индексация зарплат с 1 октября 2021 года

индексация зарплат с 1 октября 2021 года

— Сотрудникам бюджетных организаций, которые отмечены в майских указах, индексацию зарплаты проводят с 1 января. К ним относятся, в частности, педагоги и врачи. Бюджетникам, которые не отмечены в майских указах, зарплату повышают с 1 октября. Размер прибавки зависит от роста потребительских цен, — рассказал юрист «Европейской юридической службы» Сергей Болотин. По его словам, в этом году индексация может составить примерно 4%. При этом особым образом решился вопрос об индексации зарплаты государственных служащих федерального уровня — судейского корпуса, сенаторов и депутатов Государственной думы, сообщает news.mail.ru

Согласно закону, кабмин будет регулировать дифференциацию окладов и ставок бюджетников, а также определять компенсационные и стимулирующие выплаты и условия их назначения. «Это позволит гармонизировать условия оплаты труда работников одной сферы в разных регионах», — пояснял ранее суть поправок замглавы Минтруда Андрей Пудов. Для каждой отрасли должны быть разработаны свои требования. Ожидается, что в подзаконных актах укажут и долю гарантированных выплат по окладам. В Минтруда считают, что оклад должен составлять 50-70 процентов зарплаты. В то же время первый замглавы фракции «Единая Россия» в Госдуме Андрей Исаев заявлял ранее, что фракция считает, что не менее 70 процентов зарплаты бюджетников должен составлять оклад.

Валентина Кабанова в интервью «Парламентской газете» подчеркнула, что предстоящее выравнивание зарплат не приведёт к тому, что «где-то бюджетники станут получать меньше, чем сейчас». Депутат добавила, что новые зарплаты должны учитывать размер прожиточного минимума в регионах и прочие местные особенности. Из чего складываются зарплаты бюджетников:основной оклад;премия, которая назначается индивидуально, но не меньше 5%; доплаты за вредность, за работу в выходные и праздники, за сверхурочные; надбавка за учёную степень и звание; за длительный стаж — от 10% до 30%; и другие дополнительные платежи. Общая доплата может достигать 60% от оклада, в отдельных случаях — 120%. Кроме этого, бюджетники могут получать материальную помощь в размере 30% от оклада и помощь на оздоровление — 50% от оклада.

Зарплаты учителей должны отличаться

На пресс-конференции Владимира Путина 17 декабря был поднят вопрос о том, что после повышения МРОТ до уровня прожиточного минимума зарплаты уборщиц в школах приблизились к зарплатам учителей. В связи с этим президент поручил Правительству пересмотреть уровень зарплат российских педагогов.

Комментируя поручение, Андрей Исаев заявил, что партия намерена обсудить с кабмином вопрос «усиления дифференциации в бюджетной сфере в зависимости от квалификации и условий труда работника». «Вот эта разница, «гармошка» в доходах квалифицированных и неквалифицированных работников в бюджетной сфере, сжалась», — пояснил Исаев журналистам. Поэтому, по его словам, уборщицы и санитарки стали получать столько же, сколько и квалифицированные специалисты.

Ранее «Парламентская газета» писала, что минимальный размер оплаты труда в 2021 году впервые превысит прожиточный минимум для трудоспособного населения. Это затронет 3,9 млн россиян. При этом будут сохранены достигнутые целевые соотношения в зарплате категорий бюджетников, предусмотренные «майскими указами» президента от 2012 года

КАКАЯ БЫЛА СИТУАЦИЯ С ЗАРПЛАТАМИ БЮДЖЕТНИКОВ В 2020 ГОДУ

Как сообщила вице-премьер Татьяна Голикова, 1 октября также повысят зарплаты бюджетникам, не вошедшим в майский указ президента от 2012 года. То есть массовой индексации зарплат медработников, учителей, педагогов и других «обычных» бюджетников в этом году не будет.

Сейчас зарплату бюджетников рассчитывают местные власти и муниципалитеты. На деле же эти функции часто возложены на плечи руководителей организаций, что приводит к разрыву в зарплатах не только в разных населенных пунктах, но даже в соседних предприятиях одного города.

Чтобы исправить несправедливость, кабинет министров планирует установить одни требования к установлению окладов, ставок и надбавок, которые применяются при подсчете зарплат, компенсаций и стимулирующих выплат. Одновременно с этим правительство утвердит требования для каждой сферы деятельности, а также выдаст сроки, в течение которых зарплаты бюджетников пересчитают по-новому.

Что слышно про сокращение госслужащих и бюджетников?

Вместе с тем, повышение зарплат бюджетников в 2020 году связано с запланированным масштабным сокращением госслужащих федерального, регионального и муниципального уровня. О том, кого и как, примерно, будут сокращать можете прочитать ниже.

На 2020 год в России действительно намечена реализация реформы в сфере госуправления, которая приведет к масштабному сокращению армии госслужащих и повышению зарплат оставшихся, рассказала в интервью РИА «Новости» первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко.

По ее словам, если этого не сделать, то зарплаты чиновников в дальнейшем будут индексировать только на уровень инфляции, поскольку для увеличения размера оплаты труда до конкурентного уровня всем госслужащим потребуется дополнительно сто миллиардов рублей в год из бюджета.

«Экономия — не самоцель реформы, очевидно. Но высвобождающиеся при этом средства будут направлены на повышение оплаты труда гражданских служащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь», — сказала Нестеренко.

Сокращение госаппарата, по замыслу Минфина, пройдет в два этапа.

Сначала — «автоматически»: численность центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти в следующем году сократят на десять процентов, территориальных органов — на пять процентов, а к 2021-му этот показатель в регионах достигнет 15 процентов.

На втором этапе предполагается структурное совершенствование госаппарата, что приведет к дополнительному сокращению численности. На этом этапе территориальные органы министерств и ведомств преобразуют в филиалы без статуса юридического лица и без подразделений.

«То есть мы планируем создать компактные фронт-офисы, в которых будут упразднены подразделения, занятые решением вопросов организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, административно-хозяйственного обеспечения деятельности», — пояснила Нестеренко.

Эксперты неоднозначно подошли к объяснению действий Минфина. Вице-президент Конфедерации труда России, депутат ГД РФ Олег Шеин в беседе с «ФедералПресс» ушел от ответа о планируемом сокращении в органах исполнительной власти, сославшись на то, что «нельзя комментировать, будет ли это вообще».

«Я не могу это комментировать, потому что мы являемся очевидцами тридцатого или сорокового заявления Минфина на эту тему. Я бы не сказал, что мы по итогам этих заявлений видим какие-то реалистичные перемены. Невозможно комментировать год от года одних и тех же людей, одни и те же слова», – заявил в беседе с обозревателем «ФедералПресс» Шеин.

В перспективах масштабных сокращений сомневается и директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.

«Я бы здесь не делал далеко идущие выводы. У нас этих сокращений за последние 20–25 лет на моей памяти широко анонсировано было пять-семь. В итоге это как минимум не приводило к реальному сокращению числа госслужащих, а как максимум приводило к их увеличению», – заявил Салин.

По его словам, если анонсируемые Минфином планы дойдут до стадии реализации, то сокращаться будут в первую очередь не сотрудники, а незаполненные ставки в ведомствах.

«Несмотря на миф о привлекательности госслужбы, достаточно много ставок в силу ряда причин не заполнены, и когда речь идет о сокращении, то всегда руководство прибегает к испытанному методу. Оно сокращает не людей, которые работают, а ставки, которые не заняты», – отметил Салин.

Политика сокращения госслужащих вызывает массу вопросов у некоторых экспертов. Прозвучавшее из уст заместителя министра финансов РФ заявление стало поводом порассуждать над критериями, которыми будет пользоваться Кабмин для увольнения сотрудников. Как оказалось, не во всех ведомствах на данный момент наблюдается достаточная численность специалистов.

«Например, штат департамента металлургии и материалов Министерства промышленности и торговли России вряд ли можно назвать большим и тем более раздутым, а между тем его сотрудникам приходится решать кучу задач, связанных с огромным металлургическим комплексом. Если его численность уменьшится, то оставшиеся сотрудники в прямом смысле слова могут «зашиться» под грузом решаемых вопросов, работая на износ», – заявил промышленный эксперт Леонид Хазанов, добавив, что в советское время металлургию курировали сразу два ведомства – Министерство черной металлургии СССР и Министерство цветной металлургии СССР, каждое из которых имело большой штат специалистов.

Политтехнолог Марат Баширов указал, что для сокращения госслужащих необходим более глубокий подход, связанный с анализом дублирующихся или ненужных функций, о чем сейчас, по словам эксперта, разговора нет.

«Мы же с вами слышим, что есть идея реализовать «регуляторную гильотину». Она подразумевает сокращение контрольных функций, но помимо контрольных функций у госорганов еще есть разнообразные функции, от которых, на мой взгляд, нужно отказаться. Мы же понимаем, что отказ от функций вызывает реальное сокращение госаппарата. Соответственно, если человек не приносит пользу, то нужно от этой функции отказаться, а человека либо уволить, либо перепрофилировать», ­– заявил Баширов.

Кто в списках на увольнение?

Если анонсируемые Минфином масштабные сокращения все же состоятся, то, вероятно, основным критерием для них будет эффективность сотрудников. Об этом рассказал директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергей Мясоедов.

«С моей точки зрения, эта реформа должна коснуться тех, кто плохо работает. В последнее время наш президент поставил радикальную задачу повышения производительности труда, потому что опять-таки Россия – одна из наиболее отстающих стран в Европе по производительности. Людей много, а эффект от их деятельности небольшой», – пояснил Мясоедов, добавив, что останутся при должности те, кто имеет наиболее высокие показатели KPI.

По мнению политолога Марата Баширова, при существующем подходе могут остаться без работы низкооплачиваемые сотрудники.

«Обычно это выглядит следующим образом: идет разнарядка на министерство, например сократить 10 % численности. Если вы не закладываете механизмы аудита, а здесь, очевидно, будет предложено просто сокращение на 10 %, то кого ты уволишь, неважно. Каждое министерство будет искать кого-то, кого, с его точки зрения, нужно уволить или можно уволить. Обычно это самые низкооплачиваемые сотрудники, самого низкого грейда», – пояснил Баширов.

По его словам, это не принесет большой бюджетной экономии, но поспособствует «вымыванию» слоя госслужащих, которые занимаются «подготовкой многочисленных материалов, отчетов, справок и так далее для вышестоящих начальников».

«Мы знаем, что у большинства людей, которые работают в должностях директоров департаментов, управлений, а тем более у замминистров и министров фактически весь рабочий день – это или рабочие встречи, или совещания. Они реально подготовкой внутреннего контекста, содержания не занимаются. Этим занимаются работники низших звеньев», – рассказал Баширов.

Как отметил эксперт, ослабление этого слоя госслужащих может в перспективе привести к ослаблению госаппарата и упадку качества госуправления в целом.

Сокращение госслужащих не всегда означает сокращение людей, занятых в государственном управлении. Существует вероятность, что уволенные сотрудники просто перейдут в подведомственные учреждения, которыми напрямую управляют министерства.

«Подведы» обычно получают деньги на реализацию проектов из того же самого федерального бюджета. Получится, что федеральный бюджет заплатит те же самые деньги, только из другого кармана. Это известная уловка, и бороться с ней просто невозможно. Реальное сокращение может быть, только когда вы сокращаете дублирующие или ненужные функции», – рассказал Марат Баширов.

Впрочем, вероятно применение и других схем аутсорсинга. Сергей Мясоедов уверен, что это вполне позитивное явление.

«Мы можем говорить о том, что чиновники мимикрируют и постараются остаться на коште государства, по-прежнему используя свои близкие связи в течение какого-то времени. Это негативная сторона. А есть позитивная сторона: люди, предлагающие свои услуги, будут проходить через процедуру тендеров, а это при всех недостатках нынешних тендеров, процедура все-таки конкурентная и на тендер будет проходить несколько человек, соответственно, аутсорсинговые услуги – это государственно-частное партнерство», – заявил Мясоедов, добавив, что эта концепция позволит увеличить качество предоставляемых услуг.

Куда пойдут сокращенные госслужащие?

Первый заместитель председателя комитета ГД РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко уверен, что сокращенные госслужащие в перспективе без работы не останутся: «Эти люди, которые работают там, наверняка на рабочие профессии не пойдут, но это достаточно подготовленные люди, которые найдут место в жизни, потому что, как мне представляется, у нас слишком много вакансий на сегодняшний день».

Эксперты сделали и более радикальные прогнозы. По мнению директора Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергея Мясоедова, масштабное сокращение госслужащих – повод для интенсификации политики переучивания старых кадров, чтобы они могли осваивать профессии или заниматься малым и средним предпринимательством.

«Я думаю, что появится еще одна категория, которой надо постепенно перестраиваться на ментальность рыночную и предпринимательскую: учиться не сидеть на шее государства, на «проедании» госбюджета, а эффективно работать. Появятся новые категории, которых нужно будет переучить, чтобы люди могли стать самозанятыми», – заявил Мясоедов.

Источник

Индексация зарплаты в 2021 году

индексация зарплат с 1 октября 2021 года

Потребительские цены на товары и услуги постоянно растут. Для поддержки покупательной способности и доходов населения, все компании должны индексировать зарплату сотрудникам, которые работают по трудовому договору. Работодатель не может лишить сотрудников гарантий повышения заработной платы (абз. 4 ст. 130, ст. 134 ТК РФ). Пандемия коронавируса и экономический кризис – не повод отказаться от индексации заработной платы. Роструд в своём письме от 19.05.2020 № ПГ/24-272-6-1 напоминает директорам компаний, что регулярное индексирование заработной платы – это их обязанность по Трудовому кодексу.

Отличие повышения окладов от индексации заработной платы

Индексация зарплат – обязанность работодателя, а повышение окладов – его право. Т.е. компания повышает оклады, когда и кому захочет, а индексировать заработную плату она обязана раз в год всем сотрудникам, которые работают по трудовому договору.

Когда проводить индексацию заработной платы

Трудовой кодекс не определяет сроки индексации, оставляет это право за работодателем (ст. 134 ТК РФ). Периодичность индексации могут установить совместно предприятия отрасли и прописать отраслевое соглашение партнёрства. Их публикует Минтруд на своём сайте. Если у предприятия отраслевого соглашения нет или в нём отсутствуют условия индексации, работодатель решает сам.

Лучше прописать в локальных нормативных актах или коллективном договоре, как часто будет проводиться индексация: ежемесячно, ежеквартально, раз в полгода, ежегодно или через более длительный период. Если не установить периодичность индексации, суды потребуют проводить её ежегодно (абз. 19 раздела III ч. 5 доклада о результатах мониторинга правоприменения в РФ за 2018 год).

Безопаснее индексировать зарплату не реже одного раза в год, иначе трудовая инспекция может оштрафовать компанию до 50 000 руб. при первичном нарушении (ст. 5.27 КоАП, письмо Минтруда от 26.12.2017 № 14-З/В-1135).

На какую дату проводить индексацию, например, на 1 января или 1 апреля – работодатель может решить самостоятельно. А такая формулировка в локальном нормативном акте как:

«Индексация заработной платы работников производится один раз в два года»,

суду может не понравиться и такое условие индексации суд может оспорить и наложить на компанию штраф.

Причина штрафа – рост зарплаты как государственная гарантия по повышению уровня оплаты труда работников будет происходить редко, как следствие, не перекроет рост потребительских цен на товары и услуги (абз. 4 п. 1 ст. 130, ст. 134 ТК РФ). Безопаснее использовать формулировку:

«Индексация заработной платы работников производится один раз в год».

Компания должна индексировать зарплату независимо от своего финансового положения. В большинстве случаев суды поддерживают решение трудовой инспекции. Например, решение Ленинского областного суда от 22.04.2014 № 7-625/2014. Таким образом, формулировки условий о финансовом состоянии компании для индексации зарплаты в локальном нормативном акте в большинстве случаев не принимаются судом. Суды выносят решения оштрафовать компании, имеющие подобные формулировки в локальных нормативных актах:

Из-за некорректности обеих формулировок сотрудники могут обратиться в суд, трудовая инспекция оштрафовать компанию. Безопаснее в локальных нормативных актах прописать: «Индексация заработной платы работникам компании производится независимо от её финансового положения, результатов экономической деятельности, применяемых налоговых режимов, размеров уплаченных в бюджет налогов, пеней и штрафных санкций».

Каким способом индексировать зарплату

Закон не определяет порядок индексации, поэтому работодатель выбирает его самостоятельно и фиксирует в локальных нормативных актах, коллективном договоре (ст. 134 ТК РФ). Минтруд допускает применять коэффициент индексации и повышать зарплату без него (письмо Минтруда от 24.12.2018 № 14-1/ООГ-10305).

Как сократить расходы на индексацию зарплаты

Чтобы уменьшить расходы компании на ФОТ, нужно индексировать не всю зарплату, сначала нужно определить какие выплаты увеличить и на сколько. Например, можно индексировать постоянные доплаты, надбавки, премии в абсолютной величине вместе с должностным окладом. Или индексировать тарифные ставки или должностные оклады, но не увеличить постоянные доплаты, надбавки, премии в абсолютной величине. Или не индексировать доплаты, надбавки, премии, которые компания установила в процентах от оклада.

Определяет размер индексации работодатель, но не ниже фактического роста потребительских цен. Несмотря на то, что Росстат определяет индекс потребительских цен ежемесячно, индексировать зарплату 12 раз в год не обязательно, достаточно увеличивать зарплату один раз в год. Формулировка для локального нормативного акта, которая позволит сократить траты на индексацию: «Индексации подлежат следующие выплаты работникам: тарифные ставки, сдельные и повременные расценки. Индексации не подлежат:

Обязан ли работодатель устанавливать зарплату не ниже среднеотраслевого заработка, если она в пределах МРОТ?

Нет, не обязан. В ТК РФ нет требования устанавливать зарплату выше средней по отрасли, но безопаснее придерживаться среднеотраслевой величины. Её регулярно определяет Росстат. Также среднеотраслевые зарплаты по виду деятельности в регионе можно посмотреть в сервисе ФНС.

Как оформить индексацию зарплаты

Чтобы подтвердить индексацию зарплаты нужно подготовить следующие документы:

Нужно прописать условия индексации согласно локальному нормативному акту. Вместо локальных нормативных актов можно прописывать условия индексации в коллективном договоре при его наличии (апелляционное определение С.-Петербургского суда от 25.01.2016). Нужно внести изменение в штатное расписание в том числе информацию о зарплате по каждой должности.

Важно не забыть указать в штатном расписании тарифную ставку или оклад, доплаты, надбавки и другие выплаты, которые предусматривает система оплаты труда в организации (постановление Госкомстата 05.01.2004). В локальных нормативных актах или коллективном договоре нужно установить: периодичность индексации, её способ, выплаты, которые будут увеличиваться, коэффициент индексации, если выбран.

Такие формулировки лучше не использовать:

Здесь ошибка в том, что зарплату нужно индексировать в соответствии с локальным нормативным актом (ст. 134 ТК РФ), а не приказом работодателя. В этих двух примерах условия предусматривают право, а не обязанность работодателя индексировать зарплату работников, а это неправильно.

Если не проводить индексацию зарплаты, работники могут обратиться в трудовую инспекцию и суд. Чтобы избежать претензий, лучше использовать следующую формулировку:

«Размер заработной платы пересматривается работодателем ежегодно с учётом экономической ситуации в РФ, уровня заработной платы персонала относительно рынка труда и по результатам годовой оценки эффективности работы компании».

Нужно убедиться, что в локальных нормативных актах отсутствуют четыре составляющие:

Утверждаются локальные нормативные акты, учитывая мнение представительного органа работников, при его наличии в организации (письмо Минтруда от 24.12.2018 № 14-1/ООГ-10305). Таким органом может быть профсоюз или просто представитель от работников.

Опасные примеры формулировок условий о субъекте индексации зарплаты в локальном нормативном акте:

Все три формулировки дискриминационны по отношению к отдельным категориям работников, что противоречит нормам трудового кодекса (ст. 3 ч. 2, ст. 132 ТК РФ). Сотрудники могут пожаловаться в трудовую инспекцию и суд.

Чтобы не нарушать требования трудового кодекса, лучше использовать следующую формулировку:

«Индексация заработной платы производится всем работникам компании, работающим по трудовым договорам, по основному месту работы. Заработная плата по внутреннему совместительству индексируется по основному месту и по внутреннему совместительству. Заработная плата от работы по внешнему совместительству индексируется в части работы по внешнему совместительству. Для вновь принятых работников индексация заработной платы производится в общеустановленном порядке независимо от количества полных (неполных) месяцев, отработанных ими в финансовом году (квартале, полугодии), за который в первый для них раз производится индексация».

Как определить коэффициент пересчёта при расчёте среднего заработка в общем порядке

Чтобы определить коэффициент пересчёта при расчёте среднего заработка, нужно разделить новый размер оклада (тарифной ставки, денежного вознаграждения) сотрудника на его ранее установленный размер.

При этом, если при увеличении оклада (тарифной ставки, денежного вознаграждения) изменялись состав, величина ежемесячных выплат, которые напрямую зависят от его размера, то индексацию нужно проводить с учётом этого. Например, если при увеличении оклада сотрудников, уменьшили или отменили ежемесячные процентные надбавки, т. е. изменилась структура оплаты труда, такой порядок следует из п.16 положения, утверждённого постановлением правительства России от 24.12.2007 № 922.

Систему оплаты труда, которую выбрало руководство организации нужно зафиксировать в коллективном трудовом договоре или другом локальном акте (ч. 2 ст. 135 ТК РФ). Так, например, систему оплаты труда можно зафиксировать в положении об оплате труда, а в трудовом договоре прописать конкретный размер зарплаты (тарифная ставка или оклад).

Что грозит за отсутствие индексации зарплаты

Если не оформить порядок индексации, трудовая инспекция вправе будет выдать предписание об устранении нарушения (абз. 6 ч. 1 ст. 357 ТК РФ) и оштрафовать организацию и её руководителя (ч. 1 и 2 ст. 5.27 КоАП).

При первичном нарушении для должностного лица предусмотрено предупреждение или штраф от 1 000 руб. до 5 000 руб., для организации – штраф от 30 000 до 50 000 руб.

При повторном нарушении для должностного лица – штраф от 10 000 руб. до 20 000 или его дисквалификация на срок от одного года до трёх лет, для организации – штраф от 50 000 до 70 000 руб.

Если не провести индексацию по итогам года, в течении которого Росстат фиксировал повышение потребительских цен, трудовая инспекция может привлечь организацию к ответственности вне зависимости от того принят локальный нормативный акт или нет. Придётся устранить нарушение, проиндексировать зарплату и утвердить локальный нормативный акт, если он отсутствовал.

индексация зарплат с 1 октября 2021 года

Консультирует по вопросам правильности расчёта заработной платы более восьми лет.

Читайте другие статьи автора в нашем блоге:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *