институциональные формы поддержки семей
Воспитание рублем
Маткапитал подрастет снова
Индексация материнского капитала будет проводиться ежегодно, сообщили в минтруде.
С 1 января он вырастет на 3,7%. Максимальная сумма материнского капитала составит 639 432 рубля, что на 22 815 рублей больше, чем в этом году. В таком размере материнский капитал получают семьи на второго ребенка, если они не получали его на первого ребенка.
Материнский капитал на первого ребенка со следующего года составит 483 882 рубля, что на 17,2 тыс. больше, чем сейчас. При рождении второго ребенка семьи, которые получали материнский капитал на первого, получат доплату. Ее размер в будущем году тоже увеличится и она составит 155 550 рублей.
Право на индексацию маткапитала получат также те семьи, которые частично уже воспользовались его средствами. Им с 1 января 2021 года на 3,7% будет увеличен остаток суммы. Всего на выплату маткапитала в 2021 году запланировано 443,3 млрд рублей.
В минтруде напомнили, что в 2020 году впервые право на маткапитал получили родители первенцев. Всего в этом году он выдан почти миллиону семей, больше половины из которых стали обладателями маткапитала без обращения за ним, то есть в проактивном порядке. С 15 апреля уведомление о назначении сертификата приходит родителям в личном кабинете на портале госуслуг.
Сертификат успешному родителю
В Югре планируется ввести два новых сертификата для получения родителями социальных услуг.
Сертификаты на получение услуг соцсферы в Югре начали вводить с 2012 года. Сейчас действует восемь видов сертификатов на оплату социальных услуг. В частности, по уходу за одинокими тяжелобольными гражданами, по социальной реабилитации и ресоциализации наркозависимых граждан и другие виды услуг.
Пособие на детей до трех лет стало доступнее
Институциональные формы поддержки семей
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»
Принят Государственной Думой 23 декабря 2020 года
Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2020 года
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между субъектами, осуществляющими деятельность в сфере молодежной политики, при формировании и реализации молодежной политики в Российской Федерации, определяет цели, принципы, основные направления и формы реализации молодежной политики в Российской Федерации.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
Статья 3. Правовая основа регулирования отношений в сфере молодежной политики
Правовую основу регулирования отношений в сфере молодежной политики составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, а также другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере реализации прав молодежи.
Статья 4. Цели молодежной политики
Целями молодежной политики являются:
1) защита прав и законных интересов молодежи;
2) обеспечение равных условий для духовного, культурного, интеллектуального, психического, профессионального, социального и физического развития и самореализации молодежи;
3) создание условий для участия молодежи в политической, социально-экономической, научной, спортивной и культурной жизни общества;
4) повышение уровня межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия в молодежной среде;
6) формирование культуры семейных отношений, поддержка молодых семей, способствующие улучшению демографической ситуации в Российской Федерации.
Статья 5. Принципы молодежной политики
Принципами молодежной политики являются:
1) сочетание интересов личности, общества и государства, обеспечение сбалансированности интересов и прав молодежи, молодых семей, молодежных общественных объединений и интересов и прав иных граждан, общественных объединений и организаций;
2) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики;
3) комплексный, научный и стратегический подходы при формировании и реализации молодежной политики;
4) открытость и равный доступ молодежи, молодых семей, молодежных общественных объединений к соответствующим мерам государственной поддержки;
5) приоритетность государственной поддержки социально незащищенных молодых граждан, молодых семей;
6) обязательность участия молодежи, молодых семей, молодежных общественных объединений в формировании и реализации молодежной политики.
Статья 6. Основные направления реализации молодежной политики
1. Основными направлениями реализации молодежной политики являются:
1) воспитание гражданственности, патриотизма, преемственности традиций, уважения к отечественной истории, историческим, национальным и иным традициям народов Российской Федерации;
3) поддержка молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, инвалидов из числа молодых граждан, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) поддержка инициатив молодежи;
5) содействие общественной деятельности, направленной на поддержку молодежи;
6) организация досуга, отдыха, оздоровления молодежи, формирование условий для занятий физической культурой, спортом, содействие здоровому образу жизни молодежи;
7) предоставление социальных услуг молодежи;
8) содействие решению жилищных проблем молодежи, молодых семей;
9) поддержка молодых семей;
10) содействие образованию молодежи, научной, научно-технической деятельности молодежи;
11) организация подготовки специалистов по работе с молодежью;
12) выявление, сопровождение и поддержка молодежи, проявившей одаренность;
13) развитие института наставничества;
14) обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи, содействие трудоустройству молодых граждан, в том числе посредством студенческих отрядов, профессиональному развитию молодых специалистов;
15) поддержка и содействие предпринимательской деятельности молодежи;
17) содействие участию молодежи в добровольческой (волонтерской) деятельности;
18) содействие международному и межрегиональному сотрудничеству в сфере молодежной политики;
19) предупреждение правонарушений и антиобщественных действий молодежи;
20) поддержка деятельности по созданию и распространению, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в средствах массовой информации произведений науки, искусства, литературы и других произведений, направленных на укрепление гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей молодежи;
21) проведение научно-аналитических исследований по вопросам молодежной политики.
2. Реализация основных направлений молодежной политики, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами с учетом социальных потребностей молодежи, национальных традиций, региональных, местных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, в том числе в рамках государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ, предусматривающих мероприятия по поддержке молодежи, молодых семей и молодежных общественных объединений, с использованием инфраструктуры молодежной политики.
5. Государственная поддержка молодежных общественных объединений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 1995 года N 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».
6. Российская Федерация вправе осуществлять софинансирование расходных обязательств в сфере молодежной политики субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
Статья 7. Участие молодежи в реализации молодежной политики
Молодежь участвует в реализации молодежной политики в следующих формах, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий, позволяющих обеспечить возможность дистанционного участия:
1) участие в деятельности консультативных, совещательных и иных органов, созданных при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, а также при международных организациях;
2) организация, проведение и участие во всероссийских молодежных и международных молодежных форумах, форумах молодежи субъектов Российской Федерации, иных форумах, а также других мероприятиях в области молодежной политики;
3) проведение научно-аналитических исследований по вопросам молодежной политики;
4) подготовка и реализация молодежных инициатив, создание молодежных общественных объединений, формирование органов молодежного самоуправления при органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и их учредительными документами.
Статья 8. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере молодежной политики
К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере молодежной политики относятся:
1) разработка и реализация молодежной политики;
2) нормативно-правовое регулирование в сфере молодежной политики в Российской Федерации;
3) принятие и реализация государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, реализация международных программ по основным направлениям в сфере молодежной политики;
4) осуществление координации и методического руководства органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам реализации молодежной политики;
6) организация и осуществление мониторинга реализации молодежной политики на федеральном уровне, подготовка доклада о положении молодежи в Российской Федерации, утверждение порядка осуществления мониторинга реализации молодежной политики, а также перечней обязательной информации, подлежащей мониторингу;
7) иные полномочия в сфере молодежной политики, отнесенные в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям федеральных органов государственной власти.
Статья 9. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере молодежной политики
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере молодежной политики относятся:
1) реализация молодежной политики на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
2) разработка и реализация региональных и межмуниципальных программ по основным направлениям в сфере молодежной политики с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации;
3) организация деятельности специалистов по работе с молодежью;
4) организация и осуществление мониторинга реализации молодежной политики на территории субъекта Российской Федерации;
5) иные полномочия в сфере молодежной политики, отнесенные в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 10. Полномочия органов местного самоуправления в сфере молодежной политики
К полномочиям органов местного самоуправления в сфере молодежной политики относятся:
1) участие в реализации молодежной политики;
2) разработка и реализация мер по обеспечению и защите прав и законных интересов молодежи на территории муниципального образования;
3) организация и проведение мероприятий по работе с молодежью на территории муниципального образования;
4) разработка и реализация муниципальных программ по основным направлениям реализации молодежной политики;
5) организация и осуществление мониторинга реализации молодежной политики на территории муниципального образования;
6) иные полномочия в сфере реализации прав молодежи, определенные федеральными законами.
Статья 11. Информационное обеспечение реализации молодежной политики
1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, подведомственные субъектам, осуществляющим деятельность в сфере молодежной политики, обеспечивают открытость и доступность информации о реализации молодежной политики.
3. Информационная система содержит следующую информацию:
1) сведения об органах государственной власти и организациях, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики;
2) сведения об информационных ресурсах, используемых для обеспечения открытости и доступности информации о реализации молодежной политики;
3) сведения о мероприятиях и программах в сфере молодежной политики, об их реализации;
4) сведения о мерах государственной поддержки субъектов Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики, об их реализации;
5) иные сведения, определяемые Правительством Российской Федерации.
4. Поставщиками информации в информационную систему являются субъекты, осуществляющие деятельность в сфере молодежной политики, указанные в части 2 настоящей статьи.
5. Посредством информационной системы может обеспечиваться в том числе:
1) информирование субъектов, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики, о мерах государственной поддержки, мероприятиях и программах в сфере молодежной политики, об органах государственной власти и организациях, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики;
2) взаимодействие между субъектами, осуществляющими деятельность в сфере молодежной политики;
3) реализация мероприятий и программ в сфере молодежной политики, а также реализация мер государственной поддержки;
4) сбор, обработка и анализ информации о молодежной политике и положении молодежи Российской Федерации в целях совершенствования молодежной политики.
6. Оператором информационной системы является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управление государственным имуществом в сфере государственной молодежной политики.
7. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок функционирования информационной системы, в том числе:
1) требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования информационной системой;
2) порядок представления поставщиками информации сведений, включаемых в информационную систему;
3) условия и порядок предоставления доступа к информации, содержащейся в информационной системе, в том числе порядок обеспечения доступа к открытой и общедоступной информации с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Статья 12. Мониторинг реализации молодежной политики
2. Доклад о положении молодежи в Российской Федерации доводится до сведения органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, других субъектов, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики, и подлежит размещению на официальном сайте органа, уполномоченного на его подготовку.
3. Организация мониторинга реализации молодежной политики осуществляется:
4. Порядок осуществления мониторинга реализации молодежной политики и подготовки доклада о положении молодежи в Российской Федерации, а также перечни обязательной информации, подлежащей мониторингу и включению в доклад о положении молодежи в Российской Федерации, орган, уполномоченный на осуществление мониторинга реализации молодежной политики и подготовку доклада о положении молодежи в Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Статья 13. Международное сотрудничество в сфере молодежной политики
1. Международное сотрудничество в сфере молодежной политики осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.
2. Российская Федерация содействует развитию международного сотрудничества в сфере молодежной политики, участвует в соответствии с международными договорами Российской Федерации в деятельности различных международных организаций в сфере молодежной политики.
3. Федеральные органы государственной власти и иные федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные государственные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют взаимодействие в сфере молодежной политики с международными организациями, иностранными государственными органами, а также иностранными неправительственными организациями в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в следующих формах:
1) разработка и реализация программ и проектов в сфере молодежной политики;
2) поддержание международных связей и содействие обеспечению представительства интересов молодых граждан Российской Федерации в международных и межгосударственных организациях по вопросам международного сотрудничества, международных молодежных обменов;
3) обмен опытом в сфере государственной молодежной политики;
4) иные формы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Статья 14. Заключительные положения
Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 года N 5090-I «Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 25, ст. 903) признать утратившим силу.
Президент Российской Федерации | В. Путин |
Москва, Кремль
30 декабря 2020 года
N 489-ФЗ
Обзор документа
Закон определяет цели, принципы, основные направления и формы реализации молодежной политики. Вводятся понятия «молодежь, молодые граждане», «молодая семья», «молодежное общественное объединение», «молодежная политика», «специалист по работе с молодежью», «молодой специалист», «субъекты, осуществляющие деятельность в сфере молодежной политики», «инфраструктура молодежной политики», «самореализация молодежи».
Прописаны полномочия органов власти в сфере молодежной политики.
Как в России поддерживают семьи
В Российской Федерации права детей регулируются:
ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
другими нормативно-правовыми актами.
Поддержка семей в условиях угрозы распространения коронавируса
По поручению Президента РФ в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции семьи с детьми получат целый ряд мер дополнительной поддержки от государства. Так, предусмотрены:
Подробнее о выплатах семьям с детьми читайте в нашем материале.
Расширение программы маткапитала
С 1 января выплаты в размере 466 617 рублей смогут получить семьи, где родился первый ребенок. При рождении второго ребенка маткапитал увеличится на 150 тыс. рублей и составит 616 617 рублей, а кроме того, будет ежегодно индексироваться. Также законом сокращаются сроки выдачи сертификата и денег, упрощается сам процесс подачи заявки на маткапитал. Так, ПФР примет решение о выдаче сертификата в течение пяти рабочих дней вместо пятнадцати. Если Пенсионному фонду потребуется уточнить какие‑то сведения, то этот срок может быть продлен до 15 дней (раньше – месяц). Уже через один рабочий день решение станет известно получателю маткапитала. Наконец, семьям не нужно будет собирать пакет документов на получение госуслуги, в том числе подтверждать место своего жительства. Пенсионный фонд будет сам выяснять всю необходимую информацию. Сама программа продлится до 2026 года. Подробно о сути изменений мы рассказывали в нашем разъясняющем материале.
Освобождение выплат в связи с рождением детей от НДФЛ
По закону выплаты в связи с рождением или усыновлением первого и второго ребенка освобождаются от уплаты НДФЛ. Были внесены изменения в Налоговый кодекс — расширен перечень доходов, не облагаемых НДФЛ.
Совместная учеба братьев и сестер
Поправки в законодательство дают детям из одной семьи, проживающим по одному адресу, право преимущественного приема в те школы и детские сады, куда ходят их братья и сестры. Закон направлен на поддержку семей с детьми.
Семья и дети – приоритет
В Конституцию РФ подчеркивается, что «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения».
Институциональные формы поддержки семей
Национальный проект «Демография»
Для достижения национальной цели развития Российской Федерации на период до 2024 года по обеспечению устойчивого естественного роста численности населения и повышению ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году – до 80 лет) Минтруд России совместно с Минздравом России, Минспортом России, Министерством просвещения России, Минфином России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти реализует национальный проект «Демография».
Национальный проект «Демография» носит комплексный межведомственный и междисциплинарный характер и затрагивает сферы поддержки семей при рождении детей; создания условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей; создания условий для доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет; здорового образа жизни; активного долголетия и повышения качества жизни пожилых; занятия физической культурой и спортом.
Общий объем финансирования мероприятий национального проекта составляет порядка 3 трлн рублей на шесть лет (2019-2024 годы).
Всего в национальный проект «Демография» включены пять федеральных проектов:
Федеральный проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей»
В рамках федерального проекта реализуется комплекс мер, направленный на усиление материальной поддержки семей с детьми.
Проводятся следующие основные мероприятия:
Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка из средств материнского капитала
Ежемесячные пособия на первого и второго детей позволяют поддержать семьи с невысокими доходами.
Выплаты введены с 1 января 2018 года («демографический пакет» Президента России).
Выплаты полагаются семьям, в которых первый или второй ребенок родился или усыновлен после 1 января 2018 года.
Размер выплаты зависит от региона – он равен прожиточному минимуму для детей, который установлен в субъекте РФ за II квартал предшествующего года. В 2020 году средний размер выплаты составит около 12 тыс. рублей (в 2019 году средний размер выплаты – 11,2 тыс. рублей).
По оценке Минтруда России, при установлении с 1 января 2020 года в качестве критерия нуждаемости двукратной величины прожиточного минимума (сейчас – 1,5 ПМ) потенциальная численность получателей ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка увеличится с 45 % до 70 % от семей, где рождаются первые дети.
Кроме того, с 2020 года увеличивается срок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка до трех лет (сейчас – 1,5 года).
В проекте федерального бюджета на 2020 год на данные цели предусматривается порядка 150 млрд рублей.
На конец 2019 года ежемесячная выплата на первого ребенка назначена 541,6 тыс. детей (нарастающим итогом, с января 2018 года).
На конец 2019 года принято 116,7 тыс. решений о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка (нарастающим итогом, с января 2018 года).
Ежемесячная денежная выплата, назначаемая в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет
Выплата введена Указом Президента России от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» и действует с 2013 года. С 2019 года данная мера входит в федеральный проект «Финансовая поддержка семей с детьми» национального проекта «Демография».
Выплата назначается в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
Размер ежемесячной выплаты установлен в субъекте Российской Федерации с учетом величины регионального прожиточного минимума для детей. В среднем по Российской Федерации ее размер в 2019 году составляет 10,4 тыс. рублей в месяц.
В 2013 году ежемесячная денежная выплата была установлена в 65 регионах, в 2014 году – в 66, в 2015-2016 годах – в 69, в 2017 году – в 67, в 2018 году – в 70, в 2019 году – в 74.
В регионах, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости не превышает 2, выплата софинансируется из федерального бюджета.
В 2019 году ежемесячная денежная выплата, назначаемая в случае рождения третьего ребенка или последующих детей, софинансируется из федерального бюджета в 65 регионах. В 2020 году 75 субъектов РФ будут софинансироваться из федерального бюджета. В 2019 году принято решение, что с 2020 года данная мера поддержки будет софинансироваться во всех без исключения регионах Сибирского и Уральского федеральных округов.
В федеральном бюджете на 2020 год на данные цели предусмотрено более 45 млрд рублей.
Численность третьих или последующих детей, на которых была назначена ежемесячная денежная выплата на конец 2019 года – 842,8 тыс. детей, что составляет порядка 79,6 % от числа рожденных в 2013-2019 годах третьих и последующих детей.
Материнский капитал
Материнский (семейный) капитал – мера государственной поддержки российских семей, в которых с 2007 по 2021 год включительно родился (был усыновлен) второй ребенок (либо третий ребенок или последующие дети, если при рождении (усыновлении) второго ребенка право на получение этих средств не оформлялось).
С 2019 года данная мера входит в федеральный проект «Финансовая поддержка семей с детьми» национального проекта «Демография».
Размер материнского капитала в 2019 году – 453 тыс. рублей.
С 2020 года возобновляется индексация материнского капитала (последняя индексация проводилась в 2015 году). С 1 января 2020 года размер материнского капитала составит 466,6 тыс. рублей.
Средства материнского капитала можно использовать:
Наиболее востребованным направлением расходования средств материнского капитала по-прежнему остается улучшение жилищных условий.
В федеральном бюджете на 2020 год на данные цели предусмотрено 316,4 млрд рублей.
Дополнительные меры для регионов Дальнего Востока
С целью усиления материальной поддержки семей с детьми в Дальневосточном федеральном округе дополнительно приняты следующие решения:
Индексация пособий семьям, имеющим детей
Виды пособий
Размер выплаты в 2019 году, рублей
Размер выплаты в 2020 году, рублей
Для граждан, не подлежащих обязательному социальному страхованию
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности
С 2016 года индексация государственных пособий гражданам, имеющим детей, проходит с 1 февраля с учетом фактического уровня инфляции за предыдущий год.
Точная величина инфляции будет определена Росстатом в январе 2019 года по итогам предыдущего года.
Единовременное пособие при рождении ребенка
Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет
3 277,45 (на первого ребенка)
6 554,89 (на второго ребенка и последующих детей)
Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет для застрахованных граждан
Ежемесячная выплата в связи с
рождением (усыновлением) первого ребенка (для семей с невысокими доходами)
Равна величине прожиточного минимума ребенка, установленной в регионе
Равна величине прожиточного минимума ребенка, установленной в регионе
Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка из средств материнского (семейного) капитала (для семей с невысокими доходами)
Равна величине прожиточного минимума ребенка, установленной в регионе
Равна величине прожиточного минимума ребенка, установленной в регионе
Ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка или последующих детей (софинансируются из федерального бюджета: в 2019 году – 65 регионов, в 2020 году – 75 регионов).
Равна величине прожиточного минимума ребенка, установленной в регионе
Равна величине прожиточного минимума ребенка, установленной в регионе
Федеральный проект «Старшее поколение»
Создание системы долговременного ухода за пожилыми и инвалидами
В рамках национального проекта «Демография» ведется работа по созданию системы долговременного ухода за пожилыми и инвалидами. Это абсолютно новое направление государственной социальной политики на стыке здравоохранения и социального обслуживания.
Система долговременного ухода – это комплексная программа поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность самообслуживания. Главная цель системы – обеспечить предоставление людям, нуждающимся в уходе, сбалансированного социального обслуживания и медицинской помощи в привычной, комфортной обстановке, а также обеспечить поддержку их семьям.
В рамках пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами реализуются мероприятия по:
Пилотный проект начался в 2018 году с реализации в шести регионах (Волгоградская, Костромская, Новгородская, Псковская, Рязанская, Тульская области).
В 2019 году реализация пилотного проекта осуществляется в рамках федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография» в 12 регионах (республики Мордовия, Татарстан, Камчатский, Ставропольский края, Волгоградская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Новгородская, Рязанская, Тульская области, г. Москва).
В 2020-2021 годах предусматривается поэтапное включение в пилотный проект нарастающим итогом 18 и 24 субъектов РФ соответственно (по 6 субъектов ежегодно). К 2022 году систему долговременного ухода предполагается внедрить во всех 85 регионах страны.
На реализацию задачи по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в 2019-2024 годах в федеральном бюджете предусматривается 11,9 млрд рублей.
Результатом успешной реализации пилотного проекта является ежегодное увеличение процента охвата граждан старше трудоспособного возраста, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, системой долговременного ухода (2019 год – 8 %, 2020 год – 12 %, 2021 год – 16 %).
Результат «8 % процентов лиц старше трудоспособного возраста, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, охвачены системой долговременного ухода в 12 пилотных регионах» в 2019 году достигнут.
Закупка автотранспорта для доставки лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации
В рамках федерального проекта «Старшее поколение», входящего в состав национального проекта «Демография», предусмотрено мероприятие по доставке лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации.
Такая мера позволит повысить для лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, доступность медицинской помощи, а также развить сеть мобильных бригад и тем самым повысить доступность социальных услуг для граждан пожилого возраста на селе.
В реализации данного мероприятия участвуют все 82 региона, где есть сельские территории (в программе не участвуют города Москва, Санкт-Петербург и Севастополь).
Закупается автотранспорт только российского производства.
По состоянию на начало декабря 2019 года регионами закуплено 1 434 единицы автотранспорта, создано 1 439 мобильных бригад.