имеет ли право таксист не пристегиваться
МАРТ разъяснил потребителям права, предусмотренные законодательством для пассажиров такси
Министерство антимонопольного регулирования и торговли, осуществляющее регулирование и контроль в сфере защиты прав потребителей, информирует потребителей о правах, предусмотренных законодательством для пассажиров такси.
Пассажир имеет право:
ВАЖНО! Потребитель вправе отказаться от оплаты поездки в случае оказания услуги такси с выключенным кассовым суммирующим аппаратом, совмещенным с таксометром.
Взаимоотношения, возникающие между потребителем и автомобильным перевозчиком, осуществляющим перевозки пассажиров автомобилями-такси, регулируются Правилами автомобильных перевозок пассажиров, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 972, разработанными в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь от 9 января 2002 г, № 90-З «О защите прав потребителей».
В салоне автомобиля-такси на видном для пассажира месте должна находиться информационная табличка, содержащая:
Рекомендуем потребителям при посадке в автомобиль-такси знакомиться с этой информацией.
Кроме того, в салоне автомобиля-такси должны находиться:
В случае отсутствия перечисленной информации в салоне автомобиля-такси (недоведения её до сведения потребителей) или несогласии пассажира с объявленной ценой услуги (например, стоимость посадки не устраивает потребителя), пассажир имеет право до начала поездки отказаться от использования услуги такси.
Размер платы за услугу такси определяется по кассовому суммирующему аппарату, совмещенному с таксометром на основании установленных тарифов за подачу автомобиля-такси по заказу, посадку в автомобиль-такси (исходя из затрат, связанных с выполнением посадки и высадки пассажиров, укладки и выгрузки багажа и ручной клади и др.), 1 км оплачиваемого пробега и 1 час оплачиваемого простоя или движения автомобиля-такси со скоростью, меньшей отношения тарифа за 1 час оплачиваемого простоя к тарифу за 1 км оплачиваемого пробега.
Водителю автомобиля-такси запрещается:
Поедем на таксо: как приехать куда надо, а не в суд
Казалось бы, что может быть проще поездки в такси? Тем более, когда для вызова автомобиля нужно нажать пару кнопок в приложении. Это уже давно не роскошь, которую можно себе позволить лишь по праздникам. На такси теперь не стыдно съездить в булочную, даже если это уже третий раз за день. Но, как и в любой сфере услуг, неприятности могут поджидать вас в самом неподходящем месте. Будь это обман со стороны водителя, чрезвычайное происшествие или ваша собственная оплошность, которую очень стыдно потом признавать.
Как избежать ситуаций, когда неудачная поездка на такси в соседний район может по стоимости превосходить билет на Сапсан? Из-за чего таксист откажется вас везти? И как получить компенсацию, если попадете в аварию? Устраивайтесь поудобнее, захлопывайте дверцу и главное — пристегивайтесь, мы начинаем поездку.
Чем регулируется деятельность такси?
Такси — это прежде всего автомобиль, который ездит по дорогам, а значит, тут главенствуют старые добрые правила дорожного движения. Дальше идут правила перевозки пассажиров легковым такси, закон № 69-ФЗ, Устав автомобильного транспорта и закон «О защите прав потребителей».
Но сперва нужно убедиться, действительно ли вы сели в настоящее такси, которое подчиняется всем этим правилам. Популярные агрегаторы Яндекс.Такси, Uber или Gett не являются службами такси в привычном нам понимании. В законодательстве они пока никак не обозначены и воспринимаются только как информационные службы. У них нет своего парка машин, а зона их ответственности прописана в правилах пользования на сайте или в приложении.
Не всё то такси, что с шашечками
Сразу оговоримся — такси должны иметь на боках “цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке” и опознавательный фонарь оранжевого цвета на крыше. Водители обязаны проходить предрейсовый осмотр, иметь стаж вождения минимум три года и прочее. Если на вызов приехал баклажановый седан без заветных шашечек и фонаря, то, скорее всего, вы имеете дело с частным извозчиком. Это же касается пойманной попутки без опознавательных признаков. Здесь не применяется Закон “О защите прав потребителей”, и все конфликты придется решать только в суде по общим правилам споров с физическими лицами. Не страшно? Хорошо, но все же запоминайте номер и марку машины — такие детали помогут в дальнейшем, если что-то пойдет не так.
Будет ли компенсация при аварии?
Если насмотревшись боевиков, вы выпрыгнули из салона на полном ходу или перехватили управление машиной, чтобы врезаться в ближайший столб — можете не надеяться на компенсацию. А вот когда виновником выступает водитель такси или другой автомобиль, то деньги за причиненный вред вам должны выплатить. Главное здесь действовать строго по правилам.
Обязательно дождитесь приезда сотрудников ГИБДД — они запишут вас в протокол в качестве пострадавшего и выдадут вам акт о ДТП.
Сразу отправляйтесь в ближайший травмпункт, чтобы зафиксировать причиненный ущерб и получить медицинское заключение. Если после аварии вас забрали на скорой — не волнуйтесь, ваше имя все равно будет указано в протоколе.
Позже вас пригласят в отделение ГИБДД на разбор ДТП, после которого вы получите копию постановления по делу об административном правонарушении.
В течение 15 дней со дня аварии нужно связаться со страховой компанией виновника происшествия. Приготовьтесь передать им следующие документы:
Акт о ДТП, который вы получили на месте аварии;
Медицинское заключение со списком травм, которые вы получили.
Если у вас разбился телефон или пострадали любые другие личные вещи — можно получить компенсацию вреда имуществу. Тогда добавьте к списку следующее:
Чек или другой документ, подтверждающий, что вещь принадлежит вам;
Заключение независимого эксперта о том, что дыра в экране планшета — это не естественный износ, а следствие аварии. Деньги, потраченные на экспертизу, включат в сумму возмещения.
У виновника не оказалось страховки? Наберитесь терпения, придется взыскивать у водителя компенсацию через суд и надеяться, что у него хватит денег на ее выплату.
Все пассажиры Яндекс.Такси автоматически застрахованы. В случае аварии выплатят компенсацию до 2 миллионов рублей.
Другие компании не могут похвастаться подобной роскошью, но всегда есть шанс через суд добиться компенсации за сломанную в аварии ногу или разбитый нос. Этим летом вышло постановление Пленума Верховного Суда РФ, по которому агрегаторы такси несут ответственность за жизнь и здоровье пассажиров.
Кто будет платить за непристегнутый ремень?
Водителю в любом случае выпишут штраф за перевозку непристегнутых. Пассажирам могут вынести предупреждение или оштрафовать за то, что не пристегнулись. Исключение — отсутствие ремня.
Водитель платит штраф по ст. 12.6 КоАП РФ — 1000 рублей.
Пассажир по ч. 1 ст. 12.29 КоАП РФ получает предупреждение или штраф 500 рублей.
Бывает, что пассажир наотрез отказывается пристегнуться, ведь ремень будет сковывать его свободолюбивую душу или живот. В таком случае таксист имеет полное право высадить вас у обочины. Водитель отвечает за вашу безопасность во время поездки, а вы не хотите пристегиваться и тем самым нарушаете ПДД.
Бывает, что в салоне такси висит предупреждение о том, что непристегнутый пассажир в случае чего платит штраф и за водителя. Это нарушение закона: вы оплачиваете свой штраф, а таксист — свой. Водитель не имеет права заставлять вас платить за себя. Да, вы сами не пристегнулись, но он ничего на это не сказал. Ответственность за перевозку непристегнутых лежит полностью на нем.
Заказали такси, а там нет детского кресла. Кто заплатит за это?
Штраф за отсутствие специального кресла составляет 3000 рублей, и выписывают его строго водителю машины. Но есть нюансы: кроме административного штрафа водитель или руководство службы такси вполне могут быть привлечены к уголовной ответственности за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Наказание за это будет более суровым: начиная от штрафа в 100 тысяч рублей и заканчивая шестью годами лишения свободы. Учитывая такие перспективы, не каждый водитель согласится посадить к себе ребенка без кресла. Если собираетесь в поездку с маленькими детьми, то лучше сообщить об этом оператору службы такси или выбрать в приложении машину, оборудованную детским креслом.
Испачкали салон. Снимут ли плату за чистку?
Зависит от того, какой службой такси вы пользуетесь.
Если пассажир Uber что-то испачкал или сломал, то будет должен возместить расходы на мойку или ремонт. Этот пункт есть в пользовательском соглашении, которое вы принимаете в самом начале, поэтому компания может без уведомления списать деньги за химчистку с привязанной к аккаунту карты.
В правилах пользования Яндекс.Такси и Gett ничего такого нет, а возмещение денег за уборку компании советуют решать напрямую с водителем. Если стошнило по дороге из бара, нечаянно пролили манговый смузи прямо на сидение или внезапное кровотечение из носа превратило салон в ту самую сцену из фильма “Сияние”, то лучше не спорить с водителем и заплатить за химчистку. Боитесь, что водитель сдерет с вас намного большую сумму? Позвоните в автомойку и узнайте стоимость чистки салона автомобиля — именно столько и отдайте таксисту.
Если водитель подобрал вас у сугроба размером с ледяную стену из Игры Престолов и начал возмущаться, что на коврики натекло слишком много воды, то не переживайте — такую уборку оплачивать вы не должны. Вы не виноваты в плохой погоде.
Можно нагрузить такси мелкой мебелью и вещами?
У меня был такой случай. Закупившись в Икее, мы вызвали такси. Водитель безрадостно оглядел восемь сумок с раскладушкой и отказался нас везти. Помещались мы с трудом, а вещи заняли весь салон до самого потолка. Я, конечно, очень сильно возмущалась. Позже, правда, узнала, что в законе прописано: перевозимый пассажиром багаж не должен мешать водителю управлять машиной или пользоваться зеркалами заднего вида. Одно дело — поставить в салон тяжелые пакеты с продуктами из “Ленты”, а другое — торшер, два ковра и разобранное кресло. Если покупок действительно очень много, то лучше заказать грузовое такси, где все смогут комфортно разместиться.
Забыли сумку в такси — как вернуть?
Если вы заказывали машину через приложение Яндекс.Такси, то позвонить водителю можно будет в разделе “история поездок”. Но поторопитесь — опция перестанет быть доступной уже через 24 часа после того, как вы покинули салон такси. Не успели? Тогда смело обращайтесь в техподдержку. В Uber немного другая система: нужно ввести на сайте свой номер телефона, на который вам позвонят и свяжут с водителем. Ни он, ни вы не узнаете настоящий номер собеседника.
Напоминаем, водитель и служба такси не несут ответственность за забытые вами вещи. Выпавший из сумки десятый айфон вполне мог прикарманить человек, который сел в такси сразу после вас.
Заплатили онлайн, а водитель еще и наличку взял. Как отменить двойную оплату?
До боли знакомая история. Компания друзей садится в такси — каждому нужно доехать по своему адресу. Машину заказывал через приложение тот, кому ехать ближе всего. Он и поставил оплату по карте, но забыл предупредить об этом остальных. Когда пришло время выходить последнему пассажиру таксист сообщил, что платить нужно наличными. Ничего не подозревая, молодой человек отдал деньги и спокойно отправился спать. Утром выясняется, что за поездку было заплачено дважды: с карты первого и наличкой последнего. Что же делать? Срочно звоните или пишите в техподдержку с телефона, через который и был сделан заказ. Скорее всего, вам вернут деньги на карту, а водителю сделают предупреждение и понизят рейтинг.
Что делать, если из-за задержки такси опоздали на самолет? Кто вернет деньги за билеты?
Если по вине таксиста вы опоздали на самолет, то можно попытаться получить за это компенсацию. Вам понадобится номер и время вашего заказа — эта информация будет у диспетчера, в приложении или в СМС, которое пришло после подтверждения. Вспомните детали поездки: повез ли вас водитель напрямую в аэропорт или сперва решил показать достопримечательности и намотал парочку кругов по району?
Маршрут перевозки пассажиров и багажа легковым такси определяется пассажиром. Если маршрут не определен, водитель такси обязан осуществить перевозку по кратчайшему маршруту.
Сначала нужно отправить заказным письмом претензию в службу такси, приложив копии билетов и чеков — доказательств понесенного вами убытков. Если компания не ответит на претензию, то придется подавать в суд. Но помните, что огромная пробка по дороге в аэропорт — это не вина водителя. В таком случае суд откажет вам в выплате.
Основные моменты
Агрегаторы такси (Яндекс.Такси, Uber, Gett) пока воспринимаются законом как информационные службы. Но в недавнем постановлении Пленума Верховного Суда РФ было решено обязать их нести ответственность за здоровье пассажира.
Если такси попало в аварию и вы пострадали — обращайтесь за возмещением в страховую компанию виновника ДТП. Если страховки не было, то подавайте на него в суд. Пассажиры Яндекс.Такси получают возмещение напрямую от агрегатора.
Водитель может отказаться везти пассажира, если тот не пристегивает ремень или не предупредил, что ему нужно детское кресло.
Не пристегнулись и попались? Заплатите штраф или получите последнее китайское предупреждение от сотрудника ГИБДД. Таксиста тоже оштрафуют за провоз клиента в таком виде. Платить нужно только за себя, как бы не уговаривал вас водитель.
Uber может самовольно снять с привязанной карты деньги за чистку испачканного салона. В остальных случаях придется договариваться лично с водителем. Если не хотите ненароком переплатить — позвоните в автомойку и узнайте цены.
В такси можно провозить личные вещи и багаж, но не переборщите с количеством. Если гора покупок будет мешать таксисту управлять машиной, то вас скорее всего попросят подыскать другой транспорт.
Забытые в машине вещи можно вернуть, позвонив водителю, диспетчеру службы такси или в техподдержку агрегатора. Но салон автомобиля — это не камера хранения, за оставленную там сумку никто не несет ответственности.
Если по вине таксиста вы опоздали на самолет, то получить компенсацию получится только через суд.
Почему многие таксисты принципиально не пристегиваются ремнем безопасности
Такси — полновесный представитель сферы услуг, так что от удовольствия, полученного пассажиром, или «паксом» на языке шоферов, зависит немало. В том числе и доход самого таксиста. Чаевые здесь — часть зарплаты. И порой не малая.
Культура общения у нас, конечно, находится в стадии роста, многие и вовсе считают себя королем, вызывая «эконом» ради поездки на соседнюю улицу, но большинство «юзеров» все же осознают, что «извозчик» — тоже человек, ничем от пассажира не отличающийся, и манера поведения с ним должна быть соответствующей. Эпоха, когда каждый, кто садился в автомобиль с шашками, считал себя звездой из голливудских фильмов с личным водителем, постепенно уходит.
Впрочем, уходит не слишком быстро. И порой именно водители такси становятся причиной, по которой пассажиры начинают вести себя агрессивно, ставить «двойки» и платить «под расчет». Из каждого утюга нам рассказывают, что ремень — основа основ безопасности в автомобиле, современные машины — а в такси они все современные — настроены так, что каждый находящийся в салоне должен быть пристегнут, иначе быть беде. И тут профессионал, человек, зарабатывающий на жизнь вращением «баранки», ездит с заглушкой. Ну и как, позвольте спросить, к этому относиться?
Конечно, следует немедленно написать гневное послание агрегатору, чтобы виновный в нарушении ПДД был наказан. Средство, надо сказать, действенное, потому что водитель с низкой оценкой получает меньше заказов и может быть вообще заблокирован на определенное время.
Но прежде чем излить свою ярость путем нажатия сенсорных кнопок, стоит все же спросить у шофера об истинной причине, которая не дает ему соблюдать правила дорожного движения. Может быть, у него что-то болит, а ремень давит? Может быть, ремень неисправен и не вытаскивается из катушки?
Большинство, конечно, скажет, что ремень давит исключительно на имидж и чувство собственного достоинства. Такие водители достойны гневного отзыва. Но есть и весьма интересная и, надо сказать, понятная причина, о которой и поведал порталу «АвтоВзгляд» один из наиболее вменяемых и вежливых шоферов тарифа «комфорт+», предварительно извинившись за не пристегнутый ремень безопасности.
Российским судам предложили пересмотреть взгляд на ценность жизни и здоровья граждан
Почему у машин такси всегда «спущены» шины
Дело в том, что за день у таксиста может накопиться около 10 000 — 15 000 рублей наличными, которые в тандеме с заначкой в бардачке — мелкие деньги, отложенное на ТО, конверт «на резину» — составляет вполне уже существенную для обыкновенного россиянина сумму. Народ поистратился за время пандемий, проблемы растут ворохом, снимая последние моральные тормоза. Оказавшись в трудной жизненной ситуации, некоторые готовы пойти даже на криминал. Алкоголь зачастую выступает детонатором: что у трезвого на уме — у пьяного на языке. И тут на их пути вырастает желтый автомобиль с шашечками.
Статистика, конечно, никем не ведется, но случаи с нападениями бывали в практике многих водителей такси. Опытный шофер распознает проблемного клиента и сделает остановку около поста ГИБДД. Но подобные знания, увы, приходят не с молоком матери, а нападение сзади, да еще и пристегнутым ремнем к своему рабочему месту, переживают не все. Именно по этой причине некоторые водители такси никогда не пристегивают ремень — свобода движения порой единственный шанс выжить и выбраться из машины с потенциальным убийцей.
Прежде чем написать гневный отзыв за вопиющее нарушение ПДД, особенно если других причин для негодования не нашлось, не постесняйтесь спросить у шофера об истинной причине, по которой он пренебрегает не только своей, но и пассивно вашей, пассажирской безопасностью. Вполне возможно, что вы услышите историю, от которой волосы зашевелятся на затылке. Правда, в ней гарантированно будет хэппи энд, и это не может не радовать.
Кому можно не пристегиваться за рулем: соблюдаем ПДД
МОСКВА, 12 марта, ФедералПресс. Согласно правилам безопасности дорожного движения, в автомобиле необходимо пристегиваться всем. Однако существуют ситуации, в которых можно сделать исключения. «ФедералПресс» отвечает, кому можно не пристегиваться во время движения транспорта.
«Согласно пункту 2.1.2 ПДД, водитель сам должен быть пристегнут ремнем безопасности, а также проследить, чтобы все пассажиры были пристегнуты», – следует из правил дорожного движения.
В первую очередь автомобиль должен быть оборудован ремнями безопасности. Кроме того, водитель обязан проследить, чтобы все пассажиры были пристегнуты. Рекомендуется пристегиваться сразу же после посадки в автомобиль, даже если автомобиль стоит на месте, потому что ДТП со стоящим транспортом происходит довольно часто.
Правила использования ремней безопасности для пассажиров немного проще. Пассажир обязан следить лишь затем, что он сам пристегнут. Тоже самое касается детей. Использование детских кресел и ремней безопасности для несовершеннолетних прописаны в ПДД в пункте 22.9.
«Если ребенок от 7 до 11 лет едет на заднем сиденье легкового автомобиля или в кабине грузовика, то он должен либо находиться в детском удерживающем устройстве, либо быть пристегнут ремнем безопасности без кресла», – следует из правил.
Помимо правил безопасности за непристегнутый ремень предусмотрены штрафы. Согласно КоАП, за нарушение водитель обязан заплатить штраф 1000 рублей, а пассажир 500 рублей. Однако, если в автомобиле не пристегнулся пассажир, то штраф наложат как на пассажира, так и на водителя.
В каждых правилах есть исключения. Существуют они и в ПДД. Что касается ремней безопасности, то движение с непристегнутым ремнем разрешено кандидатам в водители на автодроме. Однако во время сдачи экзамена эта оплошность принесет штрафные баллы.
Не пристегиваться в автомобиле могли себе позволить работники МВД до 2010 года. Сотрудники скорой помощи, пожарные и работники МЧС пристегиваются в обязательном порядке.
«Однако, людям, которые спешат на вызов, нередко не до собственной безопасности, поэтому к ним относятся снисходительно и вряд ли кому-то придет в голову их оштрафовать», – передают эксперты.
Не существует в этом случае и поблажек для беременных. Женщины в положении должны быть пристегнуты, как за рулем, так и на пассажирском сидении. Большинство специалистов рекомендует пристегиваться ради собственной безопасности, а не из-за возможных штрафов.
Напомним, в Совфеде планируют изменить принцип формирования тарифов на техосмотр. В России изменят базовую цену и ценовой коридор подобно ОСАГО.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин
Ремень — не удавка!
С этими ремнями безопасности у таксистов и их пассажиров вечная путаница: нужно пристегиваться или нет? А если нужно, то кому? И почему, собственно, для кого-то предусмотрены послабления? Вообще-то я всегда прошу клиентов пользоваться этим средством пассивной безопасности. Хотя на это предложение реагируют все по-разному.
Вот типичный диалог с клиентом такси:
— Добрый день, свободны?
— А у вас нужно пристегиваться?
— А вот мы вчера ехали, так нам водитель сказал, что можно не пристегиваться.
— А он что на БТР вас вез?
— Нет, на Dacia Logan.
— Значит, нужно. Вы ведь пристегиваетесь для своей собственной безопасности, а не для него.
Почему-то считается, что человек, который едет на заднем сиденье, более защищен. Я вот не понимаю, на чем основаны такие суждения, потому что во время аварии непристегнутый пассажир, который едет сзади, получает серию ударов — о спинку сиденья, переднюю панель, лобовое стекло. Невероятно, но человек может вылететь через стекло. Такая авария — многие должны помнить — случилась в этом году на перекрестке ул. Козлова и пр. Независимости в Минске. Из-за пьяного водителя BMW погиб молодой пассажир такси — его выбросило через окно. Трагедия, конечно. А если бы был пристегнут? Ведь автомобиль-то был поврежден не так уж сильно.
Однажды у меня произошел интересный случай. На стоянке сел в машину мужчина. Пока мы потихоньку трогались, у меня зазвонил телефон. Вообще, я не имею обыкновения разговаривать за рулем: если вижу, что звонок важен для меня, просто информирую человека: «Занята, перезвоню через 15 минут». Но пассажир и за эти три секунды решил сделать мне замечание:
— Вот вы правила уже два раза нарушили.
— Вы только что по телефону разговаривали.
— Я никогда не разговариваю во время движения. Но. это сын звонил. Ну ладно, подловили, а второе?
— Водители такси могут не пристегиваться.
— Что вы придумываете? Я очень хорошо знаю, что должны.
— На бутылку шампанского!
Впереди мы увидели стоящую машину ГАИ.
— Сейчас остановимся, спросим! — говорю я и начинаю снижать скорость.
— Не надо, — запротестовал вдруг клиент, — я сейчас другу позвоню, он в ГАИ работает. Еще не поздно.
А было уже 12 часов ночи. Ну да, совсем не поздно.
— Алло, Витя! Я еду в такси. Здесь за рулем девушка не пристегнулась! Говорит, что может не пользоваться ремнями безопасности. Мы тут поспорили.
Но не успел он договорить фразу, как повернулся и спросил:
— Где тут у нас круглосуточный магазин? Вы какое шампанское любите?
Так я выиграла бутылку шампанского. По правилам перевозок пассажир такси должен быть пристегнут и спереди, и сзади тоже. Водитель такси в городской черте может не пристегиваться, а за городом — обязан.
Почему водителям такси разрешено не пристегиваться? Есть несколько мнений. Думаю, все это могло повлиять на принятие решения. Во-первых, учитывали специфику работы: постоянно нужно выходить из машины, открой багажник — закрой багажник, а пристегивать ремень безопасности по двадцать раз неудобно. Во-вторых, постоянное нахождение за рулем: нагрузка на грудную клетку ого-го какая. Это может неблагоприятно сказаться на здоровье. Ну и в-третьих, главное — безопасность водителя. Ведь в случае нападения покинуть автомобиль быстро не получится, да и ремень, случалось, использовали как удавку.
А вот клиенты все-таки должны быть пристегнуты как спереди, так и сзади. Бывают, конечно, индивидуумы, которые наотрез отказываются:
— Нет проблем, я штраф сам оплачу, если остановят.
— Штраф-то вы оплатите, а вот запись в талон сделают мне. Я ведь не имею права трогаться, пока не пристегнетесь. — часто использую такой аргумент.
А еще был случай с мужчиной лет 45. Он наотрез отказался пристегиваться. Вспоминал, как попал в аварию. Говорил, машина заглохла на железнодорожных путях, сам успел выпрыгнуть, а его пристегнутый друг — нет. С тех пор не пользуется ремнями безопасности ни при каких обстоятельствах. Фобия! И когда ГАИ останавливает, безропотно платит штраф со словами: «Не пристегиваюсь и пристегиваться не буду».
И все же это исключение. Пристегиваться нужно. И даже сзади. Госавтоинспекция останавливает иногда за непристегнутых пассажиров, но относится лояльно. Коллеги рассказывали, что попадали на такие штрафы, но мне лично не довелось. Может, потому, что большинство моих пассажиров пристегнуты?
Кстати, если раньше на предложение пристегнуться 99% клиентов отмахивались, говоря: «Ой, а зачем?», то теперь большинство пристегиваются сами, без напоминания.