индивидуальные особенности детей дошкольного возраста и их учет в работе
Консультация «Учет индивидуальных особенностей детей в планировании образовательного процесса»
ФГОС ДО предполагает ориентиры, по которым можно проектировать индивидуализацию образовательного процесса. В психолого- педагогических условиях ФГОС ДО определены линии индивидуализации, обеспечивающие «уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формированию и поддержке их позитивной самоценности, уверенности в собственных возможностях и способностях».
Понимание термина индивидуализация не должно сводится к термину «индивидуальная работа». Данные понятия тесно связаны, но не идентичны. В современных источниках термин «индивидуализация образования» трактуется как создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей детей; совместная деятельность воспитателя и ребенка на всех этапах образовательного процесса, при котором учитываются индивидуальные особенности детей, уровень их возможностей.
Индивидуализация предполагает не только учет проблем и трудностей ребенка, но и особые достижения и успехи.
Основанием для содержания индивидуализации и реализации индивидуально-дифференцированного подхода могут стать разные аспекты:
Основание для проектирования индивидуально- ориентированного подхода Проявления
Темпы освоения содержания
Группа детей с проблемами развития
Группа детей с опережающим развитием Различия в уровнях усвоения, темпе освоения
Мальчики, девочки Различия в темпе работы, предпочтениях
Левши, правши, смешанный тип Левши (правополушарные) более интуитивное, целостное восприятие, эмоционально- образное мышление, пространственное мышление
Правши (левополушарные): аналитичное рациональное, знаковое мышление
Сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики Скоростные характеристики понимания и усвоения материала, особенности эмоционального проявления (в процессе деятельности, оценке результата и пр.)
Дети с хроническими заболеваниями Группа здоровья, родовые травмы, заболевания, предрасположенность к заболеваниям
отверженные Группы детей, особенности самооценки, особенности контактов со сверстниками и взрослыми
Особенности восприятия информации
Восприятие звука аудиалом — первично. К этому типу относятся те, кто лучше всего воспринимает информацию на слух. Такие люди плохо запоминают лица, предметы, но очень легко — звуки, голоса людей. Для аудиала достаточно услышать звук, и он надолго запомнит его. Очень часто аудиалы характеризуются яркой, эмоциональной речью, их разговор «живой», в их речи много звуков в виде восклицаний и даже криков, часто встречаются такие слова, как «тихий», «звучать», «громкий», «кричать», «послушай» и т. д. Аудиалы любят слушать музыку, напевать что-нибудь вслух. При разговоре с собеседником они стараются находиться ближе к оппоненту, чтобы лучше услышать интонацию.
Визуалы: восприятие зрения
Для визуала восприятие зрения является первостепенным. Эти люди лучше всего воспринимают информацию, полученную с помощью зрения, т. е. визуально. Их восприятие мира опирается на зрительные образы. Зрительная память у визуалов развита очень хорошо. При разговоре они стараются держать дистанцию с собеседником, чтобы иметь возможность разглядеть его внешний вид, черты лица, одежду. В своих речевых оборотах визуалы очень часто используют слова «взгляни», «яркий», «отчетливо», «видеть», «посмотри», «я вижу». Будучи в помещении, где много людей, визуал старается выбрать такое место, с которого он смог бы видеть как можно больше. Ему очень важно, как выглядит он сам и окружающие его люди.
Интересы, склонности детей
Хобби, увлечения познавательного, эстетического, игрового характера Группы детей по интересам
Так же стандарт предполагает «предоставление возможностей выбора материалов, видов активности и общения». С целью оптимизации социальных контактов ребенка со взрослыми и сверстниками целесообразно использовать ситуации позитивного общения, формирование и развитие групповых традиций (пр. : застенчивому ребенку предлагается ведущая роль в игре или спектакле; традиция групповых выставок, на которые ребенок сам выбирает поделки; в старшем дошкольном возрасте составление визиток- плакатов о себе; игры по типу «Минута славы» и пр.)
С целью преодоления ребенком трудностей в освоении образовательногосодержания важно использовать ситуации практикования: увеличенное число или разная степень сложности игр, заданий, поручений.
С целью поддержки детских интересов, способностей и творчества создаются условия для культурных практик в разных видах деятельности (коллекционирование, рукоделье и пр.) в разных центрах социальной активности.
Методическая линия в планировании отражает формы включения индивидуальной и дифференцированной работы в календарном планировании.
Для эффективности работы в ряде случаев возможно построение индивидуальной образовательной траектории (ИОТ, которая предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент, а также разработанный способ его реализации (технологии реализации образовательного процесса).
Индивидуальный образовательный маршрут определяется как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа и основывается на образовательных потребностях воспитанника.
ИОТ разрабатываются для детей с особыми образовательными потребностями:
-испытывающих затруднения в освоении содержания основной образовательной программы
-проявляющих склонность к определенному виду деятельности
-проживающих в особой социальной ситуации (семьи эмигрантов, проблемные семьи, принадлежащих к разным религиозным обществам)
Однако, если планирование индивидуальной работы является обязательным, то формирование ИОТ является рекомендованной. Ее форма может быть разной в зависимости от решаемых задач.
Алгоритм разработки ИОТ:
1. Коллегиальное определение детей с особыми образовательными потребностями (на основании данных мониторинга).
2. В ходе обсуждения мониторинга определяются проблемные области в развитии ребенка, определяются области успеха на которые можно опереться в дальнейшей работе. Результаты заносятся в «Индивидуальную карту развития ребенка»,которая состоит из разделов:
-индивидуального образовательного маршрута
В разработке и реализации ИОТ обязательное участие принимают родители. Они сообщают педагогам динамику развития ребенка.
Проблемные зоны развития Достижения и успехи Данные для дополнительного диагностического уточнения Итоговые данные
Выводы: направления и задачи педагогического взаимодействия с ребенком
«Индивидуальный образовательный маршрут»
Задачи Содержание работы специалиста Условия сопровождения ребенка в деятельности Коррекция ИОТ, итоги реализации
Могут быть организованы по ОО, проблемам развития Система форм организации взаимодействия с ребенком (конкретные игры, упражнения с дальнейшим усложнением) Наиболее эффективные и результативные методы и приемы взаимодействия с конкретным ребенком Фиксируется успешность реализации поставленных задач, вносится необходимая коррекция.
Методические рекомендации, на которые необходимо опираться реализуя принцип индивидуализации и дифференциации при планировании образовательного процесса:
-признание и уважение права ребенка быть уникальным (единственным, не таким как все)
-гармоничное включения каждого ребенка по мере его опыта, способностей, интересов в общее дело
-проектирование индивидуализации на различных уровнях, с ориентировкой не только на трудности ребенка, но и на его достижения
-учет разных оснований для проектирования индивидуально- дифференцированного подхода
-учет своеобразия индивидуальных проявлений детей
-гибкость и постоянство в процессе осуществления индивидуализации
-единство взглядов на проблему
1. «Планирование образовательного процессадошкольной организации: современные подходы и технология» А. М. Вербенец, О. Н. Сомкова, О. В. Солнцева
3. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.
4. Макаров С. П. Технология индивидуального обучения // Педагогический вестник. № 4, с. 18-19, 1994.Мир детства: Младший школьник. М., 1981
5. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М., 2001.
6. Чиркова Т. Учет индивидуально – психологических особенностей детей. М., 1986.
Консультация «Педагогическое взаимодействие как основа образовательного процесса в ДОУ» «Воспитание – это прежде всего постоянное духовное общение учителя и ребенка» (В. А. Сухомлинский) Педагогическое взаимодействие, его виды:.
Индивидуализация процесса физического воспитания старших дошкольников с учетом их индивидуально-типологических особенностей Индивидуализация процесса физического воспитания старших дошкольников с учетом их индивидуально-типологических особенностей В последние.
Инклюзивное образование. Особенности образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья Самочернова А. А., старший воспитатель, Изгагина М. В., Воспитатель, МАДОУ детский сад № 50 г. Ревда Особенности образовательного процесса.
Презентация «Консультация «Детский темперамент — воспитание ребенка с учетом индивидуальных особенностей» Все мы знаем, что в отношениях с взрослыми людьми надо обязательно учитывать характер человека, но вот при воспитании детей большинство.
Консультация «Организация образовательного процесса в ДОУ» Организация образовательного процесса в ДОО В. М. Васильченко, пгт Яя, Кемеровская область. Введение ФГОС дошкольного образования связано.
Презентация «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук с учетом индивидуальных особенностей ребенка» Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Чем лучше работают пальцы и вся кисть,.
Консультация «Учет типа темперамента при организации образовательного процесса» Образовательный процесс в учебной деятельности построен таким образом, что у учителя нет возможности заниматься с каждым в отдельности,.
Взаимодействие всех участников образовательного процесса в музыкальном развитии детей Взаимодействие музыкального руководителя, воспитателя и родителей воспитанников. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения.
Индивидуальные особенности ребенка дошкольного возраста
Индивидуальные особенности ребенка дошкольного возраста.
Выполнила работу: воспитатель Першина Елена Александровна
Индивидуальные особенности ребенка.
1. Среди многих индивидуальных особенностей детей ярче всего проявляет себя темперамент.Следует обратить внимание на основные свойства темперамента:
— активность — это интенсивность психической и двигательной деятельности (дети высоко активные, умеренно активные и медлительные).
— преобладающее отношение к новому (положительное — улыбка, интерес, отрицательное — тревога, страх, избегание, безразличное)
— преобладающее настроение (повышенное, хорошее, сниженное)
— эмоциональная возбудимость (дети возбудимые, уравновешенные, мало эмоциональные)
Хотя темперамент с возрастом может заметно меняться, многие его свойства, проявившиеся у ребенка 1-3 лет, остаются удивительно стойкими на протяжении жизни.
2. Способности. Каждый ребенок обладает уникальным, присущим только ему комплексом способностей к различным видам деятельности. Если предоставить ему возможность свободно развиваться и выбирать то, что его интересует, то способности ребенка проявятся и разовьются. С другой стороны, надо отдавать себе отчет, что у ребенка может не быть особых способностей к каким-либо видам деятельности, как бы нам этого ни хотелось.
З. Состояние здоровья. Здоровым можно считать ребенка, который физически, психически и социально благополучен. При работе с ребенком необходимо учитывать состояние его здоровья и способствовать его сохранению и улучшению.
4. Темпы психосоматического развития и формирования ЦНС существенно отличаются у разных детей. Навязывание ребенку темпа развития и видов деятельности извне ведет к снижению мотивации саморазвития, нарушениям здоровья, снижению самооценки, и в результате — к задержке развития. Недопустимо сравнение уровня развития ребенка с формальной возрастной нормой без учета темпов его психосоматического развития и созревания ЦНС.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Мы исходим из ведущей роли ребенка в собственном развитии. Она определяется тем, что с рождения ребенок обладает потребностями, которые побуждают его к саморазвитию, и механизмами, позволяющими реализовать эти потребности. Саморазвитие ребенка происходит в соответствии с универсальными, т. е. общими для людей законами и его индивидуальными особенностями.
I.Универсальными законами развития являются:
1. наличие базисных человеческих потребностей,
2. возрастная периодизация развития,
3. преобладание впитывающего типа мышления у детей до 6 лет,
4. сензитивная периодизация развития.
Их проявление у каждого ребенка зависит от его индивидуальных особенностей.
II. Индивидуальными особенностями являются:
1. характеристики темперамента,
2. способности,
3. состояние здоровья,
4. темпы соматического развития, формирования ЦНС
I. Универсальные законы развития.
1. У любого человеческого существа есть базисные потребности. Именно их реализация позволяет человеку выжить и стать личностью. И наоборот — если какие-либо из них не могут быть удовлетворены, человек либо погибает физически, либо деградирует как личность, перестает быть человеком в полном смысле этого слова.Базисными мы считаем потребности:
2. По мере взросления ребенка и удовлетворения физиологических потребностей на первый план выходят гуманитарные потребности. Ребенок реализует эти потребности через решение возрастных задач. Эти задачи лежат в основании принятой нами возрастной периодизации. Главной возрастной задачей ребенка до 3 лет является осознание себя отдельной личностью. Ребенок находится в состоянии «духовного эмбриона», и, уже родившись физически, он должен пройти фазу развития духовного и интеллектуального, чтобы из полностью зависимого от мамы (или другого взрослого, абсолютно беспомощного существа превратиться в самостоятельную личность. Для решения этой возрастной задачи у ребенка есть огромные внутренние силы и предусмотренные природой механизмы развития. В первую очередь это впитывающее сознание и сензитивные периоды.
3. Впитывающее сознание — это особый, присущий только детям до 6 лет механизм
познания окружающего мира. Ребенок впитывает все воспринятое как губка, без оценки и не затрачивая на это усилий. Благодаря этому ему удается за короткий срок построить свою картину мира, получив при этом такой объем знаний, на освоение которого у взрослого ушли бы многие годы.
III. Средства образования.
В качестве средств образования и источников развития для ребенка выступают: специально подготовленная среда; педагог, как создатель среды, организатор и помощник в собственной деятельности ребенка, использующий различные механизмы научения. При этом важнейшее место занимает собственная деятельность ребенка.
1. Подготовленная среда. Если мы признаем наличие у детей впитывающего сознания и ведущую роль ребенка в собственном развитии, то мы не можем недооценивать роль среды, дающей ребенку возможность впитывать информацию, впечатления и накапливать жизненный опыт, для того, чтобы ребенок мог ПОЛНОЦеННО развиваться. Ему необходима такая окружающая среда, которая позволяет в полной мере задействовать все возможности растущего человека, удовлетворяет потребность ребенка в спонтанной деятельности, дает пищу разуму и не сковывает движения. Она должна соответствовать возрастным и сензитивным возможностям и потребностям ребенка, быть строго упорядоченной, представлять в доступном для впитывания сознанием ребенка виде систему понятий и явлений окружающего мир.
Аркин Е. А. «Ребенок в дошкольные годы» М. 2007.
Буреев Р. С. Островская Л. Ф. «Воспитатель и дети».
Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.
Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.
Психологические особенности среднего дошкольного возраста Методическая разработка «Психологические особенности среднего дошкольного возраста» В четыре года у ребенка любимый вопрос: «Почему?» Дети.
Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста» Войдя в дошкольную педагогику, как передовая, отличная от традиционных форм всестороннего развития личности, ТРИЗ занял прочное место в.
Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.
Пальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возраста С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети.
Учёт индивидуальных особенностей ребенка при адаптации к условиям детского сада
Оксана Пистова
Учёт индивидуальных особенностей ребенка при адаптации к условиям детского сада
Адаптация ребёнка к условиям детского учреждения
Адаптационный период – серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.
Что же такое адаптация? Адаптация или приспособление – это процесс активного взаимодействия организма с внешней средой. Кроме биологической адаптации (приспособление к существованию в определённых климатогеографических условиях) нужно уметь приспосабливаться и к социальным условиям. Способность людей менять своё поведение в зависимости от изменения социальных условий получила определение социальная адаптация. Для ребёнка детский сад – это новая социальная среда, в которой нужны будут соответствующие формы поведения.
Малыши, которые только что поступили в детский сад, особенно подвержены заболеваниям. Родители должны особое внимание уделять закаливанию своего малыша. Воспитатель, в свою очередь, должен соблюдать все правила гигиены, следить за одеждой малыша (вовремя менять мокрую, грязную одежду, не допускать, чтобы малыш брал в рот игрушки.
Процесс становления взаимоотношений ребёнка со сверстниками длителен и непрост. Начинается он с кратковременных действий рядом с другими детьми.
Дети первых лет жизни быстро утомляются. Обязательным условием предупреждения утомляемости является организация режима дня. Переутомление может способствоватьвозникновению невроза: может повысится температура, появиться сыпь, «гусиная» кожа; дети начинают чаще мочиться, бледнеют или краснеют.
Важно учесть и склонность детей к подражанию. Ребёнок, окружённый добротой, лаской, становится более общительным. Малейшие изменения в тоне взрослого ребёнок чувствует и видит. Очень важно, чтобы воспитатель был спокоен и доброжелателен.
В период адаптации очень важно обратить внимание на уровень речевого развития ребёнка. Воспитатель должен развивать и закреплять потребность и желание ребёнка говорить. Для этого нужно расширять поводы для его обращения к взрослым, расширять все стороны речи ребёнка – понимание, активную речь, способность подражать и использовать речь.
Индивидуальные особенности поведения детей в период адаптации
Не менее важно знать и индивидуальные особенности детей. В возрасте 2 – 3 лет ребёнок уже имеет свой опыт поведения, общения, свои потребности и желания, привычки, умения и навыки. Всё это необходимо принимать во внимание в процессе воспитания, особенно в период адаптации.
Чтобы узнать индивидуальные особенности ребёнка, воспитатель должен беседовать с родителями, наблюдать за новеньким в разные отрезки дня и в разных ситуациях. Это поможет воспитателю правильно оценить индивидуальные особенности ребёнка и направить его поведение в нужное русло.
На поведение детей влияют и особенности нервной системы, еётип: сила, подвижность, уравновешенность или неуравновешенность нервных процессов возбуждения и торможения. Уравновешенные дети отличаются спокойным поведением, бодрым настроением, общительностью. Легковозбудимые дети бурно выражают свое отношение к окружающему, быстро переходят из одного состояния в другое. Общаться с ними нужно спокойно, ровно, не допуская перевозбуждения их нервной системы.
Есть дети очень спокойные, даже несколько медлительные. Они предпочитают играть подальше от других детей, боятся их приближения. Воспитатель должен помочь этим детям освоиться в новой обстановке. В первые дни не рекомендуется привлекать медлительных детей к общению со сверстниками. Нужно терпеливо учить их действиям с предметами, закреплять навыки и формировать новые. Нетерпеливость воспитателя может привести к осложнениям и затруднениям адаптации.
Особого внимания требуют дети со слабым типом нервной системы. Они болезненно переносят любые изменения, всё новое их пугает, они неуверенны. Таких детей следует приучать к ДУ постепенно.
Игнорирование воспитателем типологических особенностей нервной системы ребёнка в период адаптации к детскому саду может привести к осложнениям в его поведении.
Важно знать и привычки ребёнка, считаться с ними. Незнание привычек ребёнка значительно осложняет работу воспитателя. Ребёнок раннего возраста не всегда может перенести свои привычки и навыки в новую обстановку, ему необходима помощь. Образование привычек затрудняется при отрицательном эмоциональном состоянии, которое овладевает ребёнком при расставании с близкими.
Особое значение в период адаптации имеют индивидуальные особенности детей в сфере общения. Одни дети легко общаются с взрослыми, другие – сторонятся, даже пугаются взрослых. Опыт общения ребёнка с окружающими, полученный им до прихода в детский сад, определяет его характер к условиям детского сада. Дети, имеющие опыт общения с посторонними взрослыми, легко идут на контакт с воспитателем. Воспитатель, в свою очередь, обязан так встретить новенького,чтобы не разочаровать его ожидания: проявить к нему внимание, заменить ему на время близких, не дать почувствовать себя чужим и беспомощным.
. Группы адаптаций
При поступлении в ДУ привычные условия жизни в семье меняются. Это требует от ребёнка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является трудной задачей и часто приводит к стрессу. В чём это выражается? У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние, иногда повышается температура тела. У некоторых детей наблюдается потеря уже сложившихся привычек и навыков. Понижение аппетита, сна эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, к потере веса и заболеванию.
Учёные Р. В. Тонкова – Ямпольская, Т. Я. Черток выделяют легкую адаптацию, при которой отрицательное эмоциональное состояние ребёнка длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течении первого месяца после поступления в детский сад всё нормализуется по мере привыкания. При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребёнка нормализуется более медленно, на протяжении первого месяца он болеет ОРВИ. Заболевание длится 7 – 10 дней и завершается без осложнений.
Самой нежелательной является тяжелая адаптация – эмоциональное состояние ребёнка нормализуется очень медленно (может и несколько месяцев). В этот период ребёнок тяжело болеет. Тяжёлая адаптация отрицательно влияет на состояние здоровья и на развитие ребёнка.
Исследования педагогов, медиков (Н. М. Аксарина, Н. П. Жукова, Р. В. Тонкова – Ямпольская и др.) показывают, что характер адаптациизависит от следующих факторов:
— возраста ребёнка. До 2 лет дети труднее адаптируются. После 2 лет дети легче приспосабливаются к новы условиям. Они становятся любознательнее, хорошо понимают речь взрослого, опыт общения с взрослыми богаче;
— состояния здоровья и уровня развития ребёнка. Здоровый, хорошо развитый ребёнок легче переносит трудности социальной адаптации;
— индивидуальных особенностей. Дети по – разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются, есть, спать. Но через несколько дней всё нормализуется. Другие, наоборот, в первые дни спокойны, а в последующие дни плачут, плохо едят и спят. Такое поведение может продолжаться несколько недель;
Важно, чтобы в семье у ребёнка сложились доверительные отношения с взрослыми, умение положительно относится к требованиям взрослого. На характер адаптации оказывает влияние степень сформированности умений и навыков самообслуживания. Это обеспечивает ребёнку самостоятельность и, в какой – то степени, независимость от взрослого.
. Совместные усилия семьи и детского сада в период адаптации
Итак, факторы, влияющие на характер и длительность адаптации известны. Но решить эту проблему, обеспечить более безболезненное привыкание ребёнка к условиям ДУ можно только совместными усилиями ДУ и семьи.
Задача родителей – сделать всё необходимое, чтобы малыш как можно меньше страдал в отрыве от родных, чтобы у него было как можно меньше поводов для ломки устоявшихся стереотипов.Для этого родителям необходимо:
• Привести домашний режим в соответствии с режимом ДУ;
• Научить малыша разнообразно играть самостоятельно, занимать себя интересным делом;
• Научить ребёнка необходимым навыкам самообслуживания, чтобы он не чувствовал себя беспомощным, мог обслужить себя с незначительной помощью взрослых.
Необходимо так же заранее познакомиться с условиями ДУ и приблизить к ним условия воспитания в семье. Важно научить малыша общаться со сверстниками (попросить игрушку, поделиться своей игрушкой и т. п.) необходимо заранее познакомить малыша с детским садом, положительно настроить малыша. Познакомить ребёнка с группой, с воспитателем.
Родителям необходимо продумать, на какое время они будут оставлять малыша в детском саду. Первое время лучше оставлять малыша не на полный день, а на несколько часов. Постепенно время пребывания ребёнка в ДУ по мере нормализации его поведения можно увеличить.
Период адаптации будет значительно облегчён, если рядом с малышом будет находиться близкий человек. Это поможет ребёнку войти в контакт с воспитателем, сформирует приемлемый для него стиль общения. Совместно с педагогом мама сможет поэтапно ввести малыша в новую для него социальную среду, познакомить с имеющимся игровым материалом, с расположением групповых помещений и их целевым назначением. Малыш постепенно войдёт в ритм и уклад жизни группы (присутствие на прогулке, затем участие в занятии, обед вместе со всеми и в последнюю очередь – сон в детском саду).
Родители должны знать, что ребёнок в период адаптации может быть капризным, раздражительным. У него может ухудшиться сон, аппетит. Надо проявить особое внимание и чуткость к ребёнку. Режим в семье должен быть щадящим. Необходимо в семье компенсировать возможное недосыпание и недоедание ДУ.
Как можно узнать, что адаптационный период закончился? По данным Н. М. Аксариной, Р. В. Тонковой – Ямпольской, объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются: глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение и соответствующая возрасту прибавка в весе.
. Педагогические правила введения детей в условиях общественного воспитания
В период адаптации детей необходимо учитывать органические потребности ребёнка в еде, питье, туалете и сне;
1. необходимо приучать ребёнка ко всему новому постепенно;
2. необходимо единство и постоянство требований со стороны всех лиц, воспитывающих ребёнка;
3. требования, предъявляемые к ребёнку, должны быть посильны и выполнимы;
4. необходимо создавать установку у ребёнка на все режимные процессы;
5. все режимные процессы должны проводиться спокойно, без лишней суеты, без причинения ребёнку неприятных ощущений;
7. со дня поступления в ДУ важно приучать ребёнка к активному участию в режимных процессах;
8. в формировании культурно – гигиенических навыков необходимо учитывать уровень развития ребёнка и в зависимости от этого дифференцировать приёмы и методы педагогического воздействия;
9. при формировании режима и культурно – гигиенических навыков важно соблюдение таких принципов, как преемственность, последовательность, постепенность в усложнении требований, предъявляемых к ребёнку, учёт его возрастных и индивидуальных особенностей.
В заключении хочется еще раз отметить, что длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптационный период проходит сравнительно легко и быстро. Другой малыш медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками; шум, громкие разговоры сверстников раздражают его. Он если и умеет сам есть, раздеваться то делает это медленно, отстает от всех. Все это откладывает свой отпечаток на его отношения с окружающими. Такому ребенку необходим более длительный срок на период адаптации. Важным фактором, влияющим на поведение ребёнка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя. Воспитатель должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребёнку, уметь привлечь ребёнка, организовать его внимание.
1. Ватутина, Н. Д. Ребёнок поступает в детский сад [Текст]: пособие для воспитателей детского сада / Н. Д. Ватутина. – М. : Просвещение, 1983. – 80 с.
3. Педагогика раннего возраста [Текст]: учеб. Пособие для студентов средних пед. учеб. Заведений / под ред. Г. Г. Григорьевой, Н. П. Котовой, Д. В. Сергеевой. – М. : Академия, 1998. – 336 с.
Проблемы адаптации дошкольников к условиям детского сада Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 Березка» поселка Мостовского муниципального образования.
Адаптация ребенка к условиям детского сада Адаптация – это привыкание к новой обстановке. У маленьких детишек такой процесс протекает довольно болезненно, потому что они пока не умеют.
Анализ адаптации детей групп раннего возраста к условиям детского сада 2017–2018 учебного года Течение адаптации у детей первых младших групп проходило по-разному. Некоторые дети переживали стрессовое состояние бурно и тяжело, но недолго.
Картотека игр первой младшей группы для успешной адаптации к условиям детского сада Картотека игр для детей первой младшей группы (для успешной адаптации к условиям детского сада) “Доброе утро” Задачи: • создание положительного.
Консультация для родителей первой младшей группы «Особенности адаптации ребенка к условиям детского сада» Особенности адаптации ребенка к условиям детского сада. С самого начала существования детских дошкольных учреждений стоит проблема адаптации.
Консультация для родителей «Особенности адаптации детей с ОВЗ к условиям детского сада». Цель: развитие психологической компетентности родителей детей с ОВЗ в вопросах успешной адаптации ребенка в ДОУ. Ход: Воспитывать и обучать.
План-конспект занятия в период адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада План-конспект открытого развивающего занятия в период адаптации детей младшего дошкольного возраста (3-4 г.) к условиям детского сада с.
Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада Пояснительная записка Дошкольный возраст – важный этап в развитии.
Программа оказания социально-педагогической помощи воспитанникам в социальной адаптации к условиям детского сада Принята на педсовете Утверждена №___ от ___г. Приказ №___ от «___» 2017г. Программа оказания социально-педагогической.