ипотека в советском союзе определение

История «ипотеки» в СССР или «что нам стоит дом построить»

Всё дело в том, что жилищный вопрос для страны СССР, восстанавливающейся после Великой Отечественной Войны и бурно развивающей свою промышленность, сельское хозяйство, прокладывающей дороги и возводящей новые города, был самым актуальным. Ведь идея дать советскому человеку реализовать весь свой потенциал, отблагодарить за героический подвиг — победу, не представлялась возможной без удовлетворения его первичных потребностей. Руководство страны прекрасно понимало, что более действенного института решения жилищных проблем не существует. Именно поэтому, основываясь на первостепенном желании помочь своему гражданину, принципы ипотеки в Советском Союзе всё-таки были внедрены, только она умело скрывала своё прекрасное личико. Почему скрывала я думаю понятно, а почему прекрасное? Об этом я и хочу вам сегодня рассказать.

Так уже в конце мая 1944 года государственный комитет обороны принимает постановление о создании промышленности по производству заводским способом домов из расчета 3,6 млн квадратных метров в год. Параллельно с этим создаются предприятия по производству плит шлакобетона из расчёта не менее миллиона квадратных метров в год. Необходимо было заложить такой старт возрождения экономики, который бы моментально открыл резервы к жизни у измотанного военным трудом тыла и уставшего советского солдата. Именно поэтому в первом послевоенном законе о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР до 1950 года было особым образом выделено: «Всемерно развивать дело восстановления и дальнейшего строительства городов и сёл и увеличения жилищного фонда страны; создать массовое фабрично-заводское изготовление жилых домов; оказать государственную помощь рабочим, крестьянам и интеллигенции в индивидуальном жилищном строительстве».

Благодаря своевременно заимствованным у американцев мерам, строительная индустрия в СССР стала развиваться впечатляющими темпами. Первым регионом, вступившим на этот пусть стал Урал. Просто потому, что обладал необходимой первичной промышленной базой, ранее снабжавшей весь фронт. Например «уральская схема», выглядела примерно так:
1. «Березняковский домостроительный завод» занимался производством панелей стен, перекрытий, утеплителей.
2. «Магнитострой» изготавливал изделия для бескаркасных крупнопанельных «кассетных» домов.
3. На большинстве бывших военных предприятий был налажен выпуск отделочных и облицовочных материалов, деталей и конструкций заводского изготовления из керамики, гипса, бетона и железобетона. В том числе и для нужд индивидуального строительства.

Итог — курс на симбиоз индустриализации жилищного и промышленного строительства в каждом регионе страны позволил в кратчайшие сроки запустить множество заводов по производству высококлассных железобетонных изделий, которые стали основой как для домостроения, так и строительства новых цементных заводов, предприятий по стекольному делу, керамической плитки и облицовочных материалов. Несомненно правильным решением правительства СССР было размещение заводов строительной индустрии не только в крупных центрах и столицах, но и на периферии, что позволило поднимать и развивать послевоенную экономику без каких-либо существенных территориальных и структурных дисбалансов.

Параллельно с общей стратегией в каждом регионе страны были приняты Постановления о строительстве жилищ и повышении заработной платы рабочих, инженеров и других категорий.

Например, вот как обстояло дело с тем же Уралом. Совет Министров СССР от 25 августа 1946 года принимает постановление «О повышении заработной платы и строительстве жилищ для рабочих и инженерно-технических работников предприятий и строек, расположенных на Урале».

Привожу основные выдержки из документа:

«. Совет Министров СССР считает необходимым:
а) повысить в сравнении с существующей нормой заработную плату для рабочих и инженерно-технических работников.
б)
значительно расширить программу жилищного строительства на Урале в связи с тяжёлыми условиями труда в данном регионе.

В этих целях было решено:
1. Повысить с 1 сентября 1946 года заработную плату на 20%: рабочим и инженерно-техническим работникам предприятий угольной промышленности, занятым непосредственно на добыче угля и погрузо-разгрузочных работах; рабочим и инженерно-техническим работникам предприятий чёрной и цветной металлургии, занятым непосредственно на работе в горячих цехах, на горных предприятиях и погрузо-разгрузочных работах; рабочим и инженерно-техническим работникам предприятий нефтеперерабатывающей промышленности; рабочим и инженерно-техническим работникам, занятым на добыче полезных ископаемых и на производстве цемента; рабочим и инженерно-техническим работникам химической промышленности, занятым непосредственно на работе во вредных и горячих цехах, в рудниках и погрузо-разгрузочных работах; рабочим чёрной и цветной металлургии и химической промышленности; занятым непосредственно на строительно-монтажных работах.
2. В связи с повышением заработной платы для указанных категорий увеличить соответствующим министерствам годовой фонд заработной платы. (В сумме на Урал, Сибирь и Дальний Восток выделялся 1 миллиард 400 миллионов рублей).
3. Утвердить следующий план жилищного строительства в регионе с выполнением его в течение второго полугодия 1946 г. и 1947 года.

Данных непосредственно по Уралу, к сожалению нет, но есть суммарная цифра по Уралу, Сибири и Дальнему Востоку. Она равняется 50650 (!) индивидуальных жилых домов, причём двух-трёхкомнатных и с кухней. Кроме этого план предполагал строительство 55000 квартир.

А вот дальше и вступает в дело механизм подобный ипотечному. Все эти 50650 индивидуальных жилых домов продавались в собственность указанным выше категориям по очень-очень вменяемой цене. Так жилой дом двухкомнатный с кухней, деревянный рубленый стоил около 8 тыс. рублей и каменный порядка 10 тыс. рублей; жилой дом трехкомнатный с кухней был дороже всего на 2 тыс. рублей.

Каким же образом рабочий мог стать собственником жилья в советских условиях? Государство предоставляло стопроцентную ссуду через специально сформированный Центральный Коммунальный Банк. Другими словами желающий приобрести трёхкомнатный жилой дом стоимостью 12 тыс. рублей получал ссуду на 12 лет с взиманием за всего одного процента в год. Сохранился и документ за подписью Я. Чадаева, занимавшего в то время пост управляющего делами Совета Министров СССР, в котором говорится: «. обязать Министерство финансов СССР ассигновать на выдачу кредита рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим до 1 миллиарда рублей. »

Учитывая то, что результатом решения о повышении заработной платы на Урале явилась весьма существенная прибавка в среднем равная 1600 руб. в год (это примерно 20% средней годовой зарплаты работника вышеперечисленных категорий), то действительно купить двух- или трёхкомнатный дом было очень даже по силам любому рабочему.

Проведём простые расчеты «ипотечной» задачки того времени:
До повышения средняя зарплата составляла примерно 8500 руб в год, после повышения 25 августа 1946 года средняя годовая зарплата указанных категорий работников Урала стала составлять 10200 руб.
Попробуем купить лучший каменный трёхкомнатный дом с кухней того времени за 12000 рублей?

Получается, что при эффективной ставке в 1% годовых переплата за все 12 лет «ипотеки» составляла всего 739 руб., а сумма ежемесячного платежа равнялась всего 88 руб, что составляет чуть менее 10% от ежемесячной заработной платы.

Вывод:
Жилищная программа СССР с лихвой позволяла на среднюю годовую зарплату рабочего, инженера или служащего обзавестись собственным домом.

Сказка? А может дома и квартиры того времени были совсем убогими «коробками» за 12 тыс. рублей? Давайте попробуем и с этим разобраться. Совет Министров СССР четко поставил задачу так, что параметры квартир и домов должны быть следующими: высота потолка — не ниже 3 метров, минимальная площадь однокомнатной квартиры не менее 40 кв.м., а трёхкомнатного дома не менее 100 кв. м, санузел везде раздельный. Ну совсем не лачуга и уж точно не эконом-класс по сегодняшним меркам, не правда ли?

И что же случилось с советской чудо-ипотекой? Где она? Дайте две! А нету.

Сначала пришёл к власти Хрущёв и всё урезал в два-три раза, вследствие чего даже трёхкомнатная квартира в прозванных «хрущёбами» домах не превышала 55 кв. м, а санузлы совместил так, что, сидя на унитазе, упираешься коленками в закрытую дверь туалета. Не буду продолжать.

Условия кредитования индивидуального жилищного строительства до самого заката СССР после Хрущёва и вовсе не получили дальнейшего развития. Периодические вспышки безусловно были. «Ипотека» в нашей стране то появлялась, то исчезала, но так как было в СССР в 1946 году уже не случалось никогда. Возможно, в этом и кроется основная причина недоразвитости этого института в России по сей день.

В современных условиях западных «санкций» и «ультиматумов», надеяться остаётся лишь на самих себя. Тогда может быть сейчас время вновь вспомнить программу 1946 года? Как вы считаете, друзья?

Источник

Ипотека глазами СССР

ипотека в советском союзе определение

ипотека в советском союзе определение

Супруги объявили себя гражданами СССР и отказались платить по ипотеке

В Иркутске суд лишил квартиры супругов, объявивших себя гражданами СССР. Муж и жена отказывались платить по ипотеке — они заявили, что не признают действующую власть и ее законы, следовательно, не готовы выполнять кредитные обязательства. Об этом сообщается на сайте областного управления Федеральной службы судебных приставов.

Как отмечается в сообщении, супруги состоят в межрегиональном общественном объединении «Союз Славянских Сил Руси», признанном экстремистским на территории России. Они оформили ссуду в банке как граждане Российской Федерации, но впоследствии признавать себя таковыми отказались.

Банк потребовал взыскать с пары 1,6 миллиона рублей, исполнять судебное решение в добровольном порядке супруги не стали. Тогда приставы арестовали залоговое имущество — однокомнатную квартиру в микрорайоне Синюшина гора. Также был выписан исполнительский сбор на сумму 112 тысяч рублей. Недвижимость передали на торги и успешно реализовали, вырученных средств хватило для погашения ипотечной задолженности.

ипотека в советском союзе определение

Цитаты советских словарей: ШТРАФ

ипотека в советском союзе определение

«В буржуазном праве непосильные для трудящихся ШТРАФЫ являются тяжкой мерой наказания для малоимущих слоев населения. В то же время штрафы налагаемые на лиц, принадлежащих к имущим классам, означают фактическую безнаказанность этих лиц за совершенные преступления.

В буржуазном праве штраф, как правило, может быть заменен лишением свободы (и наоборот), что также обуславливает ярко выраженный классовый характер применения этой меры наказания.»

Юридический словарь. Главный редактор П.И.Кудрявцев. Члены главной редакции Н.Г.Александров, С.Н. Братусь, Н.Д. Казанцев, Д.С. Карев, С.Ф. Кечекьян, Ф.И.Кожевников, В.Ф.Коток, В.М. Чхиквадзе. Государственное издательство юридической литературы. Москва — 1956.

ипотека в советском союзе определение

ипотека в советском союзе определение

Цитаты советских словарей: ЛЮМПЕН

ипотека в советском союзе определение

(нем. Lumpenproletariat) — в капиталистических странах деклассированные, опустившиеся люди, «пассивный продукт гниения самых низших слоев старого общества». (Маркс и Энгельс).

Люмпен-пролетариат часто является орудием реакции.

ипотека в советском союзе определение

Цитаты советских словарей: ПРАВО ОТЗЫВА ДЕПУТАТА

Юридический словарь. Главный редактор П.И.Кудрявцев. Члены главной редакции Н.Г.Александров, С.Н. Братусь, Н.Д. Казанцев, Д.С. Карев, С.Ф. Кечекьян, Ф.И.Кожевников, В.Ф.Коток, В.М. Чхиквадзе. Государственное издательство юридической литературы. Москва — 1956.

— один из важнейших принципов советской избирательной системы, согласно которому депутат, не оправдавший доверие избирателей, может быть в соответствии со ст.142 Конституции СССР в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке. Право отзыва депутата является одним из средств, обеспечивающих действительный контроль избирателей за деятельностью своего депутата и ответственность депутата перед избирателями, гарантией подлинно демократического представительного характера органов государственной власти в СССР. Так же как и в СССР, право отзыва депутата установлено в странах народной демократии.

В буржуазных государствах право отзыва депутатов не существует даже формально. Депутат буржуазного парламента считается «представителем всей нации» и потому независим от избирателей, что позволяет ему так же легко давать обещания перед выборами, как и отказываться от них впоследствии. В отсутствии у избирателей права отзыва депутата ярко проявляется антидемократический характер буржуазных так называемых «представительных» органов.

Источник

Ипотека в СССР

Нечто похожее на ипотеку было и в Советском Союзе. Просто называлось оно иначе. // Светлана Козлова. Специально для Bankir.Ru.

В 20-х гг. прошлого века молодое советское правительство столкнулось с острой нехваткой жилого фонда: то, что досталось в наследство от старого, как тогда принято было говорить, режима, было в плачевном состоянии и в малых квадратных метрах. Бывшие господские дома не подходили для организации в них многоквартирных домов для рабочих, а имевшиеся в наличии рабочие бараки никак не увязывались с представлениями о новой светлой эпохе социализма-коммунизма.

Особенно остро нехватка жилого фонда ощущалась в городах и рабочих поселках, возводимых предприятиями промышленности, транспорта и связи.

В то же время советское правительство в лице Совета Народных Комиссаров и Центрального Исполнительного Комитета было уверенно, что рост реальной заработной платы в промышленных городах и рабочих поселках вкупе с удешевлением строительного кредита и самого строительства позволит решить эту проблему путем увеличения удельного веса частной кооперации. Ведь в этом случае строительство могло вестись не только и не столько за счет бюджетных средств, сколько за счет накоплений самих рабочих и служащих.

Более того, в целях ускорения темпа жилищного строительства и расширения жилой площади советское руководство готово было стимулировать развитие не только общегражданской кооперации, но привлечение крупного частного капитала.

Здесь стоит оговориться, что в 20-х годах в Советском Союзе предусматривалось существование двух видов строительных (в данном случае речь не идет об арендных кооперативах) кооперативов: это так называемые общегражданские и рабочие жилищно-строительные кооперативы. И если рабочие кооперативы и так пользовались поддержкой государства, то стимулирование развития общегражданских строительных кооперативов можно приравнять в какой-то степени к стимулированию частного капитала.

Как видно из названия, основным отличием рабочих кооперативов от общегражданских был их членский состав.

Членами рабочих кооперативов могли быть рабочие и служащие профессиональных, партийных и кооперативных учреждений и предприятий, а также государственных органов. Кроме того, в состав рабочих кооперативов могли входить и безработные рабочие, и инвалиды войны и труда.

Что касается общегражданских строительных кооперативов, то их членами могли стать все законопослушные советские граждане, достигшие 18 лет и не лишенные по суду гражданских имущественных прав, а также любые юридические лица в пределах предоставленных им прав.

То есть, взяв курс на стимулирование развития общегражданской кооперации, советское правительство фактически решило поддержать частный капитал в деле возведения новых домов и реконструкции уже имеющегося жилищного фонда.

Предполагалось, что недостаток средств для строительства кооперативов и частных граждан восполнит Центральный Банк Коммунального Хозяйства и Жилищного Строительства. Этот банк занимался льготным кредитованием индивидуальных застройщиков из рабочих, которые осуществляли строительство на коллективных началах. В нем же был сосредоточен учет средств, поступающих на финансирование жилищного строительства, как целевых, так и в качестве возвратных ассигнований по бюджету.

А вот обязательное хранение собственных средств жилищной кооперации предполагалось на текущих счетах в городских и коммунальных банках. В случае отсутствия последних денежные средства жилищной кооперации подлежало хранить в отделениях Государственного Банка Союза ССР и в государственных трудовых сберегательных кассах.

Для Центрального Банка Коммунального Хозяйства и Жилищного Строительства был установлен лимит: не менее 15% от общей суммы кредитов, отпускаемых этим банком, должны были составлять кредиты на строительство, предоставляемые на льготных условиях кооперативам и частным гражданам.

Каковы же были основные черты так называемой советской ипотеки 20-х годов прошлого века?

Во-первых, стоимость возведения единицы жилой площади, исходя из которой и высчитывался размер кредитования, определялась правительством каждой взятой в отдельности республики. Однако на уровне Центрального Исполнительного Комитета было закреплено положение о том, что при установлении лимита стоимости правительствам надлежит исходить из того, что стоимость единицы жилой площади не только не должна повышаться, но, более того, из года в год она должна снижаться по сравнению с прошлым годом не менее чем на 15%.

Во-вторых, процент по ссудам, отпускаемым на рабочее жилищное строительство, не должен был превышать 1% в год. Это отнюдь не означает, что по всем выдаваемым ссудам процент был одинаков и составлял 1%. Это была лишь максимальная граница. Судя по документам тех лет, размер процентов по ссудам составлял от ¼% до 1%.

В-третьих, система погашения и оплаты процентами ссуд предусматривала уменьшенные платежи в первые годы и постепенное их увеличение в последующие годы. Причем такое увеличение ставилось в прямую зависимость от роста заработной платы ссудополучателя и общего повышения жизненного уровня рабочих в целом. Также на размер платежей должно было повлиять удешевление строительства и эксплуатации домой по стране, что, как видно из актов правительства тех лет, не ставилось под сомнение.

Первые три года после готовности дома к заселению ссудополучатели могли уплачивать только проценты по ссуде, без погашения основного долга.

В-четвертых, гражданин, приобретший жилое помещение на выше оговоренных условиях, имел право обмена помещениями, но в пределах одного города и пригородных районов. Исключение составляли лишь случаи обмена между работниками государственных предприятий и учреждений в связи с перемещением их по работе.

Таковы были основные черты ипотеки в 20-х годах прошлого века. Однако начинаниям советского правительства не суждено было получить продолжение. После усиления тоталитарного режима и сворачивания НЭПа льготное, да и вообще какое-либо кредитование частного капитала с целью жилищного строительства было свернуто. Наступило время, когда частная собственность не признавалась в Советском Союзе ни в каких ее проявлениях. Больше всего тогдашнее советское правительство раздражало положение дел, при котором жилищный фонд, построенный строительной кооперацией с использованием ссуд, выдаваемых государственным банком, оказался фактически превращен в личную собственность отдельных членов строительных кооперативов. Усиливал это раздражение тот факт, что менее чем за 10 лет существования строительных кооперативов Центральным Банком Коммунального Хозяйства и Жилищного Строительства было выдано ссуд на общую сумму 1,5 миллиарда рублей. При этом размер ссуд в основном составлял 80-90, а иногда и свыше 90% от стоимости строительства. То есть советские граждане недолгое время действительно имели возможность получить в личную собственность новое жилье при незначительном вложении собственных средств. Это, конечно, шло в разрез с тогдашними представлениями о коммунизме.

Поэтому весь жилой фонд теперь признавался «всенародным достоянием», то есть переходил в государственную собственность; рабочие и общегражданские кооперативы считались «формальными и бесполезными объединениями», а дома, принадлежащие жилищно-строительной кооперации, оказывается, находились «в крайне неудовлетворительном состоянии».

Все нормативные акты в жилищной сфере, принятые в 20-х годах, были признаны препятствующими оздоровлению жилищного хозяйства, а их инициаторы получили соответствующие сроки для анализа совершенных ошибок.

Теперь все усилия советских властей были брошены на ликвидацию последствий политики развития жилищной кооперации и льготного кредитования строительства.

В 1937 году были упразднены жилищно-строительные кооперативы. Дома, построенные и только еще строящиеся строительными кооперативами, передавались в ведение местных советов, за небольшим исключением. Строительный кооператив мог сохранить в своем распоряжении построенный им дом, только если в течение шести месяцев с момента издания соответствующего постановления Совета Народных Комиссаров СССР полностью погасит полученную от государства ссуду. Очевидно, что выполнение данного условия было крайне проблематично, учитывая, что, как отмечалось выше, размер ссуд, как правило, составлял 90%.

Таким образом, строительные кооперативы изначально были поставлены в положение, при котором принадлежащие им дома априори передавались в государственную собственность.

Члены бывших строительных кооперативов сохраняли за собой занимаемую ими жилую площадь, но только на началах арендных договоров. Причем размер этой площади не мог превышать установленных жилищных норм. При образовании излишка и при незаселении кого-либо съемщиком на этот излишек по своему усмотрению в течение трех месяцев после соответствующего предупреждения со стороны жилищного управления местные советы могли использовать этот излишек по собственному усмотрению (например, заселить постороннего человека).

Так в 30-х годах были полностью уничтожены все проявления строительной кооперации и строительного кредитования граждан. Лишь в период «оттепели», в начале 60-х годов, советское правительство вернулось к идее стимулирования привлечения в строительство частного капитала с поддержкой со стороны государства. Но это были слабые попытки возродить строительную кооперацию, речь о льготном кредитовании советских граждан в сфере индивидуального жилищного строительства не шла. И лишь на закате СССР, в 1988 году, появилось постановление Совета Министров СССР «О мерах по ускорению развития индивидуального жилищного строительства», которое корректировалось вплоть до окончания истории Советского Союза.

Что же гарантировало советским гражданам данное постановление?

Право кредитовать население в рамках индивидуального жилищного строительства получил Сбербанк. При этом порядок кредитования зависел от места проживания потенциального заемщика.

Гражданам, проживающим в сельской местности, кредит предоставлялся на строительство индивидуальных жилых домов с надворными постройками в размере до 20 тысяч рублей. Срок кредита составлял 50 лет. Если же данная категория граждан предполагала использовать ссуду на реконструкцию и капитальный ремонт дома, присоединение его к инженерным сетям, либо на строительство надворных построек для содержания скота и птицы и хранения сельскохозяйственной продукции, то размер кредита ограничивался 4 тысячами рублей на срок до 10 лет.

В обоих случаях погашение кредита начиналось с третьего года после получения ссуды.

Такой небольшой процент был не единственным стимулом для граждан. Задолженность по ссуде могла быть погашена и за счет средств фонда социального развития предприятия ссудополучателя. Для этого необходимо было иметь соответствующий стаж работы.

Естественно, что погашение за счет средств фонда социального развития предприятия осуществлялось только в отношении добросовестных и безупречных работников.

Как видно, условия кредитования индивидуального жилищного строительства на закате СССР по сравнению с нынешними были, мягко говоря, более приемлемыми. К сожалению, дальнейшего развития данная система не получила. Советский Союз перестал существовать, в первые годы нового российского государства правительство занималось другими, как ему казалось, более важными делами. Лишь спустя десять лет после принятия рассмотренного выше постановления Совета Министров СССР в РФ был принят закон «Об ипотеке».

Ипотека в нашей стране то появлялась, то исчезала, так и не получив равномерного развития, как это произошло в развитых странах мира. Возможно, в этом и кроется основная причина недоразвитости этого института у нас в стране. Остается надеяться, что очередное ее затухание на волне мирового кризиса не приведет к тому, что она на какое-то время прекратит существование в принципе. Ведь, несмотря на различное отношение к ипотеке со стороны разных слоев общества, другого более действенного института решения жилищных проблем пока не существует.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *