есенин и блок отношения
Встреча Есенина с Блоком
22марта,1915года, в Петербурге произошла короткая встреча Есенина с Блоком.
Молодой начинающий поэт прочитал стихи Блоку.
После этой встречи Блок записал: «Стихи свежие, чистые,голосистые и многословные».Парень из Рязанской губернии, 19лет. Ещё один родился гений русской поэзии, певец природы.
*Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника.
*Иконы Божией Матери «Знамение» Курской(1898).
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Блок и Есенин
Встреча с А. А. Блоком 9 марта 1915 года — один из важнейших рубежей в жизни Есенина. Сразу же после приезда в Петроград, он — по сути дела никому не известный девятнадцатилетний юноша — передал А. А. Блоку записку:
Во время первой встречи Блок сам отобрал для печати шесть стихотворений Есенина и написал рекомендательное письмо литератору М. П. Мурашеву.
Есенин во всех автобиографиях среди важнейших событий своей творческой жизни отмечал значение этой встречи. Он не раз рассказывал о ней знакомым, со временем все более романтизируя реальные обстоятельства.
Один из таких рассказов передал в своих воспоминаниях Вс. А. Рождественский. В 1915—1918 годах их встречи, случавшиеся и дома у А. А. Блока, и на различных литературных вечерах, были не столь уж часты, но интересны как для Есенина, так и для А. А. Блока.
Суждения Есенина, его творчество не оставляли А. А. Блока равнодушным, вызывали у него живую ответную реакцию. А. А. Блок отмечал в дневниках и записных книжках личные встречи с Есениным, с интересом записывал суждения Есенина во время их беседы 3 января 1918 г., когда Есенин пытался объяснить свою определенную отчужденность от «питерских литераторов», особенность своего пути, как и пути крестьянских писателей вообще.
О том, что суждения Есенина были далеко не безразличны для А. А. Блока, говорит и такой факт: после публикации «Двенадцати» в газете «Знамя труда» А. А. Блок вносит поправку в текст поэмы (в строке «Над старой башней тишина» слово «старой» заменено на «невской»), как он сам помечает на полях: «По совету С. Есенина». В январе 1918 года Есенин как-то провел целый вечер у А. А. Блока.
Определенное отчуждение от поэзии А. А. Блока, которое произошло в период «скифских» увлечений Есенина, не изменило общей высокой оценки Есениным творчества А. А. Блока. http://www.playcast.ru/communi.
С. Есенин и А. Блок
Стихи Сергея Есенина для многих стали живительным родником,наполняющим душу целебными свойствами. Вера в красоту жизни, в человека, одушевляющий гуманистический пафос – главное в творчестве Есенина. Еще Максим Горький писал: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего много – заслужено человеком».
Встреча с А. А. Блоком 9 марта 1915 года — один из важнейших рубежей в жизни Сергея Есенина. Сразу же после приезда в Петроград, он — по сути дела никому не известный девятнадцатилетний юноша — передал А. А. Блоку записку: «Александр Александрович! Я хотел бы поговорить с Вами. Дело для меня очень важное. Вы меня не знаете, а может быть, где и встречали по журналам мою фамилию. Хотел бы зайти часа в 4. С почтением С. Есенин».
. Во время первой встречи Блок сам отобрал для печати шесть стихотворений Есенина и написал рекомендательное письмо литератору М. П. Мурашеву. «Дорогой Михаил Павлович! Направляю к вам талантливого крестьянского поэта-самородка. Вам, как крестьянскому писателю, он будет ближе, и вы лучше, чем кто-либо, поймете его. Ваш А. Блок »
Есенин во всех автобиографиях среди важнейших событий своей творческой жизни отмечал значение этой встречи. Он не раз рассказывал о ней знакомым, со временем все более романтизируя реальные обстоятельства.
Один из таких рассказов передал в своих воспоминаниях Вс. А. Рождественский. В 1915—1918 годах их встречи, случавшиеся и дома у А. А. Блока, и на различных литературных вечерах, были не столь уж часты, но интересны как для Есенина, так и для А. А. Блока.
Суждения Есенина, его творчество не оставляли А. А. Блока равнодушным, вызывали у него живую ответную реакцию. А. А. Блок отмечал в дневниках и записных книжках личные встречи с Есениным, с интересом записывал суждения Есенина во время их беседы 3 января 1918 г., когда Есенин пытался объяснить свою определенную отчужденность от «питерских литераторов», особенность своего пути, как и пути крестьянских писателей вообще.
О том, что суждения Есенина были далеко не безразличны для А. А. Блока, говорит и такой факт: после публикации «Двенадцати» в газете «Знамя труда» А. А. Блок вносит поправку в текст поэмы (в строке «Над старой башней тишина» слово «старой» заменено на «невской»), как он сам помечает на полях: «По совету С. Есенина».
«Раз как-то зашел ко мне Александр Александрович Блок и принес два стихотворения для сборника (в то время я готовил для одного издательства литературный альманах). Затем мы вместе ушли. Без меня пришел Есенин. На столе нашел стихи Блока, прочел и написал записку, а внизу приписал: «Ой, ой, какое чудное стихотворение Блока! Знаешь, оно как бы светит мне!»
Есенин очень любил стихи Блока и часто читал их на память».
Недаром ведь говорят, что слово имеет свой цвет и запах. Скажешь “Есенин”, и перед тобой закружатся осенние листья, взмахнут весенней прической березы, запахнет “черемуха душистая”, как будто сама фамилия поэта создана для выражения России с ее пейзажами и еще никем не разгаданным народом. Великую Русь, шестую часть земли, он воспел радостно, самозабвенно и чисто:
Я буду воспевать всем существом в поэте
Шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Есенин и Блок оставили нам чудесное поэтическое наследство. Хотя уже прошло немало лет после их смерти, но стихи остались близки и дороги нашим современникам потому, что поэты обладали неповторимым даром улавливать и передавать тончайшие оттенки самых нежнейших настроений.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
О ЧЕМ БЛОК ПРЕДУПРЕЖДАЛ ЕСЕНИНА
Первая встреча Есенина с Блоком обросла легендарным статусом, прежде всего благодаря побасенным россказням Сергея Александровича. Об этой встрече он любил вспоминать, приводя все более красивые подробности (тем паче Блок умер и уже ничего не мог опровергнуть).
Есенин, зная как делается литературная репутация, совершенно явно проводил параллель: Державин отдал лиру Пушкину, а Блок благословил рязанского Леля. Малинкой шла мелодия а-ля Ломоносов: один из современников Есенина вспоминал, что никому в голову не приходило, будто Сергей приехал в Питер из Москвы на поезде, нет!, пехом допер из Рязани.
Паломничество крестьянских поэтов к Блоку стало традицией, когда тот неосторожно восхитился Сергеем Городецким и Николаем Клюевым. Ко времени Есенина нагловатые парни с виршами изрядно Блока достали. Есенин чуть ли не последний выходец из народа, сумевший удостоиться благосклонности певца Прекрасной Дамы. Дружок Сергея Александр Ширяевец уже напрасно обивал пороги.
Вот выдержка из письма Ширяевца от 10 марта 1916 года:
«Сладко журчащий о России, о русском народе г. Блок, оказывается, не расположен заводить знакомства с писателями из народа. Не принял меня, а до меня не принял Сергея Клычкова …, который тщетно пытался познакомиться с ним. Один только Есенин попал к нему, да и то обманным путем … Знакомство мое с г. Блоком кончилось тем, что, после нескольких писем к нему и вызовов по телефону, я, явившись к нему, поторчал в прихожей, и горничная вынесла мне книгу его «Стихи о России», которую я купил в магазине и с которой явился к их степенству с просьбой дать автограф. Автограф-то в книге был, но автора видеть не сподобился… Мерси и на том, что увидал горничную знаменитости…»
Эта способность — не попав в гости, начать хамить, — характерна не только для Ширяевца, но и для Клюева, и для Орешина, и для Клычкова, и для Ганина. А для Есенина? Не знаю. Этот всегда попадал куда хотел.
Всему этому карнавалу противоречат факты.
Сохранилась записка Есенина Блоку, где он вежливо представляется и просит разрешения зайти ближе к вечеру. Так что черный ход с кухаркой для блезиру, как и, подозреваю, слопанная яичница. Встреча была сугубо деловой.
9 марта 1915 года Блок заносит в дневник:
«Днем у меня рязанский парень со стихами.
Крестьянин Рязанской губ… 19 лет. Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные. Язык. …»
Блок дал Есенину рекомендацию к Городецкому, с которой все и завертелось.
Наделав за месяц в литературной среде изрядного шуму, Есенин стал настаивать на следующем рандеву. И здесь Блок ответил ему крайне важным письмом.
«Дорогой Сергей Александрович.
Сейчас очень большая во мне усталость и дела много. Потому думаю, что пока не стоит нам с Вами видеться, ничего существенно нового друг другу не скажем.
Вам желаю от души остаться живым и здоровым.
Трудно загадывать вперед, и мне даже думать о Вашем трудно, такие мы с Вами разные; только все-таки я думаю, что путь Вам, может быть, предстоит не короткий, и, чтобы с него не сбиться, надо не торопиться, не нервничать. За каждый шаг свой рано или поздно придется дать ответ, а шагать теперь трудно, в литературе, пожалуй, всего труднее.
Я все это не для прописи Вам хочу сказать, а от души; сам знаю, как трудно ходить, чтобы ветер не унес и чтобы болото не затянуло.
Будьте здоровы, жму руку.
Александр Блок».
Блок дал Есенину и стихотворный совет. Произошло это в июле 1916 года. Есенин присутствовал на редколлегии у Михаила Мурашева. Там обсуждали картину Яна Стыка «Пожар Рима» (нормально ли Нерону петь, когда мир гибнет?) и некий музыкант импровизировал на скрипке, сыграв в итоге вещи Глинки. Есенин записал в альбом хозяина стихотворение:
«Слушай, поганое сердце,
Сердце собачье мое.
Я на тебя, как на вора,
Спрятал в руках лезвие.
Рано ли, поздно всажу я
В ребра холодную сталь.
Нет, не могу я стремиться
В вечную сгнившую даль.
Пусть поглупее болтают,
Что их загрызла мета;
Если и есть что на свете —
Это одна пустота.
Прим(ечание). Влияние «Сомнения» Глинки и рисунка «Нерон, поджигающий Рим». С. Е.»
Стихотворение увидел Блок.
По воспоминаниям Мурашева:
«Блок медленно читал это стихотворение, очевидно и не раз, а затем покачал головой, подозвал к себе Сергея и спросил:
— Сергей Александрович, вы серьезно это написали или под впечатлением музыки?
— Серьезно, — чуть слышно ответил Есенин.
— Тогда я вам отвечу, — вкрадчиво сказал Блок.
На другой странице этого же альбома Александр Александрович написал ответ Есенину — отрывок из поэмы «Возмездие», над которой в то время работал, и которая еще нигде не была напечатана:
Жизнь — без начала и конца.
Нас всех подстерегает случай.
Над нами — сумрак неминучий,
Иль ясность божьего лица.
Но ты, художник, твердо веруй
В начала и концы. Ты знай,
Где стерегут нас ад и рай.
Тебе дано бесстрастной мерой
Измерить все, что видишь ты.
Твой взгляд — да будет тверд и ясен,
Сотри случайные черты —
И ты увидишь: мир прекрасен»
И этому совету Есенин не внял, предпочитая невольно хаос.
Во всех видя соперников, Есенин в итоге разглядел врага и в Блоке. Когда появились «Двенадцать», претендующие на звание первой революционной поэмы, ученик принялся отпускать насчет учителя замечания, мол, у того нет чувства Родины, да и вообще, разве может немец сказать о России дельное.
Но в 1921 Блок умер и Есенин очухался. Ему делает честь, хотя бы резкий отказ выступить на вечере имажинистов «Слово о дохлом поэте».
Здесь не оскоромился.
Зато с другими своими учителями поступил без лишних сантиментов.
Глава 1
Май. Сергей Есенин заканчивает Спас-Клепиковскую церковно-приходскую второклассную учительскую школу и получает звание учителя школы грамоты.
Июль. Выезжает из Константинова в Москву на постоянное местожительство. В течение августа поступает на работу в контору владельца мясной лавки купца Н.В. Крылова, где его отец А.Н. Есенин 30 лет работал приказчиком. Жил он в общежитии одиноких приказчиков, принадлежавшем тому же купцу (Москва, Строченовский пер., д. 24/стр. 2).
Этот дом в Замоскворечье является единственным официальным адресом С.А. Есенина в Москве, единственным местом, где поэт с 1911 по 1918 год не только жил, но и был прописан.
Вскоре Сергей Есенин уходит от отца и поступает на работу в контору книгоиздательства «Культура» (Малая Дмитровка, 1).
С. Есенин поступил на работу в типографию «Товарищества И.Д. Сытина». Работал сначала в экспедиции, потом подчитчиком корректора. Здесь по штатной работе Есенин прослужил недолго, однако больше, чем где бы то ни было. Работая в типографии, принял участие в деятельности организации РСДРП, подписал коллективное письмо на имя председателя фракции большевиков в Государственной думе, в связи с чем за ним в ноябре 1913 г. Была установлена полицейская слежка.
В типографии поэт познакомился с корректором Анной Романовной Изрядновой, которая стала матерью его первого сына Юрия (род. 21.12.1914).
Брак оформлен не был.
Он только что приехал из деревни, но по внешнему виду на деревенского парня похож не был. На нем был коричневый костюм, высокий накрахмаленный воротник и зеленый галстук. С золотыми кудрями он был кукольно красив, окружающие по первому впечатлению окрестили его вербочным херувимом. Был очень заносчив, самолюбив, его невзлюбили за это. Настроение было у него угнетенное: он поэт, а никто не хочет этого понять, редакции не принимают в печать. Отец журит, что занимается не делом, надо работать, а он стишки пишет.
Иван Дмитриевич Сытин – русский предприниматель, книгоиздатель, просветитель. Он был инициатором нескольких десятков издательских проектов, получивших широкую известность. В сферу его издательских интересов входили все сегменты книжного рынка – от учебников и книг для детей до энциклопедий и собраний сочинений классиков художественной литературы. Он выпускал как популярные периодические издания – «Вокруг света», «Искры», так и малоизвестные – «Хирургия», «Правда Божия»; был владельцем общероссийской газеты «Русское слово».
Есенин начал заниматься в Московском городском народном университете имени А.Л. Шанявского. Занятия проходили по вечерам. Поэт слушает лекции по истории русской литературы, читаемые Ю.И. Айхенвальдом, П.Н. Сакулиным (ему Есенин носил свои стихи, желая услышать его мнение).
«Думаю во что бы то ни стало удрать в Питер. Москва – это бездушный город, и все, кто рвется к солнцу и свету, большей частью бегут от нее. Москва не есть двигатель литературного развития, а она всем пользуется готовым из Петербурга».
15 марта 1915 г. Сергей Есенин был на воскресном приеме у З.Н. Гиппиус и Д.С. Мережковского.
Октябрь 1915 г. Поэт познакомился с Н.А. Клюевым. «С Клюевым у нас завязалась, при всей нашей внутренней распре, большая дружба» (С. Есенин. Автобиография).
Дружба действительно оказалась прочной: позднее, в 1926 году Клюев написал стихотворение «Плач о Сергее Есенине». http://scanpoetry.ru/poetry/11150
Примерно в то же время, осенью 1915-го, Есенин встретился с Анной Ахматовой и Николаем Гумилевым в Царском Селе.
Конец декабря 1915 г. Встреча Есенина с Мариной Цветаевой на квартире Л.И. Каннегисера.
Март 1916 г. Сергей Есенин призван на военную службу. Был причислен к Царскосельскому полевому военно-санитарному поезду №143, который находился под патронажем императрицы Александры Федоровны. В поезде и царскосельском лазарете №17 Есенин прослужил санитаром до марта 1917 года.
Глава 2
Сергей Есенин и Александр Блок
Март 1915 г. Петроград. Сергей Есенин выезжает в Петероград.
Он передает А.А. Блоку записку:
«Александр Александрович! Я хотел бы поговорить с Вами. Дело для меня очень важное. Вы меня не знаете, а может быть, где и встречали по журналам мою фамилию. Хотел бы зайти часа в 4. С почтением С. Есенин».
«Дорогой Михаил Павлович!
Направляю к вам талантливого крестьянского поэта-самородка. Вам, как крестьянскому писателю, он будет ближе, и вы лучше, чем кто-либо, поймете его.
Ваш А. Блок
P.S. Я отобрал 6 стихотворений и направил с ними к С.М. (Городецкому).
Посмотрите и сделайте все, что возможно. А.Б.»
Днем у меня рязанский парень со стихами. Крестьянин Рязанской губ. 19 лет. Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные. Язык. Приходил ко мне 9 марта 1915. (Помета А.А. Блока на записке Есенина.) (Блок А.А. Из дневников, записных книжек и писем. Собрание сочинений, том II).
Оценка, которую стихи Есенина получили сначала у А.А. Блока, потом у С.М. Городецкого и других петроградских литераторов, положила начало его литературной известности. Есенин во всех автобиографиях среди важнейших событий своей творческой жизни отмечал значение этой встречи.
В 1915—1918 годах их встречи, случавшиеся и дома у А. А. Блока, и на различных литературных вечерах, были не столь уж часты, но интересны как для Есенина, так и для Блока.
После публикации «Двенадцати» в газете «Знамя труда» Александр Блок вносит поправку в текст поэмы (в строке «Над старой башней тишина» слово «старой» заменено на «невской»), как он сам помечает на полях: «По совету С. Есенина».
Глава 3
Сергей Есенин и Владимир Маяковский
Сергей Есенин и Владимир Маяковский познакомились в конце 1915 года на квартире поэта Фёдора Сологуба.
Поэт-футурист В.В. Каменский вспоминал:
«Однажды на званом ужине у Фёдора Сологуба после выступления Маяковского хозяин попросил прочитать свои стихи белокурого паренька, приехавшего будто бы только сейчас из деревни. И вот на середину зала вышел деревенский кудрявый парень, похожий на нестеровского пастушка, в смазных сапогах, в расшитой узорами рубахе, с пунцовым поясом. Это был Сергей Есенин. Слегка нараспев, крестьянским, избяным голосом он прочитал несколько маленьких стихотворений о полях, о берёзах. А когда стали просить ещё, заявил: «Где уж нам, деревенским, схватываться с городскими Маяковскими. У них и одежда, и штиблеты модные, и голос трубный, а мы ведь тихенькие, смиренные». – «Да ты не ломайся, парень, – пробасил Маяковский, – не ломайся, милёнок, тогда и у тебя будут модные штиблеты, помада в кармане и галстук с аршин»».
19 января 1922 г. Есенин присутствует на вечере В.В. Маяковского «Чистка современной поэзии» в Большой аудитории Политехнического музея.
В 1923 году оба поэта выступали на поэтическом вечере, посвященном открытию занятий в Литературно-художественном институте.
«Есенина я знал давно – лет десять, двенадцать. В первый раз я его встретил в лаптях и в рубахе с какими-то вышивками крестиками. Это было в одной из хороших ленинградских квартир. Зная, с каким удовольствием настоящий, а не декоративный мужик меняет свое одеяние на штиблеты и пиджак, я Есенину не поверил. Он мне показался опереточным, бутафорским».
«Плотно я его встретил уже после революции у Горького. Я сразу со всей врождённой неделикатностью заорал: — Отдавайте пари, Есенин, на вас и пиджак и галстук!»
«Мы ругались с Есениным часто, кроя его, главным образом, за разросшийся вокруг него имажинизм».
«Я с удовольствием смотрел на эволюцию Есенина: от имажинизма к ВАППу. Есенин с любопытством говорил о чужих стихах. Была одна новая черта у самовлюблённейшего Есенина: он с некоторой завистью относился ко всем поэтам, которые органически спаялись с революцией, с классом и видели перед собой большой и оптимистический путь».
Целевая установка: обдуманно парализовать действие последних есенинских стихов, сделать есенинский конец неинтересным, выставить вместо лёгкой красивости смерти другую красоту, так как все силы нужны рабочему человечеству для начатой революции, и оно, несмотря на тяжесть пути, на тяжёлые контрасты нэпа, требует, чтобы мы славили радость жизни, веселье труднейшего марша в коммунизм».
«Его очень способные и очень деревенские стихи нам, футуристам, конечно, были враждебны. Но малый он был как будто смешной и милый».
Глава 4
1920-е годы
3 октября 1921 г. Сергей Есенин впервые встретился с Айседорой Дункан в студии Г.Б. Якулова.
2 мая 1922 г. Зарегистрирован брак с Айседорой Дункан в Москве.
Изадора вышла за меня замуж второй раз и теперь уже не Дункан-Есенина, а просто Есенина.
(Из письма Есенина Шнейдеру И.И. 21 июля 1922 г.Висбаден).
Первый раз брак Есенина и А. Дункан был зарегистрирован 2 мая 1922 г. в Москве. Готовясь к поездке за океан и зная об отношении американской общественности к браку
(на примере М. Горького и М.Ф. Андреевой), Есенин и А. Дункан еще раз зарегистрировали свой брак в Берлине.
10 мая 1922 г. Есенин и Айседора вылетели из Москвы в Германию.
14 мая 1922 г. Поэт написал автобиографию «Сергей Есенин». Вскоре она была напечатана в берлинском журнале «Новая русская книга».
«Что сказать мне вам об этом ужаснейшем царстве мещанства, которое граничит с идиотизмом?
Кроме фокстрота, здесь почти ничего нет. Здесь жрут и пьют, и опять фокстрот. Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет.
В страшной моде господин доллар, на искусство начхать – самое высшее музик-холл. Я даже книг не захотел издавать здесь, несмотря на дешевизну бумаги и переводов. Никому здесь это не нужно».
Декабрь 1922 г. В петроградском издательстве «Эльзевир» выходит отдельным изданием поэма «Пугачев».
Апрель – сентябрь 1923 г. (Франция). Сергей Есенин готовит книгу «Москва кабацкая».
Июнь 1923 г. В Берлине выходит книга «Стихи скандалиста».
Октябрь 1922 – февраль 1923 г. Пребывание Сергея Есенина в США. За это время он посетил 15 городов и штатов, в основном восточного побережья Америки.
В течение года Есенин продолжал работу над поэмой «Страна негодяев», задуманной ещё на родине. В этом произведении Есенин хотел показать столкновение двух миров. Но только после зарубежной поездки замысел обрёл реальное воплощение, и окончательно сформировалась главная идея поэмы, действие которой «должно было перенестись из России в Европу и затем в Америку, где должен был закончить свои дни один из героев пьесы…». Полностью поэма «Страна негодяев» была опубликована после смерти поэта.
Также Есенин работал над поэмой «Черный человек», которую «он писал за границей в 1922 или 1923 году» (впервые опубликована в первом номере журнала «Новый мир» за январь 1926 года). Это произведение стало последним крупным поэтическим творением Есенина.
«За границей он работал мало, написал несколько стихотворений, вошедших потом в «Москву кабацкую» (С.А. Есенин в воспоминаниях современников: В 2 т. М.: Худ. Литература, 1986. Т. 1. С. 416.). В личной беседе с И.В. Старцевым Есенин с грустью отметил: «Ты себе не можешь представить, как я скучал. Умереть можно. Знаешь, скука, по-моему, тоже профессия, и ею обладают только одни русские» (С.А. Есенин в воспоминаниях современников: В 2 т. М.: Худ. Литература, 1986. Т. 1. С. 416.).
Не оправдались первоначально запланированные надежды поэта на издание собственных произведений в Европе: «Там, из Москвы, нам казалось, что Европа – это самый обширнейший рынок распространения наших идей в поэзии. А теперь отсюда я вижу: Боже мой! До чего прекрасна и богата Россия в этом смысле. Кажется, нет такой страны ещё и быть не может» (Есенин С.А. ПСС: В 7 т. М.: Наука – Голос,1999. Т.6. С.141-142.).
И так почти в каждом письме: вновь и вновь сравнивая Запад и Россию, Есенин всё больше укрепляется в убеждении, что буржуазный строй опустошает народ духовно и нравственно. Но и сосредоточиться должным образом не было возможности. Частые переезды (в основном на автомобиле), концерты, вечера, встречи: «Если бы Изадора не была сумасбродной и дала мне возможность где-нибудь присесть, я очень много заработал и денег» (Есенин С.А. ПСС: В 7 т. М.: Наука – Голос, 1999. Т.6. С.150.).
Письмо Есенина А.Б. Мариенгофу
Лучше всего, что я видел в этом мире, это все-таки Москва. В чикагские «сто тысяч улиц» можно загонять только свиней. На то там, вероятно, и лучшая бойня в мире.
О себе скажу (хотя ты все думаешь, что я говорю для потомства), что я впрямь не знаю, как быть и чем жить теперь.
Раньше подогревало то при всех российских лишениях, что вот, мол, «заграница», а теперь, как увидел, молю Бога не умереть душой и любовью к моему искусству. Никому оно не нужно, значение его для всех, как значение Изы Кремер, только с тою разницей, что Иза Кремер жить может на свое пение, а тут хоть помирай с голоду.
Я понимаю теперь, очень понимаю кричащих о производственном искусстве.
Сегодня в американской газете видел очень большую статью с фотографией о Камерном театре, но что там написано, не знаю, зане никак не желаю говорить на этом проклятом аглицком языке. Кроме русского, никакого другого не признаю и держу себя так, что ежели кому-нибудь любопытно со мной говорить, то пусть учится по-русски». Письмо Есенина А.Б. Кусикову (Более сорока лет А. Кусиков не публиковал это есенинское письмо, и только в 1968 году английский исследователь Г. Маквей снял с него копию).
«7 февраля 1923 г. Атлантический океан
Пишу тебе с парохода, на котором возвращаюсь в Париж. Едем вдвоем с Изадорой.
Об Америке расскажу после. Дрянь ужаснейшая, внешне типом сплошное Баку, внутри Захер-Менский, если повенчать его на Серпинской.
По возвращении в Москву Есенин заполняет анкету для членов ВСП и пишет заявление о приеме в Союз поэтов.
14 августа 1923 г. Пишет первую часть очерка «Железный Миргород».
16 сентября 1923 г. Газета «Известия ЦИК СССР и ВЦИК» печатает вторую часть «Железного Миргорода»:
…Да, я вернулся не тем. Много дано мне, но и много отнято. Перевешивает то, что дано. Я объездил все государства Европы и почти все штаты Северной Америки. Зрение мое переломилось особенно после Америки. Перед Америкой мне Европа показалась старинной усадьбой. Поэтому краткое описание моих скитаний начинаю с Америки.
. Вот тогда я очень ясно почувствовал, что исповедуемый мною и моими друзьями «имажинизм» иссякаем. Почувствовал, что дело не в сравнениях, а в самом органическом. Вспомнил про «дым отечества», про нашу деревню, где чуть ли не у каждого мужика в избе спит телок на соломе или свинья с поросятами, вспомнил после германских и бельгийских шоссе наши непролазные дороги и стал ругать всех цепляющихся за «Русь» как за грязь и вшивость. С этого момента я разлюбил нищую Россию.
Конец октября – начало ноября 1923 г. Вместе с другими «поэтами и писателями, вышедшими из недр трудового крестьянства» поэт подписывает письмо в ЦК РКП с просьбой о предоставлении возможности самостоятельно издавать свои книги. Сведений об отправке этого письма по назначению нет.
22 ноября 1923 г. Газета «Рабочая Москва» публикует статью Л. Сосновского «Испорченный праздник» с обвинением С.А. Есенина, С.А. Клычкова, П.В. Орешина и А.А. Ганина в антисемитизме.
30 ноября 1923 г. Газета «Правда» публикует открытое письмо четырех поэтов по поводу статьи Сосновского.
10 декабря 1923 г. Товарищеский суд по «делу четырех поэтов» в Доме печати (выносит порицание за хулиганство и отвергает их обвинения).
1924 г. Пишет стихотворения «Письмо матери», «Русь советская» с посвящением А. Сахарову; «Возвращение на родину», «Мы теперь уходим понемногу…» (в рукописи стихотворение озаглавлено «Ровесникам», в «Красной нови» и сборнике «Стихи (1920–24)» – «Памяти Ширяевца»).
Июль 1924 г. По доверенности поэта Г.А. Бениславская заключает договор с Госиздатом на выпуск его книги «Березовый ситец» объемом 1000 строк и тиражом 7000 экземпляров. Сборник «Березовый ситец» (редкая прижизненная книга Сергея Есенина) вышел в мае 1925 года (полностью повторял сборник Есенина «Избранное», выпущенный Госиздатом в 1922 году).
Август 1924 г. Приехав из Ленинграда в Москву, Сергей Есенин за за шесть дней пишет «Поэму о 36». В это время поэт работал над «Песнью о великом походе». Замысел «Поэмы о 36» сложился еще в Ленинграде, где поэт жил в июне–июле 1924 г. По свидетельству Г.А. Бениславской, в основу этого произведения легли воспоминания И. Ионова: «Его горение заставило Сергея Александровича над чем-то в нашей общественной жизни задуматься».
Август 1924 г. Поэт участвует в заседаниях литературной группы «Вечевики» и заседаниях правления общества «Современная Россия» организационного характера (о дальнейшей деятельности группы и общества сведений нет).
31 августа 1924 г. «Правда» публикует «Письмо в редакцию» Есенина и И.В. Грузинова о роспуске группы имажинистов.
20 января 1925 г. Журнал «Город и деревня» печатает окончание поэмы «Мой путь» и отрывки из поэмы «Анна Снегина».
После 26 мая 1925 г. В московском издательстве «Современная Россия» выходит книга «Персидские мотивы» с посвящением: «С любовью и дружбой Петру Ивановичу Чагину».
Июнь 1925 г. Есенин подписывает договор с Госиздатом на издание «Собрания стихотворений» в трех томах.
Октябрь 1925 г. Поэт получает членский билет Всероссийского союза писателей.
18 сентября 1925 г. Зарегистрирован брак Сергея Есенина с Софьей Андреевной Толстой.
Ленинград
9 мая 1924 г. Есенин подписывает в числе писателей, поэтов и литературных критиков письмо в отдел печати ЦК РКП(б), в котором авторы связывают свои пути с «путями Советской пооктябрьской России» и протестуют против нападок со стороны литераторов, группировавшихся вокруг журнала «На посту».
Июль 1924 г. Издается стихотворный сборник «Москва кабацкая» (18 стихотворений, два внутренних цикла: «Москва кабацкая» и «Любовь хулигана»). Замысел «Москвы кабацкой» зародился у Есенина весной 1923 года, когда поэт находился в Париже, а заключительный цикл вошедших в нее стихотворений создан по возвращении на родину. Весь цикл был посвящён соратнику Есенина по «Ордену имажинистов» – Александру Кусикову.
24–27 декабря 1925 г. Живет в Ленинграде в гостинице «Англетер». Встречается с Н.А. Клюевым, Г.Ф. Устиновым, Иваном Приблудным, В.И. Эрлихом, И.И. Садофьевым, Н.Н. Никитиным и другими литераторами.
27 декабря 1925 г. Пишет «До свиданья, друг мой, до свиданья. ». Дает доверенность В.И. Эрлиху на получение денег из Москвы.
Ночь с 27 на 28 декабря 1925 г. Трагическая гибель Сергея Александровича Есенина.