инфраструктурные кредиты 2021 по регионам

Инфраструктурные кредиты 2021 по регионам

Российские регионы смогут получить льготные бюджетные кредиты на развитие инфраструктуры. Постановление об этом подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.

Федеральные средства будут предоставляться на возвратной основе по ставке 3% годовых на срок не менее 15 лет. Погашение кредита стартует с третьего года после его получения, что дополнительно снизит нагрузку на региональные бюджеты.

Комментарий

Для того чтобы получить такую финансовую поддержку, региону необходимо принять участие в отборе проектов. Правила его проведения готовятся к подписанию. Согласно этому документу, федеральные средства могут быть потрачены, например, на проектирование, строительство или реконструкцию коммунальной, социальной и транспортной инфраструктуры. Займы также можно направить на приобретение городского транспорта и ещё ряд целей, связанных с развитием территорий.

Ожидается, что к 2024 году объём выданных инфраструктурных кредитов достигнет 500 млрд рублей.

Как отметил на заседании Правительства 15 июля Михаил Мишустин, такие займы позволят увеличить объёмы строительства новых жилых домов, больниц, школ, спортивных сооружений и дорог, обеспечат обновление жилищно-коммунального хозяйства. Всё это позволит улучшить качество жизни граждан, даст дополнительный импульс развитию экономики на местах.

Инфраструктурные бюджетные кредиты – один из инструментов регионального развития. Этой теме была посвящена значительная часть отчёта Михаила Мишустина в Государственной Думе 12 мая. Среди основных направлений предстоящей работы он назвал реализацию мероприятий, озвученных Президентом в Послании Федеральному Собранию. В их числе – реструктуризация бюджетных кредитов, замещение коммерческих займов бюджетными, а кроме того, выпуск инфраструктурных облигаций, которые позволят привлечь дополнительные внебюджетные средства на строительство жилья.

Источник

Треть инфраструктурных кредитов из бюджета получат пять регионов

инфраструктурные кредиты 2021 по регионам

Минфин довел до региональных властей информацию о распределении лимитов по бюджетным кредитам на реализацию инфраструктурных проектов. Соответствующее решение было одобрено на заседании президиума правительственной комиссии по региональному развитию 15 июля, следует из письма Минфина главам субъектов Федерации (копия есть в распоряжении РБК) и сообщения на сайте правительства об итогах заседания комиссии.

Представители двух регионов неформально подтвердили РБК выделенные им лимиты по кредитам, пресс-служба Минфина не подтвердила, но и не опровергла указанное распределение. Представитель вице-премьера Марата Хуснуллина, который возглавляет комиссию по региональному развитию, отказался от комментариев.

инфраструктурные кредиты 2021 по регионам

Кредиты почти для всех

Инфраструктурные кредиты — крупнейшая инициатива последних лет, направленная на социально-экономическое развитие регионов. До конца 2023 года предстоит вложить в развитие региональной инфраструктуры 500 млрд руб. федеральных кредитов по ставке 3% годовых с дальнейшей перспективой выделения такой же суммы до 2026 года, говорил 15 июля Хуснуллин.

Путин в послании обозначил базовый принцип, которым необходимо руководствоваться при распределении этих кредитов: чем меньше долгов у региона, тем больше он сможет получить инфраструктурных кредитов. Когда Минфин и Минэкономразвития принялись за выработку критериев раздачи средств, возникла дискуссия, как это делать — на конкурсной основе или в соответствии с какими-то критериями, рассказывает собеседник РБК в администрации одного из регионов. В итоге в мае министр экономики Максим Решетников объявил, что для всех регионов центр определит их кредитные лимиты.

В пресс-службе Минфина РБК уточнили, что распределение лимитов инфраструктурных кредитов регионам «осуществлено пропорционально численности населения». На этот основной параметр дополнительно были наложены два коэффициента — общая долговая нагрузка с учетом объема государственного долга региона на 1 января 2021 года и стоимость фиксированного набора товаров и услуг в регионе по отношению к среднему по России.

В пресс-службе Минэкономразвития подтвердили, что лимиты распределены «с учетом социально-экономических и бюджетных характеристик региона, таких как численность населения, уровень долговой нагрузки и стоимость фиксированного набора товаров и услуг».

Самые большие лимиты предназначены для таких высокоразвитых регионов, как Москва, Московская область и Санкт-Петербург, — на три этих региона приходится четверть всех инфраструктурных кредитов. Вместе с Краснодарским краем и Ростовской областью они заберут около трети всех лимитов. Эти субъекты являются и лидерами по численности населения — на Москву, Подмосковье и Петербург приходится более 17% населения России.

Меньше всего достанется дотационным Чукотке, Ненецкому автономному округу и Хакасии. Для Мордовии вообще не предусмотрено бюджетного кредита на инфраструктурные проекты (у республики самое высокое отношение общего госдолга к собственным доходам — 195% на начало 2021 года).

Принятый подход в полной мере учитывает нормы, предусмотренные посланием президента, утверждает Минфин. Руководитель группы региональных рейтингов Аналитического рейтингового кредитного агентства (АКРА) Елена Анисимова согласна — критерии «разумны». «В контексте численности стоило бы обратить внимание еще и на плотность населения. При принятии итогового решения о финансировании того или иного проекта это позволило бы разграничить потребности субъектов в конкретном виде инфраструктуры. При низкой плотности очень важна транспортная доступность, при высокой — потребности могут быть другими: в сетях, очистных сооружениях и так далее», — добавляет она.

Однако источник РБК в администрации одного из регионов считает, что утвержденное распределение лимитов не совсем соответствует принципу справедливости, о котором говорилось в президентском послании. Дело в том, что на получение инфраструктурных кредитов смогут претендовать даже закредитованные регионы, которым федеральный центр дополнительно поможет с реструктуризацией коммерческого долга, указывает он. Президент в послании также поручил заместить бесплатными бюджетными кредитами до 2029 года рыночный долг субъектов, превышающий 25% их собственных доходов. Таким образом, более тридцати регионов получат льготные кредиты почти на 337 млрд руб. на замещение более дорогой в обслуживании коммерческой задолженности.

Собеседник РБК полагает, что 500 млрд руб. инфраструктурных кредитов было бы справедливее распределять среди регионов, у которых доля рыночных обязательств к собственным доходам менее 25%. Принятый же федеральным центром подход «не стимулирует регионы к ведению ответственной долговой политики», считает он.

Однако Елена Анисимова возражает: к высокозакредитованным регионам по критериям Минфина (долг к собственным доходам — более 85%) относятся девять субъектов — Томская область, Карелия, Костромская область, Псковская область, Орловская область, Удмуртия, Калмыкия, Хакасия и Мордовия, им реструктурируют суммарно 106 млрд руб. долга, а новых инфраструктурных кредитов выдадут лишь на 7,5 млрд руб. — «совсем немного, поэтому выглядит все логично и справедливо». В то же время такие регионы, как Московская область, много занимали на развитие, но нельзя сказать, что они ведут «безответственную» долговую политику, добавляет Анисимова.

Бюджетным законодательством предусмотрен предельный уровень госдолга регионов — 100% объема собственных доходов бюджета субъекта (для высокодотационных субъектов РФ — 50%). «Для недопущения разбалансировки бюджетной системы и нивелирования рисков неисполнения регионами обязательств перед гражданами считаем необходимым при предоставлении из федерального бюджета субъектам РФ бюджетных кредитов исходить из непревышения предельного уровня госдолга», — заявили РБК в Минэкономразвития.

Директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов логику предоставления больших лимитов высокоразвитым регионам объясняет тем, что в них механизм инфраструктурных кредитов на 15 лет с большей вероятностью покажет эффективность. «Возвратность кредитов в развитых регионах выше. Механизм бюджетных кредитов на инфраструктурные проекты для России новый; окупаемость таких проектов даже в сильных регионах, где могут быть выше мультипликативные эффекты, не столь явная», — рассуждает эксперт.

Распределение лимитов по инфраструктурным кредитам не означает, что субъекты получат в итоге именно эти суммы. Конкретные параметры кредитов будут определяться на заседании президиума правительственной комиссии по региональному развитию, уточнили РБК в Минфине. Средства будут выдавать на конкретные проекты, прошедшие конкурсный отбор и детальную экспертизу на федеральном уровне, следует из пресс-релиза правительства. Среди таких критериев:

При использовании кредитов должны будут выполняться несколько правил: целевое назначение средств, обособленный от бюджета региона учет расходов по кредиту, обеспечение федерального казначейского сопровождения инфраструктурных проектов и ежеквартальные отчеты главы региона.

РБК направил запросы о планах на использование кредитов в правительства Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодарского края, Татарстана, Мордовии, Хакасии, Челябинской и Свердловской областей. В пресс-службе аппарата курирующего вице-губернатора Санкт-Петербурга Максима Соколова ответили, что правительство региона «заинтересовано в получении и использовании инфраструктурных кредитов из средств федерального бюджета».

Источник

Минфин распределил лимиты по инфраструктурным кредитам регионам на 0,5 трлн рублей

Минфин распределил лимиты по инфраструктурным кредитам регионам на общую сумму 500 млрд рублей. Решение было одобрено на заседании президиума правительственной комиссии по региональному развитию 15 июля и доведено до сведения глав регионов. Об этом сообщает РБК со ссылкой письмо Минфина губернаторам и сообщение по итогам заседания на сайте правительства.

Эти субъекты являются и лидерами по численности населения — на Москву, Подмосковье и Петербург приходится более 17% населения России. Меньше всего достанется дотационным Чукотке, Ненецкому автономному округу и Хакасии. У Мордовии — самое высокое отношение общего госдолга к собственным доходам — 195% на начало 2021 года.

Представители двух регионов неформально подтвердили изданию выделенные им лимиты по кредитам, пресс-служба Минфина не подтвердила, но и не опровергла распределение. Представитель вице-премьера Марата Хуснуллина, который возглавляет комиссию по региональному развитию, отказался от комментариев.

В пресс-службе Минфина изданию объяснили, что распределение лимитов «осуществлено пропорционально численности населения». На этот основной параметр дополнительно были наложены два коэффициента — общая долговая нагрузка с учетом объема государственного долга региона на 1 января 2021 года и стоимость фиксированного набора товаров и услуг в регионе по отношению к среднему по России.

В пресс-службе Минэкономразвития подтвердили, что лимиты распределены «с учетом социально-экономических и бюджетных характеристик региона, таких как численность населения, уровень долговой нагрузки и стоимость фиксированного набора товаров и услуг». Принятый подход в полной мере учитывает нормы, предусмотренные посланием президента, отметил Минфин.

Распределение лимитов по инфраструктурным кредитам не означает, что субъекты получат в итоге именно эти суммы. Конкретные параметры кредитов будут определяться на заседании президиума правительственной комиссии по региональному развитию, уточнили в Минфине. Средства будут выдавать на конкретные проекты, прошедшие конкурсный отбор и детальную экспертизу на федеральном уровне, следует из пресс-релиза правительства. Среди таких критериев — привлечение внебюджетных средств в сумме не меньше кредита; будущие налоговые доходы не менее расходов на обслуживание кредита; определенное число рабочих места на каждый 1 млн рублей кредита и другие.

По оценке собеседника в администрации одного из регионов, утвержденное распределение лимитов не совсем соответствует принципу справедливости, о котором говорилось в президентском послании. На получение инфраструктурных кредитов смогут претендовать даже закредитованные регионы, которым федеральный центр дополнительно поможет с реструктуризацией коммерческого долга, сказал он. Президент в послании поручил заместить бесплатными бюджетными кредитами до 2029 года рыночный долг субъектов, превышающий 25% их собственных доходов. Более 30 регионов получат льготные кредиты почти на 337 млрд рублей на замещение более дорогой в обслуживании коммерческой задолженности.

Собеседник издания отметил, что 500 млрд рублей было бы справедливее распределять среди регионов, у которых доля рыночных обязательств к собственным доходам менее 25%. По его словам, принятый федеральным центром подход «не стимулирует регионы к ведению ответственной долговой политики».

Сумма для обсуждения: о чьих деньгах говорили в 2020-м

Сумма для обсуждения: о чьих деньгах говорили в 2020-м

Источник

Стройся по ранжиру: российским регионам одобрили инфраструктурные кредиты

инфраструктурные кредиты 2021 по регионам

Регионы формировали и подавали заявки до конца сентября, а уже до конца октября 2021 года утвердят окончательный список проектов. Правом подать заявку воспользовались 83 региона.

инфраструктурные кредиты 2021 по регионам

Одобрен кредит Москве в сумме 81,2 млрд рублей. Средства потратят на новые вагоны для Большой кольцевой линии метро и МЦД-3. В Туле построят мост через Упу стоимостью 2,7 млрд рублей. Алтайский край получит 9,3 млрд рублей на строительство туристических объектов и улучшение транспортной инфраструктуры. В Липецке проведут новые инженерные сети (3,6 млрд рублей). Чувашия на выделенные деньги (3,7 млрд рублей) построит детские сады в новых кварталах. За 1,8 млрд рублей реконструируют котельную в Елизово (Камчатка).

Необходимость назрела

инфраструктурные кредиты 2021 по регионам

Развитие инфраструктуры — стратегическая задача, которая стоит перед региональными и муниципальными органами власти, напоминает заместитель директора Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ Евгений Плисецкий.

— При этом на сегодня, по данным Росстата, износ основных фондов составляет порядка 40%, по отдельным видам социальной сферы — от 40 до 50%.

Решить такую масштабную проблему самостоятельно регионы не в состоянии.

— Региональные бюджеты, по данным Минфина, исполняются с дефицитом. По словам первого заместителя министра финансов Леонида Горнина, по итогам 2020 года дефицит составляет порядка 677 млрд рублей, а объем госдолга хоть и остается на безопасном уровне, который примерно соответствует уровню конца 2012 года, тем не менее сохраняется в большинстве регионов. Муниципальные органы власти вынуждены работать в условиях значительной бюджетной ограниченности, — продолжает эксперт.

инфраструктурные кредиты 2021 по регионам

По словам Плисецкого, новый инструмент федеральной поддержки положительно скажется на улучшении делового климата и качестве жизни населения, а условия не обременительны для бюджетов регионов.

инфраструктурные кредиты 2021 по регионам

— Регионы направят инфраструктурные кредиты на создание и реконструкцию критически важной инфраструктуры в коммунальной, социальной и транспортной сферах. Например, в дорожном хозяйстве (Ленинградская область), строительство нового аэропорта (Омская область), строительство социальных объектов и инженерной инфраструктуры (Липецкая область), развитие новых микрорайонов и создание современной городской среды (Волгоградская область) и т. д.

Каждому — по потребностям

Лимиты по регионам распределялись пропорционально численности населения и уровню долговой нагрузки, отмечает кандидат географических наук, директор научно-исследовательского центра пространственного анализа и региональной диагностики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Дмитрий Землянский.

Наиболее существенную роль предложенная мера должна сыграть в среднеразвитых, но населенных регионах. Им выделены значительные лимиты по суммам, в то время как объем региональных бюджетов не самый большой. Например, средства, выделенные Алтайскому краю или Воронежской области, — почти треть расходов на национальную экономику. Во Владимирской области сумма расходов бюджетного кредита на национальную экономику приближается к 45%.

инфраструктурные кредиты 2021 по регионам

По мнению эксперта, жизнь граждан изменится, если регион направит эти средства на решение ключевых вопросов.

инфраструктурные кредиты 2021 по регионам

— При этом важно, чтобы у всех проектов был четко понятный жизненный цикл, в конце которого будет очевиден не только социальный результат (благоустроенность), но и доходы региональных бюджетов в виде налогов.

Радикальных перемен не ждать

Большинство проектов, получивших финансирование, имеют социальный и инфраструктурный характер и отразятся на повышении качества жизни граждан. Но ждать от них чего-то радикально большего не стоит, полагает исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «УНИВЕР Капитал» Артем Тузов.

Эти проекты не привлекут долгосрочные бизнес-инвестиции в регионы, так как эти инициативы некоммерческие. Рабочие места новые, разумеется, появятся, но речь о сотнях рабочих мест, а не о тысячах. Если говорить цинично, расширение БАМа даст экономике больше пользы, чем строительство 10 школ, детских садов и реабилитационных центров для детей.

инфраструктурные кредиты 2021 по регионам

По мнению Тузова, такие проекты — социальная нагрузка государства:

— Но социальное государство и должно тратить деньги не только на экономические проекты, но и на социальные. Это те самые проекты, куда уходят налоги, собираемые с граждан. Очевидно, для жителей Тулы важнее, что будет построен мост через реку Упу, а для жителей Павловска, что появятся очистные сооружения.

Правило «снежного кома»

инфраструктурные кредиты 2021 по регионам

Инфраструктурные проекты, которые реализуют благодаря кредитам из федерального бюджета, несомненно, положительно скажутся не только в социальной сфере, но и в экономике регионов, считает управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева.

Такие проекты дадут толчок для развития. Важнее даже не то, что возведут на непосредственных объектах, а то, что появится вследствие. Это сопутствующий бизнес. Например, в новом аэропорту откроются точки общепита, магазины, сформируется спрос на гостиничные услуги, улучшится связь между городами, в том числе деловая. Другой пример — открытие новых детских садов позволит мамам выйти на работу и поспособствует росту благосостояния семей с детьми, ведь нередко матери оставляют работу из-за перегруженности или нехватки детских садов. Строительство мостов также улучшит транспортную мобильность граждан и бизнеса. Следовательно, речь идет уже не о сотнях рабочих мест, о которых говорили в правительстве, а о десятках тысяч.

инфраструктурные кредиты 2021 по регионам

Если всё сделать правильно, решатся важные проблемы в регионах, и частные инвестиции не заставят себя ждать:

— Инвесторам интереснее вложиться в развитие живых, развивающихся городов и районов, с перспективой на отдачу, — резюмирует Косарева.

Источник

Еще 11 регионов получат кредиты на инфраструктурные проекты

инфраструктурные кредиты 2021 по регионам

Правительственная комиссия по региональному развитию 7 октября утвердила заявки Ленинградской, Ульяновской, Омской, Волгоградской, Архангельской, Новгородской, Брянской и Пензенской областей, Пермского края, Чукотского автономного округа, Чеченской Республики.

«Сегодня нами были рассмотрены и одобрены заявки для 11 регионов на предоставление инфраструктурных бюджетных кредитов в объеме более 40 млрд рублей, что будет способствовать вводу более 8 млн кв. м нового жилья и созданию более 50 тыс. рабочих мест», – сообщил вице-премьер Правительства Марат Хуснуллин.

В целом заявки одобрены уже для 53 регионов на общую сумму около 370 млрд рублей – средства поступят до конца 2023 года.

Значительная часть бюджетных кредитов пойдет на развитие дорожно-транспортной инфраструктуры. Займ на эти цели объемом 8,7 млрд рублей возьмет Ленинградская область, Пермский край получит 8 млрд рублей, Пензенская область – 3,1 млрд рублей, Архангельская – 2,6 млрд рублей, Новгородская – 1,1 млрд рублей, а Брянской области для развития транспортной и социальной инфраструктуры при комплексной застройке территорий выделят 3,6 млрд рублей. Чукотский автономный округ получит 270 млн рублей на строительство дорог для разработки месторождения «Пыркакайские штокверки».

Напомним, «Единая Россия» обратилась к Президенту Владимиру Путину с предложением запустить программу развития инфраструктурных проектов в регионах и обеспечить ее необходимыми ресурсами, в том числе льготными кредитами под низкий процент и на длительный срок. Глава государства поддержал инициативу. Госдума единогласно приняла закон в третьем чтении 9 июня. На Съезде «Единой России» 19 июня Президент объявил о продлении программы до 2026 года и увеличении ее финансирования. Регионы смогут брать инфраструктурные бюджетные кредиты по ставке до 3% годовых и сроком погашения 15 лет. Ожидается, что к 2024 году объем выданных инфраструктурных кредитов достигнет 500 млрд рублей, такая же сумма предусмотрена до 2026 года.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *