иностранные юридические лица обязаны уплачивать налог на территории рф если тест

Минфин России разъяснил порядок налогообложения дохода иностранной организации от деятельности в РФ

Milkos / Depositphotos.com

Нормами налогового законодательства установлено, что иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в России являются налогоплательщиками налога на прибыль организаций и уплачивают налог на прибыль в установленном порядке (ст. 2 46 Налогового кодекса ).

Порядок налогообложения дохода иностранной организации от предпринимательской деятельности в России определяет, что иностранные организации, получающие доходы от источников в РФ, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций и налог с доходов, полученных такой организацией, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в РФ через постоянное представительство, либо предпринимателем, выплачивающими доход иностранной организации, при каждой выплате доходов (п. 1 ст. 246, ст. 247, ст. 309, ст. 31 0 НК РФ ).

Поэтому, как поясняет Министерство, действующие нормы налогового законодательства предусматривают налогообложение доходов иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории РФ, или получающих доходы от источников в РФ.

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Источник

Налог на доходы иностранных организаций (правовая позиция КС, ВС, ВАС, Минфин и ФНС РФ)

При выплате налогооблагаемого дохода в пользу иностранной организации (у которой нет документов о постановке на учет в ФНС РФ в качестве «постоянного представительства») обязанности налогового агента по удержанию налога с доходов возлагаются на российскую организацию, выплачивающую указанный доход в пользу такой иностранной организации.

Обоснование (правовая позиция КС, ВС, ВАС, Минфин и ФНС РФ)

Обязанности налогового агента по удержанию налога с доходов иностранной организации, у которой нет документов о постановке на учет в ФНС РФ в качестве «постоянного представительства», возлагаются на российскую организацию, выплачивающую доход в пользу такой иностранной организации.

«На основании пункта 3 статьи 247 Налогового кодекса для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со статьей 309 Налогового кодекса. Налог в этом случае согласно подпункту 1.1 статьи 309, пункту 1 статьи 310 Налогового кодекса взимается посредством удержания его налоговым агентомроссийской организацией, выплачивающей доход

«14. Обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению налога в бюджет возлагаются на российскую организацию вне зависимости от формы, в которой облагаемый налогом доход был получен иностранным контрагентом.

В силу пункта 2 статьи 287 НК РФ российская организация, выплачивающая доход иностранной организации, удерживает сумму налога ИЗ доходов этой иностранной организации при каждой выплате (перечислении) ей денежных средств или ином получении иностранной организацией доходов. При этом согласно пункту 3 статьи 309, пункту 1 статьи 310 НК РФ доход считается полученным иностранной организацией как при его перечислении в денежной форме, так и при выплате в натуральной или иной неденежной форме, в том числе в форме осуществления взаимозачетов.«

Налоговый агент освобождается от обязанности по удержанию налога, если представители по «доверенности» предоставят документы о постановке на учет в ФНС РФ этой иностранной организации в качестве «постоянного представительства»

«В тоже время подпункт 1 пункта 2 статьи 310 Кодекса предусматривает, что исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производятся налоговым агентом по всем видам доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, во всех случаях выплаты таких доходов, за исключением случаев, когда налоговый агент уведомлен получателем дохода, что выплачиваемый доход относится к постоянному представительству получателя дохода в Российской Федерации, и в распоряжении налогового агента находится нотариально заверенная копия свидетельства о постановке получателя дохода на учет в налоговых органах, оформленная не ранее чем в предшествующем налоговом периоде.»

Об особенностях освобождения от налогообложения при применении международных соглашений об избежании двойного налогообложения

Для освобождения от налогообложения при применении международных соглашений об избежании двойного налогообложения согласно пункта 1 ст. 312 НК РФ

необходимо предоставление 1) документального подтверждения о местонахождении (налогового резидентства) и 2) документального подтверждения, что эта иностранная организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.

«В соответствии с п.1 ст.312 НК РФ при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна предоставить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если такое подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык. Помимо этого иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, для применения положений международных договоров Российской Федерации, подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.

Предоставление иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение дохода, указанных подтверждений налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, является основанием для освобождения такого дохода от удержания налога у источника выплаты или удержания налога у источника выплаты по пониженным ставкам.»

«Несоблюдение условий освобождения от налогообложения доходов, выплаченных иностранной организации из источников в Российской Федерации, предусмотренных пунктом 1 статьи 312 Кодекса, обязывает общество как налогового агента произвести удержание суммы этого налога и ее перечисление в бюджет.»

«В период выплаты доходов корпорация не представила обществу подтверждения о постоянном местонахождении в США, поэтому налоговый агент был лишен возможности освободить от налогообложения суммы выплат и корпорацией получен доход с учетом удержанного налога. «

Для освобождения от налогообложения при применении международных соглашений об избежании двойного налогообложения также

необходимо производить оценку

кто будет фактическим получателем дохода и

имеется ли у данного лица факт декларирования и уплаты лицом налогов с таких доходов.

Письмо Минфина России от 9 апреля 2014 г. № 03-00-РЗ/16236 «О применении льгот, предусмотренных международными соглашениями об избежании двойного налогообложения»:

Таким образом, льготы (пониженные ставки и освобождения), предусмотренные международными соглашениями об избежании двойного налогообложения, при выплате дохода в виде дивидендов, процентов и доходов от использования авторских прав от источников в Российской Федерации применяются исключительно в случае, если резидент иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключено соответствующее соглашение, является фактическим получателем дохода.

Одновременно обращаем внимание, что согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении Арбитражными судами части первой Налогового кодексаРоссийской Федерации» ответственность за правильность исчисления и удержания налога у источника (включая правильность применения льгот (пониженных ставок и освобождений), предусмотренных международными соглашениями об избежании двойного налогообложения) несет налоговый агент

«При применении международных соглашений в части предоставления права на использование льгот (пониженных ставок и освобождений) при налогообложении пассивных видов доходов от источников в Российской Федерации необходимо оценить, является ли лицо, претендующее на применение льгот (пониженных ставок и освобождений), предусмотренных соглашением, фактическим получателем соответствующего дохода

Письмо ФНС России от 17.05.2017 N СА-4-7/9270@ «О практике рассмотрения споров по вопросу неправомерного применения налоговыми агентами льготных условий налогообложения при взимании налога на прибыль с доходов иностранных организаций»

«За последнее время налоговыми органами было проведено ряд налоговых проверок, по результатам которых сделаны выводы о неправомерном применении норм международных соглашений в случаях, когда иностранные компании не являются фактическими получателями дохода

Имеется ли факт декларирования и уплаты лицом налогов с таких доходов

«Вместе с тем, в случае раскрытия налогоплательщиком фактического бенефициара и рассмотрения вопроса о наличии оснований для применения к доходам соответствующих ставок, необходимо учитывать, имеется ли у данного лица доход от участия в деятельности иностранной компании, а также доказательства, однозначно свидетельствующих о том, что лицо является реальным бенефициаром в отношении спорных выплат, а также факт декларирования и уплаты лицом налогов с таких доходов.«

Таким образом, при выплате в пользу иностранной организации (у которой нет документов о постановке на учет в ФНС РФ в качестве «постоянного представительства») при применении положений международных договоров об избежании двойного налогообложения для освобождения от удержания налога необходимо:

1) предоставление подтверждения местонахождения (налогового резидентства);

2) документальное подтверждение, что эта иностранная организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода;

3) произвести оценку кто будет фактическим получателем дохода;

4) имеется ли факт декларирования и уплаты лицом налогов с таких доходов.

Поскольку имеются налоговые риски, то необходимо проявить должную осмотрительность и осторожность

«Следовательно, предприниматель действовал без должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента (предполагающих проверку правоспособности, то есть установление юридического статуса, возникновение которого обусловлено государственной регистрацией юридического лица, личности лица, выступающего от имени юридического лица, а также наличия у него соответствующих подтверждаемых документально полномочий на совершение юридически значимых действий).»

Для избежания налоговых рисков необходимо документальное подтверждение полномочий руководителя иностранной организации, а операции через посредников и расчеты через третьих лиц необходимо исключить.

«При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать следующие признаки:
.
— отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

— отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
.
Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или «однодневки»), а сделки, совершенные с таким контрагентом, сомнительными.
.
Дополнительно повышают такие риски одновременное присутствие следующих обстоятельств:
— контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;
— наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);
.
Налогоплательщикам, по самостоятельной оценке которых риски по настоящему пункту Критериев высоки и желающим снизить или полностью исключить указанные риски, рекомендуется:
исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за соответствующий период;».

Таким образом, в целях должной осмотрительности и осторожности для избежания налоговых рисков необходимо:

5) проверить правоспособность (установить юридический статус) иностранной организации;

6) документальное подтверждение полномочий руководителя иностранной организации на совершение юридически значимых действий и копии документа, удостоверяющего его личность;

7) документальное подтверждение полномочий представителя иностранной организации на совершение юридически значимых действий и копии документа, удостоверяющего его личность;

8) исключить операции через посредников;

9) исключить расчеты через третьих лиц.

Судебные акты подлежат отмене, если не исследованы обязанности налогового агента по удержанию налога с учетом международных обязательств.

Постановление Президиума ВАС РФ № 1041/99 от 11.04.2000 О неисследованности вопросов о наличии обязанности по уплате налогов (Вестник ВАС РФ. 2000. № 7) :

«. в случае, когда деятельность в Российской Федерации осуществляется иностранными юридическими лицами не через представительства либо они не состоят на налоговом учете, удержание и перечисление налогов в бюджет осуществляет налоговый агент-источник выплат.

. не исследованы вопросы, связанные с наличием обязанности у иностранных юридических лиц по уплате налогов на территории Российской Федерации и соответственно обязанности налогового агента по их удержанию с учетом международных обязательств.

Указанное связано с нижеследующим.

Налоговый агент в силу закона обязан удерживать налог при каждой выплате (или при каждой иной форме получения дохода иностранной организацией).

«14. Обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению налога в бюджет возлагаются на российскую организацию вне зависимости от формы, в которой облагаемый налогом доход был получен иностранным контрагентом.

В силу пункта 2 статьи 287 НК РФ российская организация, выплачивающая доход иностранной организации, удерживает сумму налога из доходов этой иностранной организации при каждой выплате (перечислении) ей денежных средств или ином получении иностранной организацией доходов.»

Любая просрочка в уплате в бюджет сумм налога — независимо от ее причин (не удержал либо удержал, но не перечислил, т.е. не уплатил в срок) — это ущерб государству, виновное бездействие и опасность для государства.

См об этом в пункте 2 абз.3 предложение 2, пункте 3 абз. 3 и абз. 4 Постановления Конституционного суда РФ от 06.02.2018 N 6-П:

Характеризуя данное налоговое правонарушение как виновное бездействие лица, на которое налоговым законом возложены обязанности по своевременному исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации, федеральный законодатель исходил из степени его опасности для государства,

уполномочившего (и обязавшего) налогового агента «собирать налоги» иных лиц (налогоплательщиков), вступивших с ним в правовые отношения, предполагающие выплату им налогооблагаемого дохода

Если сумма налога в 20%, которую необходимо удержать налоговому агенту (ответчику), не будет указана в резолютивной части судебного акта,

то государству будет искусственно нанесен невосполнимый ущерб.

Согласно Письма Минфина от 08.02.2016 № 03-08-05/6371:

«Обращаем внимание, что особенностей выполнения налоговым агентом своих обязанностей при выплате дохода в пользу иностранной организации по решению суда Кодексом не установлено.»

В Определении ВАС РФ от 27.07.2012 № ВАС-6709/12 разъяснено, что у российской организации имеется

«возможность обратить внимание суда на необходимость определения подлежащей взысканию задолженности, с учетом требований налогового законодательства с тем, чтобы это было учтено при принятии судебного акта.»

В Постановлении 7-го ААС от 07.05.2018 по делу № А45-24651/2014 разъяснено:

«Следует учитывать, что судом в резолютивной части решения может быть указана сумма дохода, подлежащая взысканию в пользу … лица, и сумма, которую необходимо удержать в качестве налога и перечислить в бюджетную систему Российской Федерации.»

Если сумма налога в 20%, которую необходимо удержать и перечислить в бюджет, не будет указана в резолютивной части решения суда,

то при выплате по решению суда ответчик будет лишен возможности выполнить обязанности налогового агента по удержанию налога и его перечислению в бюджет,

поскольку у него нет полномочий подвергать ревизии вступивший в законную силу судебный акт на стадии его исполнения.

В таком случае государству будет искусственно нанесен невосполнимый ущерб, поскольку

у налоговых органов РФ нет возможности взыскать неудержанный налог

как с иностранного лица «в связи с неучетом данного лица в российских налоговых органах и невозможностью его налогового администрирования»,

так и с налогового агента (ответчика) из-за отсутствия у него возможности удержать налог для его перечисления в бюджет.

См об этом в пункт 2 абз.7 и в пункте 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57:

«Кроме того, указанные рекомендации о невозможности взыскания с налогового агента не удержанной им суммы налога и об ограничении периода взыскания пеней, основанные на том, что обязанным лицом продолжает оставаться налогоплательщик (подпункт 5 пункта 3 статьи 45 Кодекса), к которому и должно быть предъявлено налоговым органом соответствующее требование об уплате налога, не применимы при выплате денежных средств иностранному лицу в связи с неучетом данного лица в российских налоговых органах и невозможностью его налогового администрирования. Следовательно, в случае неудержания налога при выплате денежных средств иностранному лицу с налогового агента могут быть взысканы как налог, так и пени, начисляемые до момента исполнения обязанности по уплате налога.»

«В силу статьи 123 НК РФ с налогового агента взыскивается штраф за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию с налогоплательщика.

При рассмотрении споров судам необходимо учитывать, что такое правонарушение может быть вменено налоговому агенту только в том случае, когда он имел возможность удержать и перечислить соответствующую сумму, имея в виду, что удержание осуществляется ИЗ выплачиваемых налогоплательщику денежных средств.»

Кроме того, на иностранную организацию, у которой нет документов о постановке на учет в ФНС РФ в качестве постоянного представительства, и, соответственно, на ее представителей по «доверенности», не возложена обязанность по удержанию налога.

См об этом ФНС России от 11.06.2014 № ГД-4-3/11305 «Об исполнении обязанностей по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога с доходов от источников в РФ»:

«Таким образом, главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ на физические лица и иностранные организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства, при выплате доходов от источников в Российской Федерации,

не возложена обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы из дохода налогоплательщика и перечислению налога в бюджет.»

Если налог не удержан, то налоговый агент-источник выплаты и в этом случае обязан представлять в налоговый орган по месту своего учета «Налоговый расчет о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов».

«Суд приходит к выводу, что налоговый агент ООО «***», освобожденный от обязанности исчислить и удержать налог на доходы, не освобождается от обязанности предоставлять необходимые документы по выплаченным доходам в налоговый орган.
.
Таким образом, при наличии выплат иностранным организациям в рамках международных соглашений об избежании двойного налогообложения, информация о выплате должна быть отражена налогоплательщиком (налоговым агентом) в соответствующем налоговом расчете, без отражения суммы налога удержанного у иностранной организации, и представлена в налоговый орган.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что протокол об административном правонарушении содержит правильную квалификацию совершенного Аляевой О.А. правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.6 КоАП РФ.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность Аляевой О.А., судом не установлено.»

Любой российский студент знает про неразрывную взаимосвязь гражданско-правовых отношений с участием иностранных лиц с налоговыми обязательствами.

«Раздел VI. Международное частное право

К статье 1186 ГК РФ («Определение права, подлежащего применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных лиц или гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом»).

Положения указанной статьи, равно как и положения других статей раздела VI ГК, взаимодействуют с предписаниями, в частности, ст. 7, 11, 154, 160, 165, 185, 208, 311, 312 НК РФ и др.). Совершение сделок с иностранным элементом (внешнеэкономических сделок) влечет возникновение налоговых правоотношений, касающихся, в частности, налогообложения иностранных организаций:

а) осуществляющих деятельность через постоянное представительство на территории Российской Федерации (ст. 306, 307 НК РФ); б) не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации (ст. 309, 310 НК РФ).»

Пример. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 мая 2011 г. N ВАС-5258/11

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требования, руководствовался статьями 24, 45, 46, 75, 123, 246, 247, 309, 310 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 128, 1233, 1234 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что в соответствии с договором об отчуждении исключительного права правообладатель передает исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности принимающей стороне (российской организации) за определенную договорами цену; правообладатель получает доход от уступки принадлежащего ему исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, а не доход от реализации собственного имущества, в связи с чем данный вид дохода иностранной организации должен быть квалифицирован как доход от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности. На этих основаниях суд пришел к заключению, что денежные средства, перечисленные обществом по договору продажи технологии и «ноу-хау» от 01.06.2007 N 018/07, являются доходом иностранной организации Синтер д.о.о. (Республика Словения), полученным от источника в Российской Федерации, и с этих доходов должен быть удержан налог

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *