инфраструктурные бюджетные кредиты это простыми словами
Инфраструктурные бюджетные кредиты это простыми словами
Российские регионы смогут получить льготные бюджетные кредиты на развитие инфраструктуры. Постановление об этом подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
Федеральные средства будут предоставляться на возвратной основе по ставке 3% годовых на срок не менее 15 лет. Погашение кредита стартует с третьего года после его получения, что дополнительно снизит нагрузку на региональные бюджеты.
Комментарий
Для того чтобы получить такую финансовую поддержку, региону необходимо принять участие в отборе проектов. Правила его проведения готовятся к подписанию. Согласно этому документу, федеральные средства могут быть потрачены, например, на проектирование, строительство или реконструкцию коммунальной, социальной и транспортной инфраструктуры. Займы также можно направить на приобретение городского транспорта и ещё ряд целей, связанных с развитием территорий.
Ожидается, что к 2024 году объём выданных инфраструктурных кредитов достигнет 500 млрд рублей.
Как отметил на заседании Правительства 15 июля Михаил Мишустин, такие займы позволят увеличить объёмы строительства новых жилых домов, больниц, школ, спортивных сооружений и дорог, обеспечат обновление жилищно-коммунального хозяйства. Всё это позволит улучшить качество жизни граждан, даст дополнительный импульс развитию экономики на местах.
Инфраструктурные бюджетные кредиты – один из инструментов регионального развития. Этой теме была посвящена значительная часть отчёта Михаила Мишустина в Государственной Думе 12 мая. Среди основных направлений предстоящей работы он назвал реализацию мероприятий, озвученных Президентом в Послании Федеральному Собранию. В их числе – реструктуризация бюджетных кредитов, замещение коммерческих займов бюджетными, а кроме того, выпуск инфраструктурных облигаций, которые позволят привлечь дополнительные внебюджетные средства на строительство жилья.
Субъективное вложение: куда регионы потратят инфраструктурные кредиты
Примерно половина регионов сможет претендовать на получение из бюджета специальных кредитов на инвестиции в инфраструктуру, оценили опрошенные «Известиями» аналитики. В субъектах на появление этой меры отреагировали исключительно позитивно — губернаторы уже начали предлагать свои инициативы в дополнение к тем проектам, которые президент привел в пример в послании Федеральному собранию. Впрочем, поскольку принцип финансирования предполагает, что регионы должны будут вернуть центру полученные займы, они будут искать идеи для инвестиций совместно с бизнесом, уверены эксперты. Поэтому вложения пойдут прежде всего в коммерчески привлекательные сферы, такие как туризм и инженерная инфраструктура. На рефинансирование коммерческих обязательств субъектов будет направлено до 340 млрд рублей, оценили аналитики.
Кредит почетного региона
Одной из ключевых тем послания президента Федеральному собранию стало оздоровление финансового сектора и ускорение экономик субъектов. Во-первых, глава государства предложил кардинально реструктурировать кредиты регионов. В частности, заместить часть коммерческого долга бюджетным — доля первого в результате процедуры «санации» не должна быть выше 25% от собственных доходов субъекта.
До 2023 года планируется выделить до 0,5 трлн рублей на такие кредиты. Между субъектами средства будут распределяться по такому принципу: чем меньше долгов у регионального бюджета, тем больше ресурсов он может получить.
В морском порту Усть-Луга, Ленинградская область
На получение таких кредитов может теоретически претендовать примерно половина субъектов — отношение госдолга к собственным налоговым и неналоговым доходам бюджета в 2020 году на уровне ниже 50% было в 46 регионах, оценила первый вице-президент, руководитель направления «Пространственное развитие» ЦСР Наталья Трунова. Впрочем, всё зависит от того, какие именно требования для получения кредитов будут предъявлены, уточнила она. Например, пропорция меньше 30% уже в 28 регионах, отметила она.
«Известия» обратились в российские субъекты с просьбой уточнить, планируют ли они обращаться за займами на инфраструктуру и под какие именно проекты. В пресс-службе правительства Ленобласти предложили ориентироваться на комментарии губернатора Александра Дрозденко. Он уточнил, что у субъекта уже есть больше двух десятков таких проектов: два моста через Волхов и через Свирь, развязка в районе Кудрово, плюс инициативы федерального уровня — развитие портовых комплексов Усть-Луга и Приморск, а также скоростного сообщения Санкт-Петербург — Москва.
Губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин заявил «Известиям», что инфраструктурные бюджетные кредиты — это мощный и эффективный инструмент, который позволит региону комплексно реализовывать отраслевые программы в сферах ЖКХ, дорожного хозяйства, туризма и других.
— Президент дал нам дополнительные возможности, это освободит ресурсы на дальнейшее благоустройство, строительство школ, — сказал глава Московской области Андрей Воробьев. — Инфраструктурные облигации для субъекта имеют принципиальное значение — с их помощью возможно продолжать строить развязки, разгружать дороги.
Вице-губернатор Челябинской области Сергей Шаль уточнил, что субъект уже включился в эту работу: вместе с «Дом.РФ» реализуется пилотный проект по привлечению средств через механизм инфраструктурных облигаций. Планируется получить в этом году займы на 5 млрд рублей на строительство школ, детских садов, а также инженерной инфраструктуры как минимум в трех строительных проектах. Ожидаются заимствования и на более крупные мероприятия, например реконструкцию очистных сооружений Челябинска.
Первый заместитель премьер-министра правительства Башкортостана Рустам Муратов заявил, что республике новый инструмент крайне интересен.
— Будем прорабатывать возможность его использования для инфраструктурного развития Зауралья и северо-восточных районов, города Агидель, геопарков, промышленных и индустриальных парков, туристических объектов, а также создания особых экономических зон и масштабных инвестиционных проектов, — сказал представитель региона.
Кроме того, с его помощью возможно и решение инженерных и транспортных вопросов по комплексной застройке территории Башкортостана и повышения комфорта и благоустройства имеющегося жилья, добавил он.
Бизнес-интересы
Если условно разделить предлагаемую сумму в 0,5 трлн рублей на количество субъектов, у которых банковский долг не превышает 25% собственных доходов, то каждый из них сможет претендовать на кредит в размере 8 млрд рублей, отметила руководитель группы региональных рейтингов агентства АКРА Елена Анисимова. В принципе, хотя сумма и невелика, ее вполне может хватить на решение локальной проблемы. А если учесть синергетический эффект, то поддержка региональных экономик может дать толчок развитию если не целому субъекту, то по крайней мере отдельным муниципальным образованиям на его территории, резюмировала эксперт.
Получение инфраструктурного кредита должно зависеть и от вклада в общий экономический рост от реализуемого проекта, добавила Наталья Трунова. Наиболее очевидные инициативы — это развитие общественного транспорта, комплексное развитие территорий (включая центральные части городов), инженерные сооружения, полагает она.
Впрочем, исходя из принципа платности и, главное, возвратности предоставления таких займов из федерального бюджета, регионы будут ориентироваться прежде всего на такие проекты, которые обеспечивают наиболее высокие налоговые потоки, уверен директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. Поэтому, по всей видимости, в приоритете будут коммерчески интересные инициативы, куда можно привлечь бизнес на условиях ГЧП и концессий, пояснил эксперт. Прежде всего инвестиции пойдут, по всей видимости, в туризм и сферу ЖКХ.
В отделении одного из банков Новосибирска
На 1 апреля общий уровень долга субъектов составил 2,4 трлн рублей. Из них коммерческие кредиты — от банков, в том числе иностранных, и международных финансовых организаций, — около 0,5 трлн. Отношение совокупного долга к собственным доходам субъектов составляет около 26%, подсчитал по просьбе «Известий» ведущий эксперт ЦМАКП Роман Волков.
Тем не менее, несмотря на общую приближенность уровня закредитованности к обозначенной президентом цели в 25%, ситуация в разрезе отдельных регионов существенно отличается. Например, превышает эту планку доля коммерческих долгов у 17 субъектов, в «оранжевой зоне» находятся еще семь. Лидеры по степени закредитованности — Мордовия (78,1%), Псковская область (69,7%), Удмуртия (68,7%), Калмыкия (61,2%) и Хабаровский край (48,4%).
Сейчас, когда в портфеле субъектов много краткосрочного долга — в прошлом году банки крайне неохотно выдавали деньги на длительный срок, — мера особенно актуальна, уверена Елена Анисимова.
Впрочем, по расчетам АКРА, на конец прошлого года было всего 19 субъектов с долей коммерческого долга свыше 25%, отметила эксперт. Если исходить из того, что под такого рода обязательствами понимаются исключительно кредиты финансовых учреждений — не из бюджета, на реструктуризацию потребуется около 100 млрд рублей, пояснила эксперт.
Но теоретически в коммерческий долг могут быть включены еще и выпущенные субъектами облигации. В этом случае регионов в «красной зоне» по уровню закредитованности будет значительно больше — 34, а на рефинансирование до установленной планки в 25% потребуется уже 340 млрд рублей, резюмировала Елена Анисимова.
Инфраструктурные бюджетные кредиты: регион становится кредитором в проектном финансировании
«Механизм» предоставления бюджетных инфраструктурных кредитов был анонсирован президентом России Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию. Предполагается, что до конца 2023 года объем таких кредитов составит не менее 500 млрд руб. Какие возможности инвестиционные кредиты открывают в сфере ГЧП и проектного финансирования, рассказал советник, руководитель Практики проектного финансирования и ГЧП АБ «Линия права» Михаил Корнев.
Как известно из выступления президента, инфраструктурные кредиты будут выдаваться по ставке не более 3% годовых на 15 лет под конкретный проект, прошедший федеральную экспертизу. В числе приоритетных обозначены проекты в сфере автодорожной инфраструктуры, ЖКХ, общественного транспорта, туризма, социальной сфере, комплексного развития территорий. При этом размер кредита будет рассчитываться с учетом проводимой субъектом РФ ранее долговой политики: «чем меньше долгов было у региона, тем больше он сможет получить инфраструктурных кредитов».
Таким образом, инфраструктурный кредит является выгодной альтернативой или дополнением к банковскому финансированию. Инвестиционный кредит позволяет получить «длинные дешевые деньги». С учетом того, что ключевая ставка ЦБ РФ составляет (на 29 апреля 2021 года) 5% с перспективами роста, инфраструктурный кредит может ощутимо улучшить финансовые показатели проекта. Кроме того, горизонт финансирования в 15 лет вполне позволяет использовать инфраструктурные кредиты в проектах с длительным сроком возвратности инвестиций, а также сочетать их с краткосрочным, но и более дорогим банковским финансированием. Субъекты РФ могут быть заинтересованы в дополнительном обеспечении возвратности инфраструктурного кредита и соответствующем обеспечении.
Так как бюджетные кредиты предоставляются на условиях возмездности и возвратности, полагаем, что наибольший интерес у регионов возникнет в отношении проектов, генерирующих доход за счет коммерческой деятельности частного партнера (концессионера), а не за счет бюджетных обязательств региона.
В классических концессиях достаточным обеспечением интересов региона служило возникновение права публичной собственности на создаваемый объект. При грамотном структурировании проекта объем обязательств региона в инвестиционной части не превышал бы стоимость создания объекта (с учетом кредитной составляющей).
Предоставляя средства на реализацию проекта за счет бюджетного кредита, регион будет заинтересован в обеспечении возвратности средств: как и частный партнер (концессионер), регион является «заемщиком», а значит возникновение собственности на построенный объект уже не гарантирует всех интересов региона.
Независимо от итогов реализации проекта инфраструктурный кредит подлежат возврату. В отличие от классических концессий, регион как заемщик опосредовано несет риски доходности по проекту и заинтересован в получении части дохода от проекта.
Возвратность инфраструктурного кредита может обеспечиваться за счет уже отработанных механизмов, например, концессионной платы или платы частного партнера. В интересах региона ее можно определить как процент от получаемой концессионером (частным партнером) прибыли, но не менее размера, достаточного для погашения тела и процентов по инфраструктурному кредиту.
В случае, если доходность проекта не позволяет обслуживать инфраструктурный кредит, регион будет вынужден обеспечивать его возврат за счет иных источников, что повышает нагрузку на бюджет и является дополнительным риском для региона при применении инфраструктурного кредита.
В этом случае субъект РФ будет заинтересован в применении дополнительных механизмов обеспечения обязательств частного партнера (концессионера) по возмещению тела и процентов по инфраструктурному кредиту.
Полагаем, что для такого обеспечения могли бы применяться классические механизмы проектного финансирования, в которых регион участвовал бы наравне с финансирующим банком:
Очевидно, что акционерный долг должен быть субординирован по отношению к обязательствам перед банком и регионом. «Старшинство» обязательств банка и региона будет подлежать обсуждению.
Так как объем банковского финансирования может быть уменьшен за счет инфраструктурного кредитования, соответствующее уменьшение объемов обеспечения обязательств перед банком может быть использовано для обеспечения обязательств перед регионом. Банк и регион должны будут договориться о порядке удовлетворения требований за счет обеспечения.
Конкуренция региона и банка в проектном финансировании не типична: регион по концессиям и ГЧП-проектам обычно выступает «гарантом» перед банком. В случае применения инфраструктурных кредитов регион становится также и самостоятельным кредитором.
С этой точки зрения инвестор также принимает дополнительные риски: вместо одного кредитора (банка) в проекте участвуют сразу два кредитора, каждый с самостоятельным интересом в возврате займов и обеспечении обязательств частного партнера (концессионера). Это усложняет структуру сделки и налагает на частного партнера (концессионера) дополнительные риски по управлению проектом. Также при применении инфраструктурного кредита возникает вопрос о применимости механизма гарантирования минимального дохода. Регион как кредитор частного партнера (концессионера) уже принял на себя дополнительные риски по возврату инфраструктурного кредита и может быть не заинтересован в дополнительной нагрузке на бюджет за счет МГД, что также порождает дополнительные риски при структурировании сделки.
Пока инфраструктурный кредит (500 млрд рублей до 2023 года) глобально не является конкурентом банковскому кредитованию по объемам финансирования, но с учетом стоимости финансирования банковский кредит безусловно проигрывает инфраструктурному.
В случае распространения инфраструктурного кредитования банки могут быть вынуждены скорректировать требования к платежным механизмам проектов и смягчить позицию безусловного «старшего» кредитора.
Порядок отбора проектов (фактически – требования к проектам), а также порядок определения размера инфраструктурного кредита подлежат определению, но именно от них во многом зависит, как конкретно поменяется механизм структурирования проектов с учетом инвестиционного кредита.
Инфраструктурные бюджетные кредиты это простыми словами
Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.
1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.
2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.
3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.
4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.
5. Электронное обращение не рассматривается при:
— отсутствии фамилии и имени заявителя;
— указании неполного или недостоверного почтового адреса;
— наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
— наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
— использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
— отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
— наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.
6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.
7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.
8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»
Инфраструктурные бюджетные кредиты
Инфраструктурные бюджетные кредиты
Инфраструктурные бюджетные кредиты будут выдаваться регионам по ставке не более 3% годовых и сроком погашения — до 15 лет. В ближайшие два года (до 2023 года) планируется выделить 500 миллиардов рублей. В период с 2023 по 2026 гг. планируется выделить ещё 500 миллиардов рублей на тех же условиях для инфраструктурного развития регионов.
Приоритетными для финансирования проектами станут обновление системы ЖКХ, строительство автомобильных дорог, комплексное развитие территорий и создание объектов туристической индустрии.
Ответственное ведомство за отбор инфраструктурных проектов Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации приняты постановления об утверждении Правил отбора инфраструктурных проектов и об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами инфраструктурных кредитов. Помимо этого, утверждены ряд документов о порядке определения размера лимитов для субъектов, а также о методике оценки и ранжирования проектов по критериям конкурсного отбора. Основными обязательными требованиями к проектам определены объём привлекаемых внебюджетных средств, который не должен быть меньше бюджетного кредита, и объём будущих дополнительных налоговых доходов, который не должен быть меньше расходов на обслуживание и возврат кредита в течение 15 лет.
Помимо этого, в число конкурсных критериев вошли показатели вновь созданных рабочих мест на 1 млн рублей кредита, отношение дополнительных доходов к объёму расходов на обслуживание и возврат кредита, а также оценка градостроительного потенциала территории.
Среди основных правил использования и возврата инфраструктурных кредитов:
Одним из основных критериев для положительной оценки проекта станет увеличение градостроительного потенциала и объёмов ввода жилья, что обуславливает развитие инфраструктуры.
Регионы России до 1 октября должны подать заявки на получение инфраструктурных бюджетных кредитов. Срок их рассмотрения не будет превышать 30 дней. Приём заявок субъектов будет осуществляться Минстроем России. Свои заключения предоставят Минфин, Минэкономразвития, «ДОМ.РФ» и отраслевые ФОИВ. Решения об отборе проектов будут приниматься президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию.
Инфраструктурные облигации
С 2021 по 2024 гг. за счёт выпуска инфраструктурных облигаций будет привлечено 150 млрд рублей. Для их размещения в конце прошлого года создано специализированное общество проектного финансирования, которое будет привлекать денежные средства рыночных инвесторов под поручительство «Дом.РФ». Полученные средства будут предоставляться в виде льготных кредитов по субсидируемой из бюджета ставке (2%-4%) сроком до 15 лет (в ряде случаев до 30 лет) — займы будут выдаваться под гарантию регионов. Средства кредитов можно будет потратить на инженерную, дорожную и социальную инфраструктуры в рамках проектов строительства жилья, а также на общегородскую инфраструктуру.
Для использования механизма инфраструктурных облигаций у региона уровень госдолга не должен превышать 50%.
Прямая речь
«За последние три года в консолидированные бюджеты субъектов страны поступило почти 40 млрд рублей от платы за негативное воздействие на окружающую среду. При этом на ликвидацию накопленного вреда регионы направили менее 2% поступивших средств. Поэтому Правительство по поручению Президента “окрасит” экологические платежи и введёт приоритизацию экологических проектов и их финансирования. Направление средств не на экологическое оздоровление будет невозможно»
Виктория Абрамченко, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
«Во многих регионах сталкиваются … с проблемами снабжения людей чистой водой, с потребностью нарастить мощности очистных сооружений. Это я постоянно слышу, посещая регионы нашей страны. И это необходимо прежде всего для сбережения здоровья людей, для выполнения той самой национальной цели, которую поставил перед нами Президент». «В текущем году для выполнения федерального проекта «Чистая вода» в 75 регионах мы предусмотрели в бюджете около 26 млрд. рублей… для федерального проекта «Оздоровление Волги» предусмотрено более 13 млрд. рублей»
Михаил Мишустин, Председатель Правительства Российской Федерации
«Фонд национального благосостояния – это ещё один новый финансовый инструмент для предоставления льготных целевых займов ресурсоснабжающим организациям на реализацию проектов по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры».
Марат Хуснуллин, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
«… ситуация с коммунальной инфраструктурой на Северном Кавказе. Во всех семи регионах она сильно изношена и не выдерживает нагрузку. Нет у многих нормальных водоочистных сооружений. Жители регулярно сталкиваются с перебоями в подаче воды. Нужны конкретные решения проблемы водоснабжения и водоотведения на Северном Кавказе, которые бы учитывали особенности каждой территории»
Михаил Мишустин, Председатель Правительства Российской Федерации
«Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти Краснодарского края подготовить и утвердить комплекс мер, обеспечивающих модернизацию (строительство) канализационных очистных сооружений и очистных сооружений ливневых стоков в целях минимизации негативных последствий сброса сточных вод в акваторию Чёрного и Азовского морей, предусмотрев в том числе привлечение внебюджетных источников финансирования и использование механизмов государственно-частного партнёрства»
«Не может не вызывать беспокойства состояние источников пресной воды, особенно источников питьевого водоснабжения. Глобальные изменения климата и антропогенная нагрузка приводят к истощению вод. Их запасы сокращаются, а качество ухудшается. Мы научились считать запасы нефти и газа, но не знаем, сколько в мире питьевой воды и на сколько лет её хватит. Наша глобальная задача – создание национальной сети мониторинга качества и количества пресной воды, необходимой для жизни человека. Должна быть создана единая система учёта и механизмы жёсткого контроля отбора воды»
Виктория Абрамченко, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Инфраструктурное меню поможет регионам получить единую систему поддержки развития инженерной и коммунальной инфраструктуры, дополнительные 150 миллиардов рублей на проекты по улучшению теплоснабжения и водоснабжения, а также фокус на концессии и внебюджетные источники финансирования при модернизации очистных сооружений черноморского побережья.
Основные решения для отрасли, озвученные в ходе совещания у Президента РФ по реализации отдельных положений Послания Федеральному Собранию!
Проекты отраслевых НПА
Проект постановления Правительства РФ о контроле за исполнением инвестпрограмм и сохранении экономии от их реализации
Подробнее >>
Законопроект о штрафах за отсутствие автоматического контроля сбросов загрязняющих веществ
Подробнее >>
Проект федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)»
Подробнее >>
Проект изменений в ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» с письмом-обращением отраслевого сообщества к вице-премьеру М.Ш. Хуснуллину с предложениями по корректировке ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»
Подробнее >>