единство формы и декора в народной игрушке
Урок рисования «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках»
Оборудование: рисунки глиняных игрушек, игрушки, слайд презентация, компьютеры.
Ход урока
Организационный момент
Беседа. Ребята! С самого раннего детства вас окружают игрушки. Вспомните какие? Из чего сделаны? (ответы учащихся)
Вот мячик. Все фабричные детские мячики похожи- один от другого не отличишь. А вот игрушки, которые у меня в руках, все разные, второй такой нет, потому что они сделаны вручную.
В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Они мастерили детские игрушки из мочалок, тряпок, дерева, соломы: Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. И сегодня мы с вами поговорим о народных глиняных игрушках, а именно познакомимся Дымковской, Филимоновской и Каргопольской игрушками.
Будьте внимательны на уроке и старайтесь запоминать место возникновения игрушек, почему их так назвали, а так же элементы росписи цвета и формы. В конце урока вам будет предложена самостоятельная работа.
Демонстрация слайдов.
Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клетки, точки: Зато краски яркие-яркие: малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие и даже золотые.
Лепят дымковские мастерицы: птиц, коней, индюков, баранчиков в штанишках, барышень и кавалеров, сказочные и бытовые сюжетные сценки.
Филимоновская игрушка. Деревня Филимоново, Тульская область. Лепят: кони, олени, бараны, петухи, всадники, барыни.
Делают игрушки из иссиня-черной местной глины, которая после обжига становится светлой.
Сейчас давайте рассмотрим последовательность закрашивания глиняных игрушек.
(ознакомление с презентацией).
Самостоятельная работа учащихся. Учащиеся закрашивают игрушки по готовым шаблонам на компьютере в программе paint.
Работы пропускаем через принтер и сделаем выставку игрушек. Обобщение работ учащихся.
Работают в тетрадях.(в конце урока тетради сдают учителю).
Ребята вам сегодняшний урок понравился? А какая игрушка больше всего понравилась? Почему?
Домашняя работа. Ребята на следующий урок вы в альбомных листах нарисуете:
Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству «Единство формы и декора в народных игрушках»
Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству
«Единство формы и декора в народных игрушках»
(старший дошкольный возраст)
Цель: знакомство с традиционными элементами росписи в игрушке различных народных промыслов и выявление единства формы и декора.
— развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главные и отличительные черты и особенности изделия различных народных промыслов; развивать пространственное воображение;
— обучающие: познакомить с традиционными элементами дымковской, филимоновской, гжельской, полхов— майданской росписей, сформировать навыки выполнения этих элементов;
— воспитывающие: прививать любовь и уважение к мастерам народного творчества, повышать интерес детей к изделиям народного искусства, воспитывать художественный вкус.
Ход занятия:
Сегодня мы с вами, ребята поговорим о …. Впрочем, тему нашего разговора вы назовёте мне сами, после небольшой подсказки. Первая подсказка – это музыка, она сегодня будет звучать на протяжении всего занятия. (звучит музыка, дети называют её характер)
Вторая подсказка спрятана вот в этой шкатулке. Вот её мы сейчас и откроем.
(в шкатулке – игрушки, их демонстрация на фоне музыки)
Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного, что серости серей.
В ней что – то есть от радуги, от капелек росы,
В ней что – то есть от радости, звенящей как басы!
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
все расписаны бока!
Если Кони глиняные мчатся,
На подставках что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву отпустил!
А вот в нашей шкатулочке ещё игрушки – значит, и поговорим мы с вами сегодня о чём? Об игрушках! Вы любите играть? И у вас у каждого есть, наверное, любимая игрушка. А как вы думаете, когда появилась первая игрушка?
Правильно, это игрушки разных народных промыслов. Каких?
(просмотр слайд- фильма, сообщения детей)
Давайте более подробно рассмотрим игрушки в таблице:
— Какую форму имеет филимоновская игрушка? Она более вытянутая вверх, стройная, изящная.
Давайте теперь посмотрим: как украшены игрушки?
— Какой цвет преобладает в дымковской игрушке? (красный, жёлтый, зелёный, синий).
— Какого цвета полхов – майданская игрушка? (в основном, красного, немного жёлтого и зелёного)
— А какие элементы росписи вы видите на игрушках?
Дымковская: круги, овалы, волнистые линии, клетка.
Филимоновская: зигзаг (ломаная линия, круг, ёлочка.
— Что означали они? Что хотели изобразить мастера на своих игрушках? Что мог обозначать круг? Солнышко. Что могла обозначать волнистая или ломаная линия? Воду. Что обозначала клетка? Поле. Каждый символ передавал образ природы, которая окружала человека.
Своя форма каждой игрушки, свой цвет, свой узор росписи придают игрушке неповторимую прелесть, своеобразие, делают её непохожей на другие. Кто лепил игрушки? Почему она называется народной? Лепили её в каждом доме в деревне, сначала как оберег, затем – ребятишкам, а потом и на продажу.
Сейчас я предлагаю вам стать мастерами игрушечных дел или просто игрушечниками и расписать каждому свою игрушку. Вернее, силуэт игрушки. Надеюсь, вы теперь сможете определить, где игрушка дымковская, а где – филимоновская, где- гжельская или полхов–майданская.
Работать вы будете гуашью, основной инструмент – кисточки. А чтобы вы почувствовали себя настоящими мастерами, я раздам вам ещёи такой инструмент: для филимоновских мастеров – палочки, а дымковским – скрутки.
Давайте посмотрим, какими работать (на доске – техника работы).
А теперь – ваш черёд показать своё мастерство. Работать вы будете под музыку. Пожалуйста, приступайте.
Практическая работа: ребята расписывают силуэт игрушек.
(на доске в это время – «ярмарка»)
Закончили? Давайте теперь отвезём наши игрушки на ярмарку!
Поедем с вами весело!
(дети встают, маршируют)
Потянулись вверх – срывам!
Их в корзиночку кладем и на ярмарку везём!
А теперь давайте послушаем мастеров –умельцев разных промыслов:
(помещают силуэты игрушек на доску по «торговым рядам»— видам росписи и рассказывают о своей работе)
Итог занятия:
Как вы думаете, покупатели догадаются, откуда наши игрушки?
Что отличает игрушки? (цвет, форма)
Вот мы с вами и познакомились с русской народной игрушкой, надеюсь теперь сразу сможете узнать эти игрушки среди других. Заканчивается наше занятие, но не заканчивается ваше знакомство с народными промыслами.
День семьи в старшей группе. Семейная викторина по народному декоративно-прикладному искусству ДЕНЬ СЕМЬИ «Народное декоративно-прикладное искусство» ЦЕЛЬ: Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей и их родителей.
Итоговое занятие по декоративно-прикладному искусству в старшей группе «Народные игрушки» Итоговое занятие по декоративно-прикладному искусству в старшей группе. Подготовила: воспитатель М. В. Трушнина Цель: Обобщить знания детей.
Викторина по декоративно-прикладному искусству «Хохломская и дымковская роспись» Организованная образовательная деятельность в подготовительной группе «Викторина по декоративно-прикладному искусству» Цель: Формирование.
Открытый урок по декоративно-прикладному искусству «Мезенская роспись» План конспект открытого занятия. «Мезенская роспись». ФИО педагога: Васильчук Татьяна Владимировна Тема занятия: «Народное творчество –.
Проект по декоративно-прикладному искусству мордовского и русского народа «Наши руки не знают скуки» Проект по декоративно-прикладному искусству мордовского и русского народа Тема: «Наши руки не знают скуки».В старшей группе № 10. Выполнила:.
Программа кружка по декоративно-прикладному искусству «Колорит» для детей старшего дошкольного возраста «Колорит» Программа кружка по декоративно-прикладному искусству для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка «Самым.
Развлечение по декоративно-прикладному искусству «В гостях у мастеров» Здравствуйте уважаемые коллеги! В этом году в своей работе я большое внимание уделяла декоративно-прикладному искусству! мы с детьми беседовали.
Презентация к уроку изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М.Неменского по теме : «Единство формы и декора в современных народных игрушках. (На примере дымковской игрушки)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Давайте вспомним! \ 1.С какими видами народной игрушки мы познакомились на прошлом уроке?
Филимоновская игрушка Филимоновская деревушка! Синий лес, холмы, косогор. Лепят там из глины игрушки И расписывают до сих пор.
Каргопольская игрушка – Кони, утушки, кукушки. Вы красивы, вы баски – Очень яркие мазки. В вас и радуга, и солнце, Яркий цветик на оконце, Глазуревые глаза, Темно-русая коса.
Мягко падает снежок, вьётся голубой снежок, Дым идёт из труб столбом, точно в дымке всё кругом, Голубые дали и село большое Дымково назвали. Вечера зимой так длинны, И лепили там из глины. Все игрушки не простые, А волшебно расписные, Белоснежны, как берёзки, Кружочки, клеточки, полоски. Дымковская игрушка
Вот индюк нарядный Весь такой он складный. У большого индюка Все расписаны бока. Посмотрите, пышный хвост У него совсем не прост Точно солнечный цветок. Да алеет гребешок. Самая популярная глиняная игрушка – дымковский индюк.
2.Какие древние образы встречаются в народных игрушках? 3.Как отличаются игрушки разных промыслов друг от друга по своей форме?
вытянутые пропорции; мягкие очертания формы; изящны и стройны. форма Филимоновских игрушек
приземисты; неуклюжи; тяжеловаты. форма Каргопольских игрушек
монолитны; силуэт отличается плавностью и округлостью. форма Дымковских игрушек
Вя́тская игрушка, ки́ровская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов, который возник в заречной слободе Дымково близ города Вятка (ныне на территории г. Кирова). Он существует на вятской земле более четырёхсот лет. Познакомимся поближе с дымковской игрушкой.
Дымковская игрушка изготавливается из местной пластичной красной глины с добавлением речного песка. Перед тем, как украсить дымковскую игрушку, мастерицы белили фигурки мелом, разведенным на молоке. Ей присущ несложный геометрический рисунок орнамента, росписи, яркий колорит, в котором много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого. Первый урок. Создание игрушки с использованием технологии дымковских мастеров.
Посмотри, как хороша эта девица-душа. Щечки алые горят, удивительный наряд. Декор их тоже отличается, как и пластическая форма. Как много здесь лепных деталей: изящных оборок, воланов, косичек, жгутиков. Они делают фигурки более выразительными.
Выразительные средства орнамента Внимательно присмотритесь к глиняным фигуркам птиц, зверей, людей, и вы ясно увидите, как мастер использует выразительные средства орнамента, чтобы рассказать о красоте оперения птиц, нарядной одежде барышень.
Закрепление полученных знаний. Посмотрите, проанализируйте и ответьте, чем отличается дымковская игрушка от других игрушек? Краски, каких цветов используют мастера для росписи игрушек? Что символизируют знаки на игрушках?
Элементы росписи Дымковской игрушки Что символизируют знаки, используемые в орнаменте?
Элементы орнаментов дымковской игрушки
малиновый красный зеленый желтый оранжевый синий фиолетовый Основные цвета Дымковской росписи Мастера любят насыщенный цвет: красно-алый, малиновый, синий, золотисто-желтый, фиолетовый, особенно празднично сияющие на белом фоне игрушек. Яркие цвета дополняют мягкими, приглушенными: голубым, розовым, оранжевым, коричневым.
Кажется, что в облике дымковской игрушки невольно находит свое отражение природа тех мест, где родились эти удивительные произведения искусства. Невольно представляешь заснеженные сугробы, белизну которых подчеркивают синие тени. На морозе лица людей украшает румянец. На фоне освещенного снега особенно ярко звучит цвет одежды.
Практическое задание. Распиши игрушку, используя ритм и вариации орнамента «дымки»
Можно ли ваши игрушки отнести к произведениям декоративно-прикладного искусства? 2.Как вы считаете, декоративно-прикладное искусство по происхождению древнее или молодое? 3.Найди наряд для дымковской «барыни». 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.
Хороша игрушка расписная! Вся поет, бесхитростна, светла. И видна в ней радость молодая, Ставшего искусством ремесла.
Урок полезен, все понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки учиться!
Домашнее задание: Найти литературный и иллюстративный материал по теме: «Городецкая роспись». Спасибо за внимание!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные методы арт-терапии: базовые техники
Номер материала: ДБ-688088
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов
Время чтения: 0 минут
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
МГУ с 8 ноября переходит на смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Научно-исследовательская работа «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МКОУ «Миленинская основная общеобразовательная школа»
«Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках».
Лунева Инесса Николаевна
Ф.И.О. автора, обучающегося 5 класса
Курлова Валентина Ильинична
Ф.И.О. руководителя работы
должность, место работы
заместитель директора общеобразовательного учреждения
МКОУ «Миленинская основная общеобразовательная школа»
На участие в конкурсе
Профессионального мастерства учителей
Общеобразовательных организаций курской области
(на 2015/2016 учебный год)
1.Фамилия, имя, отчество автора(полностью) Лунева Инесса Николаевна
2.Год, месяц, день рождения 28 января 1989
3. Место работы (название образовательной организации в соответствии с полным юридическим адресом)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Миленинская основная общеобразовательная школа»
телефон/факс 8(4714) 43-13-38
5. Педагогический стаж 4 года
6. Преподаваемый предмет изобразительное искусство
7. Класс проведения урока ___ 5 количество детей в классе 9
8. Индивидуальные данные автора (полностью) телефон__________________________
Сотовый телефон 8(951) 319-98-88
9. Ф.И.О руководителя образовательного учреждения Пилюгина Ираида Алексеевна
телефон для связи 8(951) 084-74-59
Дата заполнения 09.10. 2015
Пояснительная записка 5
Сценарный план урока 8
Самоанализ урока 16
К уроку изобразительного искусства в 5 классе
на тему «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках».
Урок на тему «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках», по программе Б.М. Неменского (1 час в неделю – 35) проводится является первым (из трёх отведенных часов) по данной теме.
Эта тема не является для учащихся новой, они уже знакомились с филимоновской, дымковской глиняными игрушками в 3-ем классе, рассматривая их в общем контексте разговора о творчестве художника, проектирующего детские игрушки из самого разнообразного материала.
Главная задача уроков, посвященных данной теме,— направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях одного из промыслов.
Тип урока – комбинированный; на данном уроке учащиеся повторяют, получают более подробные теоретические знания, а так же работают в творческой мастерской, создавая эскиз глиняной игрушки.
Предусмотрены разные виды деятельности учащихся: декоративное рисование, аппликация, игра
На данном уроке учащимся предложено побывать в роли Мастера украшения — создать эскиз пластической формы игрушки, не подражая, не копируя, но привнося в нее нечто новое, свое.
Этап проверки домашнего задания позволяет подвести учащихся к теме урока. На этапе актуализации субъективного опыта учащихся предусмотрено сообщение темы урока учителем и формулирование учащимися цели и задач урока.
Этап изучения новых знаний проводится в форме эвристической беседы, сопровождённой показом слайдовой презентации, где дети принимают активное участие.
Сравнительный анализ разнообразных по форме игрушек, принадлежащих разным промыслам, помогает выявить черты их пластического своеобразия, то особенное, что отличает их друг от друга.
На этап применения изученного, контроля, самоконтроля ребятам предложено продолжить работу в творческой мастерской, но уже в технике декоративного рисования и индивидуально над своим проектом. Во время работы в творческой мастерской проведена зарядка для глаз, что позволяет соблюсти здоровье – сберегающий элемент на уроке
На этапе обобщения и систематизации проведён смотр – конкурс «Вы откуда, мастера?!» Каждый ребёнок высказал своё мнение, работы оценены совместно с учителем. Данный подход позволяет развивать умение анализировать творческую работу, выявлять ошибки.
На данном уроке были созданы условия для развития универсальных учебных действий наряду с традиционным изложением предметного содержания данной темы.
Сценарный план урока
на тему « Древние образы в современных народных игрушках »
Технологическая карта урока
Планируемый результат Сформировать:
уважительное отношение к культуре и искусству своей страны
коммуникативную компетентность в общении со сверстниками
потребность в самостоятельной практической творческой деятельности
умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Уметь определять и формулировать цель на уроке , работать по плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроперспективной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение (Регулятивные УУД);
уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и слышать партнера (Коммуникативные УУД)
уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Уметь сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам, распознавать и называть игрушки ведущих народных промыслов;
осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы в опоре на народные традиции;
осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового решения.
Учебник для 5 класса Изобразительное искусство. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», авторы Н.А.Горяева, О.В.Островская
Образцы глиняных игрушек (каргопольская, филимоновская, дымковская), таблицы с образцами росписи, компьютерная презентация, шаблоны игрушек, краски.
Организация на урок
Мотивация учебной деятельности.
— актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
— создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
установить тематические рамки;
— уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности
Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии.
— Организовать выполнение учащимися пробного учебного действия.
— Организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения.
Выявление места и причины затруднения
Построение проекта выхода из затруднения.
Создать мотивацию для построения проекта выхода из затруднения.
Открытие новых знаний
— организовать усвоение учащимися нового
способа действия с проговариванием во внешней речи.
Вкючение в систему знаний и повторений.
Организовать выполнение учащимися самостоятельной работы по учебнику для поиска информации по теме урока.
-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
-организовать самопроверку по эталону, самооценку
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
— Зафиксировать новое содержание урока;
— Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности
Проверка и помощь учащимся в подготовке к уроку.
-Здравствуйте, ребята! Проверьте как организовано ваше рабочее место, всё лишнее уберите с парт.
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
Не случайно выставлены в классе произведения народного творчества. На сегодняшнем занятии мы закрепим знания о народных игрушках и обобщим наши представления о народных традициях украшать свой быт и дарить радость другим людям. Тема урока «Древние образы в современных народных игрушках»
Сегодня на уроке мы будем наблюдать, анализировать, творить и рассуждать. Верю, что каждого ученика ждет успех. Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.
Подготовка к творческой работе.
— Кем бы вы хотели быть на ярмарке?
(Продавцами, покупателями, мастерами народных игрушек.)
— И продавцам, и покупателям, и мастерам – всем им необходимо хорошо знать, чем отличаются друг от друга художественные промыслы, как украшаются изделия и какие особые приметы имеют украшающие их узоры.
Мы разделимся на группы-артели по видам художественных промыслов.
Сначала мы будем мастерами артелей.
Мастера каждой артели изобразят изделия по мотивам народных игрушек.
Потом они представят свой товар на ярмарку, будут его расхваливать так, чтобы захотелось его купить.
А затем мастера-продавцы станут покупателями изделий других промыслов, хваля или критикуя их мастерство.
В классе работают артели:
«Каргопольская» «Дымковская» «Филимоновская»
Задание мастерам артелей:
выполнить эскизы и макеты изделий по мотивам промыслов;
подготовить их к выставке на нашей ярмарке;
прорекламировать свой товар и ответить на вопросы покупателей.
Есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь,- это игрушечных дел мастера, или просто игрушечники.
В глубокой древности глиняные игрушки создавались не ради забавы – они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль.
Рассмотри игрушки разных промыслов и постарайся найти то, что отличает их друг от друга.
Обрати внимание, что все глиняные игрушки имеют обобщенную форму, очень пластичны, а расписаны традиционным орнаментом. Древни знаки орнамента, которым покрыты игрушки, можно встретить и в вышивке, и в росписи, и в других произведениях народного искусства.
Мы рассмотрим сегодня три центра производства и росписи глиняных игрушек.
И помогут нам в этом разобраться наши мастера игрушечники.
Материал для учащихся
Отсюда и название игрушки. Её и сейчас ласково называют «дымкой». В начале были игрушки – свистульки.
Собирались люди на гуляние, весну встречать, зиму провожать. Засвистят, запоют на улице.
Так весну закликали
Уж ты пташечка,
Ты зеленая,
Ты слетай за сине море
Ты возьми ключи весенние
Замкни зиму –
Отомкни лето.
Вылепленную из глины игрушку обжигали в печи. Потом белили мелом, разведенном на молоке. А расписывали красками, растертыми на яичном желтке, таким узором: кружочки, прямые и волнистые линии, клеточки, пятна, точки. Краски яркие – яркие: желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.
Давайте на него посмотрим. (демонстрация слайда).
Что же этот узор означает?
Кружочки- солнышки – символ жизни. Точки, крестики – начало жизни – человека.
Много выдумки и фантазии у народных умельцев. Например, дымковский индюк, не индюк, а жар – птица.
Чем эти игрушки отличаются от дымковских? Конечно, росписью, она очень смелая. А еще чем? Верно, у них удлиненные пропорции. У всех животных сильно вытянуты шеи. Коровы похожи на жирафов, медведи похожи на змей-Горынычей. Все дело в глине. Филимоновцы называют ее синикой за маслянисто-черный цвет и жирность. При лепке глина подсыхает, и игрушки быстро покрываются трещинками. Приходится постоянно заглаживать трещинки влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище. После обжига игрушка становится бело-розовой. Тут и начинается роспись. Да не кистью, а гусиным пером. С кисточки краска к чистой глине не пристает.
Обратите внимание, все игрушки-свистульки. А где же свисток? Верно, в хвосте зверей и птиц.
Расписывают такие игрушки анилиновыми красками, растертыми на яичном желтке. Используются три главных цвета: красный, желтый, синий. Иногда применяют фиолетовый и зеленый.
Каргопольская игрушка. Её родина- русский север. Каргопольский район Архангельской области.
Игрушки кажутся неуклюжими и тяжеловатыми. Большеголовые, с короткими руками и ногами, чуть сплющенным лицом, переходящим у мужиков в лопату. Конь – Полкан был один из самых любимых образов известной игрушечницы Ульяны Бабкиной.
Заметь, как красивы и необычны по цвету каргопольские игрушки. Расписанные в ярких или приглушённых тонах, они отличаются простыми и ясными узорами. На поверхности фигурок наведены древние символы солнца – большие огненно – красные круги, кресты, кольца, а также мотивы зерен хлебных колосьев и веточек растений.
Ребята, а давайте посмотрим, что объединяет все игрушки?
Правильно! Все они сделаны из глины.
Работа с учебником (с 74.)
-Внимательно рассмотрите роспись игрушек. Обратите внимание на основные элементы росписи, цвета, используемые мастерами разных промыслов
Расписать игрушку по мотивам одного из промыслов
-Ребята! А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера-художники. Посмотрите у вас на столах стоят игрушки, слепленные из глины, но прежде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для этой игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме.
Сколько цветов вы будете использовать для росписи выбранной игрушки?
Какие элементы росписи будете использовать?
Приступайте к работе (во время самостоятельной работы детей звучит музыка).
После выполнения учитель собирает работы для организации выставки, при этом дети читают стишки о каждой игрушке).
Посмотрите вы сюда!
Игрушки всякие на все манеры:
Вот и барышни и кавалеры.
У барынь алые щёки и губки,
Нарядные платья и тёплые шубки.
Красна девица в венце
У неё румянец на лице
Скажите себе «Я молодец, я думал, я старался, я делал открытия».
Благодарю за урок. Вы – молодцы!
Самооценка готовности к уроку. Обучающиеся проверяют правильность расположения школьных принадлежностей.
Учащиеся объединяются в группы-артели по выбранному промыслу. Возможно появление мастера-одиночки
Слушают и выполняют задания;
задачи, которые предстоит решить на уроке
Под руководством учителя выявляют место затруднения
Просмотр остальными учащимися презентации
Дети работают в парах.
После работы с учебником выполняют тест на определение узоров промысла
Ученики расписывают игрушку, потом представляют свой товар на ярмарке, расхваливая так, чтобы захотелось его купить.
А покупатели задают вопросы об игрушках.
Отвечают на вопросы учителя
Самостоятельно фиксируют приобретённые знания.
Рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Делают самооценку в еженедельнике
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
Самоконтроль по организации рабочего места
КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
Умение слушать и понимать речь других.
Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
РУУД: целеполагание, (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно) планирование (составление плана и последовательности действий)
ПУУД: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, структурирование знания,
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (КУУД)
Уметь находить необходимый материал, выделять главное из прочитанного текста.
Уметь формулировать рассказ, поддерживать диалог одноклассников
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (КУУД)
Уметь слушать и слышать (КУУД)
Уметь внести необходимые дополнения и корректив в способ действия в случае расхождения реального действия и его продукта (РУУД)
Умение владеть монологической формой речи (КУУД)
Познавательные УУД (уметь применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств)
Поиск и выделение необходимой информации
Свободная ориентация и восприятие текстов научного, публицистического стилей (ПУУД, общеучебные ууд)
(ПУУД. Общеучебные ууд)
Логические УУД уметь обобщать, анализировать, сравнивать и классифицировать
Рефлексия способов действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще полежит усвоению, уровня усвоения. Уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)
Данный урок проводился в 5 классе. В классе 9 учеников (четыре девочки и пять мальчиков). Дети по уровню развития разные, поэтому при работе учитывала возможности каждого ученика. Класс был разделен на три группы. Ребята в данном классе очень эмоциональные, все очень живые и подвижные. Обучение идет по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» автор программы Б. Неменский.
Тема урока: Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках .
Задачи урока реализовала через следующие аспекты:
Знакомство с глиняной народной игрушкой, её видами, историей происхождения, орнаментом, цветовой гаммой. Совершенствование навыки работы с кистью.
формирование представление о народной глиняной игрушке, опираясь на опыт учащихся, её видах, традициях формы и росписи.
Развивающие: Развитие творческой и познавательной активности, художественной фантазии и вкуса.
Воспитательные: Воспитание любови и интереса к традиционной русской культуре, своей Родине и истории.
Использовала на уроке презентацию, музыкальные композиции, раздаточный материал.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: беседа, практическая работа.
После урока учащиеся смогут:
применять знания, полученные на уроке на других предметах (история, литература);
применять навыки на других занятиях ИЗО, технологии;
Урок я старалась построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и изначально стремилась установить сотрудничество между мной и детьми.
На организационном этапе урока создала эмоциональный настрой к предстоящей работе через не традиционное приветствие (стихотворение)
Данный урок очередной по плану, в котором была поставлена цель, показать работу учителя, а именно показать какие методы можно использовать на уроках изобразительного искусства, как используются информационно коммуникативные технологии.
Для подготовки данного урока мною был изучен и апробирован материал по данной теме (1 урок из 3х), где были использованы материалы ТСО (компьютер, мультимедийная установка).
Данный урок имеет межпредметные связи с историей, литературой, технологией.
Структура урока выдержана, все этапы урока имели логическую связь. Для проведения урока заранее было спланировано время на реализацию этапов урока, где больше времени отводилось на практическую часть.
Для проведения практической части урока заранее были подготовлены (шаблоны), что позволило сократить время на самостоятельную работу учащихся.
Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Дети овладевают навыками и культурой труда, что важно для их успешного обучения в школе.
Тип урока комбинированный. Комбинированные уроки особенно широко распространены. Это объясняется возрастными особенностями школьников (неустойчивость внимания, повышенная эмоциональная возбудимость
Урок прошёл в доброжелательной обстановке. Учащиеся были раскрепощены и раскованы. Мне удалось вызвать у детей интерес к изучаемому материалу. Использование ИКТ мне в этом очень помогло на разных этапах урока. Считаю, что триединая цель урока достигнута, так как все учащиеся успешно справились с заданием. Работы получились хорошие, аккуратные, все разные, так как каждый ребёнок творчески подошёл к выполнению изделия.
на методическую разработку урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках» автора-составителя учителя изобразительного искусства МОУ «Миленинская ООШ» Луневой Инессы Николаевны.
Тема урока «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках, тип урока – комбинированный; на данном уроке учащиеся повторяют, получают более подробные теоретические знания, а так же работают в творческой мастерской, создавая эскиз глиняной игрушки.
Главная задача уроков, посвященных данной теме,— направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях одного из промыслов.
Из конспекта урока и презентации к уроку видно, что урок продуман и хорошо спланирован. Учитель выделяет четкую структуру урока, которая соответствует современным требованиям к уроку, продумана система разнообразных творческих заданий, способствующих более прочному усвоению изученного материала.
Тема и цель урока обозначены, указаны обучающие, развивающие и воспитательные задачи. Цель деятельности учащихся на уроке формируется повторением и обобщением раннее изученного материала. Все этапы урока спланированы.
Предусмотрены разные виды деятельности учащихся: декоративное рисование, аппликация.
На уроке были созданы условия для развития универсальных учебных действий наряду с традиционным изложением предметного содержания данной темы.
Из представленных материалов виден высокий профессионализм учителя, который владеет и применяет современные, инновационные методы обучения: ИКТ, проблемно-эвристический метод, и исследовательский метод. Учитель владеет практикой индивидуализированного обучения: он умело управляет не только усвоением учебного материала, но и самостоятельной творческой деятельностью каждого ученика.
Формы и методы соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям учащихся.
Урок насыщен необходимым для работы оборудованием, наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом. Материал урока связан с темой урока, таким образом, наблюдается логическое соответствие между темой урока и выбором заданий. Использование на уроке компьютера позволяет не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствует более осмысленному его усвоению. Слайдовая презентация содержит весь необходимый, наглядный и практический материал. Все это позволяет увеличить плотность урока и оптимально увеличить его темп.
В целом, рецензируемая работа носит завершенный, самостоятельный характер и может быть рекомендована для участия в (муниципальном) этапе конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» в 2015 г.