игры по сенсорному развитию величина цвет форма 2 младшая группа
Картотека игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста
Анжелика Габриелян
Картотека игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста
Картотека игр на сенсорное развитие для детей раннего возраста (2–3 лет)
Игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста имеют целью развитие мелкой моторики пальцев рук, что в свою очередь ведет к улучшению интеллектуального развития, развития речи. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.
Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста (2-3 лет)
Цель: развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов.
Материалы: пирамидка из 4 – 5 колец.
Методические приемы: пирамидка собирается из большой, состоящей из 8 – 10 колец. Для детей этого возраста такую пирамидку собирают через одно кольцо, т. е. разница в величине колец здесь более контрастная.
«Складывание матрешки с двумя вкладышами»
Цель: продолжать учить простым действиям с предметами, отличающимися по величине.
Дидактический материал: комплект из трех матрешек (для каждого ребенка и взрослого).
Методические приемы:показ действий и сопоставление величины разных предметов сопровождаются словами: открой, закрой, маленькая, большая, меньше, больше, такая, не такая.
Цель: учить детей соотносить предметы по форме и цвету одновременно.
Дидактический материал: 4 домика разных цветов, с вырезанными в них геометрическими фигурами (окошечки).
Методические приемы: закрыть окошки в домиках фигурками.
Цель: подбор предметов по образцу.
Дидактический материал: три шарика, три кубика одного цвета и величины.
Методические приемы: воспитатель предлагает детям, играя, найти предметы такой же формы
Цель: подбор к образцу парных предметов одного цвета.
Дидактический материал: варежки красного и синего цветов.
Методические приемы: воспитатель предлагает детям одеть кукле варежки. Ставит перед детьми 4 варежки (2 красного и 2 синего цвета). Надевает на одну ручку варежку красного цвета, а на другую предлагает надеть детям. Если дети справились с заданием, игру повторяют, используя варежки синего цвета.
Цель: закреплять знания детей о форме (куб, шар, кирпичик).
Дидактический материал: мешочек с предметами разной формы.
Методические приемы: определять на ощупь предметы.
«Разложи по коробочкам»
Цель: фиксировать внимание детей на цветовые свойства предметов.
Дидактический материал: разноцветные коробочки, фигурки желтого и зеленого цветов.
Методические приемы: воспитатель предлагает детям подобрать желтую фигурку к коробочке такого же цвета.
«Подбери крышку к коробочке»
Цель: подбор предметов по образцу.
Дидактический материал: коробочки разных форм (круглая, четырехугольная, прямоугольная, треугольная) и соответствующие им крышки.
Методические приемы: воспитатель, держа руку ребенка, его пальчиком обводит форму отверстия коробки. Затем показывает предмет, сопровождая действие словом. На глазах у детей опускает предмет в соответствующее отверстие. После этого предлагает детям это задание.
Цель: фиксировать внимание детей на цветовых свойствах игрушек, формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов.
Дидактический материал: палочки красного, желтого, зеленого, синего, белого, черного цветов (по 10 каждого цвета).
Методические приемы: вначале воспитатель распределяет палочки сам, затем предлагает кому – либо из детей взять любую палочку, посмотреть, где лежат палочки такого же цвета, и положить их вместе, затем сделать тоже с палочкой другого цвета.
Цель: продолжать закреплять умение группировать по цвету однородные предметы.
Дидактический материал: разноцветные мячики, корзины.
Методические приемы: первые две пары воспитатель группирует сам, раскладывая мячи одного цвета (красного) в одну корзину, а мячи другого (желтого) цвета в другую корзину, затем привлекает к группировке детей.
«Ленточки для кукол»
Цель: продолжать учить фиксировать внимание на величине предметов и формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета.
Дидактический материал: коробка с лентами различной длины и цвета, большие и маленькие куклы.
Методические приемы:нужно нарядить кукол: большой кукле – большой бант, маленькой кукле – маленький бант. Для большой куклы в синем платье выберем большой синий бантик, а для маленькой куклы в красном платье – маленький красный бантик (выполняет вместе с детьми). Затем дети подбирают самостоятельно.
«Привяжем к шарику ниточку»
Цель: группирование предметов по цвету.
Дидактический материал:разноцветные кружочки (овалы), палочки таких же цветов.
Методические приемы: к красному кружочку найти палочку такого же цвета.
«Нанизывание на стержень колец, убывающих по величине».
Цель: продолжать учить простым действиям с предметами (снимать и нанизывать кольца, обогащать зрительно – осязательный опыт малышей.Дидактический материал: коническая пирамидка из пяти колец
Методические приемы: на столе все кольца раскладывают в порядке увеличения справа от пирамидки. Затем пирамидка собирается в соответствующем порядке.Взрослый поясняет: «Вот самое большое кольцо, вот поменьше, это еще меньше, а вот самое маленькое». Закрыв пирамидку вершиной, предлагает детям провести рукой вдоль поверхности сверху вниз, чтобы они почувствовали,чтоб пирамидка книзу расширяется: все колечки на месте. Пирамидка собрана правильно.
«Проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия»
Цель: учить детей сравнивать предметы по форме.
Дидактический материал: коробка с отверстиями разной формы, размер отверстий в коробке соответствует размерам кубика и шара. Важно, чтобы шар не мог проходить в отверстие для кубика, а куб в круглое отверстие.
Методические приемы: воспитатель показывает детям коробку с отверстиями, обращая их внимание на форму отверстий. Обводя рукой круглое отверстие, взрослый поясняет детям, что есть такое окошко, обводя квадратное отверстие, говорит, что есть еще и вот такое окошко. Затем воспитатель предлагает детям поочередно опустить по одному шарику в соответствующее окошко.
Цель: формировать представление о форме, величине предметов.
Дидактический материал: различные геометрические цветные фигуры (круги, квадраты, большие и маленькие прямоугольники).
Методические приемы: воспитатель показывает, как можно из фигурок построить грузовик.
«Размещение круглых вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях»
Цель: закреплять умение детей сравнивать предметы по величине.
Дидактический материал: вкладыши с большими и маленькими отверстиями.
Методические приемы: вначале ребенку предлагается вкладыш, чтобы закрыть большие отверстия, после того как малыш разместит вкладыш в соответствующем гнезде, ему дают маленький вкладыш для маленького отверстия.
Цель: учить выделять и называть основные цвета, по образцу выбирать нужный цвет.
Дидактический материал: круг желтого цвета, прищепки двух цветов.
Цель: учить детей производить выбор по величине и слову; чередовать по цвету и величине.
Дидактический материал: плоскостные изображения ежика и елки, прищепки зеленого, белого, черного цветов.
Цель: учить детей конструировать по образцу, называть основные цвета и формы, способствовать воспитанию в детях дружелюбия.
Дидактический материал: геометрические формы и прищепки.
Цель: учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету.
Дидактический материал: прозрачная емкость, по краю которой наклеены цветные полосы, набор цветных прищепок.
«Найди подходящую заплатку»
Цель: учить находить идентичные геометрические фигуры (плоскостные и объемные).
Дидактический материал: геометрические фигуры.
Методические приемы:воспитатель раздает трафареты геометрических фигур. Дети выбирают из набора соответствующую по форме фигуру, вставляют ее в прорезь.
Игры на сенсорное развитие для детей младшего дошкольного возраста (3-4года)
Бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и цветов.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям бабочек и говорит, что они прилетели к ним в гости. Рассказывает, что бабочки принесли с собой кружки разных цветов и хотят, чтобы дети украсили их крылышки. Воспитатель предлагает помочь бабочкам. Вначале он просит каждого ребёнка выбрать кружки одного цвета из предложенных четырёх. При этом предлагает поочередно то одному, то другому малышу выбрать кружки понравившегося цвета. После того как все дети выберут, воспитатель раздаёт им силуэты бабочек и предлагает украсить их.
В конце игры воспитатель хвалит всех детей за то, что они украсили бабочек и они стали ещё красивее.
«Почини одежду зайчатам»
Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник). Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.
Силуэты одежды, вырезанные из картона геометрические фигуры.
Ход игры:
Появляется зайчиха с корзинкой и плачет.
Воспитатель: Почему ты плачешь зайчиха?
Зайчиха: Купила я своим зайчатам подарки – шорты и юбочки. А пока шла по лесу, задела за куст – они и порвались. (Показывает шорты и юбки из картона).
Воспитатель: Не плачь, зайчиха, мы тебе поможем. Дети давайте подберём заплатки и залатаем дырки. На что похожи дырки на юбочках и шортах?
Дети: на треугольник, квадрат и круг.
Воспитатель: Правильно.
Зайчиха кладёт шорты и юбочки на «пеньки»(столы, на которых заранее разложены заплатки. Дети подходят к столам и выполняют задание. Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, какого цвета заплатку он поставил, и на какую геометрическую фигуру она похожа.
Зайчиха: Большое дети, вам спасибо!
«Большие и маленькие мячики».
Цель: Учить различать цвет и величину (большой – маленький); развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова.
Игровая задача. Подобрать мячики для кукол.
Игровое правило. Правильно подобрать мячи по цвету и величине.
Ход игры. Воспитатель дает рассмотреть мячики разных цветов (синие, зеленые, красные, желтые) и разной величины (большие и маленькие). Показывает, как они ритмично подпрыгивают,и приговаривает: Прыг да прыг,
Воспитатель выносит две куклы – большую и маленькую –и говорит: «Большая кукла Оля ищет для себя мячик. Маленькая кукла Ира тоже хочет поиграть с мячом». Предлагает детям подобрать куклам мячи. Дети отбирают мячи нужной величины (большой кукле – большой мячик, маленькой кукле – маленький мяч).Кукла Оля капризничает: ей нужен мяч желтого цвета, как ее юбочка.Кукла Ира тоже сердится: ей нужен мяч красного цвета, такой, как ее бантик. Воспитательпредлагает ребятам успокоить кукол: подобрать им нужные мячи.
Продолжать знакомить детей с шестью основными цветами, учить различать их. Развивать быстроту реакции, внимание, мышление. Закреплять знания о животных.
Демонстрационный: листочки бумаги шести цветов(20 – 15, посредине белый квадрат( 8-8, на которых нарисована мышка (мышкин домик, квадраты тех же шести цветов – дверцы (10х10, большая картонная игрушка – кошка, мягкая мышка.
Ход игры:
Смотрите, ребята, какая маленькая у нас сегодня гостья. Кто это, правильно, мышка. Какая она маленькая, пушистенькая, серенькая. Погладьте ее. Дети по очереди гладят мышку.
— А вы знаете, где живет мышка? В норке. От кого прячется мышка? От кошки. Смотрите, нет ли где кошки, а то наша мышка боится. Поможем мышкам спрятаться в норке? Сейчас мы поиграем с вами в игру «Спрячь мышку».
Cначала мы вместе научимся в нее играть. У меня Мышкины домики. Расставляю три домика на демонстрационной доске, радом кладу шесть квадратов шесть цветов. Видите в окошко, выглядывают мышки.
Чтобы спрятать мышку надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка увидит где окошко, откроет его и съест мышку.
Вызываю по очереди трех детей и предлагаю им по очереди закрыть три окошка, выясняю, все или окошки хорошо закрыты.
Если кто – то допустил ошибку, вызываю ребенка для её исправления. Достаю спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей».
«Пойду, поищу, где здесь живет мышка. Дети вы не видели мышку?» Кошка уходит не найдя мышку. Детям раздается по одному листочку – «мышиному домику» (сидящим рядом даю листочки разных цветов) и по шесть квадратов всех цветов. «А теперь вы спрячьте своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов, которые лежат на ваших тарелочках квадрат такого же цвета, как и домик вашей мышки».
Когда все дети выполнили задание, кошка снова «идет на охоту». Иду крадущимся шагом с кошкой на руках, прохожу по рядам и смотрю, у кого мышка плохо спряталась. При этом даю возможность ошибшимся детям. Исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.
Все сегодня хорошо играли, все спрятали мышек, только некоторые ребята ошиблись (указываю, какие именно ошибки были допущены). В следующий раз они обязательно хорошо спрячут мышек.
Игра «Спрячь мышку» второй вариант
Цель: Учить определять название различных геометрических форм, соотносить по форме и размеру прорези и вкладыши.
Для этой игры нужны силуэты домиков, сделанные из картона. В окошках домиков нарисованы мышки.Окошки на домиках разной формы: круглые, овальные, квадратные, треугольные. Также понадобятся крышки для окошек (фигуры той же формы и размера, что и окошки в домиках). Таких домиков и крышек должно быть по одному набору для каждого ребенка. Воспитатель показывает детям, в каких домиках поселились мышки.
— Они сейчас глядят в окошки.Окошки у всех разные: круглые, овальные, квадратные, треугольные. Эти окошки мышки закрывают только ночью, когда ложатся спать или когда увидят поблизости кошку. Представьте, что наступила ночь, и мышкам нужно закрыть окошки. Возьмите крышечки и закройте окошки так, чтобы форма окошка совпала с формой крышечки, то есть чтобы окна были плотно закрыты. (Педагог помогает детям подобрать к окошкам нужные крышки.)
— Хорошо, теперь наступило утро, окошки нужно открыть.
Вдруг, посмотрите, кто появился (воспитатель достает игрушечную кошку!
Картотека дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию детей раннего возраста Подобранные игры помогут ребенку получить целостное представление о предмете (величина, форма, цвет). Их можно использовать как в свободной.
Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста Дидактические игры по изучению цвета Игра: «Подбери по цвету» Дидактическая задача: Закрепить представления о 4 основных цветах. Научить.
Картотека подвижных и малоподвижных игр для детей раннего возраста Кошка и мышки Задачи: упражнять детей в подлезании, умении реагировать на сигнал, выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.
Конспект НОД «Лесные гости» для детей раннего возраста по сенсорному воспитанию Конспект игрового занятия по сенсорному воспитанию детей раннего возраста «Лесные гости» Демская Наталья Анатольевна Описание: данная развивающая.
Консультация для родителей по сенсорному воспитанию детей раннего возраста Консультация для родителей: «рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию детей раннего возраста» Развитие органов чувств у детей.
Лэпбук по сенсорному воспитанию детей раннего возраста Лэпбук –дидактическое пособие игр по сенсорному воспитанию детей раннего возраста (представлений о цвете, форме, величине). Использование.
Развивающая среда по сенсорному воспитанию детей в группе раннего возраста Развивающая среда по сенсорному воспитанию детей в группе раннего возраста! Слайд-1 Учитывая важность сенсорного воспитания и предметно.
Картотека развивающих игр для детей раннего возраста Для ребёнка раннего возраста весь мир вокруг, любой предмет и действие можно превратить в увлекательное занятие, научив при этом чему-то.
Технологическая карта НОД по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста «Смотрит солнышко в окошко» 1. Технологическая карта по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста «Смотрит солнышко в окошко». 2. Тема: «Игрушки» 3. Возрастная.
Дидактические игры по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста Уголок сенсорно-познавательной деятельности в младшей группе Дидактические игры по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста Сенсорное.
Картотека дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины у детей младшей группы
Татьяна Кожухова
Картотека дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины у детей младшей группы
Картотека дидактических игр на формирование представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины у детей младшей группы.
«Цвет предметов.
Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по цвету».
Д/игра «Цветки».
Задачи: Знакомство детей с основными цветами и их названиями (красный, желтый, синий, зеленый); развитие мелкой моторики рук.
Вырезанные из картона силуэты цветов красного, желтого и синего цвета, прищепки соответствующих цветов.
Дети прикрепляют прищепки красного цвета на серединку красного цветка прищепки синего цвета – на синюю серединку и т. д.
Д/игра «Ежики».
Задачи:Знакомство детей с основными цветами и их названиями (красный, желтый, синий, зеленый); развитие мелкой моторики рук.
Картонные фигурки ежиков красного, желтого и синего цвета, прищепки соответствующих цветов.
Дети прикрепляют прищепки красного цвета на красного ежика, прищепки синего цвета – на синего ежика и т. д.
Д/игра «Стирка».
Задачи: Закрепление умений различать и называть основные цвета: красный, желтый, синий, зеленый; развитие мелкой моторики рук.
Коробочки-изображения стиральные машины красного, желтого и синего цвета, одежда такого же цвета.
Дети раскладывают одежду в машины соответствующего цвета, называя при этом какого цвета одежда и машина.
Д/игра «Поезд».
Задачи: Закрепление умений различать и называть основные цвета: красный, желтый, синий, зеленый.
Картонные фигурки паровоза и вагонов красного, синего, зеленого, желтого цвета.
Д/игра «Спрячь мышку!».
Задачи: Знакомство детей с 6 цветами спектра и их названиями (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный). Обучение идентификации цвета.
Вырезанные из бумаги силуэты домиков шести цветов с белым квадратом посередине, на котором нарисована мышка. Квадраты тех же цветов – «дверцы».
Дети прячут мышек от кошки, подбирая к разноцветным домикам окошки точно такого же цвета, как домик, и закрывая окошки, чтобы мышку не было видно. Сначала они делают это вместе с воспитателем, потом самостоятельно. Дети усваивают названия шести цветов спектра.
Д/игра «Разноцветные поляны».
Задачи: Знакомство детей с 6 цветами спектра и их названиями (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный). Развитие умения выделять цвета с отвлечением от других признаков предметов.
Большие листы бумаги шести цветов – «поляны». Наборы мелких игрушек шести цветов на каждого ребенка.
Дети рассматривают разноцветные поляны (большие листы бумаги 6 цветов, называют, какого они цвета; рассматривают игрушки, замечая, что есть одни и те же игрушки разного цвета. Затем проводится игра: дети раскладывают игрушки и предметы по «полянам» подходящего цвета.
Лото «Цвет».
Задачи: Закрепление умений различать и называть 6 цветов спектра (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный).
6 карт лото с расположенными в разном порядке изображениями 6 основных цветов спектра. Маленькие карточки с тем же цветом.
Дети внимательно рассматривают карточки с 6 цветами спектра. Воспитатель поочередно достает из коробки карточку с определённым цветом, и дети закрывают такие же цвета на своей карте. Выигрывает тот, кто первый правильно закрыл все цвета на своей карте.
Словесная игра «Что бывает такого цвета?».
Задачи: Закрепление умений различать и называть 6 цветов спектра, учить детей соотносить предметы по цвету.
Карточки с 6 цветами спектра.
Воспитатель поочередно показывает карточки определенного цвета из 6 цветов спектра. Дети называют, что бывает такого же цвета.
Мини-эксперимент «Синий и белый».
Задачи: Знакомство детей с оттенком спектра: голубым цветом.
Гуашь синего и белого цвета, кисть, баночки с водой, палитра.
Воспитатель показывает способы смешивания синей и белой гуаши, спрашивает у детей, какой цвет получился. Затем дети сами смешивают краски.
Мини-эксперимент «Красный и белый».
Задачи: Знакомство детей с оттенком спектра: розовым цветом.
Гуашь красного и белого цвета, кисть, баночки с водой, палитра.
Воспитатель показывает способы смешивания красной и белой гуаши, спрашивает у детей, какой цвет получился. Затем дети сами смешивают краски.
Мини-эксперимент «Окраска воды».
Задачи: Знакомство детей с оттенками спектра: голубым и розовым цветом.
Дети подготавливают воду для изготовления цветного льда; вслед за воспитателем они делают воду двух оттенков (вначале – розовую, набирая на кисть немного красной краски и разводя ее в воде в одной из банок, затем голубую, набирая на кисть немного синей краски и разводя ее в другой банке).
Д/игра «Найди свой цвет».
Задачи: Закрепление умения различать и называть цвета: красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, голубой, розовый. Развивать умение идентифицировать цвета.
Разнообразные предметы 6 цветов спектра (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный) и двух его оттенков (голубой, розовый). Цветные медальоны для детей.
Дети надевают цветные медальоны и каждый называет свой цвет и цвета других детей. Заранее в разных местах комнаты надо разместить предметы (игрушки) разного цвета. Затем каждый ребенок должен найти игрушки цвета своего медальона.
«Величина предметов».
Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по величине.
Д/игра «Матрешка».
Задачи: Знакомство детей с сенсорной категорией «Величина», с понятиями «большой», маленький» Развитие умения соотносить два предмета одинакового цвета по величине.
Игрушка матрешки, круги двух размеров (большой и маленький) одинакового цвета из картона на каждого ребенка.
Дети собирают матрешку и устанавливают различие между кругами: один круг большой, другой маленький
Д/игра «Ягоды».
Задачи: Закреплять представления детей о величине, о понятиях «большой», «маленький» учить соотносить предметы по данному сенсорному свойству
2 корзинки разной величины, ягоды разной величины.
Дети рассматривают корзинки и располагают их по величине: большая, маленькая. Затем вместе с воспитателем подбирают к каждой корзинке ягоду.
Д/игра «Уложим собачек спать».
Задачи: Закреплять представления детей о величине, о понятиях «большой», «маленький» учить соотносить предметы по данному сенсорному свойству.
Кубики, кирпичики, большая и маленькая собачки.
Дети рассматривают собачек и определяют их размер. Совместно с воспитателем приходят к выводу, что для большой собачки надо построить большую кровать, а для маленькой – маленькую. Дети самостоятельно строят большую и маленькую кровать.
Д/игра «Посади бабочку на цветок».
Задачи: Учить идентифицировать предметы по двум сенсорным свойствам (цвет и размер).
Большая бабочка красного цвета, маленькая бабочка синего цвета, большой цветок розового цвета, маленький цветок голубого цвета
Дети рассматривают бабочек и цветы. Затем «рассаживают» бабочек на цветы идентично по их размеру и цвету.
Д/игра «Куклы».
Задачи: Развитие умения соотносить три разных предмета по величине.
Игрушки куклы, чайная посуда, шапки и шарфики трех размеров.
Дети рассматривают трех кукол различной величин, располагая их по порядку от самой большой до самой маленькой Затем дети играют, выполняя поручения: «Угости кукол чаем», «Одень кукол на прогулку»
Д/игра «Разложи мишкам мисочки».
Задачи: Развивать представления отношений по величине между объемными и плоскими предметами, умение соотносить два – три ряда величин между собой.
Картинка с изображением 3 мишек, стоящих по росту, 3 мисочки разного размера; по 3 мисочки из картона разного размера на каждого ребенка.
Д/игра «Башни для медведя, лисы и мышки».
Задачи: Развивать представления отношений по величине между объемными и плоскими предметами, умение соотносить два – три ряда величин между собой.
Картинки с изображением зверей: медведь, лиса, мышка. 3 куба и 3 квадрата разной величины; по 3 квадрата разной величины на каждого ребенка.
Дети располагают изображенных зверей (медведь, лиса, мышка, по-порядку: самый большой, поменьше (средний, самый маленький. Далее дети вместе с воспитателем строят башню из кубов для зверей, соотнося величину зверей с величиной их «домиков» (кубов). Затем дети самостоятельно строят башни для зверей из картонных квадратов.
«Форма предметов».
Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по форме.
Д/игра «Найди окошко для фигурки» (Вариант №1).
Задачи: Знакомство детей с кругом и его названием. Обучение приему обследования формы путем обведения пальцем контура фигуры.
Рамка-вкладыш Монтессори с геометрическими формами круга, квадрата, треугольника, прямоугольника на каждого ребенка; формы круга (3 шт.) из картона на каждого ребенка.
Дети рассматривают форму «круг», обводят его по контуру пальчиком. Затем закрывают на карточке «окна» круглой формы.
Д/игра «Найди окошко для фигурки» (Вариант №2).
Задачи: Знакомство детей с квадратом и его названием. Обучение приему обследования формы путем обведения пальцем контура фигуры.
Рамка-вкладыш Монтессори с геометрическими формами круга, квадрата, треугольника, прямоугольника на каждого ребенка; формы квадрата (3 шт.) из картона на каждого ребенка.
Дети рассматривают форму «квадрат», обводят его по контуру пальчиком. Затем закрывают на карточке «окна» квадратной формы.
Д/игра «Найди окошко для фигурки» (Вариант №3).
Задачи: Знакомство детей с треугольником и его названием. Обучение приему обследования формы путем обведения пальцем контура фигуры.
Материал: Рамка-вкладыш Монтессори с геометрическими формами круга, квадрата, треугольника, прямоугольника на каждого ребенка; формы треугольника (3 шт.) из картона на каждого ребенка.
Игра проводится аналогично предыдущей игре, дети закрывают «окна» треугольной формы.
Д/игра «Найди окошко для фигурки» (Вариант №4).
Задачи: Знакомство детей с прямоугольником и его названием. Обучение приему обследования формы путем обведения пальцем контура фигуры.
Рамка-вкладыш Монтессори с геометрическими формами круга, квадрата, треугольника, прямоугольника на каждого ребенка; формы прямоугольника (3 шт.) из картона на каждого ребенка.
Дети рассматривают форму «прямоугольник», обводят его по контуру пальчиком. Затем закрывают на карточке «окна» прямоугольной формы.
Д/игра «Подбери домик для фигуры»
Задачи: Развивать умение детей различать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Карточки с контурами четырёх геометрических фигур, фигуры каждой формы той же величины, что и контурные изображения на карточках.
Дети вместе с воспитателем поочередно рассматривают круг, квадрат, треугольник, прямоугольник обводя их контуры пальчиком и «рисуя» их в воздухе. Дети называют фигуру и закрывают «окна» круглой, квадратной и треугольной, прямоугольной формы.
Д/игра «Угостим фигурки»
Задачи: Закрепить умение различать и называть геометрические формы – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Д/игра «Почини коврики»
Задачи: Закрепить умение детей различать и называть цвета и геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Рамка-вкладыш в виде силуэтов ковриков, вырезанные из картона геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Дети подбирают заплатки и залатывают дырки. Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка на какую геометрическую фигуру похожа заплатка.
Д/игра «Потерялись»
Задачи: Развивать умение группировать геометрические фигуры по форме с отвлечением от величины и цвета.
Альбомные листы бумаги с изображением круга и квадрата («домики» фигурок-человечков); круги и квадраты разных цветов и размеров на каждого ребенка.
Д/игра «Найди предмет такой же формы»
Задачи: Закреплять представления о геометрических фигурах, развивать умение идентифицировать предметы по форме, называть шар, кубик, кирпичик, призма-крыша.
Геометрические фигуры круга, квадрата, треугольника, прямоугольника, по 2 предмета каждой из этих форм.
Дети рассматривают образец формы, предложенной воспитателем, затем выбирают предмет такой же формы среди игрушек и предметов, лежащих на столе, кладут его рядом с образцом.
Д/игра «Чудесный мешочек – 1»
Задачи: Закреплять умение определять знакомые геометрические формы (шар, куб, кирпичик, призма) на основе осязательно-двигательного обследования и называть их.
Мешочек, геометрические формы: шар, куб, кирпичик.
В мешочке лежат геометрические формы. Ребенок опускает руку в мешочек и на ощупь определяет фигуру, которая ему попалась, называет и вынимает ее. Остальные дети контролируют.
Д/игра «Чудесный мешочек – 2»
Задачи: Закреплять умение определять знакомые геометрические фигуры (шар, куб, кирпичик, призма) на основе зрительно – осязательного обследования и называть их.
Мешочек, объемные фигуры: шар, куб, кирпичик, призма; плоскостные изображения круга, квадрата, прямоугольника, треугольника.
Ребенку показывают определенную плоскостную геометрическую фигуру, он ищет в мешочке объемную фигуру, называет ее и вынимает. Дети выполняют задание, находя в мешочке каждый раз новую фигуру.
«Повторение пройденного материала. Ориентировка на два признака одновременно с отвлечением от третьего признака».
Лото «Цвет и форма»
Задачи: Развивать умение ориентироваться на два признака одновременно (цвет и форму) с отвлечением от третьего признака (величины).
Карты лото с расположенными в разном порядке 4 геометрическими фигурами, все фигуры на карте разного цвета: вырезанные фигуры 4-х форм 6-ти цветов.
Дети внимательно рассматривают картинки, которые достает из коробки ведущий (воспитатель) и закрывают такие же картинки на своей карте.
Лото «Величина и форма».
Задачи: Развивать умение ориентироваться на два признака одновременно (величина и форма) с отвлечением от третьего признака (цвета).
Карты лото с расположенными в разном порядке 4 геометрическими фигурами, все фигуры на карте разного размера; вырезанные фигуры 4-х форм 6-ти цветов.
Дети внимательно рассматривают картинки, которые достает из коробки ведущий (воспитатель) и закрывают такие же картинки на своей карте.
Д/игра «Магазин»
Задачи: Развивать умение ориентироваться на два признака одновременно (цвет и форму) с отвлечением от третьего признака (величины).
Игрушки и предметы разной формы и разного цвета.
Дети рассматривают в магазине игрушки, обращая внимание на их разный цвет и форму. Далее дети играют, соблюдая правила: чтобы купить игрушку, надо описать ее, не называя (какого она цвета, формы, чтобы «продавец узнал и продал ее. Например: «Дайте, пожалуйста, игрушку красного цвета, круглую» (мяч).
Д/игра «Домики»
Задачи: Закреплять умение ориентироваться на два признака одновременно (цвет и величину) с отвлечением от третьего признака (формы)
Коробочки –домики разного цвета, разной величины, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) разного цвета и величины.
Дети раскладывают фигуры в большую розовую коробочку все большие розовые фигуры, в маленькую розовую все маленькие розовые фигуры, и т. д.
Далее детям можно предложить сортировку и с другими цветами спектра.
Дидактические игры по закреплению цвета и формы для детей младшего дошкольного возраста «СПРЯЧЬ ЗАЙЧИКОВ ОТ ЛИСЫ И ВОЛКА» Цель: закрепить знания детей о шести основных цветах и их названия, обучение индикации цвета. Материал:.
Игры для формирования математических представлений у детей 4–5 лет Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию некоторые игры, созданные из доступного нетрадиционного материала, которые способствуют формированию.
Консультация для педагогов «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников» ЧАСТЬ 3Консультация для педагогов на тему «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников». СЛАЙД.
Перспективный план формирования представлений и умений детей младшей группы по образовательной области «Человек и общество» Перспективный план формирования представлений и умений детей младшей группы по образовательной области «Человек и общество». Сентябрь.
Перспективный план формирования представлений и умений детей средней группы по образовательной области «Человек и общество». Представляю Вашему вниманию перспективный план по формированию представлений и умений детей средней группы по образовательной области «Человек.
Перспективный план формирования представлений и умений детей старшей группы по образовательной области «Ребенок и общество». Новый учебный год наступил. Предлагаю очередной перспективный план по образовательной области «Ребенок и общество». Надеюсь, что предложенный.
Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр Дорогие коллеги, хочу поделиться с вами дидактическими играми для сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста. Роль дидактических.