иран и армения отношения сегодня 2020

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Политика

Sasapost (Египет): война, в которую не хочется ввязываться. Почему Иран запутался в армяно-азербайджанском конфликте

Недавно между Азербайджаном и Арменией возобновился конфликт вокруг Нагорного Карабаха. В последний раз столкновения такого масштаба разгорелись в 2016 году.

Азербайджано-армянское военное противостояние из-за Нагорного Карабаха началось в июле и усилилось за последние несколько дней, вызвав обеспокоенность региональных игроков, однако больше остальных встревожился Иран.

Возобновление столкновений поставило руководство Исламской Республики в затруднительное положение, поскольку его связывают союзнические отношения с обеими странами. И азербайджанцы, и армяне надеются на поддержку Тегерана, но пока он сохраняет нейтралитет, предпочитая не втягиваться в военное противостояние.

Дипломатия и диалог — лучшее решение

Когда в июле конфликт вокруг Нагорного Карабаха разгорелся с новой силой, Иран взял на себя задачу уладить вопрос с помощью дипломатии и диалога. Так, министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф во время двух телефонных разговоров с высокопоставленными официальными лицами и дипломатами Азербайджана и Армении предложил им свои посреднические услуги.

«Исламская Республика Иран внимательно наблюдает за ситуацией с первых часов возобновления конфликта двух стран, а министр иностранных дел Мохаммад Джавад Зариф продолжает вести переговоры со всеми сторонами в целях урегулирования кризиса», — сказал Sasapost высокопоставленный чиновник из Министерства иностранных дел Ирана. Он решил не называть свое имя, поскольку не был уполномочен говорить со СМИ.

Тем не менее усилия иранского министра не увенчались успехом, и конфликт между странами продолжается. С самого начала Иран четко заявил о своей нейтральной позиции. Как отметил представитель Министерства иностранных дел Саид Хатибзаде, Иран подготовил обстоятельный план по урегулированию кризиса между Азербайджаном и Арменией.

Кроме того, ряд высокопоставленных иранских чиновников подчеркнул необходимость такого посредничества вместо вовлечения в вооруженный конфликт, который нанесет ущерб всем игрокам в регионе.

Как отметил в интервью Sasapost сотрудник Министерства иностранных дел Ирана, на данный момент разработанный ведомством план урегулирования конфликта является лучшей альтернативой: «План включает пункты о немедленном прекращении огня между двумя странами и запуске переговоров при посредничестве Тегерана».

По словам дипломата, Министерство иностранных дел Ирана считает, что способно добиться проведения двусторонних переговоров и альтернатив диалогу не существует. «Мы уверены, министру под силам запустить процесс, и хотим, чтобы стороны конфликта дали ему эту возможность. Если они согласятся соблюдать режим прекращения огня в качестве жеста доброй воли, мы станем свидетелями большого прорыва», — полагает сотрудник ведомства.

Нейтралитет и предвзятость: неоднозначная позиция Ирана по конфликту

Основываясь на отношениях между иранцами и армянами в прошлом, некоторые предполагали, что Исламская Республика выступит на стороне Армении, но до сих пор она придерживается нейтралитета. Геополитический характер региона не позволяет Ирану поддержать одну из противоборствующих сторон.

В то же время мы наблюдаем неожиданную благосклонность по отношению к Азербайджанской Республике, о чем можно судить по заявлению четырех представителей верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи в азербайджанских провинциях страны.

Как известно, в иранских провинциях Восточный Азербайджан, Западный Азербайджан, Зенджан и Ардебиль большинство населения составляют азербайджанцы, численность которых оценивается примерно в 20 миллионов человек (от общей численности иранского населения в 84 миллиона). Это крупнейшее меньшинство в Исламской Республике. Так, представители аятоллы Али Хаменеи в этих регионах выступили с общим заявлением, отметив, что Нагорный Карабах является частью Азербайджанской Республики.

Контекст

иран и армения отношения сегодня 2020

Haqqin: Азербайджан превратил Карабах в «простреливаемую крепость»

iEidiseis: Эрдоган наступил на кавказскую мозоль Путина

Труд: почему мир на Кавказе невозможен

Zaxid: карабахский шах Москве

Согласно иранским политическим традициям, представители Али Хаменеи не могут делать подобные заявления без его согласия, поэтому эти слова следует рассматривать как официальную позицию аятоллы.

Столь неоднозначная позиция Ирана по текущему конфликту вызвала у экспертов некоторое замешательство. С одной стороны, Министерство иностранных дел сохраняет нейтралитет, а с другой — позиция верховного лидера свидетельствует о предвзятом отношении к одной из сторон конфликта.

Член Высшего совета национальной безопасности Ирана на условиях анонимности прокомментировал эту ситуацию: «Мы, безусловно, поддерживаем мирные решения, и с самого начала вооруженных столкновений пытались различными способами стабилизировать обстановку. В то же время мы признаем права Азербайджанской Республики в отношении Нагорного Карабаха».

Однако в иранских политических кругах есть те, кто придерживается другого мнения, полагая, что нейтралитет Тегерана не принесет результатов и необходимо занять более жесткую позицию. Гани Назари, азербайджанец и представитель одного из регионов с азербайджанским большинством в иранском парламенте, судя по всему, недоволен официальной позицией Ирана: «Необходимо предпринять шаги в поддержку шиитской мусульманской страны в борьбе с Арменией. Позиция Министерства иностранных дел, похоже, идет вразрез с политикой государства. Армения создала угрозу для наших границ, нарушив суверенитет Азербайджана, и мы должны поддержать наших братьев-мусульман».

Иранские азербайджанцы вышли на улицы, чтобы выразить протест против официальной позиции своих властей и выразить солидарность с армией Азербайджана в ее войне против Армении.

В связи с эти возникает вопрос — почему в иранских кругах от Тегерана требуют занять более четкую позицию по конфликту? Почему они ожидали, что он встанет на сторону Армении?

Для ответа на этот вопрос нужно проанализировать отношения Тегерана с Азербайджаном и Арменией.

Ирано-азербайджанские отношения: много общих знаменателей и много обвинений

Азербайджан был частью Персидской империи, а позже отошел Российской империи в соответствии с Туркманчайским договором, положившим конец русско-персидской войне 1826-1828 годов. По этой причине иранцы называют этот документ унизительным.

Дружественные и братские отношения между Азербайджанской Республикой и ее северным соседом активно развивались и укреплялись, особенно в эпоху бывшего президента страны Гейдара Алиева.

Однако когда азербайджанцы установили тесные отношения с Израилем, врагом Исламской Республики номер один с 1979 года, между ними возникли разногласия.

«Иран был очень заинтересован в развитии отношений с Азербайджаном. У нас проживают миллионы иранских азербайджанцев, и есть много общего в культурном, религиозном и социальном планах. Готова быть союзником, но Азербайджанская Республика пошла другим путем, — отметил Феридун Маджлиси, бывший иранский дипломат и специалист по международным отношениям.

По словам Меджлиси, его страна неоднократно обсуждала с Баку вопрос об установлении дипломатических отношений с Израилем, но все попытки Ирана добиться нужной дистанции между Азербайджаном и израильтянами оказались безуспешными. «Тель-Авив всегда пытается расширить присутствие в пределах иранской региональной системы безопасности, и Тегеран неоднократно предупреждал Баку об опасности такой экспансии и выражал недовольство дружескими отношениями между ним и Израилем. Мы говорили азербайджанцам, что через эти отношения Тель-Авив хочет создать угрозу для безопасности Ирана», — добавил бывший дипломат.

Со временем на смену дружбе и общим знаменателям между Баку и Тегераном пришли разногласия и напряженность. Так, 2000 год положил начало спаду в отношениях двух стран: азербайджанский корабль подвергся нападению со стороны иранских судов в Каспийском море.

Начались взаимные обвинения. В 2012 году Служба государственной безопасности Азербайджана задержала 22 иранских граждан по обвинению в шпионаже. Кроме того, Баку объявил об аресте 40 человек по обвинению в сотрудничестве с иранской разведкой и Корпусом стражей исламской революции.

В ответ Иран обвинил посла Азербайджана в Тегеране в сотрудничестве с израильским агентством «Моссад» с целью убийства иранских ученых-ядерщиков.

Стоит отметить, что Тель-Авив является главным экспортером беспилотников в Азербайджан. По мнению Хусейна Бехешти Пура, не исключено, что операция с целью убийства иранских ученых-ядерщиков была осуществлена Израилем с территории Азербайджана.

Разумеется, напряженность между Ираном и Азербайджаном повлияла на объем торгового оборота между ними в то время, когда иранцы пытаются найти экономические рычаги для обхода американских санкций.

Так, в 2012 году, когда наблюдался рост напряженности между двумя странами, объем торгового оборота составил 300 миллионов долларов по сравнению с 500 миллионами долларов годом ранее.

Тем временем во время визита в Баку в 2012 году министр иностранных дел Израиля объявил, что объем торговли между его страной и Азербайджаном составил 4 миллиарда долларов, что в 13 раз превышает объем торгового обмена между Баку и Тегераном.

«С 2010 по 2012 год Азербайджан закрыл сотни иранских заводов, и можно сказать, выгнал со своей территории большинство иранских бизнесменов и инвесторов, пытавшихся убежать от экономических санкций», — рассказывает иранский экономический аналитик Али Факихи.

Когда президент Ирана Хасан Роухани вступил в должность в 2013 году, он взял на себя задачу восстановить хорошие отношения между Тегераном и Баку, и, хотя в полной мере сделать это ему не удалось, он смог в значительной мере снизить напряженность между ними.

Их объединила международная изоляция. Как Армения завоевала доверие Ирана?

В период непростых отношений с Азербайджаном Иран работал над развитием сотрудничества с Арменией.

Можно сказать, в отличие от Баку Еревану удалось завоевать доверие Исламской Республики, и главным образом этому способствовала изоляция Ирана и Армении. В то время как Тегеран сталкивается с экономическими санкциями и бойкотом со стороны международного сообщества из-за своей ядерной программы, Армения находится в географической изоляции, как страна, не имеющая выхода к морю и открытых границ с Азербайджаном и Турцией (по причине конфликтов с ними).

Армения решает сотрудничать с Ираном вместо того, чтобы полностью полагаться на торговлю с Грузией. В результате Исламская Республика становится незаменимым торговым коридором и поставщиком энергоресурсов для Армении. Кроме того, обе страны стремятся укреплять культурные связи: христианское меньшинство в Иране, имеет главным образом армянское происхождение, а Армения является излюбленным местом отдыха иранцев.

Ситуацию омрачило давление Соединённых Штатов на Армению по причине ее партнёрских отношений с Ираном. Так, Министерство финансов США наложило санкции на армянские компании и финансовые организации за их связи с Ираном, однако несмотря на это, сотрудничество в области торговли и энергетики между двумя странами продолжается до сих пор.

Феридун Маджлиси поделился мнением с Sasapost: «Армении удалось завоевать доверие иранского руководства, несмотря на все усиливающееся давление со стороны Соединенных Штатов. Это действительно дружественная нам страна и союзник, от которого нельзя отказываться».

Иран опасается турецкой поддержки в адрес Азербайджана

Тегеран оказался в непростой ситуации, находясь между Азербайджанской Республикой на севере и Арменией на юге, и пытается всеми способами найти мирное решение конфликта двух стран и избежать участия в войне.

Помимо этого и опасений перед лицом израильской экспансии в регионе через территорию Азербайджана на северо-западных границах, Иран обеспокоен поддержкой, оказываемой Баку Турцией.

Статьи по теме

иран и армения отношения сегодня 2020

Al Modon: Иран и кавказский фланг

Anadolu: какова позиция иранского руководства по Нагорному Карабаху?

Haaretz: Нетаньяху и Эрдоган против Ирана в Нагорном Карабахе?

Resalat: за конфликтом в Карабахе слышен «голос Америки»

Сообщения о том, что Анкара отправила в Азербайджан лояльных ей сирийских боевиков, встревожили Тегеран, и официальные лица Ирана подвергли критике роль Турции в азербайджано-армянском конфликте.

В беседе с консервативной газетой Kayhan Али Акбар Велаяти, советник верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи по международным делам, охарактеризовал роль Анкары в конфликте и заявил, что она «подливает масло в огонь».

Али Акбар Велаяти выразил удивление по поводу того, что Анкара настаивает на продолжении войны, и так прокомментировал сообщения об отправке сирийских боевиков в Азербайджан: «Мы надеемся, что эти сообщения не являются правдой».

«Иран не желает присутствия лояльных Анкаре сирийский боевиков на своей северной границе. Это серьезно беспокоит Исламскую Республику», — сказал эксперт по международным отношениям Хусейн Бехешти Пур.

В другое время и при иных обстоятельствах Иран мог бы вмешаться в конфликт между Азербайджаном и Арменией, как сделал это во многих странах региона (Ливан, Йемен, Ирак, Сирия), и выступить на стороне Армении, сделав ставку на защиту своих национальных интересов в большей степени, чем на идеологические факторы. Однако теперь, ввиду непростых обстоятельств, в которых находится страна, страха перед общественными беспорядками, разрушительной третьей волны пандемии коронавируса, арабских мирных договоров с Израилем и экономических санкций, разрушающих иранскую экономику, Тегеран не хочет ввязываться в новую войну. Мы видим, в каком тупике она находится.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник

Почему Иран отвернулся от Армении в её противостоянии с Азербайджаном

Разворот Тегерана трудно признать неожиданным

До последнего времени считалось, что в силу геополитических причин, прежде всего близкого сотрудничества Азербайджана с противниками Ирана – Израилем и Турцией, Тегеран в карабахском конфликте склоняется на сторону Армении.

иран и армения отношения сегодня 2020

иран и армения отношения сегодня 2020

В Ереване поддерживали эти представления, убеждая мир и самих себя, что иранская армия вот-вот вмешается во вновь вспыхнувшую войну на армянской стороне. При этом в Ереване, особенно в последние два года при власти Н. Пашиняна, уделяли мало внимания тому, чтобы сохранить и укрепить ситуативное союзничество с Ираном.

иран и армения отношения сегодня 2020

Н. Пашинян и президент Ирана Х. Роухани

Скорее, наоборот, всячески демонстрируя свою готовность проводить волю Вашингтона в регионе, Пашинян словно сознательно отталкивал единственное государство, через которое у Армении сохранялась нормальная сухопутная связь с окружающим миром. Путь через Грузию для неё надежным никогда не был. В то же время за эти годы Баку приложил немалые усилия, чтобы сгладить свои расхождения с Ираном, в том числе в связи с проживанием там 20-25-миллионной азербайджанской диаспоры, а также вбить клин в его отношения с Ереваном. И, похоже, это удалось. Тегеран с самого начала военных действий жёстко заявил о полной поддержке территориальной целостности Азербайджана и перекрыл все военные поставки в Армению.

иран и армения отношения сегодня 2020

И. Алиев и президент Ирана Х. Роухани

Активно распространявшиеся в некоторых СМИ, в том числе российских, сообщения о том, что военная помощь из Ирана всё же поступает в Армению, были объявлены иранцами не просто «ложными», но и «актом саботажа со стороны тех, кто выступает против тесных отношений между Ираном и Азербайджаном».

иран и армения отношения сегодня 2020

Направление главного удара азербайджанской армии на юге от Карабаха вдоль иранской границы говорит о том, что никакой угрозы с противоположной стороны пограничной реки Аракс она для себя не ощущает. Особенно ярко это продемонстрировал совершённый 17-18 октября прорыв на 20 километров спецназа Азербайджана к Худаферинскому гидроузлу и группе мостов.

иран и армения отношения сегодня 2020

Этот объект, включающий в себя крупное водохранилище и каскад ГЭС мощностью 280 МВт (1,4 млрд КВч в год), расположенный на ирано-азербайджанской границе к югу от Карабаха, возводился ещё по соглашению между СССР и Ираном. В последние годы ввиду занятия данной территории армянскими силами его достройкой по обе стороны Аракса занимались исключительно иранцы. Объект практически закончен и уже снабжает электроэнергией Карабах и прилегающие к нему занятые армянскими силами азербайджанские районы. Через него также поддерживалась дорожная связь мятежного региона с Ираном.

иран и армения отношения сегодня 2020

Исторический мост через Аракс и Худаферинская ГЭС

Окончательное юридическое согласие на достройку и пуск в эксплуатацию указанного комплекса Баку дал в мае. Тогда многие азербайджанские СМИ писали о «национальном предательстве» руководства страны, потворствующего врагам. Сейчас те же издания поют осанну «провидческому гению» главнокомандующего Ильхама Алиева. Дело в том, что по соглашению иранцы взяли под контроль 10-километровую зону вокруг объекта по обе стороны границы и при приближении азербайджанцев тут же передали причитающуюся им часть. Безусловно, это значительно облегчило занятие ими всей зоны, оставшейся без армянского прикрытия. Косвенным образом это свидетельствует о том, что, по крайней мере, в мае И. Алиев планировал до конца года решить карабахский вопрос военным путём, возможно, с ведома Тегерана. В Ереване должны были это понимать, но не поняли. Сейчас же перерезаны все прямые выходы Карабаха на Иран, что неизбежно затруднит снабжение непризнанной республики товарами жизненной необходимости даже при отсутствии ограничений на их поставки.

иран и армения отношения сегодня 2020

Начальники генштабов Азербайджана и Ирана

Если проследить всю недавнюю историю азербайджано-иранских отношений, то нынешний разворот событий трудно признать неожиданным. В 90-е гг. обе стороны начинали с крайне враждебных отношений. В Иране подумывали о распространении исламской революции на традиционно шиитский, крайне ослабленный в результате политических разборок Азербайджан и держали на своей территории так называемую бригаду Джавадова, грозившего свергнуть режим в Баку.

иран и армения отношения сегодня 2020

В свою очередь Азербайджан дал приют некоторым структурам леворадикальной Организации моджахедов иранского народа (ОМИН), ведущей борьбу против клерикального руководства Ирана. За свои методы ОМИН в то время была признана террористической организацией. В Иране упрекали Баку и в разжигании сепаратистских настроений среди многомиллионной общины иранских азербайджанцев.

иран и армения отношения сегодня 2020

Неудивительно, что в первой Карабахской войне Тегеран, по сути, поддержал Армению. В сознании некоторых армянских политиков это должно было сохраняться вечно. Однако всё меняется. Ещё при Гейдаре Алиеве были прикрыты враждебные друг другу структуры на территории Ирана и Азербайджана. В Тегеране стали приходить к выводу, что для удержания Баку от погружения в чрезмерную зависимость от Турции и Израиля надо выстраивать с ними прочное взаимовыгодное сотрудничество. Подобно израильским экспертам, полагающим, что завершение войны за Карабах пробудит в Азербайджане стремление к большей самостоятельности от Турции, их иранские коллеги рассчитывают, что похожая эволюция может произойти и в его отношении к Израилю. Свою роль в поддержке Тегераном позиции Баку по Карабаху сыграли и иранские азербайджанцы; достаточно сказать, что к этой общине принадлежит Верховный аятолла Ирана Али Хаменеи.

иран и армения отношения сегодня 2020

Верховный аятолла Али Хаменеи

Товарооборот Ирана и Армении в последнее время составлял около 300 млн долл. в год, а торговля с Азербайджаном приблизилась к 500 млн долл. В Тегеране уже нацеливаются на послевоенную кооперацию с Баку, главным направлением которой должен стать транспортный коридор «Север – Юг» от Индийского океана через Иран, Азербайджан, Россию вплоть до Балтики и Северного морского пути.

иран и армения отношения сегодня 2020

Пересечение широтного Великого шёлкового пути с меридианным «Север – Юг» на территории Азербайджана, несомненно, превратило бы его в транспортный узел континентального значения. Однако, по мнению иранцев, чтобы такой проект, выводящий Баку в лигу важных мировых игроков, состоялся, должен быть соблюдён ряд условий. В противном случае Иран предпочтёт развивать морской путь по Каспию, а не сухопутный через Азербайджан.

Иранские внешнеполитические эксперты, в частности, опасаются, что Азербайджан вместе с Грузией при содействии Турции может быть вовлечён в структуры НАТО и блок выйдет непосредственно на северную границу Ирана. Это лишь способствовало бы росту напряжённости и вызвало озабоченность в Иране и России, подрывая региональное сотрудничество. Проблемы Турции в отношениях с Западом, по мнению иранских экспертов, «меркнут» по сравнению со значением её членства в альянсе и вытекающих из него обязательств. Самим Азербайджану и Грузии такая напряжённость едва ли бы пошла на пользу, и наилучшим для них вариантом был бы мораторий на вступление в НАТО.

Источник

Иллюзия нормализации: Турция заманивает Армению в «коридор»

Одним из неожиданных последствий войны в Карабахе стало обоюдно выраженное намерение Армении и Турции нормализовать свои отношения. Элемент неожиданности обусловлен тем, что заявления руководства закавказской республики на протяжении всего хода боевых действий, продлившихся 44 дня, изобиловали антитурецкими констатациями и призывами.

Премьер-министр Никол Пашинян и президент Армен Саркисян практически во всех прошлогодних интервью зарубежным СИИ в период с конца сентября по 10 ноября 2020 года указывали на необходимость недопущения турецкого укоренения в зоне карабахского конфликта и военного присутствия Анкары на Южном Кавказе. Ближневосточная страна — член НАТО стала фактически стороной вооружённого конфликта, оказав Баку масштабную поддержку переброской на карабахский фронт боевиков из Сирии, планированием и командованием боевыми операциями, особенно на воздушном театре военных действий, а также интенсивным снабжением союзника развединформацией и беспрерывными поставками ударных систем.

За считаные недели до начала войны Армения обновила свою Стратегию национальной безопасности, где деструктивной роли Турции в регионе было уделено особое внимание. Можно также напомнить о принятом правительством Пашиняна в октябре 2020 г. и до сих пор действующем (с 1 января 2021 г.) решении запретить импорт турецких товаров в республику.

«Турция проводит недобрососедскую политику в отношении Армении, продолжая блокаду, отказываясь устанавливать дипломатические отношения без предусловий, отрицая, а в отдельных случаях оправдывая Геноцид армян. Одновременно оказываемое Турцией военно-политическое содействие Азербайджану ещë больше усиливает стремления последнего решить нагорно-карабахский конфликт военным путëм. Особенно чревата проблемами готовность Турции к скрытому или явному вмешательству в случае инициирования Азербайджаном военных действий. Незаконное применение силы Турцией в отношении соседних стран и народов, в свою очередь, угрожает стабильности широкого региона и делает еë возможные действия против Армении ещë более непредсказуемыми», — говорилось в утверждённой в июле 2020 года армянской Стратегии нацбезопасности.

Примечателен и следующий вывод, нашедший отражение в доктринальном документе, разработанном правительством Пашиняна: «Турция перестанет быть для нас угрозой безопасности в случае, если пересмотрит свою политику недобрососедства в отношении Армении и армянского народа».

Кто и что пересмотрел по итогам войны, оставляем на суд нашего читателя…

Совокупность указанных и некоторых других факторов подталкивала к мысли о том, что и без того крайне враждебные отношения между Анкарой и Ереваном после войны ещë долгие годы будут находиться на нулевой отметке. Однако Пашинян довольно внезапно сменил гнев на сдержанную, но милость по отношению к трудному соседу к западу от Армении. Появились разговоры об острой потребности перейти к «эпохе мира», перевернуть страницу глубокого недоверия друг к другу и попытаться нормализовать отношения. Эти разговоры зашли настолько далеко, что Анкара и Ереван на высшем политическом уровне обменялись «позитивными сигналами» и указанием на представившийся «исторический шанс».

Перспективы армяно-турецкой нормализации спустя год с окончания войны остаются призрачными. Идëт определённая внешнеполитическая разведка позиций, степени готовности сторон к уступкам на пути к установлению полноформатных дипломатических отношений и открытию общей границы.

С 1993 года в закрытом состоянии пребывает лишь наземная компонента границы двух стран, воздушное сообщение между ними для гражданской авиации продолжало действовать даже после проигранной Баку первой карабахской войны. С формальной точки зрения причина для сухопутного блокирования Турцией Армении год назад отпала, ибо Азербайджан вернул под свой контроль все семь районов вокруг Нагорного Карабаха, с мая 1994 года, момента заключения бессрочного перемирия, составлявших так называемый пояс безопасности вокруг непризнанной республики. Анкара пошла на этот шаг в 1993-м из чувства солидарности с «младшим братом». Теперь реалии «на земле» качественно иные, и логичным следствием удачного для турецко-азербайджанского тандема исхода 44-дневной войны была бы максимально сжатая по срокам транспортная деблокада Армении на суше.

Впрочем, Турция не была бы Турцией, а Реджеп Тайип Эрдоган — еë бессменным «раисом» (тур. — вождь, так называют главу государства его соратники и сторонники), если бы всë подчинялось обычной логике. Анкара не пойдëт на нормализацию с Ереваном без выдвижения собственных условий — главное понять, что они из себя могут представлять.

Под досье с условным названием «армяно-турецкая нормализация» уже заложена своя международно-правовая база, правда на отрезке 2008−2010 гг. оказавшаяся замороженной ввиду отказа правительства Эрдогана под давлением азербайджанского лидера Ильхама Алиева от ратификации в турецком парламенте и дальнейшей реализации на практике двух подписанных 10 октября 2009 года соглашений. Этими документами тогда стали протокол «Об установлении дипломатических отношений между Республикой Армения и Республикой Турция» и протокол «О развитии отношений между Республикой Армения и Республикой Турция». Очевидно, что если не всë, то значительная часть положений данных договорённостей в письменной форме будет перенесена на вторую попытку двусторонней нормализации. Конечно, с учëтом новой послевоенной ситуации в регионе и с поправкой на то, что Ереван на этот раз оказался в статусе проигравшего.

Армянская оппозиция не верит в «эпоху мира» с Турцией, отчаянно жестикулируя на нависшую над республикой угрозу «тюркизации», случись вдруг нормализация по лекалам турецко-азербайджанского тандема. Она права в том, что идти на такой судьбоносный шаг в условиях беспрецедентно ослабленной армянской государственности представляется крайне сомнительным. В том и состоят главная логика и одновременно ожидания Анкары от «замирения» Еревана, что восстановление отношений с соседом не может априори состояться как сделка двух равноправных субъектов. Текущие процессы подсказывают, что у Эрдогана будут не просто условия, а требования в адрес Армении. Не исключён и ультимативный тон с турецкой стороны, в том же вопросе «Зангезурского коридора».

Итак, Анкара может потребовать следующее от Еревана на пути к обмену посольствами (Турция 24 декабря 1991 года официально признала Республику Армения, но обмен дипмиссиями тогда не произошёл) и открытию наземной границы.

Один из еë главных приоритетов — дистанцирование правительства соседней страны от усилий разбросанной по всему миру армянской диаспоры в вопросе международного признания геноцида армян в османской Турции 1915−1922 гг. Такое признание приняло для Анкары угрожающий вид после того, как минувшей весной президент США Джо Байден в традиционном обращении 24 апреля определил массовое убийство армян на турецкой территории термином «геноцид».

Ожидать от Армении сворачивания процесса признания было бы с турецкой стороны абсолютно нереалистичным. Но углубить кризис в отношениях между властями закавказской республики и армянскими общинами за рубежом, который в настоящее время находится на пике из-за прошлогоднего «карабахского фиаско» Пашиняна, является вполне достижимой целью. К тому же Эрдогану необходимо противопоставить одной из самых проармянских администраций в Белом доме некие шаги сдерживания от принятия потенциальных шагов в защиту прав подвергшегося геноциду народа. Что ещë может сделать Байден для армян, помимо озвучивания слова «геноцид», не совсем ясно. Однако американо-турецкие отношения находятся в столь нестабильном состоянии, что Анкара, пожалуй, не гарантирована ни от чего, вплоть до попыток Вашингтона прижать еë картами давнего предшественника Байдена в Белом доме президента-демократа Вудро Вильсона, в 1920 году очертившего границы в Западной Армении (арбитражное решение 28-го президента США от 22 ноября 1920 г.).

К Севрскому договору 1920 года, предусмотревшему выход Армении к Чёрному морю и еë значительные территориальные приращения, в Турции до сих пор испытывают огромный страх. Он даже получил в экспертных кругах своë обозначение — «севрофобия». Как известно, Севрский договор был снят с международной повестки дня принятием Лозаннского договора 1923 года. Но при нынешнем хрупком миропорядке, повторим, ничего нельзя исключать. Поэтому любой «контргеноцидный» аргумент в руках Турции, продолжающей отрицать факт массовой резни армян на своей территории, будет для Эрдогана в ближайшие два года, до столетия образования Турецкой Республики и подписания Лозаннского договора, весьма полезным. На пути к этому вывеска под названием «армяно-турецкая нормализация» выступает в руках Анкары как огромным раздражителем во взаимоотношениях между Ереваном и армянской диаспорой, так и веским аргументом относительно того, что примирению с соседом «не следует мешать» продвижением процесса признания геноцида на международной арене.

Далее следует обратить внимание на заинтересованность Турции разбить лагерь еë геополитических противников неординарными дипломатическими шагами, пусть даже они и носят во многом имитационный характер. Турецкая Республика окружена исторически враждебными ей силами — от Греции на западе до Ирана на востоке. Степень такой враждебности может существенно варьироваться от одного турецкого соседа к другому. Однако они все объединены выраженным недоверием к Анкаре.

Армения в последние годы демонстрировала довольно невнятные сигналы относительно своего настроя влиться в коллектив под знамёнами «анти-Турция». После же обмена Ереваном и Анкарой «позитивными сигналами» о решимости нормализовать двусторонние отношения власти закавказской республики вовсе перешли в пассивную позицию в данном вопросе. Эрдогану легче решать проблемы с соседями в индивидуальном режиме, не допуская формирования по всему периметру турецких границ враждебного альянса с общей внешнеполитической повесткой. И армяно-турецкая нормализация является в этом деле важным пропагандистским инструментом для Анкары.

В вопросе турецкого стремления проложить «Зангезурский коридор» и связать его с процессом нормализации с Арменией не всë так очевидно, хотя многие комментаторы склонны придавать ему особое значение.

Транспортная коммуникация между Турцией и Азербайджаном была налажена ещë в 2017 году запуском железнодорожного пути Баку — Тбилиси — Карс (БТК). Прикаспийской республике дополнительный маршрут стыковки с железнодорожной сетью «старшего брата» не будет лишним, но в еë приоритете сквозное (через Сюникскую область Армении) сообщение со своим нахичеванским анклавом. Там стоит Отдельная общевойсковая армия ВС Азербайджана, и цели Баку применительно к «Зангезурскому коридору», по нашей оценке, большей степенью обусловлены соображениями военной логистики. В условиях напряжённых отношений с Ираном, у кого протяжённая граница с Нахичеванью, Баку не может полагаться на транзит в анклав через территорию южного соседа, тем более когда речь идëт о поставках грузов военного назначения.

В этом интересы Азербайджана и Турции органично сходятся, но последняя ставит выше немного иной приоритет — взять Армению в региональные тиски, когда к северу от еë границ будет действовать магистраль БТК, а южные рубежи — подпоясывать так называемый Зангезурский коридор, отсекающий Ереван от Исламской Республики. Анкаре важно разрушить планы Тегерана выйти к Чёрному морю, минуя турецкую территорию: коридор Север — Юг (Персидский залив — Армения — Грузия — Черноморский регион).

Параллельно ставится задача раз и навсегда снять с повестки проект строительства железной дороги Иран — Армения, реализовать который в период 2008—2013 гг. брался ещë Серж Саргсян, будучи тогда президентом республики, но так и не смог сдвинуть его с мёртвой точки. Зачем вкладывать миллиарды долларов в железнодорожный маршрут между Тегераном и Ереваном, если обе столицы могут быть подключены к действовавшей в советские годы дороге Джульфа — Ордубад (Нахичевань) — Мегри (Армения) — Горадиз («материковый» Азербайджан), задаются вопросом наши турецкие собеседники.

Анкара готова лишь подпустить Ереван к транзитным схемам в регионе, а не сделать его их полноправным участником. Если бы Турция следовала иной логике, то ей ничего не мешало бы обновить и перезапустить железную дорогу Карс — Гюмри (в советские годы — Ленинакан). Именно такая расконсервация этого трансграничного маршрута укладывалась бы в общую схему открытия наземной армяно-турецкой границы и нормализации отношений двух соседей в целом, стала бы значимым признаком надвигающейся «эпохи мира», о которой любит рассуждать Пашинян. Ведь Карс уже принимает грузы, идущие из Баку по БТК. Между тем возможность возобновления работы ж/д пути Карс — Гюмри в турецких речах полностью заглушается педалированием темы «Зангезурского коридора».

В июле 2014 года базирующаяся в Лондоне неправительственная миротворческая организация International Alert опубликовала коллективный труд авторов из Закавказского региона, где оценивались перспективы запуска ж/д пути Карс — Гюмри — Нахичевань — Мегри — Баку (КГНМБ). Один из выводов составителей экспертного доклада сводился к следующему:

«Армения получает существенную выгоду от запуска КГНМБ. Во-первых, появляется соединение с Турцией и выход на турецкие черноморские и средиземноморские порты, что особенно важно для (армянской) горнодобывающей промышленности. Во-вторых, запуск ветки из Джульфы на Иран принципиально меняет роль железнодорожной ветки КГНМБ для Армении, так как, помимо грузов, направляющихся из Ирана в Армению, появляются грузы, направляемые транзитом из Ирана через Армению в черноморские порты. При таком сценарии Армения начинает играть роль транзитной страны».

В том-то и дело, что Анкара и Баку не желают этой роли для Еревана. Его подключение к транспортным коммуникациям видится ими строго дозированным и умещается в «коридорную логику» использования армянской территории для собственных целей.

Полноценная нормализация отношений Армении и Турции в обозримой перспективе представляется крайне затруднительной. В условиях отрицания Анкарой факта геноцида армян примирение с Ереваном недостижимо, оно будет носить декоративный характер. На политическом поле и в общественных кругах двух стран есть серьёзные силы, которые создадут множество проблем для действующих властей, если те решатся на обмен посольствами и взаимные визиты высокопоставленных официальных лиц.

Не добившись в ходе войны цели вытеснения Турции из зоны карабахского конфликта, правительство Пашиняна впало в другую крайность, узрев «позитивные сигналы» от Эрдогана и напрочь забыв о собственной Стратегии национальной безопасности, где Турция характеризуется деструктивным игроком в регионе. По всем признакам, страна победившей «бархатной революции» продолжает свой тернистый путь исключительно методом проб и ошибок, где последних всегда оказывается непозволительно много.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *