имеет ли право государство вмешиваться в жизнь гражданского общества

Гражданское общество: основы взаимодействия с государством

Стартовая позиция гражданского общества в целом заключается в преобразовании коллективности, которая организована по природным законам в жизни людей, становлении каждого конкретно взятого индивида, вышедшего из сферы необузданной свободы, общего враждебного настроения. Итогом подобных тенденций является возникновение граждан в одном целостном обществе.

имеет ли право государство вмешиваться в жизнь гражданского общества

В термин «гражданское общество» закладывается постоянное усовершенствование, переход от не очень развитого состояния индивида, власти и общества к цивилизованным, развитым положениям. Основная предпосылка развития – общее равенство обязанностей, свобод, прав, взаимное равенство, равносильное развитие главных компонентов:

При главенстве любой конкретной сферы из тех, что названы выше, гражданское общество будет разрушено.

Что такое гражданское общество?

Формирование термина осуществляется с определением основных компонентов, свойств и характеристик, которые ему присущи, нахождением нюансов становления, функционирования. Гражданское общество имеет определенное влияние на государство:

Первым исходным компонентом гражданского общества считается суверенная личность, которая успешно функционирует в обществе демократических ценностей, правового государства. Общество именуется «гражданским», поскольку состоит из свободных граждан, которые не являются подневольными подданными, поэтому не чувствуют стеснения в собственных действиях. Каждая личность общества, которое считается гражданским, ориентирована исключительно на созидание.

Общество нередко функционирует, существует исключительно автономно без вмешательства государственных структурных подразделений, других личностей и наличия четких рамок, хотя систематически взаимодействует с государством. Каждая личность реализует свои свободы, права, автономию, суверенитет с одновременным выполнением гражданских обязанностей. Стандартные характеристики честности, порядочности, человечности составляют фундаментальные устои современного гражданского общества совместно с правовым государством в целом.

Государство в условиях наличия гражданского общества не имеет простых форм. Оно становится правовым и ведет деятельность, строго ограниченную рамками, которые определяются законом. Государство преодолевает огосударствление различных жизненных сфер и обеспечивает их эффективное регулирование, которое так необходимо обществу. Хотя такое государство фактически невозможно представить без единого этического, культурного, идеологического, политического механизма влияния гражданского общества на органы власти, а также государственную социальную жизнь. Представленный механизм практически представляет собой реализацию демократизма в реальности.

имеет ли право государство вмешиваться в жизнь гражданского общества

Формирование гражданского общества

Интеграция элементов функциональной и социальной структуры общества осуществляется через организацию взаимодействия их между собой и обществом как единым целым. Существуют централизованный и децентрализующий способ объединения в целостность самостоятельно функционирующих общественных сфер и деятельности отделенных индивидов. Исторически первым возник централизованный способ, связанный с построением государства, а впоследствии проявил себя и децентрализующий способ организации общественной жизни — формирование гражданского общества.

Государство возникло из сверхобщинного центра кровнородственной общины после ее распада. Оно осуществляет жизненно важные функций общества, взаимодействие между относительно самостоятельными индивидами и областями общественной жизни. Поэтому с государством отождествляется целостность общества: оно выступает его организационным центром.

Взаимодействие государства и общества

Главное задание каждого государства — сохранение целостности общества и предотвращение его распада, что обеспечивается формированием верховной (суверенной) власти и органов ее осуществления, которые часто отождествляются с самим государством. Ключевым признаком государственной власти является ее легитимность, которая означает признание всеми членами общества права осуществлять соответствующие действия государственными органами. Реализация государственной власти приобретает разнообразные формы — от принятия правовых актов и управленческих решений, обязательных для выполнения всеми членами общества, к применению силы и принудительным действиям.

Противоположным полюсом относительно государства как центра общества являются самостоятельно действующие индивиды или общественные субъекты. Их природа и условия деятельности определяются совокупностью прав, которыми они владеют и реализуют свою принадлежность к данному обществу. Право является одной из наиболее глубоких категорий обществоведения, которое раскрывает общественную природу человека и его связь с обществом. Историческое развитие объема и форм прав индивидов отображает эволюцию общества.

Взаимодействие между двумя полюсами общества (центром, олицетворением которого является государство или церковь, и общественными субъектами) обеспечивается в процессе осуществления государственной или духовной власти, обеспечения прав субъектов. Поэтому особенности организации каждого общества можно раскрыть через определение характера власти и средств ее реализации, с одной стороны, и совокупности прав субъектов, условий их осуществления, которые являются главными в деятельности государства, с другой стороны.

Источником движущих сил, которые обеспечивают функционирование и развитие общества, является активная деятельность субъектов. Она формируется в процессе достижения личных целей, связанных с обеспечением потребностей и развитием способностей каждого человека, и проявляется в качестве интересов индивидов. Общество влияет на действие этой живой силы социального развития, на интересы индивидов через установление разнообразных стимулов.

имеет ли право государство вмешиваться в жизнь гражданского общества

Взаимодействие интересов субъектов и внешних стимулов ведет к появлению определенной мотивации деятельности субъектов. Здесь следует усматривать сложное сочетание живой силы индивидов, направленной на достижение собственных целей, и сил власти (государства, денег или морально-этичных императивов), что подчинены реализации общих целей. Мотивация дает возможность раскрыть процессы саморазвития общества в целом и его отдельных сфер, источники внутренних сил, условия и особенности их реализации.

Что особенного в правовом государстве?

Правовое государство имеет признаки:

а) Распространение правового закона на различные области общественной жизни, элементы общества, а также всех граждан без исключения. В государстве на всех уровнях утверждается главенство правового закона. Никто не вправе обходить его положения, предписания. Если же наблюдается их нарушение, виновные понесут наказание, которое предусматривается правовым законом.

б) Правовой закон принимается представительным высшим государственным органом власти или народом на референдуме во время волеизъявления – это основа правовой системы, обладающая максимальной юридической силой. Другие различные нормативные акты, которые представляют собой инструкции, директивы, распоряжения, приказы, решения, указы и постановления, считаются подзаконными.

в) Распространение правового закона на общество и государство, которое его породило. Он связывает, вводит ограничения на работу государственных структур, должностных лиц при помощи рамок компетенции, строго установленных на государственном уровне. Выхода из них не допускается. Таким образом, удается предотвратить произвол, злоупотребление властью, вседозволенность во всех делах государства.

г) Правовым законом регулируются важные вопросы общественной, государственной жизни без допуска приоритетов различных подзаконных нормативных актов и документов, которые носят исключительно ведомственный характер. В их задачи входит обслуживание групповых, но не общенародных и общегосударственных интересов. Конституция страны официально отражает верховенство правовых законов.

имеет ли право государство вмешиваться в жизнь гражданского общества

Важный элемент гражданского общества – это именно само общество с различными компонентами, которые в него входят. Речь идет об общественных организациях, трудовых коллективах, семье, союзах, ассоциациях предпринимателей, кооперативах, церкви, СМИ и проч.

Естественно, не менее значимую роль играет экономика. В имущественных отношениях современного гражданского общества и экономической деятельности главная роль отдается именно человеку-собственнику. При этом содержание термина «собственник», как правило, не следует ограничивать только наличием средств производственной деятельности.

Другой особенностью существования гражданского общества является наличие самоуправленческих начал, заложенных в основе развития, функционирования. Согласно с ней граждане выступают одновременно и управляемыми, и управляющими. Если демократия составляет политическую оболочку общества, в таком случае управленческие начала ему свойственны внутренне. Они составляют его качественную черту, которая является неотъемлемой при функционировании. Гражданское общество – это система, которая имеет саморазвивающийся, самоорганизующийся, саморегулирующийся характер.

имеет ли право государство вмешиваться в жизнь гражданского общества

Какие особенности имеет гражданское общество?

В гармоничном единении с самоуправленческими началами также пребывает специфическая особенность жизнедеятельности гражданского общества, в частности, речь идет о приоритете, преобладании в ней разных горизонтальных отношений, связей над иерархическими, выступающими в роли вертикальных.

Также к важным специальным особенностям существования гражданского общества причисляется мировоззренческий плюрализм (перевод с лат. как «множественный»). Гражданское общество, в составе которого содержится огромное количество независимых элементов, отличающихся между собой, изначально имеет структуру с плюралистическим характером взаимоотношений между ними. По данной причине исключительное значение отдается консенсусу (единодушию, согласию) в качестве важнейшего компонента общества, организованного плюралистически.

имеет ли право государство вмешиваться в жизнь гражданского общества

Гражданское общество – комплекс независимых, самостоятельных социальных составляющих (отдельных индивидов, а также организаций, объединений, учреждений, которые они создают), выражающих собственную волю во время равноправных, свободных отношений. Кроме того, осуществляется реализация интересов, удовлетворение личных потребностей, в процессе чего обеспечиваются оптимальные условия для успешного развития, функционирования.

Источник

Гражданское общество и государство

Содержание:

Гражданское общество – система взаимоотношений, характеризующаяся экономическими, неполитическими, конфессиональными, социальными и культурными формами. Гражданское общество представлено простором, где население воспроизводит частную жизнь на основе невмешательства государства.

Гражданское общество приставлено всеми структурами в социуме. Это представлено факторами социальной и экономической основы, а также правом в государственных отношениях с индивидом.

Эволюция понятия «гражданское общество»

В либеральной трактовке, согласно Т. Гоббсу и Дж. Локку, гражданское общество отражает хронологическое развитие государства от природного уровня, к цивилизационному началу.

В позитивно-либеральном контексте, согласно Г. Гегелю, гражданское общество представлено собственностью, которая развивает человечество и обеспечивает справедливость и защиту населения.

Согласно марксисткой теории (К. Маркс и Ф. Энгельс), гражданское общество выступает основой общественного бытия, а жизнедеятельность людей – хронологическим развитием.

Социал-демократическая традиция – государство оказывает формирующее влияние на деятельность общественных институтов, которые регулируют экономическо-политические взаимоотношения и обеспечивают условия для жизнедеятельности индивида.

Гражданское общество – взаимодействия между индивидами, куда входят сформировавшиеся общности в различных сферах: конфессия, фонды, СМИ, политические партии и т.д.

Предпосылки становления гражданского общества

Действующее законодательство, закрепляющее равные права всем индивидам в обществе, наделяя их правами и свободой.

Юридическая свобода представлена имущественными благами, предпринимательством и собственностью.

Действие механизма саморегуляции, который формирует невластные отношения между индивидами, наделяя их способностью осуществления естественных прав.

Гражданское общество наделено вертикальными и горизонтальными связями.

Структурные элементы гражданского общества

Гражданское общество ставит в приоритет права и свободу индивида, для улучшения его жизнедеятельности: право на жизнь; свободное предпринимательство; право на счастье; равенство всех индивидов; наличие правового государства; формирование одинаковых шансов для продвижения в экономической и политической сфере.

Функции гражданского общества

Политический режим определяет отношения между населением и правительством: при тоталитаризме государство берёт под контроль абсолютно все сферы жизнедеятельности, где нет места простору гражданского общества; при авторитарном режиме – гражданское общество предстаёт непросвещённым и сжатым; демократический режим – конституция формирует условия функционирования гражданского и правового общества.

Правовое общество не создаётся без гражданского, т.к. только зрелые индивиды формируют рациональные формы жизнедеятельности.

Правовое государство – вид политической власти, где верховенство принадлежит законности, правам человека и свободе. Право – мера свободы индивида, если интересы человека служат государству и их реализация предстаёт справедливой.

Признаки правового государства

Индивид имеет личностные права и свободу, которые представлены неприкосновенным правом; ответственность государства перед индивидом.

Государственная власть функционирует на методе разделения власти. Функции государственных органов представляют систему ограничения, препятствующих владению всей властью.

Равенство населения перед законом.

Защита прав и свободы индивида.

Права и свобода индивида представлены ценностью.

Наличие плюрализма во всех сферах.

Обеспечение правопорядка и действия закона в обществе.

Базовые принципы функционирования правового государства

Правовое государство наличествует в социуме с демократическим режимом правления. Уровень культурного развития и права формирует гражданское общество. Для правового государство необходимо владеть экономической основой, высоким уровнем жизнедеятельности и главенством среднего класса; развитые нормы поведения. Предпосылкой для формирования правового государства представлено наличие социальных институтов в социуме.

Источник

Глава 29 ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Понятия «общество» и «гражданское общество» не тождественны. Человеческое общество, как известно, появилось давно, но оно не всегда было гражданским.

Современное понимание гражданского общества сложилось в период возникновения и развития буржуазных общественных отношений. Сам же термин «гражданское общество» стал употребляться примерно в XVIII в., хотя понимание гражданского общества, его отделение от государства относят ко временам Древней Греции (Аристотель). Древние мыслители различали, но не противопоставляли государство и гражданское общество.

В течение долгого времени выражение «гражданское общество» отождествлялось именно с государством. Различия между общественными и государственными институтами стали проявляться в период нового времени. Данное понятие получило развитие в трудах Г. Гроция, Д. Локка, И. Канта, Г. Гегеля. При этом под гражданским обществом понималась независимая от государства особая сфера жизни общества, которая включает в себя экономические, семейные, этнические, культурные и иные отношения, кроме политических. Это те общественные отношения, которые способны развиваться независимо от государства, и последнее не вправе вмешиваться в данный процесс.

Понятие гражданского общества многоаспектно и подходы к его трактовке неодинаковы. В настоящее время различают два подхода. Первый основывается на противопоставлении гражданского общества и государства и, следовательно, противопоставлении политических и неполитических отношений. Второй подход не исключает политические институты и отношения из сферы действия гражданского общества и рассматривает его как совокупность всех видов общественных отношений, в том числе и политических, в рамках которых удовлетворяются многообразные потребности и интересы индивидов, их групп, адекватные достигнутому уровню общественного развития.

Обычно отмечают, что гражданским является общество, способное противостоять государству, контролировать его и заставить служить обществу. Это общество, которое может сформировать правовое государство.

Итак, под гражданским обществом понимается совокупность общественных отношений, главным образом имущественных, товарно-рыночных, семейных, нравственных и иных, относительно не зависимых от государства.

Относительно независимых потому, что государство управляет обществом, служит формой его организации. Однако государство не вправе вмешиваться в эти отношения, поскольку они составляют сферу частной жизни людей.

В идеале обязанности граждан перед государством ограничиваются двумя сферами: законопослушанием и уплатой налогов. Если личность добросовестно исполняет указанные обязанности, то до остальной жизни человека государству не должно быть дела. Но это в идеале, а в реальной жизни у граждан существуют и иные обязанности, например воинская, оберегать природу, исторические памятники.

Разграничение между обществом и государством проводится с целью показать сферу деятельности государства — это прежде всего политика (внутренняя и внешняя). Главное же назначение государства — служить обществу, создавать необходимые условия для функционирования последнего и комфортного проживания в нем личности. Сильное гражданское общество способно заставить государство служить людям.

Если же общество слабое, то государство сможет подчинить его себе, противопоставит себя обществу, будет проводить собственные интересы.

В XVIII–XIX вв. было разработано несколько теоретических моделей, раскрывающих связь государственной власти и гражданского общества. Широкое распространение получили две модели: 1) классическая либерально-демократическая; 2) этатистская. В основе первой лежит принцип невмешательства, который предполагает защиту личности от государственного произвола и мелочной опеки со стороны государственной власти. Вторая модель исходит из особой роли государства в развитии гражданского общества. При этом государственная власть определяет способы и порядок обеспечения каждого человека гражданскими правами и свободами. Иначе говоря, государство выполняет активную регулирующую и распределительную роль в обществе.

В литературе называют критерии (признаки) гражданского общества. Оно характеризуется:

1) экономической и социальной свободой членов общества, которая возможна только в условиях рыночной экономики, где личность не отчуждена от собственности, вправе выбрать любую ее форму, где существует свобода предпринимательской деятельности, а вмешательство государства в экономические отношения сведено к минимуму. Государство призвано лишь защищать все формы собственности, охранять общественный порядок, создавать надлежащие условия для проявления предприимчивости, инициативы, творчества;

2) признанием и реальной обеспеченностью естественных, неотчуждаемых прав человека, возможностью гарантированной юридической защиты этих прав на основе законов;

3) самоуправляемостью, самоорганизованностью. В гражданском обществе сами граждане решают собственные дела, а главной целью общества является человек;

4) открытостью, что предполагает, во-первых, свободный доступ людей ко всем источникам информации, кроме государственной и коммерческой тайны. Граждане вправе получать информацию о важнейших государственно-правовых решениях, состоянии окружающей среды, знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы личности, и др.; во-вторых, гласность осуществляемых общественно-политических мероприятий, в том числе принимаемых законодательных актов; в-третьих, свободу слова, убеждений, суждений, свободу критики; в-четвертых, свободу общения с международными и иностранными общественными организациями;

5) режимом законности, верховенством правового закона, незыблемостью свободы личности, установлением между личностью и государством правовых отношений, а также эффективностью контроля и надзора за исполнением законов. Одним словом, гражданское общество — это общество правовое;

6) равенством всех перед законом и судом, стабильностью конституционного строя, демократическими методами управления.

Перечисленные критерии определения гражданского общества показывают уровень развития общества, а также личные и социальные качества его членов.

Формирование гражданского общества обычно связывают с созданием правового государства. Первое служит предпосылкой второго. Вместе с тем формирование гражданского общества и правового государства происходит одновременно, поскольку оба института обусловлены единством интересов и единой целью — человек с его потребностями и интересами, обеспечение его экономической, политической, социальной и личной безопасности.

В юридической литературе выказывалось мнение о недопустимости жесткого размежевания гражданского общества и государства, поскольку современные условия существенно отличаются от тех, которые были в период формирования буржуазных общественных отношений. В частности, указывается, что в нынешних условиях наблюдается вполне обоснованное усиление проникновения государства в сферу гражданского общества. Это выражается в следующем:

а) усиливаются правовые начала в жизни гражданского общества;

б) изменяется социальная роль государства: оно принимает на себя заботу и содержание социально не защищенных слоев общества, вмешивается в демографическую обстановку общества, поскольку в ряде стран она вызывает большое беспокойство с точки зрения как избытка населения (Индия, Китай, Бангладеш), так и катастрофической его потери (Россия);

в) активизируется проникновение государства в сферу экономики, что определяется увеличением удельного веса государственной собственности. Например, в Италии в государственном секторе трудится около 25 % от общего числа всех рабочих, занятых в промышленности и на транспорте. В США активы государственной собственности оцениваются в 350 млрд долларов. Помимо того, государство ограничивает сверхприбыли путем повышения их налогообложения.

По мнению многих ученых, все меньше остается сфер, которые составляли бы исключительную компетенцию гражданского общества, очищенного от государственного влияния и вмешательства. Поэтому отделить функции государства от функций общества нереально. Напротив, усиливаются связи государства и гражданского общества. И хотя государство не входит в качестве элемента в состав гражданского общества, оно обеспечивает нормальное функционирование последнего. Ученые призывают не трактовать гражданское общество как общество, очищенное от государства, а признавать его в качестве самостоятельного института.

Таким образом, гражданское общество нельзя резко отделять от государства, так как государство, во-первых, защищает общество от преступных элементов и от внешнего нападения; во-вторых, охраняет права и свободы членов общества; в-третьих, реализует социальные и иные программы, направленные на смягчение социальных противоречий; в-четвертых, решает глобальные проблемы — энергетическую, сырьевую, продовольственную, экологическую и др.

Гражданское общество и государство в современных условиях тесно сотрудничают, но существуют пределы вмешательства государства в частную жизнь. Оно, в частности, не вправе детально регламентировать жизнь гражданского общества. В правовом государстве власть является правовой, поскольку она подчиняется закону, а это возможно в том случае, если государство находится под контролем гражданского общества. Право же выступает основным связующим элементом гражданского общества и государства.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

77. Воззрения Гегеля на гражданское общество и государство

77. Воззрения Гегеля на гражданское общество и государство Гегель рассматривает гражданское общество и государство как несовпадающие сферы общественной жизни. Оригинальность этой концепции состояла в том, что под гражданским обществом в ней понималась система

Глава 5. Государство и гражданское общество

Глава 5. Государство и гражданское общество Институт гражданского общества изучается уже более двух тысячелетий. Своими корнями он восходит к идее полиса Аристотеля, Цицерона и идеям естественного права. Над этим понятием работали также Платон, Г. Гегель, Э. Кант, Ш.

1.6. Гражданское общество и правовое государство

1.6. Гражданское общество и правовое государство Гражданское общество: понятие и признаки Гражданское общество – это совокупность негосударственных и неполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, семейных, религиозных),

Гражданское общество: понятие и признаки

Гражданское общество: понятие и признаки Гражданское общество – это совокупность негосударственных и неполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, семейных, религиозных), имеющих относительную самостоятельность и автономию

41 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ДЕКАБРИСТОВ (СЕВЕРНОЕ ОБЩЕСТВО, ЮЖНОЕ ОБЩЕСТВО)

41 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ДЕКАБРИСТОВ (СЕВЕРНОЕ ОБЩЕСТВО, ЮЖНОЕ ОБЩЕСТВО) Декабристское восстание 14 декабря 1825 г. в Петербурге и восстание Черниговского полка на Украине были организованы тайными обществами. Долгое время они разрабатывали проекты социальных

Глава двадцать вторая. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Глава двадцать вторая. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО Горизонты государства и права. Характеристика и понятие гражданского общества. Право и гражданское общество. Государство и гражданское общество. Правовое государство: понятие и признаки. Государство

43. Политическая программа декабристов (Северное общество, Южное общество)

43. Политическая программа декабристов (Северное общество, Южное общество) Дворянские революционеры – декабристы сделали шаг вперед в развитии освободительного движения и политико-правовой мысли.В 1821 – 1825 гг. были разработаны программные документы движения. Основными

Глава III Гражданское общество

Глава III Гражданское общество Гражданское общество есть совокупность частных отношений между лицами, управляемых гражданским или частным правом. Кроме отдельных лиц, сюда входят и образуемые ими частные союзы. С этой точки зрения семейство входит в состав гражданского

7. Корпоративное право и гражданское общество

7. Корпоративное право и гражданское общество Наличие развитых корпоративных правоотношений на основе норм корпоративного права – один из признаков гражданского общества.Гражданское общество – это система общественных отношений и институтов, сущностной

Раздел IV ЛИЧНОСТЬ, ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО

Раздел IV ЛИЧНОСТЬ, ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО Глава 29 ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО Понятия «общество» и «гражданское общество» не тождественны. Человеческое общество, как известно, появилось давно, но оно не всегда было гражданским.Современное понимание гражданского

3. РОЛЬ, ЗНАЧЕНИЕ ВЛАСТИ. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

3. РОЛЬ, ЗНАЧЕНИЕ ВЛАСТИ. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО Власть – способность и возможность управлять другими людьми, воздействовать на их поведение, навязывать свою волю, основанная одновременно и на авторитете, и на

7. Гражданское общество, государство и государственная измена

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *