ес представляет собой форму экономической интеграции которая называется

Европейский союз – высшая форма экономической интеграции. Современные проблемы ЕС.

ес представляет собой форму экономической интеграции которая называется ес представляет собой форму экономической интеграции которая называется ес представляет собой форму экономической интеграции которая называется ес представляет собой форму экономической интеграции которая называется

ес представляет собой форму экономической интеграции которая называется

ес представляет собой форму экономической интеграции которая называется

Европейский союз, насчитывающий ныне в своем составе 15 государств-членов с населением около 370 млн. человек, представляет собой наиболее развитую и совершенную интеграционную группировку в мире. Его создание было обусловлено прежде всего тем, что именно в Западной Европе после Второй мировой войны с наибольшей силой проявилось противоречие между интернациональным характером современного производства и узкими национально государственными границами его функционирования. Кроме того, вплоть до начала 90-х гг. западноевропейская интеграция подталкивалась вперед непосредственной конфронтацией на континенте двух противоположных общественных систем. Важная причина состояла и в

стремлении западноевропейских стран преодолеть негативный опыт двух мировых войн, исключить возможность возникновения их на континенте в будущем.

В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экономический и валютный союз; политический союз (становление третьей и четвертой форм еще не завершено), развиваясь вглубь и вширь. При этом неоднократно изменялись официальные и неофициальные названия данной интеграционной группировки, что отражало ее эволюцию.

У истоков ЕС стояло образование в 1952 г. Европейскою объединения угля и стали (ЕОУС) — отраслевой интеграционной группировки с участием ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Эти шесть стран подписали 25 марта 1957 г. Римский договор об образовании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), вступивший в силу с 1 января 1958 г. С начала 1973 г. к группировке присоединились Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 г. — Греция, 1986 г. — Испания и Португалия, 1995 г. — Австрия, Швеция и Финляндия.

В первые годы существования ЕЭС его неофициально называли “Общий рынок”, ибо процесс интеграции действительно начался с либерализации внешней торговли Однако он довольно быстро вышел за эти рамки, оставляя на своем пути одну веху за другой. В 1958—1968 гг. (“переходный период” становления общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы) были отменены таможенные пошлины и количественные ограничения экспорта и импорта промышленной

продукции внутри ЕЭС (по аграрной продукции была осуществлена частичная либерализация и установлен особый режим наднационального регулирования ее производства и сбыта), установлен единый таможенный режим (включая единый таможенный тариф) в отношении товаров, ввозимых

из третьих стран. В области сельского хозяйства был введен общий режим регулирования цен и объемов производства основных видов аграрной продукции умеренного пояса (мясо, зерно, масло и др.) и создан аграрный фонд ЕЭС (ФЕОГА), призванный способствовать модернизации аграрного

сектора и противодействовать массовому разорению фермерских хозяйств. Кроме того, была значительно либерализована миграция капитала и рабочей силы внутри ЕЭС.

В целом, к середине 1968 г. в ЕЭС сложился развитый таможенный союз, дополненный элементами межгосударственного согласования (гармонизации) экономической и валютной, а также (но в значительно меньшей степени) внешней политики. В 1967 г. произошло слияние руководящих органов ЕЭС и двух отраслевых интеграционных группировок—ЕОУС и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом), после чего вся интеграционная группировка стала официально называться Европейскими сообществами, или Европейским сообществом (ЕС). Впрочем, изменение названия отражало не только указанный факт слияния, но и то обстоятельство, что к этому моменту западноевропейская интеграция вышла за чисто экономические рамки, затронув политику, гуманитарные отношения и другие сферы общественной жизни.

С середины 70-х до середины 80-х гг. интеграция в рамках ЕС переживала длительный застой, оценивавшийся многими западными учеными как кризис. Среди интеграционных мероприятий в этот период заметно выделяются лишь два. Во-первых, с начала 1975 г. страны — члены ЕС окончательно передали свои полномочия в области внешнеторговой политики соответствующим органам ЕС. Теперь каждая из этих стран лишилась возможности заключать двусторонние торговые соглашения с

ес представляет собой форму экономической интеграции которая называется

третьими странами. Во-вторых, в 1979 г. была создана Европейская валютная система (ЕВС) на базе единой расчетной единицы — ЭКЮ, формировавшейся на основе “корзины валют” участников ЕВС. Были установлены пределы отклонений рыночного курса валют стран — членов ЕС при их обмене друг на друга и доллары от курсов центральных банков этих стран, т.е. своего рода валютный коридор в ±2,25 %, названный в публицистике “валютной змеей”. Вместе с тем к ЕВС не смогли подключиться сразу Великобритания, Греция, Испания и Португалия, а Италия вошла в нее на особых условиях (±6 %).

С середины 80-х гг. в ЕС наблюдается резкая активизация интеграционных процессов, явное преобладание центростремительных сил, хотя эти процессы сталкиваются с рядом серьезных проблем. Это объясняется многими обстоятельствами, среди которых выделим два. Во-первых, необходимостью объединить усилия участников ЕС для противодействия резко обострившейся конкуренции со стороны США, Японии и новых индустриальных стран, осуществления назревшей

структурной перестройки хозяйства и решения задач нового этапа научно-

технической революции. Во-вторых, коренным изменением позиции Франции в отношении ЕС, а именно от нее и ФРГ решающим образом зависит то, насколько быстро и интенсивно протекает и будет протекать западноевропейская интеграция. До начала 80-х гг. позиция Франции в отношении интеграции была сдержанной, достаточно противоречивой, а подчас и откровенно деструктивной

(например, в 1966 г. она в течение многих месяцев игнорировала органы ЕС и не участвовала в их деятельности), что объяснялось отголосками ее имперских амбиций и претензиями на ведущую роль в ЕС как великой ядерной державы. Однако в начале 80-х гг. правящие круги этой страны окончательно осознали, что такой курс ведет в тупик и Франция может сохранить свой высокий статус только как одна из ведущих стран — членов ЕС и один из главных “моторов” интеграции. Была сделана ставка на ЕС и усиление его наднационального характера.

Принятый в конце 1985 г. Единый европейский акт (вступил в силу с 1 июля 1987 г.) предусматривал создание к концу 1992 г. в ЕС полностью интегрированного (внутреннего) рынка, далеко идущее объединение научно- технических потенциалов и реализацию крупномасштабных

исследовательских программ в новейших отраслях (микроэлектронике, информатике, телекоммуникационной технике, биотехнологии, экологии и др.), все более тесную гармонизацию экономической и валютной политики стран — членов блока, усиление наднациональных механизмов ЕС.

Положения Единого европейского акта в основном были выполнены вовремя, что нашло отражение в переименовании блока (с 1993 г.) в Европейский союз. Внутренний рынок ЕС действительно сложился к концу 1992 г. по товарам. Правда, пока еще он не сложился в электроэнергетике, а также по многим видам услуг (особенно важно — транспортных). Нет до сих пор единого конкурентного рынка государственных заказов. В то же время не осталось искусственных препятствий на пути свободной миграции (по крайней мере, правовых препон) капиталов и рабочей силы, хотя фактически

такие препятствия создаются в каждом конкретном Случае бюрократическим исполнением нормативных актов ЕС.

Сильнейшие импульсы углубления интеграции в ЕС дал Маастрихтский договор о Европейском союзе (он является основной частью комплекса Маастрихтских соглашений), подписанный главами государств — членов ЕС в декабре 1991 г. (Австрия, Швеция и Финляндия автоматически присоединились к нему в результате своего вступления в ЕС с 1 января 1995 г.) и введенный в действие в 1993 г. Он включает три принципиально новых качественных момента:

• во-первых, введение с 1993 г. единого гражданства ЕС (имеется перечень прав и обязанностей), которое существует параллельно с национальным гражданством стран — членов ЕС;

• во-вторых, формирование политического союз а, что подразумевает проведение интегрированной внешней политики, тесную увязку внутренних политик (особенно в области борьбы с преступностью), сближение юридических систем, повышение роли парламента ЕС;

• в-третьих, формирование экономического и валютного союза (ЭВС), сердцевиной которого призвана стать единая валюта (евро).

Параллельно с качественным развитием Евросоюза происходит и его количественное расширение. В 1999 г. СЕС принял решение принять в состав ЕС Чехию, Венгрию, Польшу, Словенией, Эстонию и греческий Кипр. В настоящее время ведутся переговоры о принятии в состав объединенной Европы остальных республик Прибалтики, рассматривается вопрос о введении безвизового режима с Россией.

21. Конвертируемость валюты. Пути достижения конвертируемости российского рубля.

Конвертируемость национальной валюты требует рыночного типа экономики, так как она основана на свободном волеизъявлении всех владельцев денежных средств. Кроме того, рыночная экономика должна быть достаточно зрелой для противостояния иностранной конкуренции, полноправного участия в международном разделении труда.

В общем, конвертируемые валюты – денежные единицы, свободно обмениваемые на другие национальные валюты и международные платежные средства. Другими словами, конвертируемость валюты – это обыкновенный обмен одной валюты на другую.

В зависимости от допускаемой свободы выбора и действий для участников внешнеэкономического оборота существует два варианта режимов обратимости:

1. Режим полной обратимости. При режиме полной обратимости все юридические и физические лица, как отечественные так и зарубежные, располагая той или иной суммой денег данной страны, независимо от источников и времени их происхождения, имеют возможность совершенно свободно, по своему выбору и усмотрению использовать эти средства на любые нужды и цели дома или за границей, в том числе путем беспрепятственного обмена (купли-продажи) на любые иностранные денежные единицы. Другими словами, полная обратимость охватывает все виды внешнеэкономических операций, действует в равной степени в отношении всех категорий юридических и физических лиц, распространяется на все регионы и валюты мира.

2. Частичная обратимость – конвертируемость только для отдельных категорий экономических агентов и/или видов внешнеэкономических операций. Это те случаи, когда на какие-то отрасли внешнеэкономической деятельности или на некоторые категории владельцев валюты режим конвертируемости не распространяется. Обратимость может также не охватывать операции со всеми странами, а ограничиваться отдельными регионами, группами стран, валютно-экономическими группировками.

В свою очередь, в зависимости от места постоянного проживания и деятельности владельца валюты, обратимость может быть:

1. Внешней. При внешней обратимости полная свобода обмена заработанных в данной стране денег для расчетов с заграницей предоставляется только иностранцам (нерезидентам), тогда как граждане и юридические лица этой страны (резиденты) подобной свободой не обладают.

Как показывает мировой опыт, переход к конвертируемости обычно начинается с внешней обратимости. Потому что, как правило, внешняя обратимость стимулирует активность иностранных инвесторов, снимая проблему репатриации ввезенных капиталов и вывоза полученных прибылей; складывается более или менее устойчивый спрос на данную валюту с соответствующим благоприятным воздействием на валютный курс и валютное положение страны; создается и укрепляется престиж валюты в глазах деловой мировой общественности. Вместе с тем установление и поддержание подобной ограниченной формы обратимости требует значительно меньших экономических и финансовых преобразований и валютных издержек, поскольку контингент нерезидентов обычно невелик по сравнению с отечественными собственниками валюты.

2. Внутренней. При режиме внутренней обратимости свободой обмена национальных денежных единиц на иностранные валюты пользуются лишь резиденты данной страны, тогда как нерезиденты этим правом не обладают.

Имеются и другие модели частичной обратимости, обусловленные тем или иным сочетанием свобод и ограничений в отношении различных видов внешнеэкономической деятельности и ее участников. В каждом отдельном случае они определяются местом страны в системе международных хозяйственных связей, ее конкретными экономическими и валютно-финансовыми возможностями.

Россия – единственная из стран большой восьмерки, чья валюта не являлась до 2006 года полностью конвертируемой. Конвертируемость рубля – национальная экономическая идея (так считает большое количество специалистов). А почему это стало национальной идеей? Все очень просто. Россия огромная и сильная держава, а вот валюта ее пока в мире не цениться.

Уже давно власть заявила о необходимости, наконец, добиться давно поставленной цели в отношении конвертируемости рубля. А в мае 2003 года в президентском Послании В. Путина уже были обозначены сроки: до июля 2006 года создать условия для полной его конвертируемости. Но ведь уже тогда рубль был обратим при проведении внешнеэкономических сделок, а резиденты практически свободно перемещали капитал через границу. У нас не было только одного – мирового рынка нашей валюты, но вот такой рынок явочным порядком не утвердишь…

Источник

Международная экономическая интеграция

Международная экономическая интеграция. Формы международной экономической интеграции. Интеграционные объединения мира. Международные экономические организации

Оглавление

В данном докладе освещен процесс международной экономической интеграции. В настоящее время интеграционные объединения становятся все более значимой частью мирового хозяйства. Хотя подавляющее большинство из них оказывают пока слабое воздействие на экономику входящих в них стран, есть примеры весьма успешных интеграционных объединений, которые и представлены в разделе Темы 9. Анализируются цели и задачи, специфика, преимущества и недостатки развития таких интеграционных объединений как Европейский союз (ЕС), Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Восточноазиатское сообщество (ВАС), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС). Содружество Независимых Государств (СНГ).

1. Теоретические аспекты международной экономической интеграции

В теории экономической интеграции в соответствии с подходом американского экономиста Б. Балассы выделяют пять форм экономической интеграции:

Таким образом, процесс экономической интеграции представляет собой поступательное движение от низшей формы к более высокой форме экономического взаимодействия.

Реализация интеграционных планов предоставляет странам-членам экономические преимущества, в том числе:

2. Практика международной экономической интеграции (ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР)

ес представляет собой форму экономической интеграции которая называется

Подавляющее большинство стран мира состоит в одном или нескольких региональных интеграционных объединениях. Из 170 реально работающих региональных интеграционных объединений 84% являются зонами свободной торговли, что связано с медленным и трудным процессом торговой и инвестиционной либерализации на многостороннем уровне в рамках ВТО (в том числе в рамках «Дохийского раунда»), сложностями реального сокращения торговых барьеров среди стран с разными уровнями экономического развития.

Со второй половины 1990-х гг. растет количество мегарегиональных соглашений о зонах свободной торговли, в том числе с вовлечением стран разных континентов, а также стремление создать общерегиональную зону свободной торговли. В частности, в рамках АТЭС зона свободной торговли может быть создана к 2010—2020 гг., есть проект Всеамериканской зоны свободной торговли в составе 34 стран Западного полушария (ФТАА), Восточноазиатского экономического сообщества к 2020 г. в составе 16 стран, Панафриканского экономического сообщества к 2028 г.

Важным показателем уровня развития связей внутри интеграционного объединения является доля взаимной торговли ее стран-участниц.

Самым значительным примером экономической интеграции стало формирование и последующее развитие Европейского союза. Еще в середине 1940-х гг. У. Черчилль предложил образовать Соединенные Штаты Европы, но начало реализации этой идеи было положено заключением Парижского договора о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС) шестью странами — Францией, Германией, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом в 1951 г. Успешное и быстрое формирование общего рынка угля и стали стимулировало подписание в 1957 г. двух Римских договоров — о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС, или Общего рынка) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратома) вышеперечисленными шестью странами. Таким образом, в рамках шести стран были образованы три интеграционные группировки — ЕЭС, ЕОУС и Евратом, главной из которых стало ЕЭС.

Основные цели Римского договора 1957 г. о формировании ЕЭС — создание общего рынка товаров, услуг, капитала и лиц, повышения уровня благосостояния населения, сближения национальных экономик. В качестве инструментов достижения данной цели декларировались формирование таможенного союза, проведение общей политики в промышленн6ости, сельском хозяйстве, транспорте, социальной сфере, а также образование наднациональной институциональной структуры.

Первый этап, период 1960-х гг. отличался динамичностью развития ЕЭС, и поэтому в 1968 г. административные органы и бюджеты трех группировок были объединены под названием Европейское сообщество (ЕС), а также начал функционировать таможенный союз.

Второй этап (1970-е – первая половина 1980-х гг.) получил название периода «европессимизма» из-за негативного влияния экономических кризисов первой половины 1970-х гг. и начала 1980-х гг. Тем не менее ЕС расширился до 10 стран за счет приема Великобритании, Дании. Ирландии и Греции, а с 1979 г. начал функционировать Европейская валютная система, базировавшаяся на условной расчетной валюте – ЭКЮ.

Третий, или современный этап развития европейской интеграции, охватывает период начиная с середины 1980-х гг. по настоящее время. Этот этап отличается наивысшей динамичностью, качественной и количественной эволюцией. Так, был принят план устранения еще сохранявшихся барьеров во взаимной торговле и создания единого внутреннего рынка со свободным перемещением товаров, услуг, капитала и лиц, а в 1992 г. был подписан Маастрихтский договор о Европейском союзе (сокращенно Евросоюз, ЕС), который поставил цель сформировать единый экономический, валютный и политический союз, который и начал функционировать с марта 2002 г. Состав Евросоюза расширился до 28 стран: в 1986 г. в него вступили Испания и Португалия, в 1995 г. — Австрия, Финляндия и Швеция, в 2004 г. еще 10 стран — Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Эстония, Литва, Латвия, Мальта и Кипр, в 2007 г. — Болгария и Румыния, а в 2013 г. – Хорватия. Что касается перспектив дальнейшего расширения ЕС, то возможными членами называются Сербия, Босния и Герцеговина, Черногория и Албания, имеющие далеко не одинаковые шансы на вступление в ЕС. С 2005 г. ведутся переговоры с Турцией, а в 2004 г. подала заявку на вступление в ЕС Македония.

Европейский союз прошел шесть этапов расширения. Позитивный экономический эффект расширения связан с увеличением емкости внутреннего рынка ЕС и его консолидацией, что позитивно сказывается на экономическом росте всех стран-членов. Одновременно расширение ЕС ведет к негативным экономическим и социальным последствиям для развития европейской экономической интеграции, в том числе к необходимости реформирования институциональной структуры ЕС, ослаблению позиций более экономически развитых стран, составляющих так называемое ядро Евросоюза в условиях, когда немалый вес при принятии решений принадлежит странам, чей экономический потенциал намного ниже средних показателей по ЕС. Это ведет к обострению противоречий между ними, что сказывается на характере утверждаемых законов, увеличении объемов финансирования на содействие экономическим преобразованиям и росту, а также перераспределении средств среди стран — получателей помощи.

Финансовые институты ЕС включают Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), Европейский инвестиционный фонд (ЕИФ) и Европейский центральный банк (ЕЦБ). Главными целями ЕИБ являются кредитование за счет заемных средств инвестиционных проектов (прежде всего в странах-членах с более низким уровнем экономического развития, а также в странах-кандидатах и развивающихся странах, имеющих договоры об ассоциации ЕС). ЕИФ создан для финансирования за счет собственных средств малого бизнеса на основе венчурных капиталовложений и предоставления гарантий банкам по финансированию малого бизнеса. ЕЦБ проводит денежно-кредитную политику ЕС и осуществляет эмиссию евро (см. ниже).

Формирование ЕС поставило задачу проведения общей политики в разных сферах и отраслях. Так, общая торговая политика проводится еще с 1968 г., т.е. создания таможенного оюза ЕС.

Общая научно-техническая политика проводится на основе четырехлетних программ научных исследований. До 2013 гг. действовала седьмая программа с объемом финансирования более 75 млрд евро, выделенных в основном из единого бюджета. Она включает такие направления, как специальные программы «Сотрудничество» (совместные исследовательские проекты в энергетике, ИТТ, экологии и др.), «Идеи» (создание европейского исследовательского пространства), «Люди» (повышение квалификации), «Возможности» (интенсификация исследовательской и инновационной работы), функционирование Общего исследовательского центра, деятельность Евратома.

Основы единой энергетической политики ЕС определены в Европейской стратегии устойчивого развития, конкурентной и безопасной энергетики, принятой в 2006 г. Ее цели —устойчивость, конкурентоспособность и безопасность поставок энергосырья. Ведущими направлениями энергетической политики ЕС служат достижение эффективности энергетики на основе сокращения объема потребления на 20%, роста инновационной конкурентоспособности транспорта и строительства (как основных энергопотребителей); расширение использования возобновляемых энергоисточников (разработка стратегии по биотопливу); формирование трансъевропейских энергосетей; развитие ядерной энергетики; активизация международного сотрудничества в сфере энергетики.

В сфере общей монетарной политики огромное значение имело начавшееся с 1999 г. введение единой валюты — евро сначала в безналичной, затем (в 2002 г.) в наличной форме. Однако в зону евро (еврозону), точнее в Европейскую валютную систему, входит лишь половина стран ЕС. Это связано прежде всего с тем, что многие из них пока не соответствуют содержащимся еще в Маастрихтском договоре критериям готовности национальных экономик:

В сфере общей фискальной политики важное значение имеет принятый в 1996 г. Пакт стабильности и экономического роста. Его цель — сохранение бюджетного дефицита на уровне не более 3% ВВП страны и отношения внутреннего государственного долга к ВВП на уровне не выше 60%. Страна, экономика которой не соответствует этим критериям, обязана разработать программу выхода из сложившейся экономической ситуации, в случае, если ситуация не нормализуется, к стране применяют штрафные санкции.

Таким образом, эволюция интеграционных процессов в Европейском союзе (от таможенного союза к экономическому и валютному союзу и продолжающемуся формированию единого союза, расширение состава с 6 до 28 членов) служит уникальным для мировой практики примером экономической интеграции. Вместе с тем последствия последних расширений ЕС для эволюции и динамики европейской интеграции далеко не однозначны.

НАФТА и МЕРКОСУР Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА)

В 1994 г. к действовавшему уже пять лет американо-канадскому соглашению о свободной торговле присоединилась Мексика и в результате образовалась Североамериканская зона свободной торговли (North American Free Trade Area, NAFTA).

Основные цели этого регионального интеграционного объединения были таковы (их планировалось достичь через 10, некоторых — через 15 лет):

а) стимулирование взаимной торговли и инвестиций стран-членов на основе формирования зоны свободной торговли (уже через 10 лет между странами были гармонизированы таможенные процедуры, отменены количественные ограничения и ликвидированы таможенные пошлины, за исключением пошлин на молочную продукцию, сахар, хлопок, которые будут сняты позже);

б) разработка согласованных условий предпринимательской деятельности для компаний (для этого было ликвидировано большинство ограничений для взаимных инвестиций);

в) обеспечение справедливой конкуренции в регионе (для этого была осуществлена либерализация взаимной торговли услугами, в том числе финансовыми и банковскими, за исключением воздушного транспорта, телефонной связи и некоторых видов телекоммуникационных услуг);

г) содействие защите прав интеллектуальной собственности (политика по защите этих прав стала общей);

д) стимулирование взаимного экономического сотрудничества (был создан механизм разрешения споров).

Один из главных результатов функционирования НАФТА —достижение эффекта создания торговли. Доля взаимного экспорта возросла с 43% в 1990 г.

до 56% в 2005 г. Еще один важный результат — стимулирование движения прямых инвестиций между странами (за 10 лет объем взаимных прямых инвестиций увеличился в 2 раза). Максимальные преимущества от интеграции получают США благодаря более емкому внутреннему рынку, но немалые преимущества имеют также Канада и Мексика, конкурентоспособность продукции которых возросла.

Одновременно у НАФТА существуют большие проблемы. Одна из них — асимметричность интеграционных процессов, активно идущих между Мексикой и США, Канадой и США, тогда как между Мексикой и Канадой связи остаются на низком уровне (в 2005 г. доля Мексики в экспорте Канады составила 0,7%). Среди других проблем — субсидирование сельскохозяйственного экспорта США, что негативно сказывается на уровне конкурентоспособности аналогичной мексиканской продукции и ведет к сокращению числа занятых в сельском хозяйстве Мексики.

Одной из самых острых является проблема нелегальной миграции мексиканцев в США — хотя еще в 2000 г. президент Мексики предложил постепенно перейти к свободному перемещению лиц в НАФТА в течение 10 лет, переговоры по этой проблеме были сорваны из-за событий сентября 2001 г. в США. В 2006 г. конгресс США принял решение о строительстве зоны протяженностью 400—700 миль вдоль американо-мексиканской границы для упрощения легальной миграции между двумя странами. Однако несмотря на сохраняющиеся проблемы, все три страны положительно оценивают итоги членства в НАФТА.

Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР)

Одной из ведущих интеграционных группировок развивающихся стран и Латинской Америки является Южноамериканский общий рынок, или МЕРКОСУР (Mercado Comun de Cono del Sur — MERCOSUR). Он был создан в 1991 г. Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем, а с 2006 г. его полноправным членом стала Венесуэла. На правах ассоциированных членов (что равнозначно участию в интеграционных процессах в рамках зоны свободной торговли) в МЕРКОСУР участвуют еще пять государств — Боливия,Колумбия, Перу, Чили, Эквадор. Наблюдателем является Мексика, находящаяся в процессе присоединения в качестве ассоциированного члена.

Стратегическая цель МЕРКОСУР — формирование общего рынка, а в качестве переходного этапа — таможенного союза.

Хотя таможенный союз был создан уже к 1995 г., до сих пор сохраняются нетарифные ограничения (например, специальный режим в торговле сахаром и автомобилями), проводятся антидемпинговые расследования, различаются правила страны происхождения товара, что негативно сказывается на принципе свободной торговли товарами и свободного транзита. Более того, с 2001 г. из-за экономического кризиса в Аргентине и девальвации национальной валюты Бразилии неоднократно вводились пошлины во взаимной торговле, что было расценено как стремление некоторых стран (Аргентины и Парагвая) перейти к зоне свободной торговли в рамках МЕРКОСУР.

Хотя стратегическая цель МЕРКОСУР — формирование общего рынка, на данный момент ограниченные успехи достигнуты лишь в отношении свободного перемещения товаров, инвестиционной либерализации и проведения общей инвестиционной политики и практически ничего не сделано для либерализации взаимной торговли услугами и свободного перемещения лиц. Таким образом, МЕРКОСУР сохраняет форму скорее таможенного союза.

В качестве перспективы развития интеграционного процесса в МЕРКОСУР и Южной Америке в целом можно считать решение о формировании Южноамериканского сообщества наций, главным инициатором которого стала Бразилия. В 2004 г. президенты 12 стран Южной Америки — Аргентины, Боливии, Бразилии, Венесуэлы, Гайаны, Колумбии, Парагвая, Перу, Суринама, Уругвая, Чили и Эквадора подписали декларацию о Южноамериканском сообществе наций (South American Community of Nations, СSN). Главная цель — достижение зоны свободной торговли в Южной Америке в рамках объединения МЕРКОСУР и Андского сообщества на основе ликвидации таможенных пошлин к 2014—2019 гг. На перспективу планируется формирование к 2019 г. экономического союза по европейской модели, предусматривающего также введение общей валюты, общего парламента и единого паспорта.

3. АСЕАН, ВАС и АТЭС

Созданная в 1967 г. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (Association of South East Asian Nations, ASEAN) включает 10 стран — Бруней, Вьетнам, Индонезию, Камбоджу, Лаос, Малайзию, Мьянму, Сингапур, Таиланд и Филиппины.

Основные цели АСЕАН, определенные Бангкокской декларацией 1967 г., таковы: военно-политическая стабилизация в Юго-Восточной Азии, создание таможенного союза, содействие экономическому росту стран. В 1992 г. на саммите в Сингапуре принято решение о формировании зоны свободной торговли АФТА (ASEAN Free Trade Agreement, AFTA) в течение 15 лет, но в последующем для шести наиболее развитых стран — Сингапура, Малайзии, Таиланда, Филиппин, Индонезии и Брунея — датой был назван 2000 г. Стратегическая цель АФТА — повышение конкурентоспособности стран-членов на основе устранения взаимных торговых барьеров, роста привлекательности для зарубежных инвестиций, достижения экономической эффективности в регионе. Ее основные направления включают:

В итоге страны АСЕАН создали зону свободной торговли для шести стран в 2000 г. и для Вьетнама в 2003 г., реализовав прежде всего главную цель — снижение пошлин до 0—5%. Три других страны (Камбоджа, Мьянма, Лаос) присоединились к АФТА в 2010 г.

Следующим этапом станет окончательная ликвидация пошлин к 2015 г. для шести стран и к 2018 г. — для остальных стран АСЕАН.

В перспективе (к 2020 г.) предусмотрена и полная либерализация сферы услуг, но на данный момент результаты либерализации торговли услугами оказались слабыми — сохраняются ограничения в отношении доли участия иностранного капитала, форм коммерческого присутствия иностранного капитала в сфере услуг, миграции физических лиц, оказывающих услуги за рубежом. Намечено завершить либерализацию взаимных инвестиций, распространить национальный режим на инвесторов из стран-участниц к 2010 г., а инвесторов из третьих государств к 2020 г.

В 2003 г. саммит АСЕАН на о. Бали принял решение о формировании к 2020 г. Сообщества АСЕАН (АSEAN Community) как экономического, политического и социального объединения, которое фактически будет общим рынком. На следующем саммите (2006 г.) было решено ускорить его формирование к 2015 г.

Восточноазиатское сообщество (ВАС)

Идея формирования общерегиональной интеграционной группировки в Восточной Азии берет начало еще в 1960-х гг. Одним из механизмов реализации идеи стало проведение с 1997 г. ежегодных саммитов АСЕАН с участием руководителей Японии, КНР и Южной Кореи. Затем было принято решение о проведении первого Восточноазиатского саммита, который состоялся в 2005 г. в Малайзии с участием глав 16 стран — десяти государств АСЕАН, Японии, Китая, Южной Кореи, а также Индии, Австралии и Новой Зеландии (в качестве наблюдателя участвовала и Россия). По его итогам было принято решение о формировании Восточноазиатского сообщества (East Asian Community) до 2020 г.

Хотя пока нет общего мнения о механизме ВАС, его участники исходят из того, что необходимо предпринять следующие шаги:

(1) ускорить формирование Сообщества АСЕАН;

(2) подписать соглашения о зонах свободной торговли между АСЕАН, с одной стороны, и Японией, Республикой Корея, Индией, с другой стороны (между АСЕАН и Китаем уже в 2003 г. было решено создать такую зону);

(3) указанные зоны свободной торговли должны включать элементы общего рынка — свободное перемещение капитала и рабочей силы;

(4) создать таможенный союз к 2020 г.

Таким образом, пока есть лишь принципиальное решение о формировании Восточноазиатского сообщества, но реальная программа достижения этой цели не разработана.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)

С 1989 г. функционирует первая в Азиатско-Тихоокеанском регионе межправительственная экономическая организация — Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, АТЭС (Asia Pacific Economic Cooperation, APEC). Первоначально в ее состав вошли 12 стран: США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Япония, Республика Корея и наиболее развитые страны АСЕАН (Сингапур, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Индонезия и Бруней), а затем были приняты КНР, Гонконг, Тайвань, Вьетнам, Папуа-Новая Гвинея, Мексика, Чили, Перу и Россия. В настоящее время в АТЭС состоит 21 страна и территория.

Организацию часто называют Форумом АТЭС, так как она имеет лишь консультативный статус. Цели деятельности Форума определены в Сеульской декларации (1991 г.):

В 1996 г. участники АТЭС договорились о создании зоны свободной торговли к 2010—2020 гг. на основе сокращения средневзвешенных ставок пошлин до 0—5% и ликвидации нетарифных барьеров, а также о введении национального режима в инвестиционной сфере. Однако формирование такой зоны представляется проблематичным как с точки зрения объективных дезинтегрирующих факторов (главный из которых — огромная дифференциация в уровнях экономического развития), так и с точки зрения позиции США и Японии, заявивших о готовности проводить либерализацию лишь на основе принципа взаимных торговых уступок. В результате США и Япония отказались проводить либерализацию и в рамках АТЭС и сосредоточились на подписании других интеграционных проектов – ВАС (Япония) и ФТАА (США). Однако на очередном саммите АТЭС (2006 г.) интерес к реализации программы формирования зоны свободной торговли вновь возрос благодаря активизации американской позиции из-за озабоченности США в отношении создания Восточноазиатского сообщества без их участия.

4. СНГ и другие интеграционные объединения на постсоветском пространстве. Интеграционные тенденции в рамках СНГ

ес представляет собой форму экономической интеграции которая называется

Распад СССР как единого государствам привел к образованию Содружества Независимых Государств (СНГ), в которые входят все бывшие советские республики кроме прибалтийских. В Алма-Атинской декларации, подписанной в декабре 1991 г., основной акцент сделан на развитие экономического сотрудничества в целях создания общего экономического пространства. В сентябре 1993 г. страны СНГ подписали еще один важный документ – Договор о создании экономического союза, предусматривающий его поэтапное формирование (на первом этапе – зона свободной торговли, на втором этапе – таможенный союз, на третьем этапе – общий рынок, а на четвертом – валютный союз на основе общей денежно-кредитной и валютно-финансовой политики, согласования налоговой политики).

Для его реализации страны СНГ в апреле 1994 г. подписали Соглашение о создании зоны свободной торговли, которое стало правовой базой действующего с самого начала существования СНГ беспошлинного режима во взаимной торговле (на многосторонней основе зона свободной торговли была оформлена лишь спустя 9 лет). В 2003 г. было подписано Соглашение о едином экономическом пространстве в целях консолидации взаимных экономических связях и сокращения их издержек в рамках свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, лиц.

Практика показывает, что подавляющее большинство (90%) подписанных соглашений в рамках СНГ не выполняются, в том числе и важный договор 1993 г. Сохраняющиеся сложности объективного и субъективного характера привели к разработке концепции многоуровневой и разноскоростной интеграции, ставшей теоретической основой интеграционных тенденций в СНГ и суть которой в том, что необходимо формировать более узкие по составу участников интеграционные объединения, в рамках которых меньше влияние дезинтегрирующих факторов и проще достичь поставленных целей.

Источник: Мальганова И.Г. Мировая экономика и международные экономические отношения. – Казань, 2014.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *