интегрированным объектом экологических отношений является

Экологические отношения и экологические правоотношения: понятие, особенности, структура

Экологические отношения: понятие, особенности, структура

Взаимодействие общества и природы исторически подразделяется на две подсистемы, существующие в единстве и борьбе противоречий:

Экономическая подсистема направлена на потребление природных ресурсов как источников продовольствия и сырья, на использование природной среды в качестве места и средства жизни. Она выражает экономические интересы общества, олицетворяющие потребительское отношение к природе.

Экологическая подсистема выражает потребности общества и отдельного человека в чистой, здоровой и благоприятной для жизни окружающей природной среде.

Экологические отношения вторичны по своему происхождению. Они возникают как защитная реакция на появление отрицательных последствий экономической деятельности человека по использованию природы.

Формы экологических отношений:

Виды экологических отношений:

Природоохранительные отношения возникают в связи с охраной природных объектов в комплексе их взаимосвязи с экологической средой. Непосредственными объектами охраны здесь выступают природная среда как совокупность экологических систем, отдельные природные комплексы и территории.

Природноресурсовые отношения — отраслевые. Они складываются применительно к отдельным охраняемым природным объектам, природным ресурсам, которые служат источниками удовлетворения экономических потребностей. В данном аспекте они включают:

Для этих отношений характерна двойная связь. С одной стороны, выполняя охранительные задачи, они входят в состав экологических отношений. С другой — образуют органическое целое с отношениями в области рационального использования земель, недр, вод, лесов и т.д.

Экологические правоотношения: понятие, особенности, структура

Объектом правового регулирования со стороны государства являются соответствующие социальные отношения. Будучи урегулированными нормами права, данные отношения приобретают качественно иной, правовой характер. Социальные отношения, урегулированные со стороны государства нормами права, в теории права носят название правоотношений.

Состав экологических правоотношений

Правоотношение является сложным социальным образованием, имеющим определенное внутреннее строение, составными элементами которого являются участники, объекты и содержание правоотношения.

Участники правоотношений (субъекты):

Участники экологических правоотношений выступают в них в качестве:

Кроме того, государство в лице специально уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления выступает в экологических правоотношениях в качестве правоприменителя.

Содержание правоотношений

Содержание правоотношений составляют взаимные права и обязанности их участников.

Объект экологических отношений

Отражая реализуемые на практике интегрированный и дифференцированный подходы к правовому регулированию общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы, в современном законодательстве в качестве самостоятельных объектов таких отношений выделяются:

Основными свойствами компонентов окружающей среды как объектов экологических правоотношений являются их естественное происхождение и неразрывная связь с природой. Если какой-либо компонент окружающей среды изъят из нее и обособлен, не состоит более с ней в неразрывной связи (земля в цветочном горшке, вода, текущая по водопроводным трубам), то он является объектом иных правоотношений (гражданско-правовых, отношений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения).

Окружающая среда определяется как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Иначе можно сказать, что окружающая среда – совокупность природной среды и антропогенных объектов (определения даны в ст. 1 Закона об охране окружающей среды).

Природная среда или природа определяется как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.

Природный объект определяется как естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Природно-антропогенный объект — как природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

Антропогенным объектом является объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

Таким образом, в состав окружающей среды в отличие от природы включены антропогенные объекты. Однако в соответствии со ст. 4 Закона об охране окружающей среды объектами охраны являются:

Т.е антропогенные объекты в список объектов охраны не включены (Прим.: ФЗ следовало бы назвать Закон об охране природной среды).

Закон определяет также иные объекты охраны: природные, природно-антропогенные объекты, естественные экологические системы, природные комплексы, природные ландшафты, природные ресурсы, компоненты природной среды. Компонентами природной среды являются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Определения ряда компонентов природной среды установлены отдельными федеральными законами.

Объектом правоотношений являются также действия их субъектов. Так, например, если хозяйствующий субъект осуществляет загрязнение окружающей среды сверх установленных нормативов, то на него налагается ответственность в соответствии с действующим законодательством, а также может быть подан в суд иск о прекращении его деятельности. В данном случае объектом правоотношений будет поведение субъекта.

Часто экологические правоотношения включают совокупность приведенных объектов. Так, например, при привлечении хозяйствующего субъекта к ответственности за нарушение нормативов выбросов и сбросов к объекту данного правоотношения относятся действия ответственного субъекта и состояние компонентов окружающей среды.

Виды экологических правоотношений

Экологические правоотношения классифицируются по тем же критериям, что и правоотношения, относящиеся к любой иной отрасли права. Прежде всего, они сами являются составляющим элементом системы правоотношений, делящейся по отраслям права (трудовые, гражданско-правовые, семенные и т.д.).

Источник

Экологическое право. Ответы на экзаменационные вопросы

интегрированным объектом экологических отношений является

В учебно-методическом пособии представлены модельные ответы на экзаменационные вопросы по экологическому праву России. В предлагаемом издании ответы на экзаменационные вопросы даны в соответствии с программой курса, а также в соответствии с действующим законодательством. Данное пособие поможет подготовиться и успешно сдать экзамен по экологическому праву.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экологическое право. Ответы на экзаменационные вопросы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

4. Понятие, субъекты и объекты экологических правоотношений

Под экологическими правоотношениями понимаются общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы и урегулированные нормами экологического права.

Основаниями возникновения экологических правоотношений являются юридические факты: 1) событие; 2) действия, которые, в свою очередь, подразделяются на позитивное действие и негативное действие.

Событие — это стихийные бедствия, лесные пожары, извержения вулканов, наводнения и т. п.

Необходимо заметить, что это не всегда природные явления, поскольку довольно часто событие является следствием непродуманной деятельности человека (массовое выкачивание подземных вод, добыча нефти и газа в крупных масштабах).

Действия — являются наиболее распространенными основаниями возникновения экологических правоотношений. Они проявляются через проступки человека.

Позитивное поведение человека означает выполнение им в процессе природопользования экологических предписаний закона.

Такие действия подразделяются на: 1) экономические (использование природных ресурсов); 2) экологические (охрану окружающей природной среды).

При негативном экологическом правоотношении нарушаются экологические предписания, причиняется вред природной среде и здоровью человека.

Конституция РФ предусматривает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Государством гарантируется защита экологических прав человека и гражданина. Из этого можно сделать вывод, что государство в лице своего компетентного органа является субъектом экологических правоотношений.

Также среди субъектов можно выделить: 1) граждан РФ; 2) иностранных граждан; 3) хозяйствующие субъекты: предприятия, учреждения, организации, воздействующие на природную среду, в том числе граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также граждане, осуществляющие общее или специальное природопользование.

Под объектами экологических правоотношений понимаются природные объекты. Ими являются: земля; недра; воды; леса; животный мир; атмосферный воздух; естественная среда обитания в целом, а также ими могут быть заповедники, национальные природные парки, заказники, памятники природы, зеленые, лечебно-оздоровительные зоны и т. д.

Содержание экологического правоотношения — права и обязанности участников правоотношения по использованию и охране природной среды. Оно зависит от состава участников правоотношения и объекта этого отношения и является основанием деления субъектов экологического правоотношения на четыре категории: природопользователи; органы представительной и исполнительной власти (специально уполномоченные органы государства, имеющие право на регулирование использования природных ресурсов и на контроль за охраной природной среды); общественные объединения экологического профиля; органы судебно-прокурорского надзора.

Источник

Экологическое право. Объект экологических отношений

Под объектом экологических отношений понимаются общественно значимые природные ценности, по поводу которых складываются и регулируются в праве общественные отношения. Подчеркнем, что специфика объекта предопределяет специфику общественных отношений, регулируемых в экологическом праве и образующих его предмет.

Отражая реализуемые на практике интегрированный и дифференцированный подходы к правовому регулированию общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы, в современном законодательстве в качестве самостоятельных объектов таких отношений выделяются:

а) окружающая среда (окружающая природная среда, природная среда, природа),

б) природные комплексы,

в) отдельные природные объекты или ресурсы.

Как интегрированный объект экологических отношений понятие «природа» в современном экологическом законодательстве и праве употребляется редко. Оно необоснованно вытеснено из данной отрасли понятием «окружающая среда». К немногим законам, содержащим требования относительно природы, относится Конституция России. В ст. 58 на каждого возложена обязанность сохранять природу и окружающую среду.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» также употребляет данную категорию как синоним природной среды. Закон определяет природную среду (природу) как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.

Понятие «окружающая среда» как объект экологических отношений было заимствовано из зарубежного права, где оно имеет более широкое содержание. Как правило, там в него включаются, наряду с естественными элементами, объекты социальной среды, такие, к примеру, как памятники истории и культуры. Включение в содержание окружающей среды в зарубежном законодательстве элементов социальной среды позволяют там существующие системы законодательства.

Обращаем внимание законодателя на научно не обоснованное расширение в Законе понятия окружающей среды.

Анализ законодательства в историческом аспекте убеждает в том, что в экологическом праве понятия «окружающая среда», «окружающая природная среда», «природная среда», «природа» тождественны. Соответственно окружающая среда может быть определена как окружающая природная среда (природная среда, природа), то есть совокупность природных комплексов, природных объектов и природных ресурсов, включая атмосферный воздух, воды, землю, почву, недра, животный и растительный мир, а также климат и околоземное космическое пространство, в их взаимосвязи и взаимодействии.

Шестерюк А.С. Экологическое право: проблемы методологии: Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. Санкт-Петербург, 2000. С. 77.

Для создания оптимального правового механизма обеспечения рационального использования и охраны природных объектов (ресурсов) они классифицируются на исчерпаемые и неисчерпаемые; возобновимые и невозобновимые; восполнимые и невосполнимые. С учетом специфических характеристик того или другого природного ресурса законодатель устанавливает правовые требования по его использованию и охране.

Будучи существом биосоциальным, человек и его интересы выступают одновременно в экологическом праве как объекты опосредованной охраны. Речь идет об имуществе человека, которое может пострадать от вредного воздействия загрязненного воздуха, воды или почвы. Так, могут пострадать сельскохозяйственные посевы, домашние животные, здания, сооружения. Соответственно каждый человек имеет право на возмещение ущерба, причиненного его имуществу экологическим правонарушением.

Источник

Дифференциация и интеграция в экологическом праве: на пути к сближению

Краснова Ирина Олеговна, профессор кафедры экологического и природоресурсного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, профессор.

Статья посвящена обсуждению вопроса об использовании дифференцированного и интегрированного подходов к регулированию экологических отношений. В исторической динамике автор дает характеристику формированию данных подходов, их роли и соотношению в современном законодательстве. Проанализированы научно-теоретические взгляды по поводу необходимости сбалансированного сочетания дифференцированного и интегрированного подходов, сделан вывод об отсутствии достаточной связи между ними, и сформулированы пути их гармонизации путем введения экосистемного метода правового регулирования экологических отношений. В статье содержатся конкретные предложения относительно моделей внедрения данного метода.

Ключевые слова: дифференцированный и интегрированный подходы, экологическое и природоресурсное право, естественные экологические системы, комплексное экологическое разрешение, особо охраняемые природные территории, экосистемное правовое регулирование, экологическое зонирование.

Differentiation of and integration into environmental law: On the way towards approximation

Krasnova Irina O., Professor of the Environmental and Natural Resources Law Department at O.E. Kutafin Moscow State Law University (MSLA), doctor of Legal Sciences, Professor.

The article raises the issue about applying the differentiated and integrated approaches to regulating the environmental relationships. In historical dimension the author researches the gradual formation of both approaches and assesses their role and correlation in the contemporary legislation. The article provides an analysis of theoretical views substantiating the need to the balanced use of the differentiated and integrated approaches and states the factual lack of sufficient link between them. On this background the author suggests ways to harmonize both approaches by introducing the ecosystem regulation of environmental and nature use relationships and constructs the concrete models for introducing this method.

Key words: differentiated and integrated approaches, environmental and nature resources law, natural ecological systems, integrated environmental permit, specially protected areas, ecosystem legal regulation, ecosystem zoning.

Бринчук М.М. Концепции развития экологического законодательства Российской Федерации. СПб.: Изд-во Юридического института, 2009. С. 82.
Петров В.В. Экология и право. М.: Юридическая литература, 1981. С. 24.

См.: Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

Дифференцированный подход выражается в установлении применительно к каждому виду природного объекта специфических видов прав природопользования, определения для каждого своих целей и принципов, специальных ограничений, направленных на обеспечение их рационального использования и охраны. Так, водопользователи, в частности, обязаны осуществлять водопользование только для предусмотренных законом целей, вести учет объемов забора (изъятия) водных ресурсов в соответствии с нормативами, не допускать сброса неочищенных сточных вод, держать в исправном состоянии сооружения, используемые на водном объекте. В целях охраны водных объектов на прилегающих землях предусмотрено создание водоохранных зон с особым режимом хозяйственной деятельности. С учетом естественных особенностей, экологической и экономической значимости лесов на лесопользователей возложена обязанность вести заготовку древесины с использованием определенных видов рубок, препятствующих сокращению лесопокрытых площадей и сохранению лесной экосистемы, не превышать расчетную лесосеку, обеспечивать воспроизводство лесов и другие. Здесь уже нет необходимости в целях охраны лесов вводить ограничения природопользования на прилегающих к лесам землям, зато есть проблемы лесных пожаров, гибели лесов от вредителей и болезней, для решения которых установлены специальные меры. Эти требования соответственно выражены отдельно по каждому виду природного объекта в водном, лесном и иных отраслях природоресурсного законодательства.

В итоге на сегодняшний день развивается относительно самостоятельно земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах и параллельно имеется законодательство об охране окружающей среды, как его именует Конституция России (ст. 72), хотя состав последнего недостаточно ясен.

См.: Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 25.12.1993. N 237.

При всей безапелляционности тезиса об обоснованности использования интегрированного и дифференцированного подходов в регулировании отношений по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов возникает вопрос об обеспечении их гармоничного сочетания с учетом ландшафтного, климатического, географического разнообразия самой единой природы и выработки модели правового регулирования в данной области.

Учебник М.М. Бринчука «Экологическое право» включен в информационный банк.

См.: Крассов О.И. Экологическое право. М., 2003. С. 13; Бринчук М.М. Экологическое право. М., 1998. С. 74; Дубовик О.Л. Экологическое право. М., 2003. С. 19; Боголюбов С.А. Экологическое право. М., 1999. С. 9.

См.: Номенклатура специальностей научных работников. Утв. Приказом Минобрнауки России от 25 февраля 2009 г. N 59 «Об утверждении Номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени» // БНА ФОИВ. 2009. N 20.

Петров В.В. Экология и право. М.: Юридическая литература, 1981. С. 24.

Надо признать, что все же законодательство осторожно идет по пути сближения двух подходов. Это реализуется через постепенное введение в экологическое законодательство понятия «экосистема» и разработку особых приемов и способов правового регулирования всего комплекса отношений по поводу как охраны, так и использования отдельных, связанных территорией природных экосистем. Для регулирования этих отношений используется комплексный подход. Такой подход означает взаимосвязанное регулирование отношений как природопользования, так и охраны окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия всеми субъектами взаимосвязанным и даже единым образом по отношению к конкретным, юридически признанным экосистемам, исходя из задачи сохранения той или иной экосистемы в целом.

См.: Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». П. 16 ст. 1 // СЗ РФ. 2014. N 30 (ч. 1). Ст. 4220.
См.: Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ. Ст. 5 // СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5278.
Ст. 1 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире» // СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1462.
См.: Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г. Утв. Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г. // СПС «КонсультантПлюс: Законодательство».

См.: Федеральный закон «Об охране озера Байкал» от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ // СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2220.

Таким образом, можно ясно наблюдать появление тенденции к правовому регулированию экологических отношений, объектом которых выступают экологические системы. Такой подход основывается на понимании единства природы, ее компонентов, природных процессов и явлений на определенных территориях, выделяемых по признакам особых уникальных географических, климатических и иных природных особенностей.

Но и здесь работа остается незавершенной. К сожалению, пока она ограничивается отдельными попытками каким-то образом учесть единство природы, разработать и применить единые взаимосвязанные методы правового регулирования природопользования и жизнедеятельности исходя из приоритетных интересов сохранения окружающей среды в целом.

При этом используемые формулировки крайне туманны и не позволяют в полной мере ими воспользоваться при исполнении Закона. Так, остается без разъяснений, какие признаки должны иметь территории для их признания естественными экологическими системами, можно ли допустить существование иных, кроме естественных, экосистем (например, искусственных), какое состояние естественных экосистем признавать деградацией, а без этого вред не будет признан вредом окружающей среде, и, наконец, какими правовыми мерами обеспечить устойчивое функционирование естественных экосистем. Если предположить, что естественной экологической системой в первую очередь признаются особо охраняемые природные территории, то все требования по обеспечению их устойчивого функционирования охватывают довольно небольшую часть территории России, оставляя за скобками другие обладающие естественными природными характеристиками экологические системы.

См.: Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.
См.: Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 234-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. N 30 (ч. 1). Ст. 4235.
Статья 89 Земельного кодекса 1991 г. включает водоохранные зоны в состав земель природоохранного назначения. Статья 97 Земельного кодекса 2001 г. сохранила это положение, однако поправки в Земельный кодекс, внесенные Федеральным законом «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации», исключили водоохранные зоны из земель природоохранного назначения. См.: Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2380.
См.: Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ // СЗ РФ, 2006, N 23, ст. 2381.

См.: Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» // СЗ РФ. 2004. N 52 (ч. 1). Ст. 5276.
На основании Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» утратил силу раздел VIII ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», устанавливающий охранный режим лечебно-оздоровительных местностей и курортов, из состава земель особо охраняемых природных территорий, установленных ст. 94 Земельного кодекса Российской Федерации, исключены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. См.: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013. N 52 (ч. 1). Ст. 6971.

Вышеизложенное дает основания полагать, что регулирование отношений по поводу экологических систем как объекта этих отношений нуждается в развитии. Исходя из философского и естественно-научного понимания единства природных объектов и явлений, составляющих ту или иную экосистему, разнообразия самих экосистем, для регулирования отношений по их использованию и охране недостаточны имеющиеся методы пообъектного или дифференцированного правового регулирования, ориентированные преимущественно на учет особенностей каждого природного объекта отдельно и имеющихся интересов по их использованию и охране, даже расположенных в границах признаваемых пока естественными науками разнообразных экосистем. Здесь требуется использование комплексного подхода, максимально учитывающего законы природы и адаптирующего социальные отношения к этим законам. Соответственно, данный метод может быть условно назван экосистемным. Он может рассматриваться в качестве инструмента гармонизации интегрированного и дифференцированного подходов к регулированию экологических отношений.

Его суть заключается во введении единого режима использования и охраны природных объектов в зависимости от их расположения в той или иной экосистеме. Опираясь на достижения естественно-научных исследований, необходимо определить виды экологических систем по различным критериям, сами критерии, установить порядок определения границ экосистем, определить их статус, в частности их соотношение с другими уже существующими границами, определить порядок государственного управления, вписав его в действующую систему государственных полномочий и функций, определить права граждан и общественных объединений в этом процессе. Наконец, потребуется определить сам порядок природопользования и охраны окружающей среды в каждой экосистеме путем установления различных требований к ведению хозяйственной деятельности, строительству, развитию населенных пунктов исходя из критерия той или иной ценности и значимости экосистемы как для ее сохранения, так и пригодности для удовлетворения человеческих потребностей, ее уязвимости перед антропогенной нагрузкой, сроках и последствиях адаптации природы к изменениям под воздействием человеческой деятельности. Представляется важным исходить из того, что правовое регулирование отношений применительно к экосистемам должно максимально использовать действующие приемы и механизмы правового регулирования и не идти по пути радикального слома или реформирования действующей системы правового регулирования природоохранных, природоресурсных, земельных, административных и иных отношений.

На этом этапе, не претендуя на завершенность и безапелляционность высказываний, можно предложить содержание некоторых элементов правоотношений по поводу экосистем. В состав экосистем по признаку выделения основного элемента или явления природы или по его ландшафтной характеристике, определяющих его уникальность, можно включить морские и речные экосистемы, горные и равнинные экосистемы, лесные экосистемы. По аналогии с уникальной экологической системой озера Байкал можно выделить и иные подобные экосистемы, к примеру экосистему Арктики. В зависимости от основного вида использования могут быть выделены городские и сельские экосистемы, экологически ценные экосистемы (особо охраняемые и иные охраняемые территории). Среди последних могут быть выделены экосистемы, подверженные опасным природным явлениям (наводнения, землетрясения, оползни и т.п.), экосистемы, находящиеся под воздействием опасных промышленных объектов за пределами населенных пунктов (экосистемы, находящиеся под воздействием горнодобывающих работ, размещения источников радиационного воздействия и др.), нарушенные естественные экосистемы (измененные под воздействием антропогенной нагрузки экосистемы и непригодные для их использования, включая зоны прошлого экологического ущерба, зоны экологического бедствия).

Само экологическое зонирование может иметь сложную структуру. К примеру, в равнинных экосистемах могут быть выделены городские экосистемные зоны, промышленные и сельские экосистемные зоны с соответствующим правовым режимом. В лесных экосистемах можно выделить экосистемы, содержащие ценные породы деревьев, являющиеся средой обитания редких и иных охраняемых видов животных и растений и тем самым исключаемые из хозяйственного использования, лесные экосистемы, пригодные и предназначенные для хозяйственного лесопользования и др. В данном случае существенных изменений в Лесной кодекс не потребуется.

См.: Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» // ВСНД и ВС РФ. 1992. N 10. Ст. 457.

При использовании метода экосистемного регулирования применительно к экологическим отношениям встанет вопрос о судьбе природоресурсного законодательства и о сочетании экосистемного регулирования с пообъектным. Здесь необходимо сохранить понимание того, что каждый природный объект с содержащимся в нем природном ресурсе обладает своими специфическими природными характеристиками, играет свою особую полезную роль в жизни людей. Такое понимание отражено в различной степени в природоресурсном законодательстве, использующем метод пообъектного регулирования. Поэтому природоресурсное законодательство должно сохранить свое место в системе экологического законодательства и, главным образом, определять общие для всех экосистем цели использования того или иного природного объекта, отношения собственности, порядок предоставления в пользование.

Необходимо, наконец, в соответствии с требованиями Водного кодекса активизировать работу по подготовке схемы комплексного использования и охраны вод, не забывая, что главной в таких схемах должна быть охрана водных экосистем как единства водного объекта и водосборной площади. Регулирование природопользования в границах такой экосистемы может также осуществляться комплексным образом, на основе неких комплексных разрешительных документов либо на основе отдельных применительно к каждому природному объекту в границах установленной экосистемы разрешительных документов, но выдаваемых согласованно.

Этот короткий перечень вопросов возможного правового регулирования общественных отношений путем применения метода экосистемного регулирования еще нуждается в глубоком научном обосновании и последующей тщательной адаптации законодательства, но вряд ли можно отказаться от решения этого вопроса совсем, так как такого решения требует уже сегодня действующее экологическое законодательство.

Литература

Учебник М.М. Бринчука «Экологическое право» включен в информационный банк.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *