инновационные формы работы учителя логопеда
Инновационные технологии и современные методы в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ
Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения, развития детей на разных возрастных этапах, в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.
Речь является одной из важнейших психических функций человека, сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения.
На сегодняшний день в арсенале коррекционных педагогов имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Но мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии.
Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Поэтому нам приходится искать, находить и умело использовать на практике более инновационные методы и формы воздействия, так как именно они становятся наиболее перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Инновационный опыт в моём понимании — это «держать руку на пульсе» современной педагогики. Что мы подразумеваем под понятием «инновационные технологии»?
Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.
Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.
Использование в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам, разработанным в конце XX века. И относится к так называемым «микроинновациям», поскольку её использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует её методическую составляющую и служит для создания благоприятного эмоционального фона.
Творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно – развивающий процесс становится более результативным и эффективным.
В последние годы отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличения числа детей с нарушением психического и речевого развития, в связи с чем, применение инновационных здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОУ становится очень актуальным.
Инновационные технологии, применяемые мной в логопедической практике, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО. Подробно изучая новинки методической литературы, выбрала, на мой взгляд, наиболее актуальные и практичные инновационные методы, которые помогут сделать коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения речи, эффективной и результативной.
Су-Джок терапия – это технология, которая обладает высокой эффективностью, безопасностью и простотой использования в обучении с дошкольниками. Это наилучший метод самопомощи в развитии, как речевой активности, так и в развитии всех компонентов речи.
Практикую данную технологию со старшей группы, применяю её как в индивидуальной, так и подгрупповой форме. В набор массажёра Су-джок входят массажный шарик «каштан» и 2 эластичных кольца. Использование массажера Су-Джок в логопедической коррекции у дошкольников с речевыми нарушениями позволяет мне не только повысить интерес к занятию, но и оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Данные виды массажеров я применяю для развития всех компонентов речи:
Развитие памяти и внимания, сопровождающиеся массажным эффектом
Детям предлагаются различные игровые приемы и упражнения: 1. дети прокатывают шарик по дорожкам, после закрывают глаза и пытаются по памяти пройти тот же самый путь по дорожкам. 2 рисование шариком на спине товарища ранее изученной буквы или любого предмета, сосед должен угадать, что изобразили на его спине. 3. ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.
Для развитие мелкой моторики использую игры, упражнения и пальчиковые физминутки с использованием массажёров Су-джок. В работе использую ряд приёмов: массажные движения шариком по кругу ладони, прямыми движениями вперёд-назад, прокатывание кольца по пальцам, сжимание и разжимание шарика в кулаке. Чтобы процесс массажа не показался для дошкольника скучным, используется стихотворный материал, собранный в картотеку согласно лексическим темам ДОУ, а также составленные лично пальчиковые упражнения с использованием шариков и колец Су-джок.
Для автоматизации и дифференциации звуков в речи
Например, при работе с поставленным и требующим автоматизации звуком. Во время массажа ребёнок проговаривает соответствующий этому звуку текст, и одновременно массируют ладони или же поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец. Дети стараются не только контролировать свою речь, но еще и параллельно выполнять массаж рук.
Звуковой анализ слова
Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный- гласный звук, синий- твёрдый согласный звук, зеленый – мягкий согласный звук. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик и выкладываем звуковую линию слова из шариков. Или наоборот подбирает слово к данной схеме из шариков.
Слоговой анализ слова, деление слов на части
Упражнение «Раздели слова на части»:
1. Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов;
2. Логопед выкладывает на стол определённое количество шариков, а ребенок должен из предложенных картинок выбрать ту которая состоит из того количества слогов сколько на столе шариков;
3. Когда дети легко выполняют данный вид задания можно усложнить его, предложив им самим называть слова с нужным количеством слогов-шаров.
Для практического усвоения лексико-грамматических категорий
Упражнение «Один-много»: логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе, ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе. Или игра соревнование на закрепление лексических понятий, дети в парах берут из коробки мячики су-джок и называют предмет, заданный согласно лексической теме, у кого больше шариков тот и выиграл.Аналогично упражнения: «Назови ласково» взрослый катит ребёнку большой шарик су-джок и называет большой предмет, а ребенок катит маленький шарик и называет слово ласково и наоборот.
Практическое усвоение предложных конструкций
Су-джок это развитие не только кистей, но и стоп, поэтому воспитатели групп продолжают эту работу после сна, используя ортопедические коврики, с разнообразными фактурами и рельефами, чередование мягких и жёстких поверхностей модулей. В целях профилактики плоскостопия и массажа стоп у дошкольников.
В своей логопедической практике применяю комплексы кинезиологических упражнений.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.
Это – универсальный метод развития умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Именно эти упражнения позволяют улучшить работу головного мозга, тем самым улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, улучшить мыслительную деятельность. Данный метод работы практикую в подготовительных группах.
Изначально задания вызывали у детей затруднения, они путались в позах рук, торопились, но после систематического применения упражнений, стал заметен положительный результат, движения стали уверенные, безошибочные, дети с удовольствием стали сами придумывать комплексы упражнений и использовать их между собой, в парах (Лязгинка, Упражнение «Ухо – нос», «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Погладь-похлопай»).
Также совместно с воспитателями и педагогом – психологом ввели такие практические задания для старших дошкольников, как кинезилогическое «рисование».
В процессе кинезиологического рисования необходимо соблюдать принцип «от простого к сложному». Детям дается шаблон, который нужно раскрасить двумя руками одновременно. Работу нужно начинать с дорисовывания простых линий и точек, а потом переходить на круги, спирали, волнистые линии. Когда дети поймут технику дорисовывания простых шаблонов, им предлагаются сложные шаблоны, где нужно отобразить заданные узоры или нарисовать целые объекты, после переходим на рисование букв и предметов двумя руками одновременно. Упражнения можно проводить индивидуально или коллективно. Некоторые задания даются домой в индивидуальных тетрадях. Конечно данный вид заданий вызывает у детей определённые затруднения, но если работу проводить регулярно, то в конечном результате можно добиться положительных и значимых результатов.
ИКТ Особенно хочется отметить роль и значение информационно-коммуникационных технологий. Применение инновационных средств обучения, в том числе и мультимедийных интерактивных проектов становится одним из перспективных направлений коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими различные нарушения речи.
Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в образовательный процесс являются мультимедийные презентации. Формы и место использования презентации на занятии зависят от содержания этого занятия и цели, которую ставим мы педагоги. Мультимедийные презентации позволяют нам сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
Согласно тематическому планированию нашего сада, я разработала и составила занятия с использованием авторских мультимедийных презентаций. Для каждой презентации материал подбирался согласно программе и возрасту детей. На первом году обучения основное внимание уделялось играм и упражнениям направленных на формирование фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи, развитие зрительного восприятия. В подготовительной группе материал усложнился, добавились задания по обучению грамоте и развитию связной речи.
Применение на логопедических занятиях авторских презентаций обучающего характера позволяет мне оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми нарушениями, способствует положительному состоянию детей в процессе занятий.
На данный момент собран банк презентаций по лексическим темам, и презентаций по обучению грамоте, рассчитанный на детей старшей и подготовительной группы.
Удобную форму работы по закреплению изученного на фронтальных и подгрупповых занятиях материала представляет тетрадь взаимосвязи между логопедом, родителями и детьми.
За три года мною создана в электронном варианте, картотека домашних заданий, каждое задание строится по определённой структуре. Которая содержит задания и игры на развитие всех компонентов речи.
Практика подтверждает, что использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда позволяет значительно повысить эффективность логопедической работы, активизировать динамику развития навыков правильной речи и всего коррекционно-образовательного процесса в целом.
Инновационные технологии в логопедической практике
Инновационные технологии в логопедической практике
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу
Инновационные технологии в логопедической практике – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи), это:
— новые и обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога;
— новые способы взаимодействия педагога и ребёнка;
— новые стимулы, служащие для создания благоприятного эмоционального фона, способствующие включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка.
Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИИ:
• современные технологии логопедического и пальцевого массажа;
• современные технологии сенсорного воспитания;
• музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах);
• изо-терапия (нетрадиционные техники рисования);
• кинезиотерапия (танцетерапия, телесно-ориетированная терапия, логоритмика, психогимнастика);
• креативная игротерапия (песочная терапия);
«Арт-терапия» является средством свободного самовыражения.
Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.
Цели арт-терапии в работе с детьми: способствовать формированию высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развития взаимопонимания между детьми, а также между ребенком и взрослыми. Научить ребенка самовыражению, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.
Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки.
В зависимости от мелодии, её ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты.
Коррекционные задачи музыкотерапии:
• нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма;
• стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций);
• улучшение общего состояния детей;
• улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);
• коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений;
• стимуляции речевой функции;
• нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации);
• формирование навыков словообразования;
• формирование слоговой структуры слова.
Во время проведения расслабляющего логопедического массажа используются произведения, оказывающие седативное действие, а во время активного – произведения, оказывающие тонизирующее действие.
Также тонизирующие музыкальные произведения возможно использовать во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.
используемые для развития речи:
• рисование мягкой бумагой;
• рисование тычком жёсткой полусухой кистью;
• рисование на стекле;
• рисование на манке;
• техника рисования листьями, палочками, камушками и т. п.;
• техника отпечатывания ватой;
• техника «оттиск пробками»;
Весь детский опыт связан с развитием и совершенствованием произвольных движений (одеваться, есть, ходить, играть, и, конечно же, говорить).
Обращая внимание на развитие двигательной сферы ребёнка, мы опосредованно влияем на развитие психических свойств. Способность ребёнка контролировать свои телесные проявления влияет на развитие его характера, способностей и конечно же речи.
• биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки;
• растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц;
• упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;
• дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие:
• развивают мозолистое тело,
• улучшают мыслительную деятельность,
• способствуют улучшению памяти и внимания,
• облегчают процесс чтения и письма,
• улучшают как настроение, так и самочувствие выполняющего их человека.
Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Дом – ёжик – замок», «Зайчик – коза – вилка» и др.
Цель логопедического массажа не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляция мышечных ощущений, что способствует четкости кинестетического восприятия. Кинестетическое чувство сопровождает работу всех мышц. Так, в полости рта возникают совершенно различные мышечные ощущения в зависимости от степени мышечного напряжения при движении языка, губ. Ощущаются направления этих движений и различные артикуляционные уклады при произнесении тех или иных звуков.
Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков.
Выполнение приёмов логопедического массажа требует чёткой диагностики состояния мышечного тонуса не только собственно мышц, участвующих в артикуляции, но также мышц лица и шеи.
К основным видам логопедического массажа относятся:
• массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;
• массаж орехами, каштанами;
• массаж шестигранными карандашами;
• массаж травяными мешочками;
• массаж зондами, зондозаменителями;
• массаж приборами Су-Джок терапии.
Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворительными свойствами.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе.
Коррекционные задачи сказкотерапии:
• создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;
• совершенствование лексико-грамматических средств языка;
• совершенствование звуковой стороны речи;
• развитие диалогической и монологической речи;
• эффективность игровой мотивации детской речи;
• взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
• сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом;
• создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;
• приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.
Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.
Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтный ситуации в коллективной деятельности.
Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает в развитии:
• зрительной и слуховой памяти;
• зрительного и слухового внимания;
• ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).
Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Песочная терапия способствует:
• совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
• обогащению словарного запаса;
• развитию связной речи;
• побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;
• развитию фантазии и образного мышления.
Смехотерапия – это вид психотерапии, помогающий снять блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности.
Юмор и смех поднимают настроение, помогают наладить коммуникативные связи, позволяют эффективно противостоять стрессовым ситуациям.
Ароматерапия – это применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья человека.
Запахи управляют настроением, успокаивают перевозбуждённую нервную систему, повышают работоспособность.
Применение средств ароматерапии позволит поддерживать хорошее настроение у детей, а также помогает излечить простудные заболевания и нарушения сна.
Дети больше всего любят теплые, сладковатые запахи. Однако в силу того, что их организм находится еще в состоянии развития, применять средства ароматерапии для них следует совсем в минимальных дозировках. Лучше всего, если масла будут наноситься на терракотовые и глиняные фигурки, аромамедальоны, подушечки. Хорошо удерживают запахи различные изделия из необработанного дерева, корки от апельсина или грейпфрута.
Цветотерапия (Хромотерапия) – восстановление индивидуального биологоческого ритма с помощью специально подобранного цвета.
Период дошкольного детства является также периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. Стимуляция интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста цветотерапевтическими средствами оправдана и эффективна.
Работа с цветом способствует решению многих задач:
• повышает уровень коммуникативности детей, их эмоциональную отзывчивость;
• обогащает сенсорный и эмоциональный опыт детей;
• знакомит с приемами управления своими чувствами, формирует навыки самоконтроля.
В детях, даже самых маленьких, природой заложена определенная реакция на тот или иной цвет. На настроение, поведение и даже состояние здоровья влияет не только цвет окружающего пространства, но и цвет одежды, в которой находится ребенок. Присутствие какого-либо цвета в жизни ребенка (например, красного) может бодрить, улучшать настроение, в то же время его переизбыток может вызвать состояние перевозбуждения, повышенной двигательной активности.
Цветотерапия, несомненно, способствует:
• улучшению психологического микроклимата в детском коллективе;
• стимуляции интеллектуального и эмоционального развития дошкольников;
• приобретению детьми навыков психофизической релаксации.
Цветотерапия незаменима при использовании в детских учереждениях.
Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
Возможности использования ИТ в логопедии:
• повышение мотивации к логопедическим занятиям;
• организация объективного контроля развития и деятельности детей;
• расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности;
• возможность быстрого создания собственного
• визуализация акустических компонентов речи;
• расширение спектра невебральных заданий;
• обеспечивают незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной;
• значительные возможности в развитии ВПФ: схематизация, символизация мышления; формирование планирующей функции мышления и речи;
• за счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.
Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии.
Важно сохранить как традиционные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики, а также помнить, что любая инновация хороша не сама по себе («инновация ради инновации», а как средство, метод, служащий определенной цели. В этом отношении очень важны этапы ее освоения и распространения, которые как раз и показывают необходимость и действенность новой технологии.
Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.