интердикт это юридическое лицо в римском праве

Покровский И.А. История римского права

Интердиктное производство в только что описанном виде связано было всегда для стороны проигравшей с риском потерять сумму пари, то есть тот штраф, который был обещан в sponsio; поэтому оно называется производством cum periculo[361]. Но, по взаимному согласию, стороны могли избежать этого риска, обратившись к претору с просьбой прямо дать им судью (arbiter), и процесс в таком случае будет sine periculo[362].

Иногда обе стороны являются к претору с одинаковыми претензиями: они спорят, например, о владении пограничной полосой земли, причем каждый из спорящих считает себя владельцем, а другого нарушителем владения. Тогда претор издает общее приказание, относящееся к обоим: «uti nunc possidetis, quominus ita possideatis vim fieri veto»[363]; в результате этого двустороннего приказания каждый из спорящих может оказаться в роли истца и в роли ответчика, вследствие чего здесь необходима уже не одна пара sponsio и restipulatio, а две пары их. Такие интердикты называются interdicta duplicia.

С установлением формулярного процесса, когда претор оказался в состоянии давать формулы, основанные просто на фактических обстоятельствах (in factum conceptae), весь описанный сложный ход интердиктного производства сделался, собственно говоря, излишним: для того, чтобы перевести спор in judicium, претор мог обойтись без всяких sponsiones сторон, дав просто формулу, в которой предписывалось бы судье при наличности утверждаемых истцом фактов обвинить ответчика. Другими словами, интердикты теперь могли бы быть без всякого ущерба заменены посредством actiones in factum. И действительно, мы имеем примеры такой замены; с другой стороны, все дальнейшее развитие права преторской властью совершается не посредством создания новых интердиктов, а посредством создания преторских исков. Если же многие интердикты сохраняются и позже, то это объясняется отчасти историческим консерватизмом, отчасти некоторыми чисто практическими соображениями.

§ 27. Уголовное право и уголовный суд

Период республики в области уголовного права унаследовал от царского периода полную неопределенность. За исключением тех преступлений против частных лиц (delicta privata), которые были предусмотрены в законах XII таблиц и которые были указаны выше, вся остальная область преступлений публичных (delicta publica) остается без всякого ближайшего определения. Какого-либо кодекса, который определял бы, какие деяния признаются преступными и какие следуют за них наказания, по-прежнему не существует. Общим источником уголовного права служит и теперь coercitio магистратов, то есть материально их свободное усмотрение.

Крупное изменение в этот порядок вещей вносят, однако, уже в самом начале республики законы о provocatio и законы о пределах административного штрафования (lex Aternia Tarpeia). Магистрат привлекает к ответственности за любое деяние, которое ему покажется преступным, и по своему усмотрению судит, но, если его приговор постановит смертную казнь или штраф свыше указанной нормы, этот приговор может быть обжалован в народное собрание. Благодаря этому обстоятельству приговор магистрата мало-помалу теряет свое значение, и собственными органами уголовного суда делаются comitia centuriata, если дело идет о capite anquirere[370], и tributa, если дело идет об anquisitio pecunia[371]. Все производство у магистрата приобретает характер предварительного следствия. Таким образом, и в уголовном процессе как бы устанавливается деление на две стадии, аналогичные jus и jusdicium в процессе гражданском. Но было бы полной ошибкой усматривать здесь аналогию. Производство перед магистратом в уголовных делах по своему смыслу отнюдь не соответствует производству in jure в процессе гражданском: здесь магистрат ничего не разбирает и ничего не решает, меж тем как в уголовном процессе суд магистрата имеет характер настоящего суда по существу: магистрат проверяет обвинение и выносит такой или иной приговор. При этом следует отметить: если приговор магистрата будет оправдательный, то дело решено окончательно: переноса в народное собрание быть не может. Если же приговор магистрата обвинительный, то дело переносится в народное собрание; там происходит новое разбирательство, которое ведет магистрат, но в результате этого разбирательства может быть только или принятие приговора магистрата, или его кассирование: среднего приговора народное собрание ни предложить, ни вотировать не может. Мы видим, насколько иначе складывается уголовный процесс по сравнению с гражданским.

При постановке своих решений народное собрание руководится также своим свободным усмотрением, своим непосредственным чувством; никаких формальных норм и для него не существует. Вследствие этого замена суда магистратов судом народных собраний обозначает собою, в сущности, не что иное, как замену произвола магистратов произволом народа, подчинение магистрата гражданству, а вместе, по справедливому замечанию Моммзена, «могущественнейшую манифестацию римской гражданской свободы».

Во второй половине республики, однако, суд народных собраний начинает терять свой престиж (в связи с общим падением их авторитета); все более и более дают себя знать все неудобства процесса перед таким огромным судилищем, легко поддающимся соображениям политики и настроениям минуты. Равным образом чувствуется и отсутствие законодательных определений преступных деяний, и полагающихся за них наказаний. Под влиянием этих соображений возникает тенденция для различных отдельных видов преступлений создавать постоянные судебные комиссии, причем в инструкциях этим комиссиям точнее определяется как самое понятие данного преступления, так и полагающееся за него наказание. Так возникают quaestiones perpetuae, к концу республики почти вовсе отстранившие суд народных собраний. Первою по времени quaestio perpetua является quaestio de repetundis, комиссия по делам о взятках и вымогательствах должностных лиц, учрежденная законом Кальпурния (149 г. до Р. Х.). Затем другими специальными законами учреждаются quaestiones de sicariis (о разбое с убийством), de veneficiis (об отравлениях), de peculatu (о похищении казенного имущества). Особенно много их было создано законами Корнелия Суллы: quaestio de ambitu, de majestate, de falso[372] и др.

Благодаря указанным специальным законам, учреждавшим quaes-tiones perpetuae, в Риме появляется ряд отдельных уголовных уставов, определяющих отдельные преступления, а во всей совокупности их возникает впервые некоторый, хотя и разрозненный, уголовный кодекс.

D. Кризис и падение республики

D. Кризис и падение республики


§ 28. Очерки экономических отношений

В сфере экономических отношений период республики является периодом колоссальных изменений.

В начале периода римское общество состоит еще в своей главной массе из мелких хозяев, сидящих на своей земле (adsidui), живущих земледелием и скотоводством. Не только внешний, но и внутренний оборот незначителен. Народное хозяйство, вообще говоря, находится еще в стадии хозяйства натурального. Как было отмечено выше, на это указывают и политическая организация народа (comitia centuriata), и общий характер постановлений XII таблиц, и позднее появление монеты.

Но уже от самых первых времен республики до нас доходят отголоски начавшихся экономических неурядиц и экономической распри: очевидно, экономическое расслоение общества, «экономическая дифференциация» началась.

Уже то большое внимание, которое уделяет законодательство XII таблиц долговому праву, та детальность, с которою оно старается определить порядок взыскания по долгам, свидетельствуют о том, что задолженность одних другим стала явлением, в общественной жизни весьма распространенным. А эта задолженность служит всегда показателем некоторого перемещения экономического центра тяжести.

Экономическое расслоение общества быстро прогрессирует, пропасть между богатыми и бедными углубляется. Экономическая эволюция в конце концов приводит к тому, что мелкое и среднее хозяйство почти совершенно исчезает, и общество разлагается на два резко отделенных друг от друга класса: на одной стороне крупные земельные хозяйства и колоссальные состояния, на другой стороне масса безземельного пролетариата, нигде не могущего приложить своих рук и потому лишенного источников существования.

Общей и основной причиной этого социального процесса явилось коренное изменение условий экономической жизни Рима в этом периоде. Рим вышел из своего замкнутого положения; вместе с ростом и расширением своего политического влияния он втягивался в международный экономический оборот и попадал в зависимость от этого последнего. Диктуя свои юридические законы миру, Рим сам оказывался в сетях экономических законов этого мира.

В числе этих причин на первом месте должно быть поставлено рабство. Рабы представляли крайне дешевую рабочую силу. То хозяйство, которое могло эксплуатировать их в возможно бóльшем количестве, значительно сокращало этим свои издержки производства, а вследствие этого оказывалось и более устойчивым в экономической конкуренции. А такими хозяйствами были, конечно, хозяйства крупные.

[361] Cum periculo – с риском. (Прим. ред.)

[362] Sine periculo – без риска. (Прим. ред.)

[364] Interdictum ne quid in loco sacro fiat – интердикт, запрещающий нарушение неприкосновенности мест, имеющих сакральное значение. (Прим. ред.)

[365] Ne quid in loco publico, in flumine publico и т.д. fiat – интердикты, запрещающие действия в отношении общественных мест, рек и т.д. (Прим. ред.)

[366] «Centum mihi dare spondes? – Spondeo». – «Обещаешь дать мне 100? – Обещаю». (Пер. ред.)

[367] Missio ex primo decreto – ввод во владение на основании первого распоряжения. (Прим. ред.)

[368] Missio ex secundo decreto – ввод во владение на основании вторичного распоряжения. (Прим. ред.)

[369] Minima non curat praetor – «о незначительном [деле] претор не заботится». (Пер. ред.)

[370] Capite anquirere – pасследование дела, связанного с наказанием смертной казнью. (Прим. ред.)

[371] Аnquisitio pecunia – расследование дела, связанного с наказанием денежным штрафом. (Прим. ред.)

[372] De ambitu – о коррупции при проведении выборов; de majestate – об оскорблении величия [римского народа]; de falso – о лжесвидетельстве. (Прим. ред.)

[373] См. подробнее: Покровский И.А. Частная защита общественных интересов в древнем Риме // Сборник в честь М.Ф. Владимирского-Буданова. Киев, 1904.

[374] Aquae et ignis interdictio – «запрет огня и воды», то есть запрет предоставлять такому лицу пристанище на территории Рима. (Прим. ред.)

Источник

Интердикт

Интердикт (лат. interdictum — запрещение) — в римско-католической церкви временное запрещение всех церковных действий и треб (например, миропомазания, исповеди, бракосочетаний, евхаристии), налагаемое папой или епископом. Часто интердикт налагался на население целой страны или города, гораздо реже — на отдельных лиц. Интердикт в отношении определённого лица обычно называют отлучением от церкви (экскоммуникацией). Существуют 3 вида интердикта:

Содержание

Интердикт в Средние века

В XI—XII веках интердикт являлся орудием римско-католической церкви в борьбе со светской властью. Наложение интердикта на государство часто сопровождалось отлучением правителя от церкви. С течением времени, уже в исходе Средних веков, оно несколько изменилось и стало использоваться менее активно. Интердикт подвергся некоторым смягчениям и теперь во время наложения было дозволено:

Известные случаи

интердикт это юридическое лицо в римском праве

интердикт это юридическое лицо в римском праве

Известны следующие случаи наложения интердикта:

В настоящее время интердикт потерял прежнее значение, однако сохраняется в каноническом праве.

См. также

Примечания

Литература

Полезное

Смотреть что такое «Интердикт» в других словарях:

ИНТЕРДИКТ — (лат. interdictum, от interdicere запрещать). Отлучение от церкви, запрещение исполнения церковных служб в стране. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИНТЕРДИКТ 1) распоряжение папы, которым он… … Словарь иностранных слов русского языка

интердикт — запрет, приказ, отлучение Словарь русских синонимов. интердикт сущ., кол во синонимов: 3 • запрет (16) • … Словарь синонимов

ИНТЕРДИКТ — (от лат. interdictum запрещение) в католицизме временный запрет (без отлучения от церкви) совершать на территории, подвергшейся наказанию, богослужение и религиозные обряды. Налагался папой либо епископом; широко применялся в 11 12 вв … Большой Энциклопедический словарь

ИНТЕРДИКТ — [тэ], интердикта, муж. (лат. interdictum) (ист.). В средние века запрещение совершать богослужения в каком нибудь городе, местности, налагавшееся Римским папой в виде наказания. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Интердикт — (лат. interdictum; англ. interdict) 1) в римском праве запрет, приказ претора, решение в пользу истца предписание или запрет какого либо действия одной из спорящих сторон, напр., на обжалование процесса. См. также … Энциклопедия права

ИНТЕРДИКТ — [лат. interdictum запрет, запрещение], каноническое наказание в Римско католической Церкви, лишающее права или ограничивающее возможность совершения и принятия таинств и др. церковных обрядов (в т. ч. погребения), но, как правило, не связанное с… … Православная энциклопедия

Интердикт — декрет или приказ римского претора, имевший целью разрешение спорных гражданско правовых отношений вне обычного гражданского процесса (extra ordinem), путем которого это разрешение не могло быть достигнуто за отсутствием подлежащих законных… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

интердикт — (иноск. шут.) запрет (намек на интердикт преторов римских на административные разрешения споров вне обычного суда за отсутствием надлежащих законов; а также на интердикты пап в виде наказания отдельным лицам или паствам, не допускавшие их к… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

интердикт — (от лат. interdictum запрещение), в католицизме временный запрет (без отлучения от церкви) совершать на территории, подвергшейся наказанию, богослужение и религиозные обряды. Налагался папой либо епископом; широко применялся в XI XII вв. * * *… … Энциклопедический словарь

Интердикт — (interdico – запрещать, лат.) – в римск. кат. ц. – запрещение богослуж., как церковное наказание. И. бывают местные, когда это запрещение касается изв. местности, личные, когда они направлены против известных лиц или лица,… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Источник

Шпаргалка по римскому праву.

46. ВИДЫ ВЛАДЕЛЬЧЕСКИХ ИНТЕРДИКТОВ.

Интердикт – приказ претора, носивший административный характер и выносившийся без судебного разбирательства.

Владельческий интердикт – средство защиты владения.

Владельческие интердикты давались или для того, чтобы защитить от самовольных посягательств на вещь владельца, еще не утратившего владения, т. е. чтобы удержать за ним владение, или для того, чтобы вернуть утраченное владение.

Интердикты защищали сам факт владения, вопрос о праве не допускался, т. е. деятельность претора не ставила задачей разрешение вопросов о правовом основании владения, а ограничивалась сохранением существующего фактического состояния, его юридической защитой.

Характерная черта защиты владельческими интердиктами – в процессе о владении не только не требовалось доказательства права на данную вещь, но даже не допускалась ссылка на такое право. Для того чтобы получить защиту владения, необходимо установить факт владения, а не факт его нарушения.

В виде исключения интердиктной защитой пользовались детенторы: прекарист, залогодержатель и секвестор.

Виды владельческих интердиктов:

1) в зависимости от последствий интердикта:

запретительные – направленные на удержание существующего владения;

предъявительные – об установлении владения впервые (например, в сфере наследования);

2) в зависимости от предмета интердикта:

intеrdiсtum uti роssidеtis – для защиты владения недвижимостью. Направлен на то, чтобы на необходимое время обеспечить реальное обладание недвижимой вещью и гарантировать лицу прекращение посторонних посягательств на его владение (например, чтобы третьи лица не вселялись в его дом). Владельческая защита данным интердиктом не давалась тому, кто захватил недвижимость силой, тайно, получил недвижимость от противника в процессе использования до востребования. Если незаконный захватчик недвижимости просил защитить его владение от посягательств не того лица, у которого он незаконно захватил эту недвижимость, а от посягательств третьего лица, то незаконный захватчик получал защиту интердиктом;

intеrdiсtum utrubi – для защиты владения движимой вещью. Направлен на обеспечение интересов основного владельца по отношению к другим случайным (поскольку движимые вещи в реальности легко могли выйти из владения: дал кому-то лошадь на день, раба, чтобы поднести ношу, и т. п.). В этих случаях споры разрешались арифметически: кто обладал вещью большую продолжительность времени в течение года, тот и считался основным ее обладателем и вещь закреплялась за ним.

При Юстиниане давался единый интердикт для удержания владения – uti роssidеtis для защиты владения как движимыми, так и недвижимыми вещами;

intеrdiсtum undе vi – по поводу земельного участка. Ответчиком являлся вытеснивший лицо с земельного участка, даже если владение уже было передано им другим. Он обязан был возвратить участок со всеми находившимися на нем вещами, с приращениями (за время после отнятия владения) и возместить убытки, а через год только возвратить обогащение.

Источник

Интердикт

Полезное

Смотреть что такое «Интердикт» в других словарях:

ИНТЕРДИКТ — (лат. interdictum, от interdicere запрещать). Отлучение от церкви, запрещение исполнения церковных служб в стране. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИНТЕРДИКТ 1) распоряжение папы, которым он… … Словарь иностранных слов русского языка

интердикт — запрет, приказ, отлучение Словарь русских синонимов. интердикт сущ., кол во синонимов: 3 • запрет (16) • … Словарь синонимов

ИНТЕРДИКТ — (от лат. interdictum запрещение) в католицизме временный запрет (без отлучения от церкви) совершать на территории, подвергшейся наказанию, богослужение и религиозные обряды. Налагался папой либо епископом; широко применялся в 11 12 вв … Большой Энциклопедический словарь

ИНТЕРДИКТ — [тэ], интердикта, муж. (лат. interdictum) (ист.). В средние века запрещение совершать богослужения в каком нибудь городе, местности, налагавшееся Римским папой в виде наказания. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Интердикт — (лат. interdictum; англ. interdict) 1) в римском праве запрет, приказ претора, решение в пользу истца предписание или запрет какого либо действия одной из спорящих сторон, напр., на обжалование процесса. См. также … Энциклопедия права

Интердикт — У этого термина существуют и другие значения, см. Интердикт (римское право). Интердикт (лат. interdictum запрещение) в римско католической церкви временное запрещение всех церковных действий и треб (например, миропомазания,… … Википедия

ИНТЕРДИКТ — [лат. interdictum запрет, запрещение], каноническое наказание в Римско католической Церкви, лишающее права или ограничивающее возможность совершения и принятия таинств и др. церковных обрядов (в т. ч. погребения), но, как правило, не связанное с… … Православная энциклопедия

интердикт — (иноск. шут.) запрет (намек на интердикт преторов римских на административные разрешения споров вне обычного суда за отсутствием надлежащих законов; а также на интердикты пап в виде наказания отдельным лицам или паствам, не допускавшие их к… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

интердикт — (от лат. interdictum запрещение), в католицизме временный запрет (без отлучения от церкви) совершать на территории, подвергшейся наказанию, богослужение и религиозные обряды. Налагался папой либо епископом; широко применялся в XI XII вв. * * *… … Энциклопедический словарь

Интердикт — (interdico – запрещать, лат.) – в римск. кат. ц. – запрещение богослуж., как церковное наказание. И. бывают местные, когда это запрещение касается изв. местности, личные, когда они направлены против известных лиц или лица,… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Источник

ИНТЕРДИКТ

В клас­сическом Сред­не­ве­ко­вье сло­жи­лась так­же сис­те­ма ис­клю­че­ний из-под дей­ст­вия интердикта: да­вае­мые па­пой Рим­ским раз­ре­ше­ния про­во­дить бо­го­слу­же­ния при за­кры­тых две­рях, со­вер­шать та­ин­ст­ва при оп­ре­де­лён­ных об­стоя­тель­ст­вах (Li­ber Extra X.5.38.11, X.5.39.43 и 57; Li­ber Sextus VI.5.7.11, VI.5.11.19 и 24), изъ­я­тия из-под дей­ст­вия ме­ст­но­го интердикта, да­руе­мые па­пой в ви­де при­ви­ле­гии ре­лигиозным ор­де­нам (Liber Extra X.5.33.3 и 24). Об­ла­да­те­ли та­ких при­ви­ле­гий за­час­тую зло­упот­реб­ля­ли ими в ущерб вла­сти и ав­то­ри­те­ту ме­ст­ных цер­ков­ных вла­стей. Не­ред­кие слу­чаи не­обос­но­ван­но­го вы­не­се­ния, не­спра­вед­ли­вость и чрез­мер­ная су­ро­вость интердикта как на­ка­за­ния, за­тра­ги­вав­шая на­ря­ду с ви­нов­ны­ми мно­же­ст­во не­вин­ных лю­дей, бы­ли при­чи­ной ма­лой эф­фек­тив­но­сти интердикта, их час­то­го не­со­блю­де­ния. Па­па Рим­ский Бо­ни­фа­ций VIII (1295-1303 годы) в 1302 году объ­я­вил не­дей­ст­ви­тель­ны­ми интердикт, на­ло­жен­ные из-за фи­нан­со­вых при­тя­за­ний (Extravagantes communes 5.10.2).

В позд­нее Сред­не­ве­ко­вье интердикт по­сте­пен­но ут­ра­тил своё зна­че­ние. Ба­зель­ский со­бор ог­ра­ни­чил слу­чаи на­ло­же­ния интердикта (1435 год), что спо­соб­ст­во­ва­ло со­кра­ще­нию его не­обос­но­ван­но­го при­ме­не­ния. Один из по­след­них боль­ших ло­каль­ных интердиктов был на­ло­жен па­пой Рим­ским Пав­лом V (1605-1621 года) в 1606-1607 годах на Ве­не­ци­ан­скую рес­пуб­ли­ку. Но­вой рег­ла­мен­та­ции интердикт под­верг­ся в хо­де Контр­ре­фор­ма­ции; Три­дент­ский со­бор уже­сто­чил тре­бо­ва­ния со­блю­де­ния интердикта, ли­шив ре­лигиозные ор­де­на час­ти их при­ви­ле­гий.

При­ме­не­ние интердикта в XX веке рег­ла­мен­ти­ро­ва­ли ка­но­ны «Codex Iuris Canonici» (1917 год). Интердикт про­дол­жал ис­поль­зо­вать­ся как сред­ст­во по­ли­тической борь­бы [напр., в 1909 году па­па Рим­ский Пий X (1903-1914 годы) на­ло­жил 15-днев­ный интердикт на город Ад­рия за вра­ж­деб­ные дей­ст­вия про­тив соб­ст­вен­но­го епи­ско­па]. В «Codex Iuris Canonici» (1983 год) пре­ду­смат­ри­ва­ет­ся при­ме­не­ние интердикта как вра­чую­ще­го на­ка­за­ния. Ме­ст­ный интердикт был уп­разд­нён, лич­ный интердикт по за­ра­нее вы­не­сен­но­му при­го­во­ру (interdictum latae sen­tentiae) пре­ду­смот­рен за фи­зическое на­си­лие про­тив епи­ско­па (ка­нон 1370, § 2), за со­вер­ше­ние ли­тур­гии, от­пу­ще­ние гре­хов, при­ня­тие ис­по­ве­ди ли­цом без со­от­вет­ст­вую­ще­го са­на и пол­но­мо­чий (ка­нон 1378, § 2, пунк­ты 1–2), за лож­ное об­ви­не­ние ис­по­вед­ни­ка в скло­не­нии на ис­по­ве­ди к пре­лю­бо­дея­нию (ка­нон 1390, § 1), за на­ру­ше­ние мо­на­ше­ст­вую­щи­ми обе­та без­бра­чия (ка­нон 1394, § 2). Лич­ный интердикт по при­го­во­ру цер­ков­но­го су­да (interdictum ferendae sententiae) пре­ду­смот­рен за дея­тель­ность, на­прав­лен­ную про­тив Церк­ви: по­бу­ж­де­ние к не­по­слу­ша­нию и раз­жи­га­ние не­на­вис­ти к Св. Пре­сто­лу или епи­ско­пу (ка­нон 1373), за уча­стие или со­дей­ст­вие ор­га­ни­за­ции, дей­ст­вую­щей про­тив Церк­ви (ка­нон 1374), за си­мо­нию (ка­нон 1380).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *