инновационные формы работы психолога с подростками

Инновационные технологии, используемые педагогом-психологом в работе с воспитанниками социально-реабилитационного центра

инновационные формы работы психолога с подростками Наталья Махорская
Инновационные технологии, используемые педагогом-психологом в работе с воспитанниками социально-реабилитационного центра

Теперь дети не играют, а учатся.

Они учатся, учатся и никогда не начнут жить.

Инновационные технологии, используемые

в работе с воспитанниками

педагогом-психологом

Вся деятельность ведется по подпрограмме «Лесенка успеха» в рамках комплексной программы СРЦН «Принять, понять, помочь».

Цель моей работы как педагога-психолога в СРЦН—содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей и подростков.

Благодаря директору, в нашем центре создаются оптимальные условия не только для воспитания и развития детей, но и для ведения инновационной деятельности, что дает не только возможность дать детям разностороннее развитие, но и повысить профессионализм специалистов и воспитателей.

В работе с детьми чаще всего использую

инновационные технологии:

Наши воспитанники, как правило, испытывают трудности не только в вербальном, но и невербальном выражении своих мыслей, чувств, переживаний, поэтому наиболее эффективным методом работы с ними является арт-терапия.

Термин «арттерапия» (буквально: терапия искусством) ввел в употребление Адриан Хилл (1938).

Арттерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме работы.

Основные принципы арттерапевтического взаимодействия.

1. Поддерживать в ребенке его достоинства и позитивный образ “Я”.

2. Говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребенка.

3. Отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми.

4. Не применять негативных оценочных суждений, “ярлыков”, отрицательного программирования.

5. Не навязывать ребенку способов деятельности и поведения вопреки его желанию.

6. Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка независимо от содержания, формы, качества.

Рисование предоставляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

В тренинговых занятиях и в работе «Кукольного театра» часто использую элементы арттерапии. Это дает дополнительные результаты, стимулирует воображение, помогает разрешать конфликты и налаживать отношения между участниками группы.

ИГРОВЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

улучшение коммуникативного взаимодействия воспитанников в процессе игры, освобождение от негативных переживаний.

воспитывать элементарные общепринятые нормы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через игровые действия;

• совершенствовать приобретенные игровые навыки и умения для развития игровой активности.

Игра оказывает сильное влияние на развитие личности ребенка с раннего возраста.

Метод особенно актуален в детской и подростковой практике, так как именно игра дает возможность пробовать различные модели поведения. Обучающий материал, который преподносят ребенку в игре, усваивается быстрее, легче. В игровой форме сложные и порой малоинтересные задания и упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.

Наиболее эффективная работа с воспитанниками происходит в форме сюжетно-ролевой игры. Благодаря установлению положительного эмоционального контакта во время игровых занятий между подростками и психологом лучше достигается психокоррекционный эффект. В игре происходят формирование произвольного поведения подростка и его социализация.

Дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении” как главном явлении театрального искусства, иными словами открыть для детей тайну театра.

• пробуждать интерес к чтению, любить и понимать искусство;

• сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества;

• способствовать развитию связной речи, воображения;

• добиваться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.

Возможны индивидуальная и групповая формы куклотерапии.

Одним из видов арттерапии является куклотерапия, который помогает детям и подросткам через актерскую игру развить собственную творческую индивидуальность, преодолеть трудности в общении. В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.

В ходе занятий я не придерживаюсь жесткого плана, импровизируем вместе с детьми, учитывая предложения и настроение. С ребятами мы не только работаем с куклами, но и рисуем понравившихся героев, сюжеты, разыгрываем сценки. И малыши, и подростки с удовольствием одевают на руку куклу, чтобы «оживить» её и с нетерпением ждут следующего занятия. Дети знакомятся с возникновением кукольного театра, с правилами вождения куклы, бережному отношению к игрушке, как двигаться за ширмой во время спектакля и т. д.

На занятиях стараюсь обращать внимание на уровень развития организаторских способностей, какую позицию занимает ребенок. Он лидер или ведомый, помогает друзьям или провоцирует конфликты? Куклотерапия используется мною для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации при коррекционной работе со страхами, нарушениями поведения, для работы с детьми, имеющими эмоциональную травму. Сюжет может быть специально написан для данной ситуации или подобран из известных пьес и сказок, подходящих по содержанию. Обыгрывая ситуации, которые возникают у детей при общении в детском коллективе, вместе ищем причину их беспокойства и тревог, вместе смеемся и радуемся.

На индивидуальных занятиях использую прием – «театр одного актера». Ребенок выбирает куклу и ведет с ней диалог. Игры с куклами помогают ребенку не только преодолевать речевые трудности, но и самосовершенствоваться, став коммуникабельным, эмоциональным, адекватным в игровой сфере. Куклы помогают развить природные способности, образное мышление, память, эмоциональную сферу.

Уже стало доброй традицией участие кукольного театра на мероприятиях нашего Центра. Создается ситуация успеха, зрители аплодируют, детям хочется участвовать ещё, повышается мотивация. Несмотря на то, что исполнитель находится за ширмой, его индивидуальные качества всегда проявляются в игре с куклой и доходят до зрительного зала.

Эффективность данной работы определяется степенью активности и заинтересованности детей. Занятия в «Кукольном театре» доставляет детям удовольствие и приносит много радости.

Использование в своей работе разнообразных методов помогает решать такие задачи, как развитие речи и творческого потенциала, снятие психологического напряжения, создание благоприятного эмоционального климата в группе.

Педагог-психолог ___

Игровое мероприятие для воспитанников социально-реабилитационного центра «Путешествие к ее величеству Воде» 1. Ритуал начала. Игра «Озорная звезда». К одному из участников группы подходит «озорная звезда», легко дотрагивается до кончика носа и говорит.

инновационные формы работы психолога с подросткамиФотоотчет о выпекании пирогов воспитанниками социально-реабилитационного центра на крестопоклонной неделе Великого Поста Фото отчет о выпекании пирогов в виде «крестиков» во время Великого Поста. На четвёртой неделе Великого Поста православные христиане совершают.

Мини-программа по ручному труду для воспитанников социально-реабилитационного центра «В природной мастерской» Видео Пояснительная записка: Программа основана на использования в работе природного и бросового материала. Занятия по ручному труду очень важны.

План-конспект занятия с воспитанниками социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Это сладкий День варенья» Целевая аудитория: несовершеннолетние 5 – 15 лет. Форма и методы работы: чтение стихотворения, отгадывание загадки, викторина, конкурс пословиц,.

Применение образовательной кинезиологии на логопедических занятиях в условиях социально-реабилитационного центра Введение Образовательная кинезиология – система повышения возможностей детей, независимо от возраста, путём вытягивания потенций, заключённых.

Использование современных педагогических технологий в работе воспитателя социально-реабилитационного центра Современные педагогические технологии являются одним из необходимых условий эффективности инновационной деятельности социально-реабилитационных.

Творческий проект «Золотая осень» для воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних 7–11 лет Вид проекта: творческий. Продолжительность проекта: две недели. Участники проекта: несовершеннолетние 2 реабилитационной группы «Капитошки»,.

Взаимодействие специалистов реабилитационного центра в коррекционно-развивающей работе с детьми со сложной структурой дефекта Особое значение организации взаимодействия в работе узких специалистов и воспитателей уделяется в нашем Центре Цель работы Реабилитационного.

Источник

Использование инновационных технологий в работе психолога (выступление на семинаре для практических психологов и социальных педагогов образовательных учреждений)

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ПЕРЕВАЛЬСКИЙ РАЙОННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

Использование инновационных технологий в работе психолога

(выступление на семинаре для практических психологов и социальных педагогов образовательных учреждений «Использование инновационных методов в работе социально-психологической службы со всеми участниками образовательного процесса» 31.01.2018)

инновационные формы работы психолога с подростками

Инновационные процессы сегодня устремились во все сферы жизни общества. Изменения, происходящие в обществе, устанавливают новые, различные взгляды на современное образование. Для развития познавательной и творческой деятельности школьника в учебном процессе используются современные инновационные технологии, которые повышают качество образования.

Главная цель инновационных технологий образования – это подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире, ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию через механизмы инновационной деятельности, творческие способы решения проблем, превращение творчества в норму существования человека.

Как известно, психология является довольно молодой, но интенсивно развивающейся наукой, за время существования которой появилось множество её направлений и сфер приложения. Крайне важно для каждого специалиста не только знать и применять устоявшиеся классические методы, но и следить за тенденциями развития своей профессиональной области, постоянно совершенствуя навыки, при этом, не отступая от этических принципов психолога.

В практике психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности в учреждениях образования используются различные инновационные технологии.

Применяется развивающее обучение, в котором акцент переносится с изучения учебного материала на учебную деятельность ученика по развитию теоретического мышления и на всестороннее развитие личности учащегося. Знания сообщаются в процессе специально организованной разносторонней деятельности. В образовательный процесс вносится личностный и деятельностный акценты.

Используются элементы проблемного обучения, центральное звено которого проблемная ситуация, создающая условия для формирования правильных обобщений. Проблемная ситуация побуждает активную, мыслительную деятельность в процессе постановки и решения проблемы.

Практикуется метод проектов. В его основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Большое значение имеют информационно-коммуникативные технологии, поскольку ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать необходимое, работать с разными видами информации. При этом отмечается, что применение информационно-коммуникативных технологий повышает мотивацию учеников; снимает психологическое напряжение; повышает эффективность ученического труда, увеличивает долю творческих работ, расширяет возможности.

Активно в психолого-педагогической практике используются игровые технологии, связанные с игровой формой взаимодействия. Игра как средство социализации ребенка, включает целенаправленное воздействие на становление личности, усвоение знаний, ценностей. На занятиях в игровой форме дети осваивают навыки общения, учатся эффективному сотрудничеству и многому другому. Дидактическая игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; стимулирует умственную деятельность, развивает внимание и познавательный интерес. Диагностическая и гра обладает предсказательностью: ребенок ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество). Терапевтическая и гра используется для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе. Развлекательная игра связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т.е. стабилизации личности.

Применяются технологии деятельностного метода (что важно в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта). Деятельностный подход предполагает выполнение обучающимися определённых действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу.

Психолого-педагогическая практика основывается на личностно-ориентированных технологиях, которые ставят в центр школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.

Используемая т ехнология исследовательской деятельности направлена на то, чтобы стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, развитие творческой исследовательской активности детей.

Осуществляемый мониторинг интеллектуального развития позволяет проанализировать качество обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики.

Эффективными оказываются деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы.

Метафорическая психотерапия – метод, основанный на идее, что жизнь представляет собой последовательность задач, которые человек вынужден решать, чтобы продвинуться в собственном развитии. Метод разработан Тимошенко и Леоненко.

В данном контексте это работа с метафорическими (ассоциативными) картами. Они представляют собой набор иллюстраций (колода карт), изображающих людей, их отношения, ежедневные (и редкие неожиданные) ситуации, пейзажи, животных, предметы, абстракции. Изначально, это довольно интересная проективная методика, авторами которой являются Роман и Эгитмейер.

Танцевально-двигательная терапия основана на концепции Райха (телесно-ориентированная терапия), и в её рамках с клиентом работают через спонтанные движения, благодаря которым можно отыграть роли, а также ощутить и понять причину симптомов, болей различного рода.

Эмоционально-образная терапия основана на работе с воображением. Она применяется, когда человек не в силах выразить свои эмоции словами. Причины этому могут быть абсолютно разные: стыд, вина, алекситимия, трудности вербализации и др. В данной концепции можно обойти названную сложность, работая с образами. Метод разработан Линде.

Ассессмент-центр – это метод оценки компетенций, психологических и профессиональных особенностей, а также выявления потенциальных возможностей клиента. Оценка участников производится с помощью наблюдения их реального поведения в деловых играх. Одними из первых создателей технологии Assessment Centre были сотрудники приемной комиссии Адмиралтейства Великобритании.

Таким образом, инновационные методы в работе психолога и социального педагога дают возможность качественно и быстрее получить хороший результат. Использование возможностей современных инновационных технологий позволяет обеспечить формирование базовых компетентностей современного человека: умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем; умение эффективно сотрудничать с другими людьми; умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы; готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность.

Источник

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

Сегодня наше общество столкнулось с такими социальными проблемами, которые 20-30 лет назад представлялись нам реалиями другого мира:

Так как в настоящее время востребована личность зрелая, самостоятельная, активная, свободная, способная ставить цели, достигать их и нести ответственность за свой выбор и результаты своей деятельности, умеющая решать нестандартные задачи, поэтому цель работы с несовершеннолетними заключается в поиске продуктивных методов и форм в работе как с обычными подростками по профилактике конфликтов, так и в работе с несовершеннолетними, демонстрирующими девиантное поведение или находящимися в конфликте с законом. Это обусловлено тем, что многие существующие методы уже потеряли свою новизну и как следствие – актуальность.

Поэтому наиболее востребовано в настоящее время применение инновационных технологий в работе с несовершеннолетними. Так что же такое инновация?

Инновация – это внедренное новшество, обладающее высокой эффективностью. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации в виде новых или отличных от предшествующих объектов.

Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов.

Понятие «интерактивные методы» («interactive» с англ.: «inter» означает «между», «меж»; «active» — от «act» — действовать, действие) можно перевести как методы взаимодействия участников между собой.

Под интерактивными методами понимают систему правил организации продуктивного взаимодействия несовершеннолетних между собой и со специалистом в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при которых происходит освоение нового опыта. Здесь можно выделить две группы методов:

Более подробно хотелось бы остановиться на второй группе. Она включает в себя следующие методы:

Есть еще один интересный метод. Это метод «6—6»: не менее 6 членов группы в течение 6 минут стараются сформулировать конкретные идеи, которые должны способствовать решению стоящей перед группой проблемы. Каждый участник на отдельном листе записывает свои соображения. Это делается в лаконичной форме. И после этого в группе организуется обсуждение всех подготовленных списков. В процессе обсуждения отсеиваются явно ошибочные мнения, уточняются спорные, группируются по определенным признакам все оставшиеся. Задача — отобрать несколько наиболее важных альтернатив, причем их количество должно быть меньше числа участников дискуссии. Несколько слов о формах работы с несовершеннолетними.

К наиболее эффективным формам обучения несовершеннолетних социально значимым навыкам относятся групповые тренинги.

Тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и т.д.

Тренинг ассертивности или аффективно – ценностного обучения основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе тренинга также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.

Тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего, это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях, это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы.

Ролевые игры. Например, ролевые игры могут использоваться для работы как со старшими, так и младшими подростками и позволяют осваивать и отрабатывать общие коммуникативные навыки (конструктивное общение, выбор и принятие решения, сопротивление внешнему давлению).

Ролевая игра предусматривает принятие участниками на себя определенных ролей, реализация которых требует от них дополнительных знаний, относящихся к принятой роли.

Деловые игры. Основной целью деловой игры является моделирование определенной управленческой, экономической, психологической, педагогической ситуации. Основные цели такой игры:

Интересной формой является дискуссия. Дискуссия в переводе с лат. «discussion» означает исследование или разбор. Дискуссией называется целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе.

Доступной формой можно считать психологический театр, это открытая форма взаимодействия людей друг с другом, и человека с самим собой.

Психологический театр — это метод психотерапии, основанный на воспроизведении разнообразных сцен и значимых ситуаций из жизни в форме совместного творчества.

Театральные занятия помогают подросткам стать более выразительными, уверенными в себе, освоить навыки конструктивного общения, научиться отстаивать свою точку зрения. В ходе занятий ребята пробуют себя в новом качестве, общаясь и взаимодействуя между собой, проживают различные жизненные ситуации, осваивают азы сценарного мастерства, учатся быть гибкими и раскованными, эффективно избавляются от страха публичных выступлений и т.д.

Более сложной является проектно – исследовательская форма как образовательная технология, предполагающая решение исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которой реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования).

Есть еще и такая форма, как агитбригада – это творческий коллектив, выступающий по различной тематике и затрагивающий актуальные проблемы своего времени, который высмеивает отрицательные стороны нашей жизни и показывает положительные моменты. Цель агитбригады – пропаганда.

Интерактивность агитбригады в том, что исполнители постоянно обращаются к зрителям и ждут от них ответной реакции. Зритель – это партнер исполнителей в агитбригаде, соучастник происходящего на сцене.

В основе любой интерактивной формы работы лежит сценарий. Создание сценария и его воплощение – процесс творческий, требующий выдумки, фантазии, оригинальных приемов организации действия. Он должен обладать действенностью и зрелищностью, причем зрелище должно быть увлекательным, захватывающим.

Использование интерактивных форм и методов в работе с несовершеннолетними поможет в освоении подростками разнообразных социальных навыков и ролей, осознании ответственности за собственное благосостояние и состояние общества.

Белопольская А.И. — ведущий специалист, методист

отдела развития социальных технологий

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *