имеем ли мы право назвать царствование ивана iv эпохой

Открытый урок по истории России на тему «Правление Ивана Грозного»

Ход урока

Организационный момент

В ходе урока запланирована групповая работа учащихся, поэтому парты в классе стоят для групп. Ребята разбились на группы заранее, по интересам, по 5 – 6 человек. Таким образом, получилось всего 4 рабочие группы.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке – гости! Давайте поздороваемся, посмотрим на них, чтобы в течение урока не отвлекаться. Садитесь, настраиваемся на работу.

Вводная часть урока

Сегодня мы с вами ещё раз обратимся к правлению Ивана Грозного, вспомним наиболее яркие события его царствования и, конечно, узнаем много нового о его правлении.

Цель нашего урока: дать оценку правления Ивана Грозного и высказать собственное отношение к этому времени.

А к цели нам прийти поможет модель, которая изображена на доске.

С ней нам сегодня предстоит работа. И, чтобы мы смогли дать оценку правлению Ивана IV, мы рассмотрим следующие моменты (на координатах модели):

— личные качества Ивана IV,
— ведущая идея,
— основные моменты его деятельности,
— последствия правления,
— оценки историков о правлении Ивана IV.

Итак, для разминки вспомним некоторые моменты и даты.

А теперь предстоит работа с моделью (нарисована на доске).

Итак, первая координата – “Личные качества Ивана IV”.

Работая с историческими источниками, которые я вам сейчас раздам, подобрать имена существительные, которые отвечают личным чертам характера Ивана IV, причём отметить как положительные, так и отрицательные черты характера.

Обсуждение и заполнение координаты.

Иван IV – неординарная личность!

Итак, какова была ведущая идея царя и кто его направлял?

Следующая координата – ведущая идея.

Работая с историческим источником, подобрать имя существительное, которое отражает ведущую идею царя.

(Единоличная власть, самодержавие).

Обсуждение и заполнение координаты.

Какие качества мешали Ивану IV править единолично?

(Пугливость, слабоволие, мнительность и т.д.).

Поскольку Иван IV не мог править единолично, так кто же был в его окружении в первый период правления?

(Макарский, Курбский, Сильвестр, Адашев, Висковатый и др.)

Обсуждение и заполнение координаты.

Какая деятельность объединяла этих людей, подберите имя существительное (реформа).

Назовите окружение Ивана IV во второй период его правления

(Скуратов, Грязной, Басманов и др.)

Какая деятельность объединяла этих людей, подберите имя существительное (опричнина, террор)

Чем отличаются эти два окружения?

(Отрицательное и положительное.)

Историк Р.Г. Скрынников в своей работе “Иван Грозный” пишет по этому поводу:

“В целом кружок лиц, поддерживающих программу крутых мер и репрессий против боярской оппозиции, был очень немногочислен, в него не входил ни один из влиятельных членов Боярской думы за исключением разве что А.Д. Басманова”.

Итак, реформа и опричнина – это внутренняя политика Ивана IV. А внутренняя политика определяла внешнюю политику. Рассмотрим деятельность Ивана IV.

Следующая координата – деятельность Ивана IV.

Задания по карточкам:

Первой группе: работая с учебником (с. 202-204), подобрать имена существительные, которые характеризуют реформы Избранной Рады и их последствия.

Второй группе: работая с книгой Г.В. Черниковой “История России

IХ – ХVII века” (с. 238-245), составьте цепь событий, которые предшествовали опричнине и, которые включали период опричнины. Каковы были последствия опричнины?

Третьей группе: работая с учебником (с. 205-210), выделите два направления внешней политики Ивана IV, составьте цепь основных событий. Какие последствия имела эта деятельность?

Четвёртой группе: работая с учебником (с.211 – 2140), выделите одно из направлений внешней политики. Каков был итог войны?

Обсуждение и заполнение координаты.

Историки говорят, что … на исходе десятилетия реформ, Иван пришёл к выводу, что царская власть из-за ограничений со стороны совет7иков и бояр вовсе утратила самодержавный характер. Сильвестр и Адашев, жаловался Грозный, “сами государилися”, как хотели, а с меня есть государство сияли: словом аз был государь, а делом ничего не владел.

Итак, реформы не дали быстрого результата. Тогда Иван IV пошёл другим путём. (Работа с картой, атласами).

Историки утверждают, что, скорее всего, опричнина была политикой террора, направленного на установление того, что сам Иван Грозный называл самодержавством. “А жаловать своих холопов казнить”- писал он князю Курбскому, под холопами подразумевается поданных.

Внещняя и внутренняя политика оказались взамно связанными. Иван IV расширил границы русского государства. (Работа с картой)

Работа по заполнению следующей координаты – последствия.

Представители от каждой группы называют:

Реформы – усиление крепостного права.

Опричнины – экономический кризис (разорение), подорваны пережитки удельной старины.

Укрепление власти царя – неограниченной.

Внешней политики – расширение границ, неудачи в войнах Крыма и Ливонии.

Династический кризис (убив сына).

Иван Грозный правил Русью 51 год. Он впервые взял на себя личную ответственность за судьбу страны и стал первым титулованным царём всея Руси. Иван IV хотел централизации власти двумя путями (какими?).

Реформы – сильно продвинули страну по пути централизации. Но на это требовались десятилетия.

Итак, что же историки говорят о правлении Ивана IV?

1. Научные споры об опричнине.

Как к опричнине относятся историки? (работа с документами).

Работа в группах. Обсуждение.

2. Историки о правлении Ивана IV Грозного.(работа с документами).

Источник

Открытый урок по истории на тему «Правление Ивана Грозного» (6 класс)

Открытый урок по истории России на тему » Правление Ивана Грозного «

Гизоева Ирина Гиглаевна , учитель истории и обществознания

Сформировать объективное понимание эпохи Ивана Грозного на основе глубокого усвоения необходимого объёма знаний;

Продолжить работу по формированию речевых умений, практических умений работать самостоятельно с дополнительной литературой, историческими источниками;

Развивать логическое мышление на основе анализа и синтеза, на основе созданной модели;

Развивать умения систематизировать материал.

Учить обобщать, систематизировать и расширять знания учащихся об эпохе Ивана IV.

Возбудить интерес учащихся к прошлому;

Формировать активную жизненную позицию и твёрдые убеждения;

Воспитывать культуру мышления и речи, навыков взаимосотрудничества.

Настенная карта “Русское государство в ХVI в.(при Иване IV)”, на доске.

Атласы по истории России с древнейших времён до ХVIII века, на партах.

Карточки с датами (для работы на доске).

Дополнительная литературе по теме, на партах.

Исторические источники, документы (ксерокопии), на партах.

Карточки с терминами и их значения (для работы на доске).

Дидактические карточки с заданиями (для работы учащихся в группах).

Портрет Ивана IV Грозного (на доске).

Иллюстрации по теме урока (на доске).

В ходе урока запланирована групповая работа учащихся, поэтому парты в классе стоят для групп. Ребята разбились на группы заранее, по интересам, по 5 – 6 человек. Таким образом, получилось всего 4 рабочие группы.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке – гости! Давайте поздороваемся, посмотрим на них, чтобы в течение урока не отвлекаться. Садитесь, настраиваемся на работу.

Модель “Правление Ивана IV”.

Домашнее задание (на закрытой доске).

Сегодня мы с вами ещё раз обратимся к правлению Ивана Грозного, вспомним наиболее яркие события его царствования и, конечно, узнаем много нового о его правлении.

Цель нашего урока: дать оценку правления Ивана Грозного и высказать собственное отношение к этому времени.

А к цели нам прийти поможет модель, которая изображена на доске.

С ней нам сегодня предстоит работа. И, чтобы мы смогли дать оценку правлению Ивана IV, мы рассмотрим следующие моменты (на координатах модели):

— личные качества Ивана IV,
— ведущая идея,
— основные моменты его деятельности,
— последствия правления,
— оценки историков о правлении Ивана IV.

Итак, для разминки вспомним некоторые моменты и даты.

Вопросы для вводной беседы:

назовите годы правления Ивана IV (1533 – 1584).

назовите годы правления регентши – Елены (1533 – 1538).

назовите годы борьбы боярских группировок за власть при Иване IV.

дата венчания Ивана IV на царство (16 января 1647).

деятельность “Избранной Рады” (1547 – 1560).

годы реформ “Избранной Рады” (1549 – 1560).

период опричнины (1565 – 1572).

А теперь предстоит работа с моделью (нарисована на доске).

Итак, первая координата – “Личные качества Ивана IV”.

Работая с историческими источниками, которые я вам сейчас раздам, подобрать имена существительные, которые отвечают личным чертам характера Ивана IV, причём отметить как положительные, так и отрицательные черты характера.

Обсуждение и заполнение координаты.

Иван IV – неординарная личность!

Итак, какова была ведущая идея царя и кто его направлял?

Следующая координата – ведущая идея.

Работая с историческим источником, подобрать имя существительное, которое отражает ведущую идею царя.

(Единоличная власть, самодержавие).

Обсуждение и заполнение координаты.

Какие качества мешали Ивану IV править единолично?

(Пугливость, слабоволие, мнительность и т.д.).

Поскольку Иван IV не мог править единолично, так кто же был в его окружении в первый период правления?

(Макарский, Курбский, Сильвестр, Адашев, Висковатый и др.)

Обсуждение и заполнение координаты.

Какая деятельность объединяла этих людей, подберите имя существительное (реформа).

Назовите окружение Ивана IV во второй период его правления

(Скуратов, Грязной, Басманов и др.)

Какая деятельность объединяла этих людей, подберите имя существительное (опричнина, террор)

Чем отличаются эти два окружения?

(Отрицательное и положительное.)

Историк Р.Г. Скрынников в своей работе “Иван Грозный” пишет по этому поводу:

“ В целом кружок лиц, поддерживающих программу крутых мер и репрессий против боярской оппозиции, был очень немногочислен, в него не входил ни один из влиятельных членов Боярской думы за исключением разве что А.Д. Басманова”.

Итак, реформа и опричнина – это внутренняя политика Ивана IV. А внутренняя политика определяла внешнюю политику. Рассмотрим деятельность Ивана IV.

Следующая координата – деятельность Ивана IV.

Задания по карточкам:

Первой группе: работая с учебником (с. 202-204), подобрать имена существительные, которые характеризуют реформы Избранной Рады и их последствия.

Второй группе: работая с книгой Г.В. Черниковой “История России

IХ – ХVII века” (с. 238-245), составьте цепь событий, которые предшествовали опричнине и, которые включали период опричнины. Каковы были последствия опричнины?

Третьей группе: работая с учебником (с. 205-210), выделите два направления внешней политики Ивана IV, составьте цепь основных событий. Какие последствия имела эта деятельность?

Четвёртой группе: работая с учебником (с.211 – 2140), выделите одно из направлений внешней политики. Каков был итог войны?

Обсуждение и заполнение координаты.

Историки говорят, что … на исходе десятилетия реформ, Иван пришёл к выводу, что царская власть из-за ограничений со стороны совет7иков и бояр вовсе утратила самодержавный характер. Сильвестр и Адашев, жаловался Грозный, “сами государилися”, как хотели, а с меня есть государство сияли: словом аз был государь, а делом ничего не владел.

Итак, реформы не дали быстрого результата. Тогда Иван IV пошёл другим путём. (Работа с картой, атласами).

Историки утверждают, что, скорее всего, опричнина была политикой террора, направленного на установление того, что сам Иван Грозный называл самодержавством. “А жаловать своих холопов казнить”- писал он князю Курбскому, под холопами подразумевается поданных.

Внещняя и внутренняя политика оказались взамно связанными. Иван IV расширил границы русского государства. (Работа с картой)

Работа по заполнению следующей координаты – последствия.

Представители от каждой группы называют:

Реформы – усиление крепостного права.

Опричнины – экономический кризис (разорение), подорваны пережитки удельной старины.

Укрепление власти царя – неограниченной.

Внешней политики – расширение границ, неудачи в войнах Крыма и Ливонии.

Династический кризис (убив сына).

Иван Грозный правил Русью 51 год. Он впервые взял на себя личную ответственность за судьбу страны и стал первым титулованным царём всея Руси. Иван IV хотел централизации власти двумя путями (какими?).

Реформы – сильно продвинули страну по пути централизации. Но на это требовались десятилетия.

Итак, что же историки говорят о правлении Ивана IV?

1. Научные споры об опричнине.

Как к опричнине относятся историки? (работа с документами).

Работа в группах. Обсуждение.

2. Историки о правлении Ивана IV Грозного.(работа с документами).

Вопросы для итоговой беседы:

Имеем ли мы право назвать царствование Ивана IV эпохой?

Какая из оценок опричнины и царствования Ивана IV в трудах отечественных учёных вам кажется наиболее убедительной? Подкрепите её рассуждениями.

Вернёмся к цели нашего урока. Дайте оценку правления Ивана IV и выскажите собственное отношение к этому времени.

Повторить вслух рассказ о правлении Ивана Грозного по модели.

Написать мини-сочинение “Что бы вы ответили собеседнику, утверждающему, что Иван Грозный был прогрессивным деятелем, сделал много полезного для Русского государства?”.

Источник

Открытый урок на тему:»Правление Ивана Грозного»

Открытый урок по истории России на тему «Правление Ивана Грозного»

Бондаренко Вера Анатольевна, учитель истории

Сформировать объективное понимание эпохи Ивана Грозного на основе глубокого усвоения необходимого объёма знаний;

Продолжить работу по формированию речевых умений, практических умений работать самостоятельно с дополнительной литературой, историческими источниками;

Развивать логическое мышление на основе анализа и синтеза, на основе созданной модели;

Развивать умения систематизировать материал.

Учить обобщать, систематизировать и расширять знания учащихся об эпохе Ивана IV.

Возбудить интерес учащихся к прошлому;

Формировать активную жизненную позицию и твёрдые убеждения;

Воспитывать культуру мышления и речи, навыков взаимосотрудничества.

Настенная карта “Русское государство в ХVI в.(при Иване IV)”, на доске.

Атласы по истории России с древнейших времён до ХVIII века, на партах.

Карточки с датами (для работы на доске).

Дополнительная литературе по теме, на партах.

Исторические источники, документы (ксерокопии), на партах.

Карточки с терминами и их значения (для работы на доске).

Дидактические карточки с заданиями (для работы учащихся в группах).

Портрет Ивана IV Грозного (на доске).

Иллюстрации по теме урока (на доске).

В ходе урока запланирована групповая работа учащихся, поэтому парты в классе стоят для групп. Ребята разбились на группы заранее, по интересам, по 5 – 6 человек. Таким образом, получилось всего 4 рабочие группы.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке – гости! Давайте поздороваемся, посмотрим на них, чтобы в течение урока не отвлекаться. Садитесь, настраиваемся на работу.

Модель “Правление Ивана IV”.

Домашнее задание (на закрытой доске).

Вводная часть урока

Сегодня мы с вами ещё раз обратимся к правлению Ивана Грозного, вспомним наиболее яркие события его царствования и, конечно, узнаем много нового о его правлении.

Цель нашего урока: дать оценку правления Ивана Грозного и высказать собственное отношение к этому времени.

А к цели нам прийти поможет модель, которая изображена на доске.

С ней нам сегодня предстоит работа. И, чтобы мы смогли дать оценку правлению Ивана IV, мы рассмотрим следующие моменты (на координатах модели):

— личные качества Ивана IV,
— ведущая идея,
— основные моменты его деятельности,
— последствия правления,
— оценки историков о правлении Ивана IV.

Итак, для разминки вспомним некоторые моменты и даты.

Вопросы для вводной беседы:

назовите годы правления Ивана IV (1533 – 1584).

назовите годы правления регентши – Елены (1533 – 1538).

назовите годы борьбы боярских группировок за власть при Иване IV.

дата венчания Ивана IV на царство (16 января 1647).

деятельность “Избранной Рады” (1547 – 1560).

годы реформ “Избранной Рады” (1549 – 1560).

период опричнины (1565 – 1572).

А теперь предстоит работа с моделью (нарисована на доске).

Итак, первая координата – “Личные качества Ивана IV”.

Работая с историческими источниками, которые я вам сейчас раздам, подобрать имена существительные, которые отвечают личным чертам характера Ивана IV, причём отметить как положительные, так и отрицательные черты характера.

Обсуждение и заполнение координаты.

Иван IV – неординарная личность!

Итак, какова была ведущая идея царя и кто его направлял?

Следующая координата – ведущая идея.

Работая с историческим источником, подобрать имя существительное, которое отражает ведущую идею царя.

(Единоличная власть, самодержавие).

Обсуждение и заполнение координаты.

Какие качества мешали Ивану IV править единолично?

(Пугливость, слабоволие, мнительность и т.д.).

Поскольку Иван IV не мог править единолично, так кто же был в его окружении в первый период правления?

(Макарский, Курбский, Сильвестр, Адашев, Висковатый и др.)

Обсуждение и заполнение координаты.

Какая деятельность объединяла этих людей, подберите имя существительное (реформа).

Назовите окружение Ивана IV во второй период его правления

(Скуратов, Грязной, Басманов и др.)

Какая деятельность объединяла этих людей, подберите имя существительное (опричнина, террор)

Чем отличаются эти два окружения?

(Отрицательное и положительное.)

Историк Р.Г. Скрынников в своей работе “Иван Грозный” пишет по этому поводу:

“ В целом кружок лиц, поддерживающих программу крутых мер и репрессий против боярской оппозиции, был очень немногочислен, в него не входил ни один из влиятельных членов Боярской думы за исключением разве что А.Д. Басманова”.

Итак, реформа и опричнина – это внутренняя политика Ивана IV. А внутренняя политика определяла внешнюю политику. Рассмотрим деятельность Ивана IV.

Следующая координата – деятельность Ивана IV.

Задания по карточкам:

Первой группе: работая с учебником (с. 202-204), подобрать имена существительные, которые характеризуют реформы Избранной Рады и их последствия.

Второй группе: работая с книгой Г.В. Черниковой “История России

IХ – ХVII века” (с. 238-245), составьте цепь событий, которые предшествовали опричнине и, которые включали период опричнины. Каковы были последствия опричнины?

Третьей группе: работая с учебником (с. 205-210), выделите два направления внешней политики Ивана IV, составьте цепь основных событий. Какие последствия имела эта деятельность?

Четвёртой группе: работая с учебником (с.211 – 2140), выделите одно из направлений внешней политики. Каков был итог войны?

Обсуждение и заполнение координаты.

Историки говорят, что … на исходе десятилетия реформ, Иван пришёл к выводу, что царская власть из-за ограничений со стороны совет7иков и бояр вовсе утратила самодержавный характер. Сильвестр и Адашев, жаловался Грозный, “сами государилися”, как хотели, а с меня есть государство сияли: словом аз был государь, а делом ничего не владел.

Итак, реформы не дали быстрого результата. Тогда Иван IV пошёл другим путём. (Работа с картой, атласами).

Историки утверждают, что, скорее всего, опричнина была политикой террора, направленного на установление того, что сам Иван Грозный называл самодержавством. “А жаловать своих холопов казнить”- писал он князю Курбскому, под холопами подразумевается поданных.

Внещняя и внутренняя политика оказались взамно связанными. Иван IV расширил границы русского государства. (Работа с картой)

Работа по заполнению следующей координаты – последствия.

Представители от каждой группы называют:

Реформы – усиление крепостного права.

Опричнины – экономический кризис (разорение), подорваны пережитки удельной старины.

Укрепление власти царя – неограниченной.

Внешней политики – расширение границ, неудачи в войнах Крыма и Ливонии.

Династический кризис (убив сына).

Иван Грозный правил Русью 51 год. Он впервые взял на себя личную ответственность за судьбу страны и стал первым титулованным царём всея Руси. Иван IV хотел централизации власти двумя путями (какими?).

Реформы – сильно продвинули страну по пути централизации. Но на это требовались десятилетия.

Итак, что же историки говорят о правлении Ивана IV?

1. Научные споры об опричнине.

Как к опричнине относятся историки? (работа с документами).

Работа в группах. Обсуждение.

2. Историки о правлении Ивана IV Грозного.(работа с документами).

Вопросы для итоговой беседы:

Имеем ли мы право назвать царствование Ивана IV эпохой?

Какая из оценок опричнины и царствования Ивана IV в трудах отечественных учёных вам кажется наиболее убедительной? Подкрепите её рассуждениями.

Вернёмся к цели нашего урока. Дайте оценку правления Ивана IV и выскажите собственное отношение к этому времени.

Повторить вслух рассказ о правлении Ивана Грозного по модели.

Написать мини-сочинение “Что бы вы ответили собеседнику, утверждающему, что Иван Грозный был прогрессивным деятелем, сделал много полезного для Русского государства?”.

Источник

Открытый урок по истории России на тему «Правление Ивана Грозного»

Открытый урок по истории России на тему «Правление Ивана Грозного»

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по истории России на тему «Правление Ивана Грозного»»

Открытый урок по истории России на тему «Правление Ивана Грозного»

Сформировать объективное понимание эпохи Ивана Грозного на основе глубокого усвоения необходимого объёма знаний;

Продолжить работу по формированию речевых умений, практических умений работать самостоятельно с дополнительной литературой, историческими источниками;

Развивать логическое мышление на основе анализа и синтеза, на основе созданной модели;

Развивать умения систематизировать материал.

Учить обобщать, систематизировать и расширять знания учащихся об эпохе Ивана IV.

Возбудить интерес учащихся к прошлому;

Формировать активную жизненную позицию и твёрдые убеждения;

Воспитывать культуру мышления и речи, навыков взаимосотрудничества.

Настенная карта “Русское государство в ХVI в.(при Иване IV)”, на доске.

Атласы по истории России с древнейших времён до ХVIII века, на партах.

Карточки с датами (для работы на доске).

Дополнительная литературе по теме, на партах.

Исторические источники, документы (ксерокопии), на партах.

Карточки с терминами и их значения (для работы на доске).

Дидактические карточки с заданиями (для работы учащихся в группах).

Портрет Ивана IV Грозного (на доске).

Иллюстрации по теме урока (на доске).

В ходе урока запланирована групповая работа учащихся, поэтому парты в классе стоят для групп. Ребята разбились на группы заранее, по интересам, по 5 – 6 человек. Таким образом, получилось всего 4 рабочие группы.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке – гости! Давайте поздороваемся, посмотрим на них, чтобы в течение урока не отвлекаться. Садитесь, настраиваемся на работу.

Модель “Правление Ивана IV”.

Домашнее задание (на закрытой доске).

Вводная часть урока

Сегодня мы с вами ещё раз обратимся к правлению Ивана Грозного, вспомним наиболее яркие события его царствования и, конечно, узнаем много нового о его правлении.

Цель нашего урока: дать оценку правления Ивана Грозного и высказать собственное отношение к этому времени.

А к цели нам прийти поможет модель, которая изображена на доске.

С ней нам сегодня предстоит работа. И, чтобы мы смогли дать оценку правлению Ивана IV, мы рассмотрим следующие моменты (на координатах модели):

— личные качества Ивана IV,
— ведущая идея,
— основные моменты его деятельности,
— последствия правления,
— оценки историков о правлении Ивана IV.

Итак, для разминки вспомним некоторые моменты и даты.

Вопросы для вводной беседы:

назовите годы правления Ивана IV (1533 – 1584).

назовите годы правления регентши – Елены (1533 – 1538).

назовите годы борьбы боярских группировок за власть при Иване IV.

дата венчания Ивана IV на царство (16 января 1647).

деятельность “Избранной Рады” (1547 – 1560).

годы реформ “Избранной Рады” (1549 – 1560).

период опричнины (1565 – 1572).

А теперь предстоит работа с моделью (нарисована на доске).

Итак, первая координата – “Личные качества Ивана IV”.

Работая с историческими источниками, которые я вам сейчас раздам, подобрать имена существительные, которые отвечают личным чертам характера Ивана IV, причём отметить как положительные, так и отрицательные черты характера.

Обсуждение и заполнение координаты.

Иван IV – неординарная личность!

Итак, какова была ведущая идея царя и кто его направлял?

Следующая координата – ведущая идея.

Работая с историческим источником, подобрать имя существительное, которое отражает ведущую идею царя.

(Единоличная власть, самодержавие).

Обсуждение и заполнение координаты.

Какие качества мешали Ивану IV править единолично?

(Пугливость, слабоволие, мнительность и т.д.).

Поскольку Иван IV не мог править единолично, так кто же был в его окружении в первый период правления?

(Макарский, Курбский, Сильвестр, Адашев, Висковатый и др.)

Обсуждение и заполнение координаты.

Какая деятельность объединяла этих людей, подберите имя существительное (реформа).

Назовите окружение Ивана IV во второй период его правления

(Скуратов, Грязной, Басманов и др.)

Какая деятельность объединяла этих людей, подберите имя существительное (опричнина, террор)

Чем отличаются эти два окружения?

(Отрицательное и положительное.)

Историк Р.Г. Скрынников в своей работе “Иван Грозный” пишет по этому поводу:

“В целом кружок лиц, поддерживающих программу крутых мер и репрессий против боярской оппозиции, был очень немногочислен, в него не входил ни один из влиятельных членов Боярской думы за исключением разве что А.Д. Басманова”.

Итак, реформа и опричнина – это внутренняя политика Ивана IV. А внутренняя политика определяла внешнюю политику. Рассмотрим деятельность Ивана IV.

Следующая координата – деятельность Ивана IV.

Задания по карточкам:

Первой группе: работая с учебником (с. 202-204), подобрать имена существительные, которые характеризуют реформы Избранной Рады и их последствия.

Второй группе: работая с книгой Г.В. Черниковой “История России

IХ – ХVII века” (с. 238-245), составьте цепь событий, которые предшествовали опричнине и, которые включали период опричнины. Каковы были последствия опричнины?

Третьей группе: работая с учебником (с. 205-210), выделите два направления внешней политики Ивана IV, составьте цепь основных событий. Какие последствия имела эта деятельность?

Четвёртой группе: работая с учебником (с.211 – 2140), выделите одно из направлений внешней политики. Каков был итог войны?

Обсуждение и заполнение координаты.

Историки говорят, что … на исходе десятилетия реформ, Иван пришёл к выводу, что царская власть из-за ограничений со стороны совет7иков и бояр вовсе утратила самодержавный характер. Сильвестр и Адашев, жаловался Грозный, “сами государилися”, как хотели, а с меня есть государство сияли: словом аз был государь, а делом ничего не владел.

Итак, реформы не дали быстрого результата. Тогда Иван IV пошёл другим путём. (Работа с картой, атласами).

Историки утверждают, что, скорее всего, опричнина была политикой террора, направленного на установление того, что сам Иван Грозный называл самодержавством. “А жаловать своих холопов казнить”- писал он князю Курбскому, под холопами подразумевается поданных.

Внещняя и внутренняя политика оказались взамно связанными. Иван IV расширил границы русского государства. (Работа с картой)

Работа по заполнению следующей координаты – последствия.

Представители от каждой группы называют:

Реформы – усиление крепостного права.

Опричнины – экономический кризис (разорение), подорваны пережитки удельной старины.

Укрепление власти царя – неограниченной.

Внешней политики – расширение границ, неудачи в войнах Крыма и Ливонии.

Династический кризис (убив сына).

Иван Грозный правил Русью 51 год. Он впервые взял на себя личную ответственность за судьбу страны и стал первым титулованным царём всея Руси. Иван IV хотел централизации власти двумя путями (какими?).

Реформы – сильно продвинули страну по пути централизации. Но на это требовались десятилетия.

Итак, что же историки говорят о правлении Ивана IV?

1. Научные споры об опричнине.

Как к опричнине относятся историки? (работа с документами).

Работа в группах. Обсуждение.

2. Историки о правлении Ивана IV Грозного.(работа с документами).

Вопросы для итоговой беседы:

Имеем ли мы право назвать царствование Ивана IV эпохой?

Какая из оценок опричнины и царствования Ивана IV в трудах отечественных учёных вам кажется наиболее убедительной? Подкрепите её рассуждениями.

Вернёмся к цели нашего урока. Дайте оценку правления Ивана IV и выскажите собственное отношение к этому времени.

Повторить вслух рассказ о правлении Ивана Грозного по модели.

Написать мини-сочинение “Что бы вы ответили собеседнику, утверждающему, что Иван Грозный был прогрессивным деятелем, сделал много полезного для Русского государства?”.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *