инновационные формы методической работы в школе это
Доклад «Инновационные формы и методы организации работы МО»
МБОУ Ленино-Кокушкинская средняя общеобразовательная школа
« Инновационные формы и методы организации работы МО»
Добрый день, уважаемые _______________
Методическая работа – это своеобразная мозаика.
Ее можно рассыпать, можно собрать и не трогать.
А можно совершать множество маленьких чудес:
Перекладывая, создавая новые картинки.
учителя, на развитие и повышение творческого потенциала
педагогического коллектива школы в целом, а в конечном
итоге — на совершенствование учебно-воспитательного
процесса, достижение оптимального уровня образования,
Сегодня под методической работой понимается «всякая деятельность, направленная на успешную организацию учебного и воспитательного процесса». (В.М. Лизинский).
Задачи методической работы:
— Формирование инновационной направленности в деятельности педогагического коллектива школы, проявляющейся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта, в работе по внедрению до стижений педагогической науки.
— Повышение уровня теоретической (предметной), психолого-педагогической подготовки учителей.
— Организация работы по изучению новых образовательных программ, вариантов учебных планов, изменений в государственны х образовательных стандартах.
— Обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания.
— Организация работы по из учению нормативных документов.
— Оказание научно-методической помощи учителям на диагностической индивидуальной и дифференцируемой основе.
— Оказание консультативной помощи учителям в организации педагогического самообразования.
— Повышение общей педагогической культуры учителя.
Чтобы успешно решить задачи и цели методического объединения, следует определить функции каждого члена. Работа над единой методической темой способствует сплочённости коллег, а там, где трудится коллектив единомышленников, несомненно, имеют место энтузиазм, качество работы, результативность. При нынешней загруженности учителя различными обязанностями подобная схема является идеальной для методической работы. Можно выделить основные аспекты организации работы методического объединения:
создание виртуального методического кабинета;
анализ деятельности школ за истекший период;
составление плана работы МО в соответствии с направлениями деятельности учреждения;
практическая реализация плана работы силами педагогов, входящих в МО;
экспериментальная и научно-методическая работа, повышение квалификации и самообразование.
Инновационные формы организации работы МО.
Перед руководителями профессиональных объединений зачастую стоит вопрос – как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником работы различных форм профессиональных объединений? Как избавиться от пассивности отдельных педагогов? Как перевести их от репродуктивной деятельности к исследовательской? К формированию умения рефлексировать в процессе познания нового и освоения знакомого материала?
Нововведения или инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому, естественно, становятся предметом изучения, ана ли за и внедрения. Инновации сами по себе не возникают.
Они результат научных поисков учителей, целых коллективов. Создавать новое — это и есть инновации. В век глобализации и быстрых изменений появляются все новые информационные каналы. Непрерывно увеличивается объем научных знаний. Справиться учителю с мощными потоками поступающей информации становится все труднее. Отсюда возникает необходимость объ е динения интересов и талантов творчески работающих
учителей и руководителей.
Активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с педагогами.
Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Необходимо разобраться с самим понятием. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова ” interact ”, где “ inter ”- это «взаимный», “ act ”- действовать.
Интерактивный означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).
Ценно то, что при такой организации работы педагог может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее. У педагогов формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать другого, делать обоснованные заключения и выводы.
Наиболее простая форма группового взаимодействия – «большой круг». Работа проходит в три этапа.
Первый этап – педагоги рассаживаются в большом кругу. Руководитель формирует проблему.
Второй этап – в течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый участник индивидуально на своем листе бумаги записывает предлагаемые меры для решения проблемы.
Третий этап – по кругу каждый педагог зачитывает свои предложения, остальные молча выслушивают (без критики); по ходу проводится голосование по каждому пункту – не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.
Прием «большого круга» оптимально использовать, когда возможно быстро определить пути решения проблемы или ее составляющие. С помощью данной формы можно, например, разрабатывать инструкции, положения, локальные или нормативно-правовые акты.
Здесь же могут находиться приглашенные специалисты, администрация и др. В ходе работы каждый вопрос проблемы обсуждается отдельно. Представляется слово педагогам, имеющим опыт работы по проблеме. Ведущий обобщает итоги обсуждения каждого вопроса. В конце он предлагает вариант общей позиции с учетом замечаний, дополнений, поправок.
Заранее готовятся карточки с вопросами или 2-3 педагогическими ситуациями по проблеме.
Дискуссия – критический диалог, деловой спор, свободное обсуждение проблемы, мощное соединение теоретических и практических знаний
Является разновидностью дискуссии. К проведению этой формы методической работы привлекаются педагоги разных образовательных учреждений района, города, руководители МО, родители.
При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации, раздаточный материал, технические средства обучения. Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренировки.
Для того, чтобы бесценный педагогический опыт не пропал, необходимо бережно к нему относиться и оформлять в виде методических «копилок», отчетов, публикаций в прессе. О рганизация сетевого взаимодействия, совместный поиск решения проблем, написание коллективных статей, участие в телекоммуникационных мероприятиях, представление опыта работ, возможность организовать методическое пространство для учителей в целях обмена опытом внутри нашего района.
Стабильность данной системы даёт возможность применять различные формы методической работы, что делает работу МО интересной и привлекательной для педагогических работников. Очень важно привлекать к этой работе молодых специалистов, которые намного креативнее, обладают оригинальностью идей, нежели как пр и нято было считать.
тобы стать успешным человеком, самому учителю надо много учиться, не бояться ломать устоявшиеся стереотипы, овладевать новыми технологиями, самосовершенствоваться.
Никогда не сомневайтесь в том, что небольшая группа думающих, преданных граждан может изменить мир: наоборот, именно так всегда и происходит ( Маргарет Мид).
Современные формы методической работы в школе в условиях обновленного содержания образования
Жамбылская область г.Тараз
Заместитель директора по научно-методической работе
СШ №31Агибаева Айтжамал Камбаровна
Современные формы методической работы в школе в условиях обновленного содержания образования
Методическая работа это система взаимосвязанных действий и мероприятий, основанная на достижениях передового научно-педагогического опыта и реалиях воспитательной работы, которая направлена на всестороннее повышение квалификации и профессионализма каждого учителя и воспитателя, развитие и повышение преподавательского потенциала учительского состава и, в конечном итоге, улучшение воспитательной работы, доведение отдельного ученика до уровня образования, воспитания и развития. А так же, сложный творческий процесс развития, включающий в себя систему коллективной, групповой и индивидуальной работы по повышению научного, научного, профессионального, методического и культурного уровня учителей.
Методическая работа в школе
Методическая работа в школе в условиях обновленного содержания образования это систематические коллективные и индивидуальные действия учителей по повышению их научной, теоретико-методической подготовки и профессионализма педагогов на пути решения проблем обучения учащихся функциональной грамоте.
Формы организации методической работы: педагогические советы, методические советы, методические объединения, проблемные творческие группы, научно-практические конференции, педагогические чтения, творческие задания, теоретические семинары и практикумы, школа передового опыта, школа молодых специалистов.
2. Школа лучших практик это сбор эффективных методик, распространение в городе, области, республике, публикация в прессе, обмен идеями на семинарах.
Поскольку функциональные обязанности заместителя директора по научно-методической работе связаны с инновационной работой в школе, на основе научных теорий, передового опыта и лучших идей, экспериментирования, новизна обучения не только реализуется, но и проверяется на практике. При этом будет выявлен новый контент, высокоэффективные технологии, которые дадут реальные результаты. Все это форма управления и контроля заместителя директора по научной работе.
Задачи научно- методической работы:
2. Вовлечение учителей в творческие педагогические исследования.
Формы организации методической работы: педагогические советы, методические советы, методические объединения, проблемные творческие группы, научно-практические конференции, педагогические чтения, творческие задания, теоретические семинары и практикумы, вебинары, школа передового опыта, школа молодых специалистов.
Обязанности и ответственность :
— Определяет траекторию развити я школы, образовательную политику и стратегию, участвует в создании нормативной базы, новой организационной структуры, временных творческих коллективов, экспериментальных групп, реализации инновационных процессов.
— Изучает социальный заказ в образовании, потребности населения микрорайона, анализирует состояние воспитательной работы в школе, ее эффективность.
— Участвует в разработке комплексной программы целевого развития школы, плана научно-методической и экспериментальной работы, модели учебного заведения и его составной системы.
— Курирует научно-исследовательскую и экспериментальную работу учащихся и учителей: консультирует по вопросам исследований и самообразования.
— Курирует деятельность руководителей Ассоциации и сотрудников библиотеки.
— Участвует в экспертизе авторских, тестовых учебников и программ, технологий обучения, учебных пособий.
— Осуществляет аналитическую и диагностическую деятельность; определяет соответствие характера образовательного процесса социальному заказу, концепции и программе развития школы, планируемому результату, определяет уровень влияния системы управления, развитие и качество образовательного процесса. Активно участвует в формировании, накоплении, распространении лучших педагогических практик.
Так же задачами научно-методической работы является:
— Определение темы методической работы коллектива на нов ый учебн ый год.
— Определение целей и задач методической работы.
— Разработка организационно-методических указаний.
— Создание расписания и списка основных событий.
— Организация работы методических объединений.
— Контроль и отчетность методической работы.
Рабочий план методической работы в школе на учебный год :
— Анализ предыдущего учебного года
— Цели и задачи предыдущего учебного года и ход их выполнения.
— Достижения и недостатки, допущенные в работе, их причины и последствия.
— Основные задачи методической работы
— Качественное проведение методических месячников и различных мероприятий, повышение их роли в повышении профессиональных навыков и методических навыков учителей.
— Проведение всех уроков и внеклассных мероприятий на высоком методическом уровне с эффективным использованием новых педагогических технологий.
— Обеспечение профессионального развития молодых специалистов через обмен опытом.
— Экспериментальные новаторские мероприятия с поиском новых активных форм и эффективных технологий обучения.
— Исследование, обобщение и распространение лучших практик творческих педагогов, анализ процесс ов совершенствования учебного процесса.
Основные направления деятельности по методическому обеспечению учебного процесса в школе
Заседание методического совета
Научно-методические конференции по результатам методической работы.
Методические рекомендации «ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ»
Инновационная деятельность в методической службе
Автор-составитель: Хисаметдинова Л.Х.
1. Инновационная деятельность в методической службе
Инновационный передовой педагогический опыт
Внедрение нового в образовательный процесс
Методическое обеспечение инновационной деятельности
2. Формы организации деятельности методической службы
1. Инновационная деятельность в методической службе
Понимание управленцами объективной необходимости преобразовательных действий – первый шаг к развитию инновационных процессов. Это понимание может появиться в результате воздействия каких-либо внешних факторов, например потери государственного заказчика в лице базового предприятия, возросшей конкуренции среди образовательных организаций муниципального округа или города. Иногда таким «провокатором» могут стать внутренние факторы: утрата лучших педагогических кадров; снижение уровня профессионального образования учащихся; психологическая напряженность в коллективе и др.
Осознание необходимости изменений
Оценка сложившейся ситуации
Выбор варианта решения проблемы
Принятие решения о внедрении нововведения
Экпериментальная проверка нововведения
Выработка позитивного отношения у персонала
Подготовка и переподготовка кадров
Широкое внедрение нововведения
Итак, необходимость преобразовательных (инновационных) действий осознана. Что же делать дальше? Прежде всего, необходимо стать открытыми для критики со стороны членов своего коллектива. Открытость это психологическая характеристика. Она означает, что методист без неприятия должен воспринимать различные критические предложения, замечания и оценки своей деятельности, он не должен раздражаться, высказывать недоверие к новым предложениям, демонстрировать новый синдром «всезнающего эксперта».
Необходимо показать личный пример открытости для критики со стороны, продемонстрировать правильное отношение к трудностям в личной работе, т.е. отнестись к ним, как к необходимому условию собственного развития.
Методист своими действиями должен свести на нет у своих коллег-педагогов боязнь перед публичными критическими высказываниями, показать им, что их смелость и инициатива поддерживаются. Сделать инновационное поведение приоритетным в коллективе – вот что важно в начале инновационной деятельности. Методист может затратить на это много сил и времени, но результаты оправдают хлопоты – даже самые молчаливые педагоги оказываются вовлеченными в обсуждение наболевших проблем.
Факторы, способствующие нововведению (+)
Факторы, препятствующие нововведению (-)
Наличие необходимых ресурсов
Атмосфера, поддерживающая изменения
Общее нежелание изменений
Осознание необходимости развития
Хороший результат деятельности, достигавшийся в последнее время
Структурная готовность организации
Воображаемая нехватка времени
Творческий подход к работе персонала организации
Недостаточная квалификация персонала
Настроенный на реформы руководитель
Результаты новшеств видны не сразу
Отсутствие творческого настроя
Демократический стиль руководства
Авторитарный стиль руководства
Восприятие критики современных методов работы как личной обиды
Нежелание приспосабливаться к новому климату в коллективе
Боязнь того, что приобретенные навыки окажутся ненужными и будет ущемлена профессиональная гордость
Стремление сохранить привычные социальные связи
Уверенность в том, что нововведения всегда приводят к усилению специализации, монотонности труда и уменьшению чувства собственной значимости как участника трудового процесса
Боязнь, что новая социальная обстановка приведет к меньшему удовлетворению работой
Нежелание расходовать силы на переобучение
Неприязнь к внешнему вмешательству в личные дела лиц, внедряющих нововведения
Боязнь роста интенсивности труда
Недовольство слабостью личного участия и незначительностью личной роли при внедрении нововведений
Страх перед неопределенностью, обусловленный непониманием сути и последствий нововведений
Уверенность в том, что любые новшества выгодны компании, а не работнику, его товарищам по работе или обществу
В основе их развития находятся две группы факторов:
объективные факторы создание условий, стимулирующих развитие инновационной деятельности и обеспечивающих принятие ее результатов;
субъективные факторы связаны с субъектом инновационного процесса, с его готовностью к инновационной деятельности. Субъектами инновационных процессов выступают ученые-педагоги, учителя и другие работники сферы образования, чья деятельность носит инновационную направленность.
Технология управления инновационным процессом это система целенаправленных последовательных операций и комплексной деятельности по созданию, разработке, освоению, использованию и распространению новшеств.
Инновационный процесс можно организовать в несколько этапов. На первом из них формулируются задачи с указанием конечной цели, условий, устанавливается уровень разработанности проблемы, определяется перспективность. Главное на первом этапе разработать иерархию целей, обозначить кратчайший путь, оптимизирующий последовательность выполнения операции для достижения конечной цели.
Второй этап предполагает выдвижение, уточнение и корректировку основных гипотетических положений инновации. Содержание гипотезы предопределяет очень многое: и организацию, и методы, и состояние инновации.
Сущность третьего этапа в том, чтобы теоретически обосновать задачи инноваций, разработать технологию. В этот период важно определить содержание и формы реализации конкретных задач.
Четвертый этап это сопоставление результатов с положениями гипотезы, оценка их соответствия цели и задачам.
Пятый этап это обобщение собранного материала. Собранные факты подвергаются классификации по разным основаниям.
Очевидно, что эффективное управление инновационным процессом требует от руководителя владения технологиями анализа, целеполагания, диагностирования, прогнозирования, проектирования, программирования и др.
Инновационный передовой педагогический опыт
В педагогической науке существует мощный пласт исследований, связанных с изучением и обобщением передового педагогического опыта. Выработка методистом своей собственной позиции в этом вопросе должна базироваться на основательном и глубоком знании теории и методологии распознания, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта. Педагогический опыт можно определить как новообразование, которое появляется у педагога в результате рефлексии затруднений в профессиональной деятельности.
Методисту приходится иметь дело с опытом разного типа: массовым, передовым (новаторским) и инновационным. Массовый опыт характеризует нашу профессиональную школу, определяет ее лицо. Носителями массового опыта являются педагоги разного профессионального уровня. Передовой педагогический опыт может совершенствовать практику (совершенствующий) и кардинально менять ее (новаторский, преобразующий). Инновационный опыт создается педагогическими сообществами как некая модель, которая затем переносится в практику при наличии там определенных условий.
Технология работы методиста с педагогическим опытом выстраивается в следующую рефлексивную цепочку: анализ затруднений педагога, выявление их причин, построение гепотезы о выходе из затруднения, изучение идеи опыта, анализ технологии педагога, изучение условий, обеспечивающих наибольшую эффективность данной технологии, выводы о границах использования данного опыта, его ограничения.
Профессиональными средствами методиста для работы с педагогическим опытом являются представления об устройстве учебной и педагогической деятельности, критерии уроков различного типа, эталоны педагогических технологий. Отсутствие эталонов или их эмпирический уровень обрекает работу с педагогическим опытом на неуспех.
Результатом технологической деятельности методиста должны стать три типа текстов описания опыта. Феноменологический и квалификационный тексты являются «внутренним» материалом методиста, а нормативный текст становится основой для методических рекомендаций по использованию педагогического опыта. Технологизацию опыта можно рассматривать как изменение языка изложения: от естественного феноменологического к предсказательному (язык педагогических понятий качественной теории) и аксиоматическому, обеспечивающему выход на педагогические аксиомы, обобщенные модели, которые помогают пониманию и изменению педагогической практики.
При планировании работы методист определяет, что конкретно должно быть сделано, когда, как и кто должен решать поставленные задачи. Как организовать членов педагогического коллектива на реализацию плана – вот вопрос, которому уделим более пристальное внимание. Для выполнения этой работы методист должен понимать свой коллектив и оценивать его возможности.
Педагогический коллектив – это группа совместно работающих педагогов, имеющих общие образовательные цели, достижение которых является для них личностно значимым, и реализующих структуру межличностных взаимоотношений и взаимодействий, способствующих достижению общих целей.
Для эффективного управления коллективом методисту необходимо уметь оценить уровень его развития.
Первая характеристика – ценностно-ориентационная зрелость коллектива, т.е. его способность ориентироваться на воспроизведение уже достигнутого, на развитие и на саморазвитие.
Вторая характеристика – организованность коллектива, т.е. его способность рационально действовать и перестраиваться в меняющихся условиях.
Третья характеристика – сплоченность педагогического коллектива, которая отражает способность коллектива противостоять внутренним и внешним воздействиям, которые отрицательно воздействуют на работу.
Внедрение нового в образовательный процесс
Если эксперимент проводился в специально созданном «экспериментальном пространстве» и полученные результаты распространялись только на это пространство, то очередная задача заключается в их переносе в неэкспериментальную зону ОО. Новые апробированные идеи, модели, технологии теперь должны приобрести всеобщий характер, стать достоянием не локального экспериментального процесса, а практики всего ОО, придавая ей принципиально новое качество.
Успешность процесса «вживления», или внедрения, результатов эксперимента зависит от ряда условий.
1. Методист вместе с руководителями эксперимента должен адекватно донести результаты экспериментальной работы до членов всего педагогического коллектива в понятной, доступной и привлекательной форме. Всем членам педагогического коллектива должно быть понятно, что получили и что будет внедряться.
2. Методист должен выделить и описать те образцы новой педагогической деятельности, которые были апробированы в эксперименте. Они должны быть в виде новых учебных программ, методического пакета, диагностических методик и др.
3. Методист должен организовать систему подготовки тех педагогов, которые не принимали участие в эксперименте. Они должны освоить новые образцы педагогической деятельности.
4. Методист должен сформировать авторские коллективы из педагогов, работавших как в эксперименте, так и в традиционном образовательном процессе для оформления экспериментальных разработок в виде учебно-методических пособий или экспериментальных учебников.
5. Создать систему кураторства, когда педагоги-экспериментаторы помогают своим коллегам освоить новое, берут над ними своеобразное шефство в деле освоения новых типов педагогической деятельности и т.д.
Методическое обеспечение инновационной деятельности
Методическое обеспечение инновационной педагогической деятельности – это предоставление в достаточном количестве педагогу совокупности средств, выбор которых позволяет ему решать поставленные задачи. Оно включает в себя различные варианты содержания педагогической деятельности, формы и методы, обеспечивающие достижение поставленных педагогом целей по отношению к конкретному ребенку и группе учащихся. Продукты методического обеспечения оформляются в методические рекомендации, методические указания, руководства к действию, алгоритмы, памятки и т.п.
Таким образом, один из основных принципов, которого мы придерживаемся, это организация методического обеспечения инновационной педагогической деятельности с использованием средств и методов, которые педагог использует в своей практике.
За основу выделения функций методиста и номенклатуры продуктов методической деятельности выделены специализации методиста:
методист, конструирующий приёмы и способы обучения (обобщение опыта обучения, сопоставление различных процедур и выделение наиболее эффективных приёмов);
методист, создающий отдельные учебные средства;
методист, разрабатывающий образовательные программы.
Деятельность методиста в данном подходе с одной стороны обслуживает деятельность педагога, с другой управляет ею. Все три направления деятельности востребованы при методическом обеспечении инновационной педагогической деятельности. Основным наиболее продуктивным с нашей точки зрения типом взаимодействия методистов разных специализаций является сотрудничество. Предметом их взаимодействия может стать совместная разработка методических продуктов и использование в своей деятельности продуктов деятельности друг друга.
2. Формы организации деятельности методической деятельности
Методическая деятельность – важнейшее звено системы непрерывного образования членов педагогического коллектива.
Цели, задачи и содержание деятельности методической службы в учреждениях дополнительного образования детей обеспечены широким спектром организационных форм – разнообразных занятий (заседаний), которые определяются структурой методической службы, взаимосвязью всех ее звеньев, хотя и обладают некоторой самостоятельностью. Эти организационные формы либо способствуют реализации программы методической деятельности учреждения, либо обрекают ее на неудачу.
В нашей практике среди форм организации деятельности методической службы можно выделить традиционные и инновационные, представленные в таблице № 4.
Таблица № 4. Формы деятельности методической службы
Инновационные
Работа над единой методической темой.
Психолого-педагогические проблемные семинары.
Теоретические и научно-практические конференции.
Творческие микрогруппы педагогов.
Методические выставки, газеты.
Педагогические, методические, экспертные советы.
Школы передового опыта.
Неформальные объединения педагогов, клубы.
Решение ситуативных задач.
Конкурсы педагогов и методистов.
Публикация пособий проспектов, программ.
Создание банка данных методических материалов.
К индивидуальным формам деятельности методической службы относятся:
посещение занятий опытных педагогов;
работа над личной методической темой и т.п.
К групповым формам деятельности методической службы относятся:
заседания методических объединений;
заседания творческих групп;
школа молодого специалиста;
творческие отчеты педагогов;
теоретические семинары (доклады, сообщения);
семинары-практикумы (сообщения с практическим показом и т.п.);
диспуты, дискуссии («круглый стол», диалог-спор, дебаты, «техника аквариума» и др.) и т.п.
Наибольшего внимания заслуживают коллективные формы деятельности методической службы, которые включают в работу весь состав педагогического коллектива и среди которых наиболее часто используются следующие:
научно-практические педагогические конференции;
конкурсы педагогического мастерства;
«деловые игры», ролевые игры;
лекции ученых, дидактов, психологов, социологов, дефектологов, логопедов и врачей по психолого-педагогическим проблемам;
разнообразные выставки, отчеты по самообразованию (доклады, рефераты, разработки занятий, изготовление дидактических и наглядных пособий; выставки лучших работ учащихся, продуктов их творчества (сочинений, поделок, рисунков и т.д.);
обсуждения: новейших методик, технологий, достижений науки, отдельных открытых занятий, мероприятий или их цикла, авторских программ, учебных пособий и т.п.
работа коллектива над единой методической темой.
Представим краткую характеристику тех, которые наиболее эффективно применяются в дополнительном образовании.
Теоретические семинары (доклады и сообщения) – эта форма занятий необходима для ознакомления педагогов с новейшими достижениями науки и передового педагогического опыта: ученые, высококвалифицированные методисты и педагоги доступно освещают актуальные вопросы, раскрывают насущные вопросы организации образовательного процесса, содержание новых технологий и методов обучения и воспитания детей. Теоретические семинары рекомендуется проводить 2 – 3 раза в год.
Семинары – практикумы – форма заседаний, на которой педагоги знакомят коллег с результатами собственной исследовательской работы по теоретическим и практическим вопросам, проводившейся под руководством ученых в течение долгого времени. Семинары состоят из двух частей:
теоретической (обсуждение проблемы, дискуссия, решение вопросов);
практической (открытые занятия, мероприятия).
Следует отметить, что вышеуказанная форма организации методической работы способствует развитию творческого потенциала и профессионализма педагога, так как каждый может высказать свои соображения, мнения, дать оценку практикуму. На семинарах – практикумах возможно коллективно, вместе с учеными, решать конкретные педагогические задачи, которые возникают в работе педагогов.
Семинары – практикумы являются эффективной формой приобщения педагогов к творческой, исследовательской деятельности: участник такого семинара получает возможность ознакомиться с новейшими достижениями науки, передовым педагогическим опытом и заявить о своей позиции.
Часто дискуссию смешивают с полемикой – отстаиванием сформировавшихся взглядов. Дискуссией обычно называют различные формы заседаний:
круглый стол – беседа, в которой происходит обмен мнениями между всеми участниками;
форум – обсуждение, в котором участвуют 2-3 методических объединения и приходят к определенному выводу;
дебаты – формализованное обсуждение, которое состоит из спланированных выступлений участников, имеющих противоположные мнения;
Вышеназванные формы дискуссий могут практиковаться эпизодически или даже не применяться в работе методических объединений и кафедр.
Игра – форма общения, связанная с определенными правилами (условиями) для играющих; это – состязание нескольких групп, которое направлено на достижение определенной цели или решение проблемы. В ходе игры педагоги овладевают определенным опытом, учатся активно решать трудные проблемы. Игра способствует активизации работы по развитию у педагогов профессиональных качеств, необходимых в работе.
Различают деловые игры, ролевые игры, игры-имитации.
Лектории ученых – организация цикла лекций на актуальные темы для педагогов, родителей и учеников. Программа и тематика лекций предварительно согласуется с администрацией образовательной организации. Специалисты планируют тематику лекций на актуальные темы, а также проведение групповых и индивидуальных консультаций. Организация лекториев необходима каждому коллективу.
Обсуждение открытых занятий – выражение своего мнения каждым посетившим занятие. Обычно при обсуждении обращается внимание на:
умение планировать и определять цели, задачи, содержание занятия;
умение выбирать эффективные формы и методы работы с детьми;
умение добиваться результативности занятия.
Выставки по самообразованию учителей – наглядная демонстрация результатов труда педагога (доклады, рефераты, разработки занятий, дидактические и методические пособия, контрольные задания, тесты и т.п.) и достижений учащихся (лучшие работы). Ориентация методической службы на самообразование необходима, так как расширение кругозора, развитие способности к самокритике – это залог успешного развития педагогического коллектива.
Обсуждение и оценка авторских программ – заключение об авторских работах после изучения их на заседаниях методических объединений, кафедр и т.п. Оценка авторских разработок осуществляется методическим или экспертным советом в соответствии с Положением об экспертизе авторской программы.
Научно-практическая педагогическая конференция – своеобразное подведение итогов работы за определенное время. Тема конференции должна отражать опыт учителей ОО, их достижения, исследовательскую работу, успехи и преодоление ошибок. Доклады должны сопровождаться таблицами, видеозаписями, фотографиями и т.п. Выступления ограничиваются временными рамками и обязательно обсуждаются. Успех конференции зависит от степени подготовленности участников.
Конкурсы «Учитель года», «Мой лучший урок» – эта форма не требует специального описания, так как на этот счет существуют нормативные, программно-методические документы, в которых дается подробная информация об условиях проведения конкурса.
Мастер-классы – это авторские классы, в которых учителя высокой квалификации знакомят со своим опытом и результатами работы.
Задача мастер-классов – повысить мотивацию к овладению авторской методикой, технологией деятельности. В процессе работы мастер-классов педагоги учатся рефлексии, переосмысливают свою образовательную практику.
Этапы работы мастер-класса:
I этап (подготовительный, организационный) – «Мастер» встречается с методистом, который определяет проблему, составляет сценарий, определяет ход работы и результаты.
III этап (заключительный) – подведение итогов, выступления зрителей, оценка результативности, представление опыта мастера как системы.
Ярмарка педагогических идей – демонстрация подлинников, оригиналов творчества педагогов, о которых рассказывают их создатели, демонстрируя здесь же тайны своего искусства и секреты педагогического мастерства, свои знания, дидактические и методические находки.
Работа над единой методической темой учреждения – одна из важнейших форм методической деятельности, о которой сегодня незаслуженно забыли.
Требования к единой методической теме:
актуальность и своевременность;
правильный выбор и соответствие для данного коллектива;
четкая формулировка и научная обоснованность;
определенное практическое значение и охватывает широкого спектра проблем;
ориентация на повышение творческого потенциала педагога и учащихся, интенсификацию образовательного процесса, мотивацию обучения.
При выполнении вышеуказанных требований, будут реализованы цели и задачи деятельности педагогического коллектива.
Единая методическая тема должна пронизывать все звенья работы ОО: организационные, управленческие, методические, образовательные, досуговые и др. Она выбирается коллегиально и отвечает интересам коллектива. Работа над единой методической темой способствует сплочению коллектива, в котором у педагогов развиваются такие качества, как энтузиазм, трудолюбие, целенаправленность.
Схема выбора методической темы:
результаты учебно-воспитательной деятельности, выявленные в ходе текущего и итогового контроля, позволяют выделить в ходе индивидуального анализа проблемы педагогов, преподающих определённый предмет;
результаты учебно-воспитательной деятельности, выявленные в ходе текущего и итогового контроля, позволяют выделить в ходе анализа, проведённого администрацией, методистами и специалистами, проблемы ряда педагогов ОО;
из «группы» проблем, полученных в результате индивидуального и административного анализов, на методических советах отделов (методических объединениях) выделяют те, которые являются наиболее общими и значимыми для большинства педагогов данного направления деятельности (отдела, студии, лаборатории, клуба и т.д.);
методический совет ОО ранжирует проблемы, выделенные на методических советах отделов (предметных методических объединениях) с целью выявления проблем характерных для большинства педагогов всего коллектива;
педсовет ОО определяет на конкретный учебный год методическую тему после обсуждения рекомендаций методического совета.
Актуальным вопросом для практики, который мы не можем оставить без внимания, является обсуждение и распространение передового педагогического опыта – обобщение, систематизация и описание достижений педагогов, с учетом:
высокой эффективности и результативности;
длительности функционирования опыта;
рациональности затрат времени и усилий;
возможности воспроизведения другим педагогом.
Для обобщения педагогического опыта важно уметь его систематизировать, описывать, представлять в виде целостной структуры.
Передовой педагогический опыт является, с одной стороны, одним из источников решения проблем, выявленных в ходе анализа деятельности педагогов; с другой – результатом поиска путей устранения затруднений, определённых ранее при проблемно-ориентированном анализе.
Таким образом, он является квинтэссенцией и педагогического мастерства, заключающегося в умелом, рациональном, комплексном использовании педагогом научных рекомендаций, и педагогическое новаторство, отражающее собственные его творческие находки, которые сформировались в процессе поиска оптимальных средств в решении проблем в деятельности педагога, выявленных в ходе проблемно-ориентированного анализа. В свою очередь этот опыт не будет актуален для других до тех пор, пока перед иным педагогом в ходе проблемного анализа его деятельности не возникнут аналогичные затруднения. При этом многие вопросы можно решать, используя как опыт отдельных педагогов ОО, так и опыт, заимствованный в других образовательных учреждениях города, региона, республики и т.д.
Основными методами изучения и обобщения передового опыта являются эмпирические: наблюдения, опрос, беседа, изучение рабочих материалов, документов, литературы.
Внедрение же передового педагогического опыта должно начинаться только при его востребованности педагогом, осуществившим проблемный анализ своей деятельности, что позволяет педагогу за счёт эффективного использования кем-то созданных инноваций активно влиять на конкретный учебно-воспитательный процесс.
Работа педагога по самообразованию включает в себя:
тему (личностно-профессиональная проблема самообразования педагога);
цель работы по самообразованию;
содержание деятельности по самообразованию:
изучение литературы по проблеме;
изучение состояния проблемы в практике;
проектирование собственной деятельности (знания, способы их достижения, профессиональные умение и т.п.);
экспериментальная апробация собственных проектов;
разработка методических рекомендаций, представление результатов по самообразованию и т.п.
Структура такого самообразования нацелена на осмысленный подход педагога к своей профессиональной деятельности.
Выбор форм организации методической деятельности в конкретной образовательной организации зависит от количественного состава подразделений методической службы ОО, от квалификации входящих в них людей, от их заинтересованности, уважительного отношения друг к другу, от взаимопонимания.
Из вышесказанного не следует, что методическая служба образовательной организации должна использовать все вышеназванные формы организации деятельности, но из этого спектра можно выбрать те, которые будут наиболее реальны и приемлемы, интересны и посильны для педагогического коллектива вашей организации.
Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход. Тюнников Ю. С. Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. –№ 5.
Моделирование содержания образования. Ганаева Е.А. Учеб. пособие. Оренбург, ОГПУ, 2003, 132 стр. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука. Загвязинский В.И. Сборник научных трудов. – Тюмень: 1990.
Педагогика: инновационная деятельность. Сластенин В.А., Подымова Л.С. М., 1997.
Развитие инновационного потенциала ОУ. Ильина Н. Ф. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 5.
Развитие школы как инновационный процесс: методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. Рапацевич, Е. С. – М.: Новая школа, 1994.
Педагогика. Большая современная энциклопедия/Е. С. Рапацевич.– Минск: Современное слово. – 2005.
Словарь русского языка/ Ожегов С.И. – М.: 1978.