имп воспитательная работа 2020 2021 с приложениями
Имп воспитательная работа 2020 2021 с приложениями
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства просвещения РФ от 26 августа 2021 г. N АБ-1361/06 «О примерном календарном плане воспитательной работы»
В соответствии с пунктом 2 статьи 12.1 Федерального закона воспитание обучающихся при освоении ими основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата и программ специалитета) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в такие образовательные программы рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в примерные образовательные программы, указанные в части 9.1 статьи 12 Федерального закона, примерных рабочих программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы.
В связи с этим Минпросвещения России совместно с заинтересованными органами власти и организациями разработан примерный календарный план воспитательной работы на 2021/2022 учебный год (утвержден распоряжением Минпросвещения России от 23 августа 2021 г. N Р-196, одобрен решением Экспертного совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и детского отдыха).
В целях создания единого воспитательного пространства Министерство рекомендует использовать примерный календарный план воспитательной работы как федеральный компонент календарных планов воспитательной работы образовательных организаций всех уровней образования.
Обращаем внимание, что при формировании календарного плана воспитательной работы образовательная организация вправе включать в него мероприятия по ключевым направлениям развития воспитания и дополнительного образования детей, в том числе:
всероссийский сводный календарный план мероприятий, направленный на развитие экологического образования детей и молодежи в образовательных организациях, всероссийских и межрегиональных общественных экологических организациях и объединениях на 2021 год, утвержденный 15 октября 2020 г. Минпросвещения России, Минприроды России, Минсельхозом России, Минэнерго России, Минобрнауки России, Росмолодежью (https://fedcdo.ru/about/documents/vserossiyskiy-svodnyy-kalendarnyy-plan/);
перечень олимпиад и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений на 2020/21 учебный год, утвержденный приказом Минпросвещения России от 11 декабря 2020 г. N 715 (https://edu.gov.ru/activity/main_activities/olympiads/);
всероссийский сводный календарный план физкультурных и спортивных мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования на 2020/2021 годы (https://docs.edu.gov.ru/document/4f7ebc9212af8d5339c2d81ad957d717/);
календарь Всероссийских мероприятий в сфере дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и детского отдыха на 2021 год (http://dop.edu.ru/article/30839/utverzhden-kalendar-vserossiiskikh-meropriyatii-v-sfere-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detei-i).
Кроме того, Министерством совместно с ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» проведена работа по формированию перечня всероссийских мероприятий, реализуемых детскими и молодежными общественными объединениями в течение учебного года, а также сформирован перечень тем онлайн-уроков в рамках Всероссийского проекта «Открытые уроки» на 2021-2022 учебный год (https://институтвоспитания.рф/programmy-vospitaniya/).
Рабочие программы воспитания и календарные планы воспитательной работы подлежат размещению на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет.
Дополнительно информируем, что совместным письмом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 26 апреля 2021 г. N СК-114/06, N 01-115/08-01 направлено разъяснение о необходимости разработки общеобразовательной организацией одной, единой для всех уровней общего образования рабочей программы воспитания. Конкретизация воспитательной работы по уровням образования может осуществляться лишь в календарных планах воспитательной работы, прилагаемых к рабочей программе воспитания.
Все мероприятия должны проводиться с учетом особенностей основной образовательной программы, а также возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей обучающихся.
Приложение: на 5 л. в 1 экз.
Обзор документа
Разработан примерный календарный план воспитательной работы на 2021/2022 учебный год. Его рекомендовано использовать как федеральный компонент календарных планов воспитательной работы образовательных организаций всех уровней.
Школа должна разработать одну, единую для всех уровней общего образования рабочую программу воспитания. Воспитательная работа может быть конкретизирована по уровням образования лишь в календарных планах воспитательной работы, прилагаемых к рабочей программе воспитания.
Все мероприятия должны проводиться с учетом особенностей основной образовательной программы, а также возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей обучающихся.
Тема: «Рабочая программа воспитания» (2021-2022 уч. г.)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ФИЛИАЛ УСПЕНОВСКИЙ
На заседание педагогического совета МОАУ СОШ с. Томичи филиал Успеновский
Протокол №3 от25.05.2021г.
УТВЕРЖДЕНА
Приказом директора школы МОАУ СОШ с. Томичи от 25.05.2021г.
______ Т.Г. Лосенковой
Барзова Наталья Олеговна, должность
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В селе есть Дом культуры, библиотека, с которыми тесно взаимодействует школа.
Образовательный процесс осуществляется в 11 учебных кабинетах и спортивном зале. Имеются игровая спортивная площадка, пришкольный участок с теплицей, актовый зал, школьный музей, библиотека, столовая. Кабинет информатики подключен к сети Интернет.
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Процесс воспитания в МОАУ СОШ с. Томичи филиал Успеновский (далее – школа) основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:
˗ неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в школе;
˗ создание психологически комфортной среды;
˗ организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
˗ системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как условия его эффективности.
Основными традициями воспитания в школе являются следующие:
˗ коллективная разработка, планирование, проведение и анализ их результатов;
˗ поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Цель воспитания: создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств обучающихся, их социализации и адаптации в обществе на основе принципов самоуправления.
˗ вовлекать каждого ученика школы в воспитательный процесс;
˗ организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей;
˗ развивать у обучающихся самостоятельность, ответственность, инициативу, творчество;
˗ создавать ситуации «успеха» для каждого ученика;
˗ поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;
˗ формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора;
˗ привлекать родителей к проведению совместных мероприятий.
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников: «1 сентября», «День учителя», «Праздник осени», «День матери», «Трудовой десант», «Новый год», «8 марта», «День защитника отечества», «Масленица». На внешкольном уровне:
˗ социальный проект патриотической направленности «9 мая», – ежегодный совместно разрабатываемый и реализуемый школьниками, педагогами, Домом культуры и библиотекой села;
˗ социальные проекты художественной направленности «День матери», «Масленица» – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками, педагогами, Домом культуры и библиотекой села. На школьном уровне:
˗ общешкольные праздники «1 сентября», «День учителя», «Праздник осени», «Трудовой десант», «Новый год», «8 марта», «День защитника отечества», «Последний звонок», акция «ДоброТы», «Живая классика» – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные) дела;
˗ торжественный ритуал посвящения в «Юнармию»;
˗ церемонии награждения школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы.
˗ участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел. На индивидуальном уровне:
˗ индивидуальная помощь школьникам (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
˗ наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
˗ при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
3.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагоги организуют работу с коллективами классов; индивидуальную работу с обучающимися; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями обучающихся или их законными представителями. Работа с классным коллективом:
˗ инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах;
˗ организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с обучающимися;
˗ проведение классных часов;
˗ сплочение коллектива класса через: игры и тренинги;
˗ выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с обучающимися:
˗ изучение особенностей личностного развития обучающихся класса;
˗ поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем;
˗ индивидуальная работа со школьниками класса;
˗ коррекция поведения ребенка.
Работа с учителями, преподающими в классе:
˗ привлечение учителей-предметников к участию во внутриклассных делах;
˗ привлечение учителей-предметников к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
˗ регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
˗ помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
˗ организация родительских собраний;
˗ создание и организация работы родительских комитетов классов.
3.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность по направлениям:
Познавательная деятельность: «Безопасное колесо», «Основы дорожного движения», «Основы проектной деятельности», «Робототехника»;
Туристско-краеведческая деятельность: «Юный турист»;
Спортивно-оздоровительная деятельность: «Спортивные игры»;
Трудовая деятельность. «Волшебный клубок», «Я самая», «Мастеровой», «Волшебный квиллинг».
3.4. Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока:
˗ установление доверительных отношений между учителем и его учениками;
˗ побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
˗ привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
˗ использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
˗ применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся;
˗ включение в урок игровых методов;
˗ организация шефства над неуспевающими одноклассниками;
˗ инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников.
3.5. Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе школы детские общественные объединения созданы по инициативе детей и взрослых:
«Российское движение школьников» (РДШ) — общественно-государственная детско-юношеская организация, деятельность которой целиком сосредоточена на развитии и воспитании школьников.
В соответствии с имеющимися воспитательными системами и новыми воспитательными задачами, определены основные направления деятельности РДШ:
В свободное от учебы время Юнармейцы будут:
— вести работу по сохранению памятника;
— заниматься волонтерской деятельностью;
— получать дополнительное образование и навыки оказания первой помощи;
— учить строевой подготовке.
3.6. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя:
˗ профессиональное просвещение школьников посещение («День открытых дверей» в ССУЗах);
˗ диагностику и консультирование по проблемам профориентации на уроках технологии;
˗ организацию профессиональных проб школьников (Агрокласс на базе Даль-
˗ циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего (в т.ч. в рамках Всероссийского проекта «Zасобой»);
˗ посещение дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах; прохождение профессиональных проб (например, в рамках регионального чемпион ата «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia));
˗ участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в се- ти интернет (в т.ч. в рамках проекта «Билет в будущее»).
3.7. Модуль «Работа с родителями»
Работа следующих видов и форм деятельности родителями или законными представителями школьников осуществляется на групповом уровне:
˗ общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении школой и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
˗ общешкольные родительские собрания;
˗ социальные сети и чаты.
На индивидуальном уровне:
˗ работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
˗ участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
˗ помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
˗ индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.
3.8. Модуль «Самоуправление»
Всё большее распространение приобретает подход, в рамках которого основной задачей учебного процесса становится формирование креативности, умение работать в команде.
Таким образом, развитие системы ученического самоуправления приобретает высокую степень актуальности. В нашей школе ежегодно проходят выборы Президента школы и его команды. Это уже стало доброй традицией. Сама система выборов максимально погружает детей в настоящую избирательную компанию.
Президентом может стать обучающийся 7-9 класса. Кандидаты пишут заявление о выдвижении своей кандидатуры и начинают работать над своей предвыборной компанией: выпускают агитационные листовки, снимают видеоролики, выступают перед избирателями.
В голосовании принимают участие все обучающиеся школы и педагогический коллектив. По итогам голосования определяется Президент школы.
В каждом классе так же путем голосования выбираются лидеры класса, которые активно участвуют в школьной жизни. Они объединяются в школьный ученический совет.
В школьный ученический совет входят обучающиеся с 5 по 9 класс. В начальной школе самоуправление происходит на уровне класса. Там также выбирается командир класса и его команда, отвечающие за определенный вид деятельности.
На первом школьном ученическом совете так же распределяются роли: министр труда, министр печати, спорта и другие. Таким образом, ученическое самоуправление в школе строится по аналогии системы нашего государства, что позволяет воспитать настоящего гражданина, который понимает свою ответственность и знает не только свои права, но и обязанности.
Цель самоуправления – реализация интересов и потребностей обучающихся, необходимых для формирования полноценной личности. Самоуправление основано на принципах демократии.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ воспитательной работы осуществляется ежегодно силами самой школы.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса следующие:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с педагогоморганизатором с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ педагогом-организатором, классными руководителями, активом школьников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 25»
План воспитательной работы
Смирнова Татьяна Владимировна
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В КЛАСС ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА………………………………………… 4
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ……………………………………………. 18
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 4Б КЛАССА НА 2020/2021 УЧЕБНЫЙ ………………………………………………… 20
Данный План воспитательной работы (далее –План) направлен на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. План показывает, каким образом классный руководитель может реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности. В центре Плана находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС НОО, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации Плана станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. План призван обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС НОО:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Данный План показывает систему работы с детьми в школе и классе.
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В КЛАСС ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Процесс воспитания в 4б классе основывается на следующих принципах взаимодействия классного руководителя и учащихся:
— реализация процесса воспитания главным образом через создание в классе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
— организация основных совместных дел как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
— системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.
Основными традициями воспитания в классе являются следующие:
— стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий классного руководителя;
— важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания совместных дел классного руководителя и учащихся является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
— в классе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
— в проведении общешкольных дел поощряется социальная активность класса;
— классный руководитель ориентирован на формирование коллективов в рамках 4 б класса кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
— классный руководитель, реализует по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
1. Формирование детского коллектива
В классе 28 человек.
В классе 12 девочек и 16 мальчиков.
8- детей из неполных семей, 3- из многодетных семей, 17- детей из полных семей.
2. Анализ психофизического здоровья обучающихся
Показатели здоровья у детей можно назвать хорошими. Есть несколько человек, страдающих хроническими заболеваниями. Большинству детям разрешено заниматься на уроках физкультуры.
I группа-5 человек, II группа-12 человек, III группа-11 человек (1 –ребенок –инвалид Новиков А.)
3. Характеристика интересов обучающихся
Многие дети класса посещают кружки в НАК«АЗОТ», МБОУ «СОШ№ 25»,МБУС «Ледовый дворец», МБУ ДО «ДТЮ», МУДО «ДЮСШ№1», МУДО «ДЮСШ№2», МБУК «ГДК». Все обучающиеся класса с охотой участвуют в коллективных делах класса и общешкольных мероприятиях.
4. Характеристика нравственных качеств учащихся, эмоционального состояния детского коллектива.
Во внеурочное время дети охотно общаются друг с другом.
Высокую степень тревожности проявляет Саутин Амир, Орлов Семен, Астапов Александр Эти дети, эмоционально возбудимы, не всегда в состоянии справедливо и критично оценивать свои поступки. В этом плане ведется большая классного руководителя и родителей.
Проблемные моменты, возникающие в классе, решаются в результате бесед и обсуждений с классом.
В классе осуществляется связь с родительской общественностью.
Родители принимают участие в жизни класса, оказывают посильную помощь в укреплении материально-технической базы школы.
Образ выпускника 4 класса:
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется цель воспитания – личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует не на обеспечение соответствия личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. Сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
К наиболее важным из них относятся следующие:
— быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи;
выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
— быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
— знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
— беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
— проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
— стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы класса.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД:
социально- медиакультурное направление;
Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовнонравственной компетенции — «становиться лучше»;
Формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
Формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
Воспитание волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.
социально- медиакультурное направление
Способствовать тому, чтобы каждый ученик понял, что даже будни может труд сделать праздничными днями;
Приобщение учащихся к общественной работе, воспитание сознательного отношения к своим обязанностям, формирование трудового образа жизни.
Формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
Формирование у учащихся опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве.
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей;
Воспитание потребности в здоровье, как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни; воспитание позитивного отношения учащихся к урокам физической культуры и занятиям спортом;
Формирование чувства ответственности к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Воспитание основ эстетической культуры, способность различить и видеть прекрасное.
Развитие художественных способностей.
Воспитание чувства любви к прекрасному.
Создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей учащихся средствами воспитательной работы;
Создавать учащимся возможность проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за ее пределами.
Изучить и влиять на кругозор учащихся, на их познавательный интерес, увлечения.
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей. Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы.
На школьном уровне:
общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для учащихся знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы.
торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей.
церемонии награждения (по итогам года) участников за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
участие учащихся класса в реализации общешкольных ключевых дел;
На индивидуальном уровне :
вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих;
индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
3.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, классный руководитель организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями
Работа с классным коллективом:
инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения классного руководителя и учащихся, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому учащемуся возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.
выработка совместно с учащимеся законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися :
изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением учащихся в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам
поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для учащихся, которую они совместно стараются решить.
индивидуальная работа с учащимися класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи.
коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе :
привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями предметниками;
организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы. Модуль
3.3. «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:
— вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
— формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
— создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
— поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
— поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов.
Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых. Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду.
3.4. Модуль «Школьный урок»
Реализация классным руководителем воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение учащихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания учащихся класса к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию учащимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию учащихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат командной работе и взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию учащихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Модуль 3.5. «Экскурсии, экспедиции, походы»
Экскурсии, экспедиции, походы помогают учащимся класса расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности.
регулярные экскурсии или походы: в музей, на природу
3.6. Модуль «Профориентация» Совместная деятельность классного руководителя и учащихся по направлению «профориентация» включает в себя просвещение учащихся разновидностям профессий.
3.7. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями учащихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями учащихся осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности.
На групповом уровне:
общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации педагогов.
На индивидуальном уровне :
работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий классного руководителя и родителей.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ воспитательной работы проводится с целью выявления основных воспитательных проблем класса и последующего их решения.
План воспитательной работы 4 б класса на 2020/2021 учебный год