индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками методическое пособие автор е а борисова
Дошкольный портал Наши деточки для воспитателей, педагогов и родителей
В пособии освещены структура, содержание и формы проведения индивидуальных занятий с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Большое внимание уделено формулированию темы и целей занятий, их этапности, использованию разнообразного и красочного наглядного материала, созданию положительного эмоционального фона и постепенному увеличению сложности излагаемого материала. Занимательная форма занятий, игровые приемы, смена видов заданий, система поощрения помогут удержать внимание детей на протяжении всего занятия и формировать интерес к продолжению работы с логопедом. Пособие адресуется логопедам, воспитателям логопедических групп ДОУ.
Название: Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие.
Автор: Борисова Е.Л.
Издательство: ТЦ Сфера
Серия: Библиотека журнала «Логопед»
Год: 2008
Формат: doc
Содержание:
Структура и содержание индивидуальных.
логопедических занятий.
Формы и организация индивидуальных занятий.
Конспекты индивидуальных занятий.
Звук [с].
Постановка звука [с].
Автоматизация звука [с] в слогах.
Автоматизация звука [с] в слогах и словах.
Автоматизация звука [с] в слогах, словах и предложениях.
Звук[ш].
Постановка звука [ш].
Автоматизация звука [ш] в слогах.
Автоматизация звука [ш] в слогах и словах.
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах.
и предложениях.
Звук [л].
Постановка звука [л].
Автоматизация звука [л] в слогах.
Автоматизация звука [л] в слогах и словах.
Автоматизация звука [л] в слогах, словах, предложениях.
Звук[р].
Постановка звука [р].
Автоматизация звука [р] в слогах.
Автоматизация звука [р] в слогах и словах.
Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях.
Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками методическое пособие автор е а борисова
Темы, где ещё можно СКАЧАТЬ полезный материал:
• Материал для занятий (Скачать здесь. vkontakte.ru/topic-22963785_25297640)
• Методические материалы и документация логопеда (Скачать здесь. vkontakte.ru/topic-22963785_25659836)
• Планирования (тематические, календарные, перспективные и др.) (Скачать здесь. vkontakte.ru/topic-22963785_25660169)
• Программы (Скачать здесь. http://vkontakte.ru/topic-22963785_25741441)
• Речевые и логопедические карты, протоколы исследований (Скачать здесь. vkontakte.ru/topic-22963785_25659488)
• Нормативно-правовые документы логопеда, психолога, дефектолога (Скачать здесь. http://vkontakte.ru/topic-22963785_25667573)
• Картотеки, подборки (Скачать здесь. http://vkontakte.ru/topic-22963785_25663045)
• Презентации (Скачать здесь. http://vkontakte.ru/topic-22963785_25663792)
• Тесты, методики (Скачать здесь. http://vkontakte.ru/topic-22963785_25663392)
• Статьи (Скачать здесь. http://vkontakte.ru/topic-22963785_25663388)
• Рефераты, курсовые, ВКР, диссертации, авторефераты (Скачать здесь. http://vkontakte.ru/topic-22963785_25576014)
• ГОСы, практика, анализы занятий и прочее (Скачать здесь. http://vkontakte.ru/topic-22963785_25700088)
• Материалы для аттестации (Скачать здесь. http://vkontakte.ru/topic-22963785_25881052).
ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМИ материалами, загружайте его сюда http://vkontakte.ru/topic-22963785_23913949, будем рады =)
******************************************************************************
ДРУЗЬЯ. Если у кого-либо есть желание ПОБЛАГОДАРИТЬ нас за помощь, за работу, за подборку материалов в разделе «Разные документы», да и просто помочь развитию группы, то Вы можете ЛЮБУЮ сумму переводить на номер
Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками методическое пособие автор е а борисова
Файл № 328. Сычёва Г.Е. «Опорные картинки для пересказа текстов. Выпуск 2. Методические рекомендации»
Файл № 329. Логопедические заключения (из раздела «Разное»)
Файл № 330. Дедюхина Г.В., Яньшина Т.А., Могучая Л.Д. «Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими ДЦП»
Файл № 331. Безруких М. «Леворукий ребенок в школе и дома»
Файл № 332. Мальцева А.Ю. «Перспективный план работы с детьми 4-5 летнего возраста (средняя группа) на 1 год»
Файл № 333. Аромштам М. С. «Азбучные сказки. Начальный курс обучения грамоте де¬тей от пяти лет»
Файл № 334. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА. Денисова Л.Т. «Психолого-педагогические предпосылки и создание благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей 5-6 лет. Подготовка руки ребенка к письму» (из раздела «Разное»)
Файл № 335. Перспективное планирование формирования лексико-грамматических категорий у
дошкольников с ОНР (из раздела «Разное»)
Файл № 336. План логопедической работы по коррекции дизартрии (из раздела «Разное»)
Файл № 337. Ильякова Н.Е. «Постановочные зонды в коррекции звукопроизношения»
Файл № 338. Морозова И.А., Пушкарева М.А. «Занятия по развитию речи в специальном детском саду. В 3-х вып. Вып. 1: Первый год обучения»
Файл № 339. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи»
Файл № 340. О профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста (из раздела «Разное»)
Файл № 341. Коненкова И.Д. «Обследование речи дошкольников с ЗПР»
Коненкова И.Д. «Обследование речи дошкольников с ЗПР. Картинный диагностический материал»
Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками методическое пособие автор е а борисова
АВТОРСКИЕ ПОСОБИЯ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ
20. Амельянчик Е.В. Документ. Автоматизация и дифференциация звуков Л-Ль, Ль-Й. Сборник упражнений. 20 страниц.
21. Амельянчик Е.В. Документ. Автоматизация и дифференциация звуков К-Кь. Сборник упражнений. 7 страниц.
22. Амельянчик Е.В. Документ. Автоматизация и дифференциация звуков В-Ф, В’-Ф’. Сборник упражнений. 15 страниц.
23. Амельянчик Е.В. Документ. Автоматизация и дифференциация звуков Р-Рь. Дифференциация звуков Р-Л. Сборник упражнений. 20 страниц.
24. Амельянчик Е.В. Автоматизация и дифференциация звуков С-З-Ц. Сборник упражнений. 20 страниц.
25. Амельянчик Е.В. Документ. Логопедические карточки. Формирование звукопроизношения и слоговой структуры слова. 29 страниц.
26. Амельянчик Е.В. Документ. Автоматизация и дифференциация звуков Ш-Ж-Щ-Ч. Сборник упражнений. 42 страницы.
27. Амельянчик Е.В. Логопедические фишки и кнопки для автоматизации звуков, формирования слоговой структуры слова (+ символы звуков). Документ. 22 страницы.
28. Амельянчик Е.В. Артикуляционная гимнастика (карточки для индивидуальной работы). Презентация, 49 слайдов.
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
КОРРЕКЦИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ, ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ, ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
1. Оксана Гомзяк: Организация логопедической работы с детьми 5-7лет с ОНР III уровня. Гном, 2014.
2. Оксана Гомзяк. Говорим правильно в 5-6 лет. Альбомы №1, 2. Гном, 2010.
3. Оксана Гомзяк. Говорим правильно в 6-7 лет. Альбомы №1, 2, 3. Гном, 2010.
4. Оксана Гомзяк. Я буду писать правильно. Гном, 2010.
5. Косинова Е.М. Пишем вместе с логопедом. Махаон, 2014.
6. Косинова Е.М. Логопедический букварь. Махаон, 2014.
7. Жукова Н.С. Букварь.
8. Воробьева Т.А. 50 уроков для подготовки руки к письму. Литера, 2016.
9. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение. Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. Литера, Спб., 2010.
10. Ольга Крупенчук: Готовим руку к письму: Контур, линия, цвет. Литера, Спб., 2010.
11. Надежда Жукова: Уроки чистописания и грамотности: Обучающие прописи. Эксмо-пресс, 2011.
12. Азова О.И. Чтение с увлечением. Тетради 1-4. Сфера, 2009.
13. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Владос, 2001.
14. Ткаченко Т.А. Готовим дошкольника к письму. Рабочая тетрадь для детей 4-7 лет. ИД Литур, 2017.
15. Ткаченко Т.А. Пиши, читай-ка! Методика ранней грамотности. Рабочая тетрадь. Эксмо-пресс, 2013.
16. Ткаченко Т.А. Букварь или Логопедический букварь. Эксмо, 2014.
17. Нянковская Н.Н., Соколова Е.В. Большая книга подготовки руки к письму. Прописи и упражнения. Москва, АСТ-Астрель, 2011.
ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ, ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Чистописание (методички, прописи), чтение (по советским методикам)
1. Боголюбов Н.Н. Методика чистописания. Учпедгиз, 1955.
2. Редозубов С.П. и коллектив авторов. Букварь. Учпедгиз, 1956.
3. Редозубов С.П и коллектив авторов. Методическое руководство к букварю АПН РСФСР. Учпедгиз, 1956.
4. Воскресенская А.И., Ткаченко Н.И. Прописи для учащихся 1 класса начальной школы. Москва, 1947.
5. Воскресенская А.И., Ткаченко Н.И. Прописи для учащихся 2 класса начальной школы. Москва, 1948.
6. Воскресенская А.И., Ткаченко Н.И. Прописи для учащихся 3 класса начальной школы. Москва, 1963.
Методическое пособие ббк 74. 102 Б82 Борисова Е. А
БИБЛИОТЕКА ЖУРНАЛА «ЛОГОПЕД»
УДК 373 ББК 74.102 Б82
Борисова Е.А.
Б82 Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»). (5)
В пособии освещены структура, содержание и формы проведения индивидуальных занятий с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Большое внимание уделено формулированию темы и целей занятий, их этапности, использованию разнообразного и красочного наглядного материала, созданию положительного эмоционального фона и постепенному увеличению сложности излагаемого материала. Занимательная форма занятий, игровые приемы, смена видов заданий, система поощрения помогут удержать т? внимание детей на протяжении всего занятия и формировать интерес к продолжению работы с логопедом.
Пособие адресуется логопедам, воспитателям логопедических групп ДОУ.
УДК 373 ББК 74.102 Борисова Елава Альбертовна
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ Методическое пособие
Главный редактор Т.В. Цветкова
Научный редактор ОА. Степанова ■ |
Дизайнер обложки ОЗ. Максимова
Корректор Т.Э. Балоунова
Компьютерная верстка СМ. Гамзиной
Оригинал-макет и диапозитивы текста
изготовлены в «ТЦ Сфера»
Гигиенический сертификат № 77.99.60.953.Д.013738.11.07 от 23.11.2007 г.
Подписано в печать 06.08.08. Формат 60 х90’/|6.
Гарнитура Тайме. Усл. п. л. 4,0.
‘ : ■. ‘ Тираж 6000экз. Заказ №9689. Ч ‘
,;!,;. ,. Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3.
Тел.: (495)656-75-05, 656-72-05 Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО ордена «Знак Почета»
«Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова».
‘ 214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, 2. :
Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Разнообразные нарушения устной речи, затрудняющие овладение правильным чтением и грамотным письмом, — одна из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов.
Согласно статистике количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции речи необходимо уделять большее внимание.
Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.
Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Своевременно не выявленные и не устраненные нарушения закрепляются, становятся стойкими.
Внятность и чистота произношения зависят от многих факторов и в первую очередь от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы, челюсти, от умения ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.
При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения, поэтому звуки произносятся смазано, особенно в речевом потоке. Несформированность двигательных дифференцировок может привести к замене сложных звуков простыми по артикуляции.
Не менее важным фактором, приводящим к нарушению произношения, является незрелость или несформированность фонематических процессов. Затруднения в выработке звуковых дифференцировок у детей чаще всего проявляются при замене одного звука другим, близким по акустическим признакам, и в смешении звуков.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. Это создает благоприятные
Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками
условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека. От того, насколько эффективно проводится работа в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.
Логопедические занятия — основная форма коррекцион-ного обучения, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к школе. Обучение правильной речи требует регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип.
Важное место при устранении дефектов звуковой стороны речи и формировании навыков правильного звукопроизноше-ния занимают индивидуальные занятия. Структура, содержание и форма проведения таких занятий — основная тема предлагаемого пособия.
Библиотека журнала «Логопед»
Структура и содержание
индивидуальных
логопедических занятий I
Сущность логопедического воздействия заключается в воспитании правильных и затормаживании неправильных навыков с помощью специальной системы педагогического воздействия. Формирование навыков правильного произношения осуществляется логопедом на специально организованных индивидуальных занятиях.
Выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных звуков необходимы для правильного произношения звуков.
В зависимости от формы звукового дефекта употребляется тот или иной комплекс артикуляционных упражнений. Их
(У) (^ Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками
вид, длительность проведения, разовая дозировка зависят от характера и тяжести речевого нарушения.
Дозировка количества одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого ребенка, так и для каждого периода работы с ним. На первых занятиях можно ограничиваться только двумя повторениями упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем число повторений можно увеличивать.
В комплекс основных движений для развития и упражнения артикуляционного аппарата входят самые простые и наиболее характерные движения всех органов артикуляции во время речи — губ, челюстей, языка. При коррекции отдельных звуков используются специальные комплексы. Принципом отбора движений каждый раз будет служить характер дефектного произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произношения данного звука.
Логопеду недостаточно отобрать целесообразные движения, нужно научить ребенка правильно их применять, т.е. предъявлять определенные требования к качеству движений: точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.
Не менее важным является развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Эта задача может оказаться первоочередной в том случае, если дефекты звукопроизно-шения обусловлены несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам, когда нарушено или затруднено различение входящих в состав слова фонем. Задания на выработку умений слышать, узнавать звук, выделять его из потока речи, различать сходные по акустическим и артикуляционным признакам звуки, упражнения на формирование навыков элементарного звукового анализа и синтеза — неотъемлемая часть коррекционной работы по устранению дефектов звукопроизношения.
Процесс исправления неправильного звукопроизношения делится на три этапа: постановка звука, автоматизация звука и дифференциация смешиваемых звуков.
Специалистами отмечается, что постановка звука в большинстве случаев — более сложный искусственный процесс, чем самостоятельное появление звука у ребенка, поскольку с физиологической точки зрения постановка звука — это создание нового условного рефлекса.
Дошкольники часто подражают звукам окружающего мира или артикуляции логопеда в ходе включения детей в игровую
Библиотека журнала «Логопед»
ситуацию. В других случаях в качестве обходного пути используются сохранные звуки, близкие по месту, способу артикуляции тем звукам, правильному произношению которых необходимо научить ребенка (например, сохранными звуками, опорными для постановки звука [ш] могут служить звуки [с], [т], [р]). В более сложных случаях требуется механическая помощь.
Автоматизация звука с точки зрения высшей нервной деятельности — это введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи речевого звука в более сложные последовательные структуры — слова и фразы.
Работу на этом этапе следует рассматривать как затормаживание старых, неправильных динамических стереотипов и выработку новых. Эта работа трудна для нервной системы и требует очень большой осторожности и постепенности, которые выражаются в переходе от изолированного звука к различным типам слогов и звукосочетаний, затем к словам с данным звуком, предложениям, а в дальнейшем к различным видам развернутой речи.
Если дефекты звукопроизношения проявлялись в виде замен или смешения звуков, необходимо переходить к этапу дифференциации вновь выработанного звука со звуком, который употребляется в качестве его заменителя.
Работа над дифференциацией может быть начата только тогда, когда оба звука могут быть правильно произнесены в любом звукосочетании. Последовательность и постепенное усложнение речевых упражнений при дифференциации те же, что и при автоматизации звуков: дифференциация в слогах, затем в словах, фразах и различных видах развернутой речи. В тех случаях, когда у ребенка наблюдалось искаженное произношение звука, а не его замена другим звуком, дифференциация не нужна.
У детей с общим недоразвитием речи нарушение произношения в «чистом виде» не встречается. Понятие «общее недоразвитие речи» применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, когда нарушается формирование всех компонентов речевой системы. В основу коррекционной системы обучения и воспитания детей с ОНР положены следующие принципы:
— раннее воздействие на речевую деятельность с целью
Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками 31
•Л — развитие речи и опоры на онтогенез (учет закономерно-: стей развития детской речи в норме); XI — взаимосвязанное формирование фонетико-фонематиче-э ских и лексико-грамматических компонентов языка ■-*/ (единство названных направлений и взаимоподготовка); к — дифференцированный подход в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого нарушения;
— связь речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов.
Поэтому содержание индивидуальных логопедических занятий с детьми, имеющими ОНР, должно быть намного шире, чем только устранение нарушений звукопроизношения.
На занятиях логопеду большое внимание необходимо уделять обогащению, активизации словаря, развитию навыков словоизменения и словообразования, формированию грамматического строя. На начальных этапах эта работа ведется на материале сохранных звуков. В дальнейшем в лексические и грамматические упражнения вводятся слова с поставленным и автоматизируемым звуком.
Активизация мыслительной деятельности детей, развитие
внимания и памяти — необходимые условия для успешного и
разностороннего обучения дошкольников. А в силу специфи
ческого состояния психических процессов у детей с ОНР раз
витие памяти, внимания, мышления, воображения — обязатель
ная составляющая индивидуального логопедического занятия.
У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании
мелкой моторики рук, проявляемые прежде всего в недоста
точной координации пальцев рук, точности и ловкости дви
жений. Целенаправленная работа по развитию мелкой мото
рики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и
стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее ис
править дефектное звукопроизношение. Поэтому логопед дол
жен включать в свои занятия упражнения, направленные на
развитие мелкой моторики, которые, с одной стороны, могут
играть роль физкультминуток, а с другой — будут способ
ствовать более эффективной автоматизации звука при сочета
ние их с речевой работой. о а
Таким образом, к целям индивидуального логопедического
занятия следует отнести:
Библиотека журнала «Логопед»
развитие артикуляционной моторики, формирование правильных артикуляционных укладов;
На протяжении занятия у ребенка воспитывается умение слушать, слышать и оценивать не только речь окружающих, но и собственную. Для этого эффективным оказывается запись во время занятия отдельных упражнений на магнитофон. В этом случае ребенок получает возможность слышать себя не только в момент высказывания, но и как бы со стороны услышать и оценить свою речь.
При составлении конспекта занятия, продумывания его содержание следует учитывать, что речевой материал в ходе занятия нужно усложнять постепенно, последовательно, в зависимости от этапа работы над звуком (например, на этапе автоматизации в словах звук сначала должен отрабатываться изолированно, затем в слогах, а потом в словах). При подборе лексического, грамматического материала, игр и упражнений на развитие психических процессов необходимо учитывать речевые возможности ребенка, т.е. на этапе постановки звука или на этапе автоматизации звука в слогах речевую работу нужно строить на материале сохранных звуков. На дальнейших этапах все речевые упражнения должны включать отрабатываемый звук. (Приведенные в пособии конспекты занятий позволят читателям наглядно проиллюстрировать этот подход автора к подбору речевого материала.)
Определяя содержание индивидуального логопедического занятия, подбирая речевой и практический материал, следу-
» Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками
ет стремиться к тому, чтобы занятие было не только интересным, но и максимально продуктивным, с высокой речевой активностью ребенка. Важно включать в занятия серии тренировочных упражнений, приучая детей свободно пользоваться в спонтанных высказываниях новыми звуками.
Если структура занятия на этапе автоматизации определяется последовательным усложнением речевого материала, то при индивидуальном занятии подходы к постановке звука осуществляются в течение занятия неоднократно (не менее 3 раз). Они должны чередоваться с заданиями по реализации других целей. Занимательная форма занятия, игровые приемы, смена видов заданий, система поощрений позволяют поддерживать интерес детей на протяжении определенного отрезка времени.
Часто логопеды, и не только начинающие, вздыхают, как только речь заходит об индивидуальных занятиях. Действительно, многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. А от повторений никуда не деться, когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем правильно его произносить. В отдельных случаях тяжело дается постановка звука и каждый, даже самый незначительный, шаг вперед стоит больших усилий. А если этап автоматизации звука растягивается на длительное время, тогда логопеду в прямом смысле этого слова приходится ломать голову над тем, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый изо дня в день речевой материал не наскучил малышу, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату.
Рассмотрим формы занятий, точнее, формы их организации и проведения.
Итак, в какой форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова?
Приведем несколько вариантов.
В гости отправляется сам ребенок или игровой персонаж.
По дороге ему приходится преодолевать различные препят^
еТвия, выполняя задания логопеда или встреченных в пути
(\2) («
Индивидуальные логопедичеснйе занятия сдошкольниками»»»‘»
персонажей. (Оборудовать и провести такое занятие можно как настольный театр.) Мы пришли в гости:
Логопед приносит на занятие посылку, отправитель которой известен сразу или имя его выясняется в ходе занятия. Разбирая посылку (игрушки, картинки, карточки и т.д.), ребенок выполняет приготовленные для него отправителем задания.
Этот сюжет аналогичен предыдущему, только задания даются в письменном виде, а ребенок вместе с логопедом выполняет их, используя имеющийся в кабинете наглядный и дидактический материал.
Ребенку предлагается план, согласно которому в кабинете находятся конверты с заданиями. Двигаясь по кабинету, ребенок находит и выполняет приготовленные для него задания. План может подсказать ребенку порядок их выполнения (например: «Сначала выполни задание из синего конверта, потом из зеленого. » или «Это задание предложила белка, а кто готовит следующее — посмотри по плану»).
Путь по карте («Остров сокровищ», «Зарытый клад»)
Ребенку предлагается рисованная карта (можно использовать готовую настольно-печатную игру). Передвигаясь от одного пункта к другому, обозначая при этом свой путь фишкой (хорошо использовать игрушки из киндер-сюрприза), ребенок выполняет задания, преодолевая преграды. Прохождение пути по карте возможно в ходе одного занятия, а может растянуться и на несколько. В конце пути ребенка ждет сюрприз.
Перед ребенком на карточках или из букв разрезной азбуки выложено слово. Чтобы перевернуть и узнать очередную букву, ребенку нужно выполнить задание логопеда. После того как все слово будет раскрыто, ребенок сам или с помощью логопеда читает его. Как вариант, это может быть ка-
^Библиотека журнала «Логопед»
кой-нибудь персонаж, имя которого нужно отгадать. Когда ребенок прочитает имя, логопед выставляет картинку с его изображением или игрушку.
Перед ребенком на столе изображением вниз лежит разрезная картинка. После каждого выполненного задания части картинки переворачиваются, постепенно «проявляя» изображение. Таким образом, к концу занятия ребенок увидит картинку. Это может быть «подарок» для ребенка (изображение цветка, игрушки и др.) или портрет персонажа, который и приготовил все задания.
Цирковые артисты (это могут быть картинки или игрушки) не просто выступают в цирке, а выполняют задания, при этом ребенок им активно помогает: например, жонглер ловит мячи с заданным звуком; попугай передразнивает, повторяя слова; умный слон топает столько раз, сколько слогов в слове и т.п.
В одном случае ребенок попадает в необычную школу (например, лесную) и вместе с другими учениками учится сам, помогает другим, выполняя задания логопеда, который является учителем этой школы или выступает от лица учителя. В другом случае ребенок может сам быть в роли учителя в подобной школе и учить своих необычных учеников, показывая им, как нужно правильно выполнять то или иное задание.
В ходе рассказывания и наглядной демонстрации хорошо знакомой ребенку сказки логопед предлагает помочь персонажам, выполнив различные задания (замесить вместе с ба-