интердикт это юридическое лицо в римском праве
Покровский И.А. История римского права
Интердиктное производство в только что описанном виде связано было всегда для стороны проигравшей с риском потерять сумму пари, то есть тот штраф, который был обещан в sponsio; поэтому оно называется производством cum periculo[361]. Но, по взаимному согласию, стороны могли избежать этого риска, обратившись к претору с просьбой прямо дать им судью (arbiter), и процесс в таком случае будет sine periculo[362].
Иногда обе стороны являются к претору с одинаковыми претензиями: они спорят, например, о владении пограничной полосой земли, причем каждый из спорящих считает себя владельцем, а другого нарушителем владения. Тогда претор издает общее приказание, относящееся к обоим: «uti nunc possidetis, quominus ita possideatis vim fieri veto»[363]; в результате этого двустороннего приказания каждый из спорящих может оказаться в роли истца и в роли ответчика, вследствие чего здесь необходима уже не одна пара sponsio и restipulatio, а две пары их. Такие интердикты называются interdicta duplicia.
С установлением формулярного процесса, когда претор оказался в состоянии давать формулы, основанные просто на фактических обстоятельствах (in factum conceptae), весь описанный сложный ход интердиктного производства сделался, собственно говоря, излишним: для того, чтобы перевести спор in judicium, претор мог обойтись без всяких sponsiones сторон, дав просто формулу, в которой предписывалось бы судье при наличности утверждаемых истцом фактов обвинить ответчика. Другими словами, интердикты теперь могли бы быть без всякого ущерба заменены посредством actiones in factum. И действительно, мы имеем примеры такой замены; с другой стороны, все дальнейшее развитие права преторской властью совершается не посредством создания новых интердиктов, а посредством создания преторских исков. Если же многие интердикты сохраняются и позже, то это объясняется отчасти историческим консерватизмом, отчасти некоторыми чисто практическими соображениями.
§ 27. Уголовное право и уголовный суд
Период республики в области уголовного права унаследовал от царского периода полную неопределенность. За исключением тех преступлений против частных лиц (delicta privata), которые были предусмотрены в законах XII таблиц и которые были указаны выше, вся остальная область преступлений публичных (delicta publica) остается без всякого ближайшего определения. Какого-либо кодекса, который определял бы, какие деяния признаются преступными и какие следуют за них наказания, по-прежнему не существует. Общим источником уголовного права служит и теперь coercitio магистратов, то есть материально их свободное усмотрение.
Крупное изменение в этот порядок вещей вносят, однако, уже в самом начале республики законы о provocatio и законы о пределах административного штрафования (lex Aternia Tarpeia). Магистрат привлекает к ответственности за любое деяние, которое ему покажется преступным, и по своему усмотрению судит, но, если его приговор постановит смертную казнь или штраф свыше указанной нормы, этот приговор может быть обжалован в народное собрание. Благодаря этому обстоятельству приговор магистрата мало-помалу теряет свое значение, и собственными органами уголовного суда делаются comitia centuriata, если дело идет о capite anquirere[370], и tributa, если дело идет об anquisitio pecunia[371]. Все производство у магистрата приобретает характер предварительного следствия. Таким образом, и в уголовном процессе как бы устанавливается деление на две стадии, аналогичные jus и jusdicium в процессе гражданском. Но было бы полной ошибкой усматривать здесь аналогию. Производство перед магистратом в уголовных делах по своему смыслу отнюдь не соответствует производству in jure в процессе гражданском: здесь магистрат ничего не разбирает и ничего не решает, меж тем как в уголовном процессе суд магистрата имеет характер настоящего суда по существу: магистрат проверяет обвинение и выносит такой или иной приговор. При этом следует отметить: если приговор магистрата будет оправдательный, то дело решено окончательно: переноса в народное собрание быть не может. Если же приговор магистрата обвинительный, то дело переносится в народное собрание; там происходит новое разбирательство, которое ведет магистрат, но в результате этого разбирательства может быть только или принятие приговора магистрата, или его кассирование: среднего приговора народное собрание ни предложить, ни вотировать не может. Мы видим, насколько иначе складывается уголовный процесс по сравнению с гражданским.
При постановке своих решений народное собрание руководится также своим свободным усмотрением, своим непосредственным чувством; никаких формальных норм и для него не существует. Вследствие этого замена суда магистратов судом народных собраний обозначает собою, в сущности, не что иное, как замену произвола магистратов произволом народа, подчинение магистрата гражданству, а вместе, по справедливому замечанию Моммзена, «могущественнейшую манифестацию римской гражданской свободы».
Во второй половине республики, однако, суд народных собраний начинает терять свой престиж (в связи с общим падением их авторитета); все более и более дают себя знать все неудобства процесса перед таким огромным судилищем, легко поддающимся соображениям политики и настроениям минуты. Равным образом чувствуется и отсутствие законодательных определений преступных деяний, и полагающихся за них наказаний. Под влиянием этих соображений возникает тенденция для различных отдельных видов преступлений создавать постоянные судебные комиссии, причем в инструкциях этим комиссиям точнее определяется как самое понятие данного преступления, так и полагающееся за него наказание. Так возникают quaestiones perpetuae, к концу республики почти вовсе отстранившие суд народных собраний. Первою по времени quaestio perpetua является quaestio de repetundis, комиссия по делам о взятках и вымогательствах должностных лиц, учрежденная законом Кальпурния (149 г. до Р. Х.). Затем другими специальными законами учреждаются quaestiones de sicariis (о разбое с убийством), de veneficiis (об отравлениях), de peculatu (о похищении казенного имущества). Особенно много их было создано законами Корнелия Суллы: quaestio de ambitu, de majestate, de falso[372] и др.
Благодаря указанным специальным законам, учреждавшим quaes-tiones perpetuae, в Риме появляется ряд отдельных уголовных уставов, определяющих отдельные преступления, а во всей совокупности их возникает впервые некоторый, хотя и разрозненный, уголовный кодекс.
D. Кризис и падение республики
D. Кризис и падение республики
§ 28. Очерки экономических отношений
В сфере экономических отношений период республики является периодом колоссальных изменений.
В начале периода римское общество состоит еще в своей главной массе из мелких хозяев, сидящих на своей земле (adsidui), живущих земледелием и скотоводством. Не только внешний, но и внутренний оборот незначителен. Народное хозяйство, вообще говоря, находится еще в стадии хозяйства натурального. Как было отмечено выше, на это указывают и политическая организация народа (comitia centuriata), и общий характер постановлений XII таблиц, и позднее появление монеты.
Но уже от самых первых времен республики до нас доходят отголоски начавшихся экономических неурядиц и экономической распри: очевидно, экономическое расслоение общества, «экономическая дифференциация» началась.
Уже то большое внимание, которое уделяет законодательство XII таблиц долговому праву, та детальность, с которою оно старается определить порядок взыскания по долгам, свидетельствуют о том, что задолженность одних другим стала явлением, в общественной жизни весьма распространенным. А эта задолженность служит всегда показателем некоторого перемещения экономического центра тяжести.
Экономическое расслоение общества быстро прогрессирует, пропасть между богатыми и бедными углубляется. Экономическая эволюция в конце концов приводит к тому, что мелкое и среднее хозяйство почти совершенно исчезает, и общество разлагается на два резко отделенных друг от друга класса: на одной стороне крупные земельные хозяйства и колоссальные состояния, на другой стороне масса безземельного пролетариата, нигде не могущего приложить своих рук и потому лишенного источников существования.
Общей и основной причиной этого социального процесса явилось коренное изменение условий экономической жизни Рима в этом периоде. Рим вышел из своего замкнутого положения; вместе с ростом и расширением своего политического влияния он втягивался в международный экономический оборот и попадал в зависимость от этого последнего. Диктуя свои юридические законы миру, Рим сам оказывался в сетях экономических законов этого мира.
В числе этих причин на первом месте должно быть поставлено рабство. Рабы представляли крайне дешевую рабочую силу. То хозяйство, которое могло эксплуатировать их в возможно бóльшем количестве, значительно сокращало этим свои издержки производства, а вследствие этого оказывалось и более устойчивым в экономической конкуренции. А такими хозяйствами были, конечно, хозяйства крупные.
[361] Cum periculo – с риском. (Прим. ред.)
[362] Sine periculo – без риска. (Прим. ред.)
[364] Interdictum ne quid in loco sacro fiat – интердикт, запрещающий нарушение неприкосновенности мест, имеющих сакральное значение. (Прим. ред.)
[365] Ne quid in loco publico, in flumine publico и т.д. fiat – интердикты, запрещающие действия в отношении общественных мест, рек и т.д. (Прим. ред.)
[366] «Centum mihi dare spondes? – Spondeo». – «Обещаешь дать мне 100? – Обещаю». (Пер. ред.)
[367] Missio ex primo decreto – ввод во владение на основании первого распоряжения. (Прим. ред.)
[368] Missio ex secundo decreto – ввод во владение на основании вторичного распоряжения. (Прим. ред.)
[369] Minima non curat praetor – «о незначительном [деле] претор не заботится». (Пер. ред.)
[370] Capite anquirere – pасследование дела, связанного с наказанием смертной казнью. (Прим. ред.)
[371] Аnquisitio pecunia – расследование дела, связанного с наказанием денежным штрафом. (Прим. ред.)
[372] De ambitu – о коррупции при проведении выборов; de majestate – об оскорблении величия [римского народа]; de falso – о лжесвидетельстве. (Прим. ред.)
[373] См. подробнее: Покровский И.А. Частная защита общественных интересов в древнем Риме // Сборник в честь М.Ф. Владимирского-Буданова. Киев, 1904.
[374] Aquae et ignis interdictio – «запрет огня и воды», то есть запрет предоставлять такому лицу пристанище на территории Рима. (Прим. ред.)
Интердикт
Интердикт (лат. interdictum — запрещение) — в римско-католической церкви временное запрещение всех церковных действий и треб (например, миропомазания, исповеди, бракосочетаний, евхаристии), налагаемое папой или епископом. Часто интердикт налагался на население целой страны или города, гораздо реже — на отдельных лиц. Интердикт в отношении определённого лица обычно называют отлучением от церкви (экскоммуникацией). Существуют 3 вида интердикта:
Содержание
Интердикт в Средние века
В XI—XII веках интердикт являлся орудием римско-католической церкви в борьбе со светской властью. Наложение интердикта на государство часто сопровождалось отлучением правителя от церкви. С течением времени, уже в исходе Средних веков, оно несколько изменилось и стало использоваться менее активно. Интердикт подвергся некоторым смягчениям и теперь во время наложения было дозволено:
Известные случаи
Известны следующие случаи наложения интердикта:
В настоящее время интердикт потерял прежнее значение, однако сохраняется в каноническом праве.
См. также
Примечания
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Интердикт» в других словарях:
ИНТЕРДИКТ — (лат. interdictum, от interdicere запрещать). Отлучение от церкви, запрещение исполнения церковных служб в стране. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИНТЕРДИКТ 1) распоряжение папы, которым он… … Словарь иностранных слов русского языка
интердикт — запрет, приказ, отлучение Словарь русских синонимов. интердикт сущ., кол во синонимов: 3 • запрет (16) • … Словарь синонимов
ИНТЕРДИКТ — (от лат. interdictum запрещение) в католицизме временный запрет (без отлучения от церкви) совершать на территории, подвергшейся наказанию, богослужение и религиозные обряды. Налагался папой либо епископом; широко применялся в 11 12 вв … Большой Энциклопедический словарь
ИНТЕРДИКТ — [тэ], интердикта, муж. (лат. interdictum) (ист.). В средние века запрещение совершать богослужения в каком нибудь городе, местности, налагавшееся Римским папой в виде наказания. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Интердикт — (лат. interdictum; англ. interdict) 1) в римском праве запрет, приказ претора, решение в пользу истца предписание или запрет какого либо действия одной из спорящих сторон, напр., на обжалование процесса. См. также … Энциклопедия права
ИНТЕРДИКТ — [лат. interdictum запрет, запрещение], каноническое наказание в Римско католической Церкви, лишающее права или ограничивающее возможность совершения и принятия таинств и др. церковных обрядов (в т. ч. погребения), но, как правило, не связанное с… … Православная энциклопедия
Интердикт — декрет или приказ римского претора, имевший целью разрешение спорных гражданско правовых отношений вне обычного гражданского процесса (extra ordinem), путем которого это разрешение не могло быть достигнуто за отсутствием подлежащих законных… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
интердикт — (иноск. шут.) запрет (намек на интердикт преторов римских на административные разрешения споров вне обычного суда за отсутствием надлежащих законов; а также на интердикты пап в виде наказания отдельным лицам или паствам, не допускавшие их к… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
интердикт — (от лат. interdictum запрещение), в католицизме временный запрет (без отлучения от церкви) совершать на территории, подвергшейся наказанию, богослужение и религиозные обряды. Налагался папой либо епископом; широко применялся в XI XII вв. * * *… … Энциклопедический словарь
Интердикт — (interdico запрещать, лат.) в римск. кат. ц. запрещение богослуж., как церковное наказание. И. бывают местные, когда это запрещение касается изв. местности, личные, когда они направлены против известных лиц или лица,… … Полный православный богословский энциклопедический словарь
Шпаргалка по римскому праву.
46. ВИДЫ ВЛАДЕЛЬЧЕСКИХ ИНТЕРДИКТОВ.
Интердикт – приказ претора, носивший административный характер и выносившийся без судебного разбирательства.
Владельческий интердикт – средство защиты владения.
Владельческие интердикты давались или для того, чтобы защитить от самовольных посягательств на вещь владельца, еще не утратившего владения, т. е. чтобы удержать за ним владение, или для того, чтобы вернуть утраченное владение.
Интердикты защищали сам факт владения, вопрос о праве не допускался, т. е. деятельность претора не ставила задачей разрешение вопросов о правовом основании владения, а ограничивалась сохранением существующего фактического состояния, его юридической защитой.
Характерная черта защиты владельческими интердиктами – в процессе о владении не только не требовалось доказательства права на данную вещь, но даже не допускалась ссылка на такое право. Для того чтобы получить защиту владения, необходимо установить факт владения, а не факт его нарушения.
В виде исключения интердиктной защитой пользовались детенторы: прекарист, залогодержатель и секвестор.
Виды владельческих интердиктов:
1) в зависимости от последствий интердикта:
– запретительные – направленные на удержание существующего владения;
– предъявительные – об установлении владения впервые (например, в сфере наследования);
2) в зависимости от предмета интердикта:
– intеrdiсtum uti роssidеtis – для защиты владения недвижимостью. Направлен на то, чтобы на необходимое время обеспечить реальное обладание недвижимой вещью и гарантировать лицу прекращение посторонних посягательств на его владение (например, чтобы третьи лица не вселялись в его дом). Владельческая защита данным интердиктом не давалась тому, кто захватил недвижимость силой, тайно, получил недвижимость от противника в процессе использования до востребования. Если незаконный захватчик недвижимости просил защитить его владение от посягательств не того лица, у которого он незаконно захватил эту недвижимость, а от посягательств третьего лица, то незаконный захватчик получал защиту интердиктом;
– intеrdiсtum utrubi – для защиты владения движимой вещью. Направлен на обеспечение интересов основного владельца по отношению к другим случайным (поскольку движимые вещи в реальности легко могли выйти из владения: дал кому-то лошадь на день, раба, чтобы поднести ношу, и т. п.). В этих случаях споры разрешались арифметически: кто обладал вещью большую продолжительность времени в течение года, тот и считался основным ее обладателем и вещь закреплялась за ним.
При Юстиниане давался единый интердикт для удержания владения – uti роssidеtis для защиты владения как движимыми, так и недвижимыми вещами;
– intеrdiсtum undе vi – по поводу земельного участка. Ответчиком являлся вытеснивший лицо с земельного участка, даже если владение уже было передано им другим. Он обязан был возвратить участок со всеми находившимися на нем вещами, с приращениями (за время после отнятия владения) и возместить убытки, а через год только возвратить обогащение.
Интердикт
Полезное
Смотреть что такое «Интердикт» в других словарях:
ИНТЕРДИКТ — (лат. interdictum, от interdicere запрещать). Отлучение от церкви, запрещение исполнения церковных служб в стране. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИНТЕРДИКТ 1) распоряжение папы, которым он… … Словарь иностранных слов русского языка
интердикт — запрет, приказ, отлучение Словарь русских синонимов. интердикт сущ., кол во синонимов: 3 • запрет (16) • … Словарь синонимов
ИНТЕРДИКТ — (от лат. interdictum запрещение) в католицизме временный запрет (без отлучения от церкви) совершать на территории, подвергшейся наказанию, богослужение и религиозные обряды. Налагался папой либо епископом; широко применялся в 11 12 вв … Большой Энциклопедический словарь
ИНТЕРДИКТ — [тэ], интердикта, муж. (лат. interdictum) (ист.). В средние века запрещение совершать богослужения в каком нибудь городе, местности, налагавшееся Римским папой в виде наказания. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Интердикт — (лат. interdictum; англ. interdict) 1) в римском праве запрет, приказ претора, решение в пользу истца предписание или запрет какого либо действия одной из спорящих сторон, напр., на обжалование процесса. См. также … Энциклопедия права
Интердикт — У этого термина существуют и другие значения, см. Интердикт (римское право). Интердикт (лат. interdictum запрещение) в римско католической церкви временное запрещение всех церковных действий и треб (например, миропомазания,… … Википедия
ИНТЕРДИКТ — [лат. interdictum запрет, запрещение], каноническое наказание в Римско католической Церкви, лишающее права или ограничивающее возможность совершения и принятия таинств и др. церковных обрядов (в т. ч. погребения), но, как правило, не связанное с… … Православная энциклопедия
интердикт — (иноск. шут.) запрет (намек на интердикт преторов римских на административные разрешения споров вне обычного суда за отсутствием надлежащих законов; а также на интердикты пап в виде наказания отдельным лицам или паствам, не допускавшие их к… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
интердикт — (от лат. interdictum запрещение), в католицизме временный запрет (без отлучения от церкви) совершать на территории, подвергшейся наказанию, богослужение и религиозные обряды. Налагался папой либо епископом; широко применялся в XI XII вв. * * *… … Энциклопедический словарь
Интердикт — (interdico запрещать, лат.) в римск. кат. ц. запрещение богослуж., как церковное наказание. И. бывают местные, когда это запрещение касается изв. местности, личные, когда они направлены против известных лиц или лица,… … Полный православный богословский энциклопедический словарь
ИНТЕРДИКТ
В классическом Средневековье сложилась также система исключений из-под действия интердикта: даваемые папой Римским разрешения проводить богослужения при закрытых дверях, совершать таинства при определённых обстоятельствах (Liber Extra X.5.38.11, X.5.39.43 и 57; Liber Sextus VI.5.7.11, VI.5.11.19 и 24), изъятия из-под действия местного интердикта, даруемые папой в виде привилегии религиозным орденам (Liber Extra X.5.33.3 и 24). Обладатели таких привилегий зачастую злоупотребляли ими в ущерб власти и авторитету местных церковных властей. Нередкие случаи необоснованного вынесения, несправедливость и чрезмерная суровость интердикта как наказания, затрагивавшая наряду с виновными множество невинных людей, были причиной малой эффективности интердикта, их частого несоблюдения. Папа Римский Бонифаций VIII (1295-1303 годы) в 1302 году объявил недействительными интердикт, наложенные из-за финансовых притязаний (Extravagantes communes 5.10.2).
В позднее Средневековье интердикт постепенно утратил своё значение. Базельский собор ограничил случаи наложения интердикта (1435 год), что способствовало сокращению его необоснованного применения. Один из последних больших локальных интердиктов был наложен папой Римским Павлом V (1605-1621 года) в 1606-1607 годах на Венецианскую республику. Новой регламентации интердикт подвергся в ходе Контрреформации; Тридентский собор ужесточил требования соблюдения интердикта, лишив религиозные ордена части их привилегий.
Применение интердикта в XX веке регламентировали каноны «Codex Iuris Canonici» (1917 год). Интердикт продолжал использоваться как средство политической борьбы [напр., в 1909 году папа Римский Пий X (1903-1914 годы) наложил 15-дневный интердикт на город Адрия за враждебные действия против собственного епископа]. В «Codex Iuris Canonici» (1983 год) предусматривается применение интердикта как врачующего наказания. Местный интердикт был упразднён, личный интердикт по заранее вынесенному приговору (interdictum latae sententiae) предусмотрен за физическое насилие против епископа (канон 1370, § 2), за совершение литургии, отпущение грехов, принятие исповеди лицом без соответствующего сана и полномочий (канон 1378, § 2, пункты 1–2), за ложное обвинение исповедника в склонении на исповеди к прелюбодеянию (канон 1390, § 1), за нарушение монашествующими обета безбрачия (канон 1394, § 2). Личный интердикт по приговору церковного суда (interdictum ferendae sententiae) предусмотрен за деятельность, направленную против Церкви: побуждение к непослушанию и разжигание ненависти к Св. Престолу или епископу (канон 1373), за участие или содействие организации, действующей против Церкви (канон 1374), за симонию (канон 1380).