ипотека объектов культурного наследия

Парадоксы объектов культурного наследия: когда собственник не знает, чем владеет

Конфликты и судебные разбирательства, связанные со строительством на земельных участках, относящимся к охранным зонам памятников истории и культуры – не редкость. Однако далеко не всегда землевладельцы делают это умышленно. Некоторые из них, приобретая землю и начиная строительство, могут даже не знать о том, что их участок относится к особой территории и имеет обременение. Почему так происходит? Может ли покупатель или собственник земельного участка оградить себя от таких рисков? Получится ли выяснить это, получив выписки из ГКН и ЕГРП? Авторы статьи отвечают на эти и другие вопросы.

На протяжении уже нескольких лет возникают конфликты в связи со строительством землепользователями объектов недвижимого имущества в охранных зонах объектов культурного наследия. Некоторые из таких конфликтов получают широкое освещение в прессе, как, например, скандал со строительством в охранной зоне памятников культуры, расположенных в Московской области – Древнего города Радонеж в Загорском районе, музея-усадьбы «Архангельское» в Красногорском районе. Но большинство подобных конфликтов остается неизвестным широкой публике.

Причина нарушений далеко не всегда кроется в умысле. Часто собственники земельных участков, осуществляя строительство в охранных зонах объектов культурного наследия, даже не знают о каких-либо обременениях принадлежащих им участков. Нередко они узнают об этом только когда органы, уполномоченные в сфере охраны памятников культуры или органы местного самоуправления, обращаются в суды с исковыми заявлениями о сносе таких зданий как самовольных построек.

Одна из причин подобной неосведомленности заключается в том, что сведения об охранных зонах объектов культурного наследия не включены в государственный кадастр недвижимости (ГКН) и единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Принимая во внимание большое количество охранных зон, для справедливого разрешения возможных конфликтов между землепользователями и органом, уполномоченным в сфере охраны памятников истории и культуры, необходимо квалифицировать правовую природу охранной зоны объекта культурного наследия, а также определить момент наступления правовых последствий установления такой охранной зоны.

Узнать об охранной зоне по сведениям из ГКН и ЕГРП практически невозможно

Охранная зона – это территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия (п. 2 ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» (далее – Закон о памятниках истории).

Действующее законодательство не содержит определения термина «регенерация» историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия, либо каких-либо критериев отнесения к такой регенерации нового строительства. По смыслу Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 № 315) под регенерацией историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия понимается ее восстановление. При этом правоприменительная практика складывается таким образом, что отнесение нового строительства к регенерации осуществляется органами государственной власти, местного самоуправления, уполномоченными в сфере охраны памятников истории и культуры.

По общему правилу собственник земельного участка вправе возводить на земельном участке жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (п. 2 ч. 1 ст. 40 ЗК РФ). Однако установление режима охранной зоны в отношении земельного участка фактически лишает собственника права на осуществление строительства на таком земельном участке без получения дополнительного разрешения уполномоченного органа государственной власти либо местного самоуправления.

Земельный кодекс РФ (п. 1 ч. 2 ст. 56) признает установление в отношении земельного участка охранной зоны объекта культурного наследия обременением права собственника такого участка. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации) под ограничением (обременением) права понимается наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, ареста имущества и других). Таким образом, по своей правовой природе установление режима охранной зоны является ограничением прав собственника.

При рассмотрении споров важным является установление момента возникновения такого режима и сопутствующих ограничений. В соответствии с ч. 6 ст. 56 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до внесения в ЗК РФ изменений Федеральным законом от 21.07.2011 № 257-ФЗ, далее – Закон № 257-ФЗ), ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Законом о регистрации. Согласно действующей в настоящее время редакции указанной нормы ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами. В соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона о регистрации датой госрегистрации прав является день внесения записей о правах в ЕГРП. Соответственно, ограничения права собственности собственника земельного участка, связанные с установлением в отношении Земельного участка режима охранной зоны, могут возникнуть только после этого момента.

Госрегистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости (ч. 2 ст. 13 Закона о регистрации). Росреестр уведомляет правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости в течение пяти рабочих дней со дня регистрации. Таким образом, до принятия Федерального закона от 21.07.2011 № 257-ФЗ ограничения права собственности собственника земельного участка, связанные с установлением режима охранной зоны в отношении такого земельного участка, возникали только после внесения сведений о соответствующих ограничениях в ЕГРП.

К сожалению, после принятия Федерального закона от 21.07.2011 № 257-ФЗ, ситуация вокруг установления ограничений прав собственников земельных участков в связи с распространением на такие земельные участки режима охранной зоны объекта культурного наследия стала более запутанной.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона о регистрации ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов РФ и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия. В отношении объектов культурного наследия федерального значения это делает орган государственной власти субъекта РФ по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения это происходит в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 34 Закона о памятниках истории). При этом ни Закон о памятниках истории, ни иной федеральный закон не содержат требования о внесении сведений об установлении охранной зоны в ГКН и (или) в ЕГРП.

Покупатели и собственники могут неожиданно узнать о принадлежности участка к охранной зоне

Порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон установлен Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 № 315, далее – Положение). Этот документ предусматривает, что сведения о наличии зон охраны объекта культурного наследия вносятся в установленном порядке в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (ЕГРОКН) и представляются в кадастровую палату (ФБГУ «ФКП Росреестра»). Ограничения (обременения) прав на земельные участки, возникающие на основании решения об установлении зон охраны объекта культурного наследия, подлежат государственной регистрации (п. 18 Положения).

В настоящее время существует конфликт правовых норм. Действующее положение ЗК РФ предусматривает, что обременение прав собственников земельных участков подлежит государственной регистрации в случаях, предусмотренных федеральными законами. Однако федеральные законы, регулирующие порядок установления охранных зон объектов культурного наследия, не содержат требования о регистрации обременений, возникающих в связи с установлением таких зон. При этом такое требование устанавливается подзаконным актом – постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 № 315.

Таким образом, формально действующее законодательство не содержит обязанности регистрировать обременения прав собственников земельных участков в связи с установлением в отношении таких земельных участков режима охранной зоны объекта культурного наследия. Неясным остается также вопрос о действительности соответствующих обременений, установленных еще до принятия Федерального закона от 21.07.2011 № 257-ФЗ, но не прошедших государственную регистрацию в установленном порядке.

Правоприменительная практика, как правило, признает обременения прав собственников земельных участков в связи с установлением в отношении таких земельных участков режима охранной зоны возникшими с даты принятия нормативно-правового акта, утверждающего такие границы (например, апелляционное определение Московского областного суда по делу № 33-12985/2014, решение Щекинского районного суда Тульской области от 29.03.2013 по делу о признании возведенного строения самовольной постройкой и возложении обязанности снести ее.

Вместе с тем, по нашему мнению, госрегистрация обременений прав собственников земельных участков в связи с установлением в отношении таких участков режима охранной зоны является необходимым условием обеспечения прав таких собственников и поддержания нормального оборота земельных участков. Нередки случаи, когда устанавливаемые границы охранных зон объектов культурного наследия включают в себя целые поселения. При этом внесение в ЕГРП сведений о таких ограничениях является в настоящее время скорее исключением, а не правилом. Тем самым, лицо, приобретающее земельный участок, расположенный рядом с объектом культурного наследия несет риск невозможности застройки участка в связи с его нахождением в границах охранной зоны объекта культурного наследия. Более того, этот риск остается даже при отсутствии в ЕГРП сведений об обременениях участка.

Несмотря на то, что в соответствии с Положением «О Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ», утвержденным Приказом Министерства культуры РФ от 03 октября 2011 г. № 954, сведения в том числе о наличии зон охраны объектов культурного наследия должны предоставляться по запросам физических и юридических лиц бесплатно, на практике очень немногие собственники земельных участков обращаются в Минкультуры России (как и в управления культуры соответствующих субъектов РФ или органы местного самоуправления) с подобными запросами при наличии правоустанавливающих документов на земельные участки, которые не содержат сведений о каких-либо обременениях таких участков.

На наш взгляд, норма, предусматривающая обязательность регистрации обременений в связи с установлением в отношении земельного участка режима охранной зоны, включена в Положение с целью ликвидации возникшего пробела законодательства. Но чтобы данное положение стало обязательным для исполнения, необходимо, чтобы такое правило появилось на уровне федерального закона.

В Госдуму внесен законопроект, который должен решить проблему

В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы РФ находится законопроект № 642612-6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного кадастрового учета объектов недвижимости» (внесен 06.11.2014), который предусматривает разработку специальных карт (планов) зон с особыми условиями использования территорий. Этот законопроект прямо не предусматривает перечень объектов и характер таких зон, однако он предполагает внесение изменений в Федеральный закон от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации». Эти изменения должны включать в себя возможность внесения по инициативе собственника объекта, функционирование которого требует установления зон с особыми условиями использования территорий, сведений о таких зонах в ГКН.

Законопроект в его текущей редакции, по нашему мнению, не сможет в полной мере решить проблему внесения информации об обременениях прав на земельные участки в ГКН. Возможность внесения таких сведений в ГКН есть и при имеющемся регулировании данной проблемы. Вместе с тем, при должной переработке содержания проекта шанс на разрешение проблемы есть. В частности, речь идет о введении положений об обязанности собственника объекта недвижимости по внесению сведений о зонах с особыми условиями использования территорий в ГКН, установлении предельного срока для такого внесения, установления гарантии необязательности ограничений, вытекающих из установления такой зоны, для третьих лиц до внесения информации в ГКН. При указанных поправках законопроект может внести значительный вклад в обеспечение прав собственников и покупателей земельных участков, расположенных в охранных зонах объектов культурного наследия.

Источник

Объект культурного наследия как предмет залогового обязательства

Залюбовская Наталья Валерьевна, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Финуниверситет), Financial University, кандидат юридических наук, доцент.

В данной статье рассмотрен вопрос порядка и возможности залога объекта культурного наследия. Проведен анализ действующего законодательства и сложившейся судебной практики по данному аспекту, предложены пути устранения существующих пробелов.

Ключевые слова: объект культурного наследия, залоговое обязательство, ипотека, памятник истории и культуры.

Cultural item as a lien subject

Zalyubovskaya Natalia V., Assistant Professor of the Department of Economic Regulation of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences, Assistant Professor.

In this article the question about the possibility of bail and cultural heritage is considered. The analysis of the current legislation and court practice on this aspect are analyzed, and the ways to address existing gaps are offered.

Key words: object of cultural heritage, bonds, mortgages, historical and cultural monument.

Реформирование гражданского законодательства, появление новых институтов права, упразднение ставших уже привычными правовых норм приводит к тому, что некоторые проблемы в правоприменительной деятельности не находят своего разрешения.

СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2519.

В соответствии со статьей 3 этого Закона к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Статистика последних лет непрерывно фиксирует рост числа объектов культурного наследия, имеющих высокую степень физического износа, а также находящихся в ветхом или аварийном состоянии. В среднем восстановительные работы стоят около 20000 рублей за один квадратный метр с учетом обследования конструктивов и согласования. В том случае, если речь идет о реставрации ОКН с воссозданием элементов старины, стоимость работ может вырасти до 200000 рублей за один квадратный метр.

В настоящее время на территории России расположено около 144 тысяч памятников общей площадью более 290 миллионов квадратных метров, следовательно, объем инвестиций, необходимый для восстановления таких объектов, колоссален. Как свидетельствует мировая практика, ни один бюджет ни одного государства не в состоянии выделять достаточное количество денежных средств, которых хватило бы на все памятники истории и культуры. Значит, остаются кредитные денежные средства частных инвесторов, которые оформляются кредитным договором, способом обеспечения исполнения которого по-прежнему преимущественно выступает ипотека.

Действительно, в отличие от оборудования или товара в обороте, недвижимое имущество всегда остается в поле зрения залогодержателя и вряд ли может куда-нибудь исчезнуть, вот только если мы говорим об обычном недвижимом имуществе, не имеющем статуса объекта культурного наследия. Надежность данного вида обеспечения исполнения залоговых обязательств может оказаться миражом в пустыне, если при оформлении ипотеки ОКН допустить определенные просчеты.

Говоря об ошибках, мы не имеем в виду технические или юридические огрехи, вследствие которых договор залога такого недвижимого имущества, как ОКН, может быть признан недействительным. Иногда при внешнем соблюдении всех процедур ипотека оказывается не способной защитить интересы банка в той степени, на которую он изначально рассчитывал.

В первом варианте, если оставить ОКН за собой при его завышенной стоимости, то это, скорее всего, будет означать, что задолженность не будет погашена в полном объеме (реализовывать оставленное за собой недвижимое имущество придется по более низкой цене). А во втором случае, если прекратить ипотеку, есть риск остаться вообще без обеспечения по договору, так как у заемщика может и не быть по вполне объяснимым причинам другой недвижимости. Обычно кредитные деньги как раз и идут на реставрацию ОКН, поэтому любой сбой в этой хрупкой цепочке делает риски банка вполне реальными.

Поскольку в последние годы налицо ужесточение государственного контроля и надзора в сфере охраны культурного наследия, то банки особенно внимательно стали относиться как к непосредственному залогу ОКН, так и к оформлению кредитных обязательств, целью которых является реконструкция или воссоздание памятников истории и культуры.

СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2519.

Ведомости Московской городской Думы. 2004. N 7. Ст. 146.

Если внимательно изучить Закон N 73-ФЗ, то можно обнаружить большое число положений, свидетельствующих о том, что принадлежность недвижимого имущества к памятникам истории и культуры или нахождение объекта в зонах охраны памятника истории и культуры является одним из факторов, влияющих на залоговую стоимость.

Сейчас в арбитражных судах находится большое количество споров, предмет которых сводится к следующему: в залог передан земельный участок, на котором планируется возвести здание. Залоговая стоимость сильно отличается от рыночной ввиду того, что при оформлении залога учитывали площадь планируемой застройки. В соответствии со ст. 65 Закона об ипотеке при ипотеке земельного участка ипотека распространяется и на построенный на нем объект, если иное не предусмотрено договором. Однако уже после выдачи кредита в процессе получения разрешительных документов на строительство выясняется, что участок попадает в зону охраны объекта культурного наследия и строительство на нем невозможно. С учетом этого рыночная стоимость земли снизилась в несколько раз и кредит при действующем договоре ипотеки фактически стал необеспеченным.

Не меньшей по значимости является проблема, при которой в залог передают ОКН, представляющий отдельно стоящее здание. При этом земельный участок под зданием надлежащим образом не передан по договору аренды или в собственность владельцу здания, что, как следствие, порождает сложности при дальнейшей реализации и использовании залогового имущества, которое рискует стать неликвидным для банка.

В целях минимизации вышеуказанных рисков соответствующим подразделениям банка целесообразно анализировать предоставляемые заемщиком (залогодателем) документы и информацию на предмет принадлежности потенциального предмета ипотеки к памятникам истории и культуры (объектам культурного наследия) и нахождения его в зонах охраны памятника.

Независимо от залогодателя информацию о принадлежности объекта к ОКН возможно получить из иных источников, таких как выписка из кадастрового паспорта на земельный участок, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и т.п.

В соответствии с п. 3 ст. 63 Закона N 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия являются обременением и подлежат государственной регистрации. В ряде регионов это требование действительно выполняется, чего не скажешь о г. Москве, к сожалению.

Чаще всего основным источником информации выступает исходно-разрешительная, проектная и рабочая документация. Одним из согласующих органов является государственный орган по охране памятников истории и архитектуры. Как правило, эти документы представляются в банк с целью получения кредита на реставрацию или реконструкцию объекта недвижимого имущества, являющегося ОКН.

Следующим, не менее важным этапом при сборе информации об ОКН, который передается в ипотеку, является необходимость определить, какой именно элемент в памятнике истории и культуры является охраняемым, то есть что, собственно, представляет историческую ценность. Как правило, это указывается в охранной документации (охранно-арендном договоре, охранном обязательстве, акте обследования и т.д.).

На практике выделяют два вида элементов:

Если охраняемым является внешний элемент, это может повлечь за собой ограничения на использование прилегающей территории (ограничения по размещению парковки, невозможность оперативно изменять порядок доступа на территорию и т.п.).

Когда охраняемым является внутренний элемент, то собственник ограничен в использовании внутреннего пространства, то есть перепланировку узаконить не представляется возможным. Если при этом внутренний элемент имеет существенную культурную значимость, то нельзя исключить не всегда продуманных в наших условиях действий государственных органов: например, собственника могут обязать обеспечить доступ к этому элементу сторонних посетителей.

Как следствие, указанные ограничения резко снижают рыночную стоимость предмета залога.

Помимо этого фактора, сбор и анализ полученной информации необходим для четкого определения обязательств, возложенных в рамках охранных обязательств на владельца памятника истории и культуры.

Во-первых, такой анализ поможет просчитать дополнительные затраты на содержание ОКН, что отразится на определении его залоговой стоимости.

Во-вторых, установленные дополнительные обязательства могут затрагивать процедуру оформления сделок с недвижимым имуществом.

К таковым относятся, в частности, проведение реставрационных и ремонтно-восстановительных работ (с установлением объема, сроков и периодичности), обеспечение владельцем доступа к объекту третьих лиц и др.

Закон N 73-ФЗ (ст. 7) закрепляет право каждого на доступ к объектам культурного наследия. Механизм реализации этого права пока четко не установлен.

Отдельного внимания заслуживают требования Закона N 73-ФЗ (ст. 47.2) об обеспечении неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия. Этот вопрос особенно актуален для определения залоговой стоимости объекта недвижимости при выдаче кредита на его капитальный ремонт (реконструкцию).

Основной задачей заемщика (владельца ОКН) при проведении капитального ремонта (реконструкции) является повышение рыночной стоимости объекта, что достигается за счет:

Как правило, сумма кредита определяется суммой затрат на реставрацию или реконструкцию, а при определении залоговой стоимости учитывается то, как будет выглядеть объект в перспективе.

Однако все строительные работы в отношении памятников ведутся только с одобрения государственного органа по охране памятников, который при согласованиях исходит именно из принципа неизменности облика объекта с сохранением всех особенностей охраняемых элементов. Именно этот фактор следует учитывать банкам, так как на момент обращения за кредитом заемщик еще только заявляет о своих намерениях, а потому не имеет ни одного разрешения.

Кроме того, в некоторых случаях без прямого установления ограничений нельзя перепрофилировать объект. Например:

Ну и пиком в череде сбора и анализа информации является тот факт, что от принадлежности предмета ипотеки к памятникам истории и культуры зависит не только размер залоговой стоимости, но и порядок обращения взыскания на заложенное имущество.

В соответствии со ст. 55 Закона об ипотеке не допускается удовлетворение требований залогодержателя за счет имущества, заложенного по договору ипотеки, без обращения в суд на основании нотариально удостоверенного соглашения между залогодержателем и залогодателем, если предметом ипотеки является имущество, имеющее значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества.

Согласно Закону N 73-ФЗ (преамбула) памятники истории и культуры народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

Следовательно, указанный выше запрет распространяется на любой объект, являющийся памятником истории и культуры.

И вместо того чтобы сократить процедуру, ее придется пройти вновь, но уже в судебном порядке.

Таким образом, при залоге объектов, являющихся памятниками истории и культуры или находящихся в зонах охраны памятников, целесообразно включать в договор ипотеки положение о том, является ли предмет ипотеки памятником истории и культуры. Это существенно снизит риски банка при реализации прав на заложенное имущество и позволит предусмотреть особые условия договора в части обязания заемщика представить дополнительные документы в процессе оформления кредитного обязательства, обеспеченного ипотекой ОКН.

В том случае, если кредит является целевым и должен использоваться на реставрацию и ремонтно-восстановительные работы, его выдачу желательно начинать после согласования проектной документации государственным органом охраны памятников. Это тоже минимизирует риск того, что работы на ОКН не будут разрешены в принципе. Это условие правильно закрепить в кредитном договоре.

Ну и в том случае, если залоговая стоимость определяется с учетом увеличения площади объекта культурного наследия или улучшения иных характеристик, что может стать невозможным вследствие принадлежности объекта к памятникам истории и культуры или нахождения его в зонах охраны, об этом тоже нужно писать в договоре с учетом уже полученных согласований, а в частности утвержденного государственным органом охраны памятников проекта приспособления ОКН к современному использованию, что само по себе снимет риски, связанные с уменьшением стоимости предмета залога при его реализации.

Указанные рекомендации позволят обратить более пристальное внимание на объект культурного наследия как предмет залогового обязательства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *