имеет ли право работодатель требовать тест на ковид
Работодатель не вправе обязать работников пройти тест на COVID-19, за исключением отдельных случаев
eplisterra / Depositphotos.com |
Отвечая на вопросы работодателей о том, каким образом обязать работников сдавать тест на коронавирус, эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ пришли к однозначному выводу, что по закону работодатель не вправе требовать от работника сдать такой анализ (за счет работодателя или работника) при отсутствии к тому оснований.
В ситуации, когда в организации среди работников выявлены носители COVID-19, работодатель не может заставить остальных работников пройти тестирование на наличие вируса. Данная процедура может проводиться только при наличии согласия работника. Эксперты отметили, хотя действующее законодательство содержит нормы о проведении обязательных предварительных и периодических медицинские осмотров работников, на сегодняшний день исследование работников на наличие коронавируса в число обязательных не входит. Поэтому без получения согласия работника оно проводиться не должно, и принудить своих работников пройти такое обследование работодатель не вправе.
Такой вывод, по мнению экспертов, обоснован даже в том случае, если нормативные правовые акты субъекта РФ предусматривают обязанность работодателей тестировать своих работников на наличие новой коронавирусной инфекции.
В частности, п. 2.5 приложения 6 к Указу Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ (далее – Указ №12-УМ) устанавливает обязанность работодателей обеспечить с 1 июня 2020 года в течение каждых 15 календарных дней проводить исследование на предмет наличия новой коронавирусной инфекции в организациях, допущенных к проведению таких исследований, в отношении не менее 10% работников.
При этом за несоблюдение распоряжений и указов глав регионов, направленных на борьбу с новой коронавирусной инфекцией, работодатель может быть привлечен к ответственности по ст. 20.6.1 КоАП. На это указал и Верховный Суд Российской Федерации в своем Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции № 1 от 21 апреля 2020 г.
Таким образом, для работодателей Москвы требования Указа № 12-УМ о тестировании 10% работающих в организации лиц на коронавирус продолжают оставаться обязательными. При этом механизм применения данной нормы пока не прописан, потому количество, по которому следует определять 10% работников значения не имеет. Как полагают эксперты, исходя из данной нормы, не исключено и проведение повторного тестирования одного и того же работника. В случае выявления положительных результатов теста у отдельных работников работодатель не может быть привлечен к административной ответственности, если им соблюдались правила поведения при введении режима повышенной готовности, утв. постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 417, а также правила поведения при введении на территории Москвы режима повышенной готовности.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Выявление носительства коронавируса у отдельных работников также не может являться основанием для принудительного теста всех работников. Работник может отказаться от такого тестирования без каких-либо негативных для себя последствий. Так, согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ) необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство. Без такого согласия обслуживание пациента не допускается. Исключения из этого правила перечислены в ч. 9 ст. 20 Закона № 323-ФЗ, где в числе прочих указаны лица, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (п. 2 ч. 9 ст. 20 Закона № 323-ФЗ). При этом ч. 2 ст. 27 Закона № 323-ФЗ прямо возлагает на таких граждан в случаях, предусмотренных законодательством РФ, обязанность по прохождению медицинского обследования и лечения и профилактике этих заболеваний. Между тем, как следует из указанных норм, речь идет о гражданах, в отношении которых официально установлен диагноз о наличии у них опасных для окружающих заболеваний.
В этой связи эксперты считают, что отказ (в том числе работника) от прохождения лабораторного исследования на коронавирус, может считаться противоправным только в специально предусмотренных случаях. Например, если такой отказ заявлен лицами:
Данные случаи прописаны в постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 30 марта 2020 г. № 9. За несоблюдение этих норм, а также предписаний региональных санврачей и должностных лиц Роспотребнадзора предусмотрены административные санкции (ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ). Таким образом, только в этих ситуациях за отказ от прохождения лабораторного исследования на коронавирус работник может быть привлечен к административной ответственности.
Отметим, что региональная практика издания актов, направленных на профилактику распространения новой коронавирусной инфекции, не складывается одинаково, поскольку зависит от эпидситуации в конкретном субъекте РФ. Однако обязание работников при отсутствии к тому обоснованных причин пройти тестирование на наличие COVID-19 не соотносится с нормами закона.
Обязан ли гражданин сдавать тест на коронавирус
Носикова Елена
В КС Цитадель в связи с пандемией поступают множество вопросов как от граждан «обязан ли я сдавать тест на коронавирус», так и от работников «вправе ли работодатель требовать от меня пройти тестирование на коронавирус».
30 марта 2020 года Главным санитарным врачом РФ было издано Постановление № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-19». Пунктом 1.5 которого установлен перечень лиц, для которых введено обязательное тестирование на коронавирус:
Таким образом, если гражданин не входит в указанные группы, то требования пройти тест на коронавирус незаконно.
Принудительная вакцинация работников
Однако, даже при наличии указанных обстоятельств, гражданин вправе отказаться от теста на коронавирус, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 21 Конституции РФ никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
При этом, согласно ч. 9 ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается:
1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители (в отношении лиц, указанных в части 2 настоящей статьи);
2) в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
3) в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;
4) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);
5) при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы;
6) при оказании паллиативной медицинской помощи, если состояние гражданина не позволяет выразить ему свою волю и отсутствует законный представитель.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) входит в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 715.
Вместе с тем, согласно п. 10 указанной статьи Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя принимается:
1) в случаях, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, – консилиумом врачей, а в случае, если собрать консилиум невозможно, – непосредственно лечащим (дежурным) врачом с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации (руководителя медицинской организации или руководителя отделения медицинской организации), гражданина, в отношении которого проведено медицинское вмешательство, одного из родителей или иного законного представителя лица, которое указано в части 2 настоящей статьи и в отношении которого проведено медицинское вмешательство, либо судом в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
2) в отношении лиц, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, – судом в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
3) в случае, указанном в пункте 6 части 9 настоящей статьи, – врачебной комиссией либо, если собрать врачебную комиссию невозможно, – консилиумом врачей или непосредственно лечащим (дежурным) врачом с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации (руководителя медицинской организации или руководителя отделения медицинской организации), гражданина, в отношении которого проведено медицинское вмешательство, одного из родителей или иного законного представителя лица, которое указано в части 2 настоящей статьи и в отношении которого проведено медицинское вмешательство.
Обязанность установки приложения «Социальный мониторинг»
Таким образом, при наличии обстоятельств, когда гражданину в обязательном порядке предлагается пройти тест на коронавирус, и гражданин отказывается его пройти, то тогда в обязательном порядке собирается консилиум врачей для принятия решения о медицинском вмешательстве без согласия гражданина с обязательным внесением такого решения в медицинскую документацию пациента. Т.е. такое решение обязательно должно быть оформлено документально.
Не думаю, что медицинская организация возьмет на себя ответственность произвести медицинское вмешательство без согласия гражданина и без решения консилиума врачей.
Следует особо отметить то, что при отсутствии каких-либо клинических признаков коронавируса, принять решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина нельзя, т.к. такое медицинское вмешательство допускается только в указанных выше случаях (п. 9 ст. 20 Закона). Данный перечень оснований исчерпывающий и расширенному толкованию не подлежит.
Т.е. санкция данной статьи применима только в том случае, если уже наступили тяжкие последствия, но не ранее.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27 июля 2020 г. № 22 внесены изменения в постановления от 18.03.2020 N 7 “Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-19” и от 30.03.2020 № 9 “О Дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-19”
Иностранцы и апатриды до прибытия в Россию обязаны заполнить анкету прибывающего (рекомендуемый образец размещен на сайте Роспотребнадзора). Это должны сделать и россияне, прибывающие на родину воздушным транспортом (кроме членов экипажа воздушного судна). Чтобы оперативно пройти санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через госграницу, нужно заполнить на Едином портале госуслуг анкету для прибывающего “Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию” до вылета (при покупке билета, но не позднее регистрации на рейс).
В течение 3 календарных дней со дня прибытия следует пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и разместить информацию о результате на портале, заполнив форму “Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации”.
В случае появления любого ухудшения состояния здоровья в течение 14 календарных дней со дня прибытия нужно незамедлительно вызвать врача на дом.
Часть поправок касается предоставления иностранцами медицинского документа об отрицательном тесте на коронавирус. Уточнены требования по изоляции.
Постановление вступило в силу с 1 августа 2020 г.