имеет ли право учитель ставить 2 за опоздание на урок
если ученик зашел в класс после звонка (через 2 мин), имеет ли право учитель не пустить его на урок?
Во-первых, учитель не имеет права выгонять ученика с урока или не пускать на урок ни при каких обстоятельствах. В Уставе каждой школы должно содержаться положение о том, что учителя и администрация школы несет ответственность за жизнь, здоровье и психическое состояние учеников во время занятий.
Но, в то же время, опоздание на урок не является безнаказанным, поскольку это нарушение внутреннего распорядка школы, прописанного в Уставе школы. Учитель имеет право в такой ситуации пригласить в школу родителей или поставить в известность директора для принятия допустимых наказательных мер.
В-третьих, перевести на заочную форму обучения или какую бы то ни было другую форму обучения, ученика имеют право только с согласия самого ученика и его родителей. Об этом говорится в статье 52, пункт 1 Закона «Об образовании»:
7. По решению органа управления образовательного учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет.
Исключение обучающегося из образовательного учреждения применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное функционирование образовательного учреждения.
7 очень важных вопросов о правах учителей и учеников
Первыми комментариями к любой статье о правах школьников будут возмущения в духе «А как ещё их воспитывать?», «Малолетки совсем от рук отбились!» и «Что за неуважение к учителю — своими правами козырять!».
Впрочем, риторика старшего поколения по отношению к младшему не меняется вот уже несколько тысячелетий, ещё Сократ говорил: «Наша молодёжь любит роскошь, она плохо воспитанна, насмехается над начальством, не уважает стариков, перечит родителям. Наши дети стали просто тиранами».
Когда ребёнок или подросток интересуется своими правами, это воспринимается школой и родителями как бунт, подрыв устоев и угроза общественной безопасности. Это довольно иронично, учитывая то, что и те и другие декларируют важность развития личности и гражданского самосознания. Тут уж надо определиться: вам послушного и безропотного или же со своим мнением и стремлением его отстаивать?
В общем, в 99% случаев, когда ученики «качают права» (то есть выводят вопрос из разреза «потому что я так сказал, вот почему» в правовое поле), я считаю это полезным для обеих сторон. Вот семь жизненных вопросов, по которым я давал свою оценку за последнее время.
1. «Имеет ли право учитель выгонять из школы ученика, если он пришёл не в школьной форме?»
Выгонять — то есть насильно выталкивать, кричать, угрожать, применять физическую силу, — конечно же, нет. Учитель может сделать замечание, провести беседу, привлечь к решению вопроса администрацию школы, школьного психолога, социального педагога, пригласить для беседы родителей ученика.
Статья 43 Конституции РФ гарантирует право на образование. Это же право гарантирует Федеральный закон «Об образовании», в частности статья 5. Ни один пункт настоящего законодательства не говорит о том, что за джинсы, длину галстука или цвет волос человек может быть лишён этого права.
Да, если в уставе учебного заведения есть форма установленного образца, ученики обязаны соблюдать регламент. За несоблюдение к ним и их родителям могут применяться меры дисциплинарного воздействия. Однако среди перечня таких мер нет отстранения от получения школьного образования.
2. «Имеет ли учитель право не допускать ученика на урок, если ученик опоздал, причём не на пол-урока, а на пять минут?»
Опять же ни один пункт действующего законодательства не говорит о том, что за опоздание на урок человек может быть лишён права на образование. Поэтому учитель не имеет права не допускать ученика на урок из-за опоздания.
Кроме того, следует помнить, что учитель отвечает за здоровье и безопасность учеников в ходе образовательного процесса. Если учитель отправляет ученика «гулять» во время занятия, эта ответственность с него не снимается.
С другой стороны, существует внутренний устав учебного заведения, где указаны обязанности учащихся, в том числе обязанность придерживаться школьного расписания и приходить на урок вовремя. Но нарушение учеником одних правил не даёт учителю права нарушать другие правила.
В случае опоздания у учителя есть спектр законных мер воздействия: беседа, привлечение школьного психолога, социального педагога, директора или родителей ученика. В конце концов, у опоздания на урок могут быть разные причины: от банального разгильдяйства до пробок, вызванных сильным снегопадом.
3. «Имеет ли школьный учитель право поставить двойку за отсутствие ученика на уроке или за невыполнение домашнего задания?»
Из Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» следует, что основанием для выставления оценки являются знания ученика, а не присутствие на занятии. Как и в случае с опозданием, у отсутствия могут быть очень разные причины: от добровольного прогула до каких-то неприятностей, не связанных с учёбой.
С невыполнением домашнего задания всё сложнее: причин тоже может быть масса, однако сам факт невыполнения может быть расценен учителем как отсутствие необходимых знаний с последующим выставлением оценки «неудовлетворительно». Если у ученика есть уважительные причины невыполнения домашнего задания, разумно будет, если родители (или другие законные представители) напишут заявление директору школы с просьбой пересмотреть выставленную оценку.
4. «Могут ли меня заставлять на каникулах ходить на репетиции и грозить, что если не придёшь — получишь тройку?»
Если учитель хочет нарушить ваше законное право на отдых в каникулы или заставляет заниматься внеурочной деятельностью (которая по определению является добровольной) — это незаконно.
Дело в том, что статья 34 п. 11 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прямо говорит: «Учащиеся имеют право на каникулы — плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком».
А согласно СанПин 2.4.2.2821-10, внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Поэтому если учитель ставит условие «не придёшь на репетицию — поставлю тройку», то это явное нарушение закона.
5. «Имеет ли право учитель заставлять ученика мыть доску, если он дежурный на уроке? Если да, то почему?»
Если под «заставлять» мы подразумеваем насильственное принуждение к чему-либо, то учитель вообще не имеет права заставлять учеников делать что-либо. В частности, мыть доску, переносить мебель или собирать мусор на школьной территории в рамках субботника.
Учитель может указывать на принятые правила, спокойно объяснять последствия невыполнения тех или иных правил. Однако он не может давить на ученика, угрожать ему, кричать на него — в его законном арсенале таких методов нет и не должно быть.
«Почему вы обсуждаете моего ребёнка при всех?». Как общаться с учителями на родительском собрании
Можно ли учеников привлекать к выполнению тех или иных работ? Безусловно, это может быть частью учебно-воспитательного процесса. Но закон запрещает делать это без согласия учеников и их законных представителей. Иными словами, если на школьном собрании учитель рассказал об этой схеме, все родители согласились (а в идеале подписали коллективное соглашение о том, в каких случаях и как именно детей можно привлекать к школьным обязанностям), то да, такая практика может иметь место.
Решение же школой своих хозяйственных проблем за счёт использования учеников в качестве бесплатной рабочей силы — прямое нарушение закона.
6. «Имеет ли право учитель пересаживать меня или не разрешать сесть на последнюю парту?»
Согласно закону об образовании, учитель может определять формы и методы обучения. Решение учителя, касающееся расположения учеников в классе, можно отнести к формам и методам обучения.
С другой стороны, учитель не может быть предвзят по отношению к кому-то из учеников и запрещать одному из них то, что разрешает другим. В этом случае решение учителя можно интерпретировать как дискриминацию. Но, опять же, это же решение может быть интерпретировано и как форма индивидуального подхода к конкретному ученику. К примеру, он понимает, что Маше нужно больше разъяснений и вполне разумно посадить её поближе.
Здесь мы говорим о достаточно широком диапазоне толкований, поэтому любая оценка будет субъективной. Даже если учитель хочет посадить куда-то вас просто для того, чтобы сделать вам неприятно, то формально он может найти для этого вполне законные основания.
7. «Имеет ли право учитель забрать телефон, если он просто лежит на парте?»
В правовом отношении у учителя и ученика нет какого-то особого статуса в такой ситуации. Этот вопрос можно переформулировать как «может ли один гражданин забрать у другого гражданина телефон, если он просто лежит на столе?» Конечно же, нет.
Формально, если ребёнок нарушает нормы, установленные законом и уставом школы, учитель вправе сделать устное замечание и потребовать устранить нарушение, привлечь к решению вопроса родителей ученика, школьного психолога, администрацию школы и так далее.
В некоторых школах внутренние регламенты запрещают пользоваться телефонами в течение урока или даже иметь их при себе. В целом устанавливать понятные правила и требовать их соблюдения — это намного конструктивнее, чем пытаться отобрать телефон всякий раз, когда учитель сочтёт нужным.
Возникает резонный вопрос: а что же делать, если учитель, невзирая на аргументы, просто берёт и выталкивает опоздавшего ученика из класса, забирает телефон в карман или выставляет незаслуженную оценку?
В такой ситуации принято, что родители идут к учителю и ищут варианты, как договориться с ним. Это не единственный и не всегда эффективный вариант. Говоря деловым языком, это изначально слабая переговорная позиция. По большому счёту учитель в этой ситуации уже показал некомпетентность в части знания прав ученика или своё нежелание «играть по правилам».
«Все сели, тишина, Петров не вертится!»: 4 учительские фразы, которые мешают детям учиться
К счастью, мы с вами содержим огромное количество государственных служащих, которые должны нам помогать в таких случаях.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Имеет ли учитель право не допускать ученика на урок, если ученик опоздал, причем не на пол-урока, а на пять минут?
Статья 43 конституции РФ гарантирует право на образование. Это же право гарантирует федеральный закон «Об образовании», в частности 5 статья закона. И ни один пункт настоящего законодательства не говорит о том, что за опоздание на урок человек может быть лишён этого права. Поэтому, если коротко — нет, учитель не имеет права не допускать ученика на урок из-за опоздания.
Кроме того, следует помнить, что учитель отвечает за здоровье и безопасность учеников в ходе образовательного процесса. Если учитель отправляет ученика «гулять» во время занятия, эта ответственность с него не снимается.
С другой стороны, существует внутренний устав учебного заведения, где указаны обязанности учащихся: в том числе, обязанность придерживаться школьного расписания и приходить на урок вовремя. Но опять же: нарушение учеником одних правил не даёт учителю права нарушать другие правила.
В случае опоздания ученика у учителя есть другие инструменты: беседа, привлечение школьного психолога, социального педагога, директора или родителей ученика. Важно ведь, что у опоздания на урок может быть широкий диапазон причин: от банального разгильдяйства до пробок, вызванных сильным снегопадом.
Если же ученика не пустили на урок, ему нужно, как минимум, поставить в известность родителей. А тем, в свою очередь, имеет смысл написать заявление на имя директора (причём в двух экземплярах, под роспись о получении) или в районный отдел образования с просьбой разобраться с возникшей ситуацией.
Может ли учитель поставить 2 за опоздание на урок на 15 минут после урока и выгнать из класса «гулять»
Может ли учитель поставить 2 за опоздание на урок на 15 минут после урока и выгнать из класса «гулять»
Ответы на вопрос:
Нет, не может, так как оценка ставится а знания, выгнать тоже не может, тем более «гулять», так как школа отвечает за безопасность ребенка в урочное время. Вы имеете право пожаловаться в прокуратуру и департамент образования.
Похожие вопросы
Ребёнок опоздала на урок на 1 минуту. Зашла в класс, извинилась за опоздание. Учитель её не пустила. За этот урок поставила 2 балла. Правомерно ли она поступила? Ребёнок переживает.
За опоздание на урок на три минуты учитель не допустил ученика в класс и поставил ему в журнал 2 балла, добавив всему классу, что «раз ученик его не уважает, то и он не будет. » Законно ли это?
Имеет ли учитель физкультуры поставить «2» за пропуск урока? Ситуация такая: дети минут 15 от начала урока физкультуры искали учителя выяснить где будет проходить урок (на улице или в спортзале) и не найдя его половина класса разошлись по домам. Моя дочь после попыток найти учителя физкультуры, подошла к своему классному руководителю и в он ей ответил, что не знает где учитель физкультуры и отправил её домой. Но как выяснилось несколько человек нашли учителя, когда уже прошло половина урока и с этими несколькими учениками провёл конец урока, а остальным выставил «2».
Имеет ли право учитель требовать написать объяснительную на имя директора по поводу опоздания на урок на 3 минуты? Ученик 9 класса.
На первом уроке, ребенок, нарушав дисциплину на уроке и мешая начать урок, играл в телефон, учитель попросил положить телефон на стол с условием, что ребенок заберет его после урока.
Урок заканчивается, и ребенок забывает его забрать.
Начинается урок 2, в классе присутствовал Завуч, после окончания 2 урока телефон ребенка исчезает со стола учителя.
Виноват ли учитель в этой ситуации, и какую ответственность несет?
Ведь телефон не отбирался, а просто попросился положить на стол, и чтобы был забран после. А то что ребенок сам не забрал, получается это его вина.
Опоздал на урок
Ребенок опоздал на урок физкультуры буквально на 5 минут он посадил ребенка на скамейку и поставив журнале что его не было на уроке хотя ребенок был готов к уроку куда можно обратиться.
Если студент опоздал на урок, имеет ли право преподаватель ставить «не находился на уроке» в журнал?
После первого урока я опоздала на второй урок на 10 минут, так как на первом уроке выставляя четвертные оценки и не слышала звонка. Придя на второй урок в класс, я увидела завуча по восп. Работе. Она мне пригрозила докладной. Какое у нее право и какую юридическую силу имеет докладная?
Ученики опоздали на урок на 5 мин. Учитель их не допустил к уроку и поставил всем 2. Правомерно ли это?
Учитель поставил 2 за неподписанную работу, я опоздала на урок, а у нас вначале урока всегда тест, из-за того, что я опоздала, не успела подписать, а точнее забыла. И учитель поставил 2.
Опоздали с дочкой на 2 минуты в школу (3 класс), директор не допустила к уроку, сказала, что дети будут сидеть внизу весь урок. Я забрала дочку домой, т. К. Считаю бессмысленным находиться в школе не на уроке. Насколько правомерны действия директора? Существует ли закон, регламентирующий нормы управления школой? Это государственное учреждение, а не частная лавочка.
Скажите пожалуйста имеет ли право директор закрывать школьные двери на замок во время урока? Мы сегодня с доченькой-первоклашкой опоздали на 3 минуты на первый урок, так нас отказались впустить в школу, до окончания урока. Законно ли это?
Учитель не пустил меня на урок математике потому что я опоздал на урок на 2 минуты.
После обращения в инспекцию труда, директор объявил мне выговор на следующий день, опоздал на урок, но этот урок провел другим уроком (начальные классы), сейчас собирает объяснения с учеников (я учитель физической культуры) которые обратились в медпункт на боли в ногах и руках после урока ФК, куда можно обратиться.
Что, если ребенок опоздал на урок, но все таки пришел?
Мой ребенок ученик 4 класса опоздал на урок, но заходить в школу побоялся, так как заставляют писать объяснительные и угрожают что поставят на учет. В итоге он весь день прогулял все уроки. Каким образом я могу защитить права ребенка.
Можно ли написать жалобу на учительницу по химии, которая почти каждый урок в начале урока даёт контрольные, а если ты опоздал на пару минут, ставит 2 в журнал и не пускает в класс до конца работы (Которая длится 5-7 минут)
Имеет ли учитель права ставить ученика в угол если он опоздал на урок.
Скажите, имеет ли право учитель не впустить ученика на урок, если тот опоздал?
Скажите пожалуйста, имеет ли учитель право не пускать на урок, если опоздал и кто несет ответственность за ребенка, если его не пустили на урок. Спасибо.
Может ли учитель не впускать на первый урок, если ученик на него опоздал на 5 минут?
Я опоздал на 10 минут на урок, из за общешкольных дел. Зашёл, извинился. Учителя меня заставил стоять весь урок стоя у двери. Имеет ли учитель на это право?
Ребенок начальная школа опоздал на первый урок его не пустили, сидел в коридоре. Законно ли это.
Пожалуйста пожалуйста имеет ли право учитель оставить одного ученика в столовой (учимся в классе). Он опаздывает на урок и учитель неоднократно пишет замечание в дневник «опоздал на урок, долго ел»
Сын учится в колледже опоздал на урок физкультуры на 4 минуты его выгнали имеет ли право на это преподаватель.
Ребенок после перемены опоздал на урок-завуч потребовала написать объяснительную. Имеет ли право требовать от ребенка 10 лет объяснительные?
Мой сын опоздал на урок, зашёл в класс после звонка.
Преподаватель продержал его около двери стоя весь урок, и поставил двойку в журнал за не сделанную классную работу.
Правомерны ли действия учителя?
Сложилась такая ситуация в школе: дочь опоздала на урок на 10 минут. Учитель поставила 2 за опоздание. Также заставила подписать листок бумаги и тут же забрала его, как выяснилось позже, чтобы фальсифицировать якобы написанную проверочную работу, которая была пропущена из-за опоздания. Дальше учитель начал утверждать, что ребенок был в школе до урока и опоздал специально, хотя это полная клевета. Есть камеры наблюдения, по которым можно отследить время прихода. Интересует вопрос, могу ли я в этой ситуации апеллировать к каким-то статьям за грубое нарушение прав ребенка, фальсификацию/подлог и клевету? Заранее благодарю.
Я опоздала на урок и учитель меня не пустил, сказав, что это мои проблемы.