индивидуальные консультации вечера вопросов и ответов это формы работы с
Значение индивидуальных консультаций для родителей и особенности их проведения
Мария Моськина
Значение индивидуальных консультаций для родителей и особенности их проведения
Одной из форм работы, которая помогает реализовать индивидуальный подход как в работе с ребёнком, так и с его семьёй, является индивидуальное консультирование. Часть консультации посвящается трудностям обучения детей. Индивидуальные консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, как эффективнее обучать и воспитывать своих детей.
Индивидуальная консультация помогает родителям и педагогу принять общее верное решение той или иной возникшей проблемы так, чтобы не нанести вред ребенку.
Многим родителям индивидуальная консультация помогает раскрыться. Родители, прислушиваясь к педагогу, начинают понимать проблемную ситуацию так, как она выглядит на самом деле, а не так как они видят ее со своей стороны.
Подготовка к консультации:
— наметить тему, план;
— подготовить содержание, наглядность;
— продумать место и время;
— заранее пригласить родителя;
Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с группой. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и педагогом. Воспитатель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить педагога в неофициальной обстановке,и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком: особенности здоровья ребенка, его увлечения, интересы, предпочтения в общении в семье, поведенческие реакции, особенности характера, мотивации учения, моральные ценности семьи.
Содержание консультации.
Консультация может быть организована в форме беседы, обсуждения проблемы, статьи (заранее прочитанной, вопросов и ответов. Содержание консультации состоит из вступления, основной части и заключения. Содержание конкретизировано до деталей.
Требования к проведению консультации.
-Консультацию проводят в вечернее время и в отсутствии ребёнка.
-Консультация проводится без спешки и доброжелательно.
-Важно расположить к себе родителя.
-Инициатором консультации выступает ДОУ, но может быть проведена по просьбе родителя.
Пригласив родителей на индивидуальную консультацию нужно вести себя правильно. Всегда улыбайтесь. Улыбка-это маленький ключик к положительным эмоциям и легкому общению. Обязательно обращайтесь к родителям по имени, отчеству. Всегда умейте слушать и слышать, выслушивайте не перебивая. Посмотрите на возникшую проблему глазами родителей, а не только своими глазами, тогда можно увидеть с какой стороны лучше подойти к этой проблеме, как правильно преподнести ее решение без ущерба для ребенка и его родителей.
Большую роль в индивидуальных консультациях играют эмоции. Родители могут быть скованными, или наоборот импульсивными. Педагог должен найти особый подход, чтобы индивидуальная консультация состоялась. Необходимо подобрать интонацию голоса, быть внимательным, вежливым. Беседуя смотреть на родителей, а не в сторону. Отношения должны быть доверительные. При этих условиях индивидуальная консультация приносит огромную пользу в роботе с родителями.
Цикл консультаций для родителей по пожарной безопасности ПАМЯТКА для РОДИТЕЛЕЙ по правилам пожарной безопасности Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивают по вине детей. Они нередко становятся.
Информационный материал для бесед с детьми раннего возраста и консультаций для родителей «Осенние месяцы» Информационный материал для бесед с детьми раннего возраста и консультаций для родителей «Осенние месяцы» Ольга Андреева Информационный.
Консультаций для родителей «Ребенок у экрана» «РЕБЕНОК У ЭКРАНА» В наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях, как только ребенок начинает сидеть.
Протокол проведения консультаций Протокол проведения консультаций №1 от 16.09.2018г. Присутствовали: 25 человек • С. Г. Дроздова – заведующий МБДОУ №2, • А. В. Коновалова.
Видеоурок для родителей «Синий цвет» в рамках консультаций «Это мой ребёнок» (первая группа раннего возраста) Видео-урок: Видео-урок: «Это мой ребёнок!» Тема «Синий цвет» После того как вы с малышом изучили и закрепили красный цвет, переходим к синему.
Серия консультаций для родителей «Советы учителя-логопеда» Консультация для родителей на тему «Фонематический слух – основа правильной речи». Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность.
Тематика бесед и консультаций по экологическому воспитанию для родителей «Тематика бесед и консультаций по экологическому воспитанию для родителей. » 1. «Не причиняя вреда природе». Цель: обговорить правила поведения.
Темы консультаций учителя-логопеда для родителей в детском саду ТЕМЫ КОНСУЛЬТАЦИЙ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 1. В чём заключается работа учителя-логопеда? 2. Правильная речь – залог успеха первоклассника.
Значение и особенности проведения утренней гимнастики в группах раннего возраста в соответствии с ФГОС до Ранний возраст – важнейший стартовый период жизни человека, период наиболее быстрого развития, строения и функций организма ребенка. Крепкий.
Современные методы и приёмы работы с родителями
Содержание работы с родителями состоит в следующем:
1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);
3) участие родителей в управлении ДОУ (совет доу,родительские комитеты).
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия детского сада и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Методы работы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование.
Для вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс применяются следующие формы деятельности.
Родительские собрания
Индивидуальные консультации педагога
Дни творчества детей и их родителей;
Помощь в организации и проведении
внегрупповых дел и укреплении материально-
технической базы детского сада и группы.
Родительские тренинги
Родительские конференции
Родительские вечера
Родительские чтения
Родительские ринги
1. Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности детей, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед детским садом.
Рекомендации по проведению родительских собраний:
родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать
ошибки и неудачи детей;
тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;
собрание должно носить как теоретический,так и практический характер:
анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д. ;
собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей детей.
2. Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия Воспитателя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает группу. Индивидуальная консультация помогает преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке и способствует созданию хорошего контакта между родителями и воспитателем. Педагог должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить воспитателя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:
– особенности здоровья ребенка;
– его увлечения, интересы;
– предпочтения в общении в семье;
– моральные ценности семьи.
Примерная тематика консультаций для родителей
Ребенок не хочет заниматься. Как ему помочь?
Плохая память ребенка. Как ее развить?
Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
Наказания детей. Какими им быть?
Тревожность детей. К чему она может привести?
Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.
Грубость и непонимание в семье.
Талантливый ребенок в семье.
Друзья детей – друзья или враги?
Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.
3. Открытые занятия
Цель – ознакомление родителей с новыми программами, методикой преподавания, требованиями воспитателя.
Такие занятия позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики деятельности в детском саду.
1. Родительские конференции предусматривают расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей и имеют огромное значение в системе воспитательной работы детского сада. На них обсуждаются насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети.
Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, которые работают в ДОУ. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.
2. Практикум – форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей.
3. Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями. Она дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме, а также участвовать в ее обсуждении.
Родительскиечтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. С помощью педагогов и логопедов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.
4. Родительские вечера (проводятся в группе 2–3 раза в год без присутствия детей) – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.
Примерные темы родительских вечеров
1. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?
2. Друзья моего ребенка.
3. Праздники нашей семьи.
4. «Можно» и «нельзя» в нашей семье.
5. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?
6. Песни, которые пели и поют наши дети.
5. Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. Эффективность тренинга возрастает, если в нём принимают участие оба родителя. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек, как правило, психологом ДОУ который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».
6. Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают педагоги определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.
И традиционные, и нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя с родителями детей ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.
Для этого родителям и педагогам необходимо соблюдать несколько простых правил, чтобы не создавать конфликтных ситуаций, в которые, чаще всего, оказывается, втянут и невольный объект конфликта – ребенок.
Правила сотрудничества с родителями
• Всегда помните, что родитель и преподаватель делают одно дело – воспитывают ребенка.
• Совместно с родителями выработайте единый взгляд на ребенка, основанный на доверии к его личности.
• Постоянно информируйте родителей о процессе воспитания, успехах и продвижении в развитии ребенка.
• Выявляйте причины дезадаптации ребенка к детскому саду и совместно с родителями стремитесь к их устранению.
• Привлекайте родителей к участию в совместной с детьми деятельности, как в ДОУ так и вне его.
• Не стесняйтесь сказать о мучающих вас вопросах – ведь если вы не спросите, то вопросы останутся, и проблема не уйдет.
• Помощником вам может стать родительский комитет, если вы станете единомышленниками.
Педагогам и родителям на заметку:
если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
если ребенка хвалят, он учится быть благородным;
если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Методы и приёмы обучения рисованию Консультация на тему: Методы и приёмы обучения рисованию Прохождение материала Методы и приёмы обучения Группа раннего развития. В первом.
Методы и приёмы работы с детьми с проблемами двигательной расторможенности и неустойчивости внимания Как заниматься с гиперактивным ребёнком: 1. Режим. У детей (тем более гиперактивных) недостаточно развита функция прогнозирования, поэтому.
Методы работы с родителями в ДОУ Нетрадиционный метод работы с родителями: «Ток шоу Воскресный вечер».(В зал оборудованный под студию входят родители, рассаживаются на свой.
Приёмы и методы руководства дидактическими играми Приёмы и методы руководства дидактическими играми. Если в игре чётко определены дидактические задачи, игровые правила и действия, то игра.
Консультация «Современные формы работы с родителями в детском саду» В нашем обществе обращается большое внимание на формирование всесторонне развитой личности. Вот почему очень важно повысить эффективность.
Современные формы работы с родителями в группе раннего возраста Отчет об использовании современных форм с родителями в группе раннего возраста. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные.
Современные формы работы с родителями воспитанников Современные формы работы с родителями воспитанников В основе современного взгляда на взаимодействие семьи и ДОУ лежит идея о том, что родители.
Современные интерактивные формы работы с родителями воспитанников В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников, занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного.
Современные методы коррекционной работы с дошкольниками по улучшению психоэмоционального состояния в детском саду Аннотация: Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, так как положительное.
Эффективные формы, методы и приёмы работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста Эффективные формы, методы и приёмы работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. (из опыта работы) Воспитатель:.
Формы взаимодействия родителей и педагогов
Формы взаимодействия педагогов и родителей
Как именно осуществляется совместная работа семьи и школы? Прежде всего через известные формы: коллективные; групповые и индивидуальные.
К коллективным можно отнести такие формы работы с родителями, как общешкольные и классные родительские собрания, родительские лектории, педагогические конференции, вечер вопросов и ответов, диспуты, встреча родителей с администрацией школы, учителями класса день открытых дверей, коллективные творческие дела. К групповым можно отнести взаимодействия с родительским комитетом и творческими группами, практические занятия для родителей с привлечением специалистов, клубы. К индивидуальным формам мы относим, прежде всего, индивидуальные консультации и посещение учителем семей.
Я сейчас охарактеризую кратко названные формы совместной работы.
Формы взаимодействия педагогов и родителей
1. Родительское собрание
2. Родительский лекторий
3. Конференция по обмену опытом
4. Вечер вопросов и ответов
5. Диспут-размышление по проблемам воспитания
6. Встреча родителей с администрацией школы, учителями класса
7. «Дни открытых дверей»
1. Взаимодействие с родительским комитетом
2. Взаимодействие с творческими группами
3. Групповые консультации
4. Практические занятия для родителей с привлечением специалистов
2. Задушевный разговор
3. Посещение на дому
5. Выполнение индивидуальных поручений
7. Телефонный разговор
КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ.
Родительское собрание и их роль для родителей.
Общешкольные и общеклассные родительские собрания проводятся в соответствии с целями и задачами школы в области педагогического всеобуча. На первом собрании родителей необходимо познакомить с проблематикой коллективных форм на год. Полезно провести анкеты, выясняющие потребность данной аудитории в психолого-педагогических знаниях и выявить типичные затруднения, с которыми они встречаются в семейной педагогике.
Особое значение для учителя и родителей имеют классные собрания. Важным этапом в их проведении является подготовка. Прежде всего учителю надо определить круг проблем на данном собрании. Они должны вытекать из системы тем, спланированных в начале учебного года. Учитель может подготовить к собранию выставку творческих работ детей. В подготовке к собранию могут принимать участие не только родители из родительского комитета, но и активные родители, принимающие близко к сердцу все школьные проблемы.
Для проведения собрания необходимо создать благожелательную атмосферу. Построение классных родительских собраний различно. Но важно одно – это сообщение педагогических знаний. Это может быть лекция, сообщение, решение педагогических задач, деловая игра, семинарские занятия. На собрании разрешается ряд задач, связанных с результатами учебно-воспитательного процесса. Самое трудное – увязать представленные части собрания. Наиболее оптимальным является следующий прием: все педагогические знания, даваемые на родительском собрании, должны опираться на «живые» примеры из жизни детей класса.
Совершенно недопустимо давать отрицательную характеристику учебной деятельности конкретного ученика или отчитывать за слабую успеваемость того или иного школьника и его родителей. Также неправильно, если на каждом родительском собрании звучат дифирамбы отдельным детям, а иные не упоминаются совсем. Кроме вреда, такие, с позволения сказать, приемы ничего не приносят, кроме возникающего у родителей отвращения к различного рода массовым действиям.
Но ведь учитель не так часто встречается с родителями, и время проведения родительского собрания не дает возможности общаться с каждым. В этом случае можно на стол перед каждым родителем положить свернутый лист бумаги, внутри которого учитель сообщает информацию личного характера. Такие записочки очень важны. Они создают основания для близости родителей и учителя, придают уверенности родителям в том, что учитель подходит индивидуально к каждому ребенку.
Название «лекторий» условно. Оно не означает, что родителям читаются только лекции. Формы работы в нем разнообразны, и лучше, если родители – не пассивные слушатели.
Очень часто на практике занятия по психолого-педагогическому просвещению переходит в родительское собрание. Уяснив сущность воспитательной проблемы, родители обсуждают то, как она решается в конкретном классе или семьях, обмениваются мнениями и совместно намечают программу действий.
Конференция, по обмену опытом воспитания детей может быть тематической. Педагогические конференции представляют собой форму обобщения педагогических знаний и умений. Ценность конференций заключается в том, что в их работе могут принимать участие и родители. Основная задача проведения конференции — обмен опытом семейного воспитания. Проведение конференции требует тщательной подготовки, поэтому они не должны быть частыми — 1-2 раза в год. В ходе подготовки намечается план проведения.
Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей или на родительском собрании по группам проблемных вопросов, которые возникают в воспитании детей и взаимоотношениях с ними. На одни вопросы может ответить педагог, для ответа на другие приглашается специалист (например, по вопросам психологии, полового воспитания). Ряд вопросов проблемного характера может быть предложен на обсуждение родителей и стать основой для специально подготовленного диспута.
Диспут-размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Он проходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт. Участники диспута сами могут сформулировать, разбившись по группам, наиболее интересные для них вопросы, затем коллективно отобрать из них те, с которых нужно начать обсуждение. Отобранные вопросы также сначала целесообразно обсудить в группах, а затем их мнения вынести на коллективное размышление. Такой способ позволяет всех включить в поиск наиболее убедительного мнения, помогает родителям занять заинтересованную позицию, предоставляет возможность каждому высказаться. Для подведения итогов диспута возможно подготовить совету дела, педагогу или кому-то из родителей обобщающее сообщение, используя специальные источники.
Предметом обсуждения, дискуссии могут быть конкретные ситуации из жизни класса, семей, просмотренные вместе спектакли или кинофильмы.
Встречу родителей с администрацией школы, учителями класса целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают пожелания родителей. Возможны вопросы в адрес друг друга, составление программы действий по выявленным проблемам. Встреча может быть завершена индивидуальными консультациями, беседами или работой в группах с учетом возникших проблем и сложностей в воспитании, обучении отдельных групп детей.
«День открытых дверей» является важной формой работы с родителями. Проведение «дней» способствует тому, что родители имеют возможность проникнуть в любой уголок школы, увидеть своего ребенка в школьной среде, которая, безусловно, отличается от семейной.
В одних школах это совместный праздник педагогов и семьи, на котором организуются выставки работ учащихся, родителей, творческие отчеты коллективов, награждаются дети, родители, педагоги за различные достижения, проводятся соревнования, конкурсы коллективов, семей. Может сочетаться проведение мероприятий на уровне всей школы и в классных коллективах, или организуется коллективное творческое дело.
Другой вариант «Дня открытых дверей» проводится для родителей с целью их непосредственного общения с учителями, психологом, социальным педагогом. Родители могут обсудить в индивидуальной беседе проблемы, которые их волнуют.
ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ.
Эти формы взаимодействия обусловлены выделением определенных групп родителей по различным признакам:
— актив родителей (класса, школы);
— родители-организаторы работы объединений по интересам (руководители кружков, секций);
— родители, разрабатывающие и решающие какие-либо проблемы в школе, или классе;
— родители, которые имеют сходные проблемы в воспитании детей;
— родители, которые воспитывают девочек (мальчиков);
— родители, воспитывающие одного ребенка (много детей);
— родители, дети которых имеют отклонения в развитии и поведении, и т. д.
Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом, который может выбираться родительским собранием на весь учебный год. Родительский актив — это опора педагогов, он при умелом взаимодействии становится проводником их идей. На заседаниях родительского комитета, которые проводятся по мере необходимости, учитель и родители вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которые приняты собранием. Члены комитета могут распределить обязанности, роли, функции как по организации работы с родителями, так и с детьми; определить способы взаимодействия с отдельными родителями и семьями. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных дел, решению проблем жизни коллектива.
Взаимодействие педагогов с творческими группами (советами дел) . В этом случае педагог взаимодействует с различными группами временных организаторов конкретной деятельности, оказывая помощь, консультируя, при необходимости включаясь в активную совместную деятельность.
Групповые консультации, практические занятия для родителей с привлечением специалистов, например по оказанию помощи детям в овладении навыками мыслительной деятельности, быстрого чтения. Групповые занятия могут носить исследовательский характер. Так, учителя и классный руководитель приглашают на урок родителей тех детей, которые испытывают типичные трудности в учебной деятельности. Педагоги стремятся построить свои уроки с опорой на этих учащихся. После посещения ряда уроков учителя и родители вместе пытаются выявить причины трудностей детей, найти способы оказания им помощи.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ педагогов с родителями.
Дети и их семьи очень разные, у каждой семьи свои проблемы. В этой связи индивидуальные формы взаимодействия педагогов и родителей являются необходимыми и чаще всего наиболее эффективными в установлении контакта с семьей. К ним относят беседу, посещение на дому, задушевный разговор, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку.
Индивидуальная работа с родителями требует от педагогов больше усилий и изобретательности, но ее эффективность по сравнению с работой в большой группе значительно выше. Именно в индивидуальном общении родители усваивают требования, предъявляемые школой к учащимся, и становятся союзниками классного руководителя. Достигнутая в результате индивидуальной работы высокая включенность родителей в дела школы приводит к повышению достижений учащихся, их желанию учиться и настойчивости в обучении как у учеников, так и у их родителей, улучшению поведения детей, положительному развитию их самооценки, более успешному выполнению домашних заданий, к улучшению психологического климата в школе и мнения родителей об учителях.
Индивидуальные формы взаимодействия являются основными в работе с проблемными семьями и детьми.
В современных условиях роль индивидуальных форм существенно возросла, и в реальности они становятся более востребованными со стороны родителей. Эффективность их высока, если удалось найти с каждым родителем индивидуальный стиль взаимоотношений.
Во время беседы важно расположить к себе родителей, завоевать доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти наиболее целесообразные способы решения проблем воспитания конкретной личности в семье и школе. Психологическим условием успешного межличностного взаимодействия являются внимательность, проникновенность, неторопливость.
В индивидуальной форме взаимодействия заложены большие воспитательные возможности. Так, разговор по душам может оказать сильное воздействие на родителей, существенным образом изменить отношение к педагогу, ребенку, к заботам и делам класса.
Первое индивидуальное общение очень важно и должно проходить в благоприятной для родителей обстановке. В этой связи на первом родительском собрании классный руководитель предлагает родителям самим определить время и место ближайшей встречи, которая может проходить в школе или дома, в семье ребенка. Родителям предлагается подумать о том, что важно учитывать педагогам в воспитании их ребенка, подготовить вопросы для классного руководителя.
Посещение на дому. Особенно полезна эта встреча у ребенка дома, так как домашняя обстановка располагает к откровенному разговору, есть возможность сразу получить представление о разных сторонах жизни и воспитания ребенка. Но ни в коем случае педагог не должен настаивать на встрече в домашних условиях. Инициативу должны проявить родители. Случится ли это, зависит от умения педагога на первом родительском собрании расположить родителей к общению, убедить их в необходимости и полезности взаимодействия и первой встречи в домашних условиях.
Совершенно очевидно, что приход педагога в семью может быть только по приглашению. Известны классные руководители, которых все родители приглашают и с удовольствием ждут этой встречи. Почему? Потому что эти педагоги приносят радость в дом, находят добрые слова о ребенке, рассказывают о его успехах и достижениях, обращаются за советом к родителям, выясняют их мнение по той или иной проблеме, которая возникает в обучении и воспитании гребенка, в работе с коллективом класса.
Так, классный руководитель 5-го класса Н. К. Минаева смогла в течение первых двух месяцев встретиться со всеми родителями или семьями, установить доброжелательные отношения. Как она рассказывала, после первого собрания педагог получила приглашение в гости только из одной семьи. Однако весть о приятной встрече дома быстро разошлась среди детей и родителей. Последовали приглашения от других родителей.
Многие классные руководителя, учителя используют переписку. К сожалению, чаще всего это замечания ребенку. Следует отказаться от записей в дневнике и писем с негативным содержанием. О проблемах, трудностях, неудачах ребенка лучше говорить тактично при встрече с родителями, не упрекая, не назидая, а советуясь и принимая совместные решения, как помочь школьнику.
В то же время педагогам следует чаще использовать дневник для сообщения о достижениях ребенка, о его положительных поступках.
Целесообразно посылать родителям благодарственные письма: благодарить ребенка за участие в делах, за помощь товарищам, другим людям, инициативу и т. д., родителей за содействие и помощь в воспитании ребенка, в делах класса и школы.
Учителя, руководство школы могут также посылать информационные письма, в которых сообщается о делах школы, класса, о возможностях принять в них участие.
Целесообразны письменные сообщения о новых книгах, спектаклях, фильмах, которые полезно посмотреть родителям и детям, рекомендации и просьбы по оказанию помощи ребенку в учебе по предмету, предложения по выполнению совместных творческих заданий всей семьей и др.
Сегодня большие возможности для связи предоставляет электронная почта.
Индивидуальная консультация — распространенная форма взаимодействия с родителями. Она может проводиться по инициативе учителя или по просьбе родителей и успешна при доверии педагогу. Родители же доверяют педагогу, если он участвует в решении проблем ребенка, вместе с ними выясняет их причины, ищет пути решения проблем, помогает найти специалистов, которые проведут консультацию.
Приглашение родителей в школу для индивидуальной беседы или консультации должно быть письменным или устным, в тактичной форме, т. к. вызов в школу родители воспринимают настороженно. Начинать разговор с родителями целесообразно с рассказа об успехах ребенка, выслушивания родителей и лишь потом обратиться за советом по вопросу, который волнует педагога, ни в коем случае не допуская упреков, назиданий в адрес родителей, не унижая достоинства ребенка.
В каждом реальном случае педагог выбираем разные формы взаимодействия с родителями, учитывая их потребности и предложения. Главное — сделать родителей своими союзниками.