идеальное бытие существует в двух формах в форме

Идеальное бытие и его формы

— самосознание, то есть осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, отношения к другим людям, словом, себя как особой и единой личности;

бессознательное,понятие, используемое для характеристики индивидуального и группового поведения, действительные цели и последствия которого не осознаются;

— сверхсознание,особая сфера человеческого сознания, к которой относятся такие компоненты высшей психической деятельности, как интуиция и озарение, то есть способность человека получать достоверные знания без предварительных логических обоснований.

Бытие субъективного духа — важнейшая сторона бытия индивида, интегральная составляющая, без которой невозможно человеческое бытие, его диалектическое развитие.

Объективный дух, как и субъективный дух, обязательно материализуются, причем оба вида духовного материально воплощаются в словах, звуках, знаках естественного и искусственного языков. Материальные «носители» духовного — это материальные предметы и процессы (книги, чертежи и формулы, проекты, холсты и краски картин, мрамор и бронза статуй, пленки фильмов, ноты и звучание музыкальных инструментов и т.д.). Сегодня функции хранения и использования социальной памяти все чаще передаются современным машинам, что значительно повышает роль тех исследований сознания и знания, которые сконцентрированы именно вокруг объективированного духовного.

А идеи красоты, справедливости, истины? Как бы ни изменялись представления людей о красоте, благе, добре, истине, все-таки сложились обобщенные представления, критерии и нормы, регулирующие процессы художественного, нравственного, научного творчества. Такие идеи в процессе развития человечества кристаллизуются, формируя духовные сокровища общечеловеческих ценностей. Отсюда, однако, неправомерно делать вывод об абсолютной независимости бытия духовного от бытия мира природного и человеческого. Бытие идей не просто неотделимо от бытия природы и человеческого мира, но изначально и непреложно включено в целостное бытие как таковое.

Духовная жизнь человечества, духовное богатство цивилизации и культуры, социальная жизнь — это специфическое «место бытия» объективного духа, чем и определяется его место в целостном бытии.

Сущность сознания

В истории философии исследователи сознания шли двумя путями. Первый путь состоял в описании способа, каким вещи даны в сознании. На философском языке это называется описанием феномена сознания. Второй путь состоял в объяснении, как возможно само сознание, т.е. объяснял сам феномен сознания. В философии античности и Нового времени эти подходы не различались, а потому считалось, что если описано, как вещи существуют в сознании, то вопрос о его природе исчерпан. Философия, описывая способ существования вещей в сознании, «растягивала» во времени и пространстве акт сознания путем выделения таких его «шагов», как ощущение, восприятие, представление и т.д. В XX в. философы дерзнули задать вопрос, как и почему возникает связь человека с миром и одновременно с самим собой? До настоящего времени исчерпывающего ответа на этот вопрос нет.

Существует и еще одна тайна сознания. Известно, что главным условием возможности появления индивидуального сознания является способность сформулировать суждение «Я есть». Для каждого человека слово «Я» понятно, ибо каждый из нас есть «Я». Открытие «Я» происходит в возрасте около трех лет, причем без участия со стороны самосознательного «Я», ибо его еще просто нет. Не случайно никто из нас не может вспомнить и рассказать, как, каким образом в возрасте трех лет ему пришла в голову мысль и потребность говорить о себе – «Я». Ведь до самого акта обнаружения себя в качестве «Я» человек не был «Я», а потому не было и того, кто взял бы под контроль процедуру «просыпания» «Я» и запомнил бы ее. Сказав о себе «Я», человек выделяет себя уже не только из природы, но и из сообщества других людей. Г. Гегель писал, что сознание есть отношение «Я» к миру, доведенное до противопоставления, о котором «Я» знает.

Общественное сознание — необходимый момент успешного функционирования как отдельных социальных групп, так и всего общества в целом. Оно выполняет как бы роль «смазки», которая облегчает движение механизма общественной жизни. Общественное сознание вплетено в «язык» реальной деятельности социальных групп, различающихся по их месту в способе производства, по их отношению к собственности и т.д. Более того, социальная система в целом может стабильно функционировать, лишь постоянно воспроизводя в массовом масштабе адекватное ей содержание общественного сознания.

Сознание существует автономно, но не изолированно от материального. Оно связано с таким материальным явлением, как человек с его мозгом. Если мировой разум существует на уровне научной гипотезы, то человеческое сознание – на уровне установленного научного факта, подтвержденного всей современной биологией, анатомией и физиологией человека.

Человек есть двуединое психофизическое существо, включающее в себя слой физический, телесный, сближающий его с животными, и слой психический, духовный, идеальный, отделяющий его от них.

Указанные два признака – автономия сознания и его связь с материальным – уже дают основания для определения сущности сознания: сознание есть свойство человека, его способность создавать идеальный образ мира и с его помощью преобразовывать себя и окружающую среду в процессе своей предметно-практической деятельности.

Важнейшим признаком сознания является его действенность, активность. Опираясь на свою способность к идеальной активности, на многогранную психику, человек активно преобразует мир и самого себя. Правда, как свидетельствует исторический опыт, эта человеческая активность может давать неоднозначные, противоречивые результаты. Плодами человеческой деятельности являются не только собор Парижской Богоматери и Тадж-Махал, но также Бухенвальд и Освенцим.

И все же, несмотря на противоречивость результатов активности человеческого разума, следует признать, что все плоды цивилизации, которыми люди пользуются сегодня, являются итогом активности разума и рук человека.

Перейдем теперь к вопросу об источниках сознания. Среди множества известных и неизвестных еще науке факторов, обусловливающих содержание сознания, можно выделить следующие.

Во-первых, внешний предметный и духовный мир: природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов. Такого рода информация является результатом взаимодействия человека с наличной ситуацией, обеспечивающей его постоянный непосредственный контакт с нею.

Вторым источником сознания является социокультурная среда: общие понятия, этические, эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания, средства, способы, формы познавательной деятельности.

Третьим источником сознания выступает весь духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний: в отсутствии непосредственных внешних воздействий человек способен переосмысливать свое прошлое, конструировать будущее и т.п.

Общее между сознанием и языком состоит в том, что исторически они возникли одновременно. Идеи не могут существовать отдельно от языка. Даже при безмолвном размышлении мы облекаем свои мысли в слова. Язык так же древен, как и мышление.

Сходство выражается также и в том, что и сознание, и язык являются продуктами длительного социально-исторического процесса, они развиваются и обогащаются под влиянием различных форм человеческого общения. История языка представляет собой выражение истории народа.

Язык так же богат, как весь мир материального и идеального бытия, с которым он связан. Поэтому он изучается многими науками: лингвистикой, логикой, психологией. Философия, перерабатывая данные этих наук, решает наиболее общие проблемы, такие, как происхождение языка, его соотношение с мышлением, роль в процессе духовного освоения мира.

Сознание и самосознание

Античная философия вначале знала сознание только как направленность внимания человека вовне, что соответствовало специфике жизнеощущения античного грека, которого интересовал только окружающий мир. Античный человек жил постоянно «вне себя», его «Я» устремлялось к вещам внешнего мира, проходя «сквозь себя» подобно лучу света, проникающему сквозь стекло.

Однако обращение мыслителей к самосознанию как особой сфере субъективного мира начинается уже с Сократа с его максимой: «Познай самого себя». Сократ одним из первых философов понял, что осознание окружающего человека мира остается ущербным без параллельного процесса осознания самого себя,своего внутреннего духовного мира. Со становлением философии как специфического рода знания, как знания о мире и человеке сложился и взгляд на деятельностный, беспокойный характер души, диалогичность и критичность разума по отношению к самому себе. Платон, например, отмечал, что деятельность души есть не пассивное восприятие, а собственная внутренняя работа, носящая характер беседы с самой собой; размышляя, душа ничего иного не делает, как разговаривает, спрашивая сама себя, отвечая, утверждая и отрицая.

Христианство породило потребность человека во внутреннем сосредоточении, без чего невозможно общение с Богом. Молитва и практика исповеди способствовали развитию умения совершать самоанализ. Сознание стало пониматься не только как знание о внешнем мире, но и как способность человека обращать свой взор внутрь себя. Сознание стало рассматриваться одновременно как самосознание. Именно так понимал сознание Аврелий Августин.

Философы Нового времени пришли к пониманию того, что все характеристики мира, образы вещей и предметов сопричастны тем процессам и событиям, которые происходят во внутреннем опыте человека. Стало общепринятым считать, что сознание становится самосознанием, когда «Я» приходит к осмыслению того, что все определения внешнего мира принадлежат не только ему как таковому, но и воспринимающему его «Я».

Итак, проблема сознания, включая в себя представление о его структуре, тесно связана с вопросом о самосознании. Так, С.Л. Франк в книге «Душа человека» разграничивал сознание на предметное сознание, сознание как переживание и самосознание.

Источник

идеальное бытие существует в двух формах в форме

Философские течения

Бытие как философская категория по некоторым трактовкам обозначает существование реальности независимо от сознания. Это понятие ввел древнегреческий мыслитель Парменид. Он утверждал, что бытие — это нечто непрерывно существующее, четное, однородное и абсолютно неподвижное, кроме него, ничего нет.

Большой вклад в понятие этой категории и ее разработку внес Платон. Он отождествляет бытие с миром всегда существующих, неизменных, подлинных идей, но задается вопросами: существование, которое рассматривается в разное время, различно или одинаково? Претерпевает ли бытие, чудесное само по себе, перемены, или же любая из вещей одинакова и всегда неизменна?

идеальное бытие существует в двух формах в форме

Платон противопоставляет бытие истинное и неподлинное, описывая чувственно воспринимаемые вещи как четность, тень, в которой отражаются совершенные образы и идеи.

Согласно теории Аристотеля, человек познает реальное через доступный образ, существующую форму. Он расположил не поддающуюся классификации первичную материю в основе мироздания.

Еще один философ ХХ в. Хайдеггер считал, что бытие и сущее — разные понятия. Сущее он приравнивал к времени и делал заключение, что ни одно, ни второе рациональными методами познать нельзя.

Бытие как специфическая категория

Разбирая вопрос существования и сталкиваясь с проблемой изучения бытия, наука философия отталкивается от факта реального существования мира. Первым постулатом при этом становится уже смысл этого факта, при этом рассматривается несколько аспектов:

идеальное бытие существует в двух формах в форме

Виды реальности

Бытие в философии делится на 2 мира, которые имеют разные способы существования и существенные отличия:

идеальное бытие существует в двух формах в форме

Существует и другая классификация основных форм бытия:

Человек: единство тела и духа

Человек является природным существом. Но благодаря сознанию, он не только физически существует, но и способен рассуждать о существовании мира и себя. Человека олицетворяет единство духа и тела. Первичной предпосылкой существования у человека является материальное. Человечество — это общность, включающая всех индивидов, живущих, живших и тех, что в будущем родятся. Важно понимать, что существование людей не зависит от сознания отдельно взятого человека.

Здоровое тело — необходимая характерная предпосылка здорового духа, хорошей умственной деятельности. Несмотря на верность этого изречения, психика не всегда подчиняется здоровому телу. При этом дух также имеет влияние на жизнедеятельность человека.

Важно обратить внимание на такой нюанс человеческого существования, как зависимость от общественных мотиваций. Если иные природные категории функционируют автоматически и можно предсказать их поведение с достаточной определённостью, то на поступки человека и его поведение часто влияют не биологические инстинкты, а общественные и духовные мотивы.

идеальное бытие существует в двух формах в форме

Для человеческого общества тоже характерен способ существования, в котором переплетаются материальное и духовное. Бытие социальное подразделяется на существование отдельной личности в обществе и на само общество.

Истинное существование

Истинное или идеальное бытие представляет собой существование вне времени, вечное и неизменное. Оно подобно мысли и слову бога и всегда, когда это надо, питается чистым знанием и энергией. По Аристотелю основой существования является первичная материя, которая не поддается идентификации. Ее сложно определять с помощью какой-либо категории. Существует неподвижная, вечная сущность, у которой нет никакой величины, она неделима и не имеет частей.

идеальное бытие существует в двух формах в форме

Хотя материя является частью существования, ее не стоит считать главной частью реального бытия. В нее входят 4 элемента: земля, воздух, огонь и вода, которые, соединяясь в различных комбинациях, являются посредниками между реально существующим миром и первой материей, которую невозможно постигнуть с помощью чувств.

Главной заслугой Аристотеля стала его идея, что бытие превращается в доступное для познания благодаря своему образу и форме, в которой предстает перед человеком. Французский мыслитель Рене Декарт стал основоположником дуалистической трактовки существования. Первичная достоверность по Декарту заключается в осознанности человеком своего «Я». В продолжение этой мысли он утверждает, что если определить как ложное все, в чем есть хоть доля сомнения, нельзя отвергнуть существование «Я». Противоестественно и неправильно полагать, что-то, что может мыслить, не существует.

Декарт одновременно с признанием мыслящего, духовного начала признает и материю, обладающую протяженностью и движением.

идеальное бытие существует в двух формах в форме

Объясняя суть бытия, Джордж Беркли опирается на позиции субъективного идеализма и утверждает, что все вещи представляют всего лишь комплекс ощущений, данных сознанием. По его мнению, в реальности вещи не существуют. Они являются всего лишь прибежищем человеческой мысли.

По-иному термин трактуется в работах Карла Маркса и Фридриха Энгельса, где, опираясь на материалистические тенденции, под бытием понимают существующую бесконечную материю, которая абсолютно не зависит от человеческого сознания. При этом утверждается возникновение (начало) и конечность вещей и явлений. Бытие не может существовать без материи. Небытие является переходом из одной формы существования в другую.

Отражение в науках

Диалектико-материалистическая концепция и толкование о единстве мира не противоречат развитию естествознания в тот период. Появляются понятия электромагнитной волны и светового давления. Изучение клетки указывает на существующее единство в строении всего сущего, на сохранение и превращение энергии.

На рубеже 19−20 вв. знаменательными стали открытия в физике о сложной структуре атома. Изменились представления об основных видах движения, что послужило опровержением субстратно-вещественной модели мира. Возникает теория о функциональной модели, которая утверждает, что Вселенная — это единый механизм, где все явления имеют определенные места в цепи событий, несмотря на их многообразие.

идеальное бытие существует в двух формах в форме

Единство мира находит отражение в таких науках, как математика, физика, астрофизика, кибернетика.

На новый уровень выходит естествознание. Изменяются философские определения. Здравому смыслу уже не по силам регулировать отношения ложности и истинности. Появляется понятие «наблюдатель». Именно характеристики наблюдателя таких атрибутов, как масса, заряд, статика, влияют на объект.

Такая концепция начинает проявлять себя в различных сферах философии. На смену вопросу «что такое мир?» встает вопрос «кто мы в этом мире?». Все большей популярностью начинает пользоваться идея о «создании реальности», сторонники которой утверждают, что категория бытия напрямую зависит от убеждений воспринимающих мир людей.

Источник

Виды и формы бытия

идеальное бытие существует в двух формах в форме идеальное бытие существует в двух формах в форме идеальное бытие существует в двух формах в форме идеальное бытие существует в двух формах в форме

идеальное бытие существует в двух формах в форме

идеальное бытие существует в двух формах в форме

Понятие бытия. Диалектика бытия и небытия.

Онтология – учение о существовании.

Теория философии.

(Ontos – сущее) Это раздел философии изучающий фундаментальные принципы бытия. Предмет онтологии пересекается с предметом естествознания: физики, астрономии. В ряду многочисленных философских категорий, категория бытия занимает центральное место.

Она является исходной категорией философии т. к. выражает самую славную характеристику любого предмета и явления: его способность быть, существовать.

Первое, что человек узнает, это то, что все существует: сам он и мир. Первый вопрос, над которым задумывается человек: «Что, есть все, что существует и куда потом девается, откуда происходит?» А когда человек попытался ответить на этот вопрос, то он стал философом.

Ранняя греческая философия как раз и представляла собой попытку ответить на этот вопрос. Они отвечали: вода, воздух, огонь, число, есть еще и идеальное бытие.

Категория бытия является важнейшей, она является часто употребляемой в обычной жизни.

Связь между ними выражается:

— Бытиё возникает из небытия. Любая вещь имеет начало своего существования из небытия.

— Бытиё превращается в небытие. Все имеет свой срок, свое время. Вещи и явления перестают существовать.

Нередко веши и явления исчезают навсегда, но они могут получать второе бытиё в сознании конкретного человека, в его памяти. Это бытиё – субъективное.

Традиционно в философии выделяют два вида бытия:

Материальное бытие (физический мир) . Это существование вещей и процессов, личностей. Оно всегда индивидуально и неповторимо и имеет ограничение в пространстве и времени.

Т. о. Материальное и идеальное это противоположные полюсы бытия.

Выделяют три наиболее значимых формы бытия:

Каждая из этих форм обладает своей спецификой и включает в себя несколько уровней, и все три формы образуют пирамиду бытия.

В основе пирамиды: неживая природа. Она имеет два уровня:

Естественная природа (первая природа) . Первозданная природа, которая существует вне зависимости от человека: звезды, планеты, земля, вода. Для этого природного мира характерна постоянная изменчивость, эволюция.

Первая и вторая природа имеют общее и различное.

Общее: у них едина основа, они вещественны, подвержены разрушению.

Различное: естественная природа бесконечна в пространстве и во времени и неуничтожима по существу. Искусственная природа очень ограничена в пространстве и во времени и в принципе уничтожима.

Живая природа – это качественно более высокая ступень бытия.

Живая природа ничтожно мала по сравнению с неживой. Её критерии:

— Способность существовать, обмен веществом и энергией.

идеальное бытие существует в двух формах в форме

— Способность к размножению. Только живые организмы могут производить себе подобных.

Выделяют 2 уровня живого:

Живые одухотворенны тела или человек;

Бытиё человека делиться на три группы:

Источник

Идеальное бытие и его формы

Проблема идеального бытия дискутируется в философии с момента постановки ее Платоном. Но задолго до античной культуры способность человека мыслить, чувствовать, оценивать явления и процессы именовалась душой.

В современной отечественной философии и науке сложились три концепции идеального.

Согласно концепции Д.И. Дубровского, идеальное – явление, присущее субъективному миру отдельного социального индивида, материальным носителем его выступает нейродинамический код, природа которого науке до конца пока еще не ясна.

В концепции Э.В. Ильенкова идеальное рождается и существует не в голове, а при помощи головы в общественной деятельности человека. Его нельзя отождествлять ни с результатами деятельности индивидуального нейрофизиологического аппарата (индивидуализированное духовное бытие), ни с материальным субстратом объективации этого бытия (книга, мрамор, архитектурная модель, икона). Оно включает в себя весь мир объективированного духовного бытия не только отдельной личности, но и результаты духовной деятельности всего исторического процесса, мир человеческой культуры и всю очеловеченную природу. В этом смысле идеальное первично по отношению к сознанию индивида.

По мнению М.А. Лифшица, идеальное непосредственно связано с идеалом и не сводимо к понятию идея. «Идея» – это категория, связанная с характеристикой психической, сознательной деятельности субъектов, а «идеал» обозначает объективно-реальные образцы, эталоны представителей любого вида неживой, живой и социально организованной форм бытия (совершенной формы кристаллы, эталонные образцы растений и животных, позитивные ценности и идеалы в обществе).

Главной формой идеального бытия является сознание.

Определение сознания зависит от широкого или узкого его толкования, онтологического или гносеологического аспекта его рассмотрения и других подходов к его анализу.

В узком и специальном значении понятия под сознанием имеют в виду высшую понятийную форму отражения действительности.

Тема 9. Гносеология

1. Теория познания как раздел философского знания.

2. Особенности познавательных способностей человека.

Источник

15. Онтология

БЫТИЕ – существование, а также то, что обладает существованием; у представителей различных направлений философии получает различную трактовку, у материалистов – это материя, у идеалистов – дух; обратное – небытие.

Чтобы разобраться в сложном устройстве мира вводится категория «действительность» («реальность»), под которой понимается совокупность всех состояний и объектов мира в прошлом, настоящем и будущем. Она существует в двух разновидностях:

1) объективная реальность – действительное существование каких-либо предметов, явлений независимо от сознания человека;

Бытие – это единство субъективной и объективной реальности. Человек – точка пересечения субъективной и объективной реальности, центр бытия, ядро философской проблемы бытия в целом.

Впервые понятие «бытие» как специфическую категорию для обозначения существующей реальности использовал древнегреческий мыслитель Парменид (ок. 540-470 гг. до н.э.). Согласно Пармениду, бытие существует, оно непрерывно, однородно и совершенно неподвижно. Ничего другого, кроме бытия, нет.

Английский философ Джордж Беркли (1685-1753) с позиций субъективного идеализма объясняет сущность бытия. Он утверждает, что все вещи – это лишь «комплексы наших ощущений», которые изначально даны нашим сознанием. По Беркли, реальное бытие, т.е. вещи, идеи объективно, в реальности, в своем земном воплощении не существуют, их прибежищем является человеческая мысль.

Основоположники философии марксизма Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) с позиций диалектического материализма трактуют проблему бытия. Марксизм понимает под бытием материю, существующую бесконечно, в пространстве и времени и независимую от человеческого сознания. Бытие не существует без материи, они вечны и существуют одновременно. Небытие означает не исчезновение бытия, а переход из одной формы бытия в другую.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *