интересный педсовет в школе в нетрадиционной форме
Как провести необычный августовский педсовет
Наталья Кулик
20 августа 2019 • 19:10
Проведение августовского педсовета – красная линия в жизни школы. Поэтому это установка на новый учебный год, обсуждение насущных вопросов в соответствии с государственными требованиями. Зачастую совещание в начале учебного года представляют собой формализованное собрание, на которое всем жалко тратить своё время. Давайте посмотрим, как «сбор труппы» перед 1 сентября можно сделать интересным и вдохновляющим, и обязаловка превратится в познавательный и мотивирующий тимбилдинг.
Фото с сайта pixabay
Педсовет-квест
Что это? Весь педагогический состав школы делится на команды: по стажу, по предметному профилю или в произвольном порядке. Каждая команда получает маршрутный лист – необходимо обойти все «станции», прослушать небольшую (на 7-10 минут) лекцию, а затем ответить на вопросы по теме. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.
Можно сделать четыре станции – каждая из них будет соответствовать теме, заявленной в перечне Министерства просвещения. Содержание лекции и соответствующие вопросы подбираются школой исходя из собственных предпочтений – с упором на те моменты, которые являются актуальными именно для неё.
Как это? Часть преподавателей будет выступать в качестве организаторов – они будут встречать участников на каждой станции, знакомить их с темой и модерировать весь процесс.
Педсовет-творческая лаборатория
Что это? Педагоги, которые хотят предложить свои темы или поделиться своими разработками, будут заведующими собственными лабораториями. По сути, это предполагает оборудованный стол, к которому может подойти любой желающий и получить необходимую информацию. Возможно объединение нескольких человек за одним столом, даже если они преподают разные предметы – в этом случае можно продемонстрировать универсальность и разноплановость подхода.
Как это? Лучше всего проводить такой педсовет в актовом зале – большое помещение обеспечит свободу передвижения и позволит собраться у одного стола большему количеству человек.
На столе можно выставить табличку с названием лаборатории, чтобы коллеги заранее спланировали, в каком порядке обходить зоны. Хорошо, если получится оборудовать место компьютером, чтобы не просто рассказать о своей идее, но и показать презентацию.
В качестве темы для обсуждения с коллегами можно взять «Использование онлайн-платформ на уроке» – помимо практической направленности, она соответствует задачам Национального проекта «Образование”, среди которых обозначено развитие цифровой образовательной среды в школах России.
Образовательная онлайн-платформа «ЯКласс» отвечает требованиям цифровизации школьного обучения. Ресурс интегрирован с основными электронными журналами и ключевыми поставщиками УМК и располагает более 1,6 трлн. заданий, которые соответствуют ФГОС.
Педагоги, работающие с платформой, могут создавать контрольные работы для всего класса одним нажатием кнопки – система автоматически генерирует уникальные варианты для каждого ученика.
Если вы ещё не знакомы с «ЯКлассом» или хотите привлечь к нему коллег, то на сайте можно пройти КПК «Цифровая образовательная среда», по итогам прохождения которого выдаётся удостоверение установленного образца.
Педсовет-деловая игра
Что это? В основе педсовета – некая проблема, которую нужно решить, например, «Как повысить мотивацию школьников». Все члены педагогического коллектива делятся на команды и разыгрывают решение проблемы между собой: моделируют реальную ситуацию, предлагают свои пути решения – своеобразный «мозговой штурм» за ограниченное время. После того как время вышло, представитель команды презентует свой вариант всем собравшимся.
Как это? В подготовительной части обязательно назначить модератора – человека, который будет управлять ходом педсовета и помогать командам, если они столкнутся с какими-то сложностями в решении проблемы. Он же может подвести итоги педсовета, суммировав все озвученные предложения.
Педсовет-телемост
Что это? Одна голова хорошо, а две – лучше. Поэтому для того, чтобы педсовет был максимально полезным, можно договориться с другой школой о проведении совместного педсовета по скайпу.
Если у вашей школы есть друзья за рубежом, предложите им присоединиться к вашему педсовету. Учителя иностранных языков могут взять на себя функцию переводчиков, чтобы участие в разговоре могли принять все.
Как это? От каждой школы будет нужен модератор, который будет управлять ходом дискуссии, а также большой экран и камера. Заранее подумайте, нужно ли выводить на экран какие-то материалы, и протестируйте все технические средства. Будет очень обидно, если в последний момент подведёт микрофон.
Педсовет в нетрадиционной форме «Я здоровье берегу — сам себе я помогу»
Зоя Батяева
Педсовет в нетрадиционной форме «Я здоровье берегу — сам себе я помогу»
Форма проведения: телевизионная передача «Я здоровье берегу – сам себе я помогу«План проведения программы:
1. «Психологическое вхождение».
Тема нашего педсовета «Здоровьесберегающее пространства ДОУ и семья»
Ход педсовета:
Задачи педагогического совета:
• Дать определение понятию здоровьесберегающим технологиям.
• Познакомить участников педагогического совета с опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в ДОУ и в семьях воспитанников.
План педсовета:
1. О выполнении решения 1 –го педсовета и значение проведения 2-го педсовета.
(докладчик Хутинаева М. Д.)
2. Телевизионная игра «Я здоровье берегу и другим я помогу»
Рубрика- «Здоровье»— мозговой штурм.
Рубрика – «Наша мастерская»— итоги тематической проверки.
Рубрика – «Что помогает ребенку в нашем детском саду быть здоровым»
(ведущая старший воспитатель Батяева З. А.)
3. Обсуждение и выработка проекта решения 2 – го педагогического совета.
Уважаемые коллеги, пройдет в форме телевизионной передачи
“Я здоровье берегу – и другим я помогу!” (включается музыка).
(Выступление председателя педагогического совета – Хутинаева М. Д.)
Ход педсовета.
Выполнение решения предыдущего педсовета.
Решение: Продолжить выполнение годового плана для решения поставленных задач.
1. Аналитическое обоснование темы педагогического совета.
1. Начало программы
Итак, рубрику “Про здоровье”. Эту рубрику хочу начать с притчи – звучит мелодия тихо.
Один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов! Значит, здоровье-то оказывается спрятано и во мне, и в каждом из нас и в каждом ребёнке. Итак, тема нашего сегодняшнего педсовета посвящена здоровью.
Скажите пожалуйста, от чего зависит здоровье наших детей? (двигательный режим, прогулка, проветривание, соблюдение режима дня, ежедневная утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижных игр, физминутки, физкультурные праздники, музыкальные занятия, гимнастика после сна, активный отдых)
Что такое здоровье?
К настоящему времени в науке сложилась более 79 понятий «Здоровье». Оказалось, не так просто дать ему исчерпывающие определение. Рассмотрим некоторые из них (воспитателям предлагаются в письменном виде).
Здоровье – это нормальная функция организма на всех уровнях его организации.
Здоровье – это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.
Здоровье – это способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме.
Здоровье – это отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений.
Здоровье – это способность к полноценному выполнению основных социальных функций.
Здоровье – это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех субъектов педагогического процесса.
Прочитайте еще раз определение, что такое здоровье. И выберите ту формулировку, которая соответствует теме сегодняшнего педсовета.
Что такое здоровье сберегающие технологии?
(ответы воспитателей) Технологии направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования- задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровьясубъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Назовите используемые технологии обучения здоровому образу жизни
Спортивные развлечения, праздники проводятся в соответствии с учебным планом ДОУ.
Опишите задачи разработанные для «технологии здоровьесбережения» в ДОУ!
Упражнение “Воздушный шар”- звучит тихо мелодия (о ценности здоровья для человека).
Посмотрите на ваших столах нарисованные воздушные шары, который летят над землей. Дорисуйте человечков в корзине воздушного шара. Это Вы и ваша группа детей. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие вместе (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?
Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то старший воспитатель ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место- семья и т. д.
Ведущий: Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы.
Януш Корчак писал: “Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься”.
2. Итак, рубрика “В нашем детском саду” – включается музыка
Сегодня мы поделимся опытом работы по использованию здоровьесберегающих технологий в нашем детском саду. В нашем дошкольном учреждении ежедневно во всех возрастных группах предусмотрено несколько форм физического воспитания, что способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течении дня.
Сейчас я предлагаю послушать воспитателя старшей группы Зилихову Эльвиру Сергеевну о формах и методах работы по проведению закаливающих процедур (презентация работы).
Воспитатель средней группы Кокаева Фатима Борисовна может поделиться опытом одного из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни – прогулка. (презентация работы)
Воспитатель второй младшей группы Наниева Жанна Валерьевна хочет поделиться опытом одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма по проведению утренней гимнастикой
Воспитатель младшей группы Габуева Марина Георгиевна хочет поделиться опытом работы по вовлечению детей группы по совершенствованию двигательных умений и навыков.
(презентация опыта работы)
Безусловно особое значение в воспитании здорового ребенка в ДОУ придается развитию движений и физической культуре на физкультурных занятиях.
(Презентация опыта работы) инструктор по физкультуре.
Безусловно особое значение в воспитании здорового ребенка в ДОУ придается медико – профилактическим технологиям (опыт работы медсестры).
О влиянии музыки на организм человека расскажет музыкальный руководитель Хутинаева М. Д.
3. Рубрика “Наша мастерская”.
Об использовании здоровьесберегающих технологий расскажет старший воспитатель Батяева З. А. (итоги тематической проверки)
об итогах проведения тематической проверки в МКДОУ «Детский сад№3 г. Беслана»
«Двигательная активность детей в режиме дня дошкольного учреждения»
4. Гимнастическая пауза.
Выступление с гимнастическим номером воспитанниц подготовительной группы Ходовой А. и Ходовой М.
Опыт работы семьи Ходовых из с. Н. Батако с детьми по формированию здорового образа жизни.
СТИХОТВОРЕНИЕ: Выступленье начинаем!
Быть здоровыми желаем!
С каждым годом здоровеем!
Крепнем мы, и хорошеем!
Будь всегда здорова мама!
Будь всегда ты счастлива!
Никогда ты не старей!
Вместе с нами молодей!
5. Следующая рубрика «Что помогает ребенку в нашем детском саду быть здоровыми» – включается музыка.
Кто поможет сохранить крепкое здоровье!
Мама с папой, детский сад!
Там спрошу я у ребят!
Что мне делать, как мне быть!
Как здоровье сохранить!
Рефлексивно – ролевая игра «Что помогает ребенку в нашем детском саду быть здоровыми».
Мы сознательно выбрали тему педсовета «Здоровье сберегающие технологии ДОУ и семья» поставили вопрос о методах и формах работы в детском саду, так как начинать необходимо с детского сада,не затрагивая глобальные: неблагоприятную экологию, наследственную предрасположенность.
«От воспитателя станет всем светлей!».
«Мы здоровье сбережем – и здоровыми растем».
«В здоровом теле здоровый дух».
«На работу с радостью, а с работы с гордостью».
«Здоровье свыше нам дано, учу детей беречь его»
«Думать вместе и действовать сообща».
«Я здоровье берегу и другим я помогу».
«Да здравствует здоровье».
«Если хочещь быть здоров закаляйся».
Участникам каждой группе необходимо в письменном виде предоставить формы и методы работы по той модели которая применяется по здоровьесбережению в группе, В каждой группе выбирается по 2- 3 педагога, которые примут участие в разработке той модели которые применяется в работе.
1. Модель системы здоровьесбережения. (специалисты)
(Применяя магнитную доску и маркер)
• Создание условий для оздоровления детей;
• Лечебно – оздоровительная работа в ДОУ;
• Организация двигательной активности;
• Создание условий, обеспечивающих охрану психологического здоровья;
• Организация познавательных занятий по ознакомлению детей со своим телом;
• Работа с родителями
Выработать памятка для родителей по формированию здорового образа жизни у своих детей.
• Новый день начинайте с улыбки и с утренней гимнастики
• Соблюдение режим дня.
•Помните: лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора.
• Обнимать ребенка следует не менее четырех раз в день, а лучше 8 раз.
• Положительное отношение к себе – основа психологического выживания.
• Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки.
• Личный пример по ЗОЖ – лучше всякой морали.
• Используйте естественные факторы закаливания – солнце, воздух и воду.
•Помните : простая пища полезнее для здоровья, чем искусные явства.
• Лучший вид отдыха – прогулка с семьей на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребенка – совместная игра родителями.
Назовите формы организации здоровьесберегающейработы применяемые в работе с детьми в группе :
Определить используемые существующие здоровьесберегающиеобразовательные технологии используемые в ДОУ:
Выработка проекта решения педсовета.
Решение педсовета.
1. формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для нашего ДОУ средств физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности на свежем воздухе;
в течении года; старший воспитатель, ответственные воспитатели, специалисты.
2. Для обогащения, расширения педагогического опыта воспитателей, родителей ежемесячно размещать на сайте ДОУ новости из жизни каждой группы.
3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья в течении года;
старший воспитатель, ответственные воспитатели, специалисты.
в течении года; старший воспитатель, ответственные воспитатели.
обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
в течении года; старший воспитатель, ответственные воспитатели, специалисты
4. Максимально увеличить время пребывания детей на свежем воздухе с обязательной организацией двигательной активности.
Ответственный: медицинские работники
5. Рационально сочетать физкультурные занятия с технологиями здоровьесбережения.
Ответственный:инструктор по физической культуре.
Прикреплённые файлы:
Проектная деятельность в подготовительной группе «Я здоровье берегу — сам себе я помогу» Проектная деятельность в подготовительной группе»Я здоровье берегу- сам себе я помогу»Актуальность. В последние годы наблюдается резкое.
«Я здоровье берегу, сам себе я помогу». Семинар-практикум для детей и родителей Цель: сохранение и укрепление физического здоровья детей. Задачи: Помогать родителям и детям ощущать радость от совместной.
Конспект НОД по валеологии «Я здоровье берегу, сам себе я помогу». Конспект НОД по валеологии «Я здоровье берегу, сам себе я помогу». Тема: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу». Приоритетная область:.
НОД в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим (ЗОЖ) «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» НОД в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим (ЗОЖ). Воспитатель: Резвицкая Елена Ивановна МКДОУ №19 «Василёк» Город Лесосибирск.
Общее родительское собрание в средней группе «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» Воспитатель. Добрый вечер уважаемые родители! “Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и.
Проектная деятельность в средней группе «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» Педагогическое кредо проекта: Здоровье ребенка превыше всего, Богатство земли не заменит его Здоровье не купишь, никто не продаст Его берегите,.
Родительское собрание «Я здоровье берегу — сам себе я помогу» 1. Беседа медсестры д/с на тему: «Закаливание-залог здоровья», ответы на вопросы родителей. 2. Демонстрация (на кукле) медсестрой простейших.
Родительское собрание «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» Форма проведения: деловая игра. Возраст: старший возраст. Цель: Начальное формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного.
Сценарий спортивного праздника для детей старшего дошкольного возраста «Я здоровье берегу-сам себе я помогу» Сценарий спортивного праздника для детей старшего дошкольного возраста «Я здоровье берегу- сам себе я помогу» Цель: создание социальной.
Творческий педсовет
Шесть часов – и ни минуты скуки!
Современная школа все более ориентируется на самостоятельную педагогическую концепцию, построение оригинальной воспитательной системы. Перед администрацией и педколлективом стоят задачи разработки различных проектов, оживляющих жизнь ОУ и каждого участника образовательного процесса. А это, в свою очередь, требует от учителей искренней заинтересованности в развитии уклада школы, совместных усилий, рефлексии, выстраивания стратегии преобразований.
Как мы пришли к идее творческого педсовета
Для того, чтобы коллектив ОУ был гибче, мобильнее, не терял боевого настроя и творческого духа, можно время от времени организовывать необычные, нестандартные педсоветы. Мы попробовали такой провести и теперь хотим о нем рассказать. Возможно, кому-то из вас, дорогие коллеги, захочется повторить наш опыт в своей школе.
Идея необычного педсовета пришла к нам в процессе работы творческой лаборатории педагогов «Моделирование ситуаций развития», в которой участвует 12 человек. Она ориентирована на деятельностный подход, теоретический материал, относящийся к психолого-педагогической компетентности учителя. Мы прорабатывали его в групповой и индивидуальной практике, проводили анализ и моделирование ситуаций реальных трудностей педагогов.
Пропуская «через себя» конкретные обстоятельства, учителя выходили на новое понимание своей педагогической деятельности, взаимодействия со школьником, направлений личностного роста. Словом, так или иначе, каждая еженедельная встреча приводила к новому видению себя («образ Я», «Я-концепция», самооценка, жизненные ценности и пр.), к прояснению собственной педагогической позиции во взаимодействии с детьми.
В рефлексии участники отмечали крепнущее ощущение уверенности (личностной, профессиональной); «чувство группы», желание поддержать коллегу, наработку навыков эмпатии; возможность отрабатывать навык партнерского взаимодействия, тренировать способность проявлять самостоятельность и принимать себя, открыто выражать свои чувства.
При неуверенности в собственных действиях, педагоги обращались за поддержкой к ведущим, друг к другу и получали ее (просто, но трудно переоценить!). Обеспечивая участникам лаборатории опыт открытого взаимодействия с коллегами, повышая их уровень осознания себя и своей педагогической позиции, выстраивая отношения взаимного принятия и заинтересованности общим делом, ведущие содействовали развитию способности осознавать и анализировать свои проблемные ситуации, переводить их в развивающие.
Постепенно мы пришли к идее творческого педсовета, на котором хотели обсудить результаты работы нашей лаборатории. Кропотливая подготовка педагогов к участию в нем была отдельным достижением ее участников.
В процессе организации мероприятия решилась и другая проблема внутришкольной жизни. На этапе перехода от традиционной школы к гимназии у нас сложилась кафедральная система работы. На кафедрах кипела активная деятельность, педагоги проводили самоанализ, формулировали запросы, искали новую информацию, повышали общий уровень компетентности членов кафедры.
Но были и «закрытые» формы работы: педагоги, «варившиеся» много лет в «местечковом» опыте, значительно проиграли первым. Поэтому администрация школы поставила задачу: прояснить в ходе педсовета достижения всех кафедр, обобщить накопленный материал, вынести его на общее обсуждение.
Учителя играют
Перед педсоветом мы провели анкетирование. Этот способ хорош для изучения проблематики и первопричин (ведь зачастую работа ведется только со следствием). Педагогам предлагалось назвать:
цель образовательного процесса;
основные качества учителя;
значимые качества ученика.
Итоги анкетирования были таковы: семь педагогов определили цель образовательного процесса как развитие личности ученика, трое – как сотрудничество с ним, формирование у ребенка потребности в знаниях; девятнадцать хотят научить и воспитать, дать учебные навыки и качественное образование (как противоречиво!).
Успешного учителя наши коллеги увидели целеустремленным, порядочным, креативным. Современного ученика – трудолюбивым, ответственным, воспитанным, уважающим старших. Такой показатель как «здоровье учителя», в том числе психологическое, упоминается лишь однажды. Индивидуальное развитие учащегося при сохранении его здоровья интересует троих взрослых.
Задачи педсовета мы сформулировали так:
обсудить и обобщить работу кафедр школы, которые выдвинули на педсовет следующие вопросы: права и обязанности, профессионализм и компетентность педагога, этика и нравственные нормы педагогической деятельности, ЗОЖ (здоровый образ жизни учителя);
вывести педагогов на осознание собственной жизненной и педагогической позиции, прояснение смыслов своей педагогической деятельности в данной школе;
создать условия для открытого личностно ориентированного общения среди коллег, позволяющие лучше понять себя и друг друга, атмосферу, формирующую чувство общности и сотрудничества внутри педагогического коллектива.
Педсовет длился шесть часов и проводился в форме погружения. Насыщенность дня и его событийный характер (выход из повседневного и привычного), эмоционально-психологическое напряжение, вызванное открытым личностно значимым общением и деятельностью, многократная индивидуальная и групповая рефлексия создали условия для погруженности всех педагогов в эмоционально-ценностную со-бытийную общность, родившуюся на этом мероприятии.
Каждый этап дня характеризовался обязательными элементами:
открытое общение стимулировало проявление и осознание собственного мнения;
от каждого требовались самостоятельные действия в пространстве выбора, определения своей позиции и формы самореализации;
смена состава участников малых групп;
общий круг, групповое обсуждение в конце каждого этапа;
индивидуальная рефлексия, через организацию рефлексивных пауз.
Общая структура творческого педсовета представлена в таблице.
Структура дня педсовета
Игра «Алгоритм выбора»
Работа в малой группе
Общий круг, представление группами портретов современного человека. Рефлексивная пауза 1
Творческие мастерские
Защита проектов творческих мастерских
Рефлексивная пауза 2
Общий сбор, зачитывание решений по творческим мастерским, которые определены после общего обсуждения
Упражнение «Джефа», дискуссия
Общее обсуждение. Рефлексивная пауза 3
Рисунок «Мое взаимодействие со школьником», общее представление и обсуждение позиций
Рефлексивная пауза 4. Общая заключительная рефлексия
Остановимся подробнее на описании выделенных этапов дня по следующей схеме: цель, форма и содержание, проявившиеся феномены.
Начало дня. Игра «Алгоритм выбора».
Ее цель – разрушить стереотип привычных педсоветов, внести живой элемент, формирующий общую атмосферу дня, разделить участников на группы (не по симпатии и признаку «с кем чаще общаюсь», а с помощью игрового выбора).
Технология следующая: каждому (включая директора и администрацию) была предложена альтернатива выбора – «Красное или синее». Отдав предпочтение первому или второму, нужно было поставить свою подпись на бланке (соответственно на поле «красное» или «синее») и в зависимости от своего решения отправиться к следующей точке.
После четырех точек выбора участнику называлось место сбора его команды. Важное пояснение: на заключительной точке распределения по малым группам должен находиться человек-координатор, который занимается распределением по кабинетам.
Для ясности приведем полную схему «Алгоритма выбора». Цифры обозначают количество педагогов, избравших ту или иную категорию (схема).
Танцы со звездами – 9
Улицы разбитых фонарей – 15
Не родись красивой – 9
Дольче и Габбана – 3
На представленной схеме видно, что не все с легкостью вступают в игру. Группу «Круг», например, не удалось «разбить» с самого начала, и она стала самой сложной на следующем этапе.
Феномены данного этапа.
Здесь чрезвычайно высокими оказались показатели ригидности, «стадного» инстинкта. Педагоги задавали вопросы и не слышали ответов, царила атмосфера общего невроза. Этот момент не был долгим, но дал много информации о способах сопротивления педколлектива. Подобные ситуации достаточно часто возникают и на традиционных педсоветах, которые фактически перестали быть местом обмена мнениями, прояснения педагогических трудностей сегодняшнего дня, а чаще проходят в режиме объявлений, закрепления каких-либо обязанностей.
Ситуацию одновременного общего говорения можно сопроводить (или предворить) музыкой, подобранной к случаю.
Через несколько минут, получив доброжелательный психологический настрой, основная масса включается в деятельность по выбору. Но осталась одна группа, которая трудно впускала «новичков», до конца предпочитая привычное новому. Усталость (сопротивление) сделала работу этих людей на педсовете энергетически затратной.
Тем не менее, первый шаг педсовета позволил сформировать интересные команды.
У нас было 5 групп по 8–12 участников.
Цель работы – помочь каждому проявить себя, почувствовать свою индивидуальность, выйти на коллективное осмысление качеств, присущих современному учителю.
Работа шла по нескольким направлениям: создание атмосферы взаимопонимания и открытости между коллегами, актуализация работы педагогов со своим Я, поддержка процессов самопознания и самоотношения, самоопределения и рефлексии, организация коллективного обсуждения, максимально учитывающего ту или иную позицию.
Форма проведения работы в этих группах включала элементы игрового тренинга общения (все проходило в круге, а не за партами), дискуссию. Ее структура была такова.
1. Разминка. Каждому участнику нужно было продолжить предложение «Здравствуйте, сегодня Я…». После чего начиналась игра «Портрет группы» (все выбирали вопрос и опрашивали коллег в процессе свободного перемещения по классу, после чего по очереди представляли портрет группы в контексте ответов на свой вопрос).
Были использованы следующие вопросы: «Что бы вы хотели получить в подарок?», «Любимый актер кино, театра, эстрады?», «Куда уходит детство?», «Ваш любимый кинофильм?», «Лучшее качество вашего друга?», «В чем счастье?», «Сколько раз вы любили?», «Что бы вы сделали, если бы вам подарили слона?» и т.п.
2. Выбор главных (нужных, значимых для жизни) качеств современного человека. Команда делилась на микрогруппы по 3–4 человека, каждая из которых представляла свои 10 качеств. Затем шло коллективное осознание того, что мы под ними понимаем, ну а после через методику ранжирования были определены семь качеств, значимых для всей группы.
3. Определение примерного уровня самооценки. Это время индивидуальной работы участников, которая включала оценку своего «Я-реального», «Я-идеального» по каждому качеству, при максимальной оценке 10 баллов, их сравнение. Взаимооценивание по тем же качествам с той же максимальной оценкой. Определение «Я-зеркального», через выделение средней оценки (сложить все оценки других и разделить на количество оценивших) по каждому качеству. Определение самооценки, как соотношение «Я-реального» и «Я-зеркального».
4. Коллективный рисунок, который является визиткой команды на общем сборе после окончания работы в малой группе. Рисунок должен отражать портрет современного человека, присущие ему качества и некую базу (основание), на которой они могут быть им реализованы.
Феномены данного этапа.
Чувствовалось большое желание коллег выходить на открытое общение, их стремление проявить в нем себя, лучше узнать и понять друг друга.
Были представлены пять следующих моделей современного человека.
Первая группа. База: государственная политика, социальная защищенность, материальная независимость. Качества: порядочность, духовность, интеллектуальность, целеустремленность, толерантность, коммуникативность, стрессоустойчивость.
Вторая группа. База: здоровое общество, умение слушать и уважать друг друга, взаимоуважение, благоприятный микроклимат в коллективе, личное благополучие, возможность профессионального роста (учеба на базе гимназии у высоких профессионалов). Качества: здоровье, уверенность в себе, профессионализм, порядочность, самодостаточность, гибкость, ум.
Третья группа. База: взаимопонимание, толерантность, открытость, доверие, взаимопомощь. Качества: здоровье, целеустремленность, профессионализм, сила воли, работоспособность, порядочность, ум.
Четвертая группа. База: семья и любовь, уважение и понимание в обществе. Качества: жизнерадостность, оптимизм, коммуникабельность, образованность, гуманность, профессионализм, эрудированность.
Пятая группа. База: семья, коллектив, самосовершенствование. Качества: порядочность, внутренняя культура, доброта, профессионализм, стремление к здоровому образу жизни, коммуникабельность, информированность.
После представления группами портретов современного человека была проведена рефлексивная пауза 1. Остановимся более подробно на смысле и задачах, которые решали рефлексивные паузы на педсовете.
Мы использовали прием незаконченного предложения. Время проведения пауз – не более 5–7 минут. Каждому участнику на время работы педсовета была дана «карта жизни», в которую он заносил свои ответы на рефлексивных паузах. Все они проходили по схеме: остановка – вопрос ведущего (фраза, которую нужно закончить) – индивидуальный ответ каждого самому себе.
Всего за день мы провели четыре рефлексивные паузы. Варианты вопросов, которые использовались для них в течение дня:
– Закончите предложения: «Я – это…», «Жизнь – это …».
– Закончите предложения: «Хочу…», «Могу…», «Делаю…».
– Запишите три глагола в порядке их значимости для вас в жизни (образ – «Я собираю чемодан», т.е. беру самое необходимое для меня в жизни); плюсы и минусы сегодняшнего дня для меня.
Обобщенные ответы педагогов в рефлексивных паузах будут представлены согласно структуре мероприятия. Таким образом они отразят атмосферу дня и продемонстрируют свою содержательность.
Ответы в рефлексивной паузе 1.
Ответы «Я – это…». Более 50-ти процентов педагогов представили в ответе образ: солнышко, яблоко, колесо, хаос, покой, точка. На втором месте: «Я – это Я (личность, человек)». На третьем: «Я – это мать, жена, гражданин (социальные роли)». Также встречались ответы: «Я – это Мир», «Я – это Человек».
Ответы «Жизнь – это…». На первом месте вновь были образы и различные характеристики жизни: тайна, путь, труд, радость, любовь, деятельность, борьба, свет и краски, чудо и пр. На втором месте ответы согласованы с ответами: «Я – это…», «Жизнь – это Я», «Жизнь – тайна, я – открытие тайны», «Жизнь – система координат, Я – точка в ней». На третьем месте: «Жизнь – это мои близкие (дочь, внук, родные и пр.)». Содержательные ответы: «Жизнь – это возможность оставить след на земле», «Жизнь – процесс биологической и социальной адаптации человека в данный период, в данной среде» и пр.
Их цель – обобщить деятельность кафедр, создать коллективный проект работы по возможным направлениям личностного роста современного педагога.
В педсовете принимали участие четыре мастерские: «Права и обязанности учителя», «Профессионализм и компетентность», «Этика и нравственные нормы педагогической деятельности», «Здоровый образ жизни педагога». Подготовка по данным вопросам осуществлялась на кафедре еще до проведения мероприятия, изучалась литература. Работа осуществлялась в разных формах, определявшихся самой группой и координатором.
На общее обсуждение были представлены следующие проекты:
Права и обязанности педагога отражают три сферы: свобода учителя (ее определяет: наше желание, самодетерминация; защищенность школы; то, что мы можем сами, что зависит от нас), права учителя, его обязанности перед детьми (кодекс педагогической этики), школой.
Профессионализм педагога, включающий профессиональную и личностную компетентность. Ее содержание отражено в следующих областях:
– предметной области (знание предмета, любовь к предмету, творчество и мастерство, постоянный поиск и самообразование и пр.);
– «Я» педагога (самопознание, саморефлексия, внутренняя система ценностей, жизненная позиция, самоуважение и пр.);
– взаимодействие с ребенком (способность к открытому общению, уважение, умение понимать и принимать его таким, каков он есть, знание возрастных и индивидуальных особенностей, создание условий для индивидуальной траектории развития ученика и пр.);
– общество (знание прав и обязанностей педагога, понимание социального заказа общества, умение сотрудничать с общественными структурами, привлекать внимание к проблемам образования и пр.).
Здоровый образ жизни, включает четыре компонента: «Моя среда» – умение ее создавать; «Отношения между людьми» – учиться строить и сохранять; «Позитивные цели и воля» – развивать в себе способность учиться, управлять собой; «Материальные средства и их правильное использование» – учиться их увеличивать и уметь использовать.
Этика и нравственные нормы педагогической деятельности выходят на такие понятия, как культура педагога, педагогический такт, внутренняя конгруэнтность, согласованность, непротиворечивость декларируемых и реализуемых ценностей и норм. Сферы проявления: учитель – ученик, учитель – учитель, учитель – родитель. Проблемы: снобизм, равнодушие, отсутствие гласности в школе.
Этот шаг педсовета выявил стили кафедр, их преимущества и недостатки, позволил каждому поработать в режиме собственных возможностей и сравнить результаты. На этапе работы в творческих мастерских наблюдалась групповая сплоченность, а рефлексивная пауза после этого была отмечена особо четкими формулировками педагогов, как коллективными, так и индивидуальными.
Феномены данного этапа.
В творческих мастерских собрались люди, объединенные общими проблемами. Ригидные абсолютно точно говорили о правах и обязанностях. О необходимости дополнить профессиональную компетентность личностной ярко докладывала группа добротных профессионалов-традиционщиков, способных двигаться навстречу новому. Творческие мастерские «Здоровый образ жизни» и «Этика и нравственные нормы педагогической деятельности» собрали профессионалов, так или иначе тяготящихся школьными буднями. Крайне продуктивно был проведен мозговой штурм в многочисленной группе ЗОЖ.
Результаты творческих мастерских были представлены на общем сборе, обобщены и проанализированы впоследствии администрацией гимназии.
Ответы в рефлексивной паузе 2
«Хочу…», «Могу…», «Делаю…». Практически все ответы свидетельствуют о достаточно глубокой рефлексии себя, своей жизненной и профессиональной позиции. Более чем в 50% ответов данные глаголы связаны между собой. Варианты ответов: «Хочу жить, могу меняться, делаю это», «Могу дарить радость, делаю это по мере возможности», «Хочу в школе активности, завершенности, общности. Могу написать план, следовать ему, приглашать коллег присоединяться. Делаю – выделяю ”горячие точки“, совершаю героические усилия по предотвращению худшего, которые не всегда подхватывают остальные», «Хочу уйти, могу это сделать, но не сделаю» и т.д.
Цель – создать условия для осознания педагогами своей жизненной и профессиональной позиции (при желании проанализировать соотношение своего мнения с суждениями коллег), позволяющие выйти на открытое, живое общение друг с другом.
В упражнении участвовали все.
Его правила: ведущий озвучивает для группы вопрос или утверждение и предлагает ответить на него, заняв место в одной из трех локаций: «Да», «Нет» и «Может быть». Они обозначены соответствующими табличками. После этого ведущий просит участников каждой группы пояснить мотивы своего выбора, позиции.
Говорят лишь желающие, (обычно не более 3-х – 5-ти человек от группы). Во время выступления одного участника остальные присутствующие не могут перебивать его своими замечаниями, спорить. Высказываясь, педагоги не оспаривают противоположную точку зрения, а лишь обосновывают свой выбор. Во время прояснения позиций каждый имеет право перейти из группы в группу, если захочет.
Вопросы, использованные для самоопределения:
– Счастье – это любимая работа?
– Быть свободным легко?
– Лучше воспитать хорошего человека, чем хорошего специалиста?
– Любить детей опасно?
– Главная задача учителя – выполнять социальный заказ общества?
– Хороший педагог всегда сильная личность?
– Учителю бессмысленно и бесполезно ждать благодарности от детей?
Вопросы в конце упражнения:
– Понравилось ли это упражнение, если «да», то чем?
– Были ли заданы вопросы, над которыми вы раньше не задумывались?
– Были ли вопросы, которые вас смущали?
– Что вы чувствовали по отношению к людям, занимающим позицию, противоположную вашей?
– Что вы чувствовали по отношению к группе, если выступали против нее в одиночку?
Феномены данного этапа.
Форма замечательна своей эффективностью, несомненным плюсом является возможность сделать выбор «ногами». Учитель, в основном, работает «голосом», и именно этот момент связан с профессиональной деформацией педагогов. Общность совместного передвижения (позиционирование собственного мнения) – гораздо более сильное впечатление для данной аудитории, чем говорение.
Кроме того, на этом этапе сказывалась усталость и затяжные споры были неуместны. Порой почти все, в едином порыве, занимали позицию «да». Глядя на смельчаков напротив («нет»), рождалась уверенность, что позиция меньшинства заслуживает внимания и уважения.
Плюсом является то, что небольшое время, потраченное на упражнение, «рождает» глубокое удовлетворение, т.к. здесь все были самостоятельны и индивидуальны, и сообщает ощущение целостности опыта. Начали с «Алгоритма выбора», внутренний диалог был одного содержания; прошли небольшой путь – и родилось ощущение диалога иного качества. Безупречна сама форма упражнения. Обеспечен выбор, и его нетрудно сделать без посторонней помощи. Хорошо работает феномен включенности и открытой позиции, видны предпочтения большинства.
Ответы в рефлексивной паузе 3.
На первом месте у нас были глаголы, направленные на саморазвитие (самосовершенствоваться, идти вперед, принимать решения, реализовывать, действовать, успевать, развиваться, выбирать, жить, уметь, самообразовываться и т.д.).
На втором месте – глаголы, связанные с чувствами, ощущением общности с другими (взаимодействовать, общаться, радоваться общению, чувствовать, ощущать, любить, не разочаровываться, дарить, найти единомышленников, заботиться и пр.).
На третьем месте – глаголы, связанные с первой категорией, но ориентированные на мыслительные процессы (понять, думать, решать, анализировать, узнавать, открывать, учиться, размышлять, мыслить, задумываться и пр.).
На четвертом – разные (отдохнуть, расслабиться, устать, погулять, писать, слушать, говорить).
Рисование «Мое взаимодействие со школьником».
Цель – снизить напряжение дня, использовать «запущенные» в дискуссии рефлексивные процессы на анализ своей позиции во взаимодействии с учеником. Ведь порой именно образ (рисунок) позволяет прийти к целостному осознанию своих представлений.
Все рисунки отражали живую, творческую связь педагога и ребенка. Название рисунков: «Под одним зонтом», «Творческий союз», «Сотрудничество», «Взаимопонимание», «Цветы жизни», «Мы в ярком пространстве детства», «Дружба», «Ступени восхождения» и пр.
После индивидуального рисования, участники постепенно приносили свои работы в общий круг и могли молча переходить от одной к другой, рассматривая их.
Когда все закончили, выстроилась цепочка взаимосимпатий. Ведущий взял наиболее понравившийся ему рисунок (разрешалось 1–2 слова комментария), его автор брал следующий, тот который понравился ему, и вставал за ведущим и так далее, пока все не оказывались в едином кругу. Так эмоционально закончился данный этап и день. Рисунки друг друга остались на память.
Феномены данного этапа.
Показательно, что все педагоги с удовольствием включились в работу, рисовали красками, фломастерами, эмоционально переживали акт своего творчества. На данном этапе педсовета была полная поглощенность участников эмоциональным единством. Осталось 2–3 человека оппозиции (из группы «круг»), которые уже не могли разрушить чувство событийной общности между всеми участниками и невольно включились в общее пространство.
Ответы в рефлексивной паузе 4.
Плюсы и минусы педсовета для меня. Среди плюсов практически все отметили значимость своей рефлексии в этот день. Наблюдались: положительные эмоции, ценность общения, чувство взаимопонимания и общности с другими, ощущение собственной значимости, новая ценная для себя информация, личный результат.
Некоторые ответы: «Отважилась выступить», «Справилась, не устала, довольна результатом», «Обозначилось много вопросов, над которыми задумалась», «Можно взаимодействовать с антиподами», «Преодоление, изменение внутреннего сопротивления, путь к успешности», «Пути преодоления препятствий и нахождение путей – это трудно!».
Минусы – «усталость», «приходилось останавливать оценивание других», «неуверенность в решаемости проблем», «не умею быстро формулировать свои мысли», «не всегда могу открыться», «не была активной на 100%» и пр.
Поняли, что в следующий раз привлечем к педсовету детей и родителей
Подводя итоги на заключительной рефлексии в общем кругу, чаще всего коллеги отмечали значимость такой формы общения в жизни коллектива, равенство, чувство общности, сплоченности, которое появилось в процессе проведения педсовета. Были также отмечены внутренние ресурсы школы в лице педагогического коллектива, подчеркнута его сила, необходимость проведения подобных педсоветов и в дальнейшем (возможно, более длительных, выездных и даже вместе со школьниками).
Вот лишь некоторые суждения педагогов: «Это был самый короткий педсовет», «Ощущаю, как длинна дорога, которую нужно пройти, как сложны задачи, которые нужно решить», «Очень важны формы, применявшиеся в ходе педсовета, упражнение ”Джефа”, необходимо использовать в работе с детьми», «Сегодня мы лучше узнали друг друга, стали ближе, теперь вместе можно решать проблемы», «Важно, что В.К. на ”Джефе” не давал вступать в дискуссию, проявлять отношение к мнению другого, требовал высказать свою позицию, это было очень сильно», «Никто не заполнял журнал, и не проверял тетрадей», «Жаль, что не все дошли до финала» и пр.
В заключение отметим, какие же задачи решил данный педсовет:
Он вывел педагогов на открытое живое общение друг с другом, все оказались включенными, могли высказать свое мнение; появилось чувство единения, общности; это хороший фон для дальнейшей совместной работы.
Все были в одинаковой позиции, участвовали даже те, кто всегда стоит в оппозиции. Важно, что коллеги сами готовили коллективные сообщения и выступали, слушали друг друга. В результате решения были предложены и приняты самими педагогами.
Большой эффект от того, что был сломлен стереотип формальных, пассивных педсоветов. Даже те, кто вначале проявил отрицательную реакцию, затем обсуждали общие вопросы работы педсовета.
Все участники отметили роль индивидуальной рефлексии. Это позволяет предполагать, что такой педсовет стимулировал в педагогах рефлексивные процессы, вывел их на новое осознание себя, личной позиции, своего взаимодействия с учениками.
Оценив значимость такой формы работы, было решено сделать подобные педсоветы традиционными. Сейчас (почти год спустя) у нас идет подготовка второго творческого педсовета-погружения, участниками которого будут не только педагоги, но и группа старшеклассников и родителей.
Его задачей станет самоопределение, а точнее – поиск ответа на вопрос: «Какой должна быть наша школа и что нужно для этого делать».
- интересный педсовет в доу в нетрадиционной форме
- интересный у меня возраст непредсказуемый то влюбиться хочется то на пенсию