есть ли существенные отличия между конкурсами на получение субсидий и грантов для со нко
Гранты НКО: виды грантов и как получить грант
Что такое грант
Грант – безвозмездная помощь юридическим и физическим лицам для реализации некоммерческих проектов. Грант выдается в виде денег или материального имущества. Средства расходуются на исследовательские, научные, опытно-конструкторские работы, образование, лечение и другие задачи. По итогу получатели гранта составляют отчёт о расходовании средств.
Особенности передачи ресурсов по гранту – безвозмездность и целевой характер субсидии.
Проекты, получившие грант, имеют общественную значимость.
При помощи грантов поддерживаются социальные инициативы, благотворительные фонды, проекты в области науки, обучения.
Система распределения грантов помогает некоммерческим ассоциациям, которые не финансируются государством. Это развивает экономику.
Часто основным или даже единственным источником дохода некоммерческой организации становится субсидирование грантами. При помощи грантов НКО покрывает расходы по аренде и содержанию помещения и техники, оплаты труда сотрудников.
Кто может получить грант
Грант может получить на конкурсной основе тот, кто занимается:
отстаиванием прав и интересов граждан
работой в области искусства, непрофессиональной физкультуры и спорта
социальной, культурной или издательской работой
управленческой или другой деятельностью
Виды грантов
В зависимости от периодичности проведения конкурсов гранты бывают:
Благотворительные фонды проводят конкурсы по размещению грантов самостоятельно. Для финансирования крупных проектов фонды объединяются.
Гранты подразделяются на:
В законах перечислены виды грантов:
Виды грантодателей
Виды фондов, выдающих средства на реализацию грантов:
По региональному признаку фонды делятся на:
Отдельная категория – президентские гранты. Заявка в фонд заполняется по специальной форме, бюджет проекта и статьи расходов экономически обосновываются, а проект имеет социальную важность. Средства гранта размещаются после оценки проекта специальным экспертным советом.
Выбор фонда
Чтобы получить грант, нужно выбрать подходящий фонд: от этого зависит утверждение проекта. При выборе фонда учитывайте:
Подбирайте фонд, близкий по характеру работы, требованиям, целям и задачам данному НКО. Фонды-грантодатели финансируют проекты в соответствии с приоритетными направлениями деятельности.
Составление заявки для получения гранта
У фондов есть установленные формы заявлений для получения гранта, которые могут отличаться.
Заявление для получения гранта должно содержать:
После оформления заявки перечитайте и проверьте информацию на соответствие рекомендациям грантодателя, а затем отправляйте в фонд.
Критерии оценки заявок
Заявления на получение гранта рассматриваются фондами на конкурсной основе. Учитывается убедительность обоснования проекта, адекватность расходных статей, уровень подготовки участника, срок действия результата и др. Грантополучатель отчитывается и предъявляет объективные результаты по предыдущим проектам (финансовая и статистическая отчетность, публикации научных работ и исследований).
Параметры оценки заявок:
соответствие задач, идей и целей некоммерческого проекта приоритетным направлениям и требованиям фонда;
важность решаемых проектом задач, актуальность для общественности;
экономическая оправданность вложений, обоснованность предлагаемых действий для достижения результата;
авторитет некоммерческой организации, направившей заявку;
общественная полезность результата проекта;
размер собственных вложений НКО и других организаций.
Отчетность по гранту
Некоммерческие организации отчитываются перед фондами об использовании полученных по гранту денежных средств. Фондам важно, чтобы предоставленные средства имели целевое расходование и соблюдался бюджет проекта. От правильности и честности отчета зависит репутация НКО и возможность дальнейшего получения грантов.
После утверждения проекта между НКО и фондом подписывается договор. В нем прописываются:
детали безвозмездной передачи ресурсов,
отчетность (форма и состав документов),
сроки передачи документов,
даты аудиторских проверок НКО (если сумма гранта крупная и возникла такая необходимость).
У некоторых фондов есть готовые формы отчетности, которой необходимо строго придерживаться. Важно учитывать все требования грантодателя, чтобы избежать проблем и затруднений в дальнейшем. Чтобы ничего не упустить из виду и составлять документы быстро и правильно, ведите учет в специализированных программах. Предоставляйте отчетность в полной мере и вовремя, сохраняйте репутацию и выигрывайте следующие гранты.
Отчет о целевом использовании средств фонда состоит из содержательной и финансовой частей.
Финансовая отчетность
Финансовую отчетность готовит бухгалтер некоммерческой организации, который был указан в заявке на грант. Финансовая часть рассказывает о выполнении сметы, указанной в заявке на получение гранта. Финансовый отчет формируется в соответствии с законодательством, бухгалтеру грантополучателя необходимо знать специфику работы с такими формами документов.
К финансовому отчету прилагаются:
заверенные копии платежных документов, подтверждающие реальные расходы;
основания расходных документов: товарные накладные, акты выполненных работ, платежные ведомости и т.д.;
другие бухгалтерские документы, подтверждающие законность расходных операций;
перечень всех предоставленных документов и копий.
Содержательная часть отчета
Содержательная отчетность составляется руководителем проекта или некоммерческой организации. Отчет содержит:
справочные сведения о проекте – цель, задачи, сроки выполнения, место проведения проекта;
состав участников, в том числе информация о других организациях, участвовавших в исполнении проекта;
отчет по выполненным мероприятиям: фотографии, цитаты выступлений, видео и аудиозаписи, стенограммы, упоминания в СМИ, сообщения в печатных и электронных новостных изданиях, ссылки на записи выступлений на радио или телевидении, экземпляр книги или ее верстку (в случае реализации издательского проекта), публикации в научных журналах;
итоги реализации проекта;
предложения и рекомендации;
другая информация, запрашиваемая грантодателем.
Отчетность об использовании гранта предоставляется в бумажном и электронном виде в сроки, утвержденные договором гранта. Фонд может потребовать дополнительную информацию, чтобы удостовериться в целевом освоении полученных средств.
После проверки отчетности НКО о целевом использовании предоставленной субсидии фонд утверждает отчет. Теперь некоммерческая организация может подавать заявку на получение нового гранта.
Дата обновления материала: июнь 2021.
Вам также может быть интересно:
Есть ли существенные отличия между конкурсами на получение субсидий и грантов для со нко
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Минфина России от 13 июля 2020 г. N 09-04-05/60828 Об особенностях предоставления субсидий негосударственным некоммерческим организациям
Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с подпунктом «б» подпункта 1.3 пункта 1 раздела I протокола заседания Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере от 12 марта 2020 года N 2 сообщает следующее.
гранты в форме субсидий в соответствии с пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 219 Бюджетного кодекса получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Поскольку бюджет субъекта Российской Федерации составляется и утверждается сроком на три года (пункт 4 статьи 169 Бюджетного кодекса), лимиты бюджетных обязательств утверждаются по главным распорядителям бюджетных средств также на трехлетний период.
Учитывая изложенное, бюджетное законодательство Российской Федерации позволяет при формировании бюджета субъекта Российской Федерации предусматривать бюджетные ассигнования на предоставление некоммерческим организациям субсидий в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса на весь срок формирования бюджета и, соответственно, заключать соглашения о предоставлении таких субсидий на три года в пределах доведённых до соответствующего получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств на указанные цели.
Порядок определения объема и предоставления субсидий в соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или нормативными правовыми актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (абзац третий пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса).
Положениями Общих требований N 541 не установлено требование о включении в нормативные правовые акты, определяющие порядок предоставления в соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, положений о составе затрат получателя субсидии.
В нормативные правовые акты, определяющие порядок предоставления грантов в форме субсидий в соответствии с пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса из бюджета субъекта Российской Федерации, согласно нормам подпункта «л» пункта 7 Общих требований N 322, положения о перечне затрат, на финансовое обеспечение (возмещение) которых предоставляется грант, включаются при необходимости.
Оказание услуг в социальной сфере осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими стандарт (порядок) оказания таких услуг. При этом законодательством Российской Федерации определены органы государственной власти, осуществляющие контроль соблюдения таких стандартов (порядков). В этой связи закрепление в правовых актах перечня затрат, на финансовое обеспечение которых предоставляется субсидия (грант в форме субсидии), может не позволить достигнуть значения результата, определенного правовым актом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 69.2 Бюджетного кодекса государственное задание является невыполненным в случае недостижения (превышения допустимого (возможного) отклонения) показателей государственного задания, характеризующих объем оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также установленных показателей государственного задания, характеризующих качество оказываемых государственных (муниципальных) услуг.
Частью 17 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» установлено, что неиспользованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса, используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы, при достижении бюджетным учреждением показателей государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), характеризующих объем государственной (муниципальной) услуги (работы).
Аналогичные нормы предусмотрены в отношении автономных учреждений частью 3.15 статьи 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».
Таким образом, достижение бюджетным или автономным учреждением установленных государственным заданием показателей, характеризующих качество и (или) объем (содержание) оказания государственной услуги, подтвержденное отчетностью о выполнении государственного задания, предоставляемой учреждением органу государственной власти (государственному органу), осуществляющему в соответствии с законодательством Российской Федерации функции и полномочия учредителя учреждения, является фактом выполнения государственного задания.
Бюджетным законодательством Российской Федерации предусмотрено право бюджетного или автономного учреждения самостоятельно определять направления расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, а также перераспределять образовавшуюся сумму экономии по направлениям расходов в зависимости от потребности учреждения. При этом перераспределение учреждением образовавшейся экономии не должно влиять на достижение показателей, характеризующих качество и (или) объем оказываемых услуг (выполняемых работ), установленных в государственном задании.
Исходя из изложенного, решение о включении (невключении) в правовой акт положений о перечне затрат, на финансовое обеспечение которых предоставляется субсидия (грант в форме субсидии), является предметом компетенции органов власти субъектов Российской Федерации, из бюджета которого осуществляется предоставление субсидии (гранта в форме субсидии) некоммерческой организации в целях оказания услуг в социальной сфере.
Согласно положениям подпунктов «в» и «г» пункта 2 Общих требований N 541 нормативные правовые акты о предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса должны содержать требования к отчетности и требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления таких субсидий и ответственности за их нарушение, включающие меры ответственности за нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидий.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 6 Общих требований N 541 основанием применения положений об ответственности к получателю субсидии является нарушение им условий, установленных при предоставлении субсидии, выявленное по фактам проверок главным распорядителем как получателем бюджетных средств и уполномоченным органом государственного (муниципального) финансового контроля, а также недостижение результатов, показателей, установленных нормативным правовым актом о предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса. В указанных случаях в нормативный правовой акт о предоставлении субсидии включаются порядок и сроки возврата субсидий в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого предоставлена субсидия в соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса.
Аналогичные положения предусмотрены подпунктом «б» пункта 9 Общих требований N 322 в отношении предоставляемых некоммерческим организациям в соответствии с пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса грантов в форме субсидий.
Положениями Бюджетного кодекса не установлены требования о возврате в бюджет остатков субсидий (грантов в форме субсидии), предоставленных некоммерческой организации в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса.
В этой связи органы государственной власти субъектов Российской Федерации при наличии целесообразности вправе установить положения, определяющие возможность использования некоммерческими организациями полностью или частично остатков субсидий, предоставляемых в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса, на цели, ранее установленные условиями предоставления таких субсидий, в рамках нормативных правовых актов, определяющих порядок исполнения бюджета субъекта Российской Федерации.
Так, например, пунктами 27-34 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 года N 1496, установлены порядок и сроки, в соответствии с которыми главные распорядители средств федерального бюджета, предоставившие субсидии юридическим лицам на основании пунктов 2 и 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса, принимают решения об использовании полностью или частично остатков таких субсидий.
Вместе с тем, если при расчете объема субсидии (гранта в форме субсидии), предоставляемой в целях оказания некоммерческой организацией услуг в социальной сфере, применялись нормативные затраты, определённые органом государственной власти субъекта Российской Федерации, которые являются достаточными для оказания такой услуги в соответствии со стандартами оказания услуги в социальной сфере, принятие решения о возврате в бюджет субъекта Российской Федерации сложившихся остатков субсидий (грантов в форме субсидий) может демотивировать получателей субсидии (гранта в форме субсидий) к использованию оптимальных решений организации финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций, применению новых (инновационных) методов оказания услуг в социальной сфере, снижению затрат.
В части предмета контроля при проведении проверок исполнения соглашений на предоставление субсидий (грантов в форме субсидий) в целях финансового обеспечения оказания некоммерческими организациями услуг в социальной сфере сообщаем следующее.
Согласно положениям абзаца третьего пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса нормативные правовые акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, нормативные правовые акты уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации, определяющие порядок предоставления субсидий некоммерческим организациям в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса, должны содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.
Включение в нормативные правовые акты о предоставлении субсидий требований об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий предусмотрено подпунктом «г» пункта 2 Общих требований N 541 и подпунктом «д» пункта 2 Общих требований N 322.
Положениями пункта 1 статьи 265 Бюджетного кодекса предусмотрено, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в том числе в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также соблюдения условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
В соответствии с абзацем девятым пункта 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются юридические лица, в том числе некоммерческие организации, получающие средства из соответствующего бюджета, в том числе на основании договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета.
При этом согласно пункту 2 статьи 266.1 Бюджетного кодекса государственный (муниципальный) финансовый контроль в отношении указанных юридических лиц осуществляется в процессе проверки главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, получателей бюджетных средств, заключивших договоры (соглашения) о предоставлении средств из бюджета, или после ее окончания на основании результатов проведения проверки указанных участников бюджетного процесса.
В этой связи органы государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляют контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, к которым в том числе относятся нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принятые в соответствии с положениями пунктов 2 и 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса, а также положений договоров (соглашений) о предоставлении субсидий (грантов в форме субсидий), предусмотренных пунктами 2 и 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса, являющихся основанием для предоставления указанных средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации некоммерческим организациям.
В соответствии со статьей 3 Бюджетного кодекса под нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, понимаются в том числе нормативные правовые# органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принятые в соответствии с Бюджетным кодексом.
Нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 и 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса и устанавливающие порядок предоставления субсидий, грантов в форме субсидий некоммерческим организациям, относятся к правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения.
Обзор документа
Бюджетное законодательство позволяет при формировании бюджета региона предусматривать бюджетные ассигнования на предоставление некоммерческим организациям субсидий на весь срок формирования бюджета и, соответственно, заключать соглашения о предоставлении таких субсидий на три года в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Конкурс от Фонда президентских грантов
Некоммерческие организации с 1 сентября по 15 октября могут подать заявку на участие в конкурсе, который проводит Фонд президентских грантов. Победители получат субсидию на развитие.
Рассказываю, что нужно для участия в конкурсе.
Фонд президентских грантов организует конкурсы между неправительственными некоммерческими организациями (НКО) и распределяет денежные гранты между победителями. Деньги выделяет государство из федерального бюджета. Курирует работу фонда Сергей Кириенко — первый заместитель руководителя администрации президента.
Конкурсы среди НКО проводятся минимум два раза в год, и в этом году распределения денег больше не будет. Но с 1 сентября по 15 октября открыт прием заявок на следующий год. Кроме этого, заявку можно подать с 1 февраля по 15 марта 2021 года. Заканчивают принимать заявки в 23:30 по Москве 15 октября и 15 марта, к этому времени все участники должны предоставить необходимые документы. Опоздаете — документы не примут.
Сотрудники фонда рекомендуют отправить заявку заранее — минимум за семь дней до финальной даты. Тогда у конкурсантов остается время, чтобы поправить недочеты и отправить заявку повторно.
Конкурсантов делят на три группы: проекты суммой до 500 000 ₽, проекты суммой от 500 000 до 3 000 000 ₽ и проекты суммой от 3 000 000 до 10 000 000 ₽. В каждой группе определяют своих победителей, которые и получают грант на развитие проекта.
Победителей определяют независимые эксперты фонда — на каждый проект назначают минимум двух экспертов, они не знакомы между собой и никак не взаимодействуют. Эксперт оценивает проект по десяти критериям:
По каждому критерию эксперты начисляют от 0 до 10 баллов. Затем из оценок экспертов высчитывают среднее арифметическое — это и будет общий балл конкурсанта. У проектов с большей суммой баллов выше шанс получить грант.
Если мнения экспертов сильно разнятся, их работу проверяют специалисты фонда. Затем результаты оценок рассматриваются на совещании Координационного комитета и объединенного экспертного совета.
На заключительном этапе конкурса экспертный совет определяет проходной балл в каждой ценовой группе и составляет список победителей. Например, в предыдущем конкурсе на сумму проекта до 500 000 ₽ победили конкурсанты, набравшие больше 60 баллов; на сумму проекта от 500 000 ₽ и до 3 000 000 ₽ — 65 баллов.
Например, к участию допускаются организации, которые занимаются:
В конкурсе может участвовать организация, которая соответствует определенным критериям. О них рассказываю подробно.
Направление деятельности. Организация должна заниматься только теми направлениями, которые перечислены выше. Если организация развивает два направления — одно из которых социальное, а другое коммерческое — в конкурсе ей участвовать нельзя. Например, претендовать на президентский грант не может компания, которая помогает детям с ДЦП и продает постельное белье. Во-первых, продажи постельного белья нет в списке рабочих направлений. Во-вторых, продажа белья — это уже коммерческая деятельность, где главная цель — получить прибыль. Если у организации несколько направлений, то все они должны соответствовать списку.
В конкурсе на сумму больше 500 000 ₽ могут участвовать организации, зарегистрированные минимум за год до конца даты приемы заявок. В нашем случае предельный срок регистрации — 15 октября 2019 года.
Компании, у которых нет долгов, судов и все в порядке с видами деятельности, могут собирать необходимые документы и отправлять заявку на конкурс в Фонд президентских грантов.