если иностранная организация встала на учет в налоговом органе
Если иностранная организация встала на учет в налоговом органе
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Федеральной налоговой службы от 3 марта 2021 г. № КВ-4-14/2725@ О постановке на учет иностранной компании
Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение по вопросу необходимости постановки на учет иностранной компании, сообщает следующее.
1. Из рассматриваемого обращения не представляется возможным определить поставщика услуг, их потребителя, а также какие именно услуги оказываются.
При этом услугой в электронной форме в соответствии с пунктом 1 статьи 174.2 Кодекса, в том числе является услуга по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети «Интернет».
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса местом реализации указанных услуг является территория Российской Федерации, если покупатель таких услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
Таким образом, иностранной организации необходимо встать на учёт в налоговом органе Российской Федерации в том случае, если указанные услуги по размещению в сети «Интернет» предложений о приобретении (реализации) товаров оказываются покупателям-российским лицам (в рассматриваемом случае российским поставщикам товаров). Обязанность по постановке иностранной организации на учет корреспондирует с соответствующей обязанностью иностранной организации по уплате НДС в отношении оказываемых услуг в электронной форме на территории Российской Федерации, предусмотренной положениями статьи 174.2 Кодекса
Согласно пункту 1 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.
При это следует учитывать, что положения Федерального закона N 54-ФЗ не распространяются на иностранную организацию, предпринимателя, которые не зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и не имеют представительства на территории Российской Федерации.
3. Правомерность проведения операций может быть оценена только в ходе мероприятий валютного контроля на основании изучения документов и информации, являющихся основанием и подтверждающих проведение такой операции.
Из обращения не ясно, в какой валюте предполагается осуществлять расчеты, является ли интернет-платформа, через которую будут осуществляться платежи, организацией финансового рынка или платежи будут осуществляться без открытия банковского счета с использованием электронного средства платежа, предоставленного иностранным поставщиком платежных услуг, будет ли товар пересекать границу Российской Федерации и относится ли сделка к внешнеэкономической.
Вместе с тем считаем возможным сообщить следующее.
В соответствии с положениями статьи 14 Закона N 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций производятся резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14 Закона N 173-ФЗ.
В том числе Законом N 499-ФЗ установлены ограничения на прием таких электронных средств платежа для переводов денежных средств без открытия банковского счета на территории Российской Федерации в целях оплаты товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности (за исключением платежных карт, предоставленных в соответствии с правилами иностранной платежной системы) и для операций, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности.
Одновременно сообщается, что контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений относится к компетенции таможенных органов.
Обзор документа
— должна ли иностранная компания встать на учет в российском налоговом органе, если она оказывает российским поставщикам продукции услуги по размещению в Интернете предложений о приобретении (реализации) товаров;
— как быть с НДС в указанном случае;
— должна ли иностранная компания применять ККТ;
Если иностранная организация встала на учет в налоговом органе
XI. Постановка на учет в налоговых органах
иностранных организаций в связи с открытием им счетов
в банках на территории Российской Федерации
Постановка на учет в налоговом органе иностранной организации по указанному основанию осуществляется на основании следующих документов:
1) заявления иностранной организации о постановке на учет в налоговом органе по форме, утвержденной в соответствии с пунктом 5.1 статьи 84 Кодекса;
2) выписки из реестра иностранных юридических лиц страны происхождения или иного равного по юридической силе документа, подтверждающего юридический статус иностранной организации;
3) документа уполномоченного органа страны происхождения иностранной организации, подтверждающего ее регистрацию в качестве налогоплательщика в этой стране с указанием кода налогоплательщика (или аналога кода налогоплательщика), либо документа указанного органа об отсутствии такого кода (его аналога). В случае указания кода налогоплательщика (его аналога) в выписке, предусмотренной подпунктом 2 настоящего пункта, представления документа, установленного настоящим подпунктом, не требуется.
Датой постановки на учет в налоговом органе иностранной организации по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является дата внесения в ЕГРН сведений о постановке ее на учет в налоговом органе.
28. В случае открытия иностранной организацией нового счета (депозита) в том же или любом ином банке (филиале банка) на территории Российской Федерации, повторная постановка на учет такой иностранной организации в налоговых органах не осуществляется.
28.1. Постановка на учет в налоговом органе иностранной организации, признаваемой банком в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого она зарегистрирована, не состоящей на учете в налоговых органах, в связи с открытием такой иностранной организации корреспондентского счета в российском банке осуществляется налоговым органом на основании документов, предусмотренных пунктом 27 настоящих Особенностей.
Датой постановки на учет в налоговом органе такой иностранной организации по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является дата внесения в ЕГРН сведений о постановке ее на учет в налоговом органе.
(п. 28.1 введен Приказом Минфина России от 31.07.2020 N 159н)
Если иностранная организация встала на учет в налоговом органе
X. Постановка на учет в налоговых органах
иностранных организаций по месту нахождения принадлежащих
им недвижимого имущества и (или) транспортных средств
либо в качестве налогоплательщиков налога на добычу
25. Постановка на учет в налоговом органе иностранной организации по месту нахождения принадлежащих ей недвижимого имущества и (или) транспортного средства осуществляется на основании сведений, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Кодекса.
При получении в последующем налоговым органом сведений, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Кодекса, в отношении иностранной организации, которая состоит на учете в этом налоговом органе по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, осуществляется учет таких сведений.
Датой постановки на учет иностранной организации (датой учета сведений в отношении иностранной организации) в налоговом органе по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является дата регистрации возникновения (перехода) права на объект недвижимого имущества и (или) регистрации транспортного средства, содержащаяся в сведениях, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Кодекса.
26. Постановка на учет иностранных организаций в качестве налогоплательщиков налога на добычу полезных ископаемых осуществляется на основании сведений, сообщенных органами, указанными в пункте 7 статьи 85 Кодекса:
1) в налоговом органе по месту нахождения участка недр на территории Российской Федерации, предоставленного иностранной организации в пользование, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В случае, если несколько участков недр, предоставленных иностранной организации в пользование, расположены в одном субъекте Российской Федерации на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка на учет иностранной организации по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, осуществляется в одном из указанных налоговых органов, определяемом этой организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, составленном в произвольной форме, представляемом иностранной организацией в выбранный ею налоговый орган;
2) в налоговом органе, в котором иностранная организация состоит на учете в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых, в случае, если этой организации предоставлен в пользование другой участок недр, расположенный в том же субъекте Российской Федерации;
3) в межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по субъекту Российской Федерации в случае, если иностранная организация состоит на учете в этой инспекции в качестве крупнейшего налогоплательщика;
4) в налоговом органе по месту нахождения филиала, представительства, иного обособленного подразделения иностранной организации в случае, если место нахождения этого филиала, представительства, иного обособленного подразделения на территории субъекта Российской Федерации, на которой расположен участок недр.
В случае, если несколько филиалов, представительств и (или) иных обособленных подразделений иностранной организации, места нахождения которых на территории субъекта Российской Федерации, на которой расположен участок недр, состоят на учете в разных налоговых органах, постановка на учет иностранной организации по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, осуществляется в одном из указанных налоговых органов, определяемом этой организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, составленном в произвольной форме, представляемом иностранной организацией в выбранный ею налоговый орган;
5) в налоговом органе, определяемом в соответствии с пунктом 4 настоящих Особенностей.
Датой постановки на учет в налоговом органе иностранной организации по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является дата регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр, содержащаяся в сведениях, сообщенных органами, указанными в пункте 7 статьи 85 Кодекса.
Если иностранная организация встала на учет в налоговом органе
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
1. Налоговая декларация представляется иностранной организацией по установленному формату в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика.
2. Полагаем, что иностранная организация может перечислять НДС в российский бюджет со счета, открытого в любом банке, в т.ч. расположенном за пределами территории РФ.
3. В анализируемой ситуации для Организации налоговые риски заключаются в сомнительной возможность осуществления налоговых вычетов сумм НДС, уплаченных за иностранную организацию.
Если иностранная организация будет вести деятельность в РФ без постановки на учет в налоговом органе, она подлежит привлечению к ответственности по ст. 116 НК РФ.
К сведению:
Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Исчисление и уплата НДС иностранными организациями при оказании услуг в электронной форме;
— Энциклопедия решений. Вычет НДС при покупке электронных услуг у иностранной компании;
— Энциклопедия решений. Определение налоговой базы по НДС при реализации товаров (работ, услуг) иностранными лицами;
— Вопрос: Иностранная компания зарегистрирована в РФ для целей уплаты НДС с электронных услуг и сдачи налоговых декларации по НДС. Иностранная компания оказывает ООО электронные услуги, сама начисляет НДС с этих услуг, уплачивает его в бюджет РФ и заполняет поквартально налоговую декларацию по НДС. Также иностранная компания оказывает ООО иные (консультационные) услуги, не являющиеся электронными. Может ли ООО уплатить НДС в бюджет Российской Федерации и принять к вычету этот НДС? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2019 г.)
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Буланцов Михаил
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
Примечание:
*(1) Отметим, что российская организация может признаваться налоговым агентом при оказании иностранной организацией услуг, поименованных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, местом реализации которых признается РФ, в том случае, если российская организация является посредником, участвующим в расчетах непосредственно с покупателем, на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров с иностранными организациями, оказывающими такие услуги (п. 10 ст. 174.2 НК РФ). В этом случае НДС исчисляется в порядке, установленном п. 5 ст. 161 НК РФ. Полагаем, такая ситуация в рассматриваемом случае отсутствует ввиду того, что в вопросе указано, что Организация именно приобретает электронные услуги, а не действует в качестве посредника.
Если иностранная организация встала на учет в налоговом органе
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Иностранная организация (Франция) оказывает услуги российской организации, в налоговых органах РФ на учете не состоит.
В соответствии с условиями лицензионного договора оказываются следующие услуги:
— предоставление российской организации неисключительных прав использования отснятого материала (видео) на российском телевидении. При этом предоставление прав осуществляется как через предоставление IP-адреса для скачивания видеоматериала, так и видеоматериал может предоставляться на магнитных носителях;
— предоставление доступа через Интернет (предоставление IP-адреса) к видео- и фотоматериалам в целях использования его российской организацией в своих целях (рекламных).
Каков порядок исчисления НДС в рассматриваемой ситуации в 2018 и 2019 годах?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
У российской организации возникает обязанность налогового агента при приобретении у иностранной организации фото- и видеоматериалов на магнитных носителях.
Если доступ к фото- и видеоматериалам осуществляется через сеть Интернет (электронные услуги), то у российской организации с 1 января 2019 года при приобретении таких услуг отсутствует обязанность налогового агента в части приобретения электронных услуг.
Несмотря на то, что данные операции оказываются на основании лицензионного договора, организация лишена возможности воспользоваться освобождением от НДС. В противном случае предвидим высокую вероятность претензий со стороны налоговых органов.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Освобождение от НДС передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также прав на их использование;
— Энциклопедия решений. Место реализации работ и услуг для целей НДС;
— Энциклопедия решений. Вычет НДС при покупке электронных услуг у иностранной компании с 2019 года;
— Энциклопедия решений. Исчисление и уплата НДС иностранными организациями при оказании услуг в электронной форме.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Галимарданова Юлия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.