европейский союз в современных международных отношениях

Эволюция роли Европейского союза в международных отношениях

Вы будете перенаправлены на Автор24

Позиции ЕС в международных отношениях

Европейский союз был образован после подписания и ратификации Маастрихтского договора в 1993 году, подытожившего несколько десятилетий евроинтеграции, начавшейся с образования Европейского объединения угля и стали (ЕУОС) после Второй мировой войны.

Образование ЕС интенсифицировало процесс не только экономической, но и внешнеполитической интеграции стран Европы, формирования ЕС как субъекта международных отношений, представлявшего позицию всех европейских государств.

Уникальное положение ЕС, которое не является ни федерацией, ни международной организацией породило существенную специфику его участия в мировой политики, которая имеет свои как слабые, так и сильные стороны.

Так процесс принятия решений на уровне ЕС является достаточно обременительным в сравнении с национальными государствами, так как требует нахождения консенсуса всех стран-членов ЕС, которые обладают различными, часто противоречивыми национальными интересами. Если в начале своего пути ЕС был достаточно однородным объединением, включавших страны с близким уровнем социально-экономического развития, общностью исторического пути и ментальности, то после масштабного расширения на восток, Евросоюз не только получил значительные территории, рынки сбыта и людские ресурсы, но также множество новых членов, отличных от представителей «старой» Европы, со своими особенностями и взглядами на политику Союза. Так наиболее типичным примером конфликтов является стремление стран-основателей (Франция, Германия, Италия) проводить достаточно независимую политику и укреплять влияние ЕС на международной арене, в то время как страны «новой Европы» занимают проамериканскую политику и вставляют палки в колеса инициативам дальнейшей интеграции ЕС.

Готовые работы на аналогичную тему

Неустойчивость и непредсказуемость внешней политики ЕС является следствием накладывания национальной и общесоюзной политики друг на друга. Хотя наднациональные органы ЕС (прежде всего Еврокомиссия) и имеют возможность вмешиваться в суверенные права государств-членов ЕС, в действительности их возможности серьезно ограничены и редко идут в разрез с интересами большинства стран Союза. С другой стороны, сами страны ЕС пользуются возможностью «скинуть ответственность» за неудобные решения на наднациональные органы ЕС, что касается не только внутренней, но и внешней политики. Как итог, предсказать результаты и ход переговоров с ЕС является сложной задачей, поскольку национальные и наднациональные интересы его членов переплетаются причудливым образом и невозможно сказать какие из них преобладают. Позиция отдельных стран может существенно отличаться от позиции ЕС в целом, а взаимные ссылки позволяют затягивать дипломатический процесс до бесконечности.

Для ЕС также характерен дисбаланс жесткой и мягкой силы. В то время как ЕС обладает колоссальным авторитетом в области международного права, защиты прав и свобод человека, продвижении и поддержки европейских норм права как международного стандарта, а также высокой культурно-экономической привлекательностью для других стран, Евросоюз практически лишен жесткой силы. По отдельности многие страны ЕС (Франция, Германия, Италия) обладают современными и достаточно квалифицированными армиями, однако не существует механизмов которые позволили бы задействовать их не как национальные, но как общеевропейские силы. Благодаря тяжелым реформам 2000-х годов ЕС удалось создать незначительный мобильный отряд, который используется в миротворческих миссиях, однако его возможности невелики. Проецирование силы ЕС возможно за счет использование структур НАТО, однако подобный вариант усиливает зависимость Европы от США.

Направления внешнеполитической деятельности ЕС

В осуществлении внешней политики ЕС руководствуется рядом приоритетных направлений:

Европейские державы на всем протяжении евроинтеграции, и ЕС выступают сторонниками процессов глобализации и экономической либерализации, свободы движения капиталов, товаров, услуг и инноваций. ЕС являясь одной из ведущих экономик мира, производящей товары с высокой добавочной стоимостью, получает выгоды открывая свободный доступ на рынки развивающихся стран и региональных объединений, а также экспортируя лицензии на собственные технологии и ноу-хау. При этом ЕС не стесняется при необходимости использовать протекционистские меры для защиты собственных рынков и производителей.

ЕС является одним из ведущих инвесторов в области развития третьих стран, как политического, так и экономического. Данные принципы заложены как во внутренней политики ЕС выравнивания и благосостояния, так и во внешней, политике добрососедства. ЕС выделяет средства для развития демократии и экономике в странах Северной Африки, Восточной Европы, а также в других регионах мира. Оценить результаты подобной политики однозначно достаточно сложно. Так арабская весна 2011 года, прокатившаяся по странам Северной Африки с демократическими лозунгами на практике отнюдь не способствовала росту демократии и улучшению соблюдения прав человека, дестабилизировав обстановку в одних странах и приведя к власти исламистские группировки в других, а также вызвав поток беженцев в Европу, который привел в конечном итоге к кризисным явлениям в самом ЕС.

ЕС является международным авторитетом в области интерпретации норм международного права, а также защиты прав и свобод человека. С помощью Международного суда и Европейского суда по правам человека ЕС стремится корректировать внутреннюю политику тех стран, в которых данные права соблюдаются по их мнению в недостаточной степени. В данном поле ЕС вступает в противоречия со многими странами, в том числе США, которые имеют свой альтернативный взгляд на данные проблемы.

Перспективы усиления роли ЕС в международной политике

На сегодняшний момент пути дальнейшего развития ЕС остаются неопределенными, а основные альтернативы изложены в «Белой книге» представленной еще в 2016 году, после объявления Брексита. Данные альтернативы можно свести к трем основным сценариям:

Сценарий ослабления ЕС предполагает снижение степени интеграции, ее замыкание на исключительно экономических аспектах взаимодействия стран. Реализация данного сценария фактически уберет ЕС как субъект с международной арены, оставив на ней лишь отдельные страны-члены объединения.

Сценарий усиления связан с дальнейшим усилением интеграции и федерализации ЕС, созданием собственных внешнеполитических и силовых ведомств, усилением роли ЕС как международного представительства и наоборот снижением роли отдельных стран-членов на международной арене.

Политика «малых дел» представляет собой продолжение текущего курса ЕС со всеми его особенностями, преимуществами и недостатками. Однако каждый новый кризис с которым сталкивается ЕС все острее высвечивает ее недостатки и все настойчивее подталкивает ЕС к крупным реформам.

Источник

Европейский союз в системе международных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 18:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является: раскрыть содержание основных направлений деятельности Европейского Союза и показать значимость и сущность уникального международного образования.
Данная цель обусловила постановку следующих задач:
• рассмотреть современное состояние Европейского Союза, в том числе и организационную структуру ЕС;
• проанализировать актуальные проблемы Европейского Союза, как внутриполитические, так и внешнеэкономические;
• охарактеризовать перспективы развития Европейского Союза.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Современное состояние Европейского Союза
§1.1. Место Европейского Союза в современном мире…………………….7
§1.2. Организационная структура ЕС………………………………………13
Глава 2. Актуальные проблемы Европейского Союза
§2.1. Внутренние проблемы Европейского Союза………………………. 21
§2.2. Внешнеэкономические проблемы Европейского Союза……………24
Глава 3. Перспективы развития Европейского Союза
§3.1. Интеграционное взаимодействие стран ЕС………………………….27
§3.2. Взаимоотношения ЕС и Российской Федерации……………………30
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………36
Приложение………………………………………………………………………38

Прикрепленные файлы: 1 файл

ЕС. doc

Глава 1. Современное состояние Европейского Союза

§1.1. Место Европейского Союза в современном мире……………… …….7

§1.2. Организационная структура ЕС………………………………………13

Глава 2. Актуальные проблемы Европейского Союза

§2.1. Внутренние проблемы Европейского Союза………………………. 21

§2.2. Внешнеэкономические проблемы Европейского Союза……………24

Глава 3. Перспективы развития Европейского Союза

§3.1. Интеграционное взаимодействие стран ЕС………………………….27

§3.2. Взаимоотношения ЕС и Российской Федерации……………………30

Один из главных мировых геополитических сдвигов послевоенного времени – процесс объединения Европы. Европейское сообщество сегодня (с 01.11.93 г. Европейский Союз) – это средоточие существенной части мирового экономического потенциала; образ жизни сотен миллионов человек; феномен, задающий коренные импульсы новому политическому устройству континента. Для Российской Федерации ЕС – это крупнейший торговый и один из главных стратегических партнеров в мире.

ЕС – это не межгосударственное объединение, базирующееся на нормах международного права, подобно международным экономическим организациям или региональным торговым блокам. Система европейских интеграционных институтов имеет совершенно иную политическую, экономическую и юридическую природу. В её основе лежит принцип наднациональности, т. е. передачи национальными государствами части своего суверенитета наднациональным институтам и органам. ЕС – это прежде всего общее право, общие институты и общая политика.

Место и роль ЕС в современном мире несоизмеримы с местом и ролью любого торгового блока или международной организации. ЕС – это сплочённая политическая и экономическая сила, один из главных полюсов мировой политики и экономики.

В XXI веке мы живем в изменившемся мире, в Европе перемен. Для этой части света характерны кардинальные геополитические сдвиги, социальные изменения. Меняются характер и формы институциональной интеграции, система пространства. Изучение взаимоотношений партнеров по Сообществу способствует более четкому представлению о современном состоянии и перспективах развития интеграционной группировки, оно также важно для выбора верной стратегии сотрудничества с ЕС.

Актуальность данной темы заключается в той огромной роли, которую играет на сегодняшний день Европейский Союз в международных отношениях нового типа в XXI веке – как в социально-экономической, так и в военно-политической сферах.

Объектом работы являются Европейский союз как важнейший субъект международных отношений.

Предметом работы являются политическая и экономическая деятельность Европейского Союза в современный период времени.

Целью курсовой работы является: раскрыть содержание основных направлений деятельности Европейского Союза и показать значимость и сущность уникального международного образования.

Данная цель обусловила постановку следующих задач:

При написании работы мною была использована следующая литература:

Так, например авторы «Мировой экономики и международных экономических отношений» (А.Г. Мовсесян и C.Б. Огнивцев) дают подробное описание истории создания ЕС, еще с 1952г. создания первого Европейского объединения, а также представлена структура государственных органов ЕС.

В работе Ю.А. Борко, О.В. Буторшина «ЕС на пороге XXI века: выбор стратегии развития» всесторонне исследуются проблемы западноевропейской интеграции на рубеже ХХ-ХХI вв. В работе выявляются важнейшие тенденции и противоречия в развитии Европейского Союза. На базе проведенного анализа дается прогноз динамики европейского интеграционного процесса на период до 2010-2015 гг.

В монографии В.И. Трухачева «Европейский союз» содержатся сведения о Европейском Союзе, его органах, праве, механизмах, а также различных направлениях внутренней и внешней политики. Особое внимание уделяется отношениям ЕС и России. Книга снабжена хронологическими и статистическими данными о ЕС.

Работа В.И. Харламова «Международная экономическая интеграция» посвящена одной из основных тем современной регионалистики – интеграции и глобализации мирового сообщества. Процессы глобализации – один из главных феноменов, который меняет отношение к суверенным государствам в последнее время. С одной стороны, государства остаются одной из основных сил на международной арене, но они ограничены международным правом в решении трансграничных проблем. Однако это ограничение вступает в силу лишь после ратификации соответствующего закона государством. В этих условиях основой парадокс состоит в том, что в решении трансграничных проблем ключевую роль тем не менее играют национальные правительства. С другой стороны, реформы международных органов часто являются препятствие для принятия необходимых решений. Разрешение этой проблемы может быть связано со стимулированием развития институтов «среднего уровня», а именно региональных объединений. Автор рассматривает современную концепцию развития интеграции в рамках новых моделей интеграции ЕС и постепенное движение в сторону интеграции «третьего поколения».

Глава 1. Современное состояние Европейского Союза

§1.1. Место Европейского Союза в современном мире

Европейский союз (Евросоюз) – объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор 1992г.). ЕС – уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Страны, входящие в ЕС: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония.

Выполнение целей, содержащихся в Договорах (достижение четырех свобод, т.е. свободы движения людей, товаров, капитала и услуг) создание и проведение общей политики во все большем количестве областей, ведет к постепенной передаче части суверенитета государств-членов европейским институтам. Союз добивается выполнения поставленных перед ним целей главным образом путем проведения общей политики (сельское хозяйство, рыболовство, транспорт, окружающая среда, внешняя торговля, развитие, конкурентная и региональная политика, энергетика, таможенный союз), а также общих проектов и программ (научные исследования и разработки, телекоммуникации, координация экономической политики государств-членов с целью экономического и социального сплочения, социальная политика, экономический и валютный союз).

Важно подчеркнуть, что международная экономическая интеграция – характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран – членов интеграционных группировок.

Экономическая интеграция всегда была движущей объединяющей силой объединения Европы. Основными целями экономической интеграции можно выделить:

Преимущества интеграции в Европейском Союзе:

Отрицательные последствия интеграции в Европейском Союзе:

Источник

Международные роли ЕС

Европейский Союз играет важную роль в дипломатии, продвижении прав человека, торговле, развитии и оказании гуманитарной помощи, а также в работе с многосторонними организациями.

Европейский Союз играет важную роль в дипломатии, продвижении прав человека, торговле, развитии и оказании гуманитарной помощи, а также в работе с многосторонними организациями. Функция ЕСВС заключается в том, чтобы попытаться привнести логичность и слаженность в международную роль Европейского Союза.

Лиссабонский договор четко определяет, чем должен руководствоваться Европейский Союз на международной арене.

«Деятельность Союза на международной арене осуществляется исходя из принципов, которые руководили его созданием, развитием и расширением, и которые Союз стремится продвигать в остальном мире: демократия, правовое государство, универсальность и неотъемлемость прав человека и основных свобод, уважение человеческого достоинства, принципы равенства и солидарности, соблюдение принципов Устава Организации Объединенных Наций и международного права».

Вот несколько примеров ролей, которые играет ЕС за пределами своих границ.

Помощник в поддержании мира

На международном уровне ЕС проводит и поддерживает мирные переговоры во всем мире, чтобы упростить принятие решений в конфликтных ситуациях, примеры которых указаны ниже.

В Колумбии ЕС ведет мирные переговоры с правительством и движением ФАРК (FARC). С целью завершить десятилетия гражданской войны, ЕС назначил специального посланника мира – бывшего министра иностранных дел Ирландии Имона Гилмора.

Также, ЕС помог Мали оправиться после значительного политического кризиса благодаря посредничеству в достижении Малийского мирного соглашения, подписанного в июне 2015 года. Также ЕС помогает тренировать вооруженные силы Мали для борьбы с терроризмом и оказывает значительную помощь в целях развития. Это пример комплексного подхода ЕС с использованием всех инструментов – дипломатии, безопасности, финансов и сотрудничества в целях развития.

Благодаря своей политической, практической и экономической поддержке странам, ЕС сыграл крайне важную роль в достижении мира на Западных Балканах после войн в Югославии. Таким образом, ЕС способствовал диалогу между Сербией и Косово, который привел к историческому соглашению в апреле 2013 года и в настоящий момент реализуется при поддержке ЕС.

Источник

Положение Европейского Союза в современном мире

Европе́йский сою́з (Евросою́з) — объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор 1992г.). ЕС — уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них большую роль. Страны, входящие в ЕС: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония.[11.c.78]

В ЕС входят 27 государств-членов с общей численностью населения 499 миллионов человек (включая 23 миллиона населения бывшей Восточной Германии). Это самый крупный в мире торговый блок.[23.c.174]

Выполнение целей, содержащихся в Договорах (достижение четырех свобод, т.е. свободы движения людей, товаров, капитала и услуг) создание и проведение общей политики во все большем количестве областей, ведет к постепенной передаче части суверенитета государств-членов европейским институтам. Союз добивается выполнения поставленных перед ним целей главным образом путем проведения общей политики (сельское хозяйство, рыболовство, транспорт, окружающая среда, внешняя торговля, развитие, конкурентная и региональная политика, энергетика, таможенный союз), а также общих проектов и программ (научные исследования и разработки, телекоммуникации, координация экономической политики государств-членов с целью экономического и социального сплочения, социальная политика, экономический и валютный союз).

Важно подчеркнуть, что международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от лат. integratio – восполнение или integer – целый. Международная экономическая интеграция – это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями.

Экономическая интеграция всегда была движущей объединяющей силой объединения Европы. Основными целями экономической интеграции можно выделить:

Ю гармоническое развитие экономических институтов;

Ю стабильное и сбалансированное экономическое

Ю повышение уровня жизни;

Ю высокий уровень занятости;

Ю экономическая и валютная стабильность.

Преимущества интеграции в Европейском Союзе:

— Возрастает конкуренция между странами;

— Обеспечение лучших условий торговли;

— Расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры;

— Распространение передовой технологии.

Отрицательные последствия интеграции в Европейском Союзе:

· Для более отсталых стран это приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идет перераспределение в пользу более сильных партнеров.

— Олигопольный сговор между ТНК стран-участниц, что приводит к повышению цен.

· Эффект потерь от увеличения масштабов производства при очень сильной концентрации.

ЕС присущи многообразие культурных различий и уважение к ним. Каждый официальный документ должен быть переведен на двадцать три официальных языка; поощряется развитие языков и культур малых народов.[30.c.1]

— создание общего рынка, экономического и валютного союза;

— содействие в рамках Союза гармоническому и сбалансированному развитию экономик, устойчивому и не инфляционному росту без нанесения ущерба окружающей среде;

— содействие высокому уровню конвергенции экономической деятельности, занятости и социальной защиты;

· содействие укреплению экономических и социальных взаимосвязей

и солидарности государств-членов;

— введение европейского гражданства;

— обеспечение свободы, безопасности и законности;

— содействие экономическому и социальному прогрессу;

· укрепление роли Европы в мире;

— получение доступа на зарубежные рынки сбыта;

— получение доступа к более дешёвым производственным ресурсам;

— улучшение условий торговли;

— сокращение издержек на масштабе производства;

— желание добиться устойчивого экономического роста;

— привлечение прямых зарубежных инвестиций, которые охотнее идут на большие рынки.

Также не менее важны и неэкономические цели:

— налаживание более дружественных взаимоотношений со странами-соседями;

— укрепление сотрудничества в культурной, научной, социальной и политической областях;

— увеличение своего влияния на мировой политической и экономической арене, так как к мнению подобных сообществ прислушиваются гораздо больше, чем к отдельным странам.[8.c.318]

Европейский союз и государства-члены проводят общую внешнюю политику в области безопасности. Европейский совет определяет принципы и общие директивы. Совет Европейского союза принимает решения, необходимые для выработки и реализации общей внешней политики:

— защита общих ценностей, основополагающих интересов и независимости Союза;

— укрепление безопасности Союза и его членов во всех её формах;

— поддержание мира и укрепление международной безопасности;

— содействие международному сотрудничеству;

· укрепление демократии и правового государства, а также соблюдение прав человека и основных свобод.

Союз добивается выполнения поставленных перед ним целей главным образом путем проведения общей политики (сельское хозяйство, рыболовство, транспорт, окружающая среда, внешняя торговля, развитие, конкурентная и региональная политика, энергетика, таможенный союз), а также общих проектов и программ (научные исследования и разработки, телекоммуникации, координация экономической политики государств-членов с целью экономического и социального сплочения, социальная политика, экономический и валютный союз).

Таким образом, все цели Европейского Союза можно объединить по сферам. Цели ЕС- основные направления создания и деятельности ЕС.[10.c.45]

В сфере прав и свобод человека – содействие утверждению мира, общих ценностей и благосостояния народов. ЕС призван обеспечить своим гражданам свободу, безопасность, законность независимо от внутренних границ. В отношениях с внешним миром ЕС провозглашает целью продвижение и защиту своих ценностей и интересов.

В сфере экономики – ЕС ставит своей целью построение единого внутреннего рынка и обеспечение свободной и добросовестной конкуренции. К числу важнейших целей ЕС относят прогрессивное и устойчивое развитие, обеспечивающее сбалансированный экономический подъем, построение рыночной экономики, содействие занятости и социальному прогрессу, защита и улучшение качества окружающей среды, обеспечение научного и технического прогресса.

В социальной сфере – борьба против дискриминации, содействие справедливости и социальной защите, обеспечение равноправия мужчины и женщины, солидарность поколений и защита прав ребенка. ЕС призван уважать богатство и разнообразие национальных культур и языков и обеспечивать защиту и развитие общеевропейского культурного достояния.

Цели Европейского Союза осуществляются на принципах субсидиарности и пропорциональности. Европейский Союз действует в сфере исключительной компетенции. [16.c.154]

Уровень «открытости» экономики ЕС, измеряемый экспортной и импортной квотами, значительно выше, чем в других центрах мирового хозяйства. Однако страны ЕС в целом зависят от внешнего мира, за счет которого им приходится удовлетворять 45% своих энергетических потребностей и самых необходимых сырьевых ресурсов. Экспортная квота в среднем составляет около 25%. Для отдельных, прежде всего малых, западноевропейских стран зависимость от внешнего рынка еще более существенная.

Большая часть (до 2/3) торговли стран ЕС приходится на взаимную торговлю (у всех стран ЕС этот показатель превышает 50%, а у малых стран — 70%), около 10% — на торговлю с другими европейскими странами — членами ОЭСР, около 7% — на торговлю с США, около 4% — на торговлю с Японией, около 12% — на торговлю с развивающимися странами.

Несмотря на то, что торговые контакты между отдельными европейскими странами играют весьма значительную роль во внешней торговле стран Союза, региональный рынок европейских стран не может ограничить сферы деловой активности европейских компаний. Страны ЕС вынуждены общаться с другими секторами мировой экономики, что обусловлено, в частности, ресурсной ограниченностью региона. Нефть, газ, уголь, лес, цветные металлы и многое другое страны ЕС получают из третьих стран.

Кроме того, другие страны являются для Союза важными рынками сбыта продукции, поскольку ЕС — крупнейший экспортер сельскохозяйственной продукции. Европейские пищевые и текстильные компании — мировые лидеры в своей отрасли. Традиционно сильные позиции занимает европейская химическая промышленность. Она поставляет на мировые рынки около 2/3 всего экспорта промышленных товаров по сравнению с 15% США и 5% Японии. ЕС является крупнейшим экспортером продукции машиностроения, даже без учета внутрирегионального оборота на западноевропейские страны приходится почти 30% ее мирового экспорта (Япония — 18%, США — 13%). Весьма прочные позиции занимает ЕС в области телекоммуникационного и аэрокосмического оборудования, оптоэлектроники. На западноевропейскую авиационную промышленность, которая экспортирует почти, 1/3 своего выпуска, приходится около 1/4 мирового рынка гражданского авиастроения. С другой стороны, сохраняется отрицательное сальдо баланса ЕС в торговле высокотехнологичным информационным оборудованием, бытовой электроникой. [25.c.99]

Промышленно развитые страны остаются главными торговыми партнерами ЕС среди третьих стран, из которых можно выделить США и Японию.

На долю промышленных товаров приходится около 80% общего импорта стран ЕС из США. Производственное и транспортное оборудование — наиболее важная группа товаров, импортируемых из США, на нее в 2005 г. пришлось около 1/2 совокупного импорта стран ЕС из США. Импорт сырья составляет 13,5% общего импорта стран ЕС из США.

Импорт ЕС из США, к которым относятся офисное оборудование и компьютеры, прочие промышленные товары и электрооборудование, составляет около 30% общего импорта стран ЕС из США. Импорт офисного оборудования и компьютеров из США составляет 37% общего импорта стран ЕС этого товара. К товарам, потребность в импорте которых удовлетворяется в большой степени за счет импорта из США, относятся масленичные (49% всего импорта этого товара в страны ЕС обеспечивается за счет импорта из США), измерительные инструменты (48,4%), химические материалы и продукты, (ранее нигде не классифицированные) (44,4%), электрогенераторы (43,9%) и прочее транспортное оборудование (43%).

Экспорт промышленных товаров составляет около 86% от общего экспорта из стран ЕС в США, а экспорт производственного и транспортного оборудования—около 45%, сырья — около 10%.

Основная продукция, экспортируемая в США из стран ЕС, — транспортные средства (около 10% от общего экспорта из стран ЕС в США). Около 20% совокупного экспорта транспортных средств из стран ЕС приходится на США. Следующей важной группой товаров, экспортируемых в США, являются электрогенераторы и специальное оборудование. Эти три группы товаров составили 23% от общего экспорта из стран ЕС в США в 2005 г. Товарами, которые экспортируются главным образом в США, являются электрогенераторы, офисное оборудование, а также компьютеры и напитки.[26.c.276]

Главные торговые партнеры США из стран ЕС — Германия и Великобритания. Страны ЕС из Японии импортируют 4 группы товаров (транспортные средства, офисное оборудование, электрооборудование, n.e.s. (ранее нигде не классифицированное) и аудио- и телеаппаратура, которые составляют более 60% всего импорта стран ЕС из Японии. Импорт транспортных средств составляет около 25% всего импорта стран ЕС из Японии и более 50% общего импорта транспортных средств.

Экспорт стран ЕС в Японию менее однороден, чем импорт, и перечень экспортируемых товаров более широк. Так же как и в импорте, наиболее крупной группой товаров, экспортируемых в Японию из стран ЕС, являются транспортные средства. На них приходится около 1/6 общего экспорта из стран ЕС в Японию и 1/12 общего экспорта транспортных средств из стран ЕС. Кроме транспортных средств, наиболее крупными товарными группами в экспорте являются медицинское оборудование, фармацевтическая продукция и прочие промышленные товары.

Главным торговым партнером Японии из стран ЕС является Германия, сохраняющая за собой около 1/3 всего импорта и экспорта ЕС в Японию.

ЕС имеет хорошо налаженные двусторонние торговые отношения со Швейцарией, основанные на существующем свободно-торговом соглашении 1972г. С 1994г. ЕС и Швейцария организовали переговоры, охватывающие широкий диапазон определенных секторов. Семь новых соглашений в областях свободного движения людей, воздушного и земельного транспорта, научно-технологического сотрудничества, сельского хозяйства, оценки соответствия товаров вступили в силу летом 2002. С июня 2001г. – состоялись переговоры в различных областях статистики, окружающей среды, торговли сельскохозяйственной продукцией и сотрудничестве против мошенничества, в то время как переговоры относительно налогообложения только начинались.[17.c.145]

Свободное Торговое Соглашение между ЕС и Мексикой вступило в силу 1 июля 2000г.. Положительные торговые действия обеих сторон демонстрировали потенциальные возможности этого соглашения: ЕС имел тенденцию потерять огромную рыночную долю после включения Мексики в НАФТА и после того, как мексиканские товары нашли новые разнообразные рыночные возможности в ЕС. Чтобы расширить возможность доступа и его лучшее использование, данных прогрессивным устранением режимов работы импорта, стороны теперь расширяют правильное сотрудничество на нетарифных барьерах.

Переговоры по Соглашению Ассоциации между ЕС и Чили, которые начинались в первом раунде переговоров в апреле 2000г., были завершены 26 апреля 2002г. Соглашение будет включать политический диалог, поддержку сотрудничества и торговли. Что касается торговли, кроме свободной торговой области в товарах, услугах и правительственном приобретении, будущее соглашение должно включить условия относительно инвестиций, таможенной и торговой помощи, прав интеллектуальной собственности, и механизма урегулирования спора. Будущее соглашение находится в настоящее время под внутренними процедурами принятия. Аналогичные соглашения заключены с МЕРКОСУР.

Долгосрочность и преемственность российско-европейского сотрудничества уже сегодня обеспечены прочной международно-правовой и международно-политической договорной базой. Хотя, как и во всяком крупном и сложном международном процессе, возможны разновариантные альтернативы, все же основная перспектива экономических отношений между Россией и Европой вырисовывается достаточно четко. Это стабильное партнерство на годы и десятилетия вперед, которое обеспечит постепенное развитие единого экономического пространства, включающего Россию в зону ЕС.

Ясны и основные сферы приложения усилий как каждой из сторон, так и двусторонних на достаточно длительный срок. В их числе выработка новых совместных программ энергетического сотрудничества, включающего поставки в Европу российского газа (треть общеевропейской потребности), нефти, электричества; новые проекты космического сотрудничества; система взаимных мер в области ядерной безопасности; иные научно-технические проекты, которые охватываются рамочным Соглашением о научно-техническом сотрудничестве между ЕС и Россией, подписанным в 2000 году.

Конечно, экономические связи между ЕС и Россией, как и подобные же отношения между другими государствами и интеграционными образованиями, далеки от идиллии. Конкретные хозяйственные (да и политические) интересы постоянно сталкиваются и порождают коллизии. Страны ЕС предъявляют к России претензии, в том числе и вполне справедливые, говоря об излишней закрытости российского рынка и чрезмерном протекционизме, о несовершенстве законов, коррупции и воровстве, препятствующих цивилизованной политике инвестиций. Россия осуждает ЕС за дискриминацию по отношению к российскому экспорту товаров и капиталов, излишнюю строгость антидемпинговых мер и иные внешнеторговые ограничения, оставшиеся со времен «холодной войны» в отношении стран с, как это тогда называлось, централизованной экономикой.

Таким образом, Евросоюз является основным рынком сбыта для российского экспорта, а также крупнейшим поставщиком импортных товаров в Россию. Наиболее важными торговыми партнерами России в Евросоюзе являются Германия (объем торгового оборота 15 млрд. долл.) и Италия (9,1 млрд. долл.). На эти две страны приходится около 40% российского экспорта в Европу и из них поступает 30% европейского импорта. США является пятым торговым партнером России после Германии, Белоруссии, Украины и Италии, однако торговый оборот с США в 7.5 раз меньше, чем с Европейским Союзом.

Роль России как торгового партнера для Евросоюза и США гораздо скромнее. Россия является пятым крупнейшим торговым партнером EC, но по торговле с США находится только на 31 месте. На Россию приходится всего 2,8% экспорта и 4,6% импорта стран Евросоюза. В торговле с США аналогичные показатели меньше 1%. Однако, по отдельным товарным позициям значимость России существенно выше. Так, например, Россия обеспечивает 17% европейского импорта энергоносителей.[18.c.23]

В европейских институтах официально равноправно используются 23 языка: английский, болгарский, венгерский, греческий, датский, ирландский, испанский, итальянский, латышский, литовский, мальтийский, немецкий, нидерландский, польский, португальский, румынский, словацкий, словенский, финский, французский, чешский, шведский, эстонский.

На рабочем уровне, как правило, используются английский и французский.

Религия. По данным официального опроса Европейского союза в 2008г. 18 % населения ЕС не верят в бога, 27 % допускают существование сверхъестественной «духовной жизненной силы», в то время как 52 % верят в какого-либо конкретного бога. Девиз Европейского Союза – «Единство в многообразии». Общая площадь ЕС составляет 4 892 685 кмІм – 7 место в мире. Население ЕС по данным на 2009г. составляет 499.673.325млн. чел..

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *