индивидуальный образовательный маршрут обучающегося образец
Пример индивидуального образовательного маршрута
Индивидуальный образовательный маршрут
ребенка- инвалида, обучающегося в общеобразовательном 2а классе
Ф.И.О классного руководителя
Ф.И.О. специалистов психолого-педагогического сопровождения
2. Социальный педагог
Медико-социальная экспертиза №14
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребёнка (учебный год)
Освоение образовательной программы за курс 2 класса по УМК «Школа России»
Общие задачи на период реализации ИОП (учебный год)
1.Формирование навыков продуктивного взаимодействия со сверстниками, участие в групповых проектах;
2.Формирование навыка развернутых высказываний в учебной ситуации и общении со сверстниками
Режим пребывания ребенка в ОУ
II . Создание «Безбарьерной среды»
Специальный режим в образовательном процессе (предоставление места и времени снятия учебного напряжения). Смысловое структурирование всех видов взаимодействия (планы, алгоритмы, памятки), сигнальные опоры, ускоряющие узнавание и запоминание объектов (зрительные, тактильные).
В соответствии с потребностями ребёнка и задачами на период:
— создание зоны для релаксации
— разработка наглядных алгоритмов
— обогащение словаря и знаний об окружающем
мире за счёт опоры на визуальную и тактильную информацию.
— создание условий для учебного и внеучебного взаимодействия со сверстниками в классе
Ресурсы для решения
Построение комфортной среды:
-изменения в помещениях (основная комната в группе. Кабинет психолога, рекреация и т.д)
— материалы для нормализации тонуса
— — зонирование помещения: выделение зоны для творчества, оборудование игровой зоны
— оборудование места для подвижных игр и т. д.
— расписание, режим дня, алгоритмы деятельности в картинках и др.
Администрация ОУ; Учитель
Психолог, учитель, учитель рисования
По плану развития МОУ в 2016-2017 г
Учебные пособия, дидактические материалы
-тетради в крупную клетку и линейку
-памятки с тезисами к каждому уроку
(сигнальные существенные признаки)
Сроки выполнения 2016-2017
(заполняется только теми специалистами, которые будут сопровождать ребёнка непосредственно по решению ПМПк СОШ №
Основное направление деятельности
Показатели достижений ребёнка (зона ближайшего развития)
Режим и формы работы
Конкретные задачи на период (зона актуального развития)
Формы оценки результатов работы (динамика развития ребёнка, самоанализ деятельности специалиста
Легко и быстро устанавливает контакт. В ситуации обследования не усидчив, неуверен в себе. Работоспособность снижена.. Обучаемость по школьным предметам ниже среднего. Требуются все виды помощи; перенос знаний затруднен. ЗУН не соответствуют возрастной норме.
Индивидуальное обследование дефектологом, психологом, логопедом в течение недели (тестовая диагностика, наблюдение, непосредственное общение с ребёнком), наблюдение в классе учителем ( общение, выявление уровня общения со сверстниками, взрослыми)
Установить перспективный уровень развития ребёнка на три месяца ( с опережением) реального уровня ребёнка.
Выявить личностные особенности развития, коммуникативные навыки, сформированность культурных и гигиенических навыков).
Выявить особенности познавательного развития ( внимание, память, мыслительные операции)
Психолог, логопед, дефектолог, учитель
Первичный уровень психо-физического развития ребёнка
Показатели достижений ребёнка (зона ближайшего развития)
Режим и формы работы
Конкретные задачи на период (зона актуального развития)
Формы оценки результатов работы (динамика развития ребёнка, самоанализ деятельности специалиста
Развитие зрительной ориентировки в пространстве
1 раз в неделю индивидуально после уроков Развивающие игры, работа с кар тинками и телом
Правильная ориентировка на листе бумаги, правильное распо ложение предметов в пространстве
Включенное наблюдение в ходе занятий. Беседа с другими специалистами. Проверочные задания
Коррекция нарушений чтения и письма
Чтение: читает по слогам
Письмо: при письме ошибки орфографического и дисграфического характера.
Различение оптически сходных букв. Научить чтению по слогам +целыми словами, пониманию прочитанного текста
Проверочные задания: диктант, анализ письменных работ с уроков и занятий. Беседа с учителем, другими специалистами.
Освоение правил поведения в школе
Эмоционально- волевые нарушения,
Сопровождение на уроках
Разработка памя ток по поведению в школе, развитие умения у ребенка пользоваться памятками. Придерживается правил поведения в школе, действует в соответствии с требованиями учи теля наравне с одноклассниками
Наблюдение на уроках. Беседа с учителем и другими специалистами.
Моторика кистей и пальцев рук
Слабая. Рука быстро устаёт, ручку держит не правильно
Индивидуальная работа у дефектолога и в классе у учителя. Работа должна проводится ежедневно в «Уголке развития мелкой моторики». Упражнения для укрепления мелкой моторики рук(массаж, самомассаж).
Задания на штриховку, обводить предметы, работать со спичками, палочками.
На уроках рисования и труда(аппликация, рисование, труд) вырезает, клеит, рисует.
Проверка практических умений работы с карандашом, ножницами, шнуровкой.
Правила поведения в школе. Принятие себя и других. Правила общения. В коллективе принятый.
Взаимодействие в большой и малой группе Работа в коллективе. Индивидуальные занятия,беседы, игры. Участие в КТД
Формировать чувство товарищества,,взаимовыручки,сопереживания,сочуствие. Интереса к коллективу
Игры,КТД.беседы,занятия,работа в коллективе
IV . Освоение образовательной программы
Предмет (образовательная деятельность)
Требования стандарта: планируемые предметные результаты на текущий период обучения 3 месяца)
Зона актуального развития на ребёнка (конкретные задачи для ребёнка на период)
Формы организации: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия)
Показатели достижений (в терминологии наличия компетентности)
Формы оценки индивидуальных достижений. Результатов освоения программы ДОУ (карта успеха, профиль умений)
знать/понимать: состав чисел первого-второго десятка;
уметь :называть, записывать и сравнивать двузначные числа; выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10-20;решать текстовые задачи в 1-2 действия
Карточки, алгоритмы решения задач.
Составить профиль умений по математики. Отображать графиками успехи ребёнка по направлению коррекции
Фронталь ная, индивидуаль ная (карточки на
тельные индивидуальные занятия
с логопедом), учитель
определяет место ударения в слове;
3). Работа с карточ ками
Знать свой домашний адрес и адрес школы;
правила безопасности при переходе улицы;
основы взаимоотношений людей в семье, в классе, в школе.
уметь: различать объекты неживой и живой природы;
различать и приводить примеры дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных,
предметов старинного и современного обихода и природных материалов, из которых они изготовлены;
сравнивать суточный и годовой ритм в жизни природы с ритмом жизни человека
называть основные особенности каждого времени года
проводить наблюдения и ставить опыты;
оценивать правильность поведения людей в природе
Индивидуаль ная (тесты, презентация. Учебник) учитель
Знает свой домашний
правила безопасности при переходе улицы;
основы взаимоотношений людей в семье, в классе, в школе.
различает объекты неживой и живой природы;
называет основные особенности каждого времени года,
различает изученные группы растений и животных
Разделы програм мы на период:
День, полный событий
В музыкальном театре
Познакомить: с основными средствами музыкальной выразительности;
Познакомить с музыкальными инструментами. Слушание оркестра русских народных инструментов.
Слушает музыку, но не запоминает композиторов.
Знает музыкальные инструменты
Рисунки. Устный опрос.
Разделы програм мы на период:
1.Мир изобразительных (пластических искусств
2.Художественный язык изобразительного искусства
3.Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью
Познакомить с основными жанрами и видами произведений изобразительного искусства;
известными центрами народных художественных ремесел России;
Показать различие основных теплых и холодных цветов;
Познакомить с различными видами изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно – прикладное искусство);
Рисунки. Устный опрос.
Разделы програм мы на период:
1.Знания о физической культуре
2.Способы физкультурной деятельности
Познакомить: с физической культурой народов Древней Руси; видами физических упражнений (подводящие, общеразвивающие, соревновательные Закаливанием организма (обливание, душ).
Познакомить с комплексом общеразвивающих физических упражнений
Выполняет по мере возможности.
Комплекс упражнений. Игры. прыжки
Развивать осознанное, правильное, беглое, выразительное чтение.
Техника чтения до 30 слов в минуту.
Оказание помощи при построении высказывания;
Чтение художественных произведений (сказки, стихотворения) поучительного характера.
Воспитание положительного отношения к обучению, средствами поощрения (за выполнение доступных заданий), привлекательной внешней учебной среды
воспроизводить содержание эпизода или ситуацию из текста с опорой на вопросы и иллюстрации к нему
итоги мониторинга по технике чтения
Разделы програм мы на период:
4.Человек и информация
Помочь: овладению технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
Показать позитивное эмоционально-ценностное отношение к труду и людям труда.
Аппликация, изготовление изделий из различных материалов.тестопластика
Увеличение количества слов предметов. Составление простых предложений с обогащением другими частями речи.
Продолжать работу над обогащением словаря с практической направленностью. Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа, описательного рассказа, рассказа по картине и по серии картин, рассказа из личного опыта. Развивать индивидуальные способности в творческой речевой деятельности. Продолжать развивать умение отбирать для творческих рассказов самые интересные и существенные события и эпизоды, находя исходную форму передачи, включая в повествование описания природы, окружающей действительности, используя вербальные и невербальные средства. Побуждать к высказываниям и описаниям того, что видел. Закрепить правильное использование в речи относительных и притяжательных прилагательных, согласование прилагательных и числительных с существительными. Закрепить правильное использование в речи простых и сложных предлогов. Совершенствовать умение образовывать сравнительные прилагательные. Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Учить понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.
Словарный запас слов ниже возрастной нормы (составляет упрощенные предложения по предложенным картинкам; с ошибками составляет предложения из данных слов в начальной форме). Грамматический строй речи нарушен (образует притяжательные, относительные, качественные прилагательные с ошибками; понимание верификации предложении частичное; затрудняется дополнять предложения предлогами; допускает ошибки в образовании мн. ч. существительных в И. и Р. падежах; понимает обратные конструкции). Слоговая структура слова не нарушена.
Диагностика, устный опрос
Состояние артикуляционной моторики. Навыки звукопроизношения
Сформированность фонематических процессов
Подвижность органов артикуляции достаточна. Звукопроизношение нарушено.
Фонематические процессы ниже возрастной нормы (не допускает ошибки в произношении простых слоговых цепочек; выделяет первый и последний звук в слове; с помощью выделяет количество слов в предложении; при помощи определяет количество слогов в слове).
Продолжать развивать длительность речевого выдоха. Продолжать работу над темпом и ритмом речи, четкостью дикции, интонационной выразительностью речи в повседневном общении. Совершенствовать звучность и подвижность голоса (быстрое и легкое изменение по силе, высоте, тембру).
Закрепить умение проводить полный звуковой анализ слов. Упражнять в выделении заданных звуков из слова, в подборе слов с заданными звуками. Совершенствовать навык слогового анализа слов. Продолжать совершенствовать навык анализа простых и сложных предложений без
предлогов и с предлогами.
изолированно и в связной речи все звуки произносит правильно). Темп и ритм речи не нарушен
Правильно произносит слоговые цепочки; выделяет первый и последний звук в слове; выделяет количество слов в предложении; определяет количество слогов в слове).
Диагностика, устный опрос
Диагностика, устный опрос
V . Формирование социальной компетентности
Конкретные задачи на период
Формы оценки достижений
поведения в учебной ситуации (на уроке)
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося
Индивидуальный образовательный маршрут
2018-2019 учебный год
Ф.И.О. ребенка: Возраст:
Ф.И.О. основного учителя:
Ф.И.О. специалистов сопровождения:
Состав семьи: неполная, братьев и сестер нет.
Воспитанием ребенка занимается мать. Воспитанию и обучению ребенка уделяется достаточно внимания. Внешне мальчик опрятен, аккуратен. Контакт между семьей и школой налажен: мама выполняет все рекомендации педагога.
В период адаптации показал средний уровень. Мотивация к учению низкая. Проявляет особый интерес к новому школьному содержанию занятий, что выражается в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа. Коммуникативные умения на среднем уровне.
Обучается по рабочей программе, разработанной на основе АООП для начального общего образования для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1). Усваивает учебную программу с трудом. Познавательные процессы мальчика на низком уровне. Нуждается в помощи направляющего и обучающего характера. Не всегда может спланировать свою деятельность, с трудом исправляет ошибку самостоятельно, даже если на неё указано.
Словарный запас на среднем уровне. В речи наблюдаются дефекты произношения. Связные высказывания стереотипные. Понимание логико-грамматических конструкций доступно. Предложения, употребляемые ребенком, распространенные, полные.
Математика: знает прямой счет; сложение и вычитание в пределах 10 выполняет с ошибками, знает и различает цвета и основные геометрические фигуры; умение пользоваться чертежными инструментами сформировано на низком уровне, умеет сравнивать предметы по количеству, цвету, размеру. С объёмом заданий на уроке справляется не полностью.
Чтение: слоговое. Буквы знает. Характеристику звуку не даёт, самостоятельно схемы слов составить не может.
Письмо: мелкая моторика сформирована на низком уровне. Списывает с печатного/рукописного текста с ошибками, путает буквы, соединяет буквы не верно, написание в рабочей строке соблюдает, письмо иногда бывает небрежным.
Отношение к учебным предметам избирательное, зависит от настроения. Нуждается в постоянном контроле со стороны педагога. Прилежание удовлетворительное.
Умеет слушать, но не долго, выполняет словесные инструкции к заданиям.
Работоспособность снижена. Темп деятельности хаотичный. Внимание не устойчивое. Ребенок быстро утомляется, отвлекается на посторонние раздражители, после чего привлечь внимание к учебной деятельности достаточно сложно. Ориентируется во времени, соотносит природные изменения по временам года.
Произвольная память развита слабо: медленно запоминает и быстро забывает учебный материал, неточно его воспроизводит.
Операции сравнения и обобщения выполняет, но требуется организующая и сопровождающая помощь взрослого. Причинно-следственные связи устанавливает частично.
Фон настроения не ровный. Отмечается высокая степень эмоциональной возбудимости. Имеет следующие особенности поведения: беспокоен, рассеян, поведение в конфликтной ситуации адекватное.
Уровень самооценки-адекватный. Навыки самообслуживания сформированы. В игровой и трудовой деятельности ребенок активен, но в учебной деятельности не всегда проявляет активность.
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка на 2018-2019 уч. год
Создание условий выполнения требований Стандарта через обеспечение получения качественного начального общего образования для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата в одинаковые с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья, сроки, которые полностью соответствуют достижениям, требованиям к результатам освоения, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС НОО), с учетом особых образовательных потребностей обучающихся данной группы.
Общие задачи на период реализации
ИОП (2018-2019 уч. год)
-выявления и развития способностей, обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;
-организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности, физкультурно-оздоровительной деятельности;
-участия обучающегося с нарушением опорно-двигательного аппарата, родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутри школьной социальной среды;
-использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, определяющих пути и способы достижения обучающимся с нарушением опорно-двигательного аппарата социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;
-предоставления обучающемуся, с нарушением опорно-двигательного аппарата возможности накопления опыта самостоятельной и активной деятельности в процессе реализации освоенных умений и навыков в урочной и внеурочной деятельности ;
-включения обучающегося с нарушением опорно-двигательного аппарата в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды.
Режим пребывания ребенка в ОО
5 дней в неделю, по 4-5 уроков.
Занятие с педагогом-психологом: вторник, пятница — 14.15-14.45 ,
занятие с логопедом: вторник, четверг — 13.30-13.50 ,
Пребывание в школе:
II . Создание «без барьерной» среды
Составление «Индивидуальный образовательный маршрут»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная ) школа – интернат №152»
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося
Иванова Ивана Василевича 3 «В» класса
на 2021 – 2022 учебный год
Форма организации обучения
Сорокина Татьяна Анатольевна
Заключение ПМПК от 05.08.2020г.№0000
Дефиринцитальность ОДА, Познавательное существенно ниже возрастных требований. Тотальное недоразвитие ВПФ выраженной степени. Системное недоразвитие речи l уровень речевого развития.
Требуется тьюторское сопровождение Учёт психофизических особенностей. Чередование доли механической нагрузки. При необходимости предоставление дополнительного выходного дня.
Вариант 6.3 на весь период обучения по АООП для обучающихся с НОДА, вариант 6.3
Персональные данные о родителях
Фамилия, имя, отчество
Место работы, должность
Иванова Татьяна Ивановна
по уходу за ребенком
Бытовые условия семьи
Семья проживает в 2 комнатной благоустроенной квартире.
Санитарное состояние жилья: хорошее
Условия для занятий и отдыха ребенка: отдельная комната, оборудованный детский уголок.
Уровень проживания: средний
Семья живет в 2 комнатной благоустроенной квартире.
Санитарное состояние жилья: удовлетворительное
Семья: отец с семьёй не живёт, не принимает участия в воспитании ребёнка.
Взаимоотношения в семье: доброжелательная атмосфера в семье.
Воспитанием занимается мама.
Отношения членов семьи к образованию ребенка: придерживаются рекомендаций педагога.
1. Характеристика обучающегося на начало учебного года.
Иван поступил в 1 класс школы – интерната №152 01.09.2019г. Мальчик обучается по адаптированной общеобразовательной программе для детей с нарушением опорно- двигательного аппарата и легкой формой умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями, вариант 6.3).
К учебе относится безразлично. Познавательные интересы в учебной сфере недостаточно сформированы. Мальчик не принимает активного участия в ходе урока. На уроках присутствует игровая деятельность. При выполнении заданий, требующих интеллектуальных нагрузок, быстро утомляется. Графо- моторные навыки нарушены: чиркает, не видит строку и клетку, выполняет задания рука в руке, самостоятельно пытается раскрасить иллюстрацию.
Речь не развита. Иван в основном общается жестами. Говорит около 20 слов. На своё имя реагирует. Понимает простые речевые инструкции («Встань», «Сядь», «Подними», «Собери»). Мальчик знает сведения о себе, понимает родственные связи. Внешний вид у мальчика опрятный, ухоженный.
Учебные инструкции усваивает. Иван знает буквы, но путает их. Навык чтения не сформирован, сливать слоги не может. Мальчик учит короткие стихотворения и рассказывает их с помощью жестов, мимики.
Называет основные цвета, геометрические фигуры. Знает числа от 1 до 15. Не всегда соотносит количество предметов с цифрой. На уроках математики любые математические действия выполняет только при помощи учителя. Считает по ленте цифр. Не умеет самостоятельно решать задачи, принимает помощь учителя в виде наводящих вопросов.
Продуктивная деятельность на уроках технологии только при организующей помощи педагога. Работу выполняет не всегда аккуратно, может смять, порвать самостоятельно работать на уроке не может.
Иван очень любит играть в сюжетно-ролевые игры. Мальчик стал более спокойным, вспышки протеста проявляются довольно редко. Принимает помощь педагога.
Иван проживает в неполной семье. Принимает активное участие в жизни класса и школы.
Требуется специально оборудованное рабочее место. В виду двигательных нарушений коммуникативные качества несколько занижены. Нуждается в сопровождении, контроле во время выполнения заданий, постоянной помощи при передвижении.
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося образец
Современное образование делает большую ставку на индивидуальный подход в обучении к каждому ученику. Как можно реализовать метод индивидуализации в школе? Способов много, и один из них — составление индивидуального образовательного маршрута школьника (ИОМ) и следование ему. Читать далее >>>
Шаблон-анализатор позволяет учителю проанализировать результаты всероссийской проверочной работы, проводимой в учебном году
Индивидуальный образовательный маршрут рекомендован для музыкальных руководителей для работы с детьми ОВЗ. Определены «проблемные зоны» ребенка и основные пути их решения.
Данная коррекционная программа является индивидуальной. Она предназначена для работы с отстающим обучающимся и направлена на устранение имеющихся пробелов в знаниях. Программа содержит перечень тем по предметам, причины, пути и способы решения проблемы, контроль результативности проведенных занятий.
В данном плане представлены направления деятельности профилактической работы с несовершеннолетним, состоящим на учете в ПДН, КДН и ЗП МО МВД, перечислены мероприятий, проводимые с привлечением данного учащегося, указаны сроки реализации каждого мероприятия, перечислены ответственные лица, прописан результат работы.
При подготовки к ЕГЭ учителю необходимо вести мониторинг готовности ученика к итоговой аттестации. Цель мониторинга: целостное прогностическое отслеживание качества образовательной подготовки выпускника и его коррекция.
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с общим недоразвитием речи в логопедической группе в детском дошкольном учреждении. В маршруте расписаны основные направления работы на протяжении всего учебного года. Так же расписаны направления работы развития познавательной деятельной деятельности.
Современное образование делает большую ставку на индивидуальный подход в обучении к каждому ученику. Как можно реализовать метод индивидуализации в школе? Способов много, и один из них — составление индивидуального образовательного маршрута школьника (ИОМ) и следование ему.
Определение понятия
В научной литературе существует несколько трактовок понятия ИОМ, но общая суть сводится к следующему:
Индивидуальный образовательный маршрут — это индивидуальная программа, рассчитанная на конкретного школьника и преследующая конкретные цели, которые необходимо реализовать в указанные сроки. Другими словами, ИОМ — это путь или способ реализации личностного потенциала ребенка, развитие его способностей по индивидуальному плану (маршруту).
При составлении маршрута обязательно учитываются индивидуальные особенности обучающегося. А именно:
Для чего нужны индивидуальные маршруты?
Практика внедрения ИОМ предусмотрена ФГОС. И первоочередная задача таких маршрутов — профильная направленность.
В пояснительной записке Министерства образования, приложенной к стандартам ФГОС, указано: каждый ученик может составить индивидуальный, план обучения. Обязательными являются 6 предметов: русский язык и литература, математика, иностранный язык, история, ОБЖ и физкультура. Остальные предметы выбираются в зависимости от выбранной будущей профессии. Предлагаются шесть направлений:
То есть дополнительно к шести основным предметам ученик будет выбирать предметы из того цикла, который ему необходим для подготовки к будущей профессии. Общее количество предметов будет регулироваться сеткой часов.
Полный переход всех школ на обучение по ФГОС запланирован на 2021 год.
Какие виды маршрутов уже известны и успешно применяются в педагогической практике?
Сейчас методику ИОМ в школе используют и для других целей, а именно:
В этих случаях главная цель ИОМ — коррекция несоответствия между уровнем, который задают нормы образовательной программы, и личностными особенностями ребенка.
Естественно, что составление ИОМ предусмотрено не только для школьников. На практике часто применяют индивидуальные маршруты дошкольника, педагога.
Примерный алгоритм введения ИОМ
Универсального способа создания индивидуальных маршрутов на сегодня не существует. Есть лишь общие рекомендации, которые могут помочь сориентироваться. Вот приблизительные этапы при построении ИОМ:
1. Информационный этап
Учитель организует беседу с детьми и родителями, в ходе которой объясняет суть, цели и возможности индивидуальных маршрутов. На данном этапе ученик фиксирует, что он должен знать и уметь к концу прохождения маршрута.
2. Диагностика и выбор методов
Учитель (совместно с психологом и классным руководителем) проводит ряд тестов с целью определить личностные качества каждого ученика. Здесь важно выявить особенности нервной системы, определить, какой вид деятельности будет более результативным для ребенка, выяснить, что именно мешает заниматься успешно (невозможность работать в коллективе, недостаточное количество индивидуального внимания, невозможность сосредоточиться в классе, пробелы по прошлым темам).
То есть, на данном этапе фиксируется, что ученик может и хочет узнать в рамках данного предмета и что ему может помочь/помешать в этом.
3. Определение целей и задач ИОМ
Для учащихся начальных классов цели и задачи определяет учитель. Это может быть кратковременная цель (например, «Ликвидация пробелов по теме «Сложение столбиком»), так и долгосрочная (например, ребенок пишет стихи, и для его ИОМ важно определить те задачи, которые помогут ему развить свой литературный талант).
Учащиеся старших классов должны принимать самое активное участие в определении целей и задач своего ИОМ, в идеале — сами определять, чего они хотят достичь, и что для этого нужно сделать. Роль учителя в этом случае — только в качестве консультанта.
4. Составление ИОМ. Теперь важен вопрос: «Как я буду двигаться к выполнению цели?».
В маршруте указываются цели, которые нужно достичь, способы реализации, источники получения знаний, сроки для каждой задачи в отдельности, способ контроля и итоговые результаты.
5. Итоговый этап. После завершения прохождения учеником ИОМ обязательно проводится итоговая аттестация (тестирование, контрольная, устный опрос, доклад и т.д.). Здесь важно не только оценить знания ребенка и уровень его умений и навыков, но и определить, насколько успешным было прохождение ИОМ, уложился ли он в срок, с какими трудностями ребенок столкнулся, что ему необходимо доработать.
Индивидуальные образовательные маршруты — примеры и образцы
Вот несколько примеров ИОМ самого разного плана.
1. Индивидуальный образовательный маршрут ученика младших классов
Цель: устранение пробелов по теме «Имя существительное». Смотреть пример >>>
2. Пример индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка
ИОМ ученика 5 класса (ФИО). Смотреть пример >>>
Цель: развитие творческих и аналитических способностей
Такой маршрут удобнее составлять на четверть, полугодие, год. В процессе реализации можно вносить корректировки.