интересные задания по русскому языку 5 класс в игровой форме
Игры на уроках русского языка (5 класс)
Ведущий (учитель) предлагает каждому участнику игры написать в столбик все буквы алфавита. Задание: слева и справа от каждой буквы дописать еще по одной букве, чтобы получились слова (желательно имена существительные) – со всеми буквами алфавита в середине. Будет интереснее, если провести эту игру на время и определить победителя (победителей). Зачитать слова. Предпочтение – тем, у кого существительные.
1) Ярлык, табличка с надписью на каком-либо предмете.
2) Вид соревнования в беге.
3) Крупное соединение судов военно-морского или воздушного флота.
4) Широко распространившаяся заразная болезнь.
5) Команда корабля, самолета, танка.
6) Организованный вывоз людей, имущества в безопасное место.
7) Себялюбивый человек.
8) Посещение, поездка, путешествие группы лиц со специальной целью.
9) Очень срочный, спешный, неотложный.
11) Изысканный, изящный.
12) Изображение, условно обозначающее какое-нибудь понятие (например, голубь обозначает мир).
13) Научное справочное пособие по всем отраслям знаний.
14) Сокращенное название эскадренного миноносца.
15) Железнодорожный состав для массовых дальних перевозок.
16) Помост для казни.
17) Мировое пространство, в котором распространяются радио-волны.
18) Отражение звука от предметов.
19) Белая поверхность, на которой демонстрируются фильмы.
20) Вывоз товаров за границу.
21) Отдельный предмет (в коллекции, на выставке).
23) Проверочное испытание по учебному предмету.
24) Предварительный набросок рисунка, картины.
25) Короткое сатирическое стихотворение.
26) Мороженое, глазированное шоколадом.
Напишите как можно больше слов с повторяемым гласным. Например, слова с гласным [о]. Можно пользоваться словарем.
Ученики пишут слова (водоросль, долото, золото, молоко и др.). Через определенное время каждый читает свой список. Выигрывает тот, у кого слов окажется больше, чем у других.
На каждую букву предложенного слова напишите как можно больше существительных (время на работу с одним словом – 10 минут). Например:
О озеро, облако, очки, оса, омлет, обруч.
Ж жар, жара, жаба, жюри, жребий, жила…
А арбуз, азбука, аист, алиби, ангина, анкета.
Р рост, рука, рама, рота, ртуть, ребус, радио, ракета, ремень.
5. Забавные превращения
К. Г. Паустовский говорил, что «с русским языком можно творить чудеса». Составляя цепочку слов и изменяя в каждом последующем слове только одну букву, превратите «волка» в «козу», «реку» в «море», «ночь» в «день», «тесто» в «булку».
волк – полк – пола – поза – коза
река – рука – мука – муза – луза – лоза – коза – пора – гора – горе – море
ночь – ноль – соль – соло – село – сено – сень – день
тесто – место – месть – масть – пасть – паста – каста – каска – качка – пачка – палка – балка – булка
К каждому из приведенных ниже слов подберите другое – от которого образовано данное или однокоренное, где за корнем следует гласный (то есть поставьте непроизносимый согласный в сильную позицию).
Лучше выполнять это задание не в форме соревнования, чтобы все ученики справились с ним. Количество слов в зависимости от времени можно сократить.
шефствовать (над малышами)
шествовать (по площади)
Записав на доске слова или вывесив заранее приготовленный список, ведущий (учитель) предлагает изменить каждое слово или образовать новое, чтобы появился разделительный ь (например, крыло – крылья, здоровый – здоровье).
Задания для любознательных
Образуйте пары слов, отыскав в памяти соответствующие глаголы с суффиксом – ну-.
Ответьте на следующие вопросы.
3. Что у зайца сзади, а у цапли спереди?
6. В каком слове сорок гласных?
7. В каком слове семь йотированных гласных?
8. За какой согласный надо спрятать другой согласный, чтобы получился одновременный выстрел из нескольких орудий?
9. За каким звуком спрятано большое, просторное помещение?
10. Ради какого звука выдающийся русский физик А. С. Попов нашел способ передавать на большие расстояния человеческую речь и музыку без помощи провода?
11. Какие слова жалуются, что у них не хватает до ста?
12. Какой алфавит состоит всего из шести букв?
13. Как превратить: а) хвойное дерево в приспособление для накачивания и откачивания воды или газов; б) растение, растущее по берегам рек, в маленькую мышь; в) каменную глыбу (утес) в проявление нежности; г) палку в глагол; д) нитку в материю?
Участники игры делятся на две группы. Это тайные агенты из конкурирующих (соперничающих) между собой организаций. Они следят за важным человеком (ученым) и пишут короткие донесения своему шефу. Ведущий (учитель) дает каждой группе карточку (лист), где написаны словосочетания. Задача участников игры – заменить прилагательные синонимами с приставками без– и бес-. Победит группа, которая быстро и безошибочно выполнит это задание.
Интеллектуальная игра для 5 класса «Знатоки русского языка»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Анастасиевская средняя общеобразовательная школа
имени ПРО РФ В.А. Гретченко
«ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА»
для учащихся 5 классов
Подготовила: Лозовая О.А.,
учитель русского языка и литературы,
2 квалификационная категория
1) закрепление знаний, полученных на уроках русского языка;
2) формирование положительной мотивации к изучению русского языка;
3) развитие логического мышления, расширение кругозора учащихся.
Краткое описание : игра проводится среди учащихся 5 класса; класс делится на команды, состав команды – 6-7 человек. Каждая группа учащихся избирает капитана и придумывает название команды.
Оборудование: задания на карточках (см. Приложение); чистые листы на столах для записи ответов.
Ведущий: Орешек знаний твёрд, но всё же Мы не привыкли отступать. Нам расколоть его поможет наш интеллектуальный урок, девиз которого: «Хочу всё знать!»
Учитель: Сегодня наша игра посвящена русскому языку. Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. Константин Паустовский писал: «Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает до самой сердцевины свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли».
А. Н. Толстой «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык».
А. Н. Толстой «Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык».
В нашей игре участвуют две команды. Они продемонстрируют свои умения, знания, смекалку и эрудицию в области грамматики русского языка. Пожелаем им удачи!
Пусть острей кипит борьба,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
Угадайте название нашей команды:
название нашей команды обозначает название предмета, отвечает на вопросы Кто? Что?
Приветствие 1 команды
Соревнуясь вместе с вами,
Мы останемся друзьями,
Пусть борьба кипит сильней,
И наша дружба крепнет с ней.
Угадайте название нашей команды:
— А теперь давайте познакомимся с нашим замечательным жюри:
КОНКУРС 1. «РАЗМИНКА» (устно)
1. Что посеешь, … (то и пожнешь).
2. Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).
4. Волков бояться – … (в лес не ходить).
5. С кем поведешься – … (от того и наберешься).
6. Как аукнется – … (так и откликнется).
7. За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).
8. Тяжело в учении – … (легко в бою).
9. Любишь кататься – …(люби и саночки возить).
10. Учение – свет, … (а неученье – тьма).
11. Семь раз отмерь… (один раз отрежь).
12. Не имей сто рублей,… (а имей сто друзей).
КОНКУРС 2. «ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОПОРЦИИ» (на карточках)
Разгадайте принцип, по которому составлены данные «фонетические пропорции» (соотношения, равенства), и решите их. Чего не хватает? (за каждый правильный ответ – 1 балл ).
Что такое толь? ( дополнительный балл ).
*Толь – пропитанный водонепроницаемым составом картон, употребляемый как кровельный, изоляционный материал.
КОНКУРС 3. «СОБЕРИ СЛОВА» (устно, делают пометки на листах)
Соберите слова, которые спрятались в других словах. Слушайте внимательно, делайте пометки в рабочих листах (за каждое слово – 1 балл ).
1) Приставка – в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень – в слове СНЕЖИНКА, суффикс – в слове ЛЕСНИК, а ОКОНЧАНИЕ – в слове УЧЕНИКИ ( подснежники ).
2) Корень – в слове ДВОРНИК, суффикс – в слове СТОЛОВАЯ, окончание – в слове ЗЕЛЁНЫЙ ( дворовый ).
3) Приставка – в слове ЗАХОД, корень – в слове ГОРОДА, суффикс – в слове СТОРОНКА, окончание – в слове ЗИМА ( загородка ).
4) Корень – в слове МОЛОДОЙ, суффикс – в слове ПАЛЬЦЫ, окончание – в слове ТРАВЫ ( молодцы ).
Вы большие молодцы, потому что успешно справились с этим заданием!
1. Актив, акт, кисть, кость, кит, кот, кино, кон, конь, ткань, тина, тост, тон, ива, воск, воин, винт, вика, нос, носки, нива, нота, нитка, оса, ось, останки, окна, стон, сон, сок, сват, сатин, скат, скот, ток…
КОНКУРС 5. «БЛИЦ-ОПРОС» (устно)
(правильный ответ – 1 балл )
1. Сколько букв в русском алфавите? ( 33 )
2. Сколько согласных звуков в русском языке? (42 звука: 6 гласных и 36 согласных )
3. Часть речи, обозначающая предмет ( существительное ).
4. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» ( антонимы ).
5. Он бывает между корнем и окончанием в слове ( суффикс ).
6. Неопределённая форма глагола ( инфинитив ).
7. Изменение глагола по лицам и числам ( спряжение ).
8. Слово или сочетание слов, называющее того, к кому (чему) обращена речь ( обращение ).
9. Часть слова без окончания ( основа ).
10. Член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? ( определение ).
11. Предложение с двумя грамматическими основами ( сложное ).
12. Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы ( фонетика ).
КОНКУРС 6. ЭСТАФЕТА «ПРЕДМЕТ – ПРИЗНАК»
( По сигналу дети по очереди выходят к доске и записывают однокоренное прилагательное от одного существительного. Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.)
КОНКУРС 6. «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ» (устно; делают пометки в рабочих листах)
Говорят, наши пороки – продолжение наших добродетелей. В этом случае такая добродетель, как язык, имеет весьма пышное продолжение. По крайней мере, больше тратится усилий, чтобы заставить его замолчать, нежели на то, чтобы поощрить его к разговору. Ну, допустим, кого-то тянут за язык, кому-то развязывают язык, с кем-то находят общий язык… А все остальное – призыв к молчанию. Тут надо и прикусить язык, и придержать язык, и проглотить язык – в особо опасных случаях. Рекомендуется держать язык на привязи, а проще говоря – за зубами. В противном случае – тут тебе и пожелание типуна на язык, и совет языку отсохнуть, и сожаление, что язык без костей. Дело, впрочем, не ограничивается одними пожеланиями. Совершается немало решительных действий, чтобы не дать языку заговорить: и наступают на язык, и укорачивают язык, и стараются не дать языку воли. Потому что считается, что язык наш – враг наш, что он страшнее пистолета, что он длинный, что он злой и вообще плохо подвешен. О добрых языках почему-то в народе умалчивают. И даже всемогущее Слово считают всего лишь серебром, тогда как молчание – золотом. Если судить по этим изречениям, можно подумать, что людям вообще не нужен язык, что он для них – обуза. Но и то плохое, что сказано о языке, сказано благодаря языку… На этом и основывается оптимизм языковедов… (Кривин Ф.Д. «Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола»).
Тянуть за язык – вынуждать что-либо сказать, ответить.
Развязать кому-то язык – заставить говорить.
Находить общий язык – договариваться.
Прикусить язык – замолчать.
Придержать язык – помалкивать, поменьше говорить.
Проглотить язык – замолчать.
Держать язык на привязи / за зубами – молчать, не болтать, не говорить лишнего, быть осторожным в высказываниях.
Типун тебе на язык – недоброе пожелание тому, кто говорит не то, что следует.
Чтоб у меня язык отсох – клятвенного заверение в том, что сказанное мной – правда.
Язык без костей – кто-то очень болтлив, болтает всякий вздор.
Наступают на язык – заставляют молчать.
Укоротить язык – заставить кого-либо поменьше болтать, быть менее дерзким.
Не дать языку воли – не позволять говорить лишнее.
Длинный язык – кто-то очень болтлив, говорит много лишнего.
Злой язык – манера, способность остро, резко, насмешливо говорить, судить о ком-либо, чем-либо.
Язык плохо подвешен – кто-то не умеет свободно излагать свои мысли.
Язык мой – враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.
Слово – серебро, молчание – золото.
Мал язык, да всем телом владеет.
Язык до Киева доведет.
КОНКУРС 7. «ПАРОЧКИ СЛОВ» (устно)
(Вторые слова могут пониматься как глагольные формы).
КОНКУРС 8. «СИНТАКСИЧЕСКИЙ» (устно; делают пометки в рабочих листах)
Составьте предложение, выполнив предварительные действия (правильно построенное предложение – 3 балла ):
1. Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.
2. Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают».
3. Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение.
4. Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской».
5. Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер».
6. Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением.
(Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги).
КОНКУРС 9. «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ» (устно)
1. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? ( суббота )
2. Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом? ( именительный )
4. Какую часть слова можно в земле найти? ( корень )
5. Каким членом предложения является обращение? ( обращение не является членом предложения )
6. Может ли в слове быть сто одинаковых букв ( стол, стон… )
7. Как правильно сказать: у рыб нет зуб, у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей ( у рыб есть зубы )
8. Какую строчку не может прочитать ни один ученый? ( строчку, прошитую на швейной машине )
КОНКУРС 9. «ИСПРАВЬТЕ ОШИБКИ»
Исправь ошибки: Дядя, прашу тебя, памаги Твоей племянници Оли, А то небудет её наги В этой противной школи. Мне вчера за дектант на слова Учитель паставил «два», А сам сказал, что маю работу Даже несмокпрачитать. Папраси его, дядя, исправить двойку Ипаставить мне пять! Кто грамотней?
Учитель: Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.
Урок-игра для учащихся 5-6-х классов «Час занимательного русского языка»
Оборудование: презентация, плакаты.
«Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры.
Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является
не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.»
«Язык, великолепный наш язык,
Речное и степное в нем раздолье,
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев и звон, и ладан богомолья.
В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу – выше, выше.
Березовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крышам.»
I. Представление команд.
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет:
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование:
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
Команды отдают жюри свои эмблемы, произносят названия и девизы.
II. Разминка.
Ведущий: Ответьте, о ком или о чем говорится.
III. Основная часть.
Конкурс 1. Постижение народной мудрости.
Ведущий: Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык – самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. В них выражена народная мудрость, и употребление их в вашей речи поможет сделать ее более яркой, самобытной, интересной. Сейчас я хочу предложить вам ответить на вопросы, вспомнив соответствующие пословицы и поговорки и сформулировав их дословно. В задании могут встретиться и фразеологические обороты, которые приближены к поговоркам.
Конкурс 2. «Что это? Кто это?»
Ведущий: В этом конкурсе вам предстоит решить кроссворд.
Подготовленные ученики читают стихотворение А.Шибаева «Слова, слова, слова»:
Всему название дано
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!
И всё, что может видеть глаз
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас,
Означено словами.
Они слышны и здесь и там,
На улице и дома:
Одно давно привычно нам,
Другое – незнакомо.
Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно!
Ведущий: Ответьте на вопросы: что это? кто это?
Этот автор спит в портфеле,
Этот пони – день недели.
Этот плот – из полотна,
Этот рак сильней слона,
Эта марка ест бананы,
Этот сыр – с лесной поляны. (Слайд 7)
Конкурс 3. Расставьте гласные.
Ведущий: Этот конкурс требует от вас определенной фантазии и большого словарного запаса. Но для начала вспомните, какие буквы называют гласными.
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
Ведущий: А теперь, пожалуйста, расставьте гласные в предлагаемых вам конструкциях, например так, как показано на доске. (Слайд 9)
БРТ – БеРеТ
СВР – СеВеР
ВР – ВееР
КЛЩ – КЛеЩ
Команды получают задание на карточках:
КН – окно
ГРХ – горох
КЛКЛ – колокол
ТПТ – топот
БЛТ – болт
ПКЙ – покой
ГРН – горн
ТРН – трон
КРК – окорок
ГЛТК – глоток
СД – суд
ШРП – шуруп
КСС – уксус
КСТ – куст
БРНДК – бурундук
БРН – баран
ТК – атака
РФ – арфа
МРК – марка
СТР – астра
КРМН – карман
БРК – барак
ШЛШ – шалаш
ФНТ – фант
ШРМ – шрам, шарм
ПРЗ – приз
PC – рис
ЛЛЯ – лилия
ФЛН – филин
PC – ирис
Конкурс 4. Редактор.
Ведущий: В этом конкурсе мы проверим ваше умение правильно строить предложения. Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Найдите ошибку в каждом предложении и объясните, почему нельзя так писать.
Ведущий раздает командам тексты:
Конкурс 5. Устная речь.
Подготовленные ученики читают стихотворение В.Шефнера «Устная речь»:
Это так, а не иначе,
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность –
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.
Ведущий: В этом конкурсе вам надо соединить фразеологическое сочетание в левой части доски с его объяснением в правой. (Слайд 12)
Ответы: 1Е, 2Д, 3В, 4А, 5Г, 6Б, 7Ж, 8З.
Конкурс 6. Найди ошибки.
Я шол полестной дарошке в диревню. Месность была мне знакома. В чяще леса слышался галасок малинофки.
У опушке милкали голубымколоколчики белыи ромашки на высокой ношки. От опушке к диревни тенулась паляна. За паляной сенела речька. Около речьки паслос стадо.
Ведущий: Сейчас мы сможем проверить, в какой команде самые внимательные и грамотные дети. Перед вами диктант, написанный учеником, нечасто посещавшим уроки русского языка. Исправьте ошибки в тексте.
За каждую исправленную ошибку команде начисляется по 1 баллу.
Конкурс 7. Веселая грамматика».
Подготовленные ученики читают стихотворение О.Высоцкой:
Существительное – школа,
Просыпается – глагол.
С прилагательным веселый
Новый школьный день пришел.
Встали мы – местоименье,
Бьет числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни у нас частицы,
Их нам надо повторять
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах!
А потом
У теплой печи
Повторяем
Части речи!
Ведущий: Поработаем с частями речи. От предложенных имен прилагательных образуйте имена существительные. (Слайд 15)
IV. Подведение итогов.
Пока жюри подводит итоги, учащиеся разыгрывают сценку.
Лингвистическая шутка «Несуразные вещи».
— Здравствуй!
— Привет!
— Что ты несешь?
— Несу разные вещи.
— Несуразные? Почему они несуразные-то?
— Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот несу мел.
— Что не сумел?
— Отстань.
— Да ведь ты говоришь: «Не сумел!» Что не сумел-то?
— Мел несу. Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет.
— Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?
— Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник! Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит.
— Вот оно что.
— А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.
— Тамарка?
— Ага.
— И ничего, симпатичная?
— Красивая! Зеленая такая.
— То есть как?
— Зеленого цвета.
— Постой, постой. Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые?
— У кого волосы?
— Да у Тамарки-то.
— Что-о?!
— Ну, ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка».
— Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая. Там арка нарисована.
— Ага, все-таки нарисована Тамарка? На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил!
— Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка. Неужели ты даже этого не можешь понять? Пока, некогда мне.
— Пока! Смотри не растеряй свои несуразные вещи.
— А ну тебя.
— Да! Стой, стой!
— Ну, что еще?
— Привет передавай.
— Кому?
— Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.
Игра «Занимательный русский язык» (5 класс)
Игра «Занимательный русский язык»
Задание: Приветствие (4)
Эмблема, девиз, рисунок, ответ на вопрос
Задание: Разминка (вопрос-ответ, 1)
В каком слове сорок а? (сорока)
Как называют звуки, состоящие только из голоса? (гласные)
Как каплю превратить в цаплю? (поменять первую букву)
В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? ( суббота)
Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека?
Имена девочек состоят из двух букв а и удвоенных согласных. Как зовут девочек? (Алла, Анна)
Сколько в русском языке звуков, обозначающих 2 звука? (4)
В каком глаголе нет слышится сто раз? (стонет)
Сколько слогов в слове да? (1)
Эта часть речи обозначает признак предмета.
Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения? (Точка)
Сколько в русском языке букв, которые не обозначают звуки? (2)
В предложении есть главные члены предложения и … (Второстепенные)
Как называются слова противоположные по смыслу? (Антонимы)
Задание: составить слова (1):
1.Из слова СТАВИТЬ взять корень
Из слова ПРИШЕЛ взять приставку
Из слова ЗВЕЗДА взять окончание
2.Из слова ДОГНАТЬ взять приставку
Из слова ШКОЛА взять корень
Из слова УЧЕБНИК взять суффикс
Из слова ШАРИК взять окончание
3.Из слова ВЫПИСАТЬ взять приставку
Из слова ПРЕПОДНОСИТЬ взять корень
Из слова ТЕРПЕЛИВЫЙ взять суффикс
Из слова КРАСИВЫЙ взять окончание
4.Из слова ПРИЛОЖЕНИЕ взять приставку
Из слова ПОЛАГАТЬ взять корень
Из слова ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ взять суффикс
Из слова ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ взять окончание
5.Из слова ПОЛЕТ взять приставку
Из слова ДРУЖБА взять корень
Из слова ПАРАШЮТИСТКА взять второй суффикс
Из слова КАША взять окончание
Задание: разгадать ребусы (1)
1 команда (падеж, грамматика, диктант, приставка, корень, сказуемое, русский)
2 команда (лексика, слово, склонение, подлежащее, глагол, пропись, предложение)
Задание: разгадать кроссворд (3)
Одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению слова
В слове «игра» последний слог является…
Раздел науки о языке, изучающий звуки речи
Часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
В словосочетании идти в школу В это…
Раздел науки о языке, изучающий предложение и словосочетание
Задание: сопоставить фразеологизмы с его лексическим значением (5)
(Задание команды получают на разрезанных карточках, соединяют пары на время)
чуть свет – рано, на ночь глядя – поздно,
жить душа в душу – дружно,
куры не клюют – много, кот наплакал – мало,
в двух шагах – близко,
бежать сломя голову – быстро, ползти черепашьим шагом – медленно,
во всё горло – громко,
набрать в рот воды – молчать,
водить вокруг пальца – обманывать,
Быки, бараны и коровы…
Назвать их сможешь общим словом?
(Скот.)
Надеюсь, вы, друзья, готовы
Отель зазвать мне русским словом?
(Гостиница.)
Всё что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.
У него к тому же три склоненья есть,
Падежей различных сразу целых шесть.
(Имя существительное.)
В текст слова чужие вставим
И в кавычки их поставим.
Все вы знаете, ребята,
Что в кавычках, то …
(Цитата.)
Он – ботанический, фруктовый,
Зоологический, вишнёвый,
И даже детским он бывает,
Кто это слово отгадает?
(Сад.)
Одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению слова
В слове «игра» последний слог является…
Раздел науки о языке, изучающий звуки речи
Часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
В словосочетании идти в школу В это…
Раздел науки о языке, изучающий предложение и словосочетание