холостяков, одиноких и малосемейных граждан — был введен с целью мобилизации дополнительных средств на оказание помощи многодетным матерям. Он был призван способствовать росту населения страны. Этот налог не имеет аналогов в истории и, кроме СССР, был установлен только в Монголии. Изначально налог вводился как временный, но просуществовал до начала 1990-х годов.
Впоследствии в акты налогового законодательства были внесены существенные изменения в части подоходного и поимущественного налогообложения физических лиц; сельскохозяйственного налога; единой государственной пошлины; сбора на нужды жилищного и культурно-бытового строительства; налога с доходов от демонстрации кинофильмов и др.
Кстати, налогообложение киноиндустрии впервые было введено еще в царской России. Таков был результат бурного успеха первого российского полнометражного фильма «Осада Севастополя». Картина была показана членам императорской семьи и произвела столь внушительное впечатление, что император вечером того же дня повелел обложить «синематограф» налогом.
В послевоенный период происходило постепенное замещение налогообложения неналоговыми источниками пополнения бюджета. Главным из них было перераспределение основной части доходов государственных предприятий и организаций. Но одновременно они уплачивали налог с оборота, поступления от которого составили, например, в 1954 г. до 40% доходной части бюджета СССР.
Кроме того, определенные особенности налогово-правового статуса имели колхозы. Например, неуплаченные ими суммы налогов могли взыскиваться только через народный суд. Взыскание же задолженности с предприятий и организаций финансовые органы осуществляли во внесудебном порядке. В литературе это объяснялось различной природой финансовых ресурсов (форм собственности). Ведь ресурсы организаций и предприятий были всенародной собственностью, а колхозов — групповой, колхозно-кооперативной.
В 1960-е годы существенный поворот «вокруг собственной оси» произошел в сфере налоговой идеологии. По инициативе Н.С. Хрущева была предпринята попытка осуществить постепенную ликвидацию налогообложения в связи с «неминуемым построением коммунизма». В первую очередь было намечено снизить вплоть до полной отмены налоги с заработной платы трудящихся. Для этого был принят специальный законодательный акт — Закон СССР от 7 мая 1960 г. «Об отмене налогов с заработной платы трудящихся и служащих».
2.4. Реформы налоговой системы в СССР в 1985—1991 гг.
В соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 ноября 1986 г. граждане до начала занятия индивидуальной трудовой деятельностью обязаны были получить регистрационное удостоверение или приобрести патент в финансовом отделе исполкома Совета народных депутатов по постоянному месту жительства. Виды деятельности, на которые мог быть приобретен патент, и размеры ежегодной платы за него устанавливали советы министров союзных республик. За выдачу регистрационного удостоверения и патента взималась государственная пошлина.
Доходы от занятия индивидуальной трудовой деятельностью облагались налогами, размер которых определялся в зависимости от их суммы и с учетом общественных интересов. Граждане, имевшие патенты на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, освобождались от уплаты подоходного налога с доходов от занятия данным видом деятельности.
Кроме того, с принятием Закона СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» началась реформа системы обязательных платежей государственных предприятий в бюджет. Формировалась правовая база для введения системы налогов для индивидуальных предпринимателей, а также для кооперативов и предприятий с участием иностранных организаций. Основными законодательными актами в этой сфере стали:
а) Закон СССР от 26 мая 1988 г. «О кооперации в СССР»;
б) постановления Совета Министров СССР:
г) постановление Совета Министров СССР от 2 декабря 1988 г. «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1988 г. установлен налог с владельцев транспортных средств. В последующие годы издан целый ряд законодательных актов по налогообложению отдельных сфер экономической деятельности, которые впоследствии были систематизированы в Законе СССР от 14 июня 1990 г. «О налогах с предприятий, объединений и организаций». Этот Закон установил обязанность предприятий, объединений и организаций уплачивать следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль; налог с оборота; налог на экспорт и импорт.
Были внесены изменения в законодательство, устанавливающее порядок налогообложения граждан (физических лиц). В соответствии с Законом СССР от 23 апреля 1990 г. «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» установлены самостоятельные режимы налогообложения доходов граждан от ведения крестьянского хозяйства и доходов от индивидуальной трудовой деятельности. При этом Совету Министров СССР к 1 января 1993 г. было поручено разработать и представить в ВС СССР предложения о проведении второго этапа реформы подоходного налога с граждан.
В 1991 г. налогообложение и налоговое законодательство использовалось бывшими союзными республиками в политических целях, которые принимали собственные налоги. Например, на территории России был введен особый «суверенный» режим налогообложения: Верховный Совет РСФСР принял Закон «О порядке применения Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», согласно которому для предприятий, находящихся под российской, а не союзной юрисдикцией, устанавливался более благоприятный налоговый режим в виде снижения налоговых ставок и определенных налоговых льгот. Данное положение стимулировало кампанию по «переподчинению» предприятий и направление всех налоговых потоков в российский, а не в союзный бюджет».
В 1990 г. в составе Министерства финансов СССР была образована Главная государственная налоговая инспекция, которая через год стала Государственной налоговой службой (с 1998 г. — Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, с 2004 г. — Федеральная налоговая служба). Кроме того, в 1991 г. указом Президента СССР в нашей стране впервые был введен налог с продаж в виде надбавки к цене товара.
2.5. Становление налоговой системы современной России
Законами Российской Федерации от 11 и 18 октября 1991 г. были установлены земельный налог и налоги, зачисляемые в дорожные фонды. 6—7 декабря 1991 г. приняты законы о налоге на добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге с физических лиц и др.
Был принят Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Все новые налоги вводились в действие с 1 января 1992 г.
Кроме того, в 1992 г. было создано Главное управление налоговых расследований при Госналогслужбе РСФСР, преобразованное через год в самостоятельный правоохранительный орган в сфере налогообложения — Федеральную службу налоговой полиции России.
В 1998 г. принята первая часть Налогового кодекса РФ, в 2000 г. — отдельные главы второй. В настоящее время продолжается совершенствование налогового законодательства Российской Федерации, процесс его кодификации: принимаются новые главы части второй НК РФ, которые заменяют законы 1991 г. о соответствующих налогах.
В июне 2003 г. Федеральная служба налоговой полиции России была ликвидирована, а ее функции переданы созданному в структуре Министерства внутренних дел Российской Федерации Главному управлению по расследованию экономических и налоговых преступлений.
В марте 2004 г. в результате системного изменения структуры федеральных органов исполнительной власти было упразднено Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Функции по общей выработке стратегии развития государственной политики и ведомственному нормотворчеству в налоговой сфере были переданы Министерству финансов Российской Федерации. Функции по надзору и контролю в сфере налогообложения закреплены за вновь созданной Федеральной налоговой службой, деятельность которой курирует Минфин России.
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».
Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь