индивидуальный план развития под руководством наставника форма наставничества учитель ученик
Индивидуальный план наставника
УТВЕРЖДАЮ
_______________________________________
(должность, место работы лица,
ответственного за организацию наставничества
несовершеннолетнего подростка, находящегося
в социально-опасном положении )
_________________________________________________
(Ф.И.О. несовершеннолетнего подростка, находящегося
в социально-опасном положении )
____________________________________
(подпись) (Ф.И.О. наставника)
«___»___________20___г.
Типовой
индивидуальный план наставничества
Ф.И.О., должность наставляемого
(несовершеннолетнего лица, в отношении которого осуществляется наставничество)
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Ф.И.О., должность наставника
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Период наставничества:
с «____» ___________20____г. по «____»___________20____г.
Причина постановки на учёт: _________________________________________
Цель: социальная адаптация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении в обществе.
Задачи:
Мероприятия по наставничеству
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
Раздел 1. Ознакомление с деятельностью наставника несовершеннолетнего, его регламентом работы, задачами, обязанностями
Представление на заседании комиссии по делам несовершеннолетних наставника семьи наставляемого несовершеннолетнего и первичное знакомство семьёй наставляемого
Определение проблем семьи наставляемого и задач наставника несовершеннолетнего, его полномочий
Подробное ознакомление и изучение личного дела наставляемого: ознакомление с биографией, историей возникшей проблемы
Изучение плана работы наставника на соответствующий год (основных функций и задач)
Составление первоначальной характеристики на наставника
Планирование знакомства с семьёй наставника, местом проживания, бытовыми условиями и проблемами (первичными необходимыми действиями наставника), порядком решения возникших проблем
Определение первоначального плана действий
Раздел 2. Организация и реализация первичных видов деятельности наставника, регулирующих вопросы взаимодействия с семьёй и ОУ несовершеннолетнего наставляемого
Посещение на дому, с целью изучения жилищно-бытовых условий, местом обучения наставляемого
Знакомство и составление социального портрета семьи наставляемого, выявление трудностей в общении с родителями, членами семьи, обучении и их причины
Выявление особенностей развития и поведения несовершеннолетнего наставляемого, роли и места в семье
Формирование мотивации на правильное вхождение в социум, успешное обучение в ОУ и выявление интересов наставляемого, ориентированных на удовлетворение познавательных интересов
Организация диалога «Наставник–родитель»
Первичные беседы с родителями на темы:
— «Социальная адаптация наставляемого «;
— «Причины трудновоспитуемости наставляемого подростка».
— «Как организовать досуговую деятельность наставляемого»
Встречи:
— с представителями правоохранительных органов;
— Советом по профилактике правонарушений;
— Советом помощи семье и ребенку и т.д.
Консультация у школьного психолога о психических особенностях развития наставляемого
Консультация медицинских работников о физическом состоянии организма наставляемого
Беседы с родителями по вопросам адаптации (по необходимости)
Мониторинг успеваемости, посещаемости, соблюдения дисциплины в социально-значимых местах
Взаимодействие классного руководителя с родителями
Своевременное оповещение родителей о затруднениях ребенка
Контроль за выполнением дом. заданий, соблюдением внутреннего распорядка школы, контроль за соблюдением режима дня
Привлечение родителей к посещению родительских собраний
Привлечение родителей к участию в социально-значимой жизнедеятельности наставляемого
Планирование тематических воспитательных индивидуальных бесед с наставником, находящимся в социально-опасном положении, требующим особого педагогического внимания (по необходимости с присутствием родителей)
Утверждение индивидуального плана работы с несовершеннолетним наставником, находящимся в социально-опасном положении
Раздел 1. Исследование, наблюдение и меры по развитию и социальной адаптации личности наставляемого несовершеннолетнего
Социально-педагогическое и медико-психологическое сопровождение
Изучение уровня адаптации наставляемого, в предложенных наставником, новых социальных условиях.
Дальнейшее исследование личности наставляемого: интересов и способностей
Занятия наставляемого в детских объединениях по интересу УДО
Контроль посещаемости занятий, по расписанию детского объединения
Консультирование с медицинскими работниками о состоянии здоровья, получение результатов медицинского осмотра
Ежедневный анализ состояния здоровья наставляемого, его поведение на уроках, в общественных местах. и в соответствии с этим проводить индивидуальную работу, выявив причины и отмечая в дневнике наблюдений
Поддерживать тесную связь с психологом школы, с социальным педагогом, организатором по внеклассной работе, руководителями кружков
Контроль за выполнением санитарно-гигиенических норм и правил наставляемого в семье и в быту
Способствование развитию самооценки и самоконтроля
Проводить воспитательную работу через членов семьи, выражая доверие наставляемому
Правовое воспитание
Знакомство наставляемого с «Правами и обязанностями юного гражданина» нашей страны
Контроль за наставляемым: посещаемостью в школе, успеваемостью, занятостью в свободное время
Проведение индивидуальной работы, фиксация в дневниках индивидуального сопровождения
Знакомство наставляемого с законом «О профилактике и безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в РМЭ» (от 25.10.05г.) (по необходимости)
Проведение индивидуальных бесед по мере необходимости: при срывах в поведении, прогулах уроков, при замечаниях со стороны педагогов
Организация досуга
Ежедневное проведение бесед на тему «Как прошел день?»
Вовлечение и участие несовершеннолетнего в культурно-досуговых, спортивно-оздоровительных мероприятиях микрорайона, города (участие в организации и проведении мероприятий)
Помощь в выборе и вовлечение наставляемого в творческую деятельность детских объединений по интересам в УДО
Помощь в выборе художественной литературы, прививать любовь к чтению в свободное время, в часы самостоятельной работы с книгой
Поощрение желания заниматься в свободное время развивающими видами деятельности: вышивание крестом, ремонт мебели, работы в саду и огороде и т.д.
Воспитание чувство дружбы, товарищества, доброжелательного отношения с друзьями.
Рекомендации для чтения художественной литературы:
Твен М. «Принц и нищий»
Беляев А.Р. «Человек-амфибия»
Юксерн В. «Атаманыч»
Фадеев А. «Молодая гвардия» (отрывки)
(по усмотрению наставника)
Проведение индивидуальных бесед
Основы социализации и общения:
Выявление проблем и оказание помощи в процессе адаптации в социуме: в учебное и внеурочное время, в детско-взрослом коллективе, в преодолении трудностей личностного характера
Промежуточный анализ уровня воспитанности, отмечая положительные качества наставляемого
Раздел 2. Изучение жизнедеятельности семьи наставляемого, выполнение родителями (законных представителей) наставляемых своих обязанностей
Изучение микроклимата, материально-бытовых условий проживания семьи
Информирование родных о состоянии здоровья, поведения, успеваемости, ассоциативных привычках наставляемого. (при необходимости вызывать и беседовать)
Поддержка связи с родственниками через Коммуникации: телефон, социальные сети, лично при встречах
Оказание индивидуальной помощи родителям:
Проведение индивидуальных бесед с родителями (опекунами) с целью выяснения некоторых особенностей в развитии детей произошедшие за каникулы, особенностях возраста и методах подхода к воспитанию, беседы о безнадзорности и правонарушениях
Индивидуальная беседа о строгом контроле за посещаемостью учебных занятий
Беседы с родителями на темы:
Раздел 3. Выполнение прав и обязанностей поручений, индивидуальных заданий наставляемого как: члена семьи, детско-взрослого коллектива
Совместная постановка жизненно-важных и необходимых, личностно-профессиональных целей и задач
Самостоятельное выполнение обязанностей: члена семьи, учащегося школы, гражданина своей страны
Выполнение практико-ориентированных заданий под руководством наставника
Помощь, консультирование по отдельным вопросам, связанным с выполнением обязанностей несовершеннолетнего, находящегося в социально-опасном положении (в заранее определенное время/ по мере возникновения необходимости)
Оценка психолого-педагогических изменений (тестирование / собеседование)
Анализ трудностей личностного и общественного характера, с которыми столкнулся наставляемый в процессе взаимодействия с наставником
Итоговый анализ уровня воспитанности, отмечая положительные качества наставляемого
Итоговая беседа: «Вот и стали мы на год взрослее. Как ты оцениваешь свои поступки?»
Программа развития целевой модели наставничества
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение вечерняя (сменная) средняя общеобразовательная школа №1 г. Азова
Директор МБОУ ВСОШ №1
Программа развития целевой модели наставничества
ПРОГРАММА ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА В МБОУ ВСОШ № 1 г. Азова
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Создание целевой модели наставничества МБОУ ВСОШ № 1 г. Азова позволит решить задачу
адаптации учителей на рабочем месте, учитывать потребности молодых педагогов, предупреждать отток кадров, а также создавать условия для помощи всем педагогам, имеющим профессиональный дефицит.
В программе используются следующие понятия и термины.
для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и
организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.
состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе,
таких как активное выражение собственных переживаний и соображений, уточнения,
паузы и т.д. Применяется, в частности, в наставничестве, чтобы установить доверительные
отношения между наставником и наставляемым.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель реализации целевой модели (программы) наставничества – повышение эффективности системы образования Российской Федерации через:
улучшение показателей МБОУ ВСОШ №1 г. Азова в образовательной, культурной, спортивной и других сферах,
подготовку выпускника средней и старшей школ к самостоятельной жизни и успешному трудоустройству в мире нестабильности и неопределенности,
раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого учащегося, поддержка индивидуальной образовательной траектории,
создание экологичной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров,
формирование открытого и эффективного сообщества вокруг МБОУ ВСОШ №1 г. Азова, способного на комплексную поддержку ее деятельности.
Работа с внешней средой – вся деятельность, направленная на внешнее подкрепление программы: информационное освещение (начальный этап – привлечение участников программы и финальный – отчет о результатах и тиражирование успехов), привлечение ресурсов и экспертов для оказания поддержки и проведения оценки.
Работа с внутренней средой – вся деятельность, направленная на внутреннее поддержание программы, организацию самого хода программы и взаимодействие со всеми ее участниками, а также на частичную оценку результатов.
Целевая модель наставничества МБОУ ВСОШ № 1 г. Азова позволит решить задачи:
Раскрытие потенциала каждого наставляемого.
Обеспечить адаптацию молодых педагогических работников и обучающихся в коллективе.
Обеспечить повышение профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых педагогических работников с учетом их потребностей, затруднений, достижений.
Способствовать планированию карьеры молодых педагогических работников, повышению мотивации к росту квалификационного уровня.
Приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре образовательной организации, способствовать объединению в высокопрофессиональную работоспособную команду на основе школьных традиций.
Дать обучающемуся возможность проанализировать свои способности.
Помочь обучающемуся выбрать профиль в дальнейшем обучении в средней школе и далее профессию.
Повторить, обобщить и углубить знания за курс основной общеобразовательной школы.
Расширить знания по отдельным темам курса.
Выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.
Преодоление подросткового кризиса, самоидентификация подростка, формирование жизненных ориентиров у обучающихся.
Создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, в том числе для обучающихся с особыми потребностями (дети с ОВЗ, одаренные дети, подростки в трудной жизненной ситуации).
Информирование учащихся об основных нормативных документах, законопроектах, регулирующих и защищающих их жизнедеятельность.
Развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций – как основы успешной самостоятельной и ответственной деятельности в современном мире (в том числе готовность учиться в течение всей жизни, адаптироваться к изменениям на рынке труда, менять сферу деятельности и т.д.).
Содействие в предупреждении антиобщественного, асоциального поведения учащихся.
Воспитание желания жить и трудиться, соблюдать нормы гражданского права.
Формирование предпринимательского потенциала, наставляемого (проактивное мышление, практикоориентированность, способность решать нестандартные задачи и др.), в том числе через участие в проектных конкурсах и акселерационных программах.
Воспитание чувства ответственности за совершённые дела и поступки, трудолюбие и умение преодолевать трудности, преобразовывать содержание теоретического материала в более доступную для восприятия форму.
Выявление существенных признаков социальных объектов и явлений.
Раскрытие понимания сущности обществоведческих понятий разной степени сложности.
Применение социально-гуманитарных знаний в процессе решения познавательных и практических задач.
Формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений.
Обеспечить работу наставника с наставляемым на основе прохождения необходимых этапов:
й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий наставляемого, проводит диагностику затруднений с целью разработки индивидуальной (групповой) программы наставничества.
й этап – основной (проектировочный). Наставник совместно с подопечным разрабатывает и реализует индивидуальную (групповую) программу адаптации, осуществляет корректировку наставляемого (наставляемых), помогает выстроить собственную программу самосовершенствования.
й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень наставляемого (наставляемых), определяет степень готовности к выполнению своих функциональных обязанностей, отчитывается о проделанной работе.
3. ФОРМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ
Для успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из образовательных потребностей школы в целевой модели наставничества рассматриваются три формы наставничества: «Ученик – ученик», «Учитель – учитель», «Учитель – ученик». В большинстве форм наставничества данной целевой модели наставляемым является обучающийся в возрасте от 10 до 19 лет. В формах «учитель – учитель» и «ученик – ученик» возрастной параметр не задается.
Форма наставничества «ученик – ученик»
Предполагает взаимодействие обучающихся одной образовательной организации, при котором один из обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное тем не менее строгой субординации.
Целью такой формы наставничества является разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения. Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым: помощь в реализации лидерского потенциала, улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов, развитие гибких навыков и метакомпетенций, оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных условий и коммуникаций внутри образовательной организации, формирование устойчивого сообщества обучающихся и сообщества благодарных выпускников.
Ожидаемые результаты
Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы организации, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус организации, лояльность учеников и будущих выпускников к школе. Обучающиеся – наставляемые подросткового возраста получат необходимый стимул к культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.
Вариации ролевых моделей внутри формы «ученик – ученик» могут различаться в зависимости от потребностей наставляемого и ресурсов наставника. Учитывая опыт образовательных организаций, основными вариантами могут быть:
● взаимодействие «успевающий – неуспевающий», классический вариант поддержки для достижения лучших образовательных результатов;
● взаимодействие «лидер – пассивный», психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков;
● взаимодействие «равный – равному», в процессе которого происходит обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый – креативным; взаимная поддержка, совместная работа над проектом.
Область применения в рамках образовательной программы
Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной деятельности. Возможна интеграция в «классные часы», организация совместных конкурсов и проектных работ, участие в конкурсах и олимпиадах, совместные походы на спортивные и культурные мероприятия, способствующие развитию чувства сопричастности, интеграции в сообщество (особенно важно для задач адаптации).
● В МБОУ ВСОШ № 1 г. Азова: проектная деятельность, классные часы, внеурочная работа, подготовка к мероприятиям школьного сообщества, волонтерство, подготовка к конкурсам, олимпиадам.
Форма наставничества «учитель – учитель»
Предполагает взаимодействие молодого специалиста (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового сотрудника (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.
Целью такой формы наставничества является успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.
Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым:
способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности;
развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса; ориентировать начинающего педагога на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности;
прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в образовательной организации;
ускорить процесс профессионального становления педагога;
сформировать сообщество образовательной организации (как часть педагогического).
Ожидаемые результаты
Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов. Это окажет положительное влияние на уровень образовательной подготовки и психологический климат в образовательной организации. Педагоги-наставляемые получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации и профессии.
Вариации ролевых моделей внутри формы «учитель – учитель» могут различаться в зависимости от потребностей самого наставляемого, особенностей образовательной организации и ресурсов наставника. Учитывая опыт образовательных организаций, основными вариантами могут быть:
● взаимодействие «опытный педагог – молодой специалист», классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы;
● взаимодействие «лидер педагогического сообщества – педагог, испытывающий проблемы», конкретная психоэмоциональная поддержка (проблемы: «не могу найти общий язык с учениками», «испытываю стресс во время уроков»), сочетаемая с профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических талантов и инициатив;
● взаимодействие «педагог-новатор – консервативный педагог», в рамках которого, возможно, более молодой педагог помогает опытному представителю «старой школы» овладеть современными программами, цифровыми навыками и технологиями;
● взаимодействие «опытный предметник – неопытный предметник», в рамках которого опытный педагог оказывает методическую поддержку по конкретному предмету (поиск пособий, составление рабочих программ и тематических планов и т. д.).
Область применения в рамках образовательной программы
Форма наставничества «учитель – учитель» может быть использована как часть реализации программы повышения квалификации. Отдельной возможностью реализации программы наставничества является создание широких педагогических проектов для реализации в образовательной организации: конкурсы, курсы, творческие мастерские, школа молодого учителя, серия семинаров, разработка методического пособия.
Форма наставничества «учитель – ученик»
Форма предполагает взаимодействие обучающегося (обучающихся) общеобразовательной организации (ученик) и учителя образовательной организации, либо психолога образовательной организации, при которой учитель оказывает весомое влияние на наставляемого, помогает ему с профессиональным и личностным самоопределением и способствует ценностному и личностному наполнению, а также коррекции образовательной траектории.
Целью такой формы наставничества является успешное формирование у ученика представлений о следующей ступени образования, улучшение образовательных результатов и мотивации, расширение метакомпетенций, а также появление ресурсов для осознанного выбора будущей личностной, образовательной и профессиональной траекторий развития.
Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым: помощь в определении личных образовательных перспектив, осознании своего образовательного и личностного потенциала; осознанный выбор дальнейших траекторий обучения; развитие гибких навыков: коммуникация, целеполагание, планирование, организация.
Ожидаемые результаты
Результатом правильной организации работы наставников будет повышение уровня мотивированности и осознанности обучающихся среднего и старшего подросткового возраста в вопросах образования, саморазвития, самореализации и профессионального ориентирования;
снижение доли ценностно дезориентированной молодежи;
активное развитие гибких навыков, необходимых для гармоничной личности; улучшение образовательных, культурных, спортивных и иных результатов и укрепление школьного сообщества.
Вариации ролевых моделей внутри формы «учитель – ученик» могут различаться в зависимости от потребностей самого наставляемого, особенностей МБОУ ВСОШ № 1 г. Азова и ресурсов наставника.
Основными вариантами могут быть:
● взаимодействие «успевающий – неуспевающий», классический вариант поддержки для улучшения образовательных результатов и приобретения навыков самоорганизации и самодисциплины;
● взаимодействие «лидер – равнодушный», психоэмоциональная и ценностная поддержка с развитием коммуникативных, творческих, лидерских навыков, мотивация на саморазвитие, образование и осознанный выбор траектории, включение в школьное сообщество;
● взаимодействие «равный – другому», в рамках которого происходит обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый – креативным; взаимная поддержка, активная внеурочная деятельность;
● взаимодействие «куратор – автор проекта», совместная работа над проектом (творческим, образовательным, предпринимательским), при которой наставник выполняет роль куратора и тьютора, а наставляемый на конкретном примере учится реализовывать свой потенциал, улучшая и совершенствуя навыки.
Область применения в рамках образовательной программы
Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной деятельности. Возможна интеграция в классные часы, участие в конкурсах и олимпиадах, создание проектных работ, совместные походы на спортивные, культурные мероприятия, способствующие развитию чувства сопричастности, интеграции в школьное сообщество.
● В МБОУ ВСОШ № 1 г. Азова: проектная деятельность, классные часы, внеурочная работа, мероприятия школьного сообщества, экскурсии в место обучения наставника, присутствие на занятиях (определение образовательной траектории).
4. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
1. Подготовка условий для запуска программы наставничества:
определение заинтересованных в реализации программы аудиторий,
информирование этих аудиторий о возможностях наставничества и планируемых результатах,
формирование команды организаторов и выбор куратора,
определение необходимых для реализации программы ресурсов.
2. Формирование базы наставляемых через:
материалы личных дел обучающихся,
материалы, предоставленные классным руководителем,
материалы, предоставленные школьным психологом,
результаты опроса родителей,
результаты проофориентационных тестов,
результаты опросов и анкетирования школьников и студентов.
3. Формирование базы наставляемых через:
базу наставников-сотрудников региональных предприятий, заинтересованных в подготовке будущих кадров (может пересекаться с базой выпускников),
4. Отбор и обучение наставников через:
подготовку анкет и тестов для определения уровня готовности, компетенций и личной мотивации наставляемых,
привлечение внешних и внутренних ресурсов для организации обучения наставников,
проведение обучения наставников.
5. Формирование наставнических пар/групп через:
подготовку инструментов для формирования пар / групп,
проведение мероприятия / тестирования / встреч для формирования пар / групп,
закрепление итогов мероприятия и пар / групп,
психологическое сопровождение наставляемых, не сформировавших пару / группу, продолжение поиска наставника.
6. Организация работы наставнических пар / групп через:
анализ компетенций и сильных сторон наставника и наставляемого,
определение приоритетных целей развития, наставляемого и общих задач пары / группы,
предоставление наставникам методических рекомендаций, дополнительных материалов по работе с наставляемыми,
организацию контроля за работой групп со стороны куратора,
организацию регулярного сбора обратной связи,
фиксацию промежуточных результатов наставнического взаимодействия.
7. Завершение наставничества через:
определение форм представления результатов работы конкретной пары / группы,
сбор обратной связи от участников программы,
представление результатов программы всей организации,
организацию и проведение финального мероприятия, на котором будут представлены результаты и награждены наставники,
предоставление информации в региональные и всероссийские медиа для тиражирования результатов и привлечения новых участников, партнеров и спонсоров в следующий цикл наставнической программы.
- индивидуальный план развития педагога образец
- индивидуальный план развития руководителя образец на год