если высшая законодательная власть в государстве принадлежит выборному органу страны то такая форма
Форма правления государства
Под формой правления понимается структура и статус высших органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство), а также порядок взаимоотношений между ними. По формам правления государства делятся на монархии и республики.
Большинство монархий ограниченные, конституционные (Великобритания, Бельгия, Норвегия, Дания, Испания, Япония и др.). В них полномочия монарха строго ограничены законодательными системами. Монарх не участвуют в законодательной деятельности, законы принимаются парламентом, правом вето, где оно существует, монархи практически не пользуются. Правительство образуется на основе парламентского большинства и несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Оно осуществляет реальное управление страной.
Институт монархии во многих странах (особенно европейских) сохраняется потому, что олицетворяет единство нации и незыблемость ее политической системы. Монархии обеспечивают преемственность в политическом развитии, являются охранителями традиций.
В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на три разновидности: парламентская, президентская и смешанная.
Правительство обладает исполнительной властью, нередко законодательной инициативой, а также правом ходатайствовать перед президентом о роспуске парламента. В большинстве стран членство в правительстве совместимо с сохранением депутатского мандата. Это позволяет привлекать в правительство не только лидеров правящих партий, но и наиболее влиятельных представителей парламентского большинства. Тем самым обеспечивается контроль над парламентом и массовая партийная поддержка.
Парламентские республики существуют в таких, например, странах, как Италия, Германия, Греция, Швейцария, Индия и Австралия. Они отличаются частой сменой правительств и внеочередными парламентскими выборами.
В президентской республике глава государства одновременно выступает и в качестве главы правительства. Чаще всего он избирается непосредственно народом, руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим. Сам (а в США с одобрения сената) назначает членов кабинета министров, которые ответственны только перед ним.
Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек, противовесов и взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент обычно обладает правом вето на решения парламента. Для успешного выполнения своих обязанностей президент и парламент должны наладить взаимодействие, даже если оба института контролируются различными партиями.
Впервые президентская республика как форма правления была введена в США на основе Конституции 1787 года. В Западной Европе она не получила распространения. В странах же с длительными авторитарными традициями (в Латинской Америке, Азии, Африке) эта форма правления нередко трансформируется в «суперпрезидентскую республику» с полудиктаторскими полномочиями у президентов.
С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).
Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентской и президентской.
К числу таких стран, по мнению большинства ученых, относится и Российская Федерация. Полупрезидентская (смешанного типа) республика в России характеризуется наличием сильной президентской власти при сохранении некоторых типичных признаков парламентской республики.
Конституция России предусматривает, что Президент России формирует Правительство и решает вопрос о его отставке (ч.2 ст.117). Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства (ч.1 ст.111) и вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии (ч.3 ст.117). Однако, в случае трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст.111). Также когда Президент не согласен с решением Государственной Думы о вотуме недоверия Правительству, если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ч.3 ст.117).
Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после её избрания (ч.3 ст.109), в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (ч.5 ст. 109), а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч.4 ст.109).
Президент Российской Федерации может быть отрешён от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
В 2008 году в Конституцию России была внесена поправка, усилившая подотчётность правительства парламенту. Согласно ей Правительство России обязано представлять Государственной Думе отчёты о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.
Дата публикации: 13.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.
Основные формы правления
10 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Определение формы правления
Прежде чем мы узнаем, какие бывают формы правления, рассмотрим основные определения из школьной программы по обществознанию.
Форма государства — это устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.
У государства есть три измерения, которые определяют его сущность: форма правления, тип государственного устройства и вид политического режима.
Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением и степень участия населения в их формировании.
Формы власти показывают:
В современном мире каждое государство отличается набором специфических черт и характеристик, которые сложились в процессе его исторической эволюции, под влиянием природных факторов, особенностей социально-экономического развития, религии и пр.
Из многообразия форм государственного правления на уроках обществознания обсуждают две основные — монархию и республику. Рассмотрим эти виды правления.
Монархия
Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру) и обычно передается по наследству.
Монархия — одна из самых древних форм правления. Самой ранней формой монархии была деспотия. При деспотии вся верховная государственная власть сконцентрирована в руках у абсолютного правителя или узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных. Классическими деспотиями были государства Древнего Востока: Древний Египет, Индия, Китай, Ассирия, Вавилон, Персия. Также деспотической была власть в Золотой Орде, государстве Великих Моголов в Индии и Османской империи.
Параллельно шло развитие теократических представлений о природе монархии. В теократической традиции правитель (монарх) мыслился как живой бог или наместник бога. В разное время элементы теократической монархии можно было встретить в Древнем Египте, Китае, античной Греции (Александр Македонский), Римской империи (начиная с династии Августов). Более поздней формой теократии считают власть Папы Римского.
На теократическую традицию опирались и византийская автократия, и московское самодержавие. Самодержавие возникло в России в связи с принятием великим князем Иваном III титула «Государь Всея Руси» после его женитьбы на племяннице последнего византийского императора Константина XI, Софье Палеолог. А с обретением полной независимости от ханов Золотой Орды Иван III в дипломатической переписке с главами других государств начинает именовать себя царем и самодержцем.
На рубеже XVI−XVII вв. в Европе сложилось представление об абсолютной монархии, под которой понимали такую форму правления, при которой юридически и фактически вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти концентрировалась в руках монарха, за которым признавалось право лучше всех разбираться в этих вопросах. Классический образец абсолютной монархии того времени: Франция во времена Людовика XIV («короля-солнца»).
Далее появилась идея просвещенной монархии, или просвещенного абсолютизма. Теория просвещенного абсолютизма заключалась в идее светского государства, то есть в стремлении поставить выше всего центральную власть. Просвещенный абсолютизм внес новое понимание государства, которое наложило обязанности на государственную власть, пользующуюся правами. То есть монарх стал пониматься не просто как единоличный властитель государства, а как наиболее образованный представитель своей страны, который должен всестороннее заботиться о благе своих подданных и процветании своего государства.
Современные монархии разделяют на два вида — абсолютные и конституционные.
Абсолютные монархии отличаются всевластием главы государства, не ограниченного конституционными учреждениями. Монарх соединяет в себе функции главы государства и правительства, главнокомандующего вооруженными силами и верховного судьи. Также он назначает правительство и другие органы власти, которые ответственны лишь перед ним как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом при правителе (царе, короле и пр.). В редких случаях монарх выполняет и функции духовного главы. Примеры современных абсолютных монархий: Саудовская Аравия, Бруней, Катар, Оман, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), отчасти княжество Лихтенштейн, Ватикан.
В конституционных монархиях полномочия главы государства строго лимитированы. Реальная законодательная власть в таком государстве принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. По степени ограничения конституционные монархии бывают дуалистическими и парламентскими.
Дуалистическая монархия — конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширную власть. Он обладает правами назначения и смещения кабинета министров, абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента, а также выполняет ряд представительных и внешнеполитических функций. Примеры: Иордания, Марокко, Свазиленд, отчасти королевство Бутан, где присутствуют также и черты абсолютной монархии.
Парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции номинально. При парламентарной монархии власть монарха не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена в сфере управления. Законы принимает парламент, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. Он же назначает правительство, которое перед ним ответственно. В отдельных случаях (в Великобритании, Бельгии, Нидерландах и др.) у монарха остаются определенные полномочия, как, например, право вето на законодательные акты парламента, но на практике оно давно нигде не применялось. По сути, монарх выполняет чисто представительские функции.
Примеры: все европейские монархии, за исключением Лихтенштейна и Ватикана. Наиболее известные — Великобритания, Испания, Швеция, Дания, Норвегия, Нидерланды и др. В Азии — Бахрейн, Камбоджа, Кувейт, Таиланд, Япония и с некоторыми оговорками Малайзия. В Африке — Лесото.
Виды монархий | Основные черты |
Абсолютная (неограниченная) | Все ветви власти — судебная, законодательная и исполнительная — находятся в руках одного человека: короля, султана, шаха, императора, царя и пр. Власть передается по наследству по праву крови. Чаще всего существует строгий регламент наследования, во избежание распрей между претендентами. Расцвет абсолютных монархий пришелся на период рабовладения и феодализма. В наши дни абсолютная монархия сохранилась в ОАЭ, Кувейте, Омане, Катаре и др. |
Конституционная | Власть одного лица ограничена законом государства, чаще всего Конституцией. Такой вид монархии подразделяется на дуалистическую и парламентскую. |
Дуалистическая | Монарх стоит во главе исполнительной власти и может влиять на судебные решения и законотворчество. Параллельно с монархией в государстве часто существуют относительно независимые судебные и законодательные органы. Монарх имеет право распустить парламент, либо наложить вето на принимаемые законы. В наши дни она существует в Иордании и Марокко. |
Парламентская | Монарх является частично формальным символом государства, данью традициям. Основная власть принадлежит избранным народом органам (парламенту). В государствах с такой формой правления соблюдается принцип разделения властей. Иногда монарх может наложить вето или резолюцию на некоторые законы, но реальной властью он не обладает. Такая форма правления в наши дни представлена в Японии, Дании, Великобритании. |
Основные виды монархий и их признаки
Линии сравнения | Абсолютная (неограниченная) | Дуалистическая | Ограниченная (парламентская, конституционная) |
Принадлежность законодательной власти | Монарх | Разделена между монархом и парламентом | Парламент |
Осуществление исполнительной власти | Монарх | Формально — монарх, фактически — правительство | |
Назначение главы правительства | Монарх | Формально — монарх, но с учетом парламентских выборов | |
Ответственность правительства | Перед монархом | Перед парламентом | |
Право роспуска парламента | — (парламент отсутствует) | У монарха (неограниченное) | У монарха (по рекомендации правительства) |
Право вето монарха на решения парламента | — | Абсолютное вето | Предусмотрено, но не используется |
Чрезвычайно-указное законодательство монарха | Неограниченное (указ монарха имеет силу закона) | Только в период между сессиями парламента | Предусмотрено, но не используется |
Современные государства | Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия | Иордания, Марокко, Непал | Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Япония |
Республика
Республика — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, которые избираются населением (или государственными органами) на определенный срок.
Есть две основные формы республики: президентская и парламентская. Еще существуют смешанные (полупрезидентские) республики.
Президентская республика — президент наделен очень большой властью: он совмещает функции главы государства и главы правительства, формирует правительство. Президента избирают все граждане через прямое голосование (пример — США, страны Латинской Америки).
Парламентская республика — ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент. Именно парламент формирует правительство, которое обязано перед ним отчитываться (пример — Индия, Италия, ФРГ, Швейцария).
Смешанная республика — власть президента значительна, но формирование правительства происходит с участием парламента (пример — Австрия, Россия, Франция).
Контрольные работы по географии. 10 класс
Тесты итогового контроля по теме «Политическая карта мира»
1. Большее число стран мира относится к:
а) экономически развитым;
в) странам с переходной экономикой.
2. К экономически развитым странам относят:
б) Германию, США, Австралию;
в) Германию, США, Австралию, Южную Корею.
3. Установите соответствие:
1) типы развивающихся стран:
2) страны:
а) Тайвань, Гонконг, Сингапур;
в) Индия, Бразилия, Аргентина.
4. Форма правления, при которой власть в государстве принадлежит одному лицу и передается по наследству, называется:
5. Установите соответствие:
1) форма правления:
2) страны:
а) Франция, Италия, Португалия;
б) Япония, Греция, Испания;
в) Великобритания, Бельгия, Нидерланды.
6. Большинство монархий на современной политической карте мира сосредоточено:
в) в Латинской Америке.
7. Большинство стран мира на политической карте по форме правления относятся:
8. К федеративным государствам относятся:
б) Германия и Франция;
в) Германия, Франция, Украина.
9. Установите соответствие:
1) типы международно-признанных стран:
б) не признанные ООН;
2) страны:
а) Западная Сахара, Восточный Тимор;
б) Западное Самоа, Северная Корея.
10. Причины современного колониализма:
а) колониальное прошлое самих стран;
б) сепаратизм территорий;
в) нерешенность национального вопроса.
1. Политическая карта мира:
а) окончательно сформирована;
б) продолжает формироваться.
2. К экономически развитым странам относят:
б) США, Японию, Канаду;
в) США, Японию, Канаду, Нидерланды.
3. Количество развитых стран превышает количество развивающихся стран:
б) в Европе и Северной Америке;
в) в Европе, Северной Америке и Азии.
4. Установите соответствие:
1) типы развивающихся стран:
а) экспортеры нефти;
б) новые индустриальные;
2) страны:
а) Египет, Бразилия, Нигерия;
б) Кувейт, Катар, Бруней;
в) Республика Корея, Сингапур.
5. Большинство новых индустриальных стран располагается:
б) в Юго-Восточной Азии;
6. Если высшая законодательная власть в государстве принадлежит выборному органу страны, то такая форма правления называется:
7. Установите соответствие:
1) форма правления:
2) страны:
а) Испания, Япония, Бельгия;
б) Марокко, Франция, Непал;
в) Гвинея, Либерия, Турция.
8. К абсолютным монархиям относятся:
а) Саудовская Аравия;
б) Саудовская Аравия и Таиланд;
в) Саудовская Аравия, Таиланд и Марокко.
9. К унитарным государствам относятся:
в) Италия, Франция, Япония.
10. Установите соответствие:
1) типы международно-признанных стран:
Контрольные работы по географии. 10 класс (4 стр.)
По формам административно-территориального устройства страны делятся на:
1) унитарные государства с единой законодательной и исполнительной властью – это Великобритания, Италия, Япония, Франция, Болгария, Алжир, Колумбия и др.;
2) федеративные государства, где наряду с едиными законами есть отдельные самоуправляющие единицы (области, штаты, республики) – это Россия, США, Германия, Индия, Нигерия и др. (всего 22 государства);
3) конфедерации (особая форма федеративного государства) – Швейцария, которая представляет собой союз 23 независимых кантонов (районов).
Тесты итогового контроля по теме «Политическая карта мира»
1. Большее число стран мира относится к:
а) экономически развитым;
в) странам с переходной экономикой.
2. К экономически развитым странам относят:
б) Германию, США, Австралию;
в) Германию, США, Австралию, Южную Корею.
3. Установите соответствие:
1) типы развивающихся стран:
2) страны:
а) Тайвань, Гонконг, Сингапур;
в) Индия, Бразилия, Аргентина.
4. Форма правления, при которой власть в государстве принадлежит одному лицу и передается по наследству, называется:
5. Установите соответствие:
1) форма правления:
2) страны:
а) Франция, Италия, Португалия;
б) Япония, Греция, Испания;
в) Великобритания, Бельгия, Нидерланды.
6. Большинство монархий на современной политической карте мира сосредоточено:
в) в Латинской Америке.
7. Большинство стран мира на политической карте по форме правления относятся:
8. К федеративным государствам относятся:
б) Германия и Франция;
в) Германия, Франция, Украина.
9. Установите соответствие:
1) типы международно-признанных стран:
б) не признанные ООН;
2) страны:
а) Западная Сахара, Восточный Тимор;
б) Западное Самоа, Северная Корея.
10. Причины современного колониализма:
а) колониальное прошлое самих стран;
б) сепаратизм территорий;
в) нерешенность национального вопроса.
1. Политическая карта мира:
а) окончательно сформирована;
б) продолжает формироваться.
2. К экономически развитым странам относят:
б) США, Японию, Канаду;
в) США, Японию, Канаду, Нидерланды.
3. Количество развитых стран превышает количество развивающихся стран:
б) в Европе и Северной Америке;
в) в Европе, Северной Америке и Азии.
4. Установите соответствие:
1) типы развивающихся стран:
а) экспортеры нефти;
б) новые индустриальные;
2) страны:
а) Египет, Бразилия, Нигерия;
б) Кувейт, Катар, Бруней;
в) Республика Корея, Сингапур.
5. Большинство новых индустриальных стран располагается:
б) в Юго-Восточной Азии;
6. Если высшая законодательная власть в государстве принадлежит выборному органу страны, то такая форма правления называется:
7. Установите соответствие:
1) форма правления:
2) страны:
а) Испания, Япония, Бельгия;
б) Марокко, Франция, Непал;
в) Гвинея, Либерия, Турция.
8. К абсолютным монархиям относятся:
а) Саудовская Аравия;
б) Саудовская Аравия и Таиланд;
в) Саудовская Аравия, Таиланд и Марокко.
9. К унитарным государствам относятся:
в) Италия, Франция, Япония.
10. Установите соответствие:
1) типы международно-признанных стран:
б) не признанные ООН;
2) страны:
а) Северный Кипр, Южная Осетия;
б) Южная Корея, Босния и Герцеговина.
Контрольная работа 2 Мировые природные ресурсы и окружающая среда
Вариант I
Классификация природных ресурсов
1. По происхождению:
1) полезные ископаемые (минеральные ресурсы);
4) земельные (почвенные);
6) ресурсы Мирового океана.
2. По исчерпаемости:
а) невозобновимые (минеральные, руды металлов, соль, сера, и т. д.);
б) возобновимые (земля, вода, воздух, почвенные, гидроэнергетические);
2) неисчерпаемые (энергия солнца, ветра, геотермальная, морских приливов, отливов и течений).
1) природные ресурсы для промышленности:
в) химическое и прочее сырье (для получения стройматериалов);
2) для сельского хозяйства:
Для отдыха и туризма: рекреационные ресурсы.
Природные ресурсы – это совокупность объектов, пригодных для использования человеком.
Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается либо количеством лет, на которое должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения. На показатель ресурсообеспеченности влияют:
1) богатство или бедность территории природными ресурсами;
2) масштабы их извлечения (потребления).
Географическое ресурсообеспечение изучает размещение и структуру отдельных видов природных ресурсов и их комплексов, вопросы их охраны, воспроизводства, экологической оценки, рационального использования. Существует концепция природно-ресурсного потенциала (ПРП) ресурсных циклов.
ПРП территории – это совокупность ее природных ресурсов, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности с учетом научно-технического потенциала. ПРП характеризуется 2-мя главными показателями:
2) структурой минерально-сырьевого, земельного, водного потенциалов.
Россия, США, Китай, Индия, Бразилия, Австралия – государства, обеспеченные практически всеми природными ресурсами.
Поиски полезных ископаемых в 2-х направлениях: «вширь» и «вглубь»
В связи с интенсивным использованием природных ресурсов практически всеми странами мира в последние 50 лет и их истощением в ряде стран ведутся активные поисковые геологоразведочные работы и «вширь», и «вглубь». Такие работы ведутся в Канаде, США, России, Австралии, Китае, Норвегии. Например, в поисках нефти, газа вышли на морской прибрежный шельф в Норвегии, в России (на Сахалине, Кольском полуострове). В США и России (в СССР) уже несколько десятилетий ведутся работы по бурению экспериментальных сверхглубоких скважин с глубиной поиска до 10 тыс. м. Такие работы весьма дорогостоящи и требуют высокотехнического оборудования. В США одна такая скважина вышла на раскаленную массу (магму, аналогичную вулканической). В России, после распада СССР, работа по бурению сверхглубоких скважин приостановлена на уровне 6000–8000 м из-за недостаточного финансирования. Сегодня поиски идут в основном «вширь» – в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, а также в Поволжье в небольших объемах.
В настоящее время в Мексиканском заливе действуют 57 скважин по добыче нефти и газа, в Северном море – 37, в Персидском заливе – 21, в Гвинейском – 15. В 2003 г. США начали поисковые геологоразведочные работы в Антарктиде.