индексация тарифов ржд на 2021 год на грузовые перевозки

ФАС допустила повышение грузовых тарифов РЖД

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила изменить формулу расчета индексации тарифов РЖД в части показателя средней инфляции. Это предложение вместе с проектом доклада президенту Владимиру Путину руководитель антимонопольного регулятора Максим Шаскольский направил первому вице-премьеру Андрею Белоусову (копия письма, датированного 21 сентября, и документы к нему есть в распоряжении РБК; подлинность подтвердил источник, знакомый с их содержанием).

Но, как уточнили два источника РБК, близкие к РЖД и грузоотправителям, предложение ФАС уже вернули на доработку. Как уточнил один из собеседников, службе поручили как доработать ее предложение по грузовому тарифу, так и дополнительно рассмотреть возможность повышения стоимости перевозки угля, металлов и удобрений.

Представители Белоусова, ФАС и РЖД отказались от комментариев. РБК направил запрос в правительство.

Почему РЖД добиваются пересмотра тарифов

Грузовые перевозки и предоставление доступа к инфраструктуре в первом полугодии этого года принесли РЖД около 65% выручки — 813,6 млрд руб. при выручке 1,24 трлн руб. Грузовые тарифы РЖД регулируются распоряжением 2991-р, согласно которому они в 2019–2025 годах рассчитываются по следующему принципу: потребительская инфляция (два года до периода, два года после) минус 0,1 процентного пункта. Но Белозеров регулярно поднимал вопрос о повышении грузовых тарифов, ссылаясь на дефицит инвестпрограммы монополии (по данным «Коммерсанта», составит 270 млрд руб. в 2022 году). Для компенсации дефицита монополии в 2022 году власти рассматривали различные варианты, в том числе вхождение ВЭБ.РФ в капитал РЖД в 2022 году на 82 млрд руб., выделение Минфином РЖД 140 млрд руб. в 2025–2026 годах, а также повышение тарифов на перевозку контейнеров и антрацита.

На фоне роста цен на материалы, прежде всего на металл, РЖД вернулись к обсуждению повышения грузовых тарифов, хотя ФАС всегда выступала против, ссылаясь на предсказуемость и долгосрочность действующих. Последнее предложение монополии — изменение в тарифной формуле потребительской инфляции на промышленную, поскольку та, по ее мнению, в большей степени отражает структуру затрат РЖД, писал «Коммерсантъ».

Глава РЖД Олег Белозеров предложил поменять в тарифной формуле индекс потребительской инфляции (ИПЦ) на комплексный параметр, более точно отражающий структуру изменения цен на потребляемые монополией материалы и услуги — так называемый «индекс ценового давления» (ИЦД). Такая корректировка формулы позволила бы РЖД увеличить грузовой тариф в 2022 году на 2,1 п.п. и получить 30–40 млрд руб. Об этом Белозеров даже написал 10 сентября президенту Владимиру Путину.

Источник

В РЖД намерены сохранить действие долгосрочной тарифной политики в 2021 году

Инвестиционная программа РЖД на 2021 год предполагает увеличение тарифов на грузовые перевозки по принципу «инфляция минус 0,1%», дополнительных корректировок не планируется. Об этом журналистам сообщил глава холдинга Олег Белозеров в кулуарах Транспортной недели.

В начале ноября бывший министр транспорта Евгений Дитрих говорил ТАСС, что Правительство России приняло решение сохранить параметры долгосрочной тарифной политики РЖД на 2021 год и отказаться от дополнительной индексации грузовых тарифов. Таким образом, повышение тарифов на железнодорожные перевозки в пределах лимита, который определен принципом «инфляция минус 0,1%», составит 3,7%.

Выпуск бессрочных облигаций

РЖД планируют в 2021 году осуществить выпуск бессрочных облигаций на общую сумму 20 млрд рублей и использовать другие механизмы заимствования, в том числе социальные облигации.

В начале июня ЦБ зарегистрировал программу и проспект бессрочных облигаций РЖД объемом до 370 млрд рублей. Компания планирует завершить размещение ценных бумаг до конца года, говорил первый заместитель гендиректора РЖД Вадим Михайлов.

По словам О. Белозерова, РЖД планируют также использовать механизм социальных облигаций. Он отметил, что РЖД акцентируют внимание на реализации таких проектов, как развитие пригородного движения, в том числе модернизация инфраструктуры и обновление подвижного состава, и программа выпуска социальных облигаций холдинга должна найти хороший отклик у инвесторов.

Инвестпрограмма

Инвестиционная программа РЖД на 2020 год составит около 720 млрд рублей.

Ранее о возможности корректировки инвестпрограммы холдинга в сторону увеличения журналистам сообщил первый заместитель гендиректора РЖД Вадим Михайлов. Компания с целью сохранения объема инвестиций осуществила несколько выпусков «вечных» облигаций, общая сумма заимствований с помощью этого механизма составит 370 млрд руб.

Обсуждение тарифных решений

РЖД в 2021 году продолжат обсуждение тарифных решений в отношении порожнего пробега вагонов и контейнерных перевозок с грузоотправителями и операторами.

Он подчеркнул, что третейским судьей в обсуждениях по-прежнему будет выступать правительство, и в результате тарифные корректировки позволят РЖД формировать более привлекательную услугу для клиентов.

Достижение целевых показателей

Инвестиционная программа РЖД на 2021 год включает в себя все ключевые проекты холдинга и позволит обеспечить выполнение целевых показателей Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ).

ТАСС выступает генеральным информационным партнером Транспортной недели.

Источник

Железнодорожные грузовые тарифы вырастут меньше запланированного

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сообщила, что пересчитала в меньшую сторону индексацию тарифов на грузоперевозки по железной дороге: в 2020 г. индексация составит 3,5%, а не 3,6%, в 2021 г. – 3,7%, а не 3,9%, в 2022 г. – 3,6%, а не 3,8%, наконец, в 2023 г. – 3,8%, а не 3,9%. Дальше планы не меняются: в 2024 и 2025 гг. – по 3,9%. Приказ об этом служба направит Минюсту для регистрации.

ФАС подсчитала и общий эффект от более медленного роста тарифов до 2025 г.: индексация будет меньше на 2,7%, грузоотправители сэкономят 41 млрд руб.

Причина корректировки – снижение инфляции, к которой привязана формула расчета долгосрочных тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом для РЖД, объясняет ФАС. Формула учитывает среднее значение инфляции за два предыдущих года и целевые значения на два года последующих. Другие составляющие долгосрочного тарифного решения – грузооборот и его структура, доходы, расходы и инвестиционная программа РЖД – службой не пересматривались.

Принцип долгосрочного формирования тарифа «инфляция минус 0,1 процентного пункта» утвержден российским правительством в 2017 г. – на период с 2019 по 2025 г. В эти же годы будут действовать и надбавки – за капитальный ремонт инфраструктуры и для компенсации расходов, связанных с корректировкой налогового законодательства.

В программе долгосрочного развития РЖД учтен тот размер индексации грузовых тарифов, что был до корректировки ФАС. В 2019–2025 гг. в российские железнодорожные проекты, как предполагается, будет инвестировано 8,66 трлн руб., из них 4,67 трлн – средства самой РЖД, таков базовый сценарий. Чистую прибыль РЖД хочет увеличить до 186,2 млрд руб., выручку – до 3,51 трлн руб. По сравнению с показателями 2018 г. это означает рост в 5 и 1,5 раза соответственно. В 2018 г. погрузка на сети РЖД выросла на 2,2% и достигла 1,29 млрд т, в 2019 г. она сократится на 0,5%, а в 2020 г. вернется к росту, прогнозировала РЖД. Рост предусмотрен и в программе развития – в базовом сценарии в 2025 г. погрузка может достичь 1,53 млрд т. Будет ли РЖД пересматривать планы из-за иной индексации тарифов и как она может отразиться на погрузке, представитель РЖД не сказал.

«Это очень важное решение. Рынок его очень долго ждал. Сейчас появляется стабильность, возможность планировать экономику отдельным предприятиям на долгие годы вперед. При этом принцип формирования – «инфляция минус». Это очень хороший принцип, который устраивает и потребителя, и «Российские железные дороги». Об утверждении правительством долгосрочной тарифной политики в сфере грузоперевозок, 2017 г., government.ru

«Учитывая нестабильность на [мировых] рынках и рост протекционизма, снижение уровня транспортных издержек не может не радовать», – приветствует решение ФАС крупный грузоотправитель. Сокращение расходов делает российских производителей более конкурентоспособными, подхватывает другой грузоотправитель, это привлечет дополнительные грузы. «Но не для всех отраслей рост будет ощутимым», – предупреждает он.

Меньшая индексация улучшит экономику грузоотправителей, но вряд ли привлечет дополнительно ощутимое количество грузов, считает человек, близкий к одному из железнодорожных операторов. «Погрузка зависит от спроса, а у нас провал по углю на Западе и снижение мировых цен на металлы», – объясняет он свои соображения. Не ждет роста погрузки из-за корректировки размера индексации тарифов и третий опрошенный грузоотправитель: «Коррекция незначительная, а цены на основные грузы – уголь, металлы, руду, удобрения – снижаются». По его мнению, больший эффект дало бы распространение правила «инфляция минус» на период до 2030 г.: «Это дало бы сигнал промышленности инвестировать вдолгую». Кроме того, значительного роста погрузки не добиться без расшивки узких мест в железнодорожной инфраструктуре, уверен собеседник «Ведомостей».

Уменьшение доходов на 41 млрд руб. в 2020–2025 гг. для РЖД не столь значительно, чтобы корректировать инвестиционную программу, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его мнению, ключевая проблема в другом: потребительская инфляция в последние несколько лет опережает расходы РЖД на закупку тягового состава, металлопродукции, моторного топлива, строительных материалов. «Из-за этого у РЖД возникает потребность предлагать тарифные решения, увеличивающие нагрузку на грузовладельцев и формирующие неопределенность в отношении фактического изменения расходов при формально зафиксированной долгосрочной индексации», – заключает Бурмистров.

Представители крупнейших грузоотправителей РЖД – СУЭК, «Северстали», ММК, НЛМК, «Фосагро» – на вопросы «Ведомостей» не ответили.

Источник

РЖД действуют логистически. Рост тарифов поможет реализовать инвестиционную программу перевозчика

индексация тарифов ржд на 2021 год на грузовые перевозки

Тарифы для пассажиров и грузоотправителей Российских железных дорог с 2022 года могут повыситься на 4,3 и 5,8 процента соответственно. С таким предложением ОАО «РЖД» обратилось в правительство. Вопрос изменения тарифной политики перевозчика обсуждался в конце октября на совещании по инвестиционной программе и финансовому плану РЖД на 2022-2024 годы у первого вице-премьера Андрея Белоусова. Наблюдатели считают, что в контексте глобального тренда на повышение спроса на сырье и энергоносители потребители практически не заметят индексацию, а мультипликативный эффект для экономики будет весьма ощутимым.
О проблеме — в материале «Ленте.ру».

Устранение дисбаланса

«Как ни странно, транспортная составляющая в конечной цене товаров российских грузоотправителей в 2022 году не только не вырастет, но даже снизится по сравнению со средними показателями за последние годы. И это несмотря на планируемое повышение железнодорожных тарифов», — уверен управляющий партнер Центра экономики инфраструктуры (ЦЭИ) Павел Чистяков.

Экспортные цены на российский энергетический уголь в Европе с мая 2021 года поднялись почти в два раза, достигнув десятилетних максимумов. При этом поставщики угля продолжают пользоваться льготными условиями перевозок по железной дороге. Фактически провоз угля оплачивают отправители других грузов за счет более высоких тарифов. Ежегодно объем такого перекрестного субсидирования составляет не менее 150 миллиардов рублей, что сопоставимо, например, с четвертью объема финансирования инвестиционной программы РЖД на текущий год.

индексация тарифов ржд на 2021 год на грузовые перевозки

В целом доля угля в общем объеме грузоперевозок РЖД составляет порядка 45 процентов, однако в структуре доходов компании поступления от этого сегмента в два раза ниже — всего около 21 процента.

Дело в том, что исторически железнодорожный тариф устанавливался выше для тех грузов, у которых транспортная составляющая в конечной цене меньше, и наоборот. Но эта система абсолютно не гибкая, из-за чего происходят различные перекосы.

Например, необоснованное преимущество теперь получают и некоторые угольщики. Стоимость антрацита на мировых рынках превысила цену на коксующийся уголь, а тариф РЖД на перевозку антрацита все еще на 17 процентов ниже, чем на «более дорогой» коксующийся уголь.

«В 2017 году мы активно поддерживали решение по тарифной модели «инфляция минус», но после ковида поменялась ситуация в глобальной экономике — возник разрыв между потребительской инфляцией, на которую ориентировался тариф, и ценами производителей. За последний год потребительские цены выросли на 8 процентов, а промышленные — на 26,3 процента. Это означает, что РЖД закупает продукцию, необходимую для ремонта и строительства инфраструктуры, на 30 процентов дороже, чем в прошлом году, а тариф на перевозку тех же самых грузов практически не индексируется. Повышение тарифов корректно как с макроэкономических позиций, так и с точки зрения принятых ранее договоренностей», — считает Павел Чистяков.

индексация тарифов ржд на 2021 год на грузовые перевозки

Управляющий партнер ЦЭИ также указывает на то, что грузоотправители в конечном итоге будут бенефициарами роста тарифов, поскольку это позволит реализовать мероприятия по повышению пропускной способности и поддерживать надежность работы инфраструктуры и тяги.

По мнению Чистякова, отдельно нужно разбираться со скидками на порожний пробег инновационных вагонов. По данным перевозчика, такая скидка каждый год оценивается в восемь миллиардов рублей, и за все время ее существования она уже составила около 50 миллиардов. Теперь ее предлагается заменить скидкой в 4,05 процента в каждом груженом рейсе.

Кроме того, намечена индексация тарифа на 4,75 процента и на контейнерные перевозки. На объемах высокотехнологичных транспортировок грузов с высокой добавленной стоимостью, как считают специалисты, это не скажется. По опыту перевозчика, — а точно такое же повышение тарифа было произведено в 2017 году, — контейнерные перевозки выросли в полтора раза. Однако за четыре года разрыв тарифа в сравнении со стоимостью перевозок грузов в обычных выгонах уже превысил 16 процентов, и это при том, что РЖД обеспечивает скорость доставки контейнеров, в два раза превышающую запланированные показатели.

Источник для преобразований

«Уровень повышения тарифов, который сегодня предлагает РЖД, расходится с предусмотренным самой монополией в ее долгосрочной программе развития показателем ежегодного роста тарифа», — говорит заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. Существенные коррективы, как он отмечает, внесла текущая экономическая ситуация. «Радикальный рост цен на потребляемые РЖД товарно-материальные ресурсы не только увеличил эксплуатационные затраты, но и повысил стоимость реализации проектов расширения инфраструктуры, в результате разбалансировал источники финансирования инвестиционной программы», — отметил Савчук.

индексация тарифов ржд на 2021 год на грузовые перевозки

Конечно, стабильность и прогнозируемость деятельности системообразующих компаний крайне важны для их потребителей, и, по словам Владимира Савчука, в текущей ситуации речь не идет о каких-то кардинальных и необоснованных переменах в тарифах РЖД. Напротив, считает он, «имеет место предложение по балансированию доходов с расходами, обеспечение источниками финансирования продолжения реализации масштабной инвестиционной программы». В конечном счете необходимо создавать инфраструктурные заделы для восстановления экономики и удовлетворения спроса на перевозки.

В РЖД неоднократно говорили, что в первую очередь видят в повышении тарифов источник финансирования масштабной инвестиционной программы до 2025 года, в том числе для покрытия ее дефицита, который на 2022 год составляет 270 миллиардов рублей, а за ближайшую трехлетку уже приблизился к 1 триллиону.

Сокращать запланированные объемы программы перевозчик не планирует, поскольку от ее выполнения зависит состояние и перспективы всей железнодорожной отрасли России, включая модернизацию БАМа и Транссиба, развитие инфраструктуры на подходах к портам, крупным промышленным центрам и многое другое. Более того, компания заявляла, что готовится скорректировать инвестиционную программу в сторону увеличения — до общего объема в 4,3 триллиона рублей. Справляться с дефицитом монополия намерена с помощью привлечения финансирования, оптимизации затрат и регулирования тарифной политики.

Источник

Индексация тарифов ржд на 2021 год на грузовые перевозки

В соответствии со статьями 4 и 6 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 34, ст. 3426; 2001, № 33 (часть I), ст. 3429; 2002, № 1 (часть I), ст. 2; 2003, № 2, ст. 168; № 13, ст. 1181; 2004, № 27, ст. 2711; 2006, № 1, ст. 10; № 19, ст. 2063; 2007, № 1 (часть I), ст. 21; № 43, ст. 5084; № 46, ст. 5557; 2008, № 52 (часть I), ст. 6236; 2011, № 29, ст. 4281; № 30 (часть I), ст. 4590; ст. 4596; № 50, ст. 7343; 2012, № 26, ст. 3446; № 31, ст. 4321; № 53 (часть I), ст. 7616; 2015, № 41 (часть I), ст. 5629; 2017, № 31 (часть I), ст. 4754; ст. 4828), пунктом 9 Положения о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 года № 643 «О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 32, ст. 4051; 2013, № 27, ст. 3602; 2015, № 37, ст. 5153; 2017, № 2 (часть II), ст. 398, № 52 (часть I), ст. 8163), пунктом 5.3.21.21 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 331 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 31, ст. 3259; 2006, № 45, ст. 4706; № 49 (часть II), ст. 5223; 2007, № 7, ст. 903; 2008, № 13, ст. 1316; № 44, ст. 5089; № 46, ст. 5337; 2009, № 2, ст. 248; № 3, ст. 378; № 39, ст. 4613; 2010, № 9, ст. 960; № 25, ст. 3181; № 26, ст. 3350; 2011, № 14, ст. 1935; № 18, ст. 2645; № 44, ст. 6269; 2012, № 27, ст. 3741; № 39, ст. 5283; № 52, ст. 7518; 2013, № 35, ст. 4514; № 36, ст. 4578; № 45, ст. 5822; 2014, № 35, ст. 4774; 2015, № 1 (часть II), ст. 279; № 10, ст. 1543; № 37, ст. 5153; № 44, ст. 6133; № 49, ст. 6994; 2016, № 1 (часть II), ст. 239); № 28, ст. 4741, № 38, ст. 5564, № 43, ст. 6030; 2018, № 5, ст. 772; № 9, ст. 1399), приказываю:

1.1. дополнить новым пунктом 6 следующего содержания:

«6. Установить индексы к базовым ставкам платы за перевозки специальных грузов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2016 года № 1590 «Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок» (Собрание законодательства Российской Федерации, 09.01.2017, № 2 (часть II), ст. 409), согласно приложениям № 7 и № 8 к настоящему приказу.»

1.3. В пункте 1 приложения 1 к Приказу слова «и воинских грузов, оформленных воинскими требованиями-накладными формы № 2» исключить;

1.5. В пункте 6 приложения 1 к Приказу слова «(за исключением перевозок в цистернах общего парка, собственных (арендованных) цистернах воинских грузов, оформленных воинскими требованиями-накладными формы № 2, и возврате собственных (арендованных) цистерн из-под перевозок указанных грузов)» исключить;

1.6. Таблицу «Дополнительные индексы к действующим тарифам, сборам и плате, применяемые в целях формирования дополнительной целевой надбавки на выполнение капитального ремонта инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования» приложения 7 к Приказу дополнить пунктом 3 следующего содержания:

Ставки платы за перевозки специальных грузов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *