имплементация международного договора это
10 терминов международного права, которые надо знать
10 терминов международного права, которые надо знать
Проверьте себя или узнайте новые термины
Если вы думаете, что ничего не понимаете в международном праве, то вы ошибаетесь. В вузе или на практике вы наверняка уже сталкивались с такими понятиями, как ратификация и имплементация, слышали про регулирование глобальных вопросов в рамках Киотского протокола, а в обычной жизни и в фильмах встречали термины апостиль или экстрадиция.
Проверьте себя или узнайте новые термины из нашей подборки терминов международного права.
1. АККРЕЦИЯ (от лат. accretio – приращение, увеличение) – естественное приращение территории государства вновь образовавшимися сухопутными участками. Например, образование в результате землетрясений и/или извержений вулканов новых островов в пределах территориальных вод.
2. АПОСТИЛЬ – специальный штамп, предусмотренный Гаагской конвенцией, который проставляется на официальных документах, подтверждая их подлинность. Такие документы не требуют дальнейшего заверения или легализации, признаются и принимаются в другом государстве – участнике конвенции.
3. ДЕНОНСАЦИЯ – правомерный отказ государства от ранее заключенного международного договора. Право на денонсацию должно быть предусмотрено в самом договоре и осуществляется в установленном им порядке.
4. ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ – осуществление международных обязательств на внутригосударственном уровне путем включения международно-правовых норм в национальную правовую систему и создания мер контроля за их выполнением.
5. ИНКОТЕРМС (International Commerce Terms) – международные правила в виде словаря основных торговых терминов, определяющие условия договоров международной купли-продажи товаров. При указании торгового термина важно ссылаться на ту версию Инкотермс, согласно которой он трактуется.
6. КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ – дополнительный документ к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (1992), подписанный в 1997 г. в Киото (Япония). Подписавшие документ страны договорились о необходимости сокращения выбросов парниковых газов, которые вызывают глобальное потепление.
7. КОМБАТАНТЫ (сражающиеся) – лица, имеющие право принимать непосредственное участие в боевых действиях в составе вооруженных сил одной из сторон международного вооруженного конфликта. К ним могут относиться также партизаны, ополчение и другие формирования, если они отвечают определенным требованиям.
8. ПРАВО КРОВИ – один из принципов приобретения гражданства в силу рождения. Означает, что ребенок становится гражданином той же страны, которой принадлежат его мать и/или отец, независимо от места своего рождения.
9. РАТИФИКАЦИЯ – один из способов выражения согласия государства на обязательность международного договора. Предусматривает его утверждение соответствующими органами власти государства.
10. ЭКСТРАДИЦИЯ – выдача одним государством другому лица, обвиняемого или уже осужденного, для привлечения его к уголовной ответственности или исполнения вынесенного в отношении него приговора суда.
Документ КонсультантПлюс по теме: Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О международных договорах Российской Федерации»
О приоритете международного права над национальным
Давайте разберемся с юридической стороной этого вопроса.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Конституции РФ
Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
То есть в Конституции установлено верховенство Основного закона над внутренним правом. Однако нас интересует выше ли Конституция международного права. Прямо на это Конституция ответа не дает.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
При внимательном прочтении этой нормы видно, что ей предусмотрен приоритет международных договоров над законами. Значит для ответа на вопрос о том, выше ли Конституция международного права, и в частности международных договоров, нужно понять является ли Конституция законом в смысле этой нормы, то есть сказано ли в части 4 статьи 15 о том, что международный договор выше Конституции. Для ответа на этот вопрос нужно узнать официальное толкование этой нормы.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд (КС) дает толкование Конституции. В соответствии со статьей 6 того же ФКЗ решения КС обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
В силу полномочия КС на толкование Конституции и обязательности его решений правовые позиции этого специального суда составляют неотъемлемую часть самой Конституции и подлежат непосредственному применению как любой закон. Значит если КС сформулировал позицию по вопросу соотношения Конституции и международного права, то мы должны непосредственно применять эту позицию, и принимать изменения в Конституцию нет необходимости.
Так вот такая позиция была сформулирована в пункте 2.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 14.07.2015 N 21-П. Более того, она проходит красной нитью через все Постановление. КС пишет:
Вместе с тем, как следует из Конституции Российской Федерации, ее статей 4 (часть 1), 15 (часть 1) и 79, …, ни Конвенция о защите прав человека и основных свобод как международный договор Российской Федерации, ни основанные на ней правовые позиции Европейского Суда по правам человека, …, не отменяют для российской правовой системы приоритет Конституции Российской Федерации и потому подлежат реализации в рамках этой системы только при условии признания высшей юридической силы именно Конституции Российской Федерации.
Таким образом, КС однозначно решил вопрос о соотношении Конституции и международного права: Конституция имеет приоритет в силу суверенитета Российской Федерации, верховенства Конституции как основного закона и недопустимости имплементации в правовую систему государства международных договоров с нарушением конституционных предписаний.
Итак, мы выяснили каково существующее регулирование.
Необходимо внести изменения, которые гарантируют приоритет Конституции. Это означает буквально следующее: требования международных договоров и решения международных органов могут действовать только в той части, когда они не противоречат нашей Конституции.
То есть, фактически предложено закрепить в Конституции правовую позицию КС, которая итак имеет юридическую силу и непосредственное применение.
Не критикуя данное предложение по существу, скажу о трудностях реализации данного предложения. Дело в том, что статья 15 Конституции, которую мы рассматривали, относится к основам конституционного строя РФ (глава 1 Конституции) и в силу статьи 135 Конституции может быть пересмотрена только в особом порядке, также как и положения глав 2 и 9. Порядок этот следующий:
1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
Что написано в этой статье: для внесения изменений в статью 15 Конституции надо пройти голосование в Парламенте, а затем созвать Конституционное Собрание, которое должно либо принять новую Конституцию (либо вынести ее проект на референдум) либо разойтись. Проблема состоит в том, что федеральный конституционный закон, в соответствии с которым должно созываться и работать Конституционное Собрание, еще не принят, хотя проекты этого закона есть. Да-да, Конституция (и данная 135 статья) вступила в силу в 1993 году, и с тех пор до настоящего времени такой важнейший закон не был принят. Что же делать?
Вариант 1. Принять ФКЗ о Конституционном Собрании и уже в соответствии с ним принимать изменения в статью 15. Если этого не сделать, конституционный порядок внесения изменений в Конституцию будет не соблюден.
Вариант 2. Внести изменения не в статью 15, а в статью 79 (глава 3 Конституции)[1].
В соответствии со статьей 79 Конституции
Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.
Предложение дополнить данную статью обоснованно в части приоритета Конституции над решениями международных организаций, но в части приоритета Конституции над международными договорами такое дополнение представляется обходом закона, а именно статьи 135 Конституции.
Вариант 3. Внести изменения не в статью 15, а в статью 125 Конституции (часть 2), то есть дополнить полномочия Конституционного Суда[2].
Сейчас КС не может проверять на соответствие Конституции вступившие в силу международные договоры, а проверка решений международных организаций возможна только силу пункта 3.2 статьи 3 ФКЗ о Конституционном суде. Предлагается дополнить полномочия КС так, чтобы он мог признавать международные договоры и решения международных организаций неконституционными и следовательно не подлежащими применению.
Это предложение в части полномочия по проверке конституционности вступившего в силу международного договора противоречит правовой позиции Конституционного суда, выраженной в Определении от 2 июля 2013 года N 1055-О.
КС пишет об этой позиции:
…проверка конституционности федерального закона о ратификации международного договора, в том числе по порядку принятия, по общему правилу, может быть осуществлена лишь до момента вступления данного международного договора в силу (который обычно не совпадает с моментом завершения процесса принятия соответствующего федерального закона о ратификации международного договора); иное не только противоречило бы общепризнанному принципу международного права pacta sunt servanda и ставило бы под сомнение соблюдение Российской Федерацией добровольно принятых на себя международных обязательств…
Я поддерживаю первый вариант. А Вы что думаете?
Правовая имплементация
Из Википедии — свободной энциклопедии
Имплемента́ция международного права (англ. implementation «осуществление, выполнение, практическая реализация») — фактическая реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне, а также конкретный способ включения международно-правовых норм в национальную правовую систему. Главное требование имплементации — строгое следование целям и содержанию международного установления.
Способами имплементации являются:
При инкорпорации международно-правовые нормы без каких-либо изменений дословно воспроизводятся в законах имплементирующего государства.
При трансформации происходит определенная переработка норм соответствующего международного договора при перенесении их в национальное законодательство (обычно это происходит ввиду необходимости учёта национальных правовых традиций и стандартов юридической техники).
В случае общей, частной или конкретной отсылки международно-правовые нормы непосредственно не включаются в текст закона, в котором содержится лишь упоминание о них. Таким образом, при имплементации путём отсылки применение национальной правовой нормы становится невозможным без непосредственного обращения к первоисточнику — тексту соответствующего международного договора.
В ряде государств ратифицированные международные договоры автоматически становятся частью национального законодательства. Так, в соответствии с Конституцией РФ (ст. 15 часть 4) в Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Что такое имплементация: значение, виды и сферы применения
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В XXI веке учёные стали чаще затрагивать в своих работах темы, связанные с глобализацией (это как?).
Сегодня наблюдается сближение не только экономик, но и культуры, традиций, идеологий разных государств. Изменения воплощаются в национальных правовых системах посредством имплементации.
Что означает этот сложный термин? Как международное право соотносится с внутригосударственным? И как сами государства относятся к процессу сближения? Ответы на эти вопросы вы найдёте в статье.
Английское слово implementation официально переводится ООН (что это за организация?) как «осуществление». Впервые термин употребил Комитет по правам человека в 1981 году.
Первоначальное значение слова «имплементировать» – претворять что-либо в жизнь.
Например, идею, концепцию, документ.
Сейчас термин в основном применяется в двух сферах:
С точки зрения права, имплементация – это реализация на внутригосударственном уровне обязательств, закреплённых в международных соглашениях.
Например, главы двух государств подписывают конвенцию (что это такое?) о правовой помощи по уголовным делам.
А в дальнейшем стороны предпринимают следующие шаги:
Учёные-правоведы рассматривают термин в узком и широком значении.
Например, для реализации взятых на себя обязательств государства создают специальные органы, выделяют часть денег из бюджета, сотрудничают с иностранными структурами.
А имплементация в программировании – что это? Если говорить простыми словами, выражение технологии, алгоритма или функции в исходном коде.
По сути, имплементировать – это реализовывать в ПО какой-либо функционал.
Виды имплементации в международном праве
В большинстве интернет-источников вы найдёте упоминание об инкорпорации, трансформации и отсылке. Однако правоведы выделяют и другие виды имплементации.
В общепринятой классификации критерием служит способ реализации государством международных обязательств.
Имплементация | Что это простыми словами |
---|---|
Инкорпорация | Дословное воспроизведение текста международно-правовой нормы в национальном нормативном правовом акте. |
Трансформация | Переработка международно-правовой нормы с учётом местных традиций и последующее её включение в национальное законодательство, изменение действующих и издание новых официальных документов. Трансформация обычно применяется в тех случаях, когда требуется сближение регулирования в странах, принадлежащих к разным правовым семьям (например, англо-саксонской и романо-германской). |
Отсылка | Прямое указание в тексте национального нормативного правового акта на то, что для регулирования конкретного вопроса применяется международное соглашение. |
Рецепция | Заимствование нормотворческими органами успешного правового опыта зарубежных стран со схожими социально-экономическими условиями. |
Унификация | Сотрудничество государств в целях создания единообразного подхода к правовому регулированию ряда вопросов. Чаще всего унификация применяется в следующих сферах: международной торговли, уголовного права, экологической безопасности. |
Некоторые учёные (в частности, В.А.Вдовин) делят имплементацию на общую и специальную.
Общая предполагает лишь констатацию факта применения наднациональных актов для регулирования отношений внутри государства.
Так, в ч. 4 ст. 15 Конституции записано, что составной частью правовой системы выступают общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры РФ.
Специальная имплементация – это изменение текущего национального законодательства. В том числе издание новых нормативных правовых актов и отмена тех, которые противоречат международно-правовым обязательствам государства.
Какое право важнее: международное или национальное
Ответ на этот вопрос зависит от правовых традиций конкретной страны. Большинство правоведов считают, что в будущем процессы глобализации только усилятся.
На первый план выйдут проблемы, решение которых требует совместных усилий:
Это приведёт к превалированию международных норм права над национальными. Уже сейчас многие страны закрепили в основных законах положение о таком приоритете (это как?).
Согласно Конституции РФ, в случае противоречия закона и международного договора должны применяться положения последнего. Поэтому многие юристы пришли к выводу о примате международного права над национальным.
Однако в июле 2015 года Конституционный Суд РФ изложил в своём постановлении противоположную точку зрения. Он написал, что государство в порядке исключения вправе отступить от исполнения возлагаемых на него обязательств, если такое отступление является единственно возможным вариантом избежать нарушения основополагающих принципов и норм Конституции.
Заключение
Итак, имплементация – это практическая реализация внутри государства международно-правовых норм в целях исполнения взятых на себя обязательств.
Большая часть работы возлагается на нормотворческие органы. В российском законодательстве чаще можно встретить отсылки к соглашениям или переработанные нормы, чем дословные формулировки. Вопрос о соотношении международного и национального права в РФ остаётся открытым.
Автор статьи: Белоусова Наталья
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
О боги, каких только замысловатых слов не придумают. Неужели нельзя как-то попроще всё называть. А это слово ещё попробуй выговори.
Имплементация норм международного права
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и формы имплементации норм международного права
Если говорить о таком понятии как “имплементация” буквально, то можно представить его как “претворение” или “внедрение”. Разработка термина была осуществлена на международном уровне, что повлекло его широкое применение в различных международных резолюциях, договорах и конвенциях. В широком правопонимании “имплементация международных норм” рассматривается в качестве процесса, связанного с деятельностью субъектов по соблюдению адресованных им правовых норм. Зачастую государства должны принять дополнительные нормы права, а также меры по организации, с целью полной и всесторонней реализации международно-правовых норм.
По мнению И.И. Лукащука:
“. реализация норм международного права является ответственной и сложной задачей, в сравнении с их принятием. Ее решение допустимо только при оптимальном механизме имплементации, который содержит организационные и правовые средства, направленные на использование международного права субъектами на национальном и международном уровнях, для того, чтобы воплотить предписания, обозначенные в международно-правовых нормах.”
В подавляющем числе случаев рассматриваемый процесс имплементации предстает в качестве прерогативы суверенных стран, которые в этих целях используют свой правовой и организационный механизм.
По мнению В. Я. Суворовой:
“…понятие имплементации стоит рассматривать в качестве синонима понятия “реализации”, т.е. воплощения правовых норм в деятельности страны и иных субъектов.”
С. В. Черниченко обозначает имплементацию в качестве термина, который отражает:
“воздействие международно-правовых норм на отношения внутри государства через право, действующее внутри этого государства”.
Готовые работы на аналогичную тему
Позиция А. С. Гавердовского состоит в понимании данного термина как:
“целенаправленной правовой и организационной деятельности стран, которая осуществляется самостоятельно, в коллективе или в пределах деятельности международных организаций, для того, чтобы своевременно и в полной мере реализовывать обязательства, принятые ими в соответствии с рамками международного права”.
Нормы межударного права, как и нормы внутреннего права, должны реализовываться в определенной форме. Так существует несколько форм имплементации международных норм:
Стоит подчеркнуть, что имплементация рассматривается в качестве одной из важных форм по взаимодействию норм и принципов национального и международного законодательства, права. Внутри страны имплементация обеспечивается деятельностью органов государственной власти, а также практической правоприменительной деятельностью. При этом последняя играет особую роль, так как именно она направлена на решение задач, связанных с адаптацией международных норм в изменяющихся условиях и обеспечением выбора нормы права, подлежащей применению.
Способы имплементации международно-правовых норм
К способам имплементации международных норм можно отнести:
Адаптация. Данная теория имплементации возникла в юридической практике Англии По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Англия подробнее 18-го века. Основателем этой формулы принято считать английского юриста Блэкстона. Главный ее принцип заключается в отнесении международного права к национальному праву.
Инкорпорация. Она рассматривается как форма имплементации, когда международными нормами создаются определенные правоотношения, устанавливаются некие правила, в рамках которых страны распространяют обязательства в своей внутренней системе.
Трансформация. Буквальная расшифровка данного термина звучит как “превращение”, что, собственно, и описывает данную теорию как процесс, связанный с изменением нормы права в ходе имплементации ее из международной во внутригосударственную. После трансформации может измениться структура нормы права, направленность, санкция и т.п.
Отсылка. Этот способ имплементации состоит из указания на международно-правовой акт в национальном нормативно-правовом акте По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Нормативно-правовые акты в правовой системе Российской Федерации подробнее в качестве источника по регулированию правовых отношений. Отсылка может быть частной, конкретной или общей.
Рецепция. Способ заключается в точном воспроизведении в актах, которые действуют внутри государства, международных правовых норм. Данный способ реализуется путем принятия в стране внутренних норм, направленных на то, чтобы международные положения были выполнены. В качестве примера рецепции можно привести ст. 357-359 Уголовного кодекса РФ (”Геноцид”, “Экоцид”, “Наемничество”). Эти статьи подлежали рецепции в российское законодательство из международно-правовых конвенций.
Имплементация норм международного права в правовую систему РФ
При интеграции и глобализации Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее на мировой арене, которая прослеживается на сегодняшний день, происходит укрепление дуализма международного и российского права путем их взаимного воздействия, а также путем регулирования правовыми предписаниями их правоотношений, что ведет к изменению внутригосударственных норм.
Как уже было обозначено ранее, в настоящее время имплементация международных норм во внутреннее право происходит с применением способов инкорпорации, трансформации, отсылки или рецепции.
Рассмотрев указанные способы, можно отметить, что системе права Российской Федерации присущ каждый из них в определенной степени.
В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее предусмотрены нормы, демонстрирующие инкорпорацию, путем установления приоритета международного права, признания общепризнанных международных принципов и норм, а также международных договоров частью системы российского права.
Самым дискуссионным вопросом в теме, касающейся имплементации международных норм в систему права Российской Федерации, является использование инкорпорации. Предлагается обратиться к мнению авторитетных лиц, ученых, допускающих наличие в системе российского права международно-правовых норм:
Несмотря на то, что приоритет международно-правовых договоров в Российской Федерации признан на законодательном и конституционном уровне, практика и теория считает общую, частную или конкретную отсылку к нормам международного договора единственным на сегодняшний день эффективным имплементационным способом. При этом данный способ не был трансформирован или инкорпорирован в систему российского права, а в международном праве существует как самостоятельный источник. Обращение к данному способу связано с недостаточностью и противоречивостью российского законодательства, а также всей системы права внутри государства в отношении международного права.