инновационные формы работы по краеведению в доу
Инновационные формы работы в приобщении детей и родителей к истории и культуре родного края
Ирина Вилимавичюте
Инновационные формы работы в приобщении детей и родителей к истории и культуре родного края
2. НОД с использованием информационных коммуникационных технологий мы эффективно включаем в различные виды образовательных областей, в т. ч. при ознакомлении детей с историей и культурой родного края. Включаем в занятия виртуальные экскурсии, презентации. К юбилею нашего великого земляка было проведено бинарное занятие с использованием ИКТ «Из Холмогор в Москву». На протяжении всего занятия дети выполняли разнообразные задания, проводили опыты в лаборатории, исполняли северные народные песни, водили хороводы. Самым интересным моментом занятия для всех присутствующих оказалось появление М. В. Ломоносова. По отзывам педагогов города, дети показали прекрасные знания о жизни и творчестве М. В. Ломоносова.
3. Этнографический мини-музей нашего ДОУ «Русская изба» функционирует с 1998 года. Это мощное средство восприятия исторического сознания, доступное и интересное не только детям, но и их родителям: обращение к предметному миру старины, подход к культуре прошлого через предметы старины, в которых воплощена история, прошлое и настоящее, на которых оставил след те, кто ими владел. Знакомясь с подлинными вещами, дети и родители осознают, как много могут рассказать предметы о реальном человеке, который жил когда-то. Прошло много лет, а они сохранились и донесли до нас информацию о жизни, быте и укладе прошлого.
В мини-музее представлены росписи нашего края, предметы народно-прикладного искусства. На занятиях кружка «Изучаем родной край» дети имеют возможность непосредственно ознакомиться с историей создания росписей, с их элементами, оценить красочность и многообразие цветовой гаммы. Дети и родители выполняют прекрасные работы для выставок на основе северных росписей.
Проблема: формирование знаний родителей и детей о жизни и творчестве М. В. Ломоносова, недостаток в информационном и демонстрационном материале.Цель: расширение представлений о жизни и творчестве М. В. Ломоносова, тесное взаимодействие с родителями в данной работе, пополнение экспозиции мини – музея М. В. Ломоносова, центров краеведения, CD – теки.Задачи: 1. Формировать у детей и родителей интерес к жизни и творчеству М. В. Ломоносова. 2. В детском саду создать условия для обобщения материала по формированию у
старших дошкольников и их родителей интереса к М. В. Ломоносову. 3. Привлечь родителей к работе МДОУ по данной теме.
Дети и родители получили знания о жизни и творчестве М. В. Ломоносова, приняли активное участие в мероприятиях ДОУ, выполнили все пункты проекта. Благодаря участию в проекте, осуществляется тесное взаимодействие с детьми и родителями по вопросам развития интереса к жизни и творчеству нашего великого земляка М. В. Ломоносова.
5. Ещё один плюс – дистанционное обучение родителей. Мы предлагаем родителямдиски с виртуальными экскурсиями: «Места г. Архангельска с именем Ломоносова», «Село Ломоносово», «Памятник Петру 1», «Памятники искусства г. Архангельска»; мультимедийные презентации, информационный и демонстрационный материал для закрепления дома знаний, используемых на занятиях в детском саду. Если ребёнок пропустил занятия по разным причинам, он может наверстать упущенное, просмотрев дома с родителями представленный материал. А родители, изучив информационный материал, могут объяснить ребенку представленный фильм или иллюстрации.
6. В качестве эксперимента в формате ON-LAIN мы провели обрядовый праздник «Сороки». Подключив через интернет «Skype», родители имели возможность смотреть занятие, находясь дома. После просмотра родители могли похвалить своих детей, пообщаться, поделиться своими впечатлениями. Родители данный эксперимент оценили на высоком уровне, на собрании поделились своими впечатлениями с другими родителями, которые смогли посмотреть это занятие на сайте детского сада.
8. Семья и ДОУ, как известно, два основных института социализации ребенка. Именно поэтому нам нужно помочь родителям восполнить имеющиеся у них пробелы в знаниях об истории и культуре родного края, научить сотрудничать с ребенком, любить и понимать его. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс приобщения детей к истории и культуре родного края, разнообразные инновационные формы проведения мероприятиях стали отличительной чертой нашего ДОУ. Мы надеемся, что наша совместная работа будет продолжена родителями в дальнейшем, даст ребёнку вырасти чутким, отзывчивым, любящим свой родной край и Родину.
Методы и формы краеведческой работы в ДОУ
Надежда Кабакова
Методы и формы краеведческой работы в ДОУ
Методы и формы краеведческой работы в ДОУ
Современное дошкольное образование предполагает достижение его нового качества: его ориентацию не только на усвоение детьми определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей.
Реализацию задач по краеведениюосуществляют двумя путями: выделением предмета «Краеведение«, который входит в структуру познавательных занятий, и вкраплением регионального содержания в традиционные занятия. Успех зависит от форм и методов обучения и воспитания. Предпочтение при их выборе отдаю тем из них, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию у детей познавательной активности и их самореализации, органически вписываются в современный воспитательно-образовательный процесс. К таким формам относятся:
1. Циклынепосредственно образовательной деятельности, включающие разные виды деятельности на основе единого содержания.
В зависимости от темы, цели НОД, времени проведения меняется его форма. НОД по ознакомлению детей с историей города, края проводятся в краеведческом музее, детской библиотеке. Ознакомление с растительным миром происходит в путешествии.
2. Беседы используются в качестве словесного метода на занятиях и как самостоятельная форма работыс детьми на разные темы: «Почему в городе болеют растения?», «Как узнать, что человек любит свой город?», «Что бы ты сделал, если был бы Главой города?» и др.
Дети знакомятся с культурой и традициями нашего народа, города. Совсем недавно прошло городское мероприятие «Тамбовские родники» в рамках Покровской ярмарки, где наше ДОУ приняло активное участие.
4. Экскурсии обеспечивают знакомство детей с социальным и культурным разнообразием города. Также в нашем ДОУ проводилась фото экскурсия «Я по городу любимому пройду».
Вовлечение дошкольников в самостоятельную поисковую деятельность повышает познавательную и эмоциональную активность детей. Наибольший эффект дает такой метод, как постановка проблемы или создание проблемной ситуации. НОД, начатая с проблемной ситуации, взятой из реальной жизни, требует от детей умение использовать имеющие знания для ее решения.
Значимым в работе методом является метод проектов. Используя его, воспитатель становится организатором исследовательской деятельности детей, направленной на сбор, изучение, анализ, а затем презентацию материалов по взятой теме. Тему дети могут выбрать сами,например: «Я и моя семья», «Сделаем город лучше», «Помоги растениям» и др. и опять же в нашем детском саду уже стартовал проект «И поступью и родом я из города Тамбова».
Общеизвестно огромное значение игровых методов и приемов. Их достоинство заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, содействуют концентрации внимания на учебной задаче. Игровая мотивация присутствует на каждой НОД. Особое место занимают краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе.
Краеведческие игры можно использовать как форму проверки знаний детей по данной теме или на итоговых занятиях.
С ранних лет жизни ребенка мы учим его любить своих родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним очень важно для становления личности ребенка. И на мой взгляд проводя НОД, беседы обязательно нужно посвятить их теме «Моя семья», цель которых формировать представление о себе, о своей родословной, воспитывать гордость за принадлежность к своему роду, желание стать продолжателем лучших качеств, своей семьи.
Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни Логвинова Олеся Юрьевна инструктор по физической культуре Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №31.
Формы и методы работы по ознакомлению дошкольников с родным краем «Формы и методы работы по ознакомлению дошкольников с родным краем» Методика ознакомления детей с родным краем разнообразна. Это наблюдения,.
Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ По данным ЮНЕСКО на сегодняшний день насчитывается более 500 млн. людей с моторными, интеллектуальными или сенсорными нарушениями. Они чаще.
Нетрадиционные формы и методы работы с родителями в ДОУ «Нетрадиционные формы и методы работы с родителями в ДОУ» Семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование.
Активные методы и формы работы с педагогами Активные методы и формы работы с педагогами, как условие повышения качества взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, в рамках ФГОС [/b].
Формы и методы логопедической работы в соответствии с ФГОС дошкольного образования В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого–педагогических условий для успешной реализации.
Формы и методы работы в соответствии с возрастными особенностями детей по речевому развитию Формы и методы работы в соответствии с возрастными особенностями детей по речевому развитию. Говорить умеют все, но говорить правильно,.
Инновационные формы и методы работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО ВВЕДЕНИЕ. На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми.
Опыт работы «Методы и формы работы по формированию активного словаря дошкольников» Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание.
Презентация «Формы и методы работы с родителями» Предлагаю материал из опыта работы с родителями группы в 2019 году. Это с одной стороны простая, а с другой стороны самая сложная и наиболее.
Инновационные формы и методы вовлечения родителей в краеведческую деятельность ДОУ
Галина Ирина
Инновационные формы и методы вовлечения родителей в краеведческую деятельность ДОУ
Инновационные формы и методы вовлечения родителей
в краеведческую деятельность ДОУ
«Любовь к родному краю родной культуре, родной речи начинается с малого-с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.»
Любовь к родному поселку, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности.
Опрос родителей показал, что интерес их к материалам краеведческого содержания низок. Уровень педагогической компетентности не позволяет занять активную позицию в педагогическом процессе детского сада
И, кроме того, стало понятно, что формы и методы работы с родителями, применяемые ранее (выступления на родительских собраниях, наглядная агитация и др.) оказались недостаточно эффективными, не позволяющими родителям занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляют искать новые форм взаимодействия.
В связи с этими данными и возникла потребность создания краткосрочного проекта «Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников по духовно- нравственному и патриотическому воспитанию средствами краеведения» в нашей группе, возраст воспитанников от 4-5 лет (средняя группа)
План проекта содержит следующие разделы:
1. Мой дом, моя семья
3. Арзамас– моя малая Родина
Содержание каждого раздела представляет собой несомненный интерес для детей дошкольного возраста, расширяет кругозор ребенка, увеличивает словарный запас, развивает логическое мышление.
Все разделы проекта предполагают организацию работы с родителями.
Цель первого раздела «Мой дом, моя семья» заключается в том, чтобы помочь детям получить более широкие знания о семье. Формировать осознанное представление о необходимости заботиться о своих родных. Именно семья может создать для своего ребенка атмосферу душевного комфорта, помочь почувствовать свою защищенность, уверенность в себе, научить его правильно относиться к окружающим. В процессе реализации данного раздела появляется уникальная возможность сближение детей и их родителей на основе совместной деятельности.
Работа с родителями
1. Привлечение родителей к сбору краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции группового уголка краеведения.
2. Организация семейных фотовыставок на различные тематики, создание семейного фотоальбома группы «Что может быть семьи дороже?
3. Организация работы мастер- классов (с привлечением родителей, бабушек):
4. Привлечение родителей к организации и проведению групповых развлечений и праздников «Мамина сказка», «Пока все дома»
Раздел «Мой детский сад» направлен на то, чтобы объяснить маленькому человечку, что и как происходит вокруг него, подготовить малыша к жизни в большом пространстве. Воспитывать бережное отношение к детскому саду, уважение к людям, которые работают в детском саду.
Работа с родителями
1. Организация экскурсии по территории детского сада
2. Организация Дня открытых дверей с просмотром регламентирующей образовательной деятельности
3. Организация выставок творческих работ «Мой любимый детский сад», «Портреты наших воспитателей»
Раздел «Арзамас- моя малая Родина», направлен на познавательное развитие детей среднего дошкольного возраста через ознакомление их с наследием родного города.
Работа с родителями
1. Привлечение родителей к изготовлению русских народных костюмов для театрализованных и режиссерских игр.
2. Составление макетов «Город, в котором я живу»
3. Разработка маршрута выходного дня «Арзамас- город Гайдара»
Указанные формы и методы в работе с вовлечения родителей в краеведческую деятельность семьями взаимодействуют между собой и дополняют друг друга.
Работая по данной теме, мы старалась заложить в каждом ребенке фундамент
патриотических чувств. Каков человек, такова его деятельность и таков мир, который мы
создаем для себя и других.
Конечно, рано еще говорить о безусловном успехе, но результаты проделанной работы, позволяют сказать, насколько благотворно отражается в детях приобщение их к народным истокам. Дети с нетерпением ждут новых путешествий, а родители стали нашими союзниками в данной деятельности.
Прикреплённые файлы:
Инновационные методы и формы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности в ДОО в рамках реализации ФГОС Городское методическое объединение Инновационные методы и формы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности в ДОО в рамках.
Инновационные формы и методы работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО ВВЕДЕНИЕ. На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми.
Инновационные формы взаимодействия с родителями Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье. А. Макаренко Главным в работе любого ДОУ является сохранение и укрепление физического.
Инновационные технологии и современные методы в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения, развития детей на.
Консультация «Инновационные формы взаимодействия педагогов и родителей через интернет-ресурсы» «Инновационные формы взаимодействия педагогов и родителей через интернет-ресурсы» То, что казалось несбыточным на протяжении веков,.
Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.
Презентация «Инновационные формы работы с родителями» Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности.
Проектная деятельность как способ вовлечения детей в культурные практики «Для того, чтобы стать субъектом культурной деятельности, ребенку нужна особая собственная практика, особые собственные пробы сил. Детство.
Работа с родителями «Инновационные формы и методы взаимодействия с родителями соответствии с ФГОС» Муниципальное автономное образовательное учреждение Детский сад № 2 «Радуга» Тема: Инновационные формы и методы взаимодействия с родителями.
Использование современных форм обучения детей в процессе краеведческой деятельности
Выбранный для просмотра документ Использование современных форм обучения детей.docx
Использование современных форм обучения детей
в процессе краеведческой деятельности
Воспитатель МДОУ «Д/с №150»
Актуальность изучения краеведения в современном обществе очевидна. Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формированию гражданственности.
Именно сейчас, когда идеалы современной молодёжи устремлены на Запад, когда идёт американизация нашего общества и особенно культуры, мы должны вернуть новое поколение к своим родным истокам, раскрыть богатство национальной культуры, воспитывать гордость за свою страну, развивать чувство патриотизма.
Главной целью в краеведение – является воспитание патриота, любящего и знающего свой край. Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
Познакомить с историей и современностью нашего края.
Сформировать представление о различных сторонах жизни своего города.
Развивать стремление как можно лучше знать свой край.
Способствовать становлению, развитию, упрочению детского коллектива и семьи.
Способствовать развитию личностных качеств дошкольников средствами краеведения.
Все авторы примерных программ ДОУ уделяют краеведению серьезное внимание. Так и в программе «Детство» на основе которой разработана ООП нашего д.с. предусмотрена работа по ознакомлению дошкольников с социальной действительностью, включив в раздел «Ребенок входит в мир социальных отношений» подраздел «Отношение к самому себе», в котором представлено содержание и задачи по воспитанию любви и привязанности к родному городу, к своей Родине. В программе также уделяется большое внимание знакомству детей с произведениями устного народного творчества с народными хороводными играми, с народной музыкой и танцами, с декоративно-прикладным искусством России. Данное содержание работы раскрывается в разделе «Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки».
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный, длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности, вдохновения и знаний. Данная работа должна вестись систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям, используя современные формы обучения дошкольников.
Занятия-экскурсии в музеи по ознакомлению с трудом земляков, с предприятиями города; к достопримечательностям родного города.
Краеведческие викторины, КВН, игра «Что? Где? Когда?» для закрепления и выявления знаний детей о родном крае.
Чтение художественной и познавательной литературы.
Встречи с интересными людьми.
Плоскостное моделирование архитектурных сооружений и их частей (например, комбината, площади).
Игры «Город-мечта» (подумать, что могло бы здесь находиться и происходить).
Проектная деятельность «Родной дом», «Труженики края», «Природа родных мест», «Наш город», «Народные традиции».
Проблемные ситуации («Что бы это значило? Попробуем разобраться…», «Мне не терпится поделиться с вами…», «О чём сегодня вам хотелось бы поговорить?», «Как нам об этом узнать?», «Можно ли найти другое решение?»).
Данные формы работы применяются как в организованной образовательной деятельности, так и в совместной деятельности взрослого с ребенком, в самостоятельной детской деятельности, в режимных моментах.
Таким образом, с помощью современных форм обучения детей в процессе краеведческой деятельности в ДОУ, можно пробудить в сердце ребенка интерес к родному краю, показать ему жизнь всей страны, воспитать любовь к малой родине.
Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца”.
Инновационный педагогический опыт «Организация краеведческой работы с дошкольниками»
Валентина Тумайкина
Инновационный педагогический опыт «Организация краеведческой работы с дошкольниками»
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Нам взрослым необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая к природе и быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает любить её и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня, и тем яснее представят будущее. Человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. А это так важно в наше время.
Актуальность изучения краеведения в современном обществе очевидна. Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формированию гражданственности. В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Молодое поколение не должно быть «Иванами, не помнящими своего родства». Именно сейчас, когда идеалы современной молодёжи устремлены на Запад, когда идёт американизация нашего общества и особенно культуры, мы должны вернуть новое поколение к своим родным корням и истокам, раскрыть богатство национальной культуры, воспитывать гордость за свою страну, развивать чувство патриотизма.
На мой взгляд, самоидентификация ребёнка как патриота должна начинаться с осознания себя частью своей малой родины. Материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы в нравственном воспитании детей, которые возникли в последнее время.
Изучение краеведения воспитывает стремление быть полезным своему родному городу, месту, где родился и вырос, становится фундаментом, на котором можно воспитать гордость за свою страну, свой край и стремление активно участвовать в общественных процессах. Кроме того, обращаясь к истокам местных традиций, изучая особенности народной культуры своего края, историю своей семьи, ребёнок получает неповторимый чувственный опыт позволяющий осуществлять личностное развитие и саморазвитие, воспитывается гражданственность, чувство собственной значимости. Краеведческая работа расширяет у детей кругозор, развивает детское словесное и изобразительное творчество.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Знакомство дошкольников с культурными истоками малой Родины становится в настоящее время одним из приоритетных направлений.
В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребёнка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к малой Родине.
А что эти слова значат для наших детей? С этим вопросом я обратилась к моим воспитанникам. Ответы, которые я получила (это интересно; это важно знать, чтобы уважать историю предков; всегда интересно, откуда ты родом; не зная истории родного края нельзя считать себя культурным человеком,позволили мне сделать вывод: ребятам это интересно.
Краеведение сегодня становится важным средством повышения качества знаний. Используя краеведческий материал на занятиях, я заметила, что он активизирует мыслительную деятельность детей, позволяет разнообразить методику занятий, участвует в патриотическом воспитании дошкольников.
Главной целью моей работы по краеведению является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край.На достижение этой цели направлена реализация следующих задач:
1. Формирование представления о Родине как месте, где человек родился и страны, где он живет.
2. Воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.
3. Развитие у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.
4. Воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их.
5. Воспитание уважения к людям труда, знаменитым землякам.
6. Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию.
Я считаю, что решению задач по ознакомлению дошкольников с родным краембудут способствовать:
• создание в группе расширенного центра по краеведению с различными дидактическими и игровыми пособиями;
• раннее начало обучения дошкольников;
• включение элементов краеведения во все виды деятельности детей.
Развитие работы по краеведению должна осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно.
В нашей группе созданы следующие условия:
1. Подобран разнообразный содержательный материал для детской деятельности.
3. Разработаны картотеки наблюдений, опытов, экспериментов, игр.
4. Система работы отражена в перспективном и календарном планировании.
Развитие работы по краеведению — это задача федерального масштаба, важная и для всей России, и для любого уголка нашей Родины. Она наиболее эффективна, если организована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагога и детей. Изучением краеведения я занимаюсь не только на занятиях, но и в свободную деятельность. Именно в ДОУ закладываются основы познавательного интереса к изучению города, окружающего ребенка макромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, что составляет базу для духовно – ценностного и гражданского воспитания.
Таким образом, организация краеведческой деятельности есть введение маленького человека в мир малой и большой Родины не «беспристрастным знатоком и наблюдателем, а активной личностью, имеющей свою позицию, свою точку зрения, свою заинтересованность в том, что же происходит в этом загадочном мире Родины» /В. А. Сухомлинский/.
Теоретическая база опыта.
Для обеспечения теоретической базы наряду с региональной программой «Мы в Мордовии живем» я использую следующие программы, технологии и другие источники по инновационной деятельности.
• Красная изба. С – П «Детство», 2000 г.
• Маленькие Россияне. М., 2005 г.
• Татарские народные игры и праздники. Я. Хайбеков. Казань,1990 г.
• Лямбирь/ Саранск, МКИ, 1993г.
• География моей Республики. Саранск, МКИ., 1993 г.
• Мордовский народный костюм. Саранск, МКИ, 1990 г.
• Э. А. Богатеева. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду. М., 1982 г.
• Программа обучения детей мордовским языкам в ДОУ. (автор Исайкина А. И.)
• Программа обучения детей татарскому языку. (сост. Батршина В. Р.)
Красная книга Республика Мордовия. В. И. Астрадамов. –Саранск: Морд. кн. изд-во,2005.-333с.
Родничок :Хрестоматия для маленьких / Сост. А. И. Брыжинский.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения
Свою работустрою по следующим тематическим блокам:
Ведущей формой работы по ознакомлению с родным краем являются занятия по познавательному развитию. Важно, чтобы занятия активизировали мыслительную деятельность. С этой целью я использую приемы сравнения (например: сравниваем культуру и быт мордовского и татарского народа, вопросы поискового характера, индивидуальные задания, опыты и эксперименты (например: свойства глины и песка). Дети анализируют, делают выводы, обобщают (например : климатические условия и природный ландшафт способствовали тому, что народы, живущие на мордовской земле занимались охотой и земледелием.).
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-развивающая среда, которая стимулирует самостоятельную деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с этим, в группе, мною оформлен центр краеведения, где созданы условия для совместной и самостоятельной деятельности детей.В центре имеется разнообразный материал: тематические альбомы о Мордовии, о городе Саранске, о селе Лямбирь, альбомы с репродукциями картин Ф. В. Сычкова и современных мордовских художников, фотографиями скульптур С. Д. Эрьзи, национальным татарским, мордовским, русским костюмами, дидактические игры,раскраски: «Матрёшки», «Народное творчество» и др.
В центре имеется разнообразное оборудование. Грамотное сочетание материала и оборудования в уголке способствуют расширению познавательного, коммуникативного, художественно-эстетического опыта детей.
Особое место в краеведческой работе занимают дидактические средства музейной педагогики, которые помогают воссоздать в сознании детей картины прошлого нашего края, познакомить предметами быта, орудиями труда, одеждой наших предков. Экспозиции природоведческого содержания позволяют показать богатство и разнообразие животного и растительного мира мордовской земли. Большую роль играют занятия-экскурсии в музей по ознакомлению с трудом земляков. Знакомлю детей с историей создания и развития предприятий района, выпускаемой продукцией, лучшими тружениками.
Важным приемом подачи информации детям, особенно исторического характера, является познавательный рассказ. Учитывая, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление,необходимо сопровождение его наглядным материалом: фотографиями, иллюстрациями, слайдами, схемами, а также предметами старинного быта. Вопросы, заданные детям в процессе рассказа, активизируют внимание детей, побуждают к логическому мышлению (Почему так называют наше село? Как вы думаете, почему здесь построили город? т. д.)
Работа по ознакомлению с предприятиями района и трудом земляков перерастает в интересную длительную сюжетно-ролевую игру, в которой дети применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт («Автотранспортное предприятие», «Библиотека», «Ателье», «Стройка» и т. д)
Одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая включает рисование, аппликацию, ручной труд. Она позволяет закрепить полученные знания детей, отразить формирующееся отношение к изучаемому предмету. Результаты продуктивной деятельности детей я оформляю в форме тематических выставок. Особенно нужно отметить педагогическую ценность коллективного продуктивного труда по созданию коллажей, макетов («Улица города», «Лес» и др., где у детей помимо других социальных качеств, формируется чувство ответственности за свою работу, как частицу общего труда.
Нравы, эстетические представления, обычаи народа передает декоративно-прикладное искусство. При рассматривании произведений изобразительного искусства обращаю внимание на красоту сильных, здоровых людей, изображенных на картинах Ф. В. Сычкова, на виды труда, исстари присущие народу, проживающему на территории Мордовии, на культуру быта, обряды, традиции народов.
Положительные эмоции играют значительную роль в формировании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Народный праздник, краеведческая викторина, тематическое развлечение (о труде, родной природе, о хлебе) является логическим и эмоциональным завершением работы по каждой из разработанных тем.
Мною проведены такие мероприятия как «Праздник урожая», викторина «Что ты знаешь о Мордовии», «Татарские народные сказки», «Традиции русской семьи».
Результативность инновационного опыта в том, что краеведение пробуждает интерес к национальной культуре русского, мордовского, татарского народов. Я считаю,что у детей формируются:
• правильность и полнота представлений о родной республике, о своей национальной принадлежности, о традициях, фольклоре разных народов Республики Мордовия;
• понимание и уважение иных народов, культур;
• интерес к традициям и фольклору;
• осознание необходимости взаимопонимания между людьми и народами.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта
В ходе этой работы столкнулась со следующими проблемами. Родители пассивно относятся к нетрадиционным формам взаимодействия, не владеют достаточными знаниями о родном городе, крае. Мало познавательного материала для дошкольников. Недостаточно иллюстраций (быт, традиции). Недостаточно теоретического материала по организации краеведческой работы в ДОУ.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Данный инновационный педагогический опыт «Организация краеведческой работы с дошкольниками»» может быть использован воспитателями других детских садов и родителями.
Практический материал поможет педагогам разнообразить занятия с детьми, принести детям радость познания.
Опыт моей работы был размещен на сайтах МААМ, Nsportal,представлен на заседаниях РМО Лямбирского района проект: «Поликультурное воспитание через использование татарского фольклора». Выступление в районной предметной секции воспитателей дошкольных образовательных учреждений с докладом «Приобщение детей дошкольного возраста к традиционным ценностям народной культуры».
Выступление на Республиканском семинаре «Роль родного языка в развитии детей дошкольного возраста»с докладом : «Приобщение дошкольников культуре мордовского народа через изучение мордовского языка»; на Международном практическом семинаре в рамках проекта «Языковое гнездо» (показ НОД по изучению мордовского языка «Эрзянь кель»).
Инновационный опыт работы «Робототехника» Пояснительная записка Современный дошкольник, в большинстве случаев, видит, играет и получает уже готовые предметы: игры, игрушки, предметы.
Инновационный педагогический опыт «Создание благоприятного психологического климата в детском коллективе» «Создание благоприятного психологического климата в детском коллективе». Принятая Правительством РФ Концепция модернизации российского образования.
Инновационный педагогический опыт «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге» Инновационный педагогический опыт «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления.
Инновационный педагогический опыт работы воспитателя «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада» ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ «КЕМЛЯНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» ЛУНИНОЙ НАТАЛЬИ МИХАЙЛОВНЫ.
Инновационный педагогический опыт работы воспитателя «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Савинова Александра Александровна. Сайт воспитателя: https://www.maam.ru/users/sahsa5 «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Инновационный педагогический опыт: «Экологическое воспитание через игровую деятельность дошкольников» Актуальность и перспективность опыта. Дошкольное детство – ответственный период жизни человека, именно в это время закладываются основы.
Инновационный педагогический опыт «Экологическое воспитание младших дошкольников» Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Коммунарский детский сад «Солнышко» Лямбирского муниципального района РМ Устиновой.
Опыт работы «Организация работы с родителями по вопросу оздоровления детей» в подготовительной группе Взаимодействие с родителями воспитанников является одним из актуальных и приоритетных направлений в моей работе. Вырастить здорового ребенка.
Собственный инновационный педагогический опыт «Обучение дошкольников безопасному поведению на улице» Собственный инновационный педагогический опыт Инновационный педагогический опыт : «Обучение дошкольников правильному поведению на улице».