если отменили рейс компенсация
Я получила компенсацию за задержку рейса
При помощи специального сервиса
В августе 2019 года мой рейс в Грецию задержали на 4 часа. А в декабре мне выплатили компенсацию 300 € за задержку — 20 172,77 Р по курсу на тот день.
Я не писала претензию в авиакомпанию, не подавала в суд. За меня все сделал сервис. За свои услуги он взял часть моей компенсации. Вот как все было.
Что случилось
Мы с парнем летели в Грецию авиакомпанией Air Serbia с пересадкой. Должны были вылететь из Москвы ночью, пересесть в Белграде и рано утром прибыть в Салоники. Но рейс из Москвы задержали на 4 часа, и из-за задержки мы не успели вовремя вылететь из Белграда. Авиакомпания поселила пассажиров в пятизвездочный отель, и мы вылетели в Салоники только на следующий день вечерним рейсом. Потеряли один день отпуска — это было неприятно.
Мы знали, что в таких случаях авиакомпания платит компенсацию. Стали изучать, как ее получить. Мы не юристы и заниматься бумажной волокитой не хотели. Зашли на форум путешественников и узнали о сервисах, которые сами разбираются с авиакомпаниями и выбивают компенсацию.
Сервисы обещали помочь получить эту компенсацию. Нужно было только прислать им номер рейса, билета и свои данные. Подкупило и то, что платить не надо: сервисы берут себе фиксированный процент от суммы компенсации — обычно от 25 до 35%, на этом, собственно, они и зарабатывают.
Когда и за что можно получить компенсацию
Вот когда можно рассчитывать на компенсацию:
Компенсацию можно получить не только за недавние рейсы: можно обратиться за выплатой за перелеты в течение последних 6 лет.
Размер компенсации за задержку рейса
Протяженность маршрута | Сумма компенсации |
---|---|
Более 3500 км (Белград — Нью-Йорк ) | 600 € |
От 1500 км до 3500 км (Белград — Салоники) | 400 € |
До 1500 км (Белград — Вена) | 250 € |
За какие рейсы можно получить компенсацию
Маршрут | Европейская авиакомпания | Турецкая авиакомпания | Авиакомпания из другой страны |
---|---|---|---|
За пределами ЕС/Турции | Нельзя | Нельзя | Нельзя |
Из любой страны в ЕС | Можно | Нельзя | Нельзя |
Из ЕС в любую страну | Можно | Можно | Можно |
По Европе | Можно | Можно | Можно |
Из любой страны в Турцию | Нельзя | Можно | Нельзя |
Из Турции в любую страну | Можно | Можно | Можно |
По Турции | Можно | Можно | Можно |
Компенсацию можно получить и самостоятельно. Для этого сначала необходимо заполнить форму заявки на компенсацию на сайте авиакомпании. Обычно такие формы можно найти в разделах «Помощь», «Контакты», «Жалобы» или «Обратная связь».
В заявке надо указать номер рейса, свои контактные данные и суть претензии, приложить к ней чеки и квитанции за билеты, посадочные талоны и электронные письма.
А потом нужно ждать. Если что-то пойдет не так, например, авиакомпания откажет в выплате компенсации, все вопросы придется решать самостоятельно: писать жалобы и дополнительные претензии, а может, и обращаться в суд.
Мы вообще не хотели заморачиваться, поэтому сразу обратились в сервис.
Как работают сервисы
Сервисов, которые помогают добиться компенсации, много, например Refund.me, « Купибилет-ру », Compensair, Claimcompass и Airhelp. «Компенсэйр» и « Рефанд-ми » принимают заявки на компенсацию по авиаперелетам за последние 6 лет. «Клэймкомпас» работает с перелетами за последние 5 лет. К «Эйрхелп» можно обратиться по авиаперелетам за последние 3 года.
Сервисы работают с авиакомпанией самостоятельно: пишут за вас заявки, претензии и ведут переговоры. Принцип их работы примерно одинаковый. Мы в итоге воспользовались сервисом «Компенсэйр». Дальше в статье я буду рассказывать о процессе на его примере.
Фиксированный процент за услуги «Компенсэйр» — 25% от суммы компенсации. Например, если сервис добился компенсации в размере 400 €, он переведет вам 300 €, а 100 € оставит в счет оплаты своих услуг.
от суммы компенсации заберет в качестве оплаты «Компенсэйр»
«Эйрхелп» вы заплатите 35% от суммы компенсации. Если в суде потребуется нанимать стороннего юриста — еще 15%. В каких именно случаях понадобится сторонний юрист — неизвестно.
«Клэймкомпас» также удерживает 35% от компенсации и еще 15%, если дело дойдет до судебных разбирательств.
« Рефанд-ми » взимает за свои услуги 25% от суммы компенсации и 4,75% НДС. В итоге вы заплатите сервису фиксированный процент — 29,75% от суммы компенсации.
Если сервисам не удастся добиться компенсации, платить ничего не нужно. Сумму компенсации за вычетом комиссии сервисы переводят на карточку. Важное условие всех сервисов: имя владельца банковского счета должно совпадать с именем в авиабилете.
Пассажир не может параллельно самостоятельно получать компенсацию или доверить это дело еще одной компании, иначе все равно придется заплатить комиссию. От услуг «Компенсэйр» можно отказаться в течение 14 дней с момента подачи заявки на компенсацию, но только если сервис не успел направить претензию авиакомпании от лица пассажира. Аналогичные условия есть у всех сервисов.
Пользовательское соглашение «Компенсэйр»PDF, 481 КБ
Если «Компенсэйр» решит обращаться в суд, он сообщит об этом за 7 дней до подачи иска. Расходы сервис берет на себя. Пассажир может передумать в любой момент и не начинать судебное разбирательство. В этом случае необходимо возместить сервису понесенные юридические расходы.
Обо всех этапах сервисы информируют пассажира по почте и в личном кабинете. Если нужны дополнительные сведения, на почту присылают запрос.
Сервисы не делают ничего такого, чего нельзя сделать самостоятельно. Но если у вас нет времени и желания общаться с авиакомпанией и что-то доказывать, это удобный способ добиться компенсации.
Трудно сказать, сколько времени занимает весь процесс. Некоторые этапы могут длиться месяцами. В нашем случае все длилось пять месяцев и затянулось по нашей вине. Мы подали заявку уже после поездки в Грецию, а не сразу, а потом еще неделю подписывали согласие на представление интересов.
занял процесс получения компенсации
Расскажу подробнее, как мы получали компенсацию.
Деньги за отмененные рейсы вернут только через три года. Вместо них выдадут ваучеры
7 июля 2020 года вступили в силу новые правила возврата денег за билеты на отмененные авиарейсы. Теперь вместо денег перевозчик может выдавать ваучеры в счет будущих поездок. А деньги можно забрать только через три года.
Это касается не всех рейсов, и шанс получить деньги за билет раньше все-таки остается. Как всегда, есть нюансы. Объясняем, что написано в документе.
Что это за правила
Есть общая норма воздушного кодекса: при вынужденном отказе от полета пассажир может забрать деньги за билет, полную стоимость. Например, если рейс задержали или отменили, пассажир заболел или ему не предоставили место нужного класса.
Но из-за коронавируса в отрасли авиаперевозок появились серьезные проблемы. Многие рейсы пришлось отменить, полеты за границу остановлены почти полностью. Пассажиры пришли за своими деньгами. До недавнего времени эти вопросы решались у кого как получится: кому-то возвращали деньги, кто-то ждал, кто-то менял билеты на сертификаты или получал скидки.
И вот приняли специальные нормы для возврата денег за билеты на те рейсы, что пришлось отменить или перенести в период режима повышенной готовности. Это значит, что, пока действует режим повышенной готовности, деньги за билеты возвращают именно по новым правилам. А обычные нормы не действуют.
Каких договоров перевозки это касается
Новые правила касаются договоров воздушной перевозки, которые должны быть исполнены с такой даты:
И только для билетов, которые купили до 1 мая 2020 года.
Для чартеров эти нормы не действуют. Для билетов, которые купили после 1 мая, — тоже.
1 мая — это важная дата не для самого рейса, а для покупки билета. Если билет купили 30 апреля, а отмененный рейс должен был состояться 10 июля, новые правила тоже применяются. А вот если на тот же рейс билет купили 10 мая — действуют общие нормы.
На что имеет право перевозчик в одностороннем порядке
Вот какими правами наделили авиакомпании. Спрашивать на это согласие пассажиров не нужно:
Когда можно забрать деньги за билет
Если поездка отменилась или новые условия рейса не подходят, договор воздушной перевозки расторгается. Тогда есть такие варианты расчетов:
На стоимость билета начисляются проценты
Пока деньги у авиакомпании и не использованы в счет других полетов, на них начисляются проценты по ставке ЦБ. В июне 2020 года она составляет 4,5%. Проценты начисляются по день возврата, но не дольше 4 лет с даты отправления рейса.
Фактически пассажиры дают авиакомпании кредит в размере провозной платы или как бы делают вклад по ставке ЦБ. Для возврата билетов, например, на концерты, спектакли и выставки такого условия нет, хотя сроки тоже сильно увеличены из-за коронавируса.
Как зачесть стоимость билета в счет другого полета
Для этого пассажир направляет авиакомпании уведомление — по почте, лично или через сайт. Формы для этого на многих сайтах уже работают. Способ отправки выбирает пассажир. Уведомление нужно направить до даты отправления рейса, указанной в билете, или в течение трех лет после нее.
В уведомлении нужно указать ФИО, паспортные данные, номер бронирования или билета и способ обратной связи.
Спустя 20 дней после получения уведомления от пассажира авиакомпания обязана зачесть сумму провозной платы и сообщить об этом пассажиру. Если есть причина для отказа в зачете, об этом тоже уведомят. В уведомлении будет указан срок, в течение которого перевозчик примет уплаченную ранее сумму в счет будущих услуг.
Это и есть так называемый ваучер или сертификат, который выдадут вместо денег за отмененный рейс. Авиакомпания может на свое усмотрение ввести бонусы за оплату билета ваучером: например, «Аэрофлот» предлагает скидку 15%.
Как забрать деньги за билет через 3 года
Спустя три года нужно подать заявление — через сайт авиакомпании, по почте или при личном обращении. Всю сумму вернут на ту же карту, с которой платили. Если нужно вернуть по другим реквизитам, придется обращаться лично — в пункты, которые установит перевозчик.
Срок возврата денег — 10 дней после получения заявления.
Кто может забрать деньги раньше 3 лет
Обычный срок для возврата денег за отмененный или измененный рейс — 3 года. Раньше перевозчик имеет право их не отдавать.
Но некоторые пассажиры имеют право требовать возврата до истечения трех лет:
Такие пассажиры должны написать заявление и лично принести его вместе с подтверждающими документами в пункты, которые определят перевозчики. Через интернет или по почте подать такое заявление нельзя. Инвалиду первой группы или ветерану придется лично куда-то идти, ехать или даже лететь, чтобы забрать свои деньги за рейс, который отменили по независящим от него причинам. А вот заявление на зачет можно подать через сайт.
Деньги вернут по тем же реквизитам, с каких оплачивался билет, или наличными.
Если билет был невозвратным
Это не помешает зачесть его стоимость для будущих полетов или забрать деньги через три года. Изменения и отмены рейсов из-за коронавируса — это вынужденный отказ от перелета. Деньги за билет не пропадут.
Есть и другие причины вынужденного отказа — они действуют независимо от пандемии.
Но если рейс не отменили, а пассажир сам не захотел лететь, это уже добровольный отказ. Деньги будут возвращать с учетом тарифа и условий авиакомпании.
Если хочется забрать деньги раньше трех лет
Эти правила не запрещают перевозчикам возвращать пассажирам деньги раньше, чем пройдут три года с даты отмененного рейса. Авиакомпании могут пойти навстречу или предложить свой вариант — например возврат денег с комиссией даже в том случае, если внутренний рейс не отменили, но пассажир просто не хочет лететь.
Узнать условия конкретной авиакомпании можно на сайте. Или звоните, пишите и договаривайтесь напрямую.
На самом деле некоторые авиакомпании еще до этого постановления отказывались возвращать деньги или меняли билеты на ваучеры. Но нужен был документ, который узаконит такую практику и позволит перевозчикам избежать судов, дополнительных расходов и внезапных взысканий в тот период, когда все и так плохо. Теперь такой документ есть. А все послабления — на усмотрение самих авиакомпаний.
Если договор заключен после 1 мая 2020 года
Специальные правила действуют только для тех билетов, что куплены до 1 мая 2020 года. Если билет купили позже, действуют обычные правила возврата с учетом тарифов авиакомпании. Но вынужденные отказы при этом никто не отменял, они действуют и без коронавируса.
Авиакомпании предлагают обмен билетов на ваучеры и сертификаты и после 1 мая. Правила нужно искать на сайтах перевозчиков.
А можно я полечу куда-нибудь, выдам а/к гарантийное письмо, мол, обязываюсь вернуть стоимость билета + 4.5% годовых через три года, может быть?
Александра, или банку выдайте, что ипотеку «чесслово» начнёте гасить через 3 года
Екатерина, к сожалению, уже не впервые читаю от вас неполные комментарии. Навскидку:
1) По какой такой ключевой ставке Банка России начисляются проценты на сумму провозной платы, выраженную, например, в валюте евро и внесённую перевозчику в фунтах стерлингов?
2) Кто подаст заявление за умершего пассажира? Кто известит наследников умершего пассажира, не воспользовавшегося ваучером, о праве на наследование выданных перевозчику в качестве займа денежных средств?
3) Постановление рассчитано на то, что перевозчики торговали билетами исключительно среди граждан России, резидентов России, купивших билеты только через интернет и оплативших их исключительно банковскими карточками на сайте самого Аэрофлота. А ведь в качестве способов оплаты билетов Аэрофлота ранее фигурировали опции в виде прочих безналичных расчётов (включая расчёты платёжными поручениями, кредит банка-партнёра, рассрочка платежа под гарантию банка-партнёра, PayPal, ну и банальные расчёты наличными рублями, наличными долларами США, наличными гонконгскими долларами, наличными белорусскими рублями, ну и кучей прочих инвалют, какие принимались к оплате в раскиданных по всему миру офисах Аэрофлота.
5) Что с платежами юрлиц в качестве командировочных? За три года сотрудника могут уволить или он сам уйдёт. А ваучер останется ему в подарок. Как объяснять этот подарок налоговой, по какой статье расходов? А бывший сотрудников должен будет заплатить НДФЛ?
6) Как в 2023 году иностранный гражданин, проживающий в отдалённом селении вдали от пунктов собственных продаж авиаперевозчика должен личным присутствием подать заявление о том, что его банковская карточка истекла? А что, в России офисы авиаперевозчика для приёма заявлений от граждан есть в каждом Подзапупинске? На карту Красноярского края или Якутии например, в правительстве посмотреть не могли, прежде чем прописывать требование личного присутствия?
7) По билетам, купленным до 1 мая, если я правильно понял, перевозчик теперь может вместо перевозки утренним рейсом в Сочи предложить место на ночном в Краснодар? А я если я не согласен, то вернуть деньги через три года? Какие, однако, возможности для овербукинга. Можно смело снимать с рейса всех, кто купил билеты до 1 мая, и продавать их места заново.
Как получить компенсацию за задержанный рейс
Рейс задержали. Что делать?
В России отмена рейсов затрагивает в среднем более тысячи пассажиров каждый день. Такие данные привел AirHelp. Всего же отмена авиарейсов в 2020 году коснулась почти 360 000 россиян. То есть проблема достаточно частая, и столкнуться с ней может любой пассажир. Юристы советуют сразу, как только в аэропорту объявили о задержке, обращаться к работнику авиакомпании за разъяснениями. Сотрудник обязан сообщить причину задержки или отмены рейса, примерное время отправления, если рейс задержан, и держать в курсе всех изменений.
п. 99 Федеральных авиационных правил
Пассажир задержанного рейса может рассчитывать и на денежную выплату. У него есть два пути: отказаться от перелета и вернуть стоимость неиспользованной части билета или требовать компенсации убытков, штрафа и морального вреда.
В большинстве случаев вопрос с возвратом стоимости билета решается оперативно, авиакомпания одобряет сумму и отправляет ее на счет пассажира.
Елена Соплина, ведущий юрист INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) Федеральный рейтинг. группа Цифровая экономика группа Интеллектуальная собственность (включая споры) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) 13 место По количеству юристов 25 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 36 место По выручке Профайл компании ×
Получить компенсацию
Сложнее обстоят дела с получением компенсации убытков, штрафа и морального вреда, считает Соплина. Как и в случае с возвратом стоимости билета, сначала нужно обратиться в авиакомпанию. Досудебный порядок обязателен, без него исковое заявление могут вернуть или оставить без рассмотрения.
Куликов говорит, что многие авиакомпании платят на стадии претензии, хотя некоторые отказывают, даже когда виноваты: «Они надеются, что пассажир не пойдет в суд». Присяжнюк полагает, что до суда в основном доходят дела, в которых авиаперевозчик, скорее всего, выиграет.
Разный размер компенсации
Размер компенсации будет зависеть о того, какой это был перелет: внутренний или международный. В первом случае применяются нормы Воздушного кодекса, во втором – Монреальская конвенция; в апреле 2017 года Россия ратифицировала ее положения, и с этого времени российские авиапассажиры международных рейсов получили усиленную защиту. Свое регулирование есть и на территории Евросоюза.
Порядок взыскания для международных и внутренних рейсов не имеет принципиальных отличий, считает Туренко. Разве что может понадобиться составить претензию на национальном языке перевозчика.
Если говорить о положениях российских и европейских норм, то они во многом похожи. Ст. 5 кодекса ЕС и ст. 794 ГК, ст. 795 ГК указывают, что авиакомпания виновата в задержке рейса, если:
Присяжнюк продолжает, что национальное и международное право созвучны и в вопросе освобождения перевозчика от ответственности перед пассажиром. Так, по общему правилу, перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что задержка рейса была вызвана обстоятельствами непреодолимой силы (ст. 19 Монреальской конвенции, ст. 401 ГК, ст. 120 ВК).
Обстоятельство непреодолимой силы – это чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство.
Это обстоятельства, которые перевозчик никак не мог предусмотреть и которые от него не зависят. Например, стихийные бедствия или погодные условия, войны и забастовки, ограничения перелетов по инициативе государства. Закрытие границ из-за пандемии – это тоже обстоятельство непреодолимой силы.
Практика в пользу авиаперевозчиков
Чрезвычайные и непреодолимые обстоятельства исключают ответственность за задержку рейса. Так, по делу № 2-188/2017 пассажир авиакомпании «Сибирь» пытался взыскать с перевозчика почти 32 000 руб. (материальный ущерб, компенсация морального вреда и штраф за просрочку доставки пассажира). Свои требования он объяснял тем, что вылет самолета задержался почти на девять часов. Из-за этого он опоздал на другой рейс, который должен был доставить его на отдых. В итоге в отель он приехал только спустя сутки и вместо семи дней смог отдохнуть всего шесть. Авиаперевозчик утверждал, что вылет отложился из-за плохих погодных условий. Автозаводский райсуд г. Нижнего Новгорода пришел к выводу, что «неблагоприятные метеорологические условия» – это обстоятельства непреодолимой силы. Первая инстанция решила, что в таком случае перевозчик освобождается от ответственности. В удовлетворении иска пассажира суд отказал. Решение «засилила» и апелляция.
Хотя туман или сильный ветер – серьезные аргументы для судов, опускать руки не стоит, считает Соплина. Истцу она рекомендует выяснить погодные минимумы для конкретного экипажа, самолета и даже аэродрома (у всех свои).
Соплина говорит, что авиаперевозчики во избежание ответственности часто ссылаются в суде и на технические акты, якобы подтверждающие неисправность воздушного судна в день задержки рейса. Но техническая неисправность может произойти и по вине перевозчика, к примеру, несвоевременное прохождение технического осмотра судна. Поэтому пассажиру следует внимательно изучать представленные доказательства, в случае необходимости привлекать специалистов или экспертов, уверена Соплина.
Практика в пользу пассажира
Вылет по маршруту Омск-Москва задержался, из-за этого один из пассажиров опоздал на стыковочный рейс до Бордо (Франция). Ему пришлось покупать новые билеты. Убытки (46 000 руб.), компенсацию морального вреда (25 000 руб.), неустойку (177 000 руб.) и штраф он попытался взыскать с «Уральских Авиалиний». Перевозчик настаивал, что рейс задержали, потому что самолет поздно прибыл с предыдущего рейса и на нем устраняли неисправность – снижение уровня гидрожидкости. Но суд отверг эти аргументы: ответчик не доказал, что поломка была серьезной и могла угрожать жизни и здоровью людей. В итоге с авиакомпании в пользу клиента взыскали почти 84 000 руб., в том числе стоимость новых билетов (дело № 2-391/2020, решение вступило в силу).
К похожему выводу пришел Верховный суд Татарстана по делу № 33-6809/2015. Он указал, что суду не представлено бесспорных доказательств технической неисправности самолета и отмены рейса по этой причине. Саратовский областной суд, рассматривая дело № 33-8479/2015, пришел к выводу, что техническую неисправность воздушного судна нельзя отнести к обстоятельствам непреодолимой силы.
Опытом взыскания компенсации по регламенту ЕС поделился юрист Владимир Мамонтов. В деле № 33-37248/2018 ему удалось отсудить с авиакомпании € 1 600. В 2017 году Мамонтов купил путевку в Грецию на четырех человек. В нее входил перелет из Москвы в Ираклион и обратно. Но в связи с поздним прибытием самолета обратный рейс задержали почти на семь часов. Тогда Мамонтов обратился к ООО «Северный ветер» с претензией: он просил выплатить каждому из пассажиров по €400 (согласно регламенту ЕС за задержку при перелетах на расстояние более 1 400 км в одну сторону). Авиакомпания предложила только компенсацию в размере 175 рублей на каждого пассажира (в соответствии с Воздушным кодексом). А вот суд решил, что семье все-таки положены выплаты по регламенту ЕС. Но в таком случае не подлежат применению нормы закона о защите прав потребителей, то есть нельзя рассчитывать еще на неустойку, штраф и компенсацию морального вреда. Останкинский районный суд Москвы взыскал в пользу каждого члена семьи € 400. Апелляция это решение оставила без изменения.
Подобные споры – редкость, говорит Туренко. По ее словам, практика взыскания компенсации, предусмотренной регламентом ЕС, находится только на стадии формирования. Это касается и выплат компенсаций за задержку международных рейсов.
Пассажиры не обращаются в суды за компенсацией массово, потому нет ничего удивительного в том, что за три с небольшим года (Россия в 2017 году ратифицировала Монреальскую конвенцию) судебная практика лишь начинает формироваться и не является обширной.
Ольга Туренко, адвокат Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Уголовное право ×
В целом Туренко признает, что вероятность получить деньги за задержку рейса невелика. Но удачные примеры на практике все же встречаются. Соплина в таких спорах советует уточнить, почему не был предоставлен резервный самолет, осуществляли ли во время задержки рейса взлет и посадку другие воздушные судна, был ли открыт аэродром на прием и отправление самолетов.
Татьяна Мацукова, юрист ЮК Юридическая компания «Генезис» Юридическая компания «Генезис» Региональный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство ×