естественно правовой подход к праву

Суть теории естественного права – сущность и представители

Естественное право (ЕП) – это комплекс всех правил и прав, которые исходят из природы человека. Они не зависят от объективизма людского мышления. Это явление носит обобщенный характер. Его используют в юриспруденции и философии. Несмотря на это, естественное право – это некий антипод положительному праву, ведь оно является предельно идеализированным для социума. В чем же суть естественно-правовой теории права?

История становления естественно-правовой теории права – авторы и представители концепции

Неписанное право, представленное в качестве научного течения, обладает продолжительной историей. Главнее положения этой теории были сформированы еще в древности. Его авторами и представителями были такие великие люди:Локка, Руссо, Монтескье, Гольбаха, Радищев. Как сравнивать характеристики позитивного и естественного права узнайте тут.

Сторонники и приверженцы концепции выражали свою идею, каждая из которых была занесена в их работы. Неписанным правом стал обладать человек, который получил конституционное подтверждение во всех современных правовых странах. естественно правовой подход к праву

Еще в Древнем Риме юристы, используя гражданское право народов, рассматривали (ЕП), как комплекс законов природы и природного порядка вещей. Еще Цицерон утверждал, что закон определенной страны, выступающий в разрез (ЕП), не стоит рассматривать, как закон.

Позитивный правовой процесс предполагает сбой правовое явление, которое исходит из норм, принятых страной, а еще в источниках правового процесса. Вне закона, вне правовых обычаев, прецедентов положительное право отсутствует.

Рассматривая цивилизованный социум с точки зрения (ЕП) теории, отсутствуют основания для противопоставления неописанного и положительного права. Причина в том, что последнее защищает права гражданина. В результате создается одна общечеловеческая система правого регулирования сотрудничества в социуме.Теория (ЕП) стала известной в 17-18 вв. Последователями теории стали:Густав Гуго, Карл Савиньи, Фридрих Пухта. естественно правовой подход к праву

(ЕП) лучше всего рассматривать на примере жизнь. Как только человек родился, он уже обладает этим правом и живет, реализуя его. В таком случае право на жизнь носит естественно-биологический характер.

Суть теории, ее развитие, сторонники и приверженцы

В основе рассматриваемой теории положено не только положительное права. Имеет место общее для всех граждан (ЕП), которое устанавливается над позитивным. Сюда стоит отнести право на жизнь, справедливость, безопасность. Все они находятся в полном распоряжении у человека.

Они приобретаются от момента его рождения и должны быть обязательно реализованы. Источник расположен не в законе, а в самой природе человека.
Процесс формирования неписанного права очень длительный. Про современные подходы к пониманию права расскажет этот материал.естественно правовой подход к праву

В ходе его развития были определены конкретные положения, которые и определяют суть теории:

естественно правовой подход к правуУзнать больше про родство как особый юридический факт семейного права, можно прочитав данную статью.

Что собой представляют нематериальные блага в гражданском праве, можно узнать из данной статьи.

К достоинствам рассматриваемой теории стоит отнести:

Больше информации о сущности естественно правовой теории права далее на видео.

К минусам теории стоит отнести следующее:

Возможно вам так же будет интересно узнать про экономическую теорию прав собственности Капелюшникова. Вся подробная информация содержится в данной статье.

Узнать больше про естественную теорию происхождения права, можно прочитав данную статью.

Что собой представляет предмет отрасли трудового права, можно узнать из данной статьи.

Так же важно знать всё про регулятивную функцию права.

Раньше (ЕП) не имело такой широкой популярности, как сейчас. Поэтому у него такой длительный путь становления. Сегодня используют этот вид права в философии, ведь под этим термином понимается комплекс прав и свобод, которые были образованы из природы человека и не пересекаются с правовыми законами, прецедентами и обычаями.

Источник

Естественно правовая теория понимания права

естественно правовой подход к праву естественно правовой подход к праву естественно правовой подход к праву естественно правовой подход к праву

естественно правовой подход к праву

естественно правовой подход к праву

Естественно правовая теория берет свое начало в Древней Греции и Древнем Риме и связана с такими философами, как Сократ, Аристотель и Цицерон.

Данная концепция обрела завершенный вид в 16-18 веках. Основными представителями является – Гроций, Вальтер, Гоббс, Руссо, Монтескье, Радищев. В рамках данной концепции противопоставляется естественное и позитивное право. Под естественным правом понимается неписанное право, возникшее из человеческой природы, из нравственных, всеобщих принципов и представляет собой систему неотчуждаемых прав и свобод личности, а также основополагающих нравственных идей, лежащих в основе социального устройства.

Такое право, как естественное – вечно, неизменно, присуще человеку от рождения, является высшим, истинным правом и охранять его должно государство.

Позитивное право (закон) –официально признанное в государстве право, совокупность юридически оформленных предписаний государственной власти. Позитивное право не всегда является справедливым, оно способно закреплять – произвол, тиранию и даже рабство (сноска на римское право). Естественное право это критерий оценки позитивного права и позитивное право должно быть заменено на такое право, которое основывалось бы на естественных законах.

Закон может стать правом только тогда, когда будет разумен и справедлив, а все, что противоречит естественному праву не должно считаться правом, следовательно, естественно правовой подход к пониманию права исходной формой бытия права признает общественное сознание, представления о праве и отличительной чертой естественного и позитивного права является разграничение категорий права от закона. Право будет отождествляться с понятием справедливости, равенства, свободой, природой человека и является первичным по отношению к закону. Представители естественно-правовой теории считали, что сведение права к букве закона к внешнему правилу поведения приводит к освобождению права от морали.

Ильин.И.А:Право с позиции естественной теории трактуется как система идеи об общеобязательных нормах, правах, запретов, естественных условиях их возникновения и реализации в порядке и форме защиты. Основные идеи как исходные характеристики права находятся в человеческом сознании и ориентированы на моральные ценности. Естественное право – это то, что соответствует естеству человека как духовно-культурному существу для которого правовые нормы предписывают поведение, соответствующие голосу совести и выглядит как моральное, справедливое.

Нерсесянс:Естественное право – это правовая форма выражения первичности и приоритета естественного над искусственным в человеческих отношениях.

Вывод: естественная правовая концепция считает право производным от естественного порядка вещей и от природы человека. Человек от природы наделен неотъемлемым правом на жизнь, честь, свободу, собственность и никто не вправе на это посягать.

Плюс:

1) Подчеркивается социальная ценность права

2) Во главе угла ставится естественные права человека

Минусы:

1) Отрицание нормативности, отрицание власти закона.

31. Социологический и психологический подход к праву

Психологический подход (Лев Иосифович Петражицкий 1867-1931) –основатель психологической школы права, его основной труд «Теория права и государства в связи с теорией нравственности».

Психологическая школа права Петражицкого боролась с концепциями позитивизма и правовые начала человеческого поведения, также как и нравственные зарождаются в психике человека, а именно в эмоциях долга. Исходным тезисом Петражицкого является право-это феномен психики, а источник права – это эмоции долга и именно они заставляют человека совершать определенные поступки.

Петражицкий дает свое понимание права «мы под правом понимаем те этические переживания, эмоции которых имеют атрибутивный (обязательный) характер».

Петражицкий дает классификацию права:

· Объективное (позитивное право)

Имеет место тогда, когда основана на чужом авторитете, на внешнем НПА. Способно создавать правовые предписания обязательные для всех субъектов права. Позитивное право – это совокупность официально действующих норм, оно черпает обязательную силу в нормативных фактах, а нормативные факты – это те составляющие части интеллектуально-эмоциональных переживаний, которые определяют содержание и обуславливают обязательность этических или правовых диспозиций.

естественно правовой подход к праву

· Автономное (интуитивное право) – ставит выше позитивного права

Это те переживания, исполняющиеся по зову внутреннему голосу совести. Автономное право носит индивидуально-свободный и изменчиво-разнообразный характер. Автономное право имеет доминирующий характер по отношению к позитивному праву. Интуитивное право – это особое состояние души человека, оно не зависит от массы внешних факторов, построено на внутренних убеждениях и индивидуальных восприятий человеком своего положения. «Интуитивных прав столько, сколько индивидов».

Источник

Естественно-правовой подход

Понятие правопонимания

Вопрос правопонимания занимает центральное место в юридической литературе. Однако сам феномен «правопонимание» исследован весьма поверхностно. Нет однозначного ответа на вопрос: что значит понимать право?

Правопонимание − это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению». Таким образом, выделяются четыре признака, позволяющие сформулировать определение правопонимания:

2) восприятие права;

4) отношение к праву как к «целостному социальному явлению».

Правопонимание в широком смысле может рассматриваться как интеллектуальная деятельность, направленная на познание права; отдельные элементы познавательно-правовой деятельности (восприятие правовых явлений, представление о правовых явлениях и праве в целом, понятие права), а также как совокупность (или система) интерпретируемых правовых знаний, полученных в результате познавательно-правовой деятельности. Такое определение рассматриваемого феномена, во-первых, включает полное содержание, все существенные элементы, во-вторых, подразумевает системное изложение признаков (устойчивой связью элементов является включенность в процесс познания права). Кратко можно выделить структурные элементы:

естественно правовой подход к праву

Гражданин − это лицо, не имеющее специальных юридических знаний, но в силу разных причин сталкивающееся с правовой действительностью.

Юрист − это лицо, профессионально занимающееся юридической практикой и способное уяснять и разъяснять смысл и содержание правовых норм.

Ученый − это лицо, специально занимающееся изучением права как феномена и правовых явлений.

естественно правовой подход к праву

Рассмотрим и проанализируем подходы к пониманию права.

Естественно-правовой подход

Естественные права выступают в виде идей, представлений, они выражаются в морали, нравственности, обычаях и в юридических нормах. Право на жизнь, безопасное существование, свободное передвижение личности − примеры закрепления естественных прав в юридических нормах.

Естественно − правовая традиция несет в себе мысль о единстве, тождестве справедливости и права. Учение о справедливости занимает центральное место в теориях естественного права, древних и современных. Справедливое право действует в противоборстве добра и зла, света и тьмы как активный творец и защитник добра. Естественно-правовая теория права.

Сторонники этой теории права (Т. Гоббс. Д. Локк, А. Радищев и др.) полагали, что кроме права, которое устанавливает государство, существует естественное право, присущее человеку от рождения. Это − право на жизнь, свободу, равенство, собственность и ряд других. И, следовательно, естественное право (сумма естественных, вечных, неотчуждаемых и неизменяемых прав человека) − это высшее право по отношению к действующему праву (законы, обычаи, прецеденты), это право, воплощающее в себе разум и вечную справедливость. В рамках данной теории разделяются право и закон, т.е. наряду с позитивным правом (законами, принимаемыми государством), существует высшее, подлинное, естественное право, свойственное человеку от рождения.

Позитивистский подход

Позитивистское понимание права исходит из того, что право − это нормы, изложенные в законах и других нормативных актах. Современное понимание позитивного права во многом основывается на нормативистской концепции Г. Кельзена, назвавшего ее чистым учением о праве. Эта теория исходит из того, что необходимо освободить юриспруденцию от исследовательских приемов, заимствованных из других областей познания. Кроме того, чистота теории права предполагает исключение из нее идеологических оценок, описание права таким, каково оно есть, не занимаясь его оправданием или критикой. Применительно к правам человека суть данного подхода заключается в том, что он отрицает морально-философскую основу этих прав. Иначе говоря, права человека действуют только в силу того, что они закреплены государством в правовых нормах.

Позитивистская теория, таким образом, ориентирует на то, что нормы позитивного права должны исполняться всегда, вне зависимости от того, что они могут не соответствовать нормам морали, быть пренебрежительными но отношению к правам человека. Как отмечает Дж. Шестак, позитивный закон является настолько хорошим, насколько им является авторитет, устанавливающий его, и, потому, нет гарантий, что такой закон всегда будет должным образом защищать права человека. Из этого следует, что позитивистская доктрина может быть использована для оправдания исполнения даже крайне несправедливых и аморальных законов.

Однако в этой связи Г. Кельзен ссылался на то, что нет одной-единственной, абсолютной морали, а есть многочисленные, совершенно различные и часто противоречащие друг другу моральные системы.

Относительная мораль не может справиться с функцией, сознательно или бессознательно возлагаемой на неё: обеспечить абсолютный критерий для оценки позитивного правопорядка. Такой критерий вообще не может быть найден на путях научного познания. Но это не означает, что нет никаких критериев. Каждая моральная система может служить таким критерием. Когда мы оцениваем конструкцию позитивного правопорядка с моральной точки зрения, необходимо иметь в виду, что критерий оценки относителен и что не исключается возможность оценки с позиций другой моральной системы: если некоторый правопорядок с точки зрения одной моральной системы оценивается как несправедливый, то с точки зрения другой системы он может быть оценен как справедливый. При должном закреплении прав человека позитивистский подход обладает рядом преимуществ. Так, посредством четкого установления правовых норм он облетает уяснение содержания конкретных прав человека, что позволяет повысить эффективность их зашиты. Кроме того, он дает возможность законодательно регламентировать систему механизмов защиты прав человека.

Социологический подход

Социологический подход. Представители социологической теории права полагали, что право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов, т.е. отстаивали взгляды на право как на деятельность физических и юридических лиц, реализующих в той или иной степени свои правомочия. Правом объявлялась практика государственного строительства. Сформировался в конце XIX в., среди родоначальников социологической школы (подхода) можно выделить Р. Фон Иеринга, Л. Дюги, Ф. Жени, Е. Эрлиха, С. Муромцева. Характерный тезис практически всех трактовок права в рамках социологического подхода − свобода судейского усмотрения. Представители социологического подхода противопоставили позитивному праву, как «мертвому», «книжному» праву, право «живое», «право в действии».

Социологический подход концептуально сформировался во второй половине XIX в., в рамках школы «свободного права». Нормы права, рассчитанные на свободную конкуренцию, в новых условиях развития капитализма перестали удовлетворять потребности общественного развития. Суды вынуждены были так интерпретировать законы, что под видом толкования фактически устанавливались новые нормы. Идеологи нового правового мышления призвали к открытому и свободному судейскому правотворчеству. Отсюда тезис: «Право следует искать не в нормах, а в самой жизни». Уподобление писаного закона пустому звуку, сосуду, который еще следует заполнить и т.п. – вот постулаты социологического направления, и в частности реалистической теории права в США. Наполнять законы правом призваны судьи и администраторы. Как убеждаемся, недоверие к закону и законности – вот суть реалистического подхода к праву. На почве критики старых законов после Октябрьской революции социологический подход пропагандировался и в марксистской теории права (например, взгляды П.И. Стучки). Утверждались совершенно новые общественные связи, и их спешили объявить правовыми, самим правом. Но поскольку в то же время издавались декреты советской власти и ставить их под сомнение в качестве права марксистские политические деятели не могли, то правом объявлялись одновременно и новые законы, и новые отношения.

В последние десятилетия получил распространение взгляд на право как на деятельность физических должностных и юридических лиц, реализующих в той или иной форме свои правомочия. В большей степени этому способствовала компрометация лицемерного юридического позитивизма сталинской эпохи, когда писаное право (законодательство) для многих оставалось на бумаге, а нарушения конституционных норм являлись едва ли не нормой жизнедеятельности отдельных ведомств и многих ответственных работников. Однако следует различать, как представляется, консервативную и прогрессивную ветви социологического подхода к праву. Те, кто объявлял правом практику государственного строительства, преобразования общественного бытия на коммунистических началах или даже «саму общественную жизнь» в целом в период застоя нашего общества, – все они вольно или невольно оправдывали теневые отношения во всех их разновидностях, придавали им характер правовых. Жизнь тогда, как хорошо известно, шла своим чередом в обход закона, помимо закона и в нарушение закона. Напротив, в условиях, когда наблюдаются глубокие перемены в жизни в сторону поворота ее к международным стандартам, в социологических взглядах ряда авторов можно усмотреть весьма прогрессивные мотивы.

Как бы то ни было, для правореализующей практики, для правоприменителей рассматриваемый подход к праву менее предпочтителен, поскольку он, скорее, дестабилизирует правовой порядок, а не укрепляет его. Он вносит неопределенность и сумятицу в отношения субъектов правового общения. Каковы причины этого? Каковы отрицательные стороны правового реализма? Назовем три основные:

– отсутствие прочной юридической основы предпринимаемых действий и уверенности в конечных их результатах;

– решение юридических дел в пользу экономически и политически сильного, в ущерб слабым, малообеспеченным, не стоящим у кормила политической власти;

– опасность некомпетентного решения и откровенного произвола со стороны нечистоплотных должностных лиц.

В условиях нашей действительности, когда работники правоохранительных органов не прочь удовлетворить свои интересы в обход и вопреки закону, трудно даже вообразить, что было бы, если бы они вообще не были связаны никакими законами. У нас очень мало материальных, политических, юридических (процессуальных, в частности) и моральных (общекультурных) гарантий против произвола судей, прокуроров и администрации. В отношении всех должностных лиц, милиции самый лучший принцип, какой можно предложить, это, как уже отмечалось, «дозволено только то, что прямо разрешено законом». Социологический подход к праву очень хорош для исследователя и для законодателя. Чтобы познать право, издать полезный и эффективный закон, надо изучать законодательство в действии. Социально реализованное бытие писаных норм – источник их постоянного совершенствования. Жизнь права – источник выявления пробелов в законодательном регулировании общественных отношений. Сами общественные отношения выступают в разных ипостасях: они и предпосылка (источник) права, и форма его реализации (жизни), и критерий справедливости, ценности, эффективности правовых норм. Рассмотрение их непосредственно в качестве права обедняет теорию и дезориентирует практику.

Психологический подход

Психологический подход. Представители (Л. И. Петражицкий, Росс, И. М. Рейснер и др.) наряду с нормами в понятие «право» включают и правовое сознание, правовые эмоции людей. Особенно широко психологический подход применялся в первые годы советской власти, когда еще не были выработаны новые законы, и даже в декретах признавалось обращение судей к правовому сознанию при решении дел в интересах пролетарского государства. Подход к праву представляет собой способ трактовки (правопонимания) сущности права как комплекс внутренних переживаний человека, на основании которого он принимает то, или иное решение в рамках общественных отношений каждый конкретный момент времени. Был предложен выдающимся российским юристом Л. И. Петражицким, который предположил, что право есть набор внутренних переживаний человека и никак не связано с государственной волей и не санкционировано им.

Источником права согласно психологическому подходу является индивидуальное правосознание каждого конкретного человека.

Достоинства психологического подхода к праву:

1. Уделяется внимание внутреннему миру человека, его индивидуальное правосознание.

2. Правоприменительная практика с упором на индивидуальную психологию человека.

3. Разработка нормативных правовых актов с учетом индивидуальной психологии представителей социума.

Недостатки психологического подхода к праву:

1. Право рассматривается как нечто абстрактное и индивидуальное.

2. Возникает проблема правопонимания, границ дозволенного поведения и запрещенного.

3. Каждый человек рассматривает право сквозь призму своего опыта и интеллектуального развития.

Источник

Основные проблемы современного понимания права

Значение определения права

Существует бесконечное число определений права, но ни одно из них не стало общепризнанным, господствующим.

Право представляет собой одно из сложнейших явлений человеческой цивилизации. Ровесником общества является поиск смысла права, его сущности и места в системе ценностей общества. Правопонимание представляет собой отражение и оценку права в соответствии с конкретными социально-политическими и культурно-историческими явлениями и ценностями. Правопонимание является одновременно отношением субъекта познания к правовой действительности и научным направлением, теорией.

Множество теорий права, типов правопонимания известно истории человечества. Центральной их проблемой является сущностное понятие права, его основных категорий и принципов. Именно в определении права в концентрированном виде воплощается специфичность теории. Не случайно научные дискуссии разворачиваются именно вокруг центрального определения права, так как именно в определении права выражается специфика соответствующего типа правопонимания, именно в нем находят свое отражение и концептуальное единство все правовые понятия.

Каждая эпоха человеческой цивилизации предлагает свое понимание сущности права. За историческими, географическими и иными границами своего возникновения каждое определение права теряло свое значение. Выработанные наукой определения права достаточно четко разделяются в зависимости от того, на какие традиции

Значение определения права опирались их авторы: естественного права или юридического позитивизма. Первая традиция основана на единстве, тождестве справедливости и права. Согласно этому подходу, несправедливый закон не есть право и его следует отвергать во имя естественно-правовых постулатов справедливости. Вторая, позитивистская, традиция характеризуется обратным соотношением. При определении права на первое место выдвигаются предметные представления о нем как институте, подчеркиваются структурные и функциональные характеристики правовых систем. Духовная, моральная сторона права уступает место рациональной.

При всем разнообразии теорий права можно выделить две основные тенденции правопонимания, ведущие свои корни из древнего мира. Их выделение строится на следующих проблемных вопросах:

Представители первой тенденции считали, что правила поведения, нормы права вносятся в человеческое общество волей государства либо силой провидения (божественной волей). Оно не является результатом развития социума, а вносится в него извне. При этом право и закон отождествляются, а субъект права лишается возможности оценивать правовые предписания как несправедливые или справедливые. Точнее, отсутствие в законе интереса индивида не освобождает его от исполнения норм, несущих государственный или иного происхождения интерес.

Вторая тенденция правопонимания возникает из иных подходов к возникновению права. Происхождение правовых предписаний обосновывается из внутреннего развития общества. Социальная практика, совместная деятельность людей, столкновение их интересов являются источником права. Право и закон, соответственно различаются в том случае, если закон не несет в себе идей общечеловеческой справедливости. Именно этим двум направлениям соответствуют естественно-правовые и позитивистские концепции права. Охарактеризуем некоторые из теорий понимания права.

Естественно-правовые теории правопонимания

Естественно-правовая традиция несет в себе мысль о единстве, тождестве справедливости и права. Учение о справедливости занимает центральное место в теориях естественного права, древних и современных. Справедливое право действует в противоборстве добра и зла, света и тьмы как активный творец и защитник добра.

Позитивистское понимание права

Несмотря на разнообразие трактовок и подходов, общим для данного направления является признание правом только норм, созданных государством. В юридическом позитивизме правом признается любая норма (вне зависимости от содержания), обладающая формально-юридическими качествами, то есть позитивизм выводит формулу «закон есть закон» независимо от содержания. Эта теория вообще исключает из понятия права вопрос о его содержании.

Юридический позитивизм отождествляет понятия права и закона, тогда как естественно-правовые концепции исходят из различения права и закона.

Это учение имеет как недостатки, так и достоинства, благодаря которым оно и сегодня является одним из самых распространенных. Негативные оценки позитивизма связаны с тем, что его отказ от социальной оценки права привел к одиозному звучанию формулы «закон есть закон». Эта формула может открыть дорогу волюнтаризму и произволу в области правотворчества и в государственном управлении в целом. Все, что порождает государство, является ценным само по себе, так как сила, его создающая, является совершенной и абсолютной.

К числу недостатков позитивизма относится его трактовка прав человека как конституционных, данных государством и закрепленных в законодательстве. Такой подход позволял государствам не только давать права своим гражданам, но и ограничивать, забирать их совсем. Современная доктрина прав и свобод человека не укладывается в позитивистские рамки.

Вместе с тем юридический позитивизм имеет ряд непререкаемых заслуг перед современным правоведением.

Именно позитивистские школы признаны классическими, и в настоящее время не потеряли своей актуальности разработанные понятия: учения о правовой норме и структуре, виды толкования права, понятие субъекта права, основания юридической ответственности и многие другие разработки. К заслугам юридического позитивизма относится утверждение принципа верховенства закона, требование строгой законности.

Юридический позитивизм условно может быть подразделен на три большие группы учений, существующих в разных странах и возникших в разное время: государственно-институционный (этатический), социологический и антропологический (психологический и биологический).

Социологический позитивизм опосредует связь между обществом и государством, верховенствует и там и здесь.

Социологические школы исходят из того, что законодатель не создает право, а лишь открывает его. Такой подход оправдан, особенно в той мере, в какой отрицает «свободу воли», «волюнтаризм» законодателя и ориентирует науку на изучение реальных процессов, происходящих в обществе.

Однако многое зависит от того, как понимается развитие права в недрах общества, какая часть реальных правоотношений рассматривается в качестве основных, каким целям служит основная идея. Она может использоваться как для того, чтобы потребовать от законодателя реформ, изменений действующего законодательства, так и для того, чтобы не допустить сколько-нибудь существенных законодательных новшеств, поскольку новое право еще не сложилось.

Следствием социологического подхода к праву явилось появление двух понятий, занявших важное место в современной правовой теории.

Другое понятие — свобода судейского усмотрения. Представители социологически ориентированных школ констатировали, что, прежде всего, новые тенденции обнаруживает суд, который ближе к конкретным жизненным фактам, чем законодатель. Социологическая юриспруденция сближается с доктриной естественного права, которая также настаивала на возможности суда выйти за рамки закона, противоречащего принципам естественного права и справедливости.

Современный тип правопонимания: поиски сущности

Путь России к праву большей частью позитивистский.

После революций 1917 года правовые учения в России переживали упадок ввиду победы нигилистических позиций в отношении как права, так и государства. Октябрьскую социалистическую революцию рассматривали как первый шаг на пути мировой революции, которая приведет к прекращению всех государственно-правовых институтов. Окончание гражданской войны и военного коммунизма привели к развитию права. Ведущим моментом в правопонимании является классовый подход, точнее интересы господствующего класса, порождающие систему (порядок) общественных отношений.

Этапным для развития советского правопонимания стало определение права, сформулированное А.Я. Вышинским: «Советское социалистическое право есть совокупность правил поведения (норм), установленных или санкционированных социалистическим государством и выражающих волю рабочего класса и всех трудящихся, правил поведения, применение которых обеспечивается принудительной силой социалистического государства».

Кризис юридического позитивизма разворачивается давно, что приводит к пикам и падениям авторитета этого учения.

Сегодня человечеству необходимо совершенно новое и ценностное мировоззрение, которое может представлять собой осмысленное, синтезированное начало положительного опыта различных наук. Его основу может составить учение о естественной справедливости.

История человечества оценила достоинства и недостатки основных тенденций правопонимания: позитивизма и естественно-правовых доктрин. Юридический позитивизм придал праву рациональный, практический уклон. Реализм права привел его к освобождению от духовно-нравственной нагрузки. Негативные последствия такой «свободы» сказываются в снижении роли права, чрезмерной зависимости права от политического непостоянства лидеров государства, расцвете эгоизма, нестабильности общественного порядка.

Сегодня человечество поставлено перед необходимостью сделать глобальный поворот в своем развитии: оно должно приучить себя жить в условиях мира, сотрудничества, доброжелательности, свободы. В контексте обновления человеческой цивилизации право как нормативный феномен культуры примет облик, полностью совместимый со свободным социальным творчеством людей.

В правовом развитии акцент стоит на свободе, а это требует его ориентации на ценности самоопределения, саморегулирования, самоуправления во всех сферах человеческой жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *