иерархия нормативно правовых актов в казахстане

О нормативных правовых актах

О нормативных правовых актах

Закон Республики Казахстан от 24 марта 1998 г. N 213

Ведомости Парламента РК, 1998 г., N 2-3, ст. 25

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

1. Особенности разработки и представления, принятия, регистрации, введения в действие, изменения, дополнения, прекращения или приостановления действия, опубликования законодательных и иных нормативных правовых актов определяются, в соответствии с их уровнем, законодательными актами, регулирующими деятельность государственных органов, принимающих нормативные правовые акты, актами, определяющими правовой статус этих органов, в том числе положениями о них и их регламентами, другими нормативными правовыми актами, за исключением особенностей, определяемых актами Президента Республики Казахстан, касающихся проектов законодательных актов, вносимых в Мажилис Парламента Республики Казахстан в порядке законодательной инициативы Президента Республики Казахстан.

2. Настоящий Закон не регулирует порядок принятия, изменения и прекращения действия Конституции Республики Казахстан.

3. Настоящим Законом не регулируется порядок подготовки, заключения, исполнения и денонсации международных договоров, в том числе включающих в себя нормы права.

4. Настоящим Законом не определяется порядок разработки, представления, принятия, введения в действие, действия, опубликования, изменения, дополнения и прекращения действия нормативных актов, принятых в соответствии с законодательством, но не отвечающих требованиям, приведенным в подпункте 1) статьи 1 настоящего Закона и имеющих правореализующее и правоприменительное значение, в частности:
1) нормативных актов негосударственных организаций, в том числе общественных объединений и органов местного самоуправления;
2) нормативных актов государственных организаций, не являющихся уполномоченными органами;
3) нормативных актов, содержащих технические и технологические стандарты.
Сноска. Статья 2 с изменениями, внесенными законом РК от 06.03.2002 N 298; от 16.06.2004 N 566; от 29.12.2006 N 209 (порядок введения в действие см. статью 2); от 04.07.2008 N 57-IV (порядок введения в действие см. ст.2).

Статья 3. Основные и производные виды нормативных
правовых актов

1. Нормативные правовые акты подразделяются на основные и производные.

4. Нормативные правовые акты производных видов принимаются или утверждаются посредством нормативных правовых актов основных видов и составляют с ними единое целое. Место нормативного правового акта производного вида в иерархии нормативных правовых актов определяется уровнем акта основного вида.

5. Территориальные органы центральных исполнительных органов и государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан, а также местные исполнительные органы, уполномоченные акимом, финансируемые из местных бюджетов, не вправе издавать нормативные правовые акты.

6. Принимаемые государственными органами и должностными лицами правовые акты индивидуального применения не являются нормативными правовыми актами.
Сноска. Статья 3 с изменениями, внесенными законами РК от 06.03.2002 N 298; от 16.06.2004 N 566; от 29.12.2006 N 209 (порядок введения в действие см. статью 2); от 18.06.2007 N 262; от 29.06.2007 N 271 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 27.07.2007 N 315 (вводится в действие со дня официального опубликования); от 04.12.2008 N 97-IV(порядок введения в действие см. ст.2).

Статья 3-1. Общественные отношения, регулируемые
кодексами Республики Казахстан

Кодексы Республики Казахстан принимаются с целью регулирования следующих однородных важнейших общественных отношений:
1) бюджетных;
2) гражданских;
3) гражданских процессуальных;
4) брачно-семейных;
5) экологических;
6) водных;
7) земельных;
8) лесных;
9) налоговых;
10) таможенных;
11) транспортных;
12) трудовых;
13) связанных с исполнением уголовных наказаний;
14) связанных с привлечением к административной ответственности;
15) связанных с привлечением к уголовной ответственности;
16) уголовно-процессуальных;
17) в сфере здравоохранения.
Сноска. Глава дополнена Статьей 3-1 в соответствии с Законом РК от 16.06.2004 N 566; с изменениями, внесенными Законом РК от 29.06.2007 N 271 (вводится в действие со дня его официального опубликования).

Статья 4. Иерархия нормативных правовых актов

1. Высшей юридической силой обладает Конституция Республики Казахстан.

3. Каждый из нормативных правовых актов нижестоящего уровня не должен противоречить нормативным правовым актам вышестоящих уровней.

4. Вне указанной иерархии находятся нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан, Верховного Суда Республики Казахстан.

5. Иерархия нормативных правовых решений маслихатов, нормативных правовых постановлений акиматов и нормативных правовых решений акимов административно-территориальных единиц определяется Конституцией Республики Казахстан и законодательными актами о местном государственном управлении.

6. Нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан основываются только на Конституции Республики Казахстан и все иные нормативные правовые акты не могут им противоречить.
Сноска. Статья 4 с изменениями, внесенными законами РК от 17.10.2001 N 248; от 06.03.2002 N 298; от 16.06.2004 N 566; от 29.06.2007 N 271 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 27.07.2007 N 315 (вводится в действие со дня официального опубликования).

Статья 5. Прямое действие нормативных правовых актов

1. Все нормативные правовые акты имеют прямое действие, если иное не оговорено в самих нормативных правовых актах или актах о введении их в действие.

2. Для применения нормативных правовых актов, введенных в действие, не требуется каких-либо дополнительных указаний.

3. Если в самом нормативном правовом акте указано, что какая-либо его норма права применяется на основе дополнительного нормативного правового акта, то эта норма применяется в соответствии с основным и дополнительным нормативным правовым актом. До принятия дополнительного нормативного правового акта действуют нормативные правовые акты, ранее регулировавшие соответствующие отношения.
Сноска. Статью 5 с изменениями, внесенными Законом РК от 29.06.2007 N 271 (вводится в действие со дня его официального опубликования).

Статья 6. Противоречия норм права различных
нормативных правовых актов

1. При наличии противоречий в нормах нормативных актов разного уровня действуют нормы акта более высокого уровня.

2. Нормы законов в случаях их расхождения с нормами кодексов Республики Казахстан могут применяться только после внесения в кодексы соответствующих изменений.

3. При наличии противоречий в нормах нормативных правовых актов одного уровня действуют нормы акта, позднее введенные в действие.
Сноска. Статья 6 в редакции Закона РК от 06.03.2002 N 298.

Глава 2. Планирование подготовки проектов
нормативных правовых актов

Статья 7. Планы подготовки проектов нормативных
правовых актов

1. Планы подготовки проектов нормативных правовых актов подразделяются на текущие, составляемые на один год, и перспективные, составляемые на более длительные сроки.
В перспективных планах предусматривается разработка наиболее важных нормативных правовых актов, а также нормативных правовых актов, подготовка которых планируется на срок более одного года.

2. В планах подготовки указываются:
1) наименование нормативного правового акта, отражающее его уровень, форму и предмет регулирования;
2) сроки подготовки;
3) государственные органы и организации, ответственные за разработку проекта.

3. Планы подготовки нормативных правовых актов составляются и утверждаются государственными органами, компетентными принимать соответствующие акты, если иное не предусмотрено настоящим Законом и другим законодательством.

4. При составлении планов подготовки проектов нормативных правовых актов учитываются предложения государственных и иных органов и организаций, в том числе научных, а также предложения иных заинтересованных лиц.

5. Государственные органы, составляющие и утверждающие планы подготовки проектов нормативных правовых актов, могут включать в планы и другие показатели, отражающие подготовку этих актов.

6. Требования настоящей статьи не распространяются на подготовку проектов законодательных актов, вносимых в Мажилис Парламента Республики Казахстан в порядке законодательной инициативы Президента Республики Казахстан.
Сноска. Статья 7 с изменениями, внесенными Законом РК от 04.07.2008 N 57-IV (порядок введения в действие см. ст.2).

Статья 8. Планирование подготовки нормативных
правовых актов, издаваемых Президентом
Республики Казахстан

Порядок и формы планирования подготовки проектов нормативных правовых актов, издаваемых Президентом Республики Казахстан, определяются Президентом Республики Казахстан.

Статья 9. Планирование подготовки законодательных
актов Парламента Республики Казахстан

Порядок и формы планирования подготовки проектов законодательных актов, принимаемых Парламентом Республики Казахстан, определяются Парламентом и его палатами в соответствии с их компетенцией, установленной пунктом 3 статьи 61 Конституции Республики Казахстан.

Статья 10. Планирование законопроектных работ
Правительства Республики Казахстан

1. Правительство Республики Казахстан составляет перспективный и ежегодные планы законопроектных работ.

2. Проекты планов разрабатываются Министерством юстиции Республики Казахстан.

3. Планы законопроектных работ Правительства согласовываются с Президентом Республики Казахстан.

Статья 11. Поручения Правительства Республики Казахстан
по подготовке нормативных правовых актов

Правительство Республики Казахстан в соответствии с планом законопроектных работ дает поручения государственным органам и организациям, указанным в плане, подготовить проекты нормативных правовых актов в сроки, предусмотренные в плане.

Статья 12. Особенности планирования подготовки
проектов нормативных правовых актов
центральных исполнительных органов,
как входящих, так и не входящих в
состав Правительства Республики
Казахстан и иных центральных органов
Республики Казахстан, а также
органов местного государственного
управления Республики Казахстан

Особенности планирования подготовки проектов нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных центральных государственных органов Республики Казахстан как входящих, так и не входящих в Правительство Республики Казахстан, а также органов местного государственного управления, определяются каждым из этих органов.

Глава 3. Подготовка и оформление проектов
нормативных правовых актов

Статья 13. Разработчики проектов нормативных правовых актов

1. Разработчиками проектов законодательных актов, вносимых в Мажилис Парламента в порядке законодательной инициативы Президента Республики Казахстан, по поручению Президента Республики Казахстан или Руководителя Администрации Президента, основанному на поручении Президента Республики Казахстан, могут являться Администрация Президента, Правительство, иные государственные органы, а также негосударственные организации и граждане по согласованию с ними.

2. Предложения о разработке законопроектов, вносимых в Мажилис Парламента в порядке законодательной инициативы Президента Республики Казахстан, могут вноситься на рассмотрение Президента Республики Казахстан его Администрацией, Правительством, центральными и местными государственными органами, органами местного самоуправления, а также негосударственными организациями и гражданами.

3. Проекты нормативных правовых актов разрабатываются уполномоченными органами по своей инициативе или по поручениям вышестоящих государственных органов, если иное не установлено законодательством.

4. Все иные государственные и негосударственные организации и лица вправе вносить предложения по разработке нормативных правовых актов или передавать на рассмотрение уполномоченных органов инициативные проекты таких актов. Уполномоченные органы могут принять их в качестве основы для разрабатываемых ими проектов или признать их дальнейшую разработку и принятие проектов нецелесообразными.
Сноска. Статья 13 в редакции Закона РК от 04.07.2008 N 57-IV (порядок введения в действие см. ст.2).

Статья 14. Порядок разработки проекта нормативного
правового акта

1. Уполномоченный орган, разрабатывающий проект нормативного правового акта, создает рабочую группу по подготовке проекта или поручает его подготовку одному из своих подразделений, которое выполняет функции рабочей группы. В подготовке проекта обязательно участие работников юридического подразделения органа, подготавливающего проект.
Депутаты Парламента Республики Казахстан вправе принимать участие в работе рабочей группы по подготовке проекта закона на любой стадии.

3-1. Администрация Президента Республики Казахстан или иные государственные органы Республики Казахстан, которым поручена разработка проекта законодательного акта в порядке законодательной инициативы Президента Республики Казахстан, осуществляют разработку проекта законодательного акта в месячный срок, если иной срок не установлен Президентом Республики Казахстан или по его поручению Руководителем Администрации Президента.

4. Разработчиками проектов законов, подготавливаемых в порядке законодательной инициативы депутатами Парламента Республики Казахстан, являются депутаты Парламента.
По проектам нормативных правовых актов Министерство юстиции Республики Казахстан проводит юридическую экспертизу, если эти акты имеют общеобязательное значение, касаются прав и свобод граждан или регулируют предпринимательскую деятельность.

5. Уполномоченный орган, если иное не установлено законодательством, может поручить подготовку проекта нормативного правового акта подведомственным ему государственным органам и организациям или заказать его подготовку на договорной основе специалистам, научным учреждениям, отдельным ученым или их коллективам, в том числе зарубежным, с использованием на эти цели выделенных бюджетных средств и грантов.

6. Уполномоченный орган вправе поручить подготовку альтернативных проектов нескольким государственным органам и организациям или поручить их разработку на договорной основе, в том числе по конкурсу, нескольким научным организациям или ученым.

7. Если для обеспечения действия норм готовящегося проекта законодательного акта Республики Казахстан, нормативного правового указа Президента Республики Казахстан, нормативного правового постановления Правительства Республики Казахстан необходимо внесение изменений и дополнений в другие нормативные правовые акты, одновременно с проектом основного акта должны быть подготовлены проекты актов с указанными изменениями и дополнениями или дано поручение соответствующим органам о подготовке таких актов.
Сноска. Статью 14 с изменениями, внесенными законами РК от 06.03.2002 N 298; от 21.10.2005 N 81 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 31.01.2006 N 125 (введение в действие см. статью 2); от 29.06.2007 N 271 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 04.07.2008 N 57-IV (порядок введения в действие см. ст.2).

Статья 14-1. Особенности разработки и принятия
нормативных правовых актов, затрагивающих
интересы субъектов частного
предпринимательства

1. Центральные государственные и местные исполнительные органы через экспертные советы направляют проекты нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов частного предпринимательства, в аккредитованные объединения субъектов частного предпринимательства для получения экспертного заключения.

2. Пояснительная записка к проекту нормативного правового акта, затрагивающего интересы субъектов частного предпринимательства, должна содержать результаты расчетов, подтверждающих снижение и (или) увеличение затрат субъектов частного предпринимательства в связи с введением в действие нормативного правового акта.

3. Экспертное заключение представляет собой консолидированное мнение членов аккредитованных объединений субъектов частного предпринимательства, носит рекомендательный характер и является обязательным приложением к проекту нормативного правового акта до его принятия государственным органом.

4. Государственный орган при согласии с экспертным заключением вносит в проект нормативного правового акта соответствующие изменения и дополнения.
В случае несогласия с экспертным заключением государственный орган направляет в объединение субъектов частного предпринимательства ответ с обоснованием причин несогласия с экспертным заключением.

5. Сроки введения в действие нормативного правового акта, затрагивающего интересы частного предпринимательства, должны устанавливаться исходя из сроков, необходимых субъекту частного предпринимательства для подготовки к осуществлению деятельности в связи с устанавливаемыми законами Республики Казахстан требованиями.
Порядок и сроки введения в действие нормативных правовых актов не должны наносить ущерб субъектам частного предпринимательства.

6. Процедуры, предусмотренные настоящей статьей, являются обязательными условиями принятия нормативных актов, затрагивающих интересы субъектов частного предпринимательства.

7. Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов частного предпринимательства, подлежат обязательному опубликованию (распространению) в средствах массовой информации, включая WEB-сайты в общедоступных телекоммуникационных сетях до их рассмотрения соответствующим органом или на заседании экспертного совета.
Сноска. Закон дополнен статьей 14-1 в соответствии с Законом РК от 31.01.2006 N 125(введение в действие см. статью 2).

Статья 15. Согласование проекта нормативного правового
акта с заинтересованными государственными
органами и организациями

2. Перечень государственных органов, с которыми проекты нормативных правовых актов подлежат обязательному согласованию, определяется Правительством Республики Казахстан, за исключением проектов актов Президента Республики Казахстан и проектов законодательных актов, вносимых Президентом Республики Казахстан или депутатами Парламента Республики Казахстан в порядке законодательной инициативы.

2-1. Подготовленные в порядке законодательной инициативы Президента Республики Казахстан проекты законодательных актов согласовываются с заинтересованными государственными органами Республики Казахстан в случаях необходимости, определяемых Президентом Республики Казахстан или по его поручению Руководителем Администрации Президента.

4. По полученным замечаниям проект, при необходимости, дорабатывается органом, разработавшим проект, а рабочая группа составляет справку о принятых и отклоненных замечаниях, мотивах отклонения замечаний. Эта справка передается государственному органу, создавшему рабочую группу, вместе с проектом нормативного правового акта.

5. Государственный орган, создавший рабочую группу, может внести в проект изменения и дополнения, которые должны быть обсуждены с рабочей группой, или вернуть проект на доработку в рабочую группу.
Сноска. Статья 15 с изменениями, внесенными законами РК от 29.06.2007 N 271 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 04.07.2008 N 57-IV (порядок введения в действие см. ст.2).

Статья 16. Реквизиты нормативного правового акта

Нормативные правовые акты должны иметь следующие реквизиты:
1) государственный Герб Республики Казахстан;
2) указание на форму акта: конституционный закон Республики Казахстан; указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу конституционного закона; кодекс; закон Республики Казахстан; указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона; постановление Парламента Республики Казахстан; постановление Сената; постановление Мажилиса; указ Президента Республики Казахстан; постановление Правительства Республики Казахстан; приказ Министра; приказ руководителя центрального государственного органа; постановление центрального государственного органа; решение маслихата; постановление акимата; решение акима; иная форма нормативного правового акта, предусмотренная настоящим Законом;
3) заголовок, обозначающий предмет регулирования данного нормативного правового акта;
4) место и дату принятия нормативного правового акта;
5) регистрационный номер нормативного правового акта;
6) подпись лица, уполномоченного подписывать соответствующий нормативный правовой акт;
7) указание на дату и номер государственной регистрации нормативного правового акта в нормативных правовых актах, подлежащих такой регистрации в органах юстиции Республики Казахстан;
8) гербовую печать.
Сноска. Статья 16 с изменениями, внесенными законами РК от 16.06.2004 N 566; от 21.10.2005 N 81 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 27.07.2007 N 315 (вводится в действие со дня официального опубликования).

Статья 17. Структура нормативного правового акта

1. Основным структурным элементом нормативного правового акта является статья или пункт, содержащие в себе нормы права. В виде статей с наименованием «статья» нормы права включаются в законодательные акты. Иные нормативные правовые акты состоят из пунктов, без их наименования словом «пункт».

2. Близкие по содержанию статьи (пункты) значительных по объему нормативных правовых актов могут объединяться в главы. Несколько глав, близких по содержанию, могут объединяться в разделы, а разделы, в свою очередь, могут объединяться в части нормативного правового акта.

3. В больших по объему главах могут выделяться параграфы нормативного правового акта и части параграфа, а в больших разделах могут аналогично выделяться подразделы.

4-1. В тексте нормативных правовых актов не допускаются обозначение абзацев дефисами или иными знаками, выделение и подчеркивание отдельных слов и словосочетаний.

5. Каждая статья (пункт), а также главы, разделы и части нормативного правового акта нумеруются арабскими цифрами. Нумерация статей (пунктов) является сквозной для всего нормативного правового акта. Самостоятельной и сквозной является также нумерация разделов и частей нормативного правового акта.

6. Нумерация пунктов и подпунктов статьи самостоятельна для каждой статьи, а в нормативных правовых актах, в которых основным структурным элементом является не статья, а пункт, самостоятельна нумерация подпунктов каждого пункта. Самостоятельной, а не сквозной, является также нумерация параграфов в каждой главе и нумерация подразделов в каждом разделе нормативного правового акта.

7. Номера подпунктов в пунктах статьи обозначаются арабскими цифрами со скобкой.

8. В случаях, когда необходимо разъяснить цели и мотивы принятия нормативного правового акта, основные задачи, которые перед ним стоят, изложению норм права предшествует вступительная часть (преамбула).

9. При необходимости уточнения терминов и определений, используемых в нормативном правовом акте, в нем помещается статья, разъясняющая их смысл. В нормативном правовом акте на государственном языке термины и определения располагаются в алфавитном порядке.
Термины и определения, используемые в нормативном правовом акте, должны соответствовать терминам и определениям, применяемым в вышестоящем нормативном правовом акте, регулирующем однородные общественные отношения.

10. В целях удобства пользования каждая глава нормативного правового акта, его раздел, часть, а также параграфы глав и подразделы разделов должны иметь заголовки. Заголовки должны иметь и статьи законодательных актов.
Небольшие, не имеющие глав, законодательные акты могут не иметь заголовков статей.

11. Необходимым структурным элементом кодексов, а в случаях, когда это признает необходимым уполномоченный орган, и других нормативных правовых актов является оглавление.

12. В структуру нормативного правового акта могут включаться приложения.
Сноска. Статья 17 с изменениями, внесенными законами РК от 06.03.2002 N 298; от 21.10.2005 N 81 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 29.06.2007 N 271 (вводится в действие со дня его официального опубликования).

Статья 18. Требования к содержанию и стилю изложения текста
нормативного правового акта

1. Задачи, функции и компетенция государственных органов в области государственного регулирования общественных отношений должны устанавливаться в законах с четким разграничением по уровню государственного управления.

2. Текст нормативного правового акта излагается с соблюдением норм литературного языка и юридической терминологии. Не допускаются употребление устаревших и многозначных слов и выражений, эпитетов, метафор, сокращение слов. Текст нормативного правового акта не должен содержать положения, не несущие смысловой и правовой нагрузки. Текст статьи (пункта) не излагается повторно в других статьях (пунктах).
Сноска. Статья 18 в редакции Закона РК от 12.03.2004 N 536 ; с изменениями, внесенными Законом РК от 29.06.2007 N 271 (вводится в действие со дня его официального опубликования).

Статья 19. Ссылки в нормативных правовых актах на
статьи других актов и воспроизведение
в актах статей других актов

В случае необходимости в нормативном правовом акте допускаются ссылки на статьи (пункты) иных актов, а также воспроизводятся отдельные положения из нормативных правовых актов вышестоящих уровней со ссылкой на такие акты.

Статья 20. Ссылки в статьях нормативных правовых
актов на другие статьи

Ссылки в статьях (пунктах и подпунктах) нормативного правового акта на другие его статьи (пункты, подпункты) применяются в случаях, когда необходимо показать взаимную связь правовых норм либо избежать повторений.

Статья 21. Внесение проекта нормативного правового
акта в Мажилис Парламента Республики
Казахстан и отзыв его из Парламента
Республики Казахстан

1. В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Конституции Республики Казахстан право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики Казахстан, депутатам Парламента Республики Казахстан, Правительству Республики Казахстан и реализуется исключительно в Мажилисе Парламента Республики Казахстан. Проект нормативного правового акта на бумажных и электронных носителях вносится в Мажилис на государственном и русском языках.

3. Президент Республики Казахстан, депутаты Парламента Республики Казахстан и Правительство Республики Казахстан вправе отозвать из Парламента Республики Казахстан проект законодательного акта, инициированный ими в порядке законодательной инициативы, на любой стадии его рассмотрения.
Сноска. Статья 21 с изменениями, внесенными законами РК от 16.06.2004 N 566; от 21.10.2005 N 81 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 29.06.2007 N 271 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 04.07.2008 N 57-IV (порядок введения в действие см. ст.2).

Глава 4. Научная экспертиза проектов
нормативных правовых актов

Статья 22. Задачи научной экспертизы

1. По проектам нормативных правовых актов может проводиться научная экспертиза (правовая, экологическая, финансовая и другая) в зависимости от правоотношений, регулируемых данными актами.
По проектам нормативных правовых актов, вносимых на рассмотрение Парламента Республики Казахстан, проведение научной экспертизы обязательно, за исключением случаев внесения проектов законодательных актов в порядке законодательной инициативы Президента Республики Казахстан, когда научная экспертиза может не проводиться.

1-1. Проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, последствия от принятия которых создают угрозу экологической, в том числе радиационной, безопасности, охране окружающей среды, подлежат обязательной экологической экспертизе.

2. Экспертиза проводится для:
1) оценки качества, обоснованности, своевременности, правомерности проекта, соблюдения в проекте закрепленных Конституцией Республики Казахстан прав человека и гражданина;
2) определения возможной эффективности нормативного правового акта;
3) выявления возможных отрицательных последствий принятия проекта в качестве нормативного правового акта.
Сноска. Статья 22 с изменениями, внесенными законами РК от 06.03.2002 N 298; от 16.06.2004 N 566; от 04.07.2008 N 57-IV (порядок введения в действие см. ст.2).

Статья 23. Лица и организации, осуществляющие
экспертизу

1. Научная экспертиза проектов нормативных правовых актов проводится научными учреждениями и высшими учебными заведениями соответствующего профиля, экспертами, привлекаемыми из числа ученых и специалистов, в зависимости от содержания рассматриваемого проекта. Проведение экспертизы может быть поручено одному или нескольким экспертам (экспертной комиссии).

3. В качестве экспертов привлекаются организации и лица, не принимавшие непосредственного участия в подготовке проекта.

4. В качестве экспертов могут привлекаться специалисты из других государств и международных организаций.
Проект может быть направлен для научной экспертизы в иностранные и международные организации.

Статья 24. Инициатива при направлении проектов
нормативных правовых актов на экспертизу

1. Решение о проведении экспертизы проекта нормативного правового акта может быть принято:
1) Президентом Республики Казахстан или по его поручению Руководителем Администрации Президента Республики Казахстан, депутатами Парламента Республики Казахстан и Правительством Республики Казахстан, вносящими проект в Мажилис в порядке законодательной инициативы;
2) уполномоченным органом;
3) должностными лицами или структурными подразделениями уполномоченного органа, если регламентом этого органа или иным законодательством этим лицам и структурным подразделениям такое право предоставлено.

2. В случаях, когда проект нормативного правового акта подготавливается на договорной основе (пункт 5 статьи 14 настоящего Закона), экспертиза проекта может быть проведена по решению заказчика проекта.
Сноска. Статья 24 с изменениями, внесенными Законом РК от 04.07.2008 N 57-IV (порядок введения в действие см. ст.2).

Глава 5. Порядок принятия нормативного правового
акта и его введения в действие

Статья 25. Определение порядка принятия нормативных
правовых актов

1. Порядок принятия нормативных правовых актов определяется Конституцией Республики Казахстан и настоящим Законом.

3. Принятие нормативного правового акта уполномоченным органом допускается только в случаях, когда компетенция уполномоченного органа по принятию данного акта прямо предусмотрена законодательством Республики Казахстан.
Сноска. Статья 25 с изменениями, внесенными законами РК от 06.03.2002 N 298; от 16.06.2004 N 566; от 27.07.2007 N 315 (вводится в действие со дня официального опубликования).

Статья 26. Порядок введения в действие нормативного
правового акта

1. Порядок введения в действие нормативного правового акта может определяться самим нормативным правовым актом.

2. Порядок введения в действие законов, в том числе кодексов, определяется в самих законах (кодексах) либо отдельными законами.

Статья 27. Признание утратившими силу, изменения и
дополнения нормативных правовых актов и
их частей в связи с принятием нового
нормативного правового акта

1. В связи с принятием нормативного правового акта подлежат признанию утратившими силу, изменению или дополнению все ранее принятые нормативные правовые акты или их структурные части, если они противоречат включенным в новый акт нормам права или поглощаются ими.

1-1. При признании утратившим силу нормативного правового акта вышестоящего уровня подлежат признанию утратившими силу нормативные правовые акты нижестоящего уровня, принятые в его реализацию.
Данное требование также распространяется на случаи, когда из нормативного правового акта вышестоящего уровня исключаются отдельные нормы, в реализацию которых приняты нормативные правовые акты нижестоящего уровня.

2. Перечень актов и их частей, подлежащих признанию утратившими силу в связи с принятием нормативного правового акта, должен содержаться либо в самом акте, либо в акте о порядке введения его в действие.

3. При значительном числе актов (три или более) или их частей (глав, статей, пунктов и подпунктов), подлежащих признанию утратившими силу, изменению или дополнению в связи с принятием нового нормативного правового акта и имеющих тот же уровень, что и новый акт, их перечень оформляется самостоятельным актом. Проект такого акта подготавливается разработчиками проекта основного акта и представляется одновременно с ним.
Все изменения и дополнения, вносимые в один и тот же нормативный правовой акт, предусматриваются одним пунктом или подпунктом. Все акты в перечне актов, в которые вносятся изменения и дополнения, так же как и в перечне актов, признаваемых утратившими силу, располагаются в зависимости от соотношения их юридической силы, а также в хронологическом порядке по дате их принятия (издания).

4. При значительном числе актов (три или более) или их частей (глав, статей, пунктов и подпунктов), подлежащих признанию утратившими силу, изменению или дополнению в связи с принятием нового нормативного правового акта и имеющих более низкий уровень, чем новый акт, уполномоченный орган поручает соответствующим государственным органам принять (издать) акты о признании утратившими силу, изменении и дополнении их актов с указанием срока принятия (издания).
Проект такого поручения подготавливается органом, вносящим в уполномоченный орган проект нового нормативного правового акта.

5. При признании нормативного правового акта утратившим силу одновременно признаются утратившими силу все нормативные правовые акты либо их части, которыми вносились изменения и дополнения в данный акт.
В случае, если нормативным правовым актом признаются утратившими силу другой нормативный правовой акт или его часть, в которых предусматривалось признать утратившими силу ранее принятые акты, последние не возобновляют свое действие.

6. Не вступившие в силу нормативные правовые акты не могут быть признаны утратившими силу. При необходимости такие нормативные правовые акты могут быть отменены.
Сноска. Статья 27 с изменениями, внесенными законами РК от 16.06.2004 года N 566;
от 31.01.2006 N 125 (введение в действие см. статью 2); от 29.06.2007 года N 271 (вводится в действие со дня его официального опубликования).

Статья 28. Внесение в действующие нормативные
правовые акты изменений и дополнений

1. При признании структурных частей действующего нормативного правового акта (частей, разделов, подразделов, глав, параграфов, статей, пунктов, подпунктов) утратившими силу, такие части из действующего акта исключаются, но их номера сохраняются. К сохранившемуся номеру добавляется ссылка на нормативный правовой акт о признании акта (или его части) утратившим силу. Нумерация сохранившихся структурных частей не изменяется.

1-1. Новым структурным частям, включаемым в нормативный правовой акт за последней структурной частью того же вида, присваиваются последующие порядковые номера.

2. При включении между структурными частями нормативного правового акта дополнительных структурных частей того же вида они включаются под дополнительными номерами, дублирующими номера тех структурных частей акта, за которыми следуют: раздел 2-1, параграф 8-1, статья 26-1, пункт 4-1 и так далее.
После текста включенной структурной части в скобках вводится ссылка на акт о включении. Нумерация остальных структурных частей сохраняется.

3. При изменении текста структурной части действующего акта такая часть продолжает действовать в измененной редакции. После текста измененной структурной части следует ссылка на то, что эта часть действует в редакции акта, изменившего ее.

4. При внесении изменений и дополнений в структурную часть нормативного правового акта в объеме, превышающем половину содержания текста такой структурной части, принимается ее новая редакция.
Единицей определения объема текста структурного элемента нормативного правового акта при оформлении его в новой редакции является слово.
Единицей определения объема текста структурной части нормативного правового акта, за исключением статьи и пункта, при оформлении ее в новой редакции является структурный элемент, излагаемый в новой редакции.

5. При внесении изменений и дополнений в текст нормативного правового акта в объеме, превышающем половину текста нормативного правового акта, принимается его новая редакция.
При оформлении нормативного правового акта в новой редакции единицей определения объема является его структурный элемент.
Требования настоящего пункта не применяются при рассмотрении проектов законов, внесенных в Парламент Республики Казахстан.
Сноска. Статья 28 с изменениями, внесенными законами РК от 06.03.2002 N 298; от 21.10.2005 N 81 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 29.06.2007 N 271 (вводится в действие со дня его официального опубликования).

Статья 29. Лица, уполномоченные подписывать
нормативные правовые акты

2. При принятии нормативного правового акта производного вида посредством нормативного правового акта основного вида (пункт 4 статьи 3 настоящего Закона) уполномоченным лицом подписывается только нормативный правовой акт основного вида.
Сноска. Статья 29 с изменениями, внесенными законами РК от 06.03.2002 N 298; от 29.06.2007 N 271 (вводится в действие со дня его официального опубликования).

Глава 6. Опубликование нормативных правовых актов

Статья 30. Обязательность официального опубликования
нормативных правовых актов

1. Все законы, международные договоры, участником которых является Республика Казахстан, публикуются. Официальное опубликование нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является обязательным условием их применения.
Официальными изданиями являются Ведомости Парламента Республики Казахстан, Собрание актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан, Собрание актов центральных исполнительных и иных центральных государственных органов Республики Казахстан.

2. Официальное опубликование нормативных правовых актов осуществляется также периодическими печатными изданиями, получившими такое право на конкурсной основе, в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
Последующее официальное опубликование текстов нормативных правовых актов осуществляется печатными изданиями в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан, и при условии прохождения экспертизы на соответствие публикуемых ими текстов эталонному контрольному банку нормативных правовых актов Республики Казахстан.
Контроль за соблюдением установленного порядка последующего официального опубликования текстов нормативных правовых актов осуществляют органы юстиции.
Порядок предоставления права на осуществление последующего официального опубликования текстов нормативных правовых актов не распространяется на официальные издания, указанные в части второй пункта 1 настоящей статьи, самостоятельно принимающие решения о необходимости последующего официального опубликования текстов нормативных правовых актов.

3. В правоприменительной практике должны использоваться официальные публикации нормативных правовых актов.

4. Неофициальное опубликование нормативных правовых актов допускается только после их официального опубликования.
Сноска. Статья 30 в редакции Закона РК от 06.03.2002 N 298 (вводится в действие с 1 января 2002 г.); с изменениями, внесенными законами РК от 21.10.2005 N 81 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 31.01.2006 N 125 (введение в действие см. статью 2); от 29.06.2007 N 271 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 27.07.2007 N 315 (вводится в действие со дня официального опубликования).

Статья 31. Официальное опубликование
законодательных актов

1. Законодательные акты Республики Казахстан официально публикуются в Ведомостях Парламента Республики Казахстан, а также в других печатных изданиях в порядке, определяемом статьей 30 настоящего Закона.

2. Официальное опубликование законодательных актов может осуществляться только в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории Республики Казахстан.
Сноска. Статья 31 в редакции Закона РК от 06.03.2002 N 298 (вводится в действие с 1 января 2002 г.).

Статья 32. Официальное опубликование указов Президента
Республики Казахстан и постановлений
Правительства Республики Казахстан

1. Указы Президента Республики Казахстан, постановления Правительства Республики Казахстан официально публикуются в Собрании актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан, а также в других печатных изданиях в порядке, определяемом статьей 30 настоящего Закона.

2. Официальное опубликование указов Президента Республики Казахстан, постановлений Правительства Республики Казахстан осуществляется только в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории Республики Казахстан.
Сноска. Статья 32 в редакции Закона РК от 06.03.2002 N 298 (вводится в действие с 1 января 2002 г.).

Статья 33. Официальное опубликование нормативных
правовых актов центральных исполнительных
и иных центральных государственных органов
Республики Казахстан

1. Нормативные правовые акты центральных исполнительных и иных центральных государственных органов официально публикуются в Собрании актов центральных исполнительных и иных центральных государственных органов Республики Казахстан, а также в других периодических печатных изданиях в порядке, определяемом статьей 30 настоящего Закона.

2. Официальное опубликование нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных центральных государственных органов осуществляется только в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории Республики Казахстан.
Сноска. Статья 33 в редакции Закона РК от 06.03.2002 N 298 (вводится в действие с 1 января 2002 г.); с изменениями, внесенными Законом РК от 29.06.2007 N 271 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 27.07.2007 N 315 (вводится в действие со дня официального опубликования).

Статья 34. Официальное опубликование нормативных
правовых решений маслихатов, нормативных
правовых постановлений акиматов и
нормативных правовых решений акимов

1. Официальное опубликование нормативных правовых решений маслихатов, нормативных правовых постановлений акиматов и нормативных правовых решений акимов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 30 настоящего Закона.

2. Официальное опубликование нормативных правовых решений маслихатов, нормативных правовых постановлений акиматов и нормативных правовых решений акимов осуществляется в периодических печатных изданиях, распространяемых на территории соответствующей административно-территориальной единицы.
Сноска. Статья 34 в редакции Закона РК от 06.03.2002 N 298 (вводится в действие с 1 января 2002 г.).

Статья 35. Недопустимость опубликования нормативных
правовых актов в неполном изложении

Не допускается официальное опубликование нормативных правовых актов в неполном изложении, за исключением нормативных правовых актов, содержащих государственные секреты и иную охраняемую законом тайну.

Статья 35-1. Контроль за опубликованием нормативных
правовых актов центральных и местных
государственных органов

1. Контроль за опубликованием нормативных правовых актов центральных и местных государственных органов осуществляют Министерство юстиции Республики Казахстан и его территориальные органы.

2. Порядок осуществления контроля за опубликованием нормативных правовых актов центральных и местных государственных органов определяется Правительством Республики Казахстан.
Сноска. Глава 6 дополнена статьей 35-1 в соответствии с Законом РК от 06.03.2002 N 298 (вводится в действие с 1 января 2002 г.).

Глава 7. Действие нормативных правовых актов во времени,
пространстве и по лицам

Статья 36. Время вступления в силу и введения в действие
нормативных правовых актов

1. Нормативные правовые акты, за исключением нормативных правовых актов, указанных в части второй настоящего пункта, вступают в силу после их подписания.
Нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации в органах юстиции в соответствии со статьей 38 настоящего Закона, вступают в силу со дня государственной регистрации.

3. В нормативных правовых актах или актах о введении их в действие могут быть указаны иные сроки введения в действие отдельных разделов, глав, статей, частей, пунктов, подпунктов и абзацев статей нормативных правовых актов, чем установленные для всего акта в целом.

4. Нормативный правовой акт, предусматривающий юридическую ответственность за действия, которые ранее не влекли такой ответственности, либо устанавливающий более строгую ответственность по сравнению с прежней, не может быть введен в действие до истечения десятидневного срока после официального опубликования этого акта.

4-1. Нормативные правовые акты, которыми утверждаются квалификационные требования, правила лицензирования видов деятельности и перечни отдельных товаров, экспорт и импорт которых подлежат лицензированию, не могут быть введены в действие до истечения двадцатиоднодневного срока после официального опубликования этих актов.

5. Если из-за значительного объема нормативного правового акта его текст публикуется в нескольких номерах периодического печатного издания, то днем официального опубликования считается день опубликования заключительной части текста нормативного правового акта.
Нормативные правовые акты должны публиковаться в периодических печатных изданиях на государственном и русском языках одновременно.

6. Обязательным условием введения в действие нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является их официальное опубликование.

7. Нормативные правовые акты, содержащие государственные секреты республики или иную охраняемую законом тайну, вводятся в действие со дня их принятия или в сроки, указанные в самом акте.

8. Во всех нормативных правовых актах должен быть указан срок введения их в действие с учетом норм настоящей статьи.
Сноска. Статья 36 в редакции Закона РК от 16.06.2004 N 566; с изменениями, внесенными законами РК от 31.01.2006 N 125(введение в действие см. статью 2); от 12.01.2007 N 222 (вводится в действие по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования); от 29.06.2007 N 271 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 27.07.2007 N 315 (вводится в действие со дня официального опубликования).

Статья 37. Обратная сила нормативного правового акта

1. Действие нормативного правового акта не распространяется на отношения, возникшие до его введения в действие.

2. Исключения из правила пункта 1 настоящей статьи представляют случаи, когда обратная сила нормативного правового акта или его части предусмотрена им самим или актом о введении в действие нормативного правового акта, а также, когда последний устраняет или смягчает ответственность за правонарушение, предусмотренную ранее.

3. Нормативные правовые акты, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют.

Статья 38. Государственная регистрация нормативных
правовых актов центральных исполнительных
и иных центральных государственных органов
как условие их вступления в силу

1. Нормативные правовые акты государственных органов, указанные в подпункте 4) пункта 2 статьи 36 настоящего Закона, имеющие общеобязательное значение, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, за исключением нормативных постановлений Конституционного Совета, Верховного Суда Республики Казахстан, подлежат государственной регистрации в органах юстиции Республики Казахстан. Такая регистрация является необходимым условием их вступления в силу.
Незарегистрированные нормативные правовые акты не имеют юридической силы и должны быть отменены органом, издавшим их, если решение органов юстиции не обжаловано в установленном порядке.
Соответствие нормативного правового акта критериям, установленным настоящим пунктом, определяется Министерством юстиции и его территориальными органами.

2. В регистрации нормативного правового акта, подлежащего государственной регистрации, может быть отказано, если такой акт:
1) ущемляет установленные законом права и свободы граждан;
2) противоречит нормативным правовым актам вышестоящего уровня;
3) выходит за пределы компетенции органа, издавшего нормативный правовой акт;
4) не согласован, если согласование необходимо;
5) принят с нарушением порядка, установленного правилами государственной регистрации, а также оформления и согласования проектов нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации.

3. Отказ в регистрации нормативного правового акта, подлежащего государственной регистрации, может быть обжалован заинтересованным государственным органом в судебном порядке.

4. Правила оформления, согласования и государственной регистрации нормативных правовых актов устанавливается Правительством Республики Казахстан.
Сноска. Статью 38 с изменениями, внесенными законами РК от 06.03.2002 N 298; от 16.06.2004 N 566; от 31.01.2006 N 125 (введение в действие см. статью 2); от 29.06.2007 N 271 (вводится в действие со дня его официального опубликования).

Статья 39. Срок действия нормативного правового акта

1. Нормативный правовой акт действует бессрочно, если в самом акте или акте о введении его в действие не предусмотрено иное.

2. Временный срок действия может быть установлен для всего нормативного правового акта или его отдельной части (отдельных частей). В этом случае должно быть указано, на какой срок нормативный правовой акт или его часть сохраняет действие. До истечения этого срока орган, издавший акт, может продлить действие акта на новый срок или придать ему бессрочный характер.

Статья 40. Приостановление и прекращение действия
нормативного правового акта

1. Действие нормативного правового акта или его отдельных норм может быть приостановлено на определенный срок. Приостановление действия нормативного правового акта или его отдельных норм осуществляется отдельным нормативным правовым актом.

2. Нормативный правовой акт (его часть или части) прекращает свое действие в случаях:
1) истечения срока, на который был принят акт или его часть (части);
2) принятия нового нормативного правового акта, которому противоречат положения ранее изданного нормативного правового акта, его части (часть) или который поглощает ранее изданный акт или его часть (части);
3) признания принятого акта неконституционным в порядке, установленном Конституцией Республики Казахстан;
4) признания акта или его части (частей) утратившим силу органом, принявшим этот акт или иным уполномоченным на это органом.

3. Опубликование нормативного правового акта о прекращении или приостановлении действия другого нормативного правового акта осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
Сноска. Статья 40 с изменениями, внесенными законами РК от 06.03.2002 N 298; от 16.06.2004 N 566; от 31 января 2006 года N 125(введение в действие см. статью 2).

Статья 41. Действие нормативных правовых актов в
пространстве

1. Нормативные правовые акты Республики Казахстан, принятые Президентом Республики Казахстан, Парламентом Республики Казахстан, Правительством Республики Казахстан, центральными исполнительными и иными центральными уполномоченными органами, распространяют свое действие на всю территорию Республики Казахстан, если в самих нормативных правовых актах или актах о их введении в действие не установлено иное.

2. Нормативные правовые акты, принятые местными представительными и исполнительными органами, действуют на соответствующей территории.

Статья 42. Действие нормативных правовых актов по лицам

1. Действие нормативных правовых актов Республики Казахстан распространяется на граждан и юридических лиц Республики Казахстан, а также находящихся на ее территории иностранцев и лиц без гражданства, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

2. На дипломатических представителей и некоторых других сотрудников государственных органов иностранных государств и международных организаций нормативные правовые акты Республики Казахстан распространяются в пределах, предусмотренных международными договорами и общепризнанными принципами и нормами международного права (дипломатический иммунитет).

Статья 43. Меры обеспечения законности нормативных
правовых актов

1. Законность нормативных правовых актов обеспечивается следующими мерами:
1) приведением нормативного правового акта в соответствие с Конституцией и законом;
2) приостановлением в установленном порядке действия нормативного правового акта;
2-1) проведением постоянного мониторинга подзаконных нормативных правовых актов;
3) проверкой на соответствие законам при государственной регистрации нормативных правовых актов.

Статья 43-1. Мониторинг подзаконных нормативных правовых
актов

1. Уполномоченные органы обязаны осуществлять постоянный мониторинг подзаконных нормативных правовых актов, принятых ими и (или) разработчиками которых они являлись, для выявления противоречащих законодательству Республики Казахстан и устаревших норм права, оценки эффективности их реализации и своевременно принимать меры по внесению в них изменений и (или) дополнений или признанию их утратившими силу.

2. Правила проведения мониторинга подзаконных нормативных правовых актов утверждаются Правительством Республики Казахстан.
Сноска. Глава 7 дополнена статьей 43-1 в соответствии с Законом РК от 31.01.2006 N 125(введение в действие см. статью 2).

Глава 8. Официальное толкование нормативных
правовых актов

Статья 44. Случаи и условия официального толкования
нормативных правовых актов

1. В случаях обнаружения неясностей и различного понимания нормативных правовых актов, противоречий в практике их применения может быть дано официальное толкование содержащихся в нормативном акте правовых норм.

2. В процессе официального толкования нормативных правовых актов не допускается внесение в них изменений и дополнений.

3. Нормы законодательных актов должны толковаться в полном соответствии с положениями Конституции Республики Казахстан.

4. Смысл подзаконных нормативных правовых актов при их толковании должен раскрываться в полном соответствии с законодательными актами.

5. Официальное толкование нормативных правовых актов имеет обязательный характер при реализации содержащихся в них правовых норм, в том числе при их применении.
Сноска. Статья 44 с изменениями, внесенными Законом РК от 31.01.2006 N 125 (введение в действие см. статью 2).

Статья 45. Государственные органы, осуществляющие
официальное толкование нормативных
правовых актов

1. Конституционный Совет Республики Казахстан дает официальное толкование норм Конституции.

2. Официальное толкование подзаконных актов дают органы или должностные лица, их принявшие (издавшие).

Глава 9. Систематизация и учет нормативных
правовых актов

Статья 46. Систематизация нормативных правовых актов

1. Государственные органы, принимающие нормативные правовые акты, проводят учет и систематизацию этих актов, ведут контрольные экземпляры принятых ими актов, в которые своевременно вносят все текущие изменения и дополнения.

2. Государственные органы периодически издают сборники принятых ими нормативных правовых актов либо дают поручения об издании таких сборников иным государственным органам и организациям.

Статья 47. Государственный учет нормативных
правовых актов

1. Государственный учет нормативных правовых актов осуществляют органы юстицииРеспублики Казахстан. Государственный учет включает в себя централизованный сбор таких актов, ведение Государственного реестра нормативных правовых актов Республики Казахстан, эталонного контрольного банка нормативных правовых актов Республики Казахстан.
Правительство Республики Казахстан определяет порядок ведения Государственного реестра нормативных правовых актов Республики Казахстан, эталонного контрольного банка нормативных правовых актов Республики Казахстан.
Государственные органы направляют в органы юстиции Республики Казахстан копии нормативных правовых актов, подлежащих включению в Государственный реестр нормативных правовых актов Республики Казахстан, в печатном и электронном виде, заверенные печатью государственного органа или удостоверенные посредством электронной цифровой подписи.

2. Министерство юстиции Республики Казахстан создает единую систему правовой информации, оказывает помощь министерствам и другим центральным государственным органам в справочно-информационной работе.
Сноска. Статья 47 в редакции Закона РК от 21.10.2005 N 81 (вводится в действие со дня его официального опубликования); с изменениями, внесенными Законом РК от 29.06.2007 N 271 (вводится в действие со дня его официального опубликования).

Статья 48. Гласность нормативных правовых актов

Все уполномоченные органы обязаны предоставлять доступ заинтересованным лицам для ознакомления с принятыми нормативными правовыми актами, кроме тех, которые содержат государственные секреты или охраняемую законом тайну.

Президент
Республики Казахстан

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *