инфраструктурные кредиты что это такое простыми словами

Треть инфраструктурных кредитов из бюджета получат пять регионов

инфраструктурные кредиты что это такое простыми словами

Минфин довел до региональных властей информацию о распределении лимитов по бюджетным кредитам на реализацию инфраструктурных проектов. Соответствующее решение было одобрено на заседании президиума правительственной комиссии по региональному развитию 15 июля, следует из письма Минфина главам субъектов Федерации (копия есть в распоряжении РБК) и сообщения на сайте правительства об итогах заседания комиссии.

Представители двух регионов неформально подтвердили РБК выделенные им лимиты по кредитам, пресс-служба Минфина не подтвердила, но и не опровергла указанное распределение. Представитель вице-премьера Марата Хуснуллина, который возглавляет комиссию по региональному развитию, отказался от комментариев.

инфраструктурные кредиты что это такое простыми словами

Кредиты почти для всех

Инфраструктурные кредиты — крупнейшая инициатива последних лет, направленная на социально-экономическое развитие регионов. До конца 2023 года предстоит вложить в развитие региональной инфраструктуры 500 млрд руб. федеральных кредитов по ставке 3% годовых с дальнейшей перспективой выделения такой же суммы до 2026 года, говорил 15 июля Хуснуллин.

Путин в послании обозначил базовый принцип, которым необходимо руководствоваться при распределении этих кредитов: чем меньше долгов у региона, тем больше он сможет получить инфраструктурных кредитов. Когда Минфин и Минэкономразвития принялись за выработку критериев раздачи средств, возникла дискуссия, как это делать — на конкурсной основе или в соответствии с какими-то критериями, рассказывает собеседник РБК в администрации одного из регионов. В итоге в мае министр экономики Максим Решетников объявил, что для всех регионов центр определит их кредитные лимиты.

В пресс-службе Минфина РБК уточнили, что распределение лимитов инфраструктурных кредитов регионам «осуществлено пропорционально численности населения». На этот основной параметр дополнительно были наложены два коэффициента — общая долговая нагрузка с учетом объема государственного долга региона на 1 января 2021 года и стоимость фиксированного набора товаров и услуг в регионе по отношению к среднему по России.

В пресс-службе Минэкономразвития подтвердили, что лимиты распределены «с учетом социально-экономических и бюджетных характеристик региона, таких как численность населения, уровень долговой нагрузки и стоимость фиксированного набора товаров и услуг».

Самые большие лимиты предназначены для таких высокоразвитых регионов, как Москва, Московская область и Санкт-Петербург, — на три этих региона приходится четверть всех инфраструктурных кредитов. Вместе с Краснодарским краем и Ростовской областью они заберут около трети всех лимитов. Эти субъекты являются и лидерами по численности населения — на Москву, Подмосковье и Петербург приходится более 17% населения России.

Меньше всего достанется дотационным Чукотке, Ненецкому автономному округу и Хакасии. Для Мордовии вообще не предусмотрено бюджетного кредита на инфраструктурные проекты (у республики самое высокое отношение общего госдолга к собственным доходам — 195% на начало 2021 года).

Принятый подход в полной мере учитывает нормы, предусмотренные посланием президента, утверждает Минфин. Руководитель группы региональных рейтингов Аналитического рейтингового кредитного агентства (АКРА) Елена Анисимова согласна — критерии «разумны». «В контексте численности стоило бы обратить внимание еще и на плотность населения. При принятии итогового решения о финансировании того или иного проекта это позволило бы разграничить потребности субъектов в конкретном виде инфраструктуры. При низкой плотности очень важна транспортная доступность, при высокой — потребности могут быть другими: в сетях, очистных сооружениях и так далее», — добавляет она.

Однако источник РБК в администрации одного из регионов считает, что утвержденное распределение лимитов не совсем соответствует принципу справедливости, о котором говорилось в президентском послании. Дело в том, что на получение инфраструктурных кредитов смогут претендовать даже закредитованные регионы, которым федеральный центр дополнительно поможет с реструктуризацией коммерческого долга, указывает он. Президент в послании также поручил заместить бесплатными бюджетными кредитами до 2029 года рыночный долг субъектов, превышающий 25% их собственных доходов. Таким образом, более тридцати регионов получат льготные кредиты почти на 337 млрд руб. на замещение более дорогой в обслуживании коммерческой задолженности.

Собеседник РБК полагает, что 500 млрд руб. инфраструктурных кредитов было бы справедливее распределять среди регионов, у которых доля рыночных обязательств к собственным доходам менее 25%. Принятый же федеральным центром подход «не стимулирует регионы к ведению ответственной долговой политики», считает он.

Однако Елена Анисимова возражает: к высокозакредитованным регионам по критериям Минфина (долг к собственным доходам — более 85%) относятся девять субъектов — Томская область, Карелия, Костромская область, Псковская область, Орловская область, Удмуртия, Калмыкия, Хакасия и Мордовия, им реструктурируют суммарно 106 млрд руб. долга, а новых инфраструктурных кредитов выдадут лишь на 7,5 млрд руб. — «совсем немного, поэтому выглядит все логично и справедливо». В то же время такие регионы, как Московская область, много занимали на развитие, но нельзя сказать, что они ведут «безответственную» долговую политику, добавляет Анисимова.

Бюджетным законодательством предусмотрен предельный уровень госдолга регионов — 100% объема собственных доходов бюджета субъекта (для высокодотационных субъектов РФ — 50%). «Для недопущения разбалансировки бюджетной системы и нивелирования рисков неисполнения регионами обязательств перед гражданами считаем необходимым при предоставлении из федерального бюджета субъектам РФ бюджетных кредитов исходить из непревышения предельного уровня госдолга», — заявили РБК в Минэкономразвития.

Директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов логику предоставления больших лимитов высокоразвитым регионам объясняет тем, что в них механизм инфраструктурных кредитов на 15 лет с большей вероятностью покажет эффективность. «Возвратность кредитов в развитых регионах выше. Механизм бюджетных кредитов на инфраструктурные проекты для России новый; окупаемость таких проектов даже в сильных регионах, где могут быть выше мультипликативные эффекты, не столь явная», — рассуждает эксперт.

Распределение лимитов по инфраструктурным кредитам не означает, что субъекты получат в итоге именно эти суммы. Конкретные параметры кредитов будут определяться на заседании президиума правительственной комиссии по региональному развитию, уточнили РБК в Минфине. Средства будут выдавать на конкретные проекты, прошедшие конкурсный отбор и детальную экспертизу на федеральном уровне, следует из пресс-релиза правительства. Среди таких критериев:

При использовании кредитов должны будут выполняться несколько правил: целевое назначение средств, обособленный от бюджета региона учет расходов по кредиту, обеспечение федерального казначейского сопровождения инфраструктурных проектов и ежеквартальные отчеты главы региона.

РБК направил запросы о планах на использование кредитов в правительства Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодарского края, Татарстана, Мордовии, Хакасии, Челябинской и Свердловской областей. В пресс-службе аппарата курирующего вице-губернатора Санкт-Петербурга Максима Соколова ответили, что правительство региона «заинтересовано в получении и использовании инфраструктурных кредитов из средств федерального бюджета».

Источник

Субъективное вложение: куда регионы потратят инфраструктурные кредиты

инфраструктурные кредиты что это такое простыми словами

Примерно половина регионов сможет претендовать на получение из бюджета специальных кредитов на инвестиции в инфраструктуру, оценили опрошенные «Известиями» аналитики. В субъектах на появление этой меры отреагировали исключительно позитивно — губернаторы уже начали предлагать свои инициативы в дополнение к тем проектам, которые президент привел в пример в послании Федеральному собранию. Впрочем, поскольку принцип финансирования предполагает, что регионы должны будут вернуть центру полученные займы, они будут искать идеи для инвестиций совместно с бизнесом, уверены эксперты. Поэтому вложения пойдут прежде всего в коммерчески привлекательные сферы, такие как туризм и инженерная инфраструктура. На рефинансирование коммерческих обязательств субъектов будет направлено до 340 млрд рублей, оценили аналитики.

Кредит почетного региона

инфраструктурные кредиты что это такое простыми словами

Одной из ключевых тем послания президента Федеральному собранию стало оздоровление финансового сектора и ускорение экономик субъектов. Во-первых, глава государства предложил кардинально реструктурировать кредиты регионов. В частности, заместить часть коммерческого долга бюджетным — доля первого в результате процедуры «санации» не должна быть выше 25% от собственных доходов субъекта.

До 2023 года планируется выделить до 0,5 трлн рублей на такие кредиты. Между субъектами средства будут распределяться по такому принципу: чем меньше долгов у регионального бюджета, тем больше ресурсов он может получить.

инфраструктурные кредиты что это такое простыми словами

В морском порту Усть-Луга, Ленинградская область

инфраструктурные кредиты что это такое простыми словами

На получение таких кредитов может теоретически претендовать примерно половина субъектов — отношение госдолга к собственным налоговым и неналоговым доходам бюджета в 2020 году на уровне ниже 50% было в 46 регионах, оценила первый вице-президент, руководитель направления «Пространственное развитие» ЦСР Наталья Трунова. Впрочем, всё зависит от того, какие именно требования для получения кредитов будут предъявлены, уточнила она. Например, пропорция меньше 30% уже в 28 регионах, отметила она.

«Известия» обратились в российские субъекты с просьбой уточнить, планируют ли они обращаться за займами на инфраструктуру и под какие именно проекты. В пресс-службе правительства Ленобласти предложили ориентироваться на комментарии губернатора Александра Дрозденко. Он уточнил, что у субъекта уже есть больше двух десятков таких проектов: два моста через Волхов и через Свирь, развязка в районе Кудрово, плюс инициативы федерального уровня — развитие портовых комплексов Усть-Луга и Приморск, а также скоростного сообщения Санкт-Петербург — Москва.

инфраструктурные кредиты что это такое простыми словами

Губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин заявил «Известиям», что инфраструктурные бюджетные кредиты — это мощный и эффективный инструмент, который позволит региону комплексно реализовывать отраслевые программы в сферах ЖКХ, дорожного хозяйства, туризма и других.

— Президент дал нам дополнительные возможности, это освободит ресурсы на дальнейшее благоустройство, строительство школ, — сказал глава Московской области Андрей Воробьев. — Инфраструктурные облигации для субъекта имеют принципиальное значение — с их помощью возможно продолжать строить развязки, разгружать дороги.

Вице-губернатор Челябинской области Сергей Шаль уточнил, что субъект уже включился в эту работу: вместе с «Дом.РФ» реализуется пилотный проект по привлечению средств через механизм инфраструктурных облигаций. Планируется получить в этом году займы на 5 млрд рублей на строительство школ, детских садов, а также инженерной инфраструктуры как минимум в трех строительных проектах. Ожидаются заимствования и на более крупные мероприятия, например реконструкцию очистных сооружений Челябинска.

инфраструктурные кредиты что это такое простыми словами

инфраструктурные кредиты что это такое простыми словами

Первый заместитель премьер-министра правительства Башкортостана Рустам Муратов заявил, что республике новый инструмент крайне интересен.

— Будем прорабатывать возможность его использования для инфраструктурного развития Зауралья и северо-восточных районов, города Агидель, геопарков, промышленных и индустриальных парков, туристических объектов, а также создания особых экономических зон и масштабных инвестиционных проектов, — сказал представитель региона.

Кроме того, с его помощью возможно и решение инженерных и транспортных вопросов по комплексной застройке территории Башкортостана и повышения комфорта и благоустройства имеющегося жилья, добавил он.

Бизнес-интересы

Если условно разделить предлагаемую сумму в 0,5 трлн рублей на количество субъектов, у которых банковский долг не превышает 25% собственных доходов, то каждый из них сможет претендовать на кредит в размере 8 млрд рублей, отметила руководитель группы региональных рейтингов агентства АКРА Елена Анисимова. В принципе, хотя сумма и невелика, ее вполне может хватить на решение локальной проблемы. А если учесть синергетический эффект, то поддержка региональных экономик может дать толчок развитию если не целому субъекту, то по крайней мере отдельным муниципальным образованиям на его территории, резюмировала эксперт.

инфраструктурные кредиты что это такое простыми словами

Получение инфраструктурного кредита должно зависеть и от вклада в общий экономический рост от реализуемого проекта, добавила Наталья Трунова. Наиболее очевидные инициативы — это развитие общественного транспорта, комплексное развитие территорий (включая центральные части городов), инженерные сооружения, полагает она.

Впрочем, исходя из принципа платности и, главное, возвратности предоставления таких займов из федерального бюджета, регионы будут ориентироваться прежде всего на такие проекты, которые обеспечивают наиболее высокие налоговые потоки, уверен директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. Поэтому, по всей видимости, в приоритете будут коммерчески интересные инициативы, куда можно привлечь бизнес на условиях ГЧП и концессий, пояснил эксперт. Прежде всего инвестиции пойдут, по всей видимости, в туризм и сферу ЖКХ.

инфраструктурные кредиты что это такое простыми словами

В отделении одного из банков Новосибирска

На 1 апреля общий уровень долга субъектов составил 2,4 трлн рублей. Из них коммерческие кредиты — от банков, в том числе иностранных, и международных финансовых организаций, — около 0,5 трлн. Отношение совокупного долга к собственным доходам субъектов составляет около 26%, подсчитал по просьбе «Известий» ведущий эксперт ЦМАКП Роман Волков.

инфраструктурные кредиты что это такое простыми словами

Тем не менее, несмотря на общую приближенность уровня закредитованности к обозначенной президентом цели в 25%, ситуация в разрезе отдельных регионов существенно отличается. Например, превышает эту планку доля коммерческих долгов у 17 субъектов, в «оранжевой зоне» находятся еще семь. Лидеры по степени закредитованности — Мордовия (78,1%), Псковская область (69,7%), Удмуртия (68,7%), Калмыкия (61,2%) и Хабаровский край (48,4%).

Сейчас, когда в портфеле субъектов много краткосрочного долга — в прошлом году банки крайне неохотно выдавали деньги на длительный срок, — мера особенно актуальна, уверена Елена Анисимова.

Впрочем, по расчетам АКРА, на конец прошлого года было всего 19 субъектов с долей коммерческого долга свыше 25%, отметила эксперт. Если исходить из того, что под такого рода обязательствами понимаются исключительно кредиты финансовых учреждений — не из бюджета, на реструктуризацию потребуется около 100 млрд рублей, пояснила эксперт.

Но теоретически в коммерческий долг могут быть включены еще и выпущенные субъектами облигации. В этом случае регионов в «красной зоне» по уровню закредитованности будет значительно больше — 34, а на рефинансирование до установленной планки в 25% потребуется уже 340 млрд рублей, резюмировала Елена Анисимова.

Источник

Инфраструктурные кредиты что это такое простыми словами

Российские регионы смогут получить льготные бюджетные кредиты на развитие инфраструктуры. Постановление об этом подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.

Федеральные средства будут предоставляться на возвратной основе по ставке 3% годовых на срок не менее 15 лет. Погашение кредита стартует с третьего года после его получения, что дополнительно снизит нагрузку на региональные бюджеты.

Комментарий

Для того чтобы получить такую финансовую поддержку, региону необходимо принять участие в отборе проектов. Правила его проведения готовятся к подписанию. Согласно этому документу, федеральные средства могут быть потрачены, например, на проектирование, строительство или реконструкцию коммунальной, социальной и транспортной инфраструктуры. Займы также можно направить на приобретение городского транспорта и ещё ряд целей, связанных с развитием территорий.

Ожидается, что к 2024 году объём выданных инфраструктурных кредитов достигнет 500 млрд рублей.

Как отметил на заседании Правительства 15 июля Михаил Мишустин, такие займы позволят увеличить объёмы строительства новых жилых домов, больниц, школ, спортивных сооружений и дорог, обеспечат обновление жилищно-коммунального хозяйства. Всё это позволит улучшить качество жизни граждан, даст дополнительный импульс развитию экономики на местах.

Инфраструктурные бюджетные кредиты – один из инструментов регионального развития. Этой теме была посвящена значительная часть отчёта Михаила Мишустина в Государственной Думе 12 мая. Среди основных направлений предстоящей работы он назвал реализацию мероприятий, озвученных Президентом в Послании Федеральному Собранию. В их числе – реструктуризация бюджетных кредитов, замещение коммерческих займов бюджетными, а кроме того, выпуск инфраструктурных облигаций, которые позволят привлечь дополнительные внебюджетные средства на строительство жилья.

Источник

Пять главных вопросов об инфраструктурных кредитах

инфраструктурные кредиты что это такое простыми словами

Строительство новых станций метро и жилых домов, модернизация общественного транспорта и редевелопмент исторического центра Нижнего Новгорода – всë это станет возможным благодаря инфраструктурным бюджетным кредитам. Нижегородская область была выбрана в качестве пилотного региона, которым впервые станут доступны такие финансовые механизмы. Разбираемся, что они из себя представляют и как помогут Нижегородской области совершить прорыв.

Что такое инфра­структурный бюджетный кредит?

Средства предоставляются из федерального бюджета субъекту РФ на реализацию инфраструктурных проектов.

Каковы условия выдачи кредита?

Инфраструктурные бюджетные кредиты будут выдаваться по ставке не более 3% годовых и сроком погашения – до 15 лет.

Кредиты будут предоставляться только под конкретные проекты, прошедшие детальную экспертизу на федеральном уровне.

– До конца 2023 года регионы получат бюджетных кредитов на сумму до 500 млрд рублей. Это колоссальный финансовый ресурс, который не так просто освоить. Задача непростая, работать придется серьезно. Все средства должны быть вложены только в инфраструктурные проекты, после чего качество городской среды возрастет в разы, – отметил заместитель председателя правительства России Марат Хуснуллин. – Потом программа будет продлена до 2026 года, и в инфраструктуру будет вложено еще 500 млрд рублей на возвратной основе.

У каких проектов есть шанс получить кредит?

Как ранее отмечал президент, в приоритете проекты, которые «будут служить инвестициями в создание рабочих мест, в благополучие миллионов российских семей». Среди них – строительство автомобильных дорог, обходов городов, обновление системы ЖКХ и общественного транспорта, комплексное развитие территорий и создание объектов туристической индустрии.

Конкретные проекты будут отбираться на конкурсной основе.

– Критерии простые – мы будем учитывать численность населения субъектов, уровень общей долговой нагрузки регионов. Решения об отборе проектов будут приниматься с учётом базовых показателей при их реализации. Это окупаемость, планируемый объем поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет субъекта. Нам также принципиально важно, чтобы объем привлекаемых внебюджетных средств был не менее объема инфраструктурного бюджетного кредита. Мы будем учитывать и количество созданных рабочих мест на 1 млн рублей кредита, – рассказал Марат Хуснуллин.

Что планируется реализовать в Нижегородской области?

Нижегородская область одной из первых подготовила заявку на предоставление инфраструктурных бюджетных кредитов на сумму 61,4 миллиарда рублей до 2024 года.

Наша заявка включает несколько направлений: реформа общественного транспорта, развитие южных территорий Нижнего Новгорода для жилищного строительства и редевелопмент исторического центра Нижнего Новгорода с вовлечением в активную городскую жизнь более 300 га, расположенных в шаговой доступности от Нижегородского кремля.

Если конкретно, то нижегородцев ждет строительство новых станций метро, создание дублера проспекта Гагарина и нового моста через Оку, обновление инфраструктуры электротранспорта.

– Реформа общественного транспорта – одно из главных направлений нашей заявки на получение средств в рамках инфраструктурного меню. Основная концепция была поддержана президентом России Владимиром Путиным. В частности, планируется модернизация и расширение инфраструктуры городского электротранспорта – это реконструкция 97 км существующих путей, строительство 24 км новых путей, обновление сетевого хозяйства. Параллельно с модернизацией инфраструктуры планируем обновить почти 360 единиц подвижного состава. Вторым этапом является строительство метрополитена – четырех новых станций, – сообщил губернатор Глеб Никитин.

Как пояснил глава региона, комплексная программа развития Нижегородской агломерации в настоящее время структурирована с применением различных инструментов из «инфраструктурного меню». В рамках проекта будут применяться как бюджетные кредиты, так и инфраструктурные облигации.

В частности, за счет облигаций планируется застройка Черниговской набережной в Нижнем Новгороде, освоение территории для жилищного строительства в районе Ольгина и Новинок.

Какие проекты представляют другие регионы?

Заявки поступили от 50 регионов на общую сумму в 2,5 трлн руб. Среди пилотных регионов помимо Нижегородской области назывались Челябинская, Свердловская, Саратовская, Тюменская и Тульская.
В Саратовской области, к примеру, планируется реализовать проект застройки территории бывшего аэропорта Саратова. 220 га практически в самом центре Саратова освободились после введения в строй нового аэропорта.

В Свердловской области деньги инфраструктурных кредитов планируется потратить на проекты, связанные с дорогами, жилищно-коммунальным хозяйством, строительством многоквартирных домов и транспортной сферой.

Завершить строительство метро с помощью инфраструктурных кредитов рассчитывают в Челябинской области. Кроме того, деньги могут пойти на обновление трамвайного и троллейбусного парка.

В Тульской области также делают ставку на развитие транспорта. Только в этой сфере представлено 17 проектов: расширение улиц, строительство многоуровневой развязки, реконструкция шоссе и так далее. Кроме того, в планах также строительство коттеджного поселка для врачей, вторая очередь особой экономической зоны и другое.

В Тюменской области с помощью бюджетных кредитов надеются ускорить строительство школ, детсадов и других социальных объектов.

Отбор проектов для финансирования с помощью инфраструктурных бюджетных кредитов будет проводиться в правительстве России до конца года.

Источник

Инфраструктурные бюджетные кредиты: регион становится кредитором в проектном финансировании

инфраструктурные кредиты что это такое простыми словами

«Механизм» предоставления бюджетных инфраструктурных кредитов был анонсирован президентом России Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию. Предполагается, что до конца 2023 года объем таких кредитов составит не менее 500 млрд руб. Какие возможности инвестиционные кредиты открывают в сфере ГЧП и проектного финансирования, рассказал советник, руководитель Практики проектного финансирования и ГЧП АБ «Линия права» Михаил Корнев.

Как известно из выступления президента, инфраструктурные кредиты будут выдаваться по ставке не более 3% годовых на 15 лет под конкретный проект, прошедший федеральную экспертизу. В числе приоритетных обозначены проекты в сфере автодорожной инфраструктуры, ЖКХ, общественного транспорта, туризма, социальной сфере, комплексного развития территорий. При этом размер кредита будет рассчитываться с учетом проводимой субъектом РФ ранее долговой политики: «чем меньше долгов было у региона, тем больше он сможет получить инфраструктурных кредитов».

Таким образом, инфраструктурный кредит является выгодной альтернативой или дополнением к банковскому финансированию. Инвестиционный кредит позволяет получить «длинные дешевые деньги». С учетом того, что ключевая ставка ЦБ РФ составляет (на 29 апреля 2021 года) 5% с перспективами роста, инфраструктурный кредит может ощутимо улучшить финансовые показатели проекта. Кроме того, горизонт финансирования в 15 лет вполне позволяет использовать инфраструктурные кредиты в проектах с длительным сроком возвратности инвестиций, а также сочетать их с краткосрочным, но и более дорогим банковским финансированием. Субъекты РФ могут быть заинтересованы в дополнительном обеспечении возвратности инфраструктурного кредита и соответствующем обеспечении.

Так как бюджетные кредиты предоставляются на условиях возмездности и возвратности, полагаем, что наибольший интерес у регионов возникнет в отношении проектов, генерирующих доход за счет коммерческой деятельности частного партнера (концессионера), а не за счет бюджетных обязательств региона.

В классических концессиях достаточным обеспечением интересов региона служило возникновение права публичной собственности на создаваемый объект. При грамотном структурировании проекта объем обязательств региона в инвестиционной части не превышал бы стоимость создания объекта (с учетом кредитной составляющей).

Предоставляя средства на реализацию проекта за счет бюджетного кредита, регион будет заинтересован в обеспечении возвратности средств: как и частный партнер (концессионер), регион является «заемщиком», а значит возникновение собственности на построенный объект уже не гарантирует всех интересов региона.

Независимо от итогов реализации проекта инфраструктурный кредит подлежат возврату. В отличие от классических концессий, регион как заемщик опосредовано несет риски доходности по проекту и заинтересован в получении части дохода от проекта.

Возвратность инфраструктурного кредита может обеспечиваться за счет уже отработанных механизмов, например, концессионной платы или платы частного партнера. В интересах региона ее можно определить как процент от получаемой концессионером (частным партнером) прибыли, но не менее размера, достаточного для погашения тела и процентов по инфраструктурному кредиту.

В случае, если доходность проекта не позволяет обслуживать инфраструктурный кредит, регион будет вынужден обеспечивать его возврат за счет иных источников, что повышает нагрузку на бюджет и является дополнительным риском для региона при применении инфраструктурного кредита.

В этом случае субъект РФ будет заинтересован в применении дополнительных механизмов обеспечения обязательств частного партнера (концессионера) по возмещению тела и процентов по инфраструктурному кредиту.

Полагаем, что для такого обеспечения могли бы применяться классические механизмы проектного финансирования, в которых регион участвовал бы наравне с финансирующим банком:

Очевидно, что акционерный долг должен быть субординирован по отношению к обязательствам перед банком и регионом. «Старшинство» обязательств банка и региона будет подлежать обсуждению.

Так как объем банковского финансирования может быть уменьшен за счет инфраструктурного кредитования, соответствующее уменьшение объемов обеспечения обязательств перед банком может быть использовано для обеспечения обязательств перед регионом. Банк и регион должны будут договориться о порядке удовлетворения требований за счет обеспечения.

Конкуренция региона и банка в проектном финансировании не типична: регион по концессиям и ГЧП-проектам обычно выступает «гарантом» перед банком. В случае применения инфраструктурных кредитов регион становится также и самостоятельным кредитором.

С этой точки зрения инвестор также принимает дополнительные риски: вместо одного кредитора (банка) в проекте участвуют сразу два кредитора, каждый с самостоятельным интересом в возврате займов и обеспечении обязательств частного партнера (концессионера). Это усложняет структуру сделки и налагает на частного партнера (концессионера) дополнительные риски по управлению проектом. Также при применении инфраструктурного кредита возникает вопрос о применимости механизма гарантирования минимального дохода. Регион как кредитор частного партнера (концессионера) уже принял на себя дополнительные риски по возврату инфраструктурного кредита и может быть не заинтересован в дополнительной нагрузке на бюджет за счет МГД, что также порождает дополнительные риски при структурировании сделки.

Пока инфраструктурный кредит (500 млрд рублей до 2023 года) глобально не является конкурентом банковскому кредитованию по объемам финансирования, но с учетом стоимости финансирования банковский кредит безусловно проигрывает инфраструктурному.

В случае распространения инфраструктурного кредитования банки могут быть вынуждены скорректировать требования к платежным механизмам проектов и смягчить позицию безусловного «старшего» кредитора.

Порядок отбора проектов (фактически – требования к проектам), а также порядок определения размера инфраструктурного кредита подлежат определению, но именно от них во многом зависит, как конкретно поменяется механизм структурирования проектов с учетом инвестиционного кредита.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *