инфраструктурные кредиты регионам это
Инфраструктурные кредиты регионам это
Российские регионы смогут получить льготные бюджетные кредиты на развитие инфраструктуры. Постановление об этом подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
Федеральные средства будут предоставляться на возвратной основе по ставке 3% годовых на срок не менее 15 лет. Погашение кредита стартует с третьего года после его получения, что дополнительно снизит нагрузку на региональные бюджеты.
Комментарий
Для того чтобы получить такую финансовую поддержку, региону необходимо принять участие в отборе проектов. Правила его проведения готовятся к подписанию. Согласно этому документу, федеральные средства могут быть потрачены, например, на проектирование, строительство или реконструкцию коммунальной, социальной и транспортной инфраструктуры. Займы также можно направить на приобретение городского транспорта и ещё ряд целей, связанных с развитием территорий.
Ожидается, что к 2024 году объём выданных инфраструктурных кредитов достигнет 500 млрд рублей.
Как отметил на заседании Правительства 15 июля Михаил Мишустин, такие займы позволят увеличить объёмы строительства новых жилых домов, больниц, школ, спортивных сооружений и дорог, обеспечат обновление жилищно-коммунального хозяйства. Всё это позволит улучшить качество жизни граждан, даст дополнительный импульс развитию экономики на местах.
Инфраструктурные бюджетные кредиты – один из инструментов регионального развития. Этой теме была посвящена значительная часть отчёта Михаила Мишустина в Государственной Думе 12 мая. Среди основных направлений предстоящей работы он назвал реализацию мероприятий, озвученных Президентом в Послании Федеральному Собранию. В их числе – реструктуризация бюджетных кредитов, замещение коммерческих займов бюджетными, а кроме того, выпуск инфраструктурных облигаций, которые позволят привлечь дополнительные внебюджетные средства на строительство жилья.
Треть инфраструктурных кредитов из бюджета получат пять регионов
Минфин довел до региональных властей информацию о распределении лимитов по бюджетным кредитам на реализацию инфраструктурных проектов. Соответствующее решение было одобрено на заседании президиума правительственной комиссии по региональному развитию 15 июля, следует из письма Минфина главам субъектов Федерации (копия есть в распоряжении РБК) и сообщения на сайте правительства об итогах заседания комиссии.
Представители двух регионов неформально подтвердили РБК выделенные им лимиты по кредитам, пресс-служба Минфина не подтвердила, но и не опровергла указанное распределение. Представитель вице-премьера Марата Хуснуллина, который возглавляет комиссию по региональному развитию, отказался от комментариев.
Кредиты почти для всех
Инфраструктурные кредиты — крупнейшая инициатива последних лет, направленная на социально-экономическое развитие регионов. До конца 2023 года предстоит вложить в развитие региональной инфраструктуры 500 млрд руб. федеральных кредитов по ставке 3% годовых с дальнейшей перспективой выделения такой же суммы до 2026 года, говорил 15 июля Хуснуллин.
Путин в послании обозначил базовый принцип, которым необходимо руководствоваться при распределении этих кредитов: чем меньше долгов у региона, тем больше он сможет получить инфраструктурных кредитов. Когда Минфин и Минэкономразвития принялись за выработку критериев раздачи средств, возникла дискуссия, как это делать — на конкурсной основе или в соответствии с какими-то критериями, рассказывает собеседник РБК в администрации одного из регионов. В итоге в мае министр экономики Максим Решетников объявил, что для всех регионов центр определит их кредитные лимиты.
В пресс-службе Минфина РБК уточнили, что распределение лимитов инфраструктурных кредитов регионам «осуществлено пропорционально численности населения». На этот основной параметр дополнительно были наложены два коэффициента — общая долговая нагрузка с учетом объема государственного долга региона на 1 января 2021 года и стоимость фиксированного набора товаров и услуг в регионе по отношению к среднему по России.
В пресс-службе Минэкономразвития подтвердили, что лимиты распределены «с учетом социально-экономических и бюджетных характеристик региона, таких как численность населения, уровень долговой нагрузки и стоимость фиксированного набора товаров и услуг».
Самые большие лимиты предназначены для таких высокоразвитых регионов, как Москва, Московская область и Санкт-Петербург, — на три этих региона приходится четверть всех инфраструктурных кредитов. Вместе с Краснодарским краем и Ростовской областью они заберут около трети всех лимитов. Эти субъекты являются и лидерами по численности населения — на Москву, Подмосковье и Петербург приходится более 17% населения России.
Меньше всего достанется дотационным Чукотке, Ненецкому автономному округу и Хакасии. Для Мордовии вообще не предусмотрено бюджетного кредита на инфраструктурные проекты (у республики самое высокое отношение общего госдолга к собственным доходам — 195% на начало 2021 года).
Принятый подход в полной мере учитывает нормы, предусмотренные посланием президента, утверждает Минфин. Руководитель группы региональных рейтингов Аналитического рейтингового кредитного агентства (АКРА) Елена Анисимова согласна — критерии «разумны». «В контексте численности стоило бы обратить внимание еще и на плотность населения. При принятии итогового решения о финансировании того или иного проекта это позволило бы разграничить потребности субъектов в конкретном виде инфраструктуры. При низкой плотности очень важна транспортная доступность, при высокой — потребности могут быть другими: в сетях, очистных сооружениях и так далее», — добавляет она.
Однако источник РБК в администрации одного из регионов считает, что утвержденное распределение лимитов не совсем соответствует принципу справедливости, о котором говорилось в президентском послании. Дело в том, что на получение инфраструктурных кредитов смогут претендовать даже закредитованные регионы, которым федеральный центр дополнительно поможет с реструктуризацией коммерческого долга, указывает он. Президент в послании также поручил заместить бесплатными бюджетными кредитами до 2029 года рыночный долг субъектов, превышающий 25% их собственных доходов. Таким образом, более тридцати регионов получат льготные кредиты почти на 337 млрд руб. на замещение более дорогой в обслуживании коммерческой задолженности.
Собеседник РБК полагает, что 500 млрд руб. инфраструктурных кредитов было бы справедливее распределять среди регионов, у которых доля рыночных обязательств к собственным доходам менее 25%. Принятый же федеральным центром подход «не стимулирует регионы к ведению ответственной долговой политики», считает он.
Однако Елена Анисимова возражает: к высокозакредитованным регионам по критериям Минфина (долг к собственным доходам — более 85%) относятся девять субъектов — Томская область, Карелия, Костромская область, Псковская область, Орловская область, Удмуртия, Калмыкия, Хакасия и Мордовия, им реструктурируют суммарно 106 млрд руб. долга, а новых инфраструктурных кредитов выдадут лишь на 7,5 млрд руб. — «совсем немного, поэтому выглядит все логично и справедливо». В то же время такие регионы, как Московская область, много занимали на развитие, но нельзя сказать, что они ведут «безответственную» долговую политику, добавляет Анисимова.
Бюджетным законодательством предусмотрен предельный уровень госдолга регионов — 100% объема собственных доходов бюджета субъекта (для высокодотационных субъектов РФ — 50%). «Для недопущения разбалансировки бюджетной системы и нивелирования рисков неисполнения регионами обязательств перед гражданами считаем необходимым при предоставлении из федерального бюджета субъектам РФ бюджетных кредитов исходить из непревышения предельного уровня госдолга», — заявили РБК в Минэкономразвития.
Директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов логику предоставления больших лимитов высокоразвитым регионам объясняет тем, что в них механизм инфраструктурных кредитов на 15 лет с большей вероятностью покажет эффективность. «Возвратность кредитов в развитых регионах выше. Механизм бюджетных кредитов на инфраструктурные проекты для России новый; окупаемость таких проектов даже в сильных регионах, где могут быть выше мультипликативные эффекты, не столь явная», — рассуждает эксперт.
Распределение лимитов по инфраструктурным кредитам не означает, что субъекты получат в итоге именно эти суммы. Конкретные параметры кредитов будут определяться на заседании президиума правительственной комиссии по региональному развитию, уточнили РБК в Минфине. Средства будут выдавать на конкретные проекты, прошедшие конкурсный отбор и детальную экспертизу на федеральном уровне, следует из пресс-релиза правительства. Среди таких критериев:
При использовании кредитов должны будут выполняться несколько правил: целевое назначение средств, обособленный от бюджета региона учет расходов по кредиту, обеспечение федерального казначейского сопровождения инфраструктурных проектов и ежеквартальные отчеты главы региона.
РБК направил запросы о планах на использование кредитов в правительства Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодарского края, Татарстана, Мордовии, Хакасии, Челябинской и Свердловской областей. В пресс-службе аппарата курирующего вице-губернатора Санкт-Петербурга Максима Соколова ответили, что правительство региона «заинтересовано в получении и использовании инфраструктурных кредитов из средств федерального бюджета».
Субъективное вложение: куда регионы потратят инфраструктурные кредиты
Примерно половина регионов сможет претендовать на получение из бюджета специальных кредитов на инвестиции в инфраструктуру, оценили опрошенные «Известиями» аналитики. В субъектах на появление этой меры отреагировали исключительно позитивно — губернаторы уже начали предлагать свои инициативы в дополнение к тем проектам, которые президент привел в пример в послании Федеральному собранию. Впрочем, поскольку принцип финансирования предполагает, что регионы должны будут вернуть центру полученные займы, они будут искать идеи для инвестиций совместно с бизнесом, уверены эксперты. Поэтому вложения пойдут прежде всего в коммерчески привлекательные сферы, такие как туризм и инженерная инфраструктура. На рефинансирование коммерческих обязательств субъектов будет направлено до 340 млрд рублей, оценили аналитики.
Кредит почетного региона
Одной из ключевых тем послания президента Федеральному собранию стало оздоровление финансового сектора и ускорение экономик субъектов. Во-первых, глава государства предложил кардинально реструктурировать кредиты регионов. В частности, заместить часть коммерческого долга бюджетным — доля первого в результате процедуры «санации» не должна быть выше 25% от собственных доходов субъекта.
До 2023 года планируется выделить до 0,5 трлн рублей на такие кредиты. Между субъектами средства будут распределяться по такому принципу: чем меньше долгов у регионального бюджета, тем больше ресурсов он может получить.
В морском порту Усть-Луга, Ленинградская область
На получение таких кредитов может теоретически претендовать примерно половина субъектов — отношение госдолга к собственным налоговым и неналоговым доходам бюджета в 2020 году на уровне ниже 50% было в 46 регионах, оценила первый вице-президент, руководитель направления «Пространственное развитие» ЦСР Наталья Трунова. Впрочем, всё зависит от того, какие именно требования для получения кредитов будут предъявлены, уточнила она. Например, пропорция меньше 30% уже в 28 регионах, отметила она.
«Известия» обратились в российские субъекты с просьбой уточнить, планируют ли они обращаться за займами на инфраструктуру и под какие именно проекты. В пресс-службе правительства Ленобласти предложили ориентироваться на комментарии губернатора Александра Дрозденко. Он уточнил, что у субъекта уже есть больше двух десятков таких проектов: два моста через Волхов и через Свирь, развязка в районе Кудрово, плюс инициативы федерального уровня — развитие портовых комплексов Усть-Луга и Приморск, а также скоростного сообщения Санкт-Петербург — Москва.
Губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин заявил «Известиям», что инфраструктурные бюджетные кредиты — это мощный и эффективный инструмент, который позволит региону комплексно реализовывать отраслевые программы в сферах ЖКХ, дорожного хозяйства, туризма и других.
— Президент дал нам дополнительные возможности, это освободит ресурсы на дальнейшее благоустройство, строительство школ, — сказал глава Московской области Андрей Воробьев. — Инфраструктурные облигации для субъекта имеют принципиальное значение — с их помощью возможно продолжать строить развязки, разгружать дороги.
Вице-губернатор Челябинской области Сергей Шаль уточнил, что субъект уже включился в эту работу: вместе с «Дом.РФ» реализуется пилотный проект по привлечению средств через механизм инфраструктурных облигаций. Планируется получить в этом году займы на 5 млрд рублей на строительство школ, детских садов, а также инженерной инфраструктуры как минимум в трех строительных проектах. Ожидаются заимствования и на более крупные мероприятия, например реконструкцию очистных сооружений Челябинска.
Первый заместитель премьер-министра правительства Башкортостана Рустам Муратов заявил, что республике новый инструмент крайне интересен.
— Будем прорабатывать возможность его использования для инфраструктурного развития Зауралья и северо-восточных районов, города Агидель, геопарков, промышленных и индустриальных парков, туристических объектов, а также создания особых экономических зон и масштабных инвестиционных проектов, — сказал представитель региона.
Кроме того, с его помощью возможно и решение инженерных и транспортных вопросов по комплексной застройке территории Башкортостана и повышения комфорта и благоустройства имеющегося жилья, добавил он.
Бизнес-интересы
Если условно разделить предлагаемую сумму в 0,5 трлн рублей на количество субъектов, у которых банковский долг не превышает 25% собственных доходов, то каждый из них сможет претендовать на кредит в размере 8 млрд рублей, отметила руководитель группы региональных рейтингов агентства АКРА Елена Анисимова. В принципе, хотя сумма и невелика, ее вполне может хватить на решение локальной проблемы. А если учесть синергетический эффект, то поддержка региональных экономик может дать толчок развитию если не целому субъекту, то по крайней мере отдельным муниципальным образованиям на его территории, резюмировала эксперт.
Получение инфраструктурного кредита должно зависеть и от вклада в общий экономический рост от реализуемого проекта, добавила Наталья Трунова. Наиболее очевидные инициативы — это развитие общественного транспорта, комплексное развитие территорий (включая центральные части городов), инженерные сооружения, полагает она.
Впрочем, исходя из принципа платности и, главное, возвратности предоставления таких займов из федерального бюджета, регионы будут ориентироваться прежде всего на такие проекты, которые обеспечивают наиболее высокие налоговые потоки, уверен директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. Поэтому, по всей видимости, в приоритете будут коммерчески интересные инициативы, куда можно привлечь бизнес на условиях ГЧП и концессий, пояснил эксперт. Прежде всего инвестиции пойдут, по всей видимости, в туризм и сферу ЖКХ.
В отделении одного из банков Новосибирска
На 1 апреля общий уровень долга субъектов составил 2,4 трлн рублей. Из них коммерческие кредиты — от банков, в том числе иностранных, и международных финансовых организаций, — около 0,5 трлн. Отношение совокупного долга к собственным доходам субъектов составляет около 26%, подсчитал по просьбе «Известий» ведущий эксперт ЦМАКП Роман Волков.
Тем не менее, несмотря на общую приближенность уровня закредитованности к обозначенной президентом цели в 25%, ситуация в разрезе отдельных регионов существенно отличается. Например, превышает эту планку доля коммерческих долгов у 17 субъектов, в «оранжевой зоне» находятся еще семь. Лидеры по степени закредитованности — Мордовия (78,1%), Псковская область (69,7%), Удмуртия (68,7%), Калмыкия (61,2%) и Хабаровский край (48,4%).
Сейчас, когда в портфеле субъектов много краткосрочного долга — в прошлом году банки крайне неохотно выдавали деньги на длительный срок, — мера особенно актуальна, уверена Елена Анисимова.
Впрочем, по расчетам АКРА, на конец прошлого года было всего 19 субъектов с долей коммерческого долга свыше 25%, отметила эксперт. Если исходить из того, что под такого рода обязательствами понимаются исключительно кредиты финансовых учреждений — не из бюджета, на реструктуризацию потребуется около 100 млрд рублей, пояснила эксперт.
Но теоретически в коммерческий долг могут быть включены еще и выпущенные субъектами облигации. В этом случае регионов в «красной зоне» по уровню закредитованности будет значительно больше — 34, а на рефинансирование до установленной планки в 25% потребуется уже 340 млрд рублей, резюмировала Елена Анисимова.
Минфин распределил лимиты по инфраструктурным кредитам регионам на 0,5 трлн рублей
Минфин распределил лимиты по инфраструктурным кредитам регионам на общую сумму 500 млрд рублей. Решение было одобрено на заседании президиума правительственной комиссии по региональному развитию 15 июля и доведено до сведения глав регионов. Об этом сообщает РБК со ссылкой письмо Минфина губернаторам и сообщение по итогам заседания на сайте правительства.
Эти субъекты являются и лидерами по численности населения — на Москву, Подмосковье и Петербург приходится более 17% населения России. Меньше всего достанется дотационным Чукотке, Ненецкому автономному округу и Хакасии. У Мордовии — самое высокое отношение общего госдолга к собственным доходам — 195% на начало 2021 года.
Представители двух регионов неформально подтвердили изданию выделенные им лимиты по кредитам, пресс-служба Минфина не подтвердила, но и не опровергла распределение. Представитель вице-премьера Марата Хуснуллина, который возглавляет комиссию по региональному развитию, отказался от комментариев.
В пресс-службе Минфина изданию объяснили, что распределение лимитов «осуществлено пропорционально численности населения». На этот основной параметр дополнительно были наложены два коэффициента — общая долговая нагрузка с учетом объема государственного долга региона на 1 января 2021 года и стоимость фиксированного набора товаров и услуг в регионе по отношению к среднему по России.
В пресс-службе Минэкономразвития подтвердили, что лимиты распределены «с учетом социально-экономических и бюджетных характеристик региона, таких как численность населения, уровень долговой нагрузки и стоимость фиксированного набора товаров и услуг». Принятый подход в полной мере учитывает нормы, предусмотренные посланием президента, отметил Минфин.
Распределение лимитов по инфраструктурным кредитам не означает, что субъекты получат в итоге именно эти суммы. Конкретные параметры кредитов будут определяться на заседании президиума правительственной комиссии по региональному развитию, уточнили в Минфине. Средства будут выдавать на конкретные проекты, прошедшие конкурсный отбор и детальную экспертизу на федеральном уровне, следует из пресс-релиза правительства. Среди таких критериев — привлечение внебюджетных средств в сумме не меньше кредита; будущие налоговые доходы не менее расходов на обслуживание кредита; определенное число рабочих места на каждый 1 млн рублей кредита и другие.
По оценке собеседника в администрации одного из регионов, утвержденное распределение лимитов не совсем соответствует принципу справедливости, о котором говорилось в президентском послании. На получение инфраструктурных кредитов смогут претендовать даже закредитованные регионы, которым федеральный центр дополнительно поможет с реструктуризацией коммерческого долга, сказал он. Президент в послании поручил заместить бесплатными бюджетными кредитами до 2029 года рыночный долг субъектов, превышающий 25% их собственных доходов. Более 30 регионов получат льготные кредиты почти на 337 млрд рублей на замещение более дорогой в обслуживании коммерческой задолженности.
Собеседник издания отметил, что 500 млрд рублей было бы справедливее распределять среди регионов, у которых доля рыночных обязательств к собственным доходам менее 25%. По его словам, принятый федеральным центром подход «не стимулирует регионы к ведению ответственной долговой политики».
Сумма для обсуждения: о чьих деньгах говорили в 2020-м
Сумма для обсуждения: о чьих деньгах говорили в 2020-м
Инфраструктурные кредиты регионам это
Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.
1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.
2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.
3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.
4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.
5. Электронное обращение не рассматривается при:
— отсутствии фамилии и имени заявителя;
— указании неполного или недостоверного почтового адреса;
— наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
— наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
— использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
— отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
— наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.
6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.
7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.
8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»