инфраструктурные кредиты челябинская область
Власти Челябинской области берут кредиты на ₽76,6 млрд
Правительственная комиссия по региональному развитию под руководством вице-премьера РФ Марата Хуснуллина одобрила заявку Челябинской области на получение инфраструктурных бюджетных кредитов на сумму ₽76,6 млрд. Об этом сообщила пресс-служба губернатора Алексея Текслера, который представлял заявку на комиссии.
По данным пресс-службы губернатора, средства инфраструктурных кредитов планируется направить (в текущих ценах) на развитие транспортной инфраструктуры. В том числе ️ ₽4,2 млрд — на проект комплексного обновления троллейбусного парка, включая строительство нового троллейбусного депо; ️ ₽46,7 млрд — на реализацию проекта метротрамвая, включая строительно-монтажные, проектно-изыскательские работы; ️ ₽3,3 млрд — на приобретение трехвагонных метротрамваев. Еще ️ ₽ 22,4 млрд планируется направить на комплексное обновление трамвайных линий Челябинска и реконструкцию трамвайных путей, реконструкцию трамвайных депо, реконструкцию тяговых подстанций, установку новых трамвайных платформ, полное обновление трамвайного парка с приобретением полностью нового подвижного состава. Предусмотрено также строительство новых трамвайных линий в развивающиеся районы Челябинска.
Общая сумма, как следует из сообщения пресс-службы губернатора, составит ₽ 76,6 млрд рублей.
Сроки, на которые предоставляются кредиты, власти не назвали.
ТЭО проекта челябинского метротрама разработает структура правительства Москвы
«Правительством Челябинской области разработан инфраструктурный проект „Комплексное развитие территорий Челябинской агломерации — развитие транспортной инфраструктуры“. Речь идет о реконструкции трамвайной сети и строительстве новых линий, модернизации троллейбусной сети, обновлении подвижного состава, а также реализации проекта метротрамвая с интеграцией в трамвайную сеть в Челябинске. Все наши заявки отработаны с федеральными исполнительными органами власти, эффекты очевидны. Это даст серьезный импульс развитию областного центра и всей челябинской агломерации», — подчеркнул Алексей Текслер.
Ранее Челябинской области одобрили лимит по инфраструктурным кредитам в размере ₽11,5 млрд. Однако этих средств катастрофически недостаточно для строительства метротрама.
Текслер рассказал о миллиардных кредитах, которые планирует взять Челябинская область
Челябинская область уже направила заявки на привлечение инфраструктурных кредитов, с помощью которых планируется завершить строительство метро, сообщил РИА «Новости» на полях ПМЭФ губернатор региона Алексей Текслер.
По словам главы региона, Челябинская область планирует воспользоваться всеми направлениями инфраструктурного меню — это не только бюджетные кредиты, но и инфраструктурные облигации, и возможности займов Фонда ЖКХ для регионов.
«Есть три направления, которые мы для себя определили, мы уже, кстати, по-моему, первые в стране, которые прошли правительственную комиссию, где эти проекты обсуждались: это проект завершения строительства челябинского метро, и метротрамвай плюс обновление трамвайного и троллейбусного парка. Вот три направления, которые мы через бюджетные инфраструктурные кредиты (будем развивать — ред.)», — цитирует РИА «Новости» Текслера.
Текслер пообещал Челябинску запустить метротрамвай за три года. Цена проекта — ₽46 млрд
Суммы инфраструктурных кредитов губернатор не назвал. Ранее он говорил журналистам в Челябинске, что на проект метротрамвая необходимо около 46 млрд рублей.
Также Текслер на ПМЭФ сообщил, что есть еще три проекта жилищного социального строительства на сумму более 5 млрд рублей. Это будут инфраструктурные облигации, уточнил глава региона.
Кроме того, регион подал заявку на три проекта по линии фонда ЖКХ. «Это третье направление — очистные сооружения в Челябинске, проекты модернизация теплоснабжения в Аше и Троицке. Так что мы воспользуемся всем инфраструктурным меню и уже активно это делаем, наши заявки поданы», — заявил Текслер.
Общую сумму заемных средств, которые планирует привлечь руководство Челябинской области, Текслер не назвал.
По данным главы региона, у области низкий госдолг, в целом он не превышает 18% от собственных доходов. Причем, пояснил губернатор, львиная доля в структуре этого долга — «госгарантии, взятые много-много лет назад, и бюджетные кредиты, которые мы структурировали до 2029 года». Коммерческая задолженность у региона «минимальная, не более 5%, мы ведем взвешенную долговую политику», отметил Текслер.
Треть инфраструктурных кредитов из бюджета получат пять регионов
Минфин довел до региональных властей информацию о распределении лимитов по бюджетным кредитам на реализацию инфраструктурных проектов. Соответствующее решение было одобрено на заседании президиума правительственной комиссии по региональному развитию 15 июля, следует из письма Минфина главам субъектов Федерации (копия есть в распоряжении РБК) и сообщения на сайте правительства об итогах заседания комиссии.
Представители двух регионов неформально подтвердили РБК выделенные им лимиты по кредитам, пресс-служба Минфина не подтвердила, но и не опровергла указанное распределение. Представитель вице-премьера Марата Хуснуллина, который возглавляет комиссию по региональному развитию, отказался от комментариев.
Кредиты почти для всех
Инфраструктурные кредиты — крупнейшая инициатива последних лет, направленная на социально-экономическое развитие регионов. До конца 2023 года предстоит вложить в развитие региональной инфраструктуры 500 млрд руб. федеральных кредитов по ставке 3% годовых с дальнейшей перспективой выделения такой же суммы до 2026 года, говорил 15 июля Хуснуллин.
Путин в послании обозначил базовый принцип, которым необходимо руководствоваться при распределении этих кредитов: чем меньше долгов у региона, тем больше он сможет получить инфраструктурных кредитов. Когда Минфин и Минэкономразвития принялись за выработку критериев раздачи средств, возникла дискуссия, как это делать — на конкурсной основе или в соответствии с какими-то критериями, рассказывает собеседник РБК в администрации одного из регионов. В итоге в мае министр экономики Максим Решетников объявил, что для всех регионов центр определит их кредитные лимиты.
В пресс-службе Минфина РБК уточнили, что распределение лимитов инфраструктурных кредитов регионам «осуществлено пропорционально численности населения». На этот основной параметр дополнительно были наложены два коэффициента — общая долговая нагрузка с учетом объема государственного долга региона на 1 января 2021 года и стоимость фиксированного набора товаров и услуг в регионе по отношению к среднему по России.
В пресс-службе Минэкономразвития подтвердили, что лимиты распределены «с учетом социально-экономических и бюджетных характеристик региона, таких как численность населения, уровень долговой нагрузки и стоимость фиксированного набора товаров и услуг».
Самые большие лимиты предназначены для таких высокоразвитых регионов, как Москва, Московская область и Санкт-Петербург, — на три этих региона приходится четверть всех инфраструктурных кредитов. Вместе с Краснодарским краем и Ростовской областью они заберут около трети всех лимитов. Эти субъекты являются и лидерами по численности населения — на Москву, Подмосковье и Петербург приходится более 17% населения России.
Меньше всего достанется дотационным Чукотке, Ненецкому автономному округу и Хакасии. Для Мордовии вообще не предусмотрено бюджетного кредита на инфраструктурные проекты (у республики самое высокое отношение общего госдолга к собственным доходам — 195% на начало 2021 года).
Принятый подход в полной мере учитывает нормы, предусмотренные посланием президента, утверждает Минфин. Руководитель группы региональных рейтингов Аналитического рейтингового кредитного агентства (АКРА) Елена Анисимова согласна — критерии «разумны». «В контексте численности стоило бы обратить внимание еще и на плотность населения. При принятии итогового решения о финансировании того или иного проекта это позволило бы разграничить потребности субъектов в конкретном виде инфраструктуры. При низкой плотности очень важна транспортная доступность, при высокой — потребности могут быть другими: в сетях, очистных сооружениях и так далее», — добавляет она.
Однако источник РБК в администрации одного из регионов считает, что утвержденное распределение лимитов не совсем соответствует принципу справедливости, о котором говорилось в президентском послании. Дело в том, что на получение инфраструктурных кредитов смогут претендовать даже закредитованные регионы, которым федеральный центр дополнительно поможет с реструктуризацией коммерческого долга, указывает он. Президент в послании также поручил заместить бесплатными бюджетными кредитами до 2029 года рыночный долг субъектов, превышающий 25% их собственных доходов. Таким образом, более тридцати регионов получат льготные кредиты почти на 337 млрд руб. на замещение более дорогой в обслуживании коммерческой задолженности.
Собеседник РБК полагает, что 500 млрд руб. инфраструктурных кредитов было бы справедливее распределять среди регионов, у которых доля рыночных обязательств к собственным доходам менее 25%. Принятый же федеральным центром подход «не стимулирует регионы к ведению ответственной долговой политики», считает он.
Однако Елена Анисимова возражает: к высокозакредитованным регионам по критериям Минфина (долг к собственным доходам — более 85%) относятся девять субъектов — Томская область, Карелия, Костромская область, Псковская область, Орловская область, Удмуртия, Калмыкия, Хакасия и Мордовия, им реструктурируют суммарно 106 млрд руб. долга, а новых инфраструктурных кредитов выдадут лишь на 7,5 млрд руб. — «совсем немного, поэтому выглядит все логично и справедливо». В то же время такие регионы, как Московская область, много занимали на развитие, но нельзя сказать, что они ведут «безответственную» долговую политику, добавляет Анисимова.
Бюджетным законодательством предусмотрен предельный уровень госдолга регионов — 100% объема собственных доходов бюджета субъекта (для высокодотационных субъектов РФ — 50%). «Для недопущения разбалансировки бюджетной системы и нивелирования рисков неисполнения регионами обязательств перед гражданами считаем необходимым при предоставлении из федерального бюджета субъектам РФ бюджетных кредитов исходить из непревышения предельного уровня госдолга», — заявили РБК в Минэкономразвития.
Директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов логику предоставления больших лимитов высокоразвитым регионам объясняет тем, что в них механизм инфраструктурных кредитов на 15 лет с большей вероятностью покажет эффективность. «Возвратность кредитов в развитых регионах выше. Механизм бюджетных кредитов на инфраструктурные проекты для России новый; окупаемость таких проектов даже в сильных регионах, где могут быть выше мультипликативные эффекты, не столь явная», — рассуждает эксперт.
Распределение лимитов по инфраструктурным кредитам не означает, что субъекты получат в итоге именно эти суммы. Конкретные параметры кредитов будут определяться на заседании президиума правительственной комиссии по региональному развитию, уточнили РБК в Минфине. Средства будут выдавать на конкретные проекты, прошедшие конкурсный отбор и детальную экспертизу на федеральном уровне, следует из пресс-релиза правительства. Среди таких критериев:
При использовании кредитов должны будут выполняться несколько правил: целевое назначение средств, обособленный от бюджета региона учет расходов по кредиту, обеспечение федерального казначейского сопровождения инфраструктурных проектов и ежеквартальные отчеты главы региона.
РБК направил запросы о планах на использование кредитов в правительства Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодарского края, Татарстана, Мордовии, Хакасии, Челябинской и Свердловской областей. В пресс-службе аппарата курирующего вице-губернатора Санкт-Петербурга Максима Соколова ответили, что правительство региона «заинтересовано в получении и использовании инфраструктурных кредитов из средств федерального бюджета».
Пяти регионам Урала одобрили инвестиционные бюджетные кредиты
Новую меру поддержки на местах встретили с энтузиазмом: на середину сентября в правительственную комиссию подали заявки 60 субъектов РФ на общую сумму более 767 миллиардов рублей, явно превышающую установленный лимит. Поэтому вопрос выделения займов рассматривается тщательно, на конкурсной основе. Руководителю субъекта нужно доказать, что проект необходим для развития территории, экономически состоятелен и окупится в ближайшие годы, а не увеличит долговую нагрузку на региональный бюджет.
В Тюменской области не планируют останавливаться на уже одобренном правительством инфраструктурном займе в 6,5 миллиарда рублей. Льготный кредит хотят потратить на строительство четырех объектов, в основном в дорожно-транспортной сфере. Но планов у сибиряков явно больше, и правительство региона намерено подать дополнительную заявку еще на 7,7 миллиарда. Эти средства планируется вложить в развитие инфраструктуры индустриальных парков.
В Югре палитра использования одобренного займа более разнообразна. Деньги пустят как на реализацию образовательных и спортивных проектов (к примеру, строительство дворца боевых искусств в Сургуте), так и на промышленные площадки, очистные сооружения. По словам губернатора Натальи Комаровой, помимо бюджетных вложений, инфраструктурные изменения привлекут более 48 миллиардов рублей частных инвестиций, будет создано почти 2,5 тысячи рабочих мест.
Одобрена и заявка Курганской области на получение инфраструктурного кредита на 1,7 миллиарда рублей. Деньги направят на развитие транспортной и инженерной инфраструктуры в районе Заозерном с перспективой ввода 340 тысяч квадратных метров жилья, строительства дорог и ливневой канализации. Отмечается, что в рамках реализации проекта будет создано 1,8 тысячи рабочих мест.
Михаил Мишустин, председатель правительства РФ:
— Рассчитываем, что использование инфраструктурных кредитов позволит развить производство, повысить инвестиционную привлекательность регионов, поддержать бизнес и в итоге повысить качество жизни населения. Направления развития самые разные, и здесь не нужно бояться ставить амбициозные цели.
Правительство РФ даст Челябинской области многомиллиардный кредит
Правительство РФ одобрило заявку Челябинской области на получение инфраструктурных бюджетных кредитов. Заявку представил губернатор Алексей Текслер. Как сообщили URA.RU в пресс-службе Текслера, решение принято в рамках заседания правительственной комиссии по региональному развитию, которое провел вице-премьер РФ Марат Хуснуллин.
«Все наши заявки отработаны с федеральными исполнительными органами власти, эффекты очевидны. Это даст серьезный импульс развитию областного центра и всей челябинской агломерации», — заявил Текслер.
4,2 млрд рублей направят на обновление троллейбусного парка и строительство нового троллейбусного депо в Челябинске. 46,7 млрд рублей будут потрачены на проект метротрамвая в областном центре, включая строительно-монтажные и проектно-изыскательские работы. 3,3 млрд рублей планируется потратить на покупку трехвагонных метротрамваев. 22,4 млрд рублей направят на обновление трамвайных линий Челябинска и реконструкцию трамвайных путей. Также предусмотрено строительство новых трамвайных линий в новые районы города.
«Мы с Алексеем Леонидовичем были соавторами этого решения с метротрамваем, когда спустились под землю и приняли решение. Хорошо, что Челябинская область отработала этот вопрос», — отметил Хуснуллин.